Jump to content

Налогообложение в Норвегии

Налогообложение в Норвегии взимается центральным правительством , муниципалитетом графства ( fylkeskommune ) и муниципалитетом ( kommune ). В 2012 году общие налоговые поступления составили 42,2% валового внутреннего продукта (ВВП). Существует множество прямых и косвенных налогов. Наиболее важными налогами с точки зрения доходов являются НДС , подоходный налог в нефтяном секторе, отчисления работодателей в фонд социального страхования и налог на «обычный доход» для физических лиц. Большую часть прямых налогов собирает Норвежская налоговая администрация ( Skatteetaten ), а большую часть косвенных налогов собирает Норвежская таможня и акцизные органы ( Toll-og avgiftsetaten ).

слово По-норвежски «налог» — «skatt» , происходит от древнескандинавского слова «skattr» . [1] Косвенный налог часто называют « авторским подарком» .

Налогообложение в Конституции

[ редактировать ]
Стортинг должен быть последней инстанцией в вопросах , касающихся финансов государства, включая налоги.

Согласно Конституции Норвегии , Стортинг должен быть последней инстанцией в вопросах, касающихся финансов государства, как расходов, так и доходов. Это следует из статьи 75а Конституции Норвегии:

На Стортинг возлагается обязанность... устанавливать налоги, пошлины, таможенные пошлины и другие государственные сборы, которые, однако, не будут оставаться в силе после 31 декабря следующего года, если только они не будут специально продлены новым Стортингом; [2]

Налоги, акцизы и таможенные пошлины принимаются Стортингом сроком на один год посредством ежегодного (пленарного) решения по налогам, акцизам и таможенным сборам. Поэтому Стортинг должен каждый год решать, в какой степени желательно изменить налоговую схему. По сути, в налоговых полномочиях Стортинга нет никаких других ограничений, предусмотренных статьей 75 а Конституции, кроме тех, которые предусмотрены самой Конституцией. Запрет на обратную силу законов в статье 97 Конституции является примером такого ограничения.

Стортинг ежегодно определяет максимальные налоговые ставки, применяемые к муниципальному подоходному налогу, и налог на имущество к окружному подоходному налогу. Муниципалитеты и окружные советы в соответствии со своим бюджетом принимают налоговые ставки, применяемые к местному подоходному налогу и налогу на имущество, в пределах максимальных ставок, установленных Стортингом. Кроме того, муниципалитеты могут взимать налог на недвижимость.

Министерство финансов разрабатывает налоговую программу правительства, которая включается в бюджетный проект. Бюджет подается в Стортинг как Предложение № 1 в Стортинг. [3]

Налоговое администрирование

[ редактировать ]

Налоговый год в Норвегии начинается 1 января.

Министерство финансов разрабатывает налоговую программу правительства.

В целях реализации налоговой программы, принятой Стортингом, Министерству финансов оказывают поддержку два подведомственных агентства и органа.

Налоговая администрация ( Skatteetaten ) обеспечивает правильное установление и сбор налогов. Он выдает налоговые карточки, собирает авансовый налог и проверяет формы налоговых деклараций, которые необходимо подавать каждый год. Налоговая администрация также определяет и контролирует взносы в национальное страхование и налог на добавленную стоимость, а также отвечает за предоставление профессиональных рекомендаций и инструкций местным налоговым управлениям, которые собирают прямые налоги. [4]

Таможенные и акцизные органы ( Toll-log avgiftsetaten ) обеспечивают правильное взимание и своевременную уплату таможенных и акцизных сборов. Кроме того, они отвечают за предотвращение незаконного ввоза и вывоза товаров в Норвегию. Таможенные и акцизные органы устанавливают и взимают таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость на импорт и специальные пошлины. [5]

Уровень налога

[ редактировать ]
Общие налоговые поступления в процентах от ВВП в Норвегии и ОЭСР , 1965–2007 гг.

В 2009 году общие налоговые поступления составили 41,0% валового внутреннего продукта (ВВП). Из стран-членов ОЭСР в Дании , Швеции , Бельгии , Италии , Франции , Финляндии и Австрии в 2009 году уровень налогов был выше, чем в Норвегии. Уровень налогов в Норвегии колебался между 40 и 45% ВВП с 1970-х годов. [6]

Относительно высокий уровень налогов является результатом большого норвежского государства всеобщего благосостояния . Большая часть налоговых поступлений расходуется на государственные услуги, такие как здравоохранение, работу больниц, образование и транспорт. [7]

На уровень доходов также влияет важная роль добычи нефти и газа в норвежской экономике .

Распределение налоговых поступлений

[ редактировать ]

В 2010 году 86% налогов было выплачено центральному правительству, 2% - региональному правительству, а местные органы власти получили 12% от общего объема налоговых поступлений.

