Три сапота

Трес Сапотес — это мезоамериканский археологический объект , расположенный в низменностях юго-центральной части залива Мексиканского на равнине реки Папалоапан . Трес-Сапотес иногда называют третьей крупной столицей ольмеков (после Сан-Лоренцо-Теночтитлана и Ла-Венты ), но ольмекский период — это лишь часть истории этого места. [1] который продолжался в течение эпиольмекского и классического культурных периодов Веракруса .
2000-летнее существование Трес-Сапотеса как культурного центра необычно, если не уникально, для Мезоамерики . [2]
Расположение
[ редактировать ]Участок расположен недалеко от современной деревни Трес Сапотес, к западу от Сантьяго-Тустла, Веракрус , на западной окраине гор Лос-Тустлас, на берегу Рио-Уэяпан (небольшого ручья). Этот район является переходным пунктом между горами Лос-Тустлас и дельтой реки Папалоапан и позволяет жителям пользоваться лесными возвышенностями, а также болотами и ручьями равнин. Едва ли в 10 км (6 миль) к востоку находится Серро-эль-Виджиа, потухший вулкан и важный источник базальта и другого вулканического камня, песчаника и глины. [3] Близлежащий небольшой участок Ранчо ла Кобата, на северном склоне Серро Эль Виджиа, возможно, служил мастерской по изготовлению памятников: большая часть базальтовой каменной кладки в Трес Сапотес была изготовлена из колоссальных «сфероидальных» гладких валунов, найденных даже сегодня на вершине Серро Эль Виджиа. Некоторые из этих валунов имеют диаметр более 3 метров. [4]

История
[ редактировать ]Ольмеки
[ редактировать ]Основанный где-то за несколько столетий до 1000 г. до н. э. , [5] Трес Сапотес возник как региональный центр в начале периода среднего формирования , примерно в 900–800 годах до нашей эры, что примерно совпало с упадком Сан-Лоренцо Теночтитлана. Самая ранняя обнаруженная общественная архитектура датируется концом среднего формационного периода, примерно 500 г. до н.э. [6]
Считается, что две колоссальные головы датируются этим периодом. [7] Именно недалеко от Трес-Сапотеса в 1862 году Хосе Мельгар обнаружил первую колоссальную голову. На сегодняшний день на местном уровне были найдены две, обозначенные как «Памятник A» и «Памятник Q». Они меньше, чем колоссальные головы в Сан-Лоренцо , и имеют высоту чуть менее 1,5 м (4 фута 11 дюймов). Вместе с более грубой и значительно большей Голова на Ранчо ла Кобата, эти колоссальные головы свидетельствуют о местном стиле одежды и скульптуры, отличном от стиля Сан-Лоренцо и Ла-Венты. [2]
И, в отличие от ольмекского городища Ла-Вента, Трес-Сапотес не был заброшен в конце периода среднего формирования, ок. 400 г. до н.э., и на него не сразу повлияло складывание ольмекской культуры в восточном центре ольмеков . Однако в течение следующих нескольких сотен лет культура ольмеков в Трес-Сапотесе и на западной окраине центра ольмеков постепенно трансформировалась в то, что стало называться эпиольмекской (или постольмекской) культурой .
Эпи-Ольмек
[ редактировать ]Большая часть монументальной скульптуры в Трес-Сапотес относится к эпи-ольмекскому периоду и датируется периодом позднего формирования. [8] Эти скульптуры, как и керамика Трес-Сапотес, демонстрируют преемственность и постепенное отклонение от ольмекских узоров. [9] Стела D Tres Zapotes изображает сцену, обрамленную пастью монстра, похожую на обрамление гораздо более древнего Алтаря 4 Ла Венты — но хотя ольмекский алтарь относится к мифическому событию, содержание Стелы D носит исторический характер.
Это обрамляющее устройство также можно увидеть на Стеле Исапы 2 , которая была вырезана почти в то же время, что и Стела D. Это и другие сходства побудили некоторых археологов предположить, что Исапа сильно повлиял на эпи-ольмекские художественные традиции Треса Сапотеса или даже на то, что Трес Сапотес Эпи-ольмекские стили развились из исапанского стиля. [10] Однако недавние исследования вместо этого подчеркивают «их происхождение от общего предка, культуры ольмеков, с некоторым общим использованием мотивов и техник в развивающейся совместной традиции». [11]
Однако, несмотря на сходство с более ранними скульптурами ольмеков, эпи-ольмекской скульптуре Трес Сапоте, похоже, не хватает мастерства, утонченности и детализации своих предшественников из Сан-Лоренцо и Ла-Венты. Это лишь частично связано с более грубым местным базальтом Серро-Эль-Вигия. [12]
Именно в этот эпи-ольмекский период в Трес-Сапотесе появилась новая мезоамериканская система письма : истмийское (или эпи-ольмекское) письмо , а также некоторые из самых ранних дат в календарном формате длинного счета .

