Кирпичный Экспрессионизм
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2008 г. ) |
Термин «кирпичный экспрессионизм» ( нем . Backsteinexpressionismus ) описывает конкретный вариант экспрессионистской архитектуры используются , в котором кирпич , плитка или клинкерный кирпич в качестве основного видимого строительного материала. Здания в этом стиле возводились преимущественно в 1920-е годы, прежде всего в Германии и Нидерландах. [1] где был создан стиль.
Региональными центрами стиля были крупные города Северной Германии и Рурской области , но Амстердамская школа принадлежит к тому же движению, которое можно найти во многих крупных голландских городах, таких как Амстердам , Утрехт и Гронинген . [2] Этот стиль также оказал некоторое влияние за пределами упомянутых областей.
Стиль [ править ]
Кирпичный экспрессионизм развивался одновременно с «новой объективностью» архитектуры Баухауза . Но в то время как архитекторы Баухауза выступали за удаление всех декоративных элементов или украшений , архитекторы-экспрессионисты разработали отличительную форму или орнамент, часто используя грубые, угловатые или заостренные элементы. Они должны были выразить динамику периода, его интенсивность и напряжение.
Важнейшими строительными материалами были одноименный кирпич и клинкерный кирпич. Клинкер твердого обжига был очень моден, особенно для фасадов. Этот материал был особенно хорошо адаптирован к сложным экологическим требованиям промышленных зданий, особенно в Рурской области . Его характерная шероховатая поверхность и богатое разнообразие цветов, от коричневого до красного и фиолетового, также способствовали популярности этого материала.
Яркой чертой кирпичного экспрессионизма является живость его фасадов, достигаемая исключительно за счет преднамеренного размещения кирпичей в узорах. Это помогло оживить большие, в остальном однообразные стены. В некоторых случаях в качестве декоративных элементов использовались даже кирпичные отходы (куски, поврежденные при обжиге или обжигенные слишком долго или недостаточно долго, что приводило к неравномерной или нежелательной окраске), подчеркивая их индивидуальный внешний вид. Угловые кирпичи комбинировались в различных композициях, создавая богатый орнаментальный репертуар, включая специфические формы скульптуры. Горизонтальные ряды кирпичей, которые чередуются то выступающими, то слегка утопленными, являются еще одной распространенной чертой, например, в доме Ханса-Сакса в Гельзенкирхене (1927 г.).
Дизайн фасада был дополнен использованием архитектурной скульптуры из клинкерного кирпича или керамики . Известным представителем этого вида искусства был Рихард Кёль . Эрнст Барлах также создал статуи из клинкера, такие как фриз Gemeinschaft der Heiligen («сообщество святых») на соборе Святой Екатерины в Любеке (завершен Герхардом Марксом ).
Время от времени использовались элементы других архитектурных стилей, переведенные в кирпичный репертуар форм. Например, Фрица Хёгера в Чилихаусе в Гамбурге доминирует эстетика ар-деко . Anzeigerhochhaus Ганновере в представляет собой образец восточной архитектуры. Кирпичный экспрессионизм также создал свои собственные, часто весьма своеобразные формы, такие как церкви Параболы ( Парабель-Кирхен ), например, Хайлиг-Кройц-Кирхе в Гельзенкирхене -Юкендорфе.
- Стиль
- Клинкерный кирпич
- Кирпичи, образующие сложный узор, Бётчерштрассе , Бремен.
- Высотное здание Anzeiger в Ганновере , 51 метр, построенное в 1928 году Фрицем Хёгером.
Северная Германия [ править ]
Некоторые выдающиеся примеры кирпичного экспрессионизма можно найти в Гамбурге . Здесь Фриц Хёгер создал весьма инновационный «Чилихаус» с ярко выраженным вертикально ориентированным дизайном и почти игривым использованием материалов. Другими примерами являются соседний Sprinkenhof ( Ганс и Оскар Герсон (на немецком языке) и Хёгер), Broschekhaus и Zigarettenfabrik Reemtsma (сигаретная фабрика Reemtsma).
Другим важным северогерманским представителем этого стиля был Фриц Шумахер . Он построил множество общественных зданий в Гамбурге, таких как финансовые офисы на площади Генземаркт, крематорий на кладбище Ольсдорф, средняя школа Вальддорфер-гимназия в Фольксдорфе и школа Яррестадт.
Бетчерштрассе в Бремене — еще один важный пример стиля Северной Германии.
- Примеры в Северной Германии
- Офисы на Генземаркте, Гамбург
- Сигаретная фабрика Reemtsma, Гамбург , архитектор: Фриц Хёгер
- Шпринкенхоф, Гамбург
- Универмаг в Клингенберге, Любек
- Школа Яррестадт, Гамбург
- Ратуша, Вильгельмсхафен
Рур [ править ]
Кирпичный экспрессионизм имел наиболее плотное распространение в Рурской области , развивая характер регионального стиля. Материал выдержал сложные промышленные условия и позволил с относительно небольшими усилиями создавать сбалансированные и разнообразные конструкции фасадов. Обожженный клинкер был сравнительно дорогим, поэтому многие здания были спроектированы с частично клинкерными и частично побеленными фасадами.Примеры были созданы по всему Руру, включая промышленную архитектуру (актовые залы, офисные здания, водонапорные башни и т. д.) и жилые дома. Кирпич также использовался для строительства представительных зданий, таких как ратуши, почтовые отделения, церкви и виллы.
