Архитектура Дании
Часть серии о |
Культура Дании |
---|
Архитектура Дании берет свое начало в эпоху викингов , богато раскрытую археологическими находками. Он прочно утвердился в средние века, когда сначала романские , а затем готические по всей стране возникли церкви и соборы. Именно в этот период в стране с ограниченным доступом к камню кирпич стал предпочтительным строительным материалом не только для церквей, но и для укреплений и замков.
Под влиянием Фридриха II и Кристиана IV , оба из которых были вдохновлены замками Франции , голландские и фламандские дизайнеры были привезены в Данию, первоначально для улучшения укреплений страны, но все чаще для строительства великолепных королевских замков и дворцов в эпоху Возрождения. стиль. Параллельно стиль фахверк стал популярен для обычных жилищ в городах и селах по всей стране.
В конце своего правления Кристиан IV также стал одним из первых сторонников барокко , которое в течение значительного времени сохранялось со многими впечатляющими зданиями как в столице, так и в провинциях. Неоклассицизм первоначально пришел из Франции, но постепенно был принят местными датскими архитекторами, которые все чаще участвовали в определении архитектурного стиля. Продуктивный период историзма XIX века в конечном итоге слился с национальным романтическим стилем .
Однако только в 1960-х годах датские архитекторы вышли на мировую арену со своим весьма успешным функционализмом . Это, в свою очередь, переросло в более поздние шедевры мирового уровня, такие как Сиднейский оперный театр и мост Грейт-Бельт, открыв путь ряду датских дизайнеров к наградам за выдающиеся достижения как дома, так и за рубежом.
Средний возраст
[ редактировать ]Эпоха викингов
[ редактировать ]Археологические раскопки в различных частях Дании многое рассказали о образе жизни викингов . Одним из наиболее примечательных мест является Хедебю . Расположенный примерно в 45 км (28 милях) к югу от датской границы, недалеко от немецкого города Шлезвиг , он, вероятно, восходит к концу 8-го века. Дома считаются одними из самых изысканных жилищ своего времени. дубовые рамы Для стен использовались , а крыши, вероятно, были покрыты соломой . [1]
Кольцевые дома викингов, например, в Треллеборге , недалеко от Слагельсе на датском острове Зеландия, имеют совсем другую форму, напоминающую корабль, с длинными стенами, выпирающими наружу. Каждый дом состоял из большого центрального зала размером 18 × 8 м (59 × 26 футов) и двух комнат меньшего размера, по одной на каждом конце. Те, что в Фиркате (ок. 980 г.) на севере Ютландии, имели длину 28,5 м (94 фута), ширину 5 м (16 футов) на концах и 7,5 м (25 футов) в середине, длинные стены слегка изгибались наружу. Стены состояли из двойных рядов столбов с горизонтально зажатыми между ними досками. Ряд внешних столбов, наклоненных к стене, возможно, использовался для поддержки здания как контрфорсы. [2]
романский стиль
[ редактировать ]Первые церкви Дании 9 века были построены из дерева и не сохранились. Сотни каменных церквей в романском стиле были построены в XII и XIII веках. с плоским потолком У них был неф и алтарь с маленькими закругленными окнами и круглыми арками. Изначально предпочтительными строительными материалами были гранитные валуны и известняк, но после того, как в середине XII века производство кирпича достигло Дании, кирпич быстро стал предпочтительным материалом. [3] Среди лучших образцов кирпичных романских построек - церковь Св. Бендта в Рингстеде (ок. 1170 г.). [4] и уникальная церковь Богоматери в Калундборге (ок. 1200 г.) с пятью высокими башнями. [5]
Церковь в Эстерларсе на острове Борнхольм была построена около 1150 года. Как и три другие церкви на острове, это круглая церковь . Трехэтажное здание поддерживается круглой внешней стеной и исключительно широкой полой центральной колонной. [6]
Строительство Лундского собора в Скании началось примерно в 1103 году, когда этот регион входил в состав Королевства Дания. Это был первый из великих датских романских соборов в форме трехнефной базилики с трансептами. Похоже, что он был связан с более ранними немецкими постройками, хотя есть также следы англо-нормандского и ломбардского влияния. [7] Рибе , за которым последовал великий собор (1150–1250 гг.), имел тесные торговые контакты с Рейнским регионом Германии. И материалы, песчаник и туф , и модели были взяты оттуда. [8]
Готический стиль
[ редактировать ]К концу 13 века и примерно до 1500 года готический стиль стал нормой, в результате чего большинство старых романских церквей были перестроены или адаптированы к готическому стилю. Плоские потолки были заменены высокими крестовыми сводами, окна увеличены заостренными арками, добавлены часовни и башни, а интерьеры украшены фресками. [9] Красный кирпич был выбранным материалом, что можно увидеть в соборе Св. Канута в Оденсе (1300–1499 гг.) и церкви Св. Петра в Нестведе . В соборе Святого Канута представлены все черты готической архитектуры: стрельчатая арка, контрфорсы, ребристые своды , повышенное освещение и пространственное сочетание нефа и алтаря.
Хотя большая часть готической архитектуры в Дании находится в церквях и монастырях, есть примеры и в светской сфере. Глиммингехус (1499–1506 гг.), прямоугольный замок в Скании, явно демонстрирует готические черты. Его заказал датский дворянин Йенс Хольгерсен Ульфштанд, который воспользовался услугами Адама ван Дюрена, северогерманского мастера, который также работал над Лундским собором . Здание содержит множество оборонительных элементов того времени, в том числе парапеты, фальшивые двери, тупиковые коридоры, ямы для убийства нападавших, рвы, разводные мосты и различные другие смертельные ловушки для защиты дворян от крестьянских восстаний. [10]
Фахверковые постройки
[ редактировать ]В эпоху позднего средневековья начался медленный переход от традиционных деревянных домов в городах и деревнях к фахверковым . Одним из старейших в Дании является Anne Hvides Gård , двухэтажный таунхаус в Свендборге на острове Фюн , построенный в 1560 году. [11] Сейчас здание является частью Свендборгского музея.
В Истаде в южном шведском регионе Скания , который раньше был частью Дании, до сих пор сохранилось около 300 фахверковых домов, некоторые из которых имеют историческое значение. [12] Самый старый сохранившийся фахверковый дом Дании, построенный в 1527 году, расположен в Кёге на восточном побережье Силенда .
Старый город в Орхусе , Ютландия, представляет собой деревенский музей под открытым небом, состоящий из 75 исторических зданий, собранных со всех уголков страны. Они включают в себя множество фахверковых домов, некоторые из которых были построены в середине 16 века. [13]
- Романская церковь Остерларс , Борнхольм (1150 г.)
- Готический собор Святого Канута , Оденсе (1300 г.)
