Мезоамериканская архитектура
Мезоамериканская архитектура — это совокупность архитектурных традиций, созданных доколумбовыми культурами и цивилизациями Мезоамерики , традиций, которые наиболее известны в виде общественных, церемониальных и городских монументальных зданий и сооружений. Отличительные особенности мезоамериканской архитектуры охватывают ряд различных региональных и исторических стилей, которые, однако, существенно взаимосвязаны. Эти стили развивались на разных этапах мезоамериканской истории в результате интенсивного культурного обмена между различными культурами мезоамериканской культурной области на протяжении тысячелетий. Мезоамериканская архитектура в основном известна своими пирамидами , которые являются крупнейшими сооружениями такого рода за пределами Древнего Египта .
Одной интересной и широко исследованной темой является связь между космовидением , религией , географией и архитектурой в Мезоамерике. Кажется, многое говорит о том, что многие черты мезоамериканской архитектуры определялись религиозными и мифологическими идеями. Например, на планировку большинства мезоамериканских городов, похоже, влияют стороны света и их мифологические и символические значения в мезоамериканской культуре .
Другая часть мезоамериканской архитектуры — ее иконография . Монументальная архитектура Мезоамерики украшалась изображениями религиозного и культурного значения, а также во многих случаях письменностью некоторых мезоамериканских систем письменности . Иконографические украшения и тексты на зданиях вносят важный вклад в общие современные знания о доколумбовом мезоамериканском обществе, истории и религии.
Хронология
[ редактировать ]В следующих таблицах показаны различные этапы мезоамериканской архитектуры и археологии и соотнесены они с культурами, городами, стилями и конкретными зданиями, примечательными для каждого периода.
Период | Промежуток времени | Важные культуры, города, структуры и стили |
---|---|---|
Преклассический (формирующий) | 2000–1000 гг. до н.э. | Культуры побережья Мексиканского залива, ольмеки , культура Монте-Альто |
Ранняя преклассика | 2000–1000 гг. до н.э. | Центры ольмеков Сан-Лоренцо Теночтитлан , Чалькацинго , Сан-Хосе Моготе , Ла Мохарра Стеала 12 |
Средний доклассический | 1000–400 гг. до н. э. | Поздние ольмеки и ранние майя, Исапа , Ла Вента , Трес Сапотес , керамика Усулутан , Накбе , Ламанаи , пещера Ксунантунич Най Тунич , Эль Мирадор , Каминальхую |
Поздняя доклассика | 400–200 гг. до н.э. | Доклассические майя , Теотиуакан и Сапотек, периоды формирования теучитланской традиции, Теотиуакан , Уахактун , Тикаль , Эдзна , Монте-Альбан I и II, Пирамида Солнца , Гуачимонтонес |
Классический | 200–900 гг. н. э. | Центры классических майя, Теотиуакан, сапотеки, традиция Теучитлана |
Ранняя классика | 200–600 гг. н.э. | Апогей Теотиуакана, Гора Альбан III, Паленке , Копан , Классическая культура Веракруса , Склон-доска , Иероглифическая лестница Копана , Гробница Пакаля Великого , |
Поздняя классика | 600–900 гг. н. э. | Шочикалько , Какастла , Канкуэн , Киригуа , Ушмаль , Тонина , классическая культура Веракруса , Пуук стиль , стиль Рио-Бек , Коба , Яшчилан Перемычка 24 |
Пост-классика | 900–1519 гг. н.э. | Майя-Ица, Чичен-Ица , Майяпан , Таясал и Ковой Топоксте , Тольтек , Пурепеча , Миштек , Тотонак |
Ранняя постклассика | 900–1200 гг. н. э. | Чолула , Тула , Митла , Эль-Тахин , Тулум , Каминальхую |
Поздняя постклассика | 1200–1519 гг. н.э. | Ацтеки , Теночтитлан , Темпло Майор , Цинцунцан , Киче Утатлан , Какчикель Ишимче и Мам Закулеу , Майя, Утатлан , Семпоала |
Городское планирование и космовидение
[ редактировать ]Космос и его воспроизведение
[ редактировать ]Символизм
[ редактировать ]Важной частью мезоамериканской религиозной системы было воспроизведение их верований в конкретных материальных формах, по сути делавших мир воплощением их верований. [1] Это означало, что мезоамериканский город был построен как микрокосм , демонстрирующий то же разделение, которое существовало в религиозной, мифической географии — разделение между подземным миром и человеческим миром. Подземный мир был представлен направлением на север, и многие сооружения и здания, связанные с подземным миром, такие как гробницы, часто встречаются в северной половине города. Южная часть олицетворяла жизнь, средства к существованию и возрождение и часто содержала структуры, связанные с непрерывностью и повседневной функцией города-государства, такие как памятники, изображающие благородные родословные, или жилые кварталы, рынки и т. д. Между двумя половинами севера Южная ось представляла собой площадь, часто содержащую стелы, напоминающие мировое древо (Mesoamerican axis mundi) , и площадку для игры в мяч , которая служила точкой пересечения между двумя мирами.
