Цифровая платформа (инфраструктура)
Цифровая платформа — это программная онлайн-инфраструктура, которая облегчает взаимодействие пользователей и транзакции.
Цифровые платформы могут действовать как агрегаторы данных, помогая пользователям ориентироваться в больших объемах информации, как в случае с поисковыми системами ; в качестве свах, обеспечивающих транзакции между пользователями, как в случае с цифровыми торговыми площадками ; или в качестве инструментов совместной работы для поддержки разработки нового контента, как в случае с онлайн-сообществами . [1] Цифровые платформы также могут сочетать в себе некоторые из этих функций, например, когда платформа социальных сетей позволяет как искать информацию, так и находить партнеров между пользователями. [2]
Цифровые платформы могут быть более или менее децентрализованы по своей архитектуре данных и управляться на основе более или менее распределенного принятия решений . [3] [4]
Операции
[ редактировать ]Основываясь на принципах управления , которые могут развиваться, платформы формируют то, как их пользователи управляют цифровыми ресурсами для создания социальных связей и выполнения рыночных транзакций. Цифровые платформы обычно полагаются на большие данные , хранящиеся в облаке, для выполнения алгоритмических вычислений, которые облегчают взаимодействие с пользователем. [5] Например, могут быть разработаны алгоритмы для анализа исторических предпочтений пользователя для предоставления целевых рекомендаций новых пользователей, с которыми можно связаться, или нового контента, который может представлять интерес.
Платформы могут быть многосторонними, то есть на платформу приходят качественно разные группы пользователей, чтобы сопоставить друг друга: покупатели с продавцами товаров, разработчики с пользователями приложений или потребители с рекламодателями . [1] Таким образом, цифровые платформы могут действовать как каталоги, торговые площадки, посредники и поставщики услуг, в зависимости от их направленности и групп пользователей, которых им удается привлечь. Операции платформы таковы, что платформенные организации чаще «подключаются и координируют», чем «командуют и контролируют». [6]
Экономическое и социальное значение
[ редактировать ]Цифровые платформы управляют многими аспектами нашей жизни: от социальных взаимодействий до потребления и мобильности. [5] [7] Вот почему ученый в области права и технологий Джули Э. Коэн описала цифровую платформу как «основную организационную форму развивающейся информационной экономики», которая может при некоторых обстоятельствах заменить традиционные рынки. [8]
Хотя измерить размер платформенной экономики в абсолютном выражении особенно сложно из-за методологических разногласий, [9] Существует консенсус в отношении того, что доходы, полученные от транзакций на цифровых платформах, быстро и стабильно растут в течение последних двадцати лет, при этом Всемирный экономический форум оценивает этот рост в 15-25% в год на развивающихся рынках. [10] По состоянию на 5 октября 2020 года все пять самых ценных корпораций, котирующихся на бирже в США, были в основном владельцами и операторами цифровых платформ ( Apple , Microsoft , Amazon , Facebook , Alphabet ), как и две крупнейшие корпорации в Китае ( Alibaba , Tencent ). [11] [12]
Цифровые платформы также все чаще выступают в роли посредников на мировых рынках труда как часть так называемой экономики свободного заработка .
Конкуренция между цифровыми платформами
[ редактировать ]Из-за существования сетевых эффектов конкуренция между цифровыми платформами следует уникальным закономерностям, изучаемым с разных точек зрения в области экономики, менеджмента, инноваций и юридических исследований. [13] Одной из наиболее ярких особенностей конкуренции цифровых платформ является стратегическое использование отрицательных цен для субсидирования роста. Отрицательные цены случаются, например, когда компания, выпускающая кредитные карты, предоставляет потребителям кэшбэк в дополнение к бесплатной кредитной карте, чтобы побудить торговцев присоединиться к их платежной сети. [14] Это представляет собой случай, когда платформа субсидирует одну сторону сети (потребителей) для привлечения пользователей на другой стороне (торговцев). Совсем недавно еще одной поразительной закономерностью стала растущая конкуренция между централизованными корпоративными платформами и децентрализованными платформами блокчейнов. [4] например, конкуренция в банковском секторе между традиционными финансовыми учреждениями и новыми предприятиями « децентрализованного финансирования » (DeFi) или в секторе файлового хостинга между такими компаниями, как Dropbox , BOX , Amazon Cloud , SpiderOak и Google Drive , на с одной стороны, и децентрализованная одноранговая альтернативная InterPlanetary File System — с другой.