- Готический замок: Глиммингехус (1506 г.)
- Роскиллеский собор с романскими и готическими чертами (1175–1460 гг.)
Ренессанс
[ редактировать ]Архитектура эпохи Возрождения процветала во времена правления Фридриха II и особенно Кристиана IV . Вдохновленные французскими замками того времени, фламандские архитекторы спроектировали такие шедевры, как замок Кронборг в Хельсингёре и дворец Фредериксборг в Хиллерёде . В Копенгагене замок Розенборг (1606–1624 гг.) и Бёрсен или бывшая фондовая биржа (1640 г.), пожалуй, самые замечательные здания города в стиле эпохи Возрождения.
Во время правления Фридриха II замок Кронборг был спроектирован двумя фламандскими архитекторами: Гансом Хендриком ван Пэсшеном , который начал работу в 1574 году, и Антонисом ван Оббергеном , который завершил ее в 1585 году. По образцу трехкрылого французского замка он был окончательно завершен как полноценное четырехкрылое здание. Замок сгорел в 1629 году, но по приказу Кристиана IV был быстро восстановлен под руководством Ганса ван Стенвинкеля Младшего , сына известного фламандского художника. Он широко известен как один из самых выдающихся замков эпохи Возрождения в Европе и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО . [14]
Дворец Фредериксборг (1602–1620 гг.) в Хиллерёде — крупнейший дворец эпохи Возрождения в Скандинавии . Кристиан IV приказал снести большую часть первоначального здания Фридриха II, чтобы ван Стенвинкель завершил строительство трехкрылого замка во французском стиле с низким крылом с террасой вокруг внутреннего двора. Архитектурное выражение и декоративная отделка явно отражают предпочтения голландского Возрождения, о чем свидетельствуют декоративные порталы и окна, особенно широкие фронтоны в итальянском стиле. [8]
Замок Розенборг в Копенгагене, также построенный Кристианом IV, является еще одним примером стиля голландского ренессанса. В 1606 году король впервые построил двухэтажную беседку на участке, который он использовал как парк для отдыха. Затем он решил начать работу над гораздо более амбициозным зданием - замком, который развивался поэтапно, пока в 1624 году не был завершен шедевр голландского Возрождения . Перед замком был расположен парк в стиле эпохи Возрождения, старейший королевский сад Дании. [15]
Спонсируемая Кристианом IV, Бёрсен, одна из первых товарных бирж в Европе, была построена с 1618 по 1624 год. Она была призвана подчеркнуть положение Копенгагена как торгового мегаполиса. Хотя здание вдохновлено стилем голландского Возрождения, характерные башни и чердаки на крыше отражают вкус Кристиана IV. Характерный шпиль здания с четырьмя переплетенными драконьими хвостами, увенчанными тремя коронами, символизирует тогдашнее Королевство Дания, в которое входили Норвегия и Швеция . [16]
В 1614 году Кристиан IV начал работы по строительству тогдашнего датского Кристианстада в Скании, ныне на юге Швеции, завершив многие его постройки в стиле ренессанс. Особенно впечатляет церковь Троицы (1618–28), построенная по проекту фламандско-датского архитектора Лоренца ван Стенвинкеля . Говорят, что это лучший образец церкви эпохи Возрождения в Скандинавии.
Кристиан IV также инициировал ряд проектов в Норвегии, которые в основном были основаны на архитектуре эпохи Возрождения. [17] [ нужна страница ] Он основал горнодобывающие предприятия в Конгсберге и Рёрусе , которые сейчас являются объектом Всемирного наследия. После опустошительного пожара 1624 года город Осло был перенесен на новое место и перестроен как город-крепость ортогональной планировки , окруженный валами, и переименован в Христианию . Король Кристиан также основал торговый город Кристиансанн , вновь назвав его своим именем.
В то время как каменные постройки становились все более распространенными в качестве таунхаусов, фермы продолжали быть фахверковыми, иногда вместе с одним каменным домом. Обычные люди продолжали жить в фахверковых домах.
Хольбек на северо-западе Силенда начал развиваться ближе к концу Средневековья. Пик процветания пришелся на 17 век, когда местная кукуруза продавалась с Германией и Нидерландами. Фахверковые дома, которые сейчас составляют музей, относятся к тому периоду и дают представление о том, как функционировал город в то время. [18]
Датские деревенские дома священников этого периода, как правило, строились в том же стиле, что и фермерские дома, хотя обычно гораздо больше. Прекрасным примером является приход Кёльструп недалеко от Кертеминде на северо-востоке Фюн. Сам дом представляет собой фахверковое здание с соломенной крышей и большим прямоугольным двором, окруженным флигелями. [19]
- Замок Кронборг , Хельсингёр , 1585 г.
- Троицкая церковь, Кристианстад , 1628 г.
- Бёрсен (старая биржа), Копенгаген, 1640 г.
- «Большой зал», дворец Фредериксборг , 1620 г.
Барокко
[ редактировать ]Как и в период Возрождения, в архитектуре барокко снова преобладало преимущественно голландское влияние, хотя многие особенности возникли в Италии и Франции. Симметрия и регулярность были основными задачами, которые часто усиливались за счет выступающей центральной части главного фасада.
Копенгагена Круглая башня также была одним из проектов Кристиана IV после того, как он обеспечил финансирование обсерватории по предложению астронома Тихо Браге . Под первоначальным руководством Ганса ван Стенвинкеля, который удивительным образом адаптировал проект к голландскому барокко, в 1642 году была построена Башня высотой почти 40 метров. Кирпичи, специально заказанные в Нидерландах, были обожженными, тонкими, известными как глушители или швабры . [20] Спиральная рампа длиной 210 метров ведет на вершину, откуда открывается панорамный вид на Копенгаген. Круглая башня – старейшая действующая обсерватория в Европе. До 1861 года он использовался Копенгагенским университетом, но сегодня любой желающий может зимой наблюдать ночное небо через астрономический телескоп башни. [21]
Поместье Нисё (1673 г.) недалеко от Престо , Силенд, было построено для местного функционера Йенса Лауридсена. Это был первый загородный дом в стиле барокко в Дании, пришедший на смену более раннему стилю эпохи Возрождения. Вдохновение пришло из Голландии, а архитектором, вероятно, был Эверт Янссен . [22]
Одним из выдающихся дизайнеров того времени был датский архитектор Ламберт ван Хавен, чьим шедевром стала церковь Спасителя в Копенгагене (1682–1696 гг.), основная планировка которой опирается на греческий крест. Фасад сегментирован тосканскими пилястрами, достигающими всей высоты здания. такие как характерный шпиль-штопор, не были реализованы до правления Фридриха V. Однако другие особенности , Лауриц де Тура . Окончательно строительство завершил в 1752 году [23]
Шарлоттенборг (1672–1683 гг.), расположенный на улице Конгенс Ниторв в центре Копенгагена, считается самым важным зданием в стиле барокко, сохранившимся в Дании. Ван Хейвен, возможно, участвовал в его разработке, хотя Эверту Янссену авторство работы обычно приписывают . По его проекту построено несколько других особняков в Дании. [24]
Это был Хенрик Русе поручил , голландский инженер-строитель, которому Фридрих III развивать территорию вокруг Конгенса Ниторва , особенно в связи с каналом Нюхавн , который должен был стать новой гаванью Копенгагена. Однако только после того, как Кристиан V стал королем в 1670 году, Нильс Розенкранц завершил работу. В течение следующих нескольких лет вдоль северной или солнечной стороны канала было построено множество таунхаусов. Самый старый, номер 9, был построен в 1681 году, вероятно, Кристеном Кристенсеном, капитаном порта. [25]
Замок Клаусхольм (1693–1694 гг.) близ Рандерса был спроектирован датским архитектором Эрнстом Бранденбургером при содействии шведа Никодимуса Тессина , приглашенного для оформления фасада. [26] Более изысканные апартаменты на первом этаже с более высокими потолками были спроектированы для использования членами королевской семьи.
