Пирамида Луны
![]() Пирамида Луны | |
Расположение | штат Мехико |
---|---|
Область | Мезоамерика |
Тип | Пирамида, Храм |
Часть | Теотиуакан |
История | |
Периоды | Мезоамериканская классика |
Культуры | Теотиуакан |
Примечания к сайту | |
Состояние | Под защитой ЮНЕСКО |
Право собственности | Культурное наследие |
Управление | Комитет всемирного наследия |
Публичный доступ | Да |
Пирамида Луны — вторая по величине пирамида в Мезоамерике после пирамиды Солнца и расположена в современном Сан-Мартин-де-лас-Пирамидес , Мексика . Он находится в западной части древнего города Теотиуакан и имитирует контуры горы Серро-Гордо, к северу от этого места. Серро Гордо, возможно, назывался Тенан , что на языке науатль означает «мать или защитный камень». Пирамида Луны представляет собой сооружение старше Пирамиды Солнца, существовавшей до 200 года нашей эры .
Строительство пирамиды между 100 и 450 годами нашей эры завершило двустороннюю симметрию храмового комплекса. [1] Пирамида расположена в конце Аллеи Мертвых, соединенной лестницей, и использовалась как сцена для совершения ритуальных жертвоприношений животных и людей. Это было также место захоронения жертвоприношений. Эти захоронения были сделаны для того, чтобы узаконить добавление еще одного слоя пирамиды поверх существующего. Смерть нескольких правителей и быстрые изменения идеологий привели к экспоненциальному расширению Пирамиды Луны между 250 и 400 годами нашей эры. Платформа на вершине пирамиды использовалась для проведения церемоний в честь Великой Богини Теотиуакана , богини воды, плодородия, земли и даже самого творения. Таким образом, эта платформа и скульптура, найденные у подножия пирамиды, посвящены Великой Богине.
Напротив алтаря Великой Богини находится Площадь Луны . На площади находится центральный алтарь и оригинальная конструкция с внутренними подразделениями, состоящая из четырех прямоугольных и диагональных тел, образующих так называемый «Теотиуаканский крест».

Предыстория и история
[ редактировать ]Между 150 г. до н.э. и 500 г. н.э. мезоамериканская культура построила процветающий мегаполис на плато высотой около 22 км. 2 (8,5 квадратных миль). [ нужны разъяснения ] Этническая принадлежность жителей Теотиуакана является предметом споров, поэтому «Теотиуакан» — это название, используемое для обозначения как цивилизации, так и столицы этих людей. [2] Теотиуакан был очень влиятельной цивилизацией в Мезоамерике. В городе находился религиозный комплекс, который был религиозным центром всей Мезоамерики. Люди, которые там жили, построили город, благоприятствующий религиозной жизни и поклонению, включив космологию во все аспекты городского плана.
На начальном этапе Теотиуакана, называемом Цакуалли (0–150 гг. н. э.), были разработаны оригинальные строительные системы для возведения монументальных оснований пирамид Луны и Солнца. Мегаполис Теотиуакан представляет собой планированную урбанизацию с главной осью и огромным дворцом, окруженным 15 монументальными пирамидами. Ацтеки говорили, что на нем стояла огромная каменная фигура, напоминающая Луну. Эта фигура была обнаружена (весом 22 метрических тонны и каким-то образом поднята на вершину пирамиды) и представляет собой Великую Богиню как водное божество. [3]
Начиная с 1998 года археологи проводили раскопки под пирамидой Луны. Туннели, прорытые в сооружении, показали, что пирамида претерпела как минимум шесть реконструкций; каждое новое дополнение было больше и закрывало предыдущую структуру.