Основными источниками доходов центрального правительства являются НДС, налог на доходы в нефтяном секторе, взносы работодателей в систему социального страхования и налог на «обычный доход» индивидуальных налогоплательщиков, тогда как основным источником доходов местных и региональных властей является налог на «обычный доход» от отдельных налогоплательщиков. обычный доход» от индивидуальных налогоплательщиков.

В таблице ниже представлен общий обзор основных групп налогов и показано, какие части государственного сектора получают доходы от каждой основной группы.

Начисленные налоги распределяются по кредиторам. Оценка на 2010 год. Миллиарды норвежских крон. [8]
Центральное правительство Местное самоуправление Региональное правительство Всего
Индивидуальные налогоплательщики 218.5 115.9 22.2 356.7
Налог на обычный доход 104.5 107.4 22.2 234.2
Доплата 19.0 - - 19.0
Взносы на социальное обеспечение работников и самозанятых 90.2 - - 90.2
Налог на чистое богатство 4.8 8.5 - 13.3
Предприятия (налоги которых подлежат уплате в следующем году после отчетного года) 59.2 1.3 0.2 60.8
Налог на прибыль (включая электростанции) 58.9 1.3 0.2 60.4
Налог на чистое богатство 0.3 - - 0.3
Налог на имущество - 6.6 - 6.6
Взносы работодателей на социальное обеспечение 132.0 - - 132.0
Косвенные налоги 290.7 - - 290.7
НДС 194.4 - - 194.4
Акцизы и таможенные пошлины 96.3 - - 96.3
Нефть 181.4 - - 181.4
Налог на доход 177.6 - - 177.6
Налог на добычу полезных ископаемых 3.8 - - 3.8
Прочие прямые и косвенные налоги 27.8 0.5 - 28.4
Социальное обеспечение и пенсионные взносы, другие счета центрального правительства и социального обеспечения 21.0 - - 21.0
Налог на дивиденды иностранным акционерам 1.7 - - 1.7
Налог на наследство и дарение 2.2 - - 2.2
Другие налоги 2.9 0.5 - 3.4
Итого прямые и косвенные налоги 909.7 124.3 22.5 1 056.5
Из них прямые налоги 619.0 124.3 22.5 765.8

Прямые налоги

[ редактировать ]
Предельные ставки налога на заработную плату для лиц 1 класса с учетом только стандартных вычетов, 2010 г.

Норвегия, как и некоторые другие страны Северной Европы , ввела двойной подоходный налог . В рамках двойного подоходного налога доходы от труда и пенсии облагаются налогом по прогрессивной ставке, а доходы от капитала облагаются налогом по фиксированной ставке. [9]

Взносы национального страхования работников и самозанятых

[ редактировать ]

Взносы национального страхования ( trygdeavgift ) взимаются с личного дохода ( personinntekt ). Личный доход включает в себя доход от заработной платы и доход от предпринимательской деятельности, полученный в результате активной деятельности, но, как правило, не является доходом от капитала, при этом не производятся вычеты из трудового дохода и ограничено право взимать вычеты из дохода от предпринимательской деятельности. Ставка налога составляет 5,1% для пенсионных доходов, 8,2% для доходов от заработной платы и 11,4% для других доходов от предпринимательской деятельности. [8]

Взносы на социальное обеспечение не выплачиваются при доходе ниже порога льготной карты ( фрикортгренсе ). В 2018 году этот порог составляет 54 650 норвежских крон. [10] Затем взносы на социальное обеспечение выплачиваются по выравнивающей ставке 25% (от дохода выше 54 650 норвежских крон) до тех пор, пока это не приведет к более высокому общему налогу, чем при использовании стандартной ставки налога на все личные доходы. Тогда используются общие тарифы. [8]

Взносы на социальное обеспечение. Налоговые ставки и пороги на 2018 год [11]
Снижение порога выплаты взноса социального страхования работника 54 650 норвежских крон
Скорость выравнивания 25.0%
Ставка
Заработная плата 8.2%
Доход от самозанятости в первичном секторе 8.2%
Доход от другой самозанятости 11.4%
Пенсионный доход и т.д. 5.1%

Налог на обычный доход

[ редактировать ]

Обычный доход ( alminnelig inntekt ), который состоит из всех налогооблагаемых доходов (заработная плата, пенсии, доходы от предпринимательской деятельности, налогооблагаемый доход от акций и другие доходы) за вычетом вычетов (убытков, процентов по долгам и т. д.), облагается налогом по фиксированной ставке 23% в 2018. Для жителей северных Трумса и Финнмарка ставка налога ниже — 19,5%. В 2010 году налог на обычный доход делится на местный налог ( kommunale skattøre ) в размере 12,80%, региональный налог ( fylkeskommunale skattøre ) в размере 2,65% и налог в центральное правительство ( fellesskatt ) в размере 12,55%. [12]

Средние ставки налога на заработную плату для лица 1 класса с учетом только стандартных вычетов, 2010 г.