Некоторые мезоамериканцы утверждают, что в религиозной символике пирамиды монументальной архитектуры Мезоамерики представляли собой горы, стелы — деревья, а колодцы, площадки для игры в мяч и сеноты — пещеры, обеспечивающие доступ в подземный мир. [2]
Ориентация
[ редактировать ]Мезоамериканская архитектура часто проектируется с учетом конкретных небесных событий. Некоторые пирамиды, храмы и другие сооружения были спроектированы для достижения особых световых эффектов в определенные дни, важные для мезоамериканского космовидения. Известным примером является пирамида « Эль-Кастильо » в Чичен-Ице , где в течение нескольких недель вокруг равноденствий можно наблюдать эффект света и тени. Однако, вопреки распространенному мнению, нет никаких доказательств того, что это явление было результатом целенаправленного замысла, направленного на празднование равноденствий. [3]
Большая часть мезоамериканской архитектуры также ориентирована примерно на 15 ° к востоку от севера. [4] Винсент Х. Мальмстрем утверждал [5] что это связано с общим желанием выровнять пирамиды лицом к закату 13 августа, который был датой начала календаря длинного счета майя . Однако недавние исследования показали, что самые ранние ориентиры, отмечающие закаты 13 августа (и 30 апреля), происходят за пределами территории майя. Их целью, должно быть, была запись дат, разделенных периодом в 260 дней (с 13 августа по 30 апреля), что эквивалентно длине священного мезоамериканского календарного счета. В целом, ориентации в мезоамериканской архитектуре имеют тенденцию отмечать даты, разделенные кратными 13 и 20 дням, то есть основных периодов календарной системы. Распределение этих дат в году позволяет предположить, что такие ориентации позволяли использовать наблюдательные календари, облегчавшие предсказание сельскохозяйственно значимых дат. [6] [7] Эти выводы подтверждаются результатами систематических исследований, проведенных в различных регионах Мезоамерики, включая центральную Мексику, [8] низменности майя, [9] [10] Оахака, низменности побережья Мексиканского залива, [11] а также западная и северная Мезоамерика. [12] Хотя преобладает солнечная ориентация, некоторые выдающиеся здания были ориентированы на крайности Венеры. [13] Ярким примером является Губернаторский дворец в Ушмале. [14] Также были задокументированы ориентации на неподвижные положения Луны на горизонте; [15] они особенно распространены вдоль северо-восточного побережья полуострова Юкатан, где, как известно, поклонение богине Икшель, связанной с Луной, имело выдающееся значение в постклассический период. [16]
Плаза
[ редактировать ]Почти в каждом известном древнем мезоамериканском городе была одна или несколько официальных общественных площадей. Обычно это большие впечатляющие пространства, окруженные высокими пирамидами, храмами и другими важными зданиями. Мероприятия, которые будут проводиться на этих площадях, будут включать частные ритуалы, периодические рынки, массовые зрительские церемонии, общественные церемонии, праздники и другие популярные праздники.
Размер главных площадей в мезоамериканских городах сильно различался, самая большая из них находилась в Теночтитлане , ее площадь оценивалась в 115 000 квадратных метров. Эта площадь выделяется на фоне большого населения города. Следующая по величине оценочная площадь расположена на побережье Мексиканского залива в городе Семпоала (или Земпоала) и имеет площадь 48 088 квадратных метров. [17] Средняя площадь большинства площадей составляет около 3000 квадратных метров, самая маленькая из них находится на территории Паксте и составляет 528 квадратных метров. В некоторых городах есть множество небольших площадей, в то время как некоторые сосредотачивают свое внимание на довольно большой главной площади.
