Налогообложение в Дании
Часть серии о |
Налогообложение |
---|
![]() |
Аспект фискальной политики |
Налогообложение в Дании состоит из комплексной системы прямых и косвенных налогов. С тех пор, как подоходный налог был введен в Дании посредством фундаментальной налоговой реформы в 1903 году, он стал фундаментальной опорой датской налоговой системы. Сегодня различные подоходные налоги с населения и корпораций дают около двух третей общих налоговых поступлений Дании, причем последняя треть приходится на косвенные налоги. Государственный подоходный налог с населения является прогрессивным налогом , тогда как муниципальный подоходный налог является пропорциональным налогом, превышающим определенный уровень дохода.
История
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Виды и уровни налогообложения в Дании кардинально изменились с момента создания государства. В шестнадцатом веке Дания получала государственный доход в основном за счет налогов, взимаемых с феодальных владений . земель [1] и Звуковые сборы , которые требовали от иностранных судов уплаты пошлины при прохождении через Эресунн, граничащий с Данией. Фактически, сборы составляли две трети налоговых поступлений Дании на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков. [2] Затраты на ведение войны, например, во время Тридцатилетней войны экономики Дании , были дополнительно покрыты за счет сильно развитой сельскохозяйственной . Однако в более поздних конфликтах, таких как Сканская война и Великая Северная война , Дания уступила большую часть своей территории, что привело к денежным потерям, которые привели к повышению налоговых ставок и введению изначально небольшого подоходного налога. Массовый рост населения привел к расширению сельского хозяйства и, как следствие, к увеличению налогов, получаемых от тарифов на экспорт и продажу пшеницы. К 1897 году подоходный налог в Дании составлял 15,00%. [3] общего дохода государства, что намного превосходит любую другую европейскую страну того времени. С 1897 года и по настоящее время Дания продолжает похвастаться исключительно высокими ставками подоходного налога, никогда не опускаясь ниже пяти крупнейших стран Европы по процентным доходам, полученным от подоходного налога. [3] После Второй мировой войны , как и во многих других странах, Дания начала принимать несколько программ социального обеспечения, включая помощь больным и безработным. [1] Это, наряду с расширением государственного сектора (школ, учителей и т. д.), способствовало тому, что подоходный налог стал основным источником налоговых поступлений Дании.
Изменения в 20 и 21 веках
[ редактировать ]Точная форма подоходного налога менялась на протяжении прошлого столетия. В период с 1903 по 1966 год подоходный налог взимался только с «начисленного» дохода, который не включал личные налоги, которые тратились на другие области, например, на церковь. После 1966 года подоходный налог был изменен и теперь взимается с налогооблагаемого дохода , который включал личные налоги, потраченные на другие области, а позже также включал доходы, полученные от акций и процентов . [4] В последние годы общественное мнение [ оригинальное исследование? ] В отношении налогов склонялся к ограничению государства всеобщего благосостояния и, следовательно, подоходного налога. В 2001 году тогдашнее либерально-консервативное правительство Дании провело «замораживание налогов», которое предотвратило дальнейшее повышение налогов. От замораживания налогов можно было отказаться только в определенные периоды кризиса, а повысить налог можно было только за счет другой формы налога. [5] Кроме того, датская налоговая реформа 2010 года постепенно снизила налоги, «чтобы увеличить предложение рабочей силы в среднесрочной и долгосрочной перспективе и в то же время способствовать смягчению последствий глобального экономического кризиса в краткосрочной перспективе». [6] Снижение налогов затронуло высший, средний и низший классы и привело к чистому сокращению на 30 миллиардов датских крон в период с 2010 по 2019 год. Несмотря на эту политику, подоходные налоги стабилизировались и обеспечивают около 50% общего дохода Дании с 1990 года. [3] По данным World Happiness Report , [7] Дания входит в число двух лидеров по уровню счастья, что указывает на общую удовлетворенность государством всеобщего благосостояния и предоставляемыми льготами. В Докладе о мировом счастье также говорится, что счастье коррелирует с социальным равенством. На официальном сайте Дании отмечается, что «большинство датчан скажут вам, что они рады платить налоги, потому что видят, что они получают взамен», включая бесплатное обучение, здравоохранение и социальное обеспечение. [8]
Налоги на доходы
[ редактировать ]
Не включая налог на добавленную стоимость и налог на имущество
Муниципальный и национальный подоходный налог
[ редактировать ]Все доходы от трудоустройства или самозанятости облагаются налогом по ставке 8% до уплаты подоходного налога. Этот налог называется «вкладом рынка труда» ( датский : arbejdsmarkedsbidrag ) или в просторечии «валовым налогом» ( датский : bruttoskat ). Доход ниже 50 543 датских крон (~ 8 300 долларов США) (уровень 2021 года, корректируется ежегодно) не облагается подоходным налогом, но облагается валовым налогом. [9]
Подоходный налог штата (т. е. национальный) имеет две категории доходов (нижнюю и верхнюю). [10] В 2016 году около 10% всех налогоплательщиков имели достаточно высокие налогооблагаемые доходы, чтобы иметь право на уплату налога высшей категории. [11]
В 2023 году коалиционное правительство социал-демократов и либералов во главе с премьер-министром Метте Фредериксен провело налоговую реформу, которая разделила предыдущую налоговую категорию с наибольшим доходом на три группы:
- Первая категория: так называемый «средний налог» (датский: mellemskat ) в размере дополнительных 7,5% от маржи, взимаемой с дохода от 618 400 до 750 000 датских крон.