Текущая система подоходного налога имеет два стандартных вычета: минимальный стандартный вычет ( minstefradrag ) [13] и персональные надбавки . [14]

Минимальный стандартный вычет устанавливается как пропорция дохода с верхними и нижними пределами. Для дохода в виде заработной платы ставка составляет 45%, а верхний предел — 97 610 норвежских крон в 2018 году. Нижним пределом является так называемое специальное пособие по заработной плате ( lønnsfradrag ), которое в 2018 году составляет 31 800 норвежских крон. Минимальный стандартный вычет для пенсионного дохода составляет немного ниже базовой надбавки к заработной плате.

Персональное пособие представляет собой стандартный вычет из обычного дохода, то есть оно выплачивается из всех доходов (заработная плата, пенсии, капитальные и коммерческие доходы).

Стандартные вычеты. Налоговые ставки и пороги на 2018 год
Личное пособие
Все 54 750 норвежских крон
Минимальный стандартный вычет из заработной платы
Ставка 45.0%
Нижний предел 4000 норвежских крон
Верхний предел 97 610 норвежских крон
Базовая надбавка к пенсионному доходу
Ставка 31.0%
Нижний предел 4000 норвежских крон
Верхний предел 83 000 норвежских крон
Специальное пособие по заработной плате 31 800 норвежских крон

Обычный доход представляет собой концепцию чистого дохода, означающую, что из него будут вычтены затраты, понесенные для получения дохода. Таким образом, расходы, связанные с получением дохода, подлежат вычету, если они превышают базовый размер пособия. Существует также несколько других вычетов из обычного дохода; специальное пособие по инвалидности, специальная налоговая льгота для пенсионеров, правило ограничения налогов для инвалидов, пособие морякам, пособие рыбакам, специальное пособие для самозанятых в сельском хозяйстве, специальное пособие для высоких расходов, связанных с болезнью, пособие для выплат в индивидуальные пенсионные схемы , пособие на проезд между домом и работой, пособие на пожертвования волонтерским организациям, пособие на уплаченные профсоюзные взносы, пособие на сберегательную программу домашних инвестиций для людей в возрасте до 34 лет, родительское пособие на документально подтвержденные расходы на присмотр за детьми и уход за детьми и т. д. [8]

Акционерная модель
[ редактировать ]

Акционерная модель ( aksjonærmodellen ) подразумевает, что дивиденды, превышающие безрисковый доход от инвестиций (стоимость акций), облагаются налогом как обычный доход при распределении среди частных акционеров. Если добавить к налогу на компанию в размере 28%, это даст общую максимальную максимальную ставку налога на дивиденды в размере 48,16% (0,28+0,72*0,28). [15] Ставка корпоративного налога в 2014 году составляет 27%, что дает предельную ставку налога на дивиденды в размере 46,71%. [16]

Та часть дивидендов, которая не превышает безрисковую доходность инвестиций, не облагается налогом со стороны акционера и, таким образом, облагается только 28% налогом на компанию. Если дивиденды за один год меньше рассчитанных безрисковых процентов, излишек суммы, не облагаемой налогом, может быть перенесен для зачета в счет дивидендов, распределенных в более поздний год, или в счет любого прироста капитала от отчуждения той же акции. [15]

Метод защиты партнерских отношений
[ редактировать ]

Метод защиты для партнерств ( skjermingsmetoden for deltakerlignede selskaper или deltakermodellen ) подразумевает, что партнеры облагаются налогом по ставке 28% на весь доход независимо от распределения, дополненный дополнительным налогом в размере 28% на распределенную прибыль. Чтобы компенсировать первоначальные 28% налогообложения, налогообложению будет подлежать только 72% распределяемой прибыли. Кроме того, налогообложению будет подлежать только распределенная прибыль, превышающая безрисковый процент на капитал, вложенный в товарищество. Максимальная предельная ставка налога на распределенный доход составит 48,16 процента (0,28+0,72*0,28). [15]

Метод защиты для самозанятых лиц
[ редактировать ]

Метод защиты для индивидуальных предпринимателей ( skjermingsmetoden for enkeltpersonforetak или foretaksmodellen ) подразумевает, что прибыль бизнеса, превышающая безрисковый процент на вложенный капитал, облагается налогом как личный доход (налоговая база для взносов на социальное страхование и подоходного налога). [15]

Брекет-налог

[ редактировать ]

Подоходный налог с населения ( trinnskatt ), как и взносы в систему социального обеспечения наемных работников и самозанятых, взимается с личного дохода. В 2018 году взимается налог с четырех различных категорий доходов: [17]

Подоходный налог. Налоговые ставки и пороги на 2018 год [17]
Кронштейн Порог (НОК) Ставка
 0 – 174,500 0
Шаг 1 174,500 – 245,650 1.9%
Шаг 2 245,650 – 617,500 4.2%
Шаг 3 617,500 – 964,800 13.2%
Шаг 4 964,800+ 16.2%

Взносы работодателей на социальное обеспечение

[ редактировать ]