Первый дворец Кристиансборг в Копенгагене, спроектированный Элиасом Давидом Хойссером и построенный в 1740-х годах, безусловно, был одним из самых впечатляющих зданий в стиле барокко своего времени. Хотя сам дворец был уничтожен пожаром в 1794 году, обширные выставочные площадки и манеж, построенные Нильсом Эйгтведом, сохранились неповрежденными и их можно посетить сегодня. [27] Дворец Фреденсборг (1731 г.), королевская резиденция на берегу озера Эсрум в Силенде , с его изысканным Домом канцелярии, является работой Йохана Корнелиуса Кригера, который был придворным садовником в замке Русенборг. [28] Парк Фреденсборг — один из крупнейших и лучше всего сохранившихся садов в стиле барокко в Дании. [29]
На рубеже 18 века архитектура превратилась в стиль позднего барокко. Среди основных сторонников был Йохан Конрад Эрнст, построивший здание канцелярии. [30] или Канчеллибигнинген (1721 г.) о Слотсхольмене и Лаурице де Тура , которые спроектировали дворец Эрмитаж (1734 г.) в Дайрхейвене, к северу от Копенгагена. Еще более амбициозной была работа де Тура в Ледреборге недалеко от Роскилле , где ему удалось объединить компоненты в хорошо сбалансированный и сплоченный дворец в стиле барокко. [31]
Рококо
[ редактировать ]Следуя за периодом барокко, рококо вошел в моду в 1740-х годах под руководством Николая Эйгтведа . Первоначально работавший садовником, Эйгтвед провел много лет за границей, где все больше интересовался архитектурой, особенно французским стилем рококо. По возвращении в Данию он построил Принсенс Пале (1743–1744) в Копенгагене как резиденцию для наследного принца Фредерика (позже Фридриха V ). Сейчас это Национальный музей .
Вскоре после этого ему были даны престижные задания, в том числе общий архитектурный проект района Фредериксстаден в Копенгагене 1749 года, спланированного вокруг строго восьмиугольной площади с четырьмя дворцами Амалиенборг и считающегося одним из самых важных комплексов Европы в стиле рококо. Адам Готтлоб Мольтке или лордом-камергером Фридриха V , который, будучи верховным марскалом , отвечал за проект, предоставил Эйгтведу полную свободу действий не только в проектировании основных зданий, но и в обеспечении района прямыми широкими улицами и особняками, которые их окружали. [32] Фридрих V хотел подражать великим строительным достижениям французских монархов. Поэтому неудивительно, что дворцовая площадь вдохновлена площадью Согласия в Париже того же периода. [33] Хотя Эйгтвед умер до завершения работ, другие архитекторы, в том числе Лауриц де Тура, добросовестно продолжали воплощать в жизнь его планы. Пожалуй, лучшими результатами являются дворцовый комплекс Амалиенборг , церковь Фредерика в его непосредственной близости и больница Фредерикса .
Филипп де Ланге , хотя и находился под влиянием Эйгтведа, в этот период выработал свой довольно строгий стиль. Его декоративный фасад можно увидеть на здании Kunstforeningen (1750 г.) на улице Гаммель-Странд в Копенгагене. Верхний этаж с фронтоном был надстроен позже. [34] Де Ланге также спроектировал небольшую, но стройную церковь Дамсхолте на Моне, единственную деревенскую церковь в стиле рококо в Дании. [35]
- Бранденбургер, Эрнст (1694), Замок Клаусхольм , Рандерс
- Кристенсен, Кристен (1681), Нюхавн 9–15 - Копенгаген
- Эйгтвед, Николай (1760), дворец Амалиенборг , Копенгаген
неоклассический
[ редактировать ]Неоклассицизм , опиравшийся на вдохновение из Древней Греции и Рима, был привезен в Данию французским архитектором Николя-Анри Жарденом . Его соотечественник, скульптор Жак Сали , уже хорошо зарекомендовавший себя в Дании, убедил Фридриха V, что Жарден сможет завершить церковь Фредерика после смерти Эйгтведа. Хотя Жардену это не удалось, ему удалось спроектировать несколько престижных неоклассических зданий, таких как дворец Бернсторф (1759–1765 гг.) в Гентофте и дворец Мариенлист недалеко от Хельсингёра.
Один из учеников Жардена, Каспар Фредерик Харсдорф , оказался самым выдающимся архитектором Дании XVIII века и известен как отец датского классицизма. Он провел значительный объем работ по реконструкции как интерьеров, так и экстерьеров, включая работу над Королевским театром (1774 г.), где он представил классический храмовый стиль с широким входом и большим залом. Он также выполнил работу над комплексом Амалиенборг , включая колоннаду с восемью ионическими деревянными колоннами, соединяющими резиденцию наследного принца ( Шакс Пале ) с королевской ( Мольткес Пале ). [36] [37]
Еще один замечательный пример неоклассицизма – Лиселунд на острове Мён на юго-востоке Дании. Этот довольно небольшой загородный дом, построенный во французском неоклассическом стиле в 1790-х годах, уникален тем, что имеет соломенную крышу. Как и окружающий его романтический парк, дом был работой Андреаса Киркерупа , одного из выдающихся ландшафтных архитекторов того времени. Он был спроектирован как летнее убежище для Антуана де ла Кальметта , губернатора острова, и его жены Лизы. [38] Здание Т-образной формы, основные помещения находятся на первом этаже, второй этаж состоит из девяти спален. Интерьер, вероятно, был оформлен ведущим декоратором того времени Джозефом Кристианом Лилли .