- Вторая группа дополнительного предельного налога в размере 7,5%, взимаемого с доходов от 750 000 до 2,5 миллионов датских крон.
- Третья категория: так называемый «высший налог» в виде дополнительного предельного налога в размере 5% на доход свыше 2,5 миллионов датских крон. Однако это подверглось критике за то, что люди, на которых оно должно быть нацелено, легко уклониться.
Эта налоговая реформа призвана увеличить долгосрочное предложение рабочей силы. [12] особенно в свете нехватки рабочей силы на различных высококвалифицированных должностях, особенно в таких областях, как ИТ, инженерное дело и здравоохранение. [13]
Существует также муниципальный подоходный налог, который варьируется от муниципалитета к муниципалитету, его ставки варьируются от 22,5% до 27,8% в 2019 году. [14] Уплаченные проценты вычитаются из муниципального налога. Процентные расходы до 50 000 датских крон на человека (100 000 датских крон для пар) получают дополнительный вычет в размере 8%. Подавляющее большинство налогоплательщиков имеют процентные расходы ниже этого порога, а это означает, что налоговая стоимость процентных расходов для большинства налогоплательщиков составляет ок. 33%.
В муниципальном налоге существует ряд других важных вычетов. При поездках на работу со скоростью более 24 километров в день (15 миль в день) предоставляется налоговый вычет в размере 1,98 датских крон за километр (3,19 датских крон/миль). Для большинства поездок на работу, превышающих 120 километров в день (75 миль/день), ставка снижается до 0,99 датских крон за километр (1,59 датских крон/миль) сверх этого порога. [15] Применяется ряд других вычетов. Кроме того, профсоюзные взносы, не превышающие 6000 датских крон в год, не подлежат налогообложению, а также некоторые другие расходы, связанные с работой. Более того, большая часть взносов в накопительные пенсионные фонды подлежат вычету как в национальных, так и в муниципальных налогах.
Сумма процентных ставок муниципальных и национальных налогов не может превышать 52,05% (2019 г.) – так называемый «налоговый потолок» ( датский : skateloft ). [16] С учетом вклада рынка труда в размере 8% максимальная эффективная предельная ставка налога на трудовые доходы в 2019 году составит 55,9% (=0,08 + 0,92*0,5205). Для доходов с капитала существует отдельная, более низкая максимальная ставка налога в размере 42% (до инфляции. Это означает, что реальная прибыль, превышающая инфляцию, фактически облагается налогом выше 42%, поскольку налог не корректируется с учетом инфляции).
В следующей таблице представлена сводная информация о налогах, уплаченных национальному правительству, хотя налоговая база для каждого из них может быть разной.
Доход (ДКК) | Валовой (LMC) | Государственный налог | Эффективная маржинальная ставка |
---|---|---|---|
0 – 50,542 | 8% | 0% | 8% |
50,543 – 544,799 | 8% | 12.16% | 8% – 18.15% |
544,800+ | 8% | 15% | 18.15% – 22.99% |
*Приведенная выше таблица не включает муниципальные подоходные налоги, каждый из которых имеет свои собственные ставки и пороговые значения дохода.