Прорываясь сквозь слои пирамиды, археологи обнаружили артефакты , которые положили начало временной шкале истории Теотиуакана. В 1999 году группа под руководством Сабуро Сугиямы, доцента Университета префектуры Айти в Японии и адъюнкт-преподавателя Университета штата Аризона , [4] Мексики и Рубен Кабрера из Национального института антропологии и истории обнаружили гробницу , очевидно, построенную для пятого этапа строительства. Он содержит четыре человеческих скелета, кости животных, украшения , обсидиановые лезвия и множество других подношений. Археологи подсчитали, что захоронение произошло между 100 и 200 годами нашей эры.
Еще одна гробница, посвященная Великой Богине, была обнаружена в 1998 году. Она относится к четвертому этапу строительства. В нем содержалась единственная жертва мужского пола, а также волк , ягуар , пума , змея, скелеты птиц и более 400 других реликвий, в том числе большие статуэтки из зеленого камня и обсидиана , церемониальные ножи и наконечники копий.
Архитектура
[ редактировать ]Базовая структура
[ редактировать ]Пирамида имеет форму многих других пирамид Мезоамерики . Внешний слой пирамиды, видимый в настоящее время, имеет форму талуд-таблеро . [2] Он состоит из 7 слоев зданий, построенных друг на друге. Его высота 43 метра. Его основание составляет 147 метров в направлении с запада на восток и около 130 метров в направлении с севера на юг. Учитывая название и содержимое пирамиды, выдвигается гипотеза, что там символика луны могла быть связана с водой, сезоном дождей, женственностью, плодородием и даже землей.
Размещение
[ редактировать ]Среди мезоамериканских культур принято использовать городское планирование своего города, чтобы отразить свои космологические и мифологические представления о порядке Вселенной. Расположение этой пирамиды играет важную роль в повествовании о Теотиуакане . [5]
Пирамиду Луны намеренно разместили в конце Аллеи Мертвых, у подножия Серро Гордо. [5] Это центральное положение делает процессуальный характер «Аллеи мертвых» довольно ясным. Это имитация природных структур в человеческих храмах наблюдалось во всей мезоамериканской культуре. Было высказано предположение, что связь между горой, пирамидой и дорогой напоминает связь между дорогой и водным подземным миром, тогда как гора служит своего рода якорем для земли. Также важным в плане города является ориентация всех зданий. Ось города север-юг подчеркивает космологическую и астрологическую идеологию города, поскольку существовала связь между этой ориентацией и ритуальным 260-дневным календарем. Восток-запад представлял собой мирскую структуру города, используемую ради симметрии. Соединяющую Пирамиду с Аллеей Мертвых является общественная площадь, расположенная у основания пирамиды. [6] Эта площадь рассматривалась как ритуальное/священное место, а пирамида рассматривалась как сооружение, построенное на ее вершине.
Создание слоев
[ редактировать ]Эта пирамида состоит из 7 различных слоев зданий, которые были построены друг над другом, чтобы с течением времени обновлять религиозную силу здания. Здание 1 — старейший памятник Теотиуакана, датируемый примерно 100 г. н.э. Сооружение представляло собой квадратную пирамидальную платформу с талудными боковыми фасадами длиной около 23,5 метров. Здание 2 представляло собой незначительное расширение, которое охватывало всю предыдущую структуру, исправляя при этом его ориентацию, которая немного отклонялась от истинной оси восток-запад Комплекса Пирамиды Луны. Здание 2 также было построено в стиле талуд, длина его стен с востока на запад составляла около 29,3 метра. Корпус 3 прикрывал предыдущую постройку, но не сильно расширился. Здание 4: было существенно расширено, в результате чего ширина здания с востока на запад составила 89,2 метра, а длина с севера на юг - 88,9 метра. Это здание было завершено примерно в 250 году нашей эры. Дом 5 был несколько расширен, основное изменение произошло в архитектурном стиле здания. Размер с востока на запад не изменился, но стена с севера на юг выросла до 104 метров. Как в основной части, так и на дополнительной платформе адосада использовался стиль талуд-таблеро. В этом проекте пирамида по-прежнему использовалась как сцена для ритуала, а не как дом для храма. Здание 6 выросло до 144 метров с востока на запад, а расстояние с севера на юг осталось прежним. Это здание было построено для захоронений 5 и 4 примерно в 350 году нашей эры. Здание 7 — последнее строение, которое можно увидеть и сегодня, но оно было построено примерно в 400 году нашей эры. Отчетливый сдвиг в архитектурном стиле между первыми тремя зданиями может свидетельствовать об идеологическом сдвиге. [6]
