Единая консолидированная корпоративная налоговая база
Часть серии о |
Налогообложение |
---|
![]() |
Аспект фискальной политики |
Единая консолидированная корпоративная налоговая база ( CCCB ) — это предложение по общей налоговой схеме для Европейского Союза, разработанное Европейской комиссией и впервые предложенное в марте 2011 года, которое обеспечивает единый набор правил для того, как корпорации ЕС рассчитывают налоги ЕС, а также предоставляет способность консолидировать налоги ЕС. [1] Ставки корпоративного налога в ЕС не будут изменены CCCTB, поскольку страны ЕС по-прежнему будут иметь свои собственные ставки корпоративного налога. [1]
Первоначальное предложение застопорилось, в основном из-за возражений со стороны таких стран, как Ирландия и Великобритания. [2] В июне 2015 года комиссия объявила, что в 2016 году они представят обновленное предложение CCCTB, включающее два ключевых изменения по сравнению с первоначальным предложением: во-первых, для корпораций станет обязательным (а не добровольным) применение режима CCCTB, а во-вторых, «часть консолидации». «будет отложено до более позднего последующего предложения. [3]
В мае 2021 года Комиссия выразила намерение отозвать предложение CCCTB, заменив его новой системой налогообложения доходов для предприятий в Европе (Бизнес в Европе: Основы налогообложения доходов или BEFIT). [4] Однако программа работы Комиссии на 2022 год, опубликованная в ноябре 2021 года, не включила CCCTB в число отозванных предложений. [5]
Концепция
[ редактировать ]Концепция CCCTB требует, чтобы все государства-члены ЕС или только группа из них разработали свод общих правил для определения налоговой базы компаний, осуществляющих деятельность в нескольких государствах-членах ЕС. В каждом участвующем государстве-члене корпорации впоследствии могли бы выбрать принятие этой общей европейской налоговой базы, которая будет использоваться в отношении всей их деятельности в ЕС. В качестве основы для определения такой общей европейской налоговой базы Международные стандарты финансовой отчетности были предложены (МСФО). Кроме того, налоговая база группы не должна включать внутригрупповую прибыль.
Администрация
[ редактировать ]В зависимости от места нахождения материнской компании группы ЕС, соответствующее государство-член несет ответственность за оценку налоговой базы группы. Однако ставка корпоративного подоходного налога будет определяться каждым отдельным государством-членом ЕС. Соответственно, общая прибыль группы должна быть распределена между отдельными государствами-членами ЕС и облагаться там налогом. Это распределение должно регулироваться условиями формулы, ранее согласованной участвующими государствами-членами. Так называемая формула распределения (FA) обычно использует такие факторы, как капитал, продажи и труд, на которых основано распределение. Перед распределением необходимо взвесить эти факторы. Наконец, каждая распределенная доля прибыли облагается налогом в соответствующем государстве-члене ЕС по соответствующей ставке корпоративного налога.
Механизм
[ редактировать ]- Каждый член группы ЕС, то есть материнская компания и связанные с ней дочерние компании, проживающие в ЕС и составляющие группу, рассчитывает свою прибыль отдельно в соответствии с одними и теми же гармонизированными налоговыми правилами.
- Прибыль каждого участника суммируется и консолидируется на уровне материнской группы.
- Доходы группы распределяются по определенной формуле между государствами-членами, в которых расположены компании группы.
- Распределенная прибыль облагается налогом в соответствии с национальными налоговыми ставками.
Сфера деятельности группы CCCTB
[ редактировать ]Консолидированная группа
[ редактировать ]В финансовом учете дочерние компании включаются в консолидированную отчетность, если они контролируются материнской компанией. Обычно это предполагается, когда доля участия превышает 50%. Строго юридические критерии позволяют легко решить для целей налогообложения, является ли компания частью группы или нет. Однако порог участия должен быть выше, чтобы избежать чрезмерного налогового планирования. Высокий порог участия (например, 75% или 90%) учитывает, что консолидация подразумевает высокую степень экономической интеграции членов группы. Более того, в этом случае прибыль дочерней компании достается преимущественно материнской компании. Европейская комиссия предлагает включать компанию в группу CCCTB, если доля участия превышает 50% и более 75% капитала принадлежит материнской компании ( all-in-all-out ).
Формула распределения
[ редактировать ]CCCTB заменяет отдельный учет распределением по формуле. В целом для распределения корпоративного дохода можно применить следующие факторы:
- Микроэкономические факторы:
- Капитал, труд и/или продажи;
- Добавленная стоимость группы в каждом государстве-члене.
- Макроэкономические факторы:
- Например, валовой национальный продукт .
Система распределения должна быть нацелена на простоту и юридическую определенность. Формула распределения должна включать коэффициенты распределения, чтобы быть справедливыми (межнациональный капитал), отражая экономическую активность в государствах-членах.