Налоговая схема для исследователей
[ редактировать ]Некоторые люди, которые переехали в Данию, чтобы устроиться на работу в качестве исследователей или высокооплачиваемых сотрудников, могут стать участниками Налоговой схемы для исследователей. Члены Схемы освобождаются от обычного налогообложения, но вместо этого платят фиксированный налог в размере 32,84%, включая взносы рынка труда.
Участники Налоговой схемы для исследователей не имеют налоговых карточек, поскольку они освобождены от налога и не являются частью обычной системы подоходного налога. Они также не платят социальные взносы и муниципальные налоги (за исключением налогов на богатство и имущество).
Участники Схемы могут использовать ее только для налогов, уплачиваемых с их доходов у источника, таких как налог на заработную плату. Если участник получает доход, о котором он должен сообщить налог на себя (например, акции или побочный бизнес), он должен платить налог по нему через обычную систему. Когда участник платит налог по программе Researcher Scheme и по обычной схеме налогообложения, правительство игнорирует его доход от программы Researcher при расчете налоговых диапазонов и налоговых ставок. [17]
Подоходный налог | Взносы на рынок труда | Эффективная ставка |
---|---|---|
27% | 8% после уплаты налогов | 32.84% |
Взносы на социальное обеспечение
[ редактировать ]В Дании также существуют фиксированные суммы социальных отчислений в определенные фонды. Эти выплаты представляют собой установленные суммы в датских кронах, а не в процентах от дохода человека. По закону и работодатель, и работник обязаны платить в эти социальные фонды, при этом работник платит в общей сложности 1135 датских крон ежегодно. Требования к работодателям отображены в следующей таблице:
Фонд | Вклад работодателя (в среднем) |
---|---|
Обязательная пенсионная программа | 2270 датских крон |
Образовательная схема | 2780 датских крон |
Производственная травма | 215–5140 датских крон |
Схема пенсионного финансирования | 590 датских крон |
Фонд отпуска по беременности и родам | 1150 датских крон |
Страхование от производственных травм | ДКК 1035–23470 |
Общий | ~ 14900 датских крон |
Церковный налог
[ редактировать ]Члены Датской национальной церкви (около 75% населения Дании) дополнительно платят примерно 0,7% своих доходов для покрытия расходов Национальной церкви — так называемый церковный налог ( датский : kirkeskat ). Точная ставка зависит от муниципалитета. В то время как сбор церковного налога осуществляется датскими налоговыми органами, а ставка налога взимается на основе той же официальной концепции дохода, что и муниципальный налог, церковный налог не рассматривается, например, Статистическим управлением Дании как надлежащий налог , а как « добровольная передача от домохозяйств государству». [18] Освободиться от уплаты церковного налога можно, отказавшись от членства в Национальной церкви.
Налог на жилье, занимаемое собственником
[ редактировать ]В Дании специальный налог взимается с вмененного дохода от жилья, занимаемого собственником. Его цель – создать симметрию в налоговой системе путем налогообложения вмененной ренты домовладельцев. В 2019 году официальная ставка налога составляет 1% (3% выше определенного порога) от оценочной стоимости жилья. Однако официальная оценочная стоимость в настоящее время довольно низка по сравнению со средней реальной рыночной стоимостью жилья. В 2017 году датский парламент Фолькетингет согласовал реформу налога на жилье, согласно которой эффективная ставка налога с 2021 года будет составлять 0,44% (1,1% выше порогового значения) от реформированной и предположительно реалистичной оценочной стоимости. [19]
Другие налоги на прибыль
[ редактировать ]Ставка корпоративного налога в Дании с 2016 года и далее составляет 22% от налогооблагаемого корпоративного дохода, что почти точно равно средней ставке корпоративного подоходного налога во всех странах ОЭСР в 2018 году. [20] Личные доходы от акций (дивиденды, а также реализованный прирост капитала) облагаются налогом по ставке 27% ниже ок. 50 000 датских крон и на 42% выше порога. [21]
Годовая доходность большинства активов пенсионной схемы облагается специальным налогом в размере 15,3%. Поскольку активы накопительных пенсионных схем составляют значительную часть национального богатства Дании, этот налог приносит значительный — и растущий — доход, составивший 32 миллиарда датских крон в 2017 году, или около 3% от общих налоговых поступлений. [11]
Косвенное налогообложение
[ редактировать ]Доходы от косвенных налогов составили около трети общих налоговых поступлений Дании в 2016 году. [11] Единственным наиболее важным косвенным налогом с точки зрения доходов является датский НДС, но Дания также взимает налог на стоимость земли со всех земель, находящихся в частной собственности, и ряд акцизных налогов.