Теночтитлан
[ редактировать ]Теночтитлан был ацтекским городом, процветавшим с 1325 по 1521 год. Город был построен на острове, окруженном со всех сторон озером Тескоко . Он состоял из сложной системы каналов, акведуков и дамб, позволяющих городу снабжать своих жителей. Площадь острова составляла около 12 квадратных километров, а население составляло около 125 000 человек, что делало его крупнейшим когда-либо зарегистрированным мезоамериканским городом. Главная площадь Теночтитлана составляла примерно 115 000 квадратных метров, или 11,5 га (28 акров). [18] Главный храм Теночтитлана, известный как Темпло Майор или Великий Храм, имел размеры 100 на 80 метров в основании и 60 метров в высоту. [19] В конечном итоге город пал в 1521 году , когда он был разрушен испанским конкистадором Эрнаном Кортесом в 1521 году. Кортес и испанцы совершили набег на город в поисках золота и артефактов, мало что оставив после себя ацтекской цивилизации.
В монументальном Темпло Майор в Теночтитлане археологи обнаружили, что ацтеки расширяли храм семь раз, добавляя пять дополнительных фасадов, но всегда сохраняли нетронутым основной двойной символизм бога дождя Тлалока и бога дани/войны Уицилопочтли. Мексиканский археолог Эдуардо Матос Моктесума показал, что символическая и ритуальная жизнь этой императорской святыни объединила модели принудительных даннических платежей сотен общин с сельскохозяйственными и гидравлическими подсистемами производства продуктов питания. [20]
Пирамиды
[ редактировать ]Часто самые важные религиозные храмы располагались на вершинах высоких пирамид, предположительно как самое близкое к небесам место. Хотя недавние открытия указывают на широкое использование пирамид в качестве гробниц, сами храмы, похоже, редко, если вообще когда-либо, содержат захоронения. Расположенные на вершинах пирамид, некоторые из которых были высотой более двухсот футов, как, например, в Эль-Мирадоре , храмы были впечатляющими и сами по себе украшали сооружения. Эти храмы, обычно увенчанные гребнем крыши или поверхностной грандиозной стеной, могли служить своего рода пропагандой.
Пирамида Солнца
[ редактировать ]Пирамида Солнца – крупнейшее сооружение, созданное в городе Теотиуакан , и одно из крупнейших сооружений во всем Западном полушарии. Его высота составляет около 216 футов, а размеры у основания составляют примерно 720 на 760 футов (220 на 230 м). Пирамида расположена на восточной стороне Аллеи мертвых, которая проходит почти прямо по центру города Теотиуакан. После того, как археологи обнаружили в пирамиде останки животных, маски, статуэтки, в частности одного из ацтекских богов Уэуэтеотля , и осколки глиняных горшков, было решено, что в какой-то момент пирамида, вероятно, была ритуальным храмом. [21]
Храм Пернатого Змея
[ редактировать ]Храм Пернатого Змея был построен после Пирамиды Солнца и Пирамиды Луны завершения строительства . Храм знаменует собой одно из первых применений архитектурного стиля талуд-таблеро . На поверхностях храма были изображены фрески, как и во многих храмах, построенных в одно и то же время и одними и теми же людьми. были На табло большие змеиные головы и сложные головные уборы. Пернатый змей относится к ацтекскому богу Кетцалькоатлю . [22]
Площадки для игры в мяч
[ редактировать ]Мезоамериканский ритуал игры в мяч был символическим путешествием между подземным миром и миром живых, и в средней части города расположено множество площадок для игры в мяч, которые служат связующим звеном между северной и южной половинами города. [23] Все площадки для игры в мяч, кроме самых первых, представляют собой каменные конструкции. Было обнаружено более 1300 площадок для игры в мяч, и, хотя размеры сильно различаются, все они имеют одну и ту же общую форму: длинная узкая аллея, окруженная двумя стенами с горизонтальными, наклонными, а иногда и вертикальными сторонами. Более поздние вертикальные лица, например, в Чичен-Ице и Эль-Тахине , часто покрыты сложной иконографией и сценами человеческих жертвоприношений .
Хотя аллеи на первых площадках для игры в мяч были открытыми, позднее площадки для игры в мяч имели закрытые конечные зоны, что придавало конструкции -форма, если смотреть сверху. Игровая аллея может находиться на уровне земли, а площадка для игры в мяч может быть «затопленной».