Трехфакторная формула
[ редактировать ]Европейская комиссия предлагает формулу распределения корпоративного подоходного налога, основанную на трех факторах: капитал (активы), труд (заработная плата и количество сотрудников) и объем продаж. [6]
Пример
[ редактировать ]Предположим, что компания Z AG , резидент Германии , имеет 100%-ную дочернюю компанию Y GmbH , резидента Словакии . Фонд заработной платы Z составляет 3 миллиона евро, капитал — 150 миллионов евро, а объем продаж — 135 миллионов евро. Фонд заработной платы Y составляет 5 миллионов евро, капитал — 50 миллионов евро, а объем продаж — 65 миллионов евро. Общий доход группы составляет 1 миллион евро. Предположим далее, что согласно стандарту «вытянутой руки» Z зарабатывает 700 000 евро, а Y — 300 000 евро. В случае раздельного налогообложения общая сумма налоговых обязательств составит 267 000 евро = 0,3 × 700 000 евро + 0,19 × 300 000 евро. Таким образом, средняя налоговая ставка группы составит 26,7%.
Предположим теперь, что группа подает заявку на CCCTB. Группа рассчитывает налоговую базу Z и Y в соответствии с правилами CCCTB, а затем налоговые расчеты Z и Y передаются в налоговые органы Германии. После согласования налоговых расчетов налоговая база должна быть распределена между Германией и Словакией. Группа платит налог на долю прибыли, распределяемую в Словакию, по словацкой налоговой ставке (19%), а налог на немецкую долю прибыли уплачивается по немецкой налоговой ставке (30%). В этом примере, как предлагает Европейская комиссия, капитал, труд и продажи имеют одинаковый вес.
Таким образом, налоговые обязательства для обеих стран следующие:
Общий налоговый счет группы составляет 256 000 евро, поэтому средняя ставка налога группы равна 25,6%.
Преимущества и недостатки
[ редактировать ]Каждой группе, отвечающей критериям, придется иметь дело только с одной налоговой администрацией, и на нее будет распространяться единый набор налоговых правил. Все государства-члены, желающие принять новый налоговый кодекс, смогут сделать это без внесения изменений в свой существующий налоговый кодекс, поскольку CCCTB будет лишь еще одним налоговым кодексом в дополнение к уже существующим 28 национальным налоговым кодексам. Более того, каждое государство-член будет иметь право устанавливать свою собственную налоговую ставку, тем самым сохраняя финансовый суверенитет и сохраняя возможность налоговой конкуренции. Кроме того, возможности налогового планирования внутри ЕС будут в значительной степени исключены. Однако формула распределения создает новые стимулы для налогового планирования. Наконец, предприятия, вероятно, выиграют от внутригрупповой консолидации и компенсации прибылей и убытков.
Затраты на соблюдение требований
[ редактировать ]Предложение Европейской комиссии, вероятно, приведет к значительному снижению затрат на соблюдение требований, особенно для компаний. Это также уменьшит количество различных налоговых кодов, которые должны применять компании. Трансграничные операции внутри ЕС перестанут приводить к возникновению особых затрат на соблюдение налоговых требований для компаний. С другой стороны, налоговые администрации должны использовать дополнительную налоговую систему, если сохраняется действующий налоговый кодекс (параллельная налоговая база, CCCTB). Возможно, некоторые налоговые администрации обнаружат, что их рабочая нагрузка увеличилась из-за новых налоговых правил. Наконец, структура и реализация процесса распределения будут определять административные расходы и затраты на соблюдение требований.
Международные инвестиции
[ редактировать ]Компенсация убытков и групповое облегчение
[ редактировать ]Групповое освобождение доступно независимо от местонахождения компании в ЕС. Таким образом, CCCTB предполагает консолидацию убытков и прибылей внутри группы. Распределение общей прибыли будет определяться не раздельным учетом, а по формуле. Из-за консолидации прибылей и убытков в масштабах ЕС каждое государство-член несет убытки дочерней компании пропорционально своей доле в общей прибыли. Таким образом, легче добиться признания иностранных потерь государствами-членами. Ввиду консолидации деятельности фирмы в масштабах ЕС разумно предположить, что существует достаточная прибыль для покрытия убытков членов группы. Следовательно, доступна немедленная компенсация трансграничных убытков, благодаря чему исчезают проблемы с процентами и ликвидностью. государстве-члене ЕС должны существовать перенос убытка и перенос убытка В случае общего убытка в каждом . Европейская комиссия предлагает неограниченный перенос убытков. Однако возможность предоставления групповых льгот для третьих стран, т.е. стран, не входящих в ЕС, зависит от национального законодательства.