НДС
[ редактировать ]Год | уровень НДС (Дания) | Имя |
---|---|---|
1967 | 10% | МАМЫ |
1968 | 12.5% | МАМЫ |
1970 | 15% | МАМЫ |
1977 | 18% | МАМЫ |
1978 | 20.25% | МАМЫ |
1980 | 22% | МАМЫ |
1992 | 25% | МАМЫ |
В Дании невычитаемый налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 25%: [22] МОМС ( датский : merværdiafgift , ранее meromsætningsafgift ). Налог регулируется Европейского Союза по налогу на добавленную стоимость Директивами .
В Дании НДС обычно применяется по одной ставке и, за некоторыми исключениями, не делится на две или более ставки, как в других странах (например, в Германии), где сниженные ставки применяются к товарам первой необходимости, таким как продукты питания. Однако ряд услуг не облагается НДС, например, общественный транспорт частных лиц, медицинские услуги, издание газет, аренда помещений (однако арендодатель может добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС, за исключением жилых помещений) и деятельность туристического агентства.
Налог на стоимость земли
[ редактировать ]Датский grundskyld (часть муниципального налога на имущество) представляет собой налог на стоимость земли , который облагает налогом базовую стоимость земли в соответствии с:
- Общая стоимость имущества за вычетом стоимости улучшений или
- Стоимость недвижимости в прошлом налоговом году, измененная на процент роста/снижения.
Какая бы из этих двух оценок ни была ниже, в результате получается базовая стоимость земли. [23] [24] Эта базовая стоимость земли облагается налогом в размере от 1,6 до 3,4% в 2019 году. [14] Сельскохозяйственные земли также облагаются налогом, но по более низким ставкам. [25]
Регистрационный сбор за автотранспортные средства
[ редактировать ]Как и в Сингапуре, Бразилии и Норвегии, в Дании очень высокий государственный налог на покупку транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, коммерческого транспорта). Налог на регистрацию транспортных средств для частных домохозяйств составляет более 100% от примерно первых 100 000 датских крон цены автодилера и 150% на суммы, превышающие ок. Стоимость автомобиля у автодилера составляет 100 000 датских крон. Коммерческие предприятия и двухместные автомобили для частных лиц (без пассажирских мест сзади) платят меньшую регистрационную плату. Дополнительный налог требуется, если коммерческие транспортные средства используются в личных целях. Если этот налог не уплачивается и транспортное средство используется в личных целях, налоговый штраф является суровым. [26]
Налоговая структура Дании в международном сравнении
[ редактировать ]Налоговая структура Дании (относительный вес различных налогов) отличается от среднего показателя по ОЭСР. В 2016 году налоговая система Дании характеризовалась существенно более высокими поступлениями от налогов на доходы физических лиц, тогда как, с другой стороны, доходы от взносов на социальное страхование вообще не поступали. Меньшая доля доходов в Дании поступает от налогов на корпоративный доход и прибыль, а также налогов на имущество, чем в ОЭСР в целом, тогда как доля налогов на заработную плату, НДС и других налогов на товары и услуги соответствует среднему показателю по ОЭСР. [27]
По данным ОЭСР, в 2021 году у Дании было самое высокое соотношение налогов к ВВП среди всех стран-членов — 47,4%. [28] Частично это связано с тем, что различные схемы социальных трансфертов, финансируемые за счет налогов, такие как пенсии и пособия по безработице, также облагаются налогом при их получении бенефициарами. [29] [30] Кроме того, благодаря датской модели всеобщего благосостояния большинство датских схем социального обеспечения финансируются за счет налогов, а не за счет страхования, и рассчитываются как процент от подоходного налога, а не как единовременный взнос. [31]
Профессор экономики Принстонского университета Хенрик Клевен предположил, что три различных принципа политики в Дании и ее скандинавских соседях подразумевают, что высокие налоговые ставки вызывают лишь относительно небольшие искажения в экономике: широкое использование отчетности третьих сторон для целей сбора налогов ( обеспечение низкого уровня уклонения от уплаты налогов ), широкую налоговую базу (обеспечение низкого уровня уклонения от уплаты налогов ) и сильное субсидирование товаров, дополняющих труд (обеспечение высокого уровня участия в рабочей силе). [32]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Экономическая история Дании» . ЭХ.нет .