Работодатели как в частном, так и в государственном секторе обязаны платить взносы социального страхования работодателя на затраты на рабочую силу. Взносы работодателей на социальное обеспечение дифференцированы по регионам, поэтому ставка налога зависит от того, где расположен бизнес. В 2018 году ставки варьируются от 0% до 14,1%. [18]

С учетом взносов работодателей на социальное обеспечение максимальная предельная ставка налога на затраты на рабочую силу составляет 53,2%. [19]

Корпоративное налогообложение

[ редактировать ]

Корпоративная налогооблагаемая прибыль (обычный доход) облагается налогом по фиксированной ставке 23%. [20] [ не удалось пройти проверку ] Налоговая база представляет собой сумму операционной прибыли/убытка, финансовых доходов и чистого прироста капитала за вычетом налоговой амортизации. Кроме того, прибыль облагается налогом на руку владельца посредством налога на дивиденды и прирост капитала. [15]

Метод освобождения

[ редактировать ]

Метод освобождения ( норвежский : fritaksmetoden ) подразумевает, что компании с ограниченной ответственностью освобождаются от налога на дивиденды и на прирост капитала от отчуждения акций, соответственно было отменено право на вычет убытков по акциям. В сочетании с предложением модели налогообложения индивидуальных акционеров (модель акционеров) дивиденды и доходы от акций будут облагаться налогом на добычу из корпоративного сектора, и только в той степени, в которой такой доход превышает безрисковую норму прибыли. [21]

Налогообложение нефтяной деятельности

[ редактировать ]

Налогообложение нефтяной деятельности основано на правилах, регулирующих обычное налогообложение бизнеса. Существует значительная избыточная доходность (ресурсная рента), связанная с добычей нефти и газа. Поэтому в дополнение к обычному подоходному налогу в размере 23% был введен специальный налог в размере 51% на доходы от добычи нефти. Следовательно, предельная ставка налога на сверхдоход в нефтяном секторе составляет 78%. [22]

Налогообложение электростанций

[ редактировать ]

Налогообложение электростанций основано на правилах, регулирующих обычное налогообложение предприятий. Производство гидроэлектроэнергии связано со значительной избыточной доходностью (ресурсной рентой). Поэтому в дополнение к обычному подоходному налогу в размере 23% введен специальный налог в размере 30% на доходы от гидроэлектростанций. Следовательно, предельная ставка налога на сверхдоход в энергетическом секторе составляет 58%. [23] [24]

Налогообложение доходов от судоходства

[ редактировать ]

Доходы судоходных компаний от судоходства освобождаются от подоходного налога, но они платят тоннаж судов, которыми владеют, а в некоторых случаях и судов, которые нанимают. Налог рассчитывается на основе чистой вместимости судна (тонны). Этот тоннажный налог должен быть уплачен независимо от того, находилось ли судно в эксплуатации или нет. [25] [26]

Налог на чистое богатство

[ редактировать ]

Налог на богатство взимается как на муниципальном, так и на центральном уровне правительства. Налоговая база представляет собой чистое богатство за вычетом базового вычета. В 2018 году базовый вычет составит 1 480 000 норвежских крон (вдвое больше для супружеских пар). Стоимость личного проживания оценивается примерно в 25% от его рыночной стоимости для целей налогообложения. Остальные жилые помещения оцениваются в 90% от рыночной стоимости. [27] В результате базового вычета в сочетании с мягкими правилами оценки, особенно жилья, налог на богатство не имеет большого значения для большинства домохозяйств-плательщиков налогов. Ставка муниципального налога составляет 0,7%, а ставка национального налога — 0,4% по состоянию на 2023 год по сравнению с 0,15% в 2018 году. [28]

Утверждалось, что повышение ставки налога на богатство в 2022 году заставило более 30 миллиардеров покинуть Норвегию. [29] однако другие оспорили это утверждение, указав на изменение закона о налоге на прирост капитала, которого можно было избежать, покинув страну до 29 ноября 2022 года. [30]

Налог на наследство и дарение

[ редактировать ]

Налог на наследство в Норвегии был отменен в 2014 году. [31]

До отмены налог на наследство и дарение имел нулевую ставку для налогооблагаемых сумм до 470 000 норвежских крон. Начиная с этого уровня ставки варьировались от 6% до 15% в зависимости от статуса бенефициара и размера облагаемой суммы. [8]

Налог на наследство и дарение. Налоговые ставки и пороговые значения на 2010 год [8]
Порог
Уровень 1 470 000 норвежских крон
Уровень 2 800 000 норвежских крон
Цены
Дети и родители
Уровень 1 6.0%
Уровень 2 10.0%
Другие бенефициары
Уровень 1 8.0%
Уровень 2 15.0%

Налог на имущество

[ редактировать ]