Налогообложение дивидендов
[ редактировать ]Все внутригрупповые дивиденды рассматриваются как необлагаемые налогом внутренние дивиденды. Таким образом, прибыль дочерних компаний и постоянных представительств (ПЭ) облагается налогом одинаково, а вся прибыль облагается налогом только один раз. Для дивидендов из третьих стран Европейская комиссия предлагает освобождение от налогов и правило против злоупотреблений (которое заключается в переходе на кредит в случае низкого налогообложения).
Нейтральность юридической формы
[ редактировать ]В целом, дочерние компании рассматриваются как юридические лица в соответствии с регулированием CCCTB. Следовательно, для одной из этих форм предприятий не существует налоговых льгот. Особенно это касается следующих особенностей корпоративного налогообложения: возмещение убытков, налогообложение скрытых резервов, финансирование и трансфертное ценообразование. Однако некоторые налоговые правила, в частности налогообложение скрытых резервов, в предложениях подробно не рассматриваются.
Международный перевод прибыли
[ редактировать ]Процентные расходы
[ редактировать ]Процентные расходы являются частью общего дохода группы. Таким образом, обеспечивается вычет фактических затрат (чистый принцип). Налоговый арбитраж невозможен, поскольку деловые расходы сокращают доходы всех компаний пропорционально их соответствующей доле в общей прибыли. Компании не могут требовать возмещения расходов в юрисдикциях с высокими налогами, а прибыль облагается налогом в юрисдикциях с низкими налогами. Однако налоговый арбитраж возможен в случае дочерних компаний, расположенных в третьих странах. Следовательно, Европейская комиссия предлагает ввести правило по борьбе со злоупотреблениями, которое ограничивает возможность вычета процентов.
Отсрочка налогов
[ редактировать ]Из-за равного налогового режима для ЧП и дочерних компаний отсрочка уплаты налогов больше невозможна. Прибыли и убытки дочерних обществ включаются в налоговую базу независимо от фактического распределения прибыли. Согласно формуле, прибыль в стране с низкими налогами также обременяется уровнем налогов других государств-членов ЕС. Однако проблема остается в случае дочерних компаний, расположенных в третьих странах. Чтобы решить эту проблему, Европейская комиссия предлагает правила КИК для дочерних компаний в третьих государствах.
Трансфертное ценообразование
[ редактировать ]Общая прибыль группы рассчитывается на уровне материнской компании, поэтому трансфертное ценообразование больше не требуется для сделок в ЕС. Нынешние сложности интерпретации и применения руководящих принципов ОЭСР по трансфертному ценообразованию перестают существовать для деятельности ЕС. Двойное налогообложение из-за противоречивых условий больше не может возникать и для сделок ЕС. Кроме того, компаниям больше не нужно регистрировать трансфертные цены для налоговых органов ЕС. Таким образом, трансграничные операции внутри ЕС перестанут вызывать специфические налоговые издержки из-за противоречивых квалификаций. Однако на смену проблемам трансфертного ценообразования приходят проблемы распределения. Кроме того, проблемы трансфертного ценообразования не исчезают при сделках с третьими странами.
Новые возможности налогового планирования
[ редактировать ]Экономические последствия распределения по формуле
[ редактировать ]В принципе, налог на прибыль становится налогом на факторы, включенные в формулу, т.е. на капитал, продажи и труд. Это означает, что налоговый счет увеличивается в той стране, где повышается один из коэффициентов. Таким образом, налоговое планирование все еще возможно, поскольку у компаний есть стимул переносить налоговую базу в юрисдикции с низкими налогами посредством переноса формульных коэффициентов, например, капитал (т.е. активы) может быть переведен из Германии в Словакию. Однако налоговое планирование при раздельном учете фокусируется на изменении налоговой базы, тогда как налоговое планирование при распределении по формуле фокусируется на размещении инвестиций.
Все предложения исключают перемещение прибыли посредством трансфертного ценообразования или финансирования. По сути, распределение по формуле работает как налог на каждый фактор, включенный в формулу. Поскольку Комиссия не хочет ставить под сомнение право государств-членов устанавливать налоговую ставку, все еще остается место для налоговой конкуренции посредством налоговых ставок. Из-за общей налоговой базы в ЕС государства-члены больше не могут компенсировать высокие налоговые ставки узкой налоговой базой или наоборот. Государства-члены конкурируют скорее за реальные инвестиции, чем за налоговые базы. Предложение комиссии о создании CCCTB могло бы стать решением проблемы международного корпоративного налогового планирования в ЕС. В частности, CCCTB устраняет стимулы для перевода прибыли в страны с низкими налогами посредством трансфертного ценообразования или финансирования. Однако между государствами-членами все еще существует пространство для налоговой конкуренции, пока налоговые ставки не гармонизированы внутри ЕС. Более того, существующие проблемы принципа «вытянутой руки» продолжают существовать и в отношении третьих стран. По сути, CCCTB вводит новую систему распределения формул в дополнение к системе независимого распределения. Таким образом, в настоящее время введение CCCTB не кажется реалистичным на политическом уровне, поскольку требования к гармонизации высоки: необходимо будет ввести общую налоговую базу, европейскую формулу распределения прибыли, а также общие правила консолидации и борьбы со злоупотреблениями.