19 век
[ редактировать ]Классицизм
[ редактировать ]После смерти Хардорфа главным сторонником классицизма стал Кристиан Фредерик Хансен , который разработал более строгий стиль с чистыми, простыми формами и большими, непрерывными поверхностями. С 1800 года он отвечал за все крупные строительные проекты в Копенгагене, где спроектировал копенгагенскую ратушу и здание суда (1805–1815) на Нюторве . Он также отвечал за восстановление церкви Богоматери ( Vor Frue Kirke ) и проектирование окружающей площади (1811–29).
В 1800 году Хансену также было поручено восстановить дворец Кристиансборг, сгоревший в 1794 году. К сожалению, он снова сгорел в 1884 году. Все, что осталось, - это великолепная часовня, которая с ее ионическими колоннами передает ощущение древности. [39]
Михаэля Готлиба Биндесбёлля помнят, прежде всего, как создателя музея Торвальдсена . В 1822 году, будучи молодым человеком, он познакомился с классицизмом Карла Фридриха Шинкеля в Германии и Франции и встретил архитектора и археолога немецкого происхождения Франца Гау, который познакомил его с красочной архитектурой античности. Его дядя, Йонас Коллин, который был активным деятелем искусства и культуры при Фридрихе VI , пробудил интерес короля к музею Бертеля Торвальдсена , датско-исландского скульптора, и попросил Биндесбёлля сделать несколько эскизов для здания. Поскольку проекты Бинденсбёлля отличались от проектов других архитекторов, ему было поручено превратить Королевское вагонное депо и Здание театральной декорации в музей. Подражая строительству Эрехтейона и Парфенона как отдельно стоящих зданий, освобожденных от традиционного городского плана закрытых улиц, он завершил работу в 1848 году. [40] Он также включил в свой проект аспекты древнеегипетской архитектуры , хотя «план в целом… не египетский и не греческий, а собственный Биндесбёлля». [41]
Историзм
[ редактировать ]С приходом историзма во второй половине века особое значение стало придаваться высоким стандартам мастерства и правильному использованию материалов. Копенгагена Это можно увидеть в университетской библиотеке (1861 г.), спроектированной Йоханом Даниэлем Херхольдтом и вдохновленной церковью Святого Фермо в Вероне .
Вильгельм Далеруп был одним из самых продуктивных архитекторов XIX века. Возможно, больше, чем кто-либо другой, он внес свой вклад в то, каким сегодня выглядит Копенгаген. [42] в Копенгагене Его наиболее важные здания включают отель D'Angleterre (1875 г.) и Датскую национальную галерею (1891 г.). При поддержке компании Carlsberg он спроектировал глиптотеку Ny Carlsberg (1897 г.) и ряд богато украшенных зданий на территории пивоварни Carlsberg , которая сейчас перестраивается в новый район Копенгагена. [43]
Фердинанд Мелдал , также сторонник историзма, завершил реконструкцию дворца Фредериксборг после пожара в 1859 году и спроектировал здание парламента в Рейкьявике , Исландия, в то время датской колонии. Однако его величайшим достижением было завершение строительства церкви Фредерика в Копенгагене. Это место превратилось в руины после того, как работы над первоначальным проектом Жардена были остановлены в 1770 году. Планы Мелдала значительно отличались от планов Жардена тем, что боковые башни были устранены, купол стал ниже, а количество колонн перед главным входом было уменьшено с шести до четырех. Тем не менее, общая высота почти соответствовала высоте Жардена благодаря фонарю и более высокому шпилю. Здание, широко известное как Мраморная церковь, было завершено в 1894 году, более чем через 150 лет после того, как Эйгтвед составил свой первоначальный план. [44]
Национальный романтизм
[ редактировать ]Мартин Нюроп был одним из главных сторонников национального романтического стиля . Основная цель состояла в том, чтобы использовать характерные нордические мотивы далекого прошлого, что наглядно демонстрирует ратуша Копенгагена , строительство которой было завершено в 1905 году. Ратуша, безусловно, является самым монументальным и самым оригинальным зданием Копенгагена последней четверти XIX века с ее впечатляющий фасад, золотая статуя Абсалона прямо над балконом и высокая стройная башня с часами. Он был вдохновлен мэрией Сиены . [45]
Другим участником движения национального романтизма был Хак Кампманн , спроектировавший Орхусский театр в стиле модерн в самом конце века .
Городское развитие
[ редактировать ]Портовый город Свендборг на юго-востоке Фюна восходит к 13 веку. Настоящее процветание возникло в 19 веке, когда судостроение и торговля стали важными движущими силами. Впоследствии город претерпел период реконструкции: его узкие улочки выстроились новыми зданиями из кирпича и камня. Старый город теперь стал важной туристической достопримечательностью. [46]
Прекрасный архитектурный стиль Скагена на северной оконечности Ютландии весьма самобытен. С XIX века дома были побелены и имели крыши из красной черепицы. Преобладали желтые и красные тона, дополненные белыми дымоходами и украшениями на крыше. Эти традиции можно найти не только в старых районах города, но и сохраняются в новых жилых районах. Некоторые из наиболее впечатляющих зданий города начала 20-го века были спроектированы Ульриком Плеснером , другие были спроектированы известными архитекторами, такими как Торвальд Биндесбёлль . [47]
- Готлиб Биндесбёлль, Михаэль (1838–1848), Музей Торвальдсена
- Кампманн, Хак (1898–1900), Орхусский театр
- Найроп, Мартин (1905), мэрия Копенгагена
20 век
[ редактировать ]Северный классицизм
[ редактировать ]Неоклассицизм или, в большей степени, нордический классицизм продолжал процветать в начале века примерно до 1930 года, что можно увидеть в Кея Фискера жилых домах Хорнбекхуса Хака Кампмана (1923 г.) и полицейском управлении (1924 г.). Его развитие не было изолированным явлением, опирающимся на существующие классические традиции в странах Северной Европы и на новые идеи, преследуемые в немецкоязычных культурах. Таким образом, его можно охарактеризовать как сочетание прямых и косвенных влияний народной архитектуры (скандинавской, итальянской и немецкой) и неоклассицизма . [48]
Хотя движение имело наибольший успех в Швеции, там был ряд других важных датских сторонников, в том числе Ивар Бентсен , Кааре Клинт , Арне Якобсен , Карл Петерсен и Стин Эйлер Расмуссен . Бентсен при содействии Торкильда Хеннингсена спроектировал первые в Дании таунхаусы в районе Беллахой в Копенгагене. Клинт, работая с Бентсеном, очень уместно адаптировал дизайн больницы Фредерикс под Датский музей искусства и дизайна . Главным достижением Карла Петерсена стал Фааборгский музей, построенный для коллекций произведений искусства из Фюна. Стена Расмуссена помнят прежде всего за его деятельность в области градостроительства и за его вклад в Dansk Byplanlaboratorium (датскую лабораторию градостроительства). [49] [50]