Муниципальные советы могут принять решение о введении налога на имущество в соответствии с Законом о налоге на имущество. Все владельцы недвижимости могут быть обязаны платить этот налог. Налог рассчитывается в размере от 0,2 ‰ до 0,7 ‰ от стоимости недвижимости. [32] В 2009 году 299 муниципалитетов решили облагать налогом недвижимость, а 131 муниципалитет решил не взимать налог на недвижимость. [33]

Косвенные налоги

[ редактировать ]

Налог на добавленную стоимость

[ редактировать ]

Налог на добавленную стоимость ( норвежский : merverdiavgift ) — это налог на потребление, который должен платиться за внутренние продажи товаров и услуг, подлежащих налогообложению во всех звеньях цепочки распределения, а также при импорте. Ставки НДС на 2013 год следующие:

  • 25% общая ставка
  • 15% на продукты питания
  • 12% на оказание услуг пассажирского транспорта и закупку таких услуг, на сдачу в аренду гостиничных номеров и домов отдыха, а также на транспортные услуги по переправке транспортных средств в рамках внутренней дорожной сети. Такая же ставка применяется к культурным мероприятиям, музеям, билетам в кино и к телевизионной лицензии. [8]

В принципе, все продажи товаров и услуг облагаются НДС. Однако некоторые поставки освобождены от налога (без зачета входящего налога), а это означает, что такие поставки полностью выходят за рамки Закона о НДС. Предприятия, которые имеют только такие поставки, не могут зарегистрироваться плательщиком НДС и не имеют права вычитать НДС. Финансовые услуги, услуги здравоохранения, социальные услуги и образовательные услуги не подпадают под действие Закона о НДС. [34]

Некоторые поставки имеют нулевую ставку (освобождены с вычетом входящего налога). Если поставка имеет нулевую ставку, это означает, что поставка подпадает под действие Закона о НДС, но выходной НДС не рассчитывается, поскольку ставка равна нулю. Газеты, книги и периодические издания имеют нулевую ставку. [35]

Акцизные сборы ( норвежский : særavgifter ) — это налоги, взимаемые с определенных товаров и услуг иностранного или отечественного происхождения. Кроме того, существуют акцизы, связанные с владением или сменой владельца определенных товаров и недвижимости. Доходы в основном происходят из первой категории.

Акцизные сборы могут иметь чисто фискальную основу, т.е. они предназначены только для увеличения государственных доходов, но акцизные сборы также могут использоваться в качестве инструмента для корректировки внешних эффектов, например, связанных с использованием продуктов, наносящих вред здоровью и окружающей среде.

Наиболее важными акцизными сборами в Норвегии с точки зрения доходов являются налог на алкогольные напитки, налог на табачные изделия, налог на регистрацию автотранспортных средств, годовой налог на автотранспортные средства, налог на использование дорог на бензин, налог на использование дорог на дизельное топливо, налог на потребление электроэнергии. , налог на CO 2 и гербовый сбор. [8]

Таможенные пошлины

[ редактировать ]

Таможенные пошлины ( норвежский : toll ) оплачиваются при ввозе товаров. Обычная ставка таможенных тарифов применяется к товарам, импортируемым из стран, с которыми Норвегия не заключила соглашение о свободной торговле (ССТ), а также к товарам, импортируемым из страны-участницы ЗСТ, но не удовлетворяющим установленным условиям преференциального тарифного режима. в этих соглашениях. На все товары, происходящие из наименее развитых стран, распространяется беспошлинный режим. [36]

Таможенные пошлины на сельскохозяйственную продукцию являются важной частью общей поддержки норвежского сельского хозяйства. Из промышленных товаров в настоящее время таможенными пошлинами облагаются лишь некоторые виды одежды и текстиля.

Средний возраст

[ редактировать ]
Ландслов Магнуса Лагаботе
Национальная архивная служба Норвегии

Налогообложение в Норвегии восходит к мелким королевствам до объединения Норвегии . Короли мелких королевств не были постоянными жителями одного-единственного королевского поместья, а перемещались по своему королевству, останавливаясь на некоторое время в королевских поместьях в каждой его части. Крестьяне в районе пребывания короля были обязаны выплачивать королю и его приближенным натуральную плату. Это обязательство называется veitsle . Такое представление крестьян своему королю, скорее всего, было важным и необходимым источником дохода для мелких королевств и давало возможность королю и его окружению жить за счет прибылей фермерского общества. [37] : 297  Вейтле было продолжено, когда возникло единое Норвежское королевство. Кроме того, раннее национальное королевство имело другие случайные налоговые поступления, такие как финнскатт (и, возможно, налоговые поступления с Шетландских , Оркнейских , Фарерских и Гебридских островов ), а также торговые и туристические сборы ( ландаурар ). [37] : 294 