Важным примером является Альфреда Фишера в Hans-Sachs-Haus Гельзенкирхене , который планировался как многофункциональное здание, но в конечном итоге использовался как мэрия. Сравнительно простой кирпичный фасад и закругленные углы характеризуют его как синтез экспрессионизма и новой объективности .
Также в Гельзенкирхене, в районе Юкендорфа , находится главная работа Йозефа Франке — параболическая церковь Хайлиг-Кройц (Святого Креста). Его свод имеет форму высокой параболы . Вершину квадратной башни венчает кирпичная фигура Христа. Церковь была расконсервирована 18 августа 2007 года.
Другими важными кирпичными экспрессионистскими зданиями в Рурской области являются штаб-квартира полиции, Берт-Брехт-Хаус и мэрия в Оберхаузене , офисы Альфреда Фишера для Regionalverband Ruhrgebiet (управления регионального развития) в Эссене , здание BOGESTRA и штаб-квартира полиции в Бохуме . и отделение детской хирургии городской больницы Дортмунда .
- Примеры в Рурском, Вестфальском и Рейнском регионах.
- Штаб-квартира региональной ассоциации, Эссен
- Трамьярд, Гельзенкирхен
- Магазин и жилой дом "Ring-Eck", Гельзенкирхен
- Церковь Святого Креста, Гельзенкирхен-Юкендорф
- Многоцелевой зал Ротхаузен, Гельзенкирхен
- Магазин и жилой дом Ломмель, Хамм, автор Макс Круземарк , 1927 год.
- Штаб-квартира BOGESTRA, Бохум
- Святой Антоний, Кастроп-Рауксель -Икерн
- Санкт-Энгельберт, Эссен
Берлин [ править ]
Примеры Берлина включают Кройцкирхе ( Евангелическую церковь Креста) в Берлине-Шмаргендорфе и Евангелическую церковь Фрица Хёгера на Гогенцоллернплац (1933 г.).
- Примеры в Берлине
- Берлин , Ульштайнхаус
- Берлин , церковь на Гогенцоллерндамм
- Берлин , церковь на Гогенцоллерндамм
- Кройцкирхе в Берлине - Шмаргендорф
- Телекоммуникационный офис, Винтерфельдтштрассе
- Башня Борзиг в Берлине-Тегеле с 1922 по 1925 год.
Нидерланды [ править ]
- Примеры в Нидерландах
- ' Вендинген ' 1918–1932, Амстердамская школа.
В другом месте [ править ]
Другие известные примеры кирпичного экспрессионизма включают Гроссмарктхалле во Франкфурте-на-Майне , Техническое административное здание компании Hoechst AG во Франкфурте-Хёхсте и церковь Грундтвига в Копенгагене.
- Примеры кирпичной импрессионистской архитектуры за пределами основных областей
- Mousonturm (здание фабрики, ныне театр), Франкфурт-на-Майне
- Церковь Мартина-Лютера, Ульм
- Капитолий (первоначально кинотеатр), Мангейм
- Софийского университета Факультет биологии , София
- Водонапорная башня Седерверн , Мальмё , Швеция
- Католическая церковь , Амлвх , Уэльс
Известные архитекторы [ править ]
- Питер Беренс
- Доминикус Бём (Кёльн, Рурская область, Швабия, Гессен)
- Мартин Эльзессер (Южная Германия)
- Альфред Фишер (Эссен, Рурская область)
- Йозеф Франке (Гельзенкирхен, Рурская область)
- Фриц Хёгер (Северная Германия и Гамбург, например, Чилихаус )
- Осип Кларвейн , главный дизайнер ( нем .: главный архитектор-проектировщик [3] ) с архитектурной фирмой Хёгера (Северная Германия, Гамбург, например, Вичернкирхе (разрушена в 1943 году) и Берлин, например, Кирхе-ам-Гогенцоллернплац )
- Мишель де Клерк (Амстердам)
- Вильгельм Крайс (Рейнланд и Вестфалия)
- Пауль Мебес (Берлин, Восточная Германия)
- Ханс Пельциг (Берлин, Бреслау)
- Вильгельм Рифан (Кёльн)
- Фриц Шумахер (Гамбург)
См. также [ править ]

Литература [ править ]
- Раухут, Кристоф и Леманн, Нильс (2015): Фрагменты Metropolis Berlin Hirmer Publishers 2015, ISBN 978-3777422909
- Кирпичный экспрессионизм , брошюра от Гельзенкирхена ( можно заказать бесплатно ) (на немецком языке)
Ссылки [ править ]
- ^ Боб Лодевийкс и Рональд Элинк Шурман, Амстердамская школа в Утрехте (2014).
- ^ Боб Лодевийкс и Рональд Элинк Шурман, Амстердамская школа в Утрехте (2014).
- ^ См. Эрнст-Эрик Пфанншмидт, другой архитектор, работавший с Хёгером, в своем письме Экхардту Беркенхагену от 29 июня 1977 года , который затем подготовил выставку по случаю 100-летия Хёгера в Kunstbibliothek Berlin, учреждении Берлинских государственных музеев прусской культуры. Фонд наследия .