Экспрессионизм
[ редактировать ]Церковь Грундтвига в Биспебьерге , Копенгаген, названа в честь датского философа и пастора Николая Грундтвига , которого большинство датчан запомнило своими громкими гимнами, ставшими теперь неотъемлемой частью национальной культуры. Благодаря своему необычному внешнему виду, это самая известная экспрессионистская церковь Дании. Спроектированный Педером Вильгельмом Йенсеном-Клинтом , он во многом опирался на скандинавские традиции кирпичной готики , особенно на датские деревенские церкви со ступенчатыми фронтонами . Йенсен-Клинт объединил современные геометрические формы кирпичного экспрессионизма с классической вертикалью готической архитектуры. Строительство началось в 1921 году, но было завершено его сыном Кааре Клинтом только в 1940 году, после смерти Йенсена-Клинта. Самой яркой особенностью здания является его западный фасад, напоминающий западную стену или внешний вид церковного органа. [51]
Функционализм
[ редактировать ]Функционализм , зародившийся в 1930-х годах, опирался на рациональную архитектуру с использованием кирпича, бетона, железа и стекла, предпочтительно для удовлетворения социальных потребностей. Его основными сторонниками в Дании были Фриц Шлегель , Могенс Лассен , Вильгельм Лауритцен и, особенно, Арне Якобсен с его разработками Bellavista к северу от Копенгагена. Еще одним шедевром Якобсена была мэрия Орхуса , которую он спроектировал вместе с Эриком Мёллером в 1937 году и завершил в 1948 году. Высота башни составляет 60 метров, а диаметр циферблата башенных часов — 7 метров. Здание построено из бетона, покрытого мрамором из Порсгрунна в Норвегии. [52] [53]
Более традиционный подход был использован Кей Фискером , который вместе с К. Ф. Мёллером проектировал здания для Орхусского университета с 1931 года. [54]
Модернизм
[ редактировать ]После Второй мировой войны функционализм опирался на тенденции американского модернизма с его неровными планами, плоскими крышами, открытой планировки интерьерами и стеклянными фасадами. Хорошими примерами являются собственный семейный дом Йорна Утцона (1952 г.) на окраине Хеллебека недалеко от Хельсингёра , где для послевоенного строительства хорошо использовались достаточно дешевые материалы; [55] и Дома Кинго (1956–58) в Хельсингёре, состоящие из 63 домов L-образной формы, построенных по дизайну традиционных датских фермерских домов. Еще одним проектом, известным синтезом архитектуры и ландшафта, был Музей современного искусства Луизианы (1958) в Хумлебеке , спроектированный Йоргеном Бо и Вильгельмом Волертом .
страны В этот период Арне Якобсен стал ведущим модернистом , спроектировав отель SAS в Копенгагене (1960). Ратуша Рёдовре, построенная в 1956 году, показывает, насколько хорошо Якобсен сочетал использование различных материалов: песчаника, двух видов стекла, окрашенных металлических конструкций и нержавеющей стали. [56]
Следуя по стопам Якобсена, Дания добилась выдающихся успехов в архитектуре 20-го века. В частности, Йорна Утцона знаменитый Сиднейский оперный театр принес ему честь стать вторым человеком, чья работа была признана объектом Всемирного наследия еще при жизни. [57] Его церковь Багсверд (1968–76) в Копенгагене считалась выдающимся примером критического регионализма за синтез, созданный между универсальной цивилизацией и региональной культурой. [58]
Победа в международном конкурсе на строительство Большой арки в Ла-Дефанс в Пюто , недалеко от Парижа , с дизайном, основанным на простых геометрических формах, принесла Иоганну Отто фон Шпрекельсену международную известность. Плодотворный Хеннинг Ларсен спроектировал здание Министерства иностранных дел в Эр-Рияде , а также ряд престижных зданий по всей Скандинавии , включая Копенгагенский оперный театр . [59]
Благодаря успеху преобразования Строгета в пешеходную зону в Копенгагене в 1960-х годах и своей влиятельной книге « Жизнь между зданиями » Ян Гель заработал международную репутацию в области городского дизайна . Он консультировал по многочисленным проектам городского планирования, включая проекты Мельбурна , Лондона и Нью-Йорка . [60] Его работа часто опиралась на Копенгаген и его велосипедную культуру , чтобы улучшить качество общественного пространства в центрах городов. [61]
- Якобсен, Арне (1933–34), Беллависта (квартиры)
- Фискер, Кей (1931), Орхусский университет
Постмодернизм
[ редактировать ]Постмодернизм и постмодернистская архитектура также оставили свой отпечаток на датской архитектуре благодаря крупным и заметным проектам, таким как Хёйе-Тааструп железнодорожная станция , построенная в 1986 году Якобом Блегвадом , многофункциональная площадка Скала в центре Копенгагена, прямо напротив садов Тиволи , реконструированная в 1986 году. 1989 год по проекту архитектора и профессора Могенса Брейена , но снесен в 2012 году, или Скандинавский центр в Орхусе Фрииса и Мольтке с 1995 года. [62] [63] [64] Несколько жилищных проектов в Дании, особенно крупных проектов социального жилья, 80-х и начала 90-х годов также были вдохновлены постмодернистским движением того времени. Яркие примеры включают относительно небольшой жилой комплекс Det Blå Hjørne (Голубой угол) в Кристиансхавне , построенный Тегнестуеном Вандкунстеном , или более крупный и гораздо более поздний комплекс Bispebjerg Bakke в Биспебьерге , построенный в 2006 году и спроектированный в сотрудничестве с художником Бьёрном Норгаардом . [65]
- Синий угол (1983), Кристиансхавн
- Здание Скала (1989)
- Планетарий Тихо Браге (1989, Кнуд Мунк )
- Скандинавский центр (1995), Орхус
- Аркада из стекла и стали (Скандинавский центр)
- Биспебьерг Хилл (2006)
Современный период
[ редактировать ]С начала тысячелетия датская архитектура процветала как дома, так и за рубежом. Два важных района Большого Копенгагена предоставили значительные возможности для архитектурного развития внутри страны, а ряд фирм получили международное признание, получив важные заказы за рубежом. Для некоторых командировки за границу стали столь же важными, как и в самой Дании.
В последние годы также появилось несколько новых архитектурных фирм, работающих как в Дании, так и за рубежом.