Вторым важным налогом, возникшим в ходе объединения, стал лэйданг . Первоначально это была оборонительная схема, при которой все вооруженные люди встречались и сражались за своего короля, когда мир находился под угрозой, но в Норвегии лейданг превратился в первую очередь в военно-морскую оборону. Соглашение между королем и его людьми должно было с самого начала включать расположение экипажа, а также систему снаряжения и снабжения. Самым важным регулярным, часто ежегодным бременем для населения, должно быть, было диетическое питание для экипажа флота Лейданга . Провизионная система вскоре превратилась в обычный налог — налог Лэйданг . Лейданг « был кодифицирован в провинциальных законах ( закон Гулатинга и закон Фростинга ), а затем в Магнуса Лагаботе » Ландслове . [37] : 262–73 

Налоги требовал не только король. Церковь имела значительные налоговые поступления в виде десятины , которые стали законом для большей части страны во времена Магнуса Эрлингсона (1163-1184). [38]

Кальмарский союз и союз с Данией

[ редактировать ]

В 1500-х годах налог на Лейданг был дополнен дополнительными налогами, взимаемыми, когда правительству требовались дополнительные доходы, например, в военное время. С 1600 г. дополнительные налоги взимались чаще, а около 1620 г. налог стал ежегодным. Налог на лейлендинга (фермера-арендатора) представлял собой налог на имущество , при котором фермы делились на три группы в зависимости от размера ферм (полные фермы, полуфермы и заброшенные фермы ). Налог с 1640-х годов зависел от земельной ренты. В 1665 году в Норвегии появился первый земельный реестр ( норвежский : matrikkel ), в котором арендная плата за землю отражала стоимость продукции фермы. Таким образом, кредитный налог представлял собой налог на ожидаемую прибыль в сельском хозяйстве. [39]

В 17 веке значение таможни как источника дохода возросло, и она стала основным источником дохода правительства Норвегии. Были повышены как ставки, так и количество тарифов на товары. Примерно до 1670 года основной целью таможенной пошлины было обеспечение государственных доходов, но постепенно таможня стала инструментом торговой политики, используемым для защиты внутреннего производства от конкуренции со стороны импортных товаров. [39]

В 17 веке были введены акцизы. Старейшим акцизным сбором, до сих пор действующим в Норвегии, является гербовый сбор , возникший на основании Постановления о папире от 16 декабря 1676 года. [40]

В 1762 году был введен новый личный налог — дополнительный налог ( экстраскаттен ) единовременный налог в размере одного риксдалера на каждого человека старше 12 лет. Налог вызвал бурю негодования, и после серии жалоб королю и регулярных беспорядков, Стрилской войны, налог был снижен и окончательно отменен в 1772 году. [41]

В 1816 году ряд старых налогов государству были объединены и заменены прямым земельным и городским налогом ( норвежский : repartisjonsskatt ). Сумма налога делилась на деревни 4/5 и города на 1/5. Налог взимался с поземельной книги в деревнях и главным образом с доходов и экономической деятельности в городах. Налог был очень непопулярен среди фермеров, и он был отменен, когда представители фермеров получили большинство на выборах 1836 года. С 1836 по 1892 год прямых налогов государству не существовало. [42]

До 1882 г. муниципальные расходы покрывались несколькими видами налогов. Налоги выплачивались непосредственно в различные фонды, которые отвечали за финансирование и эксплуатацию различных видов муниципальных служб. В городах существовало два основных налога: городской налог и налог на бедных. Городской налог первоначально взимался с недвижимости и предприятий, но в 19 веке он превратился в налог на недвижимость. В деревне средств было больше, чем в городах. Самыми важными были фонд помощи бедным и школьный фонд. Налоги в эти фонды определялись соответственно комиссией бедных и школьной комиссией и определялись доходом, богатством и стоимостью собственности. После введения в 1837 муниципального самоуправления влияние выборных представителей в комиссиях и комиссиях возросло, и налоги вскоре оказались под контролем муниципального совета. [42]

В налоговой реформе 1882 г. была отменена система распределения доходов на определенные цели или фонды. Налог на доходы и имущество стал обязательной налоговой базой в дополнение к налогу на имущество. Доходы и богатство оценивались налоговыми органами по усмотрению. Валовой доход за вычетом затрат на получение дохода назывался ожидаемым доходом. Затем ему было предоставлено пособие в зависимости от семейных обязанностей, чтобы получить налогооблагаемый доход. [43]

В период 1836–1892 гг. государственных налогов не было. Государство получало доходы от таможенных и акцизных сборов. Однако эта налоговая база была слишком узкой, чтобы покрыть рост государственных расходов в конце XIX века. Поэтому в 1892 году был введен прогрессивный подоходный и имущественный налоги государству. [44]

Налоговая реформа 1911 г. не привела к существенным изменениям в налоговой системе. Основное изменение заключалось в том, что налоговая декларация была введена . До налоговой реформы 1911 года налоговые органы оценивали облагаемые налогом доходы и имущество. Эта система теперь была заменена самими налогоплательщиками, предоставляющими данные о доходах и богатстве. [45]