Влияние на политику
[ редактировать ]Цифровые платформы оказывают значительное влияние на политику, обеспечивая быстрый обмен информацией, что формирует общественный дискурс и способствует распространению дезинформации. [15] Платформы социальных сетей, в частности такие, как Facebook, Google и Twitter, стали инструментом политических кампаний, позволяя политикам распространять свои сообщения через эти платформы. [16] Эти платформы использовали алгоритмы, анализируя поведение и предпочтения пользователей, чтобы направлять сообщения, чтобы оказать влияние на людей. [17] Это было видно на таких выборах, как референдум в ЕС в 2016 году, когда «политические боты» на цифровых платформах были нацелены на группы старшего возраста, обеспокоенные иммиграцией, за аргумент, что Великобритания должна выйти из Европейского Союза. [18] Участие цифровых платформ в политических кампаниях вызвало множество споров; Это вызвало обеспокоенность по поводу того, какое влияние эти цифровые платформы оказывают на политику. Были проведены обсуждения и приняты законы, регулирующие полномочия этих платформ. Такие законы, как Закон о цифровых услугах, были приняты для регулирования и обеспечения соблюдения цифровыми программами законов о модерации контента, конфиденциальности, согласии и защите данных. [19]
Примеры
[ редактировать ]Некоторые из наиболее известных цифровых платформ принадлежат, спроектированы и управляются коммерческими корпорациями, такими как Google , Amazon , Facebook , Alibaba , Tencent , Baidu и Yandex . [5] Напротив, некорпоративные цифровые платформы, включая операционную систему Linux , Wikipedia и Ethereum , управляются сообществом; у них нет акционеров и они не нанимают руководителей, отвечающих за достижение заранее определенных целей. [4]
Критика
[ редактировать ]Несмотря на свою заметную способность создавать ценность для частных лиц и предприятий, крупные корпоративные платформы в последние годы вызвали негативную реакцию. [20] Некоторые платформы подозреваются в антиконкурентном поведении . [21] продвижения формы надзорного капитализма , [22] о нарушении трудового законодательства , [23] и, в более общем смысле, формирования контуров цифровой антиутопии . [24] [5] Цифровые платформы, работающие в социальных сетях, используют бизнес-модель , которая подталкивает создателей контента к распространению дезинформации . [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Паркер Дж., Ван Олстайн М., Чоудари С. (2016). Платформенная революция: как сетевые рынки меняют экономику . WW Нортон и компания. ISBN 978-0393249132 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кусумано М., Гавер А. , Йоффи Д. (2019). Платформенный бизнес: стратегия в эпоху цифровой конкуренции, инноваций и власти . Харпер Бизнес. ISBN 978-0062896322 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Баран, Пол (1964). «О распределенных коммуникациях» . Корпорация РЭНД . РМ3420ПР.
- ^ Перейти обратно: а б с Вернь, Япония (2020). «Децентрализованная организация против распределенной: блокчейн, машинное обучение и будущее цифровой платформы» . Теория организации . 1 (4): 2631787720977052. doi : 10.1177/2631787720977052 . ISSN 2631-7877 . S2CID 229449495 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кенни М., Зисман Дж. (2016). «Рост платформенной экономики» . Проблемы науки и техники .
- ^ Тилсон, Дэвид; Лютинен, Калле; Соренсен, Карстен (18 ноября 2010 г.). «Комментарий к исследованию: цифровые инфраструктуры: недостающая программа исследований информационной безопасности» . Исследования информационных систем . 21 (4): 748–759. дои : 10.1287/isre.1100.0318 . ISSN 1047-7047 . S2CID 5096464 .
- ^ де Реувер, Марк; Соренсен, Карстен; Базоле, Рахул К. (2018). «Цифровая платформа: программа исследований» . Журнал информационных технологий . 33 (2): 124–135. дои : 10.1057/s41265-016-0033-3 . ISSN 0268-3962 . S2CID 13591491 .
- ^ Коэн, Джули (2017). «Закон о платформенной экономике» (PDF) . Обзор права Калифорнийского университета в Дэвисе . 51 .
- ^ «Ящик Пандоры платформенной экономики» . Еврофонд . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ Всемирный экономический форум (2015). «Расширение участия и ускорение роста: инфраструктурные потребности цифровой экономики» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 апреля 2015 г.
- ^ Кларк, Кен. «Где найти список акций S&P 500» . Инвестопедия . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ «Global 2000 — Крупнейшие публичные компании мира 2020» . Форбс . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ Ритвельд, Йост; Шиллинг, Мелисса А. (27 ноября 2020 г.). «Конкурс платформ: систематический и междисциплинарный обзор литературы» . Журнал менеджмента . 47 (6): 1528–1563. дои : 10.1177/0149206320969791 . ISSN 0149-2063 . S2CID 229464181 .
- ^ Чакраворти, Суджит (1 июня 2003 г.). «Теория сетей кредитных карт: обзор литературы» . Обзор сетевой экономики . 2 (2). дои : 10.2202/1446-9022.1018 . ISSN 1446-9022 . S2CID 201280730 .
- ^ Стемлер, Эбби (2019). «Пропаганда платформы и угроза совещательной демократии» . [Исследовательский доклад Школы бизнеса Келли MD.L.REV] . 77 (101): 17.
- ^ Вайдхьянатхан, Шива. Антисоциальные сети: как Facebook разъединяет нас и подрывает демократию (2-е изд.). Нью-Йорк: Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-005654-4 .
- ^ Слава, Эли. Фильтр-пузырь . Пингвин. ISBN 978-0241954522 .
- ^ Ховард, ПН (2018). «Алгоритмы, боты и политическая коммуникация на выборах в США 2016 года: проблема автоматизированной политической коммуникации для избирательного законодательства и администрации». Журнал информационных технологий и политики . 2 (15): 87.
- ^ ДСА. «Закон о цифровых услугах» .
- ^ «Facebook сталкивается с новым антимонопольным расследованием» . Новости Би-би-си . 06.09.2019 . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Дина, Шринивасан (2019). «Антимонопольное дело против Facebook: путь монополиста к повсеместному наблюдению, несмотря на предпочтение потребителей конфиденциальности» . Журнал делового права Беркли . 16 (1).
- ^ Зубофф, Шошана (2019). Эпоха капитализма наблюдения: борьба за человеческое будущее на новом рубеже власти (1-е изд.). Нью-Йорк. ISBN 978-1-61039-569-4 . OCLC 1049577294 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Калифорния подает в суд на Uber и Lyft по поводу предполагаемых нарушений трудового законодательства» . АП НОВОСТИ . 05.05.2020 . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ Тироль Ж. «Цифровая антиутопия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 18 декабря 2020 г.
- ^ Диас Руис, Карлос (30 октября 2023 г.). «Дезинформация на цифровых медиа-платформах: подход, формирующий рынок» . Новые медиа и общество . дои : 10.1177/14614448231207644 . ISSN 1461-4448 .