- ^ Североамериканский обзор , том. 84, нет. 174, 1857, стр. 48–70. JSTOR , www.jstor.org/stable/25104806.
- ^ Jump up to: а б с «ГПИХ - Историческая серия государственного бюджета» . gpih.ucdavis.edu . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Аткинсон, Энтони Б.; Согаард, Якоб Эгхольт (3 декабря 2015 г.). «Долгосрочная история неравенства доходов в Дании» (PDF) . Скандинавский экономический журнал . 118 (2): 264–291. дои : 10.1111/sjoe.12143 . ISSN 0347-0520 . S2CID 154820995 .
- ^ «Реформы налоговой политики в Дании» (PDF) . Организация экономического сотрудничества и развития .
- ^ «Приложение A», Реформа налоговой политики и экономический рост , Исследования налоговой политики ОЭСР, ОЭСР, 03 ноября 2010 г., стр. 111–113, doi : 10.1787/9789264091085-10-en , ISBN 9789264091078
- ^ "Дом" . worldhappiness.report . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ «Среди самых счастливых стран» . Дания.дк . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ «Центральные суммы лимитов в налоговом законодательстве 2018-2019» . Министерство налогов Дании . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Центральные налоговые ставки в налоговом законодательстве 2018-2019 гг.» . Министерство налогов Дании . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Статистическое управление Дании: Налоги и пошлины 2018 («Налоги и пошлины 2018»). Дата публикации октябрь 2018 г.
- ^ «Обзор: вот план правительства предоставить датчанам налоговые льготы на миллиарды» . Altinget.dk . 06.11.2023 . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Информация о рынке труда: Дания – Европейская комиссия» . eures.europa.eu . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Коммунескаттепроцентр 1977-2019 гг. в курсе» . Министерство налогов Дании . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ Befordringsfradrag 2018 og 2019. Министерство налогов Дании, опубликовано 28 ноября 2018 г., получено 23 января 2019 г.
- ^ «Наклонный налоговый потолок – исторический обзор» . Министерство налогов Дании . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Налоговая схема для исследователей Skat.dk» . 9 февраля 2024 г.
- ^ Национальные счета и государственные финансы ESA 2010 - Основной аудит 2014 г. Отчет опубликован Статистическим управлением Дании в сентябре 2014 г. Цитата со страницы 52 (резюме на английском языке).
- ^ Пер Ульструп Йохансен и Микаэль Триер: Экономика Дании с 1980 года, стр. 147f. Издательство: DJØF Форлаг, 2018 г.
- ^ Экономический обзор ОЭСР в Дании. Опубликовано в январе 2019 г.
- ^ Расчет налога - основные особенности налогообложения физических лиц в 2018 г. Министерство налогов Дании, дата публикации 15 ноября 2017 г., дата обращения 23 января 2019 г.
- ^ «ВАТГлобал» . Vatglobal.com . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ «TAX.DK Налоги и пошлины: Налог на имущество» . Tax.dk. Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ «НАЛОГ: Гражданин» . Скат.дк. Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ «Дания | Налогообложение в сельском хозяйстве» . Библиотека ОЭСДи . 2020. Архивировано из оригинала 8 августа 2022 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Объяснение: Сумасшедший налог на регистрацию автомобилей в Дании. Новости Дании на английском языке The Local dk Получено 15 ноября 2022 г.
- ^ Статистика доходов ОЭСР за 2018 год - Дания. Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ "Дом" . www.oecd-ilibrary.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ https://www.oecd.org/els/public-pensions/PAG2019-country-profile-Denmark.pdf .
- ^ https://lifeindenmark.borger.dk/working/work-rights/unemployment-benefits
- ^ Нильсен, Джон (5 декабря 2022 г.). «ОЭСР неоднократно называет Данию чемпионом мира по высоким налогам, но на самом деле мы занимаем пятое место» . AE.dk. Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Клевен, Хенрик Якобсен (2014): «Как скандинавы могут так много облагать налогом?» Журнал экономических перспектив, 28 (4): 77–98. DOI: 10.1257/jep.28.4.77