На протяжении XIX века и до Первой мировой войны таможня была основным источником дохода правительства. Большую часть этого периода таможенные пошлины составляли более 80% доходов правительства. На протяжении ХХ века тарифы имели все меньшее и меньшее финансовое значение. Акцизы также были важным источником доходов правительства. В 19 веке налог на алкоголь и гербовый сбор были важными источниками дохода. Акцизы стали еще более важными во время Первой мировой войны, когда были введены налоги на табак и автомобили. Налог с продаж был введен в 1935 году. Это был накопительный налог, который первоначально составлял 1% от рыночной стоимости каждого коммерческого уровня. Впоследствии ставка была увеличена в несколько раз. В 1970 году GST был заменен налогом на добавленную стоимость (НДС). [46]

Налоговая реформа 1992 года

[ редактировать ]

В последнее время в Норвегии прошли две крупные налоговые реформы. Первая, налоговая реформа 1992 года, была всеобъемлющей и принципиальной реформой, соответствующей международной тенденции расширения налоговой базы и снижения ставок. Корпоративное налогообложение было построено таким образом, чтобы налогооблагаемая прибыль соответствовала фактическому профициту бюджета. Это означало, среди прочего, что различные отрасли, формы собственности, методы финансирования и инвестиции рассматривались одинаково (нейтральность) и что доходы и связанные с ними расходы облагались одной и той же налоговой ставкой. В НДФЛ введено более четкое разграничение между трудовыми доходами и инвестиционными доходами (сплит – двойная система подоходного налога). Обычный доход, доход за вычетом стандартных вычетов и вычитаемых расходов, представлял собой налоги по фиксированной ставке 28%. С личных доходов, доходов от работы и пенсий дополнительно взимались взносы социального страхования и подоходный налог. Чтобы избежать того, что доходы, которые облагались налогом на корпоративном уровне, также облагались налогом на индивидуальном уровне (двойное налогообложение), был введен налоговый кредит на вменение дивидендов и доходов казначейской системы.

Налоговая реформа 2006 г.

[ редактировать ]