Функция
[ редактировать ]Ритуальное жертвоприношение
[ редактировать ]Эта пирамида имела несколько религиозных функций. Основной функцией пирамиды было публичное ритуальное жертвоприношение . Археологи обнаружили в фундаменте пирамиды большое количество останков жертвоприношений. [5] Среди жертвенных жертв были кошки, хищные птицы, змеи, люди и многие другие. Эти жертвоприношения можно тщательно каталогизировать и изучить, рассматривая различные захоронения в разных ярусах зданий. На данный момент археологи обнаружили в общей сложности 5 прямоугольных погребальных комплексов внутри 7 слоев пирамиды. Жертвенные и неодушевленные подношения были тщательно отобраны, чтобы отражать большие идеи космологии Теотиуакана (такие как власть, милитаризм, человеческие и животные жертвоприношения, женственность), а не поклонение одному правителю или божеству. [6]
Захоронения
[ редактировать ]Внутри семи слоев, составляющих Пирамиду Луны, находится пять погребальных комплексов, обозначенных со второго по шестой. Было обнаружено, что они содержали жертвенные жертвы и другие останки, такие как статуэтки, предметы из обсидиана, а также останки нечеловеческих животных. В то время как пирамидальные сооружения помечены от самых ранних к самым старым (от первого до семи), погребальные сооружения пронумерованы в том порядке, в котором они были найдены (от второго до шестого). Например, погребения два и шесть связаны со временем четвертого строения, три — с пятым, а четвертое и пятое — с шестым. [7] Важно отметить, что в постройках с первого по третий не было никаких связанных захоронений. Захоронения начинаются с четвертого строения. В связи с этим Сигуяма предлагает крупномасштабные изменения в политическом и милитаристском плане внутри Теотиуакана, в период которого была построена четвертая структура. Это связано с существенным увеличением размера четвертой структуры, а также добавлением ритуальных захоронений, которые коррелируют с добавлением новых структур к Пирамиде Луны. [8]
Второе захоронение было построено во время строительства четвертого корпуса и предположительно было построено около 250 года нашей эры. В нем находился труп мужчины, сидящего лицом на запад, которому, вероятно, было около 40–50 лет. Структура также содержала часть затылочной кости другого человека. С первым человеком были связаны подношения, такие как ушные палочки, бусы и кулон. Это предполагает, что он имел относительно высокий статус. А также в яме другие их подношения. Сначала было несколько наборов фигурок, изображающих человека, клинки из обсидиана и ракушки. Подношения были выставлены так, чтобы обсидиановые лезвия фигурок были направлены к их головам. Были также сосуды бога бури, которые были размещены возле каждого угла могильной ямы. Наконец, была еще одна фигура из зеленого камня, вероятно, изображавшая женщину, а не мужчину. Это важно, поскольку многие фигурки либо не были изображены четко по полу, либо были мужскими. Ученые предположили, что эта женская фигура может представлять богиню, в честь которой проводился ритуал. [9] Вдобавок к этому приносились и нечеловеческие жертвоприношения, такие как пумы, орлы, соколы, вороны, совы, гремучие змеи и моллюски. Человек найден, и его расположение позволяет предположить, что он, вероятно, был связан перед тем, как его бросили в могилу. Исследования соотношения изотопов кислорода и изотопов стронция в зубной эмали и костях были проведены Уайтом и его командой с целью определить возможные места происхождения. Их работа показала, что полный скелет, вероятно, не был родом из Теотиуакана, что может указывать на то, что он был жертвой войны. [8]