Площадки для игры в мяч были немалым инженерным достижением. Один из камней из песчаника на площадке South Ball в Эль-Тахине имеет длину 11 м и вес более 10 тонн . [24]
Жилые кварталы и элитные резиденции
[ редактировать ]Большие и часто богато украшенные дворцы обычно располагались недалеко от центра города и вмещали элиту населения. Акрополем можно назвать любой чрезвычайно большой королевский дворец или дворец, состоящий из множества палат на разных уровнях. Однако часто они были одноэтажными и состояли из множества небольших комнат и обычно хотя бы одного внутреннего двора; эти конструкции, по-видимому, учитывают необходимую функциональность, требуемую от дома, а также отделку, необходимую для роста его обитателей.
Археологи, похоже, согласны с тем, что во многих дворцах находятся различные гробницы. В Копане , под более чем четырехсотлетней позднейшей реконструкцией, была обнаружена гробница одного из древних правителей, а Северный Акрополь в Тикале, по-видимому, был местом многочисленных захоронений в конце доклассического и раннего классического периодов.
Строительные материалы
[ редактировать ]Самым удивительным аспектом великих мезоамериканских сооружений является отсутствие в них многих передовых технологий, которые, казалось бы, были необходимы для таких построек. Из-за отсутствия металлических инструментов мезоамериканская архитектура требовала в изобилии одного: рабочей силы. Тем не менее, помимо этого огромного требования, остальные материалы, похоже, были легко доступны. Чаще всего они использовали известняк , который оставался достаточно податливым, чтобы его можно было обрабатывать каменными орудиями во время добычи, и затвердевал только один раз, когда его удаляли из пласта. Помимо использования известняка в строительстве, большая часть их раствора состояла из измельченного, обожженного и смешанного известняка, который имитировал свойства цемента и использовался так же широко для отделки лепнины , как и для раствора. Однако более поздние усовершенствования в технологии добычи полезных ископаемых уменьшили необходимость в этой штукатурке из известняка, поскольку их камни стали подходить совершенно идеально, но все же он оставался решающим элементом в некоторых столбах и перемычках крыш.
Распространенным строительным материалом в центральной Мексике был тезонтле (легкая вулканическая порода). Дворцы и монументальные сооружения обычно строились из этого грубого камня, а затем покрывались штукатуркой или кантеры шпоном . Очень крупные и богато украшенные архитектурные украшения изготавливались из очень прочной штукатурки (калька), особенно в регионе майя, где также использовался тип гидравлического известнякового цемента или бетона. [25] В случае обычных домов деревянный каркас, саман для строительства домов на каменном фундаменте использовались и солома. Однако были также обнаружены экземпляры, похожие на обычные дома из известняка. Здания, как правило, имели высокие наклонные крыши, обычно построенные из дерева или соломы, хотя каменные крыши в таких конструкциях с высоким наклоном также используются редко.
Стили
[ редактировать ]Мегалитический
[ редактировать ]Техника архитектурного строительства, в которой используются большие блоки известняка, уложенные сухим способом (около 1 м × 50 см × 30 см), покрытые толстым слоем штукатурки . Этот стиль был распространен в низинах северных майя от доклассического периода до начала ранней классики .
Склон-борд
[ редактировать ]Пирамиды в Мезоамерике представляли собой пирамиды на платформах, и многие из них использовали стиль, называемый талуд-таблеро , который впервые стал распространенным в Теотиуакане. Этот стиль состоит из платформенной конструкции, или «стола», на вершине наклонного «талуда». Множество различных вариантов стиля талуд-таблеро возникло по всей Мезоамерике, по-разному развиваясь и проявляясь в разных культурах.
Классические стили майя периода
[ редактировать ]Паленке, Тикаль, Копан, Тонина, арка с выступом.
Стиль «Тольтек»
[ редактировать ]Чичен-Ица, Тула-Идальго, чакмулы , фигуры Атлантов , рисунки Кетцалькоатля.
Пуук
[ редактировать ]Названная так в честь холмов Пуук, на которых этот стиль развивался и процветал во второй половине поздней классики и на протяжении всего периода терминальной классики в низинах северных майя, архитектура Пуук состоит из облицовочных камней, нанесенных на бетонное ядро. Обычно строились два фасада , разделенные каменной грядой. Глухой нижний фасад образован плоскими камнями и акцентирован дверными проемами. Верхняя перегородка богато украшена повторяющимися геометрическими узорами и иконографическими элементами, особенно характерными масками Чаака с изогнутыми носами . Также распространены резные колоннеты.
Технология
[ редактировать ]Коробчатая арка
[ редактировать ]Мезоамериканские культуры никогда не изобрели краеугольный камень и поэтому не могли построить настоящие арки , но вместо этого вся их архитектура использовала «ложную» или изогнутую арку . Эти арки строятся без центрирования и могут быть построены без поддержки, регулярно выравнивая горизонтальные ряды кладки стен. Этот тип арки выдерживает гораздо меньший вес, чем настоящая арка.