После налоговой реформы 1992 года предельная ставка налога на трудовой доход была намного выше, чем предельная ставка налога на доход от капитала. Самозанятым было выгодно конвертировать трудовой доход в доход от капитала (перемещение дохода). В ходе налоговой реформы 2006 года проблема перемещения доходов была решена за счет снижения максимальной предельной ставки налога на трудовые доходы и введения налога на дивиденды и прирост капитала с прибыли, превышающей нормальную доходность инвестированного капитала (модель акционера). Акционеры компаний были освобождены от налога на дивиденды и прирост капитала (метод освобождения), в то время как собственность и партнерства облагались налогом по тем же принципам, что и модель акционеров.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Бокмолсордбока» (на норвежском языке). Документация проекта/EDD. 28 июля 2008 г.
  2. ^ «Конституция» . Стортингет . 11 сентября 2008 г.
  3. ^ «О Стортинге: Бюджет» . Стортингет . 27 мая 2008 г.
  4. ^ «Налоговая администрация (Skatteetaten)» . Министерство финансов . 27 октября 2006 г. Проверено 24 ноября 2010 г.
  5. ^ «Таможенные и акцизные органы (Toll-og avgiftsetaten/Tollvesenet)» . Министерство финансов . 27 октября 2006 г. Проверено 24 ноября 2010 г.
  6. ^ «OECD.Stat извлекает статистику доходов — сравнительные таблицы» . ОЭСР . Проверено 1 октября 2012 года .
  7. ^ «Избранные темы: Прямые и косвенные налоги» . Министерство финансов . Проверено 24 ноября 2010 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Основные особенности налоговой программы Правительства на 2011 год» . Министерство финансов . 5 октября 2010 г.
  9. ^ Клейнбард, Эдвард Д. (2010). «Американский налог на двойной доход: прецеденты стран Северной Европы». Северо-западный журнал права и социальной политики . 5 (1). Юридический факультет Северо-Западного университета: 41–86. ССНН   1595079 .
  10. ^ «Бесплатная карта» . Шведское налоговое агентство (на норвежском языке) . Проверено 25 ноября 2010 г.
  11. ^ «Взносы национального страхования» . Скаттететатен . Проверено 18 декабря 2017 г.
  12. ^ «Предложение 1 ЗС (2010–2011 гг.) Налоги и сборы 2011 г., 3.5 Изменения в составе плательщиков муниципальных и уездных налогов и совокупного налога за 2011 г.» . Министерство финансов (на норвежском языке). 5 октября 2010 г.
  13. ^ «Минимальный стандартный вычет» . Скаттететатен . Проверено 18 декабря 2017 г.
  14. ^ «Личное пособие» . Норвежское налоговое агентство . Проверено 18 декабря 2017 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Министерство финансов. «Система корпоративного налогообложения и налогообложение доходов с капитала» . Проверено 27 ноября 2010 г.
  16. ^ «Предложение правительства по налоговой схеме на 2014 год» . Government.no (на норвежском языке). 8 ноября 2013 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Налог на брекет» . Скаттететатен . Проверено 18 декабря 2017 г.
  18. ^ «Взносы национального страхования работодателя» . Скаттететатен . Проверено 18 декабря 2017 г.
  19. ^ «Максимально эффективные предельные налоговые ставки» . Скаттететатен . Проверено 18 декабря 2017 г.
  20. ^ «Taxnorway: Уплата налога и налога на добавленную стоимость за компанию» . Норвежская налоговая администрация . Проверено 2 июля 2015 г.
  21. ^ «Пресс-релиз 81/2004 Освобождение от налога на доходы компаний от акций» . Министерство финансов . Проверено 27 ноября 2010 г.
  22. ^ «Налогообложение нефтяной деятельности» . Министерство финансов . Архивировано из оригинала 17 августа 2013 года . Проверено 18 февраля 2014 г.
  23. ^ «Скаттеловен §§ с 18-1 по 18-8» . Government.no (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 17 августа 2013 года . Проверено 27 ноября 2010 г.
  24. ^ «Налоговое решение Стортинга 2010 г., § 3-4» (на норвежском языке). lovdata.no . Проверено 27 ноября 2010 г.
  25. ^ «Закон о налогах §§ 8-10–8-20» (на норвежском языке). lovdata.no . Проверено 27 ноября 2010 г.
  26. ^ «Налоговое решение Стортинга 2010 г., § 5-1» (на норвежском языке). lovdata.no . Проверено 27 ноября 2010 г.
  27. ^ «Определение стоимости активов жилья в налоговой карте» (на норвежском языке). Норвежское налоговое агентство . Проверено 18 декабря 2017 г.
  28. ^ «Налог на богатство» . Скаттететатен . Проверено 18 декабря 2017 г.
  29. ^ Нит, Руперт; корреспондент Руперт Нит Уэлт (10 апреля 2023 г.). «Сверхбогатые покидают Норвегию рекордными темпами, поскольку налог на богатство немного повышается» – через The Guardian.
  30. ^ «Налог на богатство: дебаты продолжаются» . 3 августа 2023 г. – через Tax Journal.
  31. ^ «Таблицы и ставки – Шведское налоговое агентство» . www.skatteetaten.no . Проверено 6 апреля 2018 г.
  32. ^ «Закон о налоге на имущество» (на норвежском языке). lovdata.no . Проверено 27 ноября 2010 г.
  33. ^ «Расширенное применение налога на имущество в муниципалитетах» . Статистическое управление Норвегии . ссб.но. 24 июня 2010 г.
  34. ^ «Merverdiavgiftsloven §§ 6-21–6-33» (на норвежском языке). lovdata.no . Проверено 28 ноября 2010 г.
  35. ^ «Merverdiavgiftsloven §§ 6-1–6-20» (на норвежском языке). lovdata.no . Проверено 28 ноября 2010 г.
  36. ^ «Норвежский таможенный тариф: информация» . платный.нет . Проверено 28 ноября 2010 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Андерсен, Пер Свеаас (1977). Объединение Норвегии и христианизация страны (на норвежском языке). Осло: Университетское издательство. ISBN  82-00-02412-1 .
  38. ^ Даниэльсен, Рольф (1991). Основные черты норвежской истории (на норвежском языке). Осло: Университетское издательство. ISBN  82-00-21273-4 . [ нужна страница ]
  39. ^ Перейти обратно: а б Дирвик, Столе (1990). Норвежская экономическая история 1500–1970, Том 1, 1500–1850 (на норвежском языке). Осло: Университетское издательство. ISBN  82-00-01921-7 . [ нужна страница ]
  40. ^ «НОУ 2007: 8 Оценка акцизов, глава 3» . Government.no (на норвежском языке). 22 июня 2007 г.
  41. ^ Багге, Сверре; Микланд, Кнут (1996). Норвегия в датскую эпоху (на норвежском языке). Часовня. ISBN  82-02-12369-0 . [ нужна страница ]
  42. ^ Перейти обратно: а б Гердруп 1998 , с. 11–3.
  43. ^ Гердруп 1998 , с. 16–7.
  44. ^ Гердруп 1998 , с. 17.
  45. ^ Гердруп 1998 , с. 18.
  46. ^ Габриэльсен 1992 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

«Норвежская налоговая система – основные особенности и развитие» (PDF) . Министерство финансов. 2012.

«Налоговые факты Норвегии, 2012 г. — обзор норвежской налоговой системы» (PDF) . Юридическая адвокатская фирма КПМГ ДА. 2012.

«Международное налогообложение — Норвегия: основные события 2013 г.» (PDF) . «Делойт Глобал Сервисез Лтд.», 2013 г.

«Налогообложение и инвестиции в Норвегии, 2011 г.» (PDF) . «Делойт Глобал Сервисес Лтд.», 2011 г.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9aca1570d3c73cf4dc1384fe16eb0d36__1705649400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/36/9aca1570d3c73cf4dc1384fe16eb0d36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taxation in Norway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)