Третье погребение связано с пятым строением и датируется примерно 300 годом нашей эры. В этой камере находятся в общей сложности четыре человека, все мужчины. Считалось, что первому человеку было около 20–24 лет, второму 18–20, третьему 40–44, четвертому 13–15 лет, и все они, вероятно, были чужими для Теотиуакана. Имеются признаки того, что эти люди были связаны в яме, что еще раз позволяет предположить, что они могли быть пленниками. В третьем погребении были обнаружены и другие волокна, которые могут указывать на то, что когда-то здесь была циновка. В то время было обнаружено, что циновки обозначали политическую власть во многих мезоамериканских обществах. Кроме того, там были фигурки из зеленого камня, бусы, ракушки и клинки. Были также шишки на ушах и бусы, которые свидетельствовали о том, что по крайней мере трое из этих людей имели высокий статус. Также было обнаружено 18 отрубленных голов волков, пум, ягуара и ястреба. [8]
Четвертое погребение было сделано вместе с шестым сооружением и датируется примерно 350–400 годами нашей эры. В яме находилось семнадцать человеческих голов, которые, судя по тому, были мужчинами среднего возраста. Кроме того, в четвертом захоронении не было никаких подношений или остатков материалов, кроме волокон материала, который использовался для затыкания рта жертвам. Уайт предположил, что расположение черепов может быть связано с тем, откуда они были родом. [9] Из-за жестокого характера принесения в жертву жертв, а также отсутствия погребальных подношений было высказано предположение, что эти люди имели относительно низкий статус. [8]
Пятое захоронение произошло в то же время, что и четвертое, датируемое примерно 350–400 годами нашей эры, и также было связано со строительством шестого корпуса. В нем находились три скелета, которые были изображены в положении, обычном для рисованных изображений элиты майя. Это интересно, потому что это необычный способ захоронения в Теотиуакане. Вдобавок к этому, их руки не были связаны, а лежали перед ними на ногах. Первому человеку было, вероятно, 50–75 лет, второму 40–50 и третьему 40–45 лет. Вдобавок к этому, два человека носили прямоугольные пекторали, что часто связывают с высокопоставленными майя. Их захоронение позволяет предположить, что эти люди имели чрезвычайно высокий статус. Трупы также сопровождали животные, которые, возможно, олицетворяли их животный дух: две пумы и беркут. [8]
Наконец, шестое захоронение произошло в те же сроки, что и третье, что совпало со строительством пятого сооружения около 300 г. н. э. Всего в этой камере было найдено двенадцать скелетов, и у всех были связаны руки, что еще раз позволяет предположить, что они были жертвенными. жертвы. Два скелета выделялись как возможно более высокие по статусу, в то время как остальные десять были обезглавлены и, казалось, были брошены куда попало. Кроме того, там были фрагменты примерно 43 животных. [8]
Учитывая содержимое этих захоронений, археологи Леонардо Лопес Лухан и Сабуро Сугияма предположили, что это возможные космограммы, изображения небес, которые были тщательно выложены жрецами в соответствии с заранее определенными шаблонами. Археологи также пришли к выводу, что человеческие жертвоприношения для освящения зданий были обычным явлением на протяжении всего мезоамериканского времени и в географии[8]. В Теотиуакане предпочтительными жертвами были несовершеннолетние и взрослые мужчины, не родом из Теотиуакана, что отличается от других построек в Теотиуакане. Это может свидетельствовать о том, что многие из жертв, найденных в Пирамиде Луны, были военными пленниками. Все животные, использованные в захоронениях, были тщательно отобраны, в их число входили кошачьи, псовые, хищные птицы и гремучие змеи, все из которых являются плотоядными и могут быть связаны с войной[8]. Вдобавок к этому Сигуяма предположил, что жертвоприношения и крупномасштабное строительство напрямую коррелируют с ростом государственной и военной мощи. [10]
Другие функции
[ редактировать ]Пирамида также использовалась для других ритуалов, помимо жертвоприношений. Мезоамериканские города использовали площади как ядро социальной жизни; в случае с Пирамидой Луны общественная площадь также использовалась для астрономических наблюдений и деятельности, связанной с календарем. [11] Комплекс состоял из небольших пирамидальных построек, комнат, портиков, патио, коридоров и невысоких платформ. Лунная площадь служила надрегиональным церемониальным, политическим и социально-экономическим центром.