Однако недавняя работа инженера Джеймса О'Кона предполагает, что мезоамериканская «арка» технически вовсе не является консольной аркой, а представляет собой трапециевидную ферменную систему. Более того, в отличие от арки с выступом, она опирается не на перекрывающиеся слои блоков, а на монолитный бетон, часто поддерживаемый деревянными упорными балками. Компьютерный анализ показывает, что это структурно превосходит изогнутую арку. [26] [ сомнительно – обсудить ]
Истинная арка
[ редактировать ]Такие ученые, как Дэвид Эккотт и Гордон Экхольм, утверждают, что настоящие арки были известны в Мезоамерике еще в доколумбовые времена; они указывают на различные примеры настоящих арок на стоянке майя в Ла-Мунеке, фасаде Храма А в Нукуме, двух низких куполах в Таджине в Веракрусе, парной в Чичен-Ице и арке в Озтуме. [27] [28] [29] В 2010 году робот обнаружил длинный проход с арочной крышей под пирамидой Кетцалькоатля , которая стоит в древнем городе Теотиуакан к северу от Мехико и датируется примерно 200 годом нашей эры. [30]
Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО
[ редактировать ]Ряд важных археологических объектов, представляющих мезоамериканскую архитектуру, были отнесены к категории « Объекты всемирного наследия » ЮНЕСКО . [31]
Сальвадор
- Сайт майя Хойя де Серен
Гондурас
- Город майя в Копане
Гватемала
Мексика
- Доиспанский город и национальный парк Паленке
- Доиспанский город Ушмаль
- Доиспанский город Теотиуакан
- Исторический центр Оахаки и археологический памятник Монте-Альбан
- Доиспанский город Чичен-Ица
- Зона археологических памятников Сочикалько , Морелос
- Эль-Тахин , доиспанский город Веракрус
- Древний город майя Калакмуль , Кампече
- Исторический центр Мехико и Сочимилько (с мэром храма и прилегающими храмами) [32]
- Пейзаж агавы и древние промышленные объекты текилы (с оттенками гуахимонотона и вблизи памятников культуры теучитлан ) [33]
- Доисторические пещеры Ягул и Митла в центральной долине Оахаки (с местом археологических раскопок Ягула ) [34]
См. также
[ редактировать ]- Архитектура майя
- Архитектура возрождения майя
- город майя
- Здания и сооружения в Мезоамерике
- Триадная пирамида
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэри Миллер и Карл Таубе, введение в книгу «Боги и символы Древней Мексики и майя», с. 30.
- ^ Мэри Миллер и Карл Таубе пишут об этом во введении к книге «Боги и символы Древней Мексики и майя», стр. 31, они приписывают эту интерпретацию эпиграфу Дэвиду Стюарту. Американский археолог Джеймс Э. Брейди провел обширное исследование важности пещер в мезоамериканской культуре. Название знаменитой книги майянистки Линды Шеле «Лес королей» также отсылает к вере майя в то, что стелы представляют деревья, особенно мировое дерево, ось мира майяского космоса.
- ^ Шпрайц, Иван; Санчес Нава, Педро Франциско (2018). «Солнце в Чичен-Ице и Дзибильчалтуне: предполагаемая важность равноденствий в Мезоамерике». Мексиканская археология . 25 (149): 26–31.
- ^ Авени и Гиббс. Другие исследователи дают другие оценки или средние значения, но в этой общей ориентации наблюдается поразительная последовательность во времени и пространстве.
- ^ В главе 22 книги «Археоастрономия в Америке» под редакцией Рэя А. Уильямсона, Ballena Press/Center for Archaeoastronomy, 1981, стр. 249–61, которую также можно найти на его веб-сайте. Архивировано 3 ноября 2006 г. в Wayback Machine. . См. также статью Джона К. Джейкобса для получения дополнительной информации о расположении мезоамериканских городов.
- ^ Авени, Энтони Ф. (2001). Наблюдатели за небом: переработанная и обновленная версия «Наблюдателей за небом» Древней Мексики . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70504-3 .
- ^ Шпрайц, Иван (2018). «Астрономия, архитектура и ландшафт в доиспанской Мезоамерике». Журнал археологических исследований . 26 (2): 197–251. дои : 10.1007/s10814-017-9109-z . S2CID 149439162 .