Последние городские события
[ редактировать ]Эрестад — это современный городской комплекс к юго-востоку от центра Копенгагена. Его возникновение связано со строительством Эресуннского моста, соединяющего Копенгаген с Мальмё в Швеции, завершенным в 2000 году. После первоначальных этапов планирования в 1990-х годах в 2001 году было построено первое офисное здание. Сегодня постоянно расширяющийся район насчитывает более 3000 квартир и 192 100 м 2 офисных помещений. [66] [67]
Сам Копенгаген в последние годы также претерпел значительные преобразования благодаря поддержке различных проектов вдоль набережной. Согласно первоначальным планировочным работам, проведенным в 1980-х годах, в этом районе уже появилось несколько престижных зданий, включая Black Diamond пристройку национальной библиотеки (1999 г.), Оперный театр (2000 г.) и Королевский датский театр (2004 г.). [68]
Международное присутствие
[ редактировать ]Компания Henning Larsen Architects , хорошо зарекомендовавшая себя в странах Северной Европы , в настоящее время активно работает за пределами Дании, особенно на Ближнем Востоке . У них есть ряд проектов в Саудовской Аравии и Сирии , в том числе Массарский исследовательский центр в Дамаске . [69] Еще один интересный проект — новое здание Der Spiegel на набережной Гамбурга . [70]
3XN спроектировали отмеченный наградами концертный зал Музикгебау в Амстердаме и новый музей Ливерпуля . В 2007 году они выиграли конкурс на проект новой штаб-квартиры Deutsche Bahn в Берлине, опередив такие фирмы, как Foster + Partners из Великобритании и Dominique Perrault из Франции. [71]
Schmidt Hammer Lassen открыла офисы в Лондоне и Осло . Помимо многочисленных проектов в странах Северной Европы, их международная деятельность включает Вестминстерский колледж в Лондоне и новую библиотеку Абердинского университета . [72]
Среди наиболее заметных международных проектов CF Møller Architects — расширение естественной истории. [73] и Национальные морские музеи в Лондоне (2009–11). [74] Им также удалось получить заказ на строительство университетской больницы Акерсхус в Осло . [75]
Компания Dissing+Weitling широко известна как архитектор мостов после реализации около 220 таких проектов по всему миру. К ним относятся мост Грейт-Бельт между Силендом и Фюненом , Квинсферри-Кроссинг в Шотландии , мост Нельсона Манделы в Южной Африке и мост Стоункаттерс в Гонконге . , Подвесной мост Грейт-Бельт построенный в 1998 году, является третьим по величине в мире. При длине 6790 метров (22277 футов) и свободном пролете 1624 метра (5328 футов) вертикальный просвет для судов составляет 65 метров (213 футов). [76]
Лундгаард и Транберг — проектировщики Королевского датского театра и студенческого жилого комплекса Tietgenkollegiet , которые считаются одними из самых успешных новых зданий Копенгагена за последние годы. [77]
Новые практики
[ редактировать ]Еще одна тенденция в современной датской архитектуре — появление нового поколения успешных молодых практик, вдохновленных больше международными тенденциями, чем модернистской традицией Скандинавии. Возглавляет это поколение Бьярке Ингельс, чья фирма BIG (Bjarke Ingels Group), основанная в 2006 году, необычайно быстро превратилась в хорошо зарекомендовавшую себя фирму.
С самого начала BIG получила международное признание за ряд проектов, в том числе за проект Mountain Dwellings в Эрестаде . [78] [79] Идеологически и концептуально эта практика более тесно связана с голландскими фирмами, такими как OMA , где Ингельс работал с 1998 по 2001 год, и MVRDV, чем с работами датских архитекторов. Главный международный прорыв BIG произошел в 2009 году, когда фирма выиграла шесть международных конкурсов и получила несколько крупных заказов. К ним относятся художественный музей на скале с видом на Мехико , [80] район на берегу канала в Гамбурге, [81] новая мэрия Таллинна , Эстония, [82] новая национальная библиотека Казахстана , [83] проект низкоэнергетического высотного здания в Шэньчжэне , Китай, [84] и Всемирная деревня женского спорта в Мальмё. [85]
Четыре молодых специалиста, CEBRA , Cobe , Transform и Effekt, внесли свой вклад в проект CO-EVOLUTION: Датско-китайское сотрудничество по устойчивому городскому развитию в Китае , который был награжден Золотым львом на Венецианской биеннале архитектуры 2006 года . Проект был заказан Датским архитектурным центром и курирован датским архитектором-урбанистом Хенриком Валером и UiD. [86] [87] Позже все четыре специалиста выиграли громкие соревнования в Дании и за рубежом. Компания Effekt выиграла конкурс на строительство нового здания Эстонской художественной академии в Таллинне. [88] У Transform есть проект на Ратушной площади в Копенгагене [89] а Кобе выиграл первый приз в конкурсе на создание крупнейшего экологически устойчивого района Скандинавии в Нордхавнене в Копенгагене. [90]
Другие известные новые датские архитектурные практики включают Aart, [91] Dorthe Mandrup Architects и NORD Architects. [92]
- Лассен, Шмидт Хаммер (1999), Черный алмаз (Национальная библиотека)
- Ларсен, Хеннинг (2000–2004), Копенгагенский оперный театр
- Ингельс, Бьярке (2008), Горные жилища (жилые), Эрестад
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Tietgenkollegiet (Студенческое общежитие), Эрестад: Лундгаард и Транберг , 2005–2006 гг.
- DOKK1 и Havnepladsen (Культурный центр и общественные площади), Орхус: Schmidt Hammer lassen , 2011–2017 гг.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архитектура домов викингов: внутренняя планировка», Viking Дания , получено 14 ноября 2009 г.
- ^ Vikingeborgen Fyrkat (на датском языке), DK: Sydhimmer Landsmuseum, заархивировано из оригинала 4 августа 2009 г. , получено 16 ноября 2009 г.
- ^ Введение в реставрацию датских настенных росписей , DK : Национальный музей, заархивировано из оригинала 24 ноября 2009 г. , получено 11 ноября 2009 г.
- ^ «Рингстед Сент-Бендта», Visit Vordingborg , DK, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 года , получено 11 ноября 2009 года .
- ^ «Резюме», Vor Frue Sogn , DK: Folke Kirken, заархивировано из оригинала 4 августа 2009 года , получено 15 декабря 2009 года .
- ^ «Остерларс Кирке», Дом наших отцов , заархивировано из оригинала 3 января 2013 года , получено 15 ноября 2009 года .
- ^ «Лундский собор», The Green Guide , Великобритания : Via Michelin , получено 15 января 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Jump up to: а б Архитектура , ДК: Министерство иностранных дел, заархивировано из оригинала 13 мая 2009 г. , получено 11 ноября 2009 г.
- ^ «Церкви и соборы», Культура , Посетите Данию, архивировано из оригинала 17 июля 2011 года , получено 5 декабря 2009 года .