Экономические последствия распределения по формуле можно рассмотреть более подробно с учетом отдельных факторов:
Капитал
[ редактировать ]Учитывая общую прибыль π и общий капитал K, налог фактически является налогом на капитал, инвестированный в состояние i:
Как правило, инвестиции в государстве-члене увеличивают капитал и, следовательно, вызывают более высокие налоги в этой стране. Что касается неподвижных факторов, распределение по формуле работает как налог на имущество. Следовательно, у группы возникает стимул размещать капитал в странах с низкими налогами. Однако чистая выгода актуальна, поскольку группа будет учитывать налоги и общественные блага, предоставляемые государством-членом.
Труд
[ редактировать ]Если количество сотрудников увеличивается в государстве-члене ЕС, налоговое бремя увеличивается и в этом государстве-члене ЕС, при условии, что прибыль группы остается прежней. Таким образом, производство в юрисдикции с высокими налогами может увеличить общее налоговое бремя группы по сравнению с производством в юрисдикции с низкими налогами. Таким образом, налоговые расходы увеличиваются в стране, где растут затраты на рабочую силу. Таким образом, рабочая сила обременена корпоративным налогом, что потенциально приводит к снижению заработной платы, особенно в юрисдикциях с высокими налогами.
Продажи
[ редактировать ]Если объем продаж увеличивается в государстве-члене ЕС, налоговое бремя увеличивается в этом государстве-члене ЕС, при условии, что прибыль группы остается прежней. Таким образом, продажа товаров в юрисдикции с высокими налогами может увеличить общее налоговое бремя группы по сравнению с продажей товаров в юрисдикции с низкими налогами. Продажи рассчитываются на основе пункта назначения с запасным пунктом. Стимулы налогового планирования при распределении продаж.
Пример
[ редактировать ]На основе исходных данных и цифр, приведенных в контексте примера, приведенного в 2.3.1. Далее выше приведен следующий пример, призванный проиллюстрировать возможность налогового планирования по формуле пропорционального распределения:
Если группа передает активы, то есть капитал, в размере 100 000 000 евро словацкому дочернему предприятию, соотношение капитала меняется на противоположное и становится 50 000 000 евро/200 000 000 евро в Германии и 150 000 000 евро/200 000 000 евро в Словакии. Что касается налоговых платежей, которые должна платить группа, этот сдвиг имеет следующие последствия:
Сейчас общий налоговый счет группы составляет всего 237 667 евро, при этом средняя налоговая ставка группы равна 23,77%. Таким образом, налоговая нагрузка группы существенно снизилась (с 25,60% до 23,77%), а также изменилось распределение налоговых доходов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Единая консолидированная база корпоративного налогообложения ЕС – краткий обзор граждан (PDF) , Европейская Комиссия
- ^ Махони, Хонор (17 июня 2015 г.). «ЕС в новом стремлении к созданию единой базы корпоративного налогообложения» . EUobserver .
- ^ «Европейская комиссия - Информационный бюллетень: Вопросы и ответы о перезапуске CCCTB» . Европейская комиссия . 17 июня 2015 г.
- ^ Европейская комиссия. «Сообщение о налогообложении бизнеса в 21 веке, 18 мая 2021 г.» (PDF) .
- ^ Европейская комиссия. «Рабочая программа Европейской комиссии на 2022 год, ноябрь 2021 года» .
- ^ «VIII. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, Статья 28, Общие правила» (PDF) , ДИРЕКТИВА СОВЕТА по общей консолидированной корпоративной налоговой базе (CCCTB) , Европейская Комиссия , стр. 28
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Консультативный совет Федерального министерства финансов (2007 г.): Единая база расчета корпоративного налога в Европейском Союзе , Берлин.
- Деверо, член парламента, и Лорец, С. (2008). Повышение эффективности за счет консолидации и распределения формул в Европейском Союзе? . Рабочий документ Центра налогообложения бизнеса Оксфордского университета , 8 , 12.
- Острайхер, Андреас/Шпенгель, Кристоф (2007): Гармонизация налогообложения в Европе: определение корпоративного налогооблагаемого дохода в государствах-членах ЕС , в: ZEW-Discussion Paper Nr. 07–35, Мангейм.
- Шрайбер, Ульрих/Эберт, Михаэль (2012): Международный финансовый учет и налогообложение бизнеса , Университет Мангейма.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информационный бюллетень CCCTB (Европейская комиссия)
- Вопросы и ответы о перезапуске CCCTB (Европейская комиссия, июнь 2015 г.)