Археологи исследовали различные слои пирамиды и обнаружили большое количество содержащихся в них артефактов и останков, которые можно исследовать и даже представить публике. Некоторые из артефактов, найденных археологами, были сделаны из зеленого камня, обсидиана и керамики, и все они были тщательно обработаны в Теотиуакане. Среди этих артефактов были фигурки и змеиные ножи. [6]
См. также
[ редактировать ]- Список мегалитических памятников
- Список мезоамериканских пирамид
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
- Великая богиня Теотиуакана
- Пирамида Солнца
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обещаю, Автор поста (3 октября 2018 г.). «Обещаю | Цакуалли Мецтли (Пирамида Луны), Теотиуакан » обещал Я Архивировано из оригинала 18 ноября . Получено 1 апреля ,
{{cite web}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Jump up to: а б Миллер, Мэри Эллен. 2012. Искусство Мезоамерики: от ольмеков до ацтеков . Лондон, Великобритания: Thames & Hudson Australia Proprietary Limited.
- ^ Уокер, Чарльз, Чудеса древнего мира, 1980 г., стр. 150–3.
- ^ «Открытия в лунной пирамиде Теотиуакана помогают раскрыть тайны первого крупного мегаполиса Западного полушария» . ScienceDaily . Университет штата Аризона, Колледж свободных искусств и наук. 21 сентября 1999 г.
- ^ Jump up to: а б с Каугилл, Джордж Л. (2016). Древний Теотиуакан: ранний урбанизм в Центральной Мексике . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521870337 . OCLC 965908977 .
- ^ Jump up to: а б с д Робб, Мэтью Х., изд. (26 сентября 2017 г.). Теотиуакан: город воды, город огня . ISBN 9780520296558 . OCLC 981118156 .
- ^ Спенс, Майкл; Перьера, Грегори (2007). «Останки человеческого скелета Лунной пирамиды, Теотиуакан». Древняя Мезоамерика . 18 (1): 147–157. дои : 10.1017/S0956536107000090 . JSTOR 26309327 . S2CID 162826922 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сугияма, Сабуро; Леонардо, Лухан (2007). «Посвященные комплексы погребения/подношений на Лунной пирамиде, Теотиуакан: предварительный отчет об исследованиях 1998–2004 годов». Древняя Мезоамерика . 18 (1): 127–146. дои : 10.1017/S0956536107000065 . JSTOR 26309326 . S2CID 54787122 .
- ^ Jump up to: а б Уайт, Кристина (2007). «Истории человеческих жертвоприношений в Лунной пирамиде, Теотиуакан: данные по изотопам кислорода и стронция». Древняя Мезоамерика . 18 (1): 159–172. дои : 10.1017/S0956536107000119 . JSTOR 26309328 . S2CID 130423284 .
- ^ Сугияма, Сабуро; Рубен, Кастро (2007). «Проект Лунной пирамиды и государственное устройство Теотиуакана: краткое изложение раскопок 1990-2004 годов». Древняя Мезоамерика . 18 (1): 109–125. дои : 10.1017/S0956536107000053 . JSTOR 26309325 . S2CID 161989848 .
- ^ Уриарте, Мария Тереза, изд. (2010). Доколумбовая архитектура Мезоамерики . Нью-Йорк: Издательство Abbeville Press. ISBN 9780789210456 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с пирамидой Луны, на Викискладе?
19 ° 41'59 "с.ш. 98 ° 50'38" з.д. / 19,6996 ° с.ш. 98,8440 ° з.д.