- ^ «Glimmingehus», сканские замки и поместья (на шведском языке), SE : Algo net , получено 8 декабря 2009 г.
- ^ Анн Хвидес Горд в Fruestræde (на датском языке), DK: Fynhistorie , получено 14 ноября 2009 г.
- ^ Прогулка сквозь века , SE : Ystads kommun, заархивировано из оригинала 25 июля 2009 года , получено 22 ноября 2009 года .
- ^ Коллекции , DK: DenGamleBy, заархивировано из оригинала 19 мая 2010 г. , получено 22 ноября 2009 г.
- ^ «Кронборг», объект Всемирного наследия ЮНЕСКО , получено 11 ноября 2009 года .
- ^ История замка Русенборг , Дания : слот Rosenborg, заархивировано из оригинала 18 марта 2007 года , получено 7 декабря 2009 года .
- ^ «Копенгаген помнит эпоху Возрождения», фирменные блюда Копенгагена , Visit Copenhagen, заархивировано из оригинала 25 октября 2008 г. , получено 11 ноября 2009 г.
- ^ Сковгаард, Иоаким А (1973), Королевская архитектура: Кристиан IV и его здания , Лондон, ISBN 0-238-78979-9
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - ^ История Хольбека (на датском языке), DK : Bibliotek Holbæk, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 года , получено 17 ноября 2009 года .
- ^ Кёльструпский священник ( JPEG ), Дания: Arc.Ask3.Ru .
- ^ «Церковь Тринитатис и Круглая башня» . ДК : Знание канализации. Архивировано из оригинала 9 января 2011 года . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Круглая башня , Копенгаген, Дания: Copenhagenet , данные получены 9 декабря 2009 г.
- ^ «Нисё», Коллекция зданий Астофта в Дании , Великобритания , заархивировано из оригинала 20 августа 2010 года , получено 22 ноября 2009 года .
- ^ "Historie", Vor Frelsers Kirke (на датском языке), DK, заархивировано из оригинала 26 августа 2010 года , получено 12 ноября 2009 года .
- ^ Ренуф, Норман (2003), Копенгаген и лучшие из Дании живы! , Эдисон, Нью-Джерси: Хантер, bA3Y5761 , 257 стр.
- ^ «История Нюхавна 9», Риккитикки (на датском языке), DK , получено 16 ноября 2009 г.
- ^ Часовня замка Клаусхольм (на датском языке), Дания: Музей истории музыки, заархивировано из оригинала 28 сентября 2007 года , получено 12 ноября 2009 года .
- ^ Christiansborgs Ridebane (на датском языке), DK: Dansk Arkitektur Center, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 года , получено 7 января 2010 года .
- ^ Замок Фреденсборг (на датском языке), DK: Датский архитектурный центр, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 года , получено 7 января 2010 года .
- ^ «Слотшейв восстановлен за 44 миллиона» . ДК: Jyllands Posten . Проверено 29 ноября 2009 г.
- ^ «Здание канцелярии (Красное здание), Слотсхольмсгейд 4», Копенгаген. Справочник по истории культуры (на датском языке), DK: Københavns historie, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 года , получено 22 ноября 2009 года .
- ^ Слот Ледреборг [ Ledreborg Palace ], DK, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 года , получено 7 декабря 2009 года .
- ^ Фредериксстаден (на датском языке), DK : Dansk Architectur Center, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 года , получено 13 ноября 2009 года .
- ^ TRH Наследный принц и наследная принцесса , Дания, архивировано из оригинала 20 февраля 2009 г. , получено 22 ноября 2009 г.
- ^ Гаммель Странд (на датском языке), Копенгаген, Дания: ByMuseet , получено 14 ноября 2009 г.
- ^ Церковь Дамшольте (на датском языке), Дания, 7 декабря 2009 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - ^ Klassicisme (на датском языке), DK : Dansk Architectur Center, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 года , получено 13 ноября 2009 года .
- ^ «Дворец Амалиенборг», Копенгагенет , Дания, заархивировано из оригинала 14 декабря 2009 года , получено 7 декабря 2009 года .
- ^ Эсклинг, Оле; Бюхерт, Эрик, парк и усадьба Лизелунд , Мёнс, Дания: Туристическое бюро .
- ^ «Дворцовая капелла Кристиансборг», Путеводитель по золотому веку Дании , DK: Гульд ольха, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 года , получено 7 декабря 2009 года .
- ^ Ланге, Бенте; Линдхе, Йенс (2002), Музей Торвальдсена: архитектура, цвета, свет , Копенгаген: Датская архитектурная пресса .
- ^ Лорин, Карл; Ганновер, Эмиль; Тиис, Йенс (1968), Скандинавское искусство (в твердом переплете), Нью-Йорк: Бенджамин Блом, стр. 425 .
- ^ «Вильгельм Далеруп» . Современный прорыв . ДК : Золотые дни в Копенгагене. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 26 апреля 2009 г.
- ^ «Дизайн Carlsberg развивается в Копенгагене» . Новости мировой архитектуры. Архивировано из оригинала 27 ноября 2009 года . Проверено 29 ноября 2009 г.
- ^ Мраморная церковь , Копенгаген, Дания: Copenhagenet, заархивировано из оригинала 20 августа 2009 года , получено 7 декабря 2009 года .
- ^ «Часы на башне мэрии», Waymarks , Waymarking , получено 13 ноября 2009 г.
- ^ «История Свендборга», История Фюна (на датском языке), DK , получено 17 ноября 2009 г.
- ^ «История Скагена», Скагенский турист , ДК: Посетите Данию, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 г. , получено 17 ноября 2009 г.
- ^ «Первая половина 20-го века», Danish Architecture , DK : About Дания, заархивировано из оригинала 3 марта 2016 года , получено 28 декабря 2009 года .
- ^ Анджелетти, Анджело; Ремидди, Гайя (1998). Алвар Аалто и северный классицизм (на итальянском и английском языках). Рим: Ф.лли Паломби. ISBN 88-7621-666-9 .
- ^ «Стин Расмуссен», EES (PDF) (резюме), LANL, заархивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2010 г. , получено 28 декабря 2009 г.
- ^ Церковь Грундтвигс , Дания , архивировано из оригинала 1 февраля 2010 года , получено 1 декабря 2009 года .
- ^ «Функционализм и традиции», Датская архитектура: обзор , Посетите Данию, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 года , получено 28 декабря 2009 года .
- ^ Зал городского совета , муниципалитет Орхуса, 28 декабря 2009 г.
- ^ «Датский функционализм», World Architecture Images , Основная архитектура , получено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Вторая половина 20-го века», Датская архитектура: обзор , ДК: Посетите Данию, заархивировано из оригинала 19 июля 2011 г. , получено 15 января 2010 г.