- ^ Шпрайц, Иван (2001). Астрономические ориентации в доиспанской архитектуре центральной Мексики (PDF) . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. ISBN 978-970-18-4180-8 .
- ^ Авени, А.; Хартунг, Х. (1986). Городское планирование и календарь майя . Филадельфия: Американское философское общество.
- ^ Санчес Нава, Педро Франциско; Шпрайц, Иван (2015). Астрономические ориентации в архитектуре равнинных майя . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. ISBN 978-607-484-727-7 .
- ^ Шпрайц, Иван; Санчес Нава, Педро Франциско (2015). Астрономические ориентации в архитектуре Мезоамерики: Оахака и Мексиканский залив (PDF) . Любляна: Заложба ZRC. ISBN 978-961-254-816-2 .
- ^ Спрайц, Иван; Санчес Нава, Педро Франциско; Каньяс Ортис, Алехандро (2016). Астрономические направления в архитектуре Мезоамерики: Запад и Север (PDF) . Любляна: Заложба ZRC. ISBN 978-961-254-892-6 .
- ^ Шпрайц, Иван (1993). «Комплекс Венера-дождь-кукуруза в мезоамериканском мировоззрении: Часть I» (PDF) . Журнал истории астрономии . 24 (1–2): 17–70. Бибкод : 1993JHA....24...17S . дои : 10.1177/002182869302400102 . S2CID 118585661 .
- ^ Шпрайц, Иван (2015). «Губернаторский дворец в Ушмале». В Ruggles, Клайв Л.Н. (ред.). Справочник по археоастрономии и этноастрономии . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 773–781. Бибкод : 2015hae..book.....R .
- ^ Шпрайц, Иван (2016). «Лунные выравнивания в мезоамериканской архитектуре» (PDF) . Антропологические тетради . 22 (3): 61–85.
- ^ Санчес Нава, Педро Франциско; Шпрайц, Иван; Хобель, Мартин (2016). Астрономические аспекты архитектуры майя на северо-восточном побережье полуострова Юкатан . Любляна: Заложба ZRC. ISBN 978-961-254-896-4 .
- ^ Осса, Аланна (2017). Размер площадей в мезоамериканских городах: количественный анализ . Общество американской археологии.
- ^ Джарус, Оуэн. «Теночтитлан: История столицы ацтеков» . Живая наука . Живой научный участник . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Алекс, Бриджит. «Великий храм ацтеков» . Обнаружить . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Карраско, Давид . «Церемониальные центры». В Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431
- ^ «Пирамида Солнца» . Британская энциклопедия . Проверено 11 марта 2020 г.
- ^ Чинг, Фрэнсис (17 апреля 2017 г.). Глобальная история архитектуры . Джон Уайли и сыновья, Инкорпорейтед. п. 230. ИСБН 9781118981610 .
- ^ Мюриэл Портер Уивер описывает это на стр. 226–28 третьего издания книги «Ацтеки, майя и их предшественники».
- ^ Вилкерсон, с. 50.
- ^ Джеймс А. О'Кон, Утерянные секреты технологий майя Помптон-Плейнс: Career Press 2012, стр. 114–23
- ^ Джеймс А. О'Кон, Секреты технологии майя , Pompton Plains: New Page, 2012, стр. 149–50.
- ^ Шверин, Карл. «Арка в Мезоамерике» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Кехо, Элис Бек (22 декабря 2015 г.). Земля предыстории: критическая история американской археологии . Рутледж. ISBN 9781134720651 .
- ^ Эккот, Дэвид Дж. «НАСТОЯЩАЯ АРКА: ОТСУТСТВУЮЩАЯ ЧЕРТА В ДОКОЛУМБОВСКОЙ АМЕРИКЕ?» .
- ^ «Руины Теотиуакана исследует робот» . Христианский научный монитор . 2010-11-12. ISSN 0882-7729 . Проверено 19 мая 2018 г.
- ^ Полный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО можно найти на их сайте.
- ^ «Исторический центр Мехико и Сочимилько» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ «Пейзаж агавы и древние промышленные объекты текилы» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ «Доисторические пещеры Ягула и Митлы в центральной долине Оахаки» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 22 декабря 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернал, я; Коу, М; и др. (1973). Иконография среднеамериканской скульптуры . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Лейбсон, Дана и Барбара Э. Манди, «Механика мира искусства» , Vistas: визуальная культура в испанской Америке, 1520–1820 (2015).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с мезоамериканской архитектурой, на Викискладе?