- ^ «Муниципалитет Рёдовре – Арне Якобсен», Культурное наследие и продвижение культуры , DK: RK, заархивировано из оригинала 30 ноября 2009 г. , получено 15 декабря 2009 г.
- ^ Кэти Маркс (27 июня 2007 г.). «Награда Всемирного наследия за «смелый» Сиднейский оперный театр» . Независимый . Лондон: Независимые новости и СМИ . Архивировано из оригинала 8 января 2010 года . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Фрэмптон, Кеннет, Скотт Патерсон: Критический анализ «На пути к критическому регионализму» , Earthlink , получено 13 декабря 2009 г.
- ^ «Хеннинг Ларсен», Искусство и культура: Архитектура Дании (на датском языке), DK: Den Store Danske , получено 5 ноября 2009 г.
- ^ «Ян Гель» (PDF) (биография). ЮГА . Проверено 29 ноября 2009 г.
- ^ «Гель на колесах» . Новости и особенности Нью-Йорка. 21 сентября 2007 года . Проверено 23 июня 2009 г.
- ^ «Станция Хёйе-Таструп» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Прощание с домом вечеринок
- ^ «Скандинавский центр» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Биспебьерг Бакке
- ^ "Ørestad", Fakta (на датском языке), DK , заархивировано из оригинала 14 февраля 2010 года , получено 8 декабря 2009 года .
- ^ Эрестаден - центр на периферии (PDF) (на датском языке), DK: Uni geo , получено 8 декабря 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ «Набережная», Городские районы , Копенгаген: Посетите Копенгаген, заархивировано из оригинала 14 декабря 2010 года , получено 8 декабря 2009 года .
- ^ «Дамасские цветы образовательного будущего» . Новости мировой архитектуры . Проверено 23 июля 2009 г.
- ^ «Архитектурный проект для Spiegel Group» . Гамбург . ХафенСити. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 23 июля 2009 г.
- ^ «Победа в конкурсе 3XN» . Новости мировой архитектуры . Проверено 14 апреля 2016 г.
- ^ «Библиотека открывает новую страницу» . Новости мировой архитектуры . Проверено 22 сентября 2009 г.
- ^ Морган, Джеймс (2 сентября 2008 г.). «Музей «Кокон» готовится к открытию» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 12 января 2009 года . Проверено 20 января 2009 г.
- ^ «Обнародованы первые эскизы Морского музея» . Новости мировой архитектуры . Проверено 23 сентября 2009 г.
- ^ «Высшая награда в области здравоохранения для CF Møller» . Новости мировой архитектуры. Архивировано из оригинала 24 ноября 2009 года . Проверено 25 ноября 2009 г.
- ^ «Факты и история» . ДК : A/S Storebælt. Архивировано из оригинала 3 ноября 2008 года . Проверено 18 ноября 2008 г.
- ^ «Вот десять лучших зданий подъема» . Фондовая биржа. Архивировано из оригинала 20 октября 2009 года . Проверено 13 октября 2009 г.
- ^ «Институт городской земли вручает горе награду за выдающиеся достижения» . +НАСТРОЕНИЕ. 2009. Архивировано из оригинала 9 августа 2009 года . Проверено 23 июня 2009 г.
- ^ «Объявлены победители премии MIPIM Awards 2009» . Бустлер . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ Новый музей Тамайо от Rojkind Arquitectos и BIG , Dezeen , получено 6 декабря 2009 г.
- ^ «Кауфхаусканал Метрозона/БОЛЬШОЙ+Топотек1» . АРХдейли. 6 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2009 г. . Проверено 26 ноября 2009 г.
- ^ «Таллиннская ратуша от Bjarke Ingels Group» . Дезин. 23 июня 2009 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
- ^ «Национальная библиотека Астаны от BIG» . Дезин. 25 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 31 октября 2009 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
- ^ «Шэньчжэньский международный энергетический особняк от BIG» . Дезин. 7 сентября 2009 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
- ^ «Борьба с женщинами мира» . Дезин. Архивировано из оригинала 1 ноября 2009 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
- ^ «О выставке» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 года . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ «Сайт Коэволюции» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2015 года . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ «Молодые датчане подписывают заявку на Art Plaza» . Новости мировой архитектуры . Проверено 26 ноября 2009 г.
- ^ «Ратушная площадь Копенгагена обновляется» (на датском языке). ДК: Берлингске. 8 мая 2008 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
- ^ «Победитель 1-го места на международном конкурсе идей Nordhavnen в Копенгагене» (на датском языке). ДК: Рамбёлль. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
- ^ Орт , ДК, заархивировано из оригинала 28 января 2010 года .
- ^ Design Nord , DK, заархивировано из оригинала 30 сентября 2009 года , получено 16 декабря 2009 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нация архитектуры (PDF) , ДК : Министерство культуры, 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ] , 52 стр.
- Дирккинк-Хольмфельд, Ким; Кейдинг, Мартин; Амундсен, Марианна; Смидт, Клаус М. (2007), Датская архитектура с 1754 года , Danish Architectural Press , 400 стр.
- Фабер, Тобиас (1978), История датской архитектуры , Копенгаген: Det Danske Selskab , 316 стр.
- Гель, Ян (около 1987 г.), Жизнь между зданиями: использование общественного пространства , Нью-Йорк, Уокингем: Ван Ностранд Рейнхольд, ISBN 0-442-23011-7 , 202 стр.
- Линд, Олаф (2007), Путеводитель по архитектуре: Датские острова , Копенгаген: Danish Architectural Press , 336 стр.
- Сестофт, Йорген; Хегнер, Кристиансен Йорген (1995), Путеводитель по датской архитектуре , Arkitektens Forlag , 2 тома, 272 стр.
- Орум-Нильсен, Йорн (1966), Жилье , Копенгаген: Danish Architectural Press , 261 стр.
- Солагурен-Беаскоа-де-Корраль, Феликс : ДК. Возвращаемся в Данию , 2010 год, Барселона, PAB Group. Отдел архитектурных проектов, ЭТСАБ, СКП, 100 страниц. ISBN 978-84-608-1059-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Архитектура в Дании», Коллекция зданий Астофта , Великобритания , заархивировано с оригинала 16 мая 2008 года и содержит подробную информацию о примерно 70 интересных с архитектурной точки зрения зданиях, в основном в Копенгагене, Силенде и Фюне.
- Danmarks Kirker [ Церкви в Дании ] (на датском языке), DK : Национальный музей , основная справочная серия о датских церквях и их фресках, обстановке и памятниках.
- Копенгаген X , Дания, заархивировано с оригинала (официального сайта) 28 ноября 2009 г. , получено 9 декабря 2009 г., посвящено современной архитектуре и городскому развитию Копенгагена.