Столбцы и кружки показывают дату мезоамериканского длинного счета - 16.06.16.18. Глифы , окружающие дату, являются одним из немногих сохранившихся примеров эпиольмекского письма .
Классическая эпоха
[ редактировать ]Хотя в классическую эпоху, начавшуюся примерно с 300 г. н. э., продолжалось строительство курганов, а Трес Сапотес оставался региональным центром, эта эпоха, тем не менее, принесла заметный упадок в состоянии Трес Сапотес, поскольку центры новой классической культуры Веракруса росли в выдающемся положении и размерах.
Трес Сапотес, возможно, был заброшен к 900 году нашей эры, хотя здесь было меньшее и более позднее заселение. [2]
Стела С
[ редактировать ]В 1939 году археолог Мэтью Стирлинг обнаружил в Трес-Сапотесе нижнюю половину стелы C. Эта стела была вырезана из базальта, на одной стороне изображена гравюра в ольмекском стиле, которая по-разному описывалась как абстрактный ягуар-оборотень или правитель на троне. . [13] На другой стороне находилась самая старая из когда-либо обнаруженных календарных дат Мезоамериканского длинного счета . современном календаре соответствует 3 сентября 32 года до н . Эта дата, 7.16.6.16.18 , в нашем '. Ее решение подтвердилось в 1969 году, когда была найдена верхняя половина стелы.
С 1939 года была обнаружена только одна более старая дата с длинным отсчетом, Стела 2 из Чьяпа-де-Корсо , штат Чьяпас , с датой 7.16.3.2.13 (36 г. до н.э.).
На обратной стороне Стелы C выгравирован один из немногих сохранившихся образцов эпи-ольмекского письма . Исследование 1965 года пришло к выводу, что Стела C, в отличие от большинства других базальтовых каменных кладок в Трес-Сапотесе, была похожа на базальт, использованный для Стелы Ла-Вента 3 и базальтовых колонн, окружающих комплекс А Ла-Вента, которые сами были обнаружены в Пунта-Рока-Партида на острове Ла-Вента. Побережье Мексиканского залива на северной стороне гор Лос-Тустлас. [14]

Планировка сайта и социальная организация
[ редактировать ]В Трес-Сапотесе обнаружено более 160 курганов, платформ и подобных сооружений, большинство из которых представляют собой невысокие жилые платформы. [15] Основными структурами эпи-ольмекского периода являются прозаически названные группы 1, 2 и 3, а также группа Нестепе с аналогичной структурой (также известная как группа 4). Группа 2 находится более или менее в центре жилого ядра, а остальные три расположены на расстоянии почти 1 км (1 миля) от Группы 2 и друг от друга.
Это равноудаленное расстояние, вероятно, отражает децентрализованную политическую структуру, где каждая группа курганов представляет собой создание отдельной фракции внутри общества Трес Сапотес. Это контрастирует, например, с Ла-Вентой, где сильно централизованная общественная архитектура отражала централизованное управление. [16] В Ла-Венте три из четырех колоссальных голов были сгруппированы у входа на церемониальную территорию, а четвертая находилась на краю большой центральной площади. Две головы Трес Сапотес не входили в центральную группу 2, а памятник А находился в группе 1, а памятник Q - в группе Нестепе.
Четыре группы курганов Трес-Сапотеса по дизайну похожи на группы курганов Серро-де-лас-Месас : они представляют собой большую площадь, окруженную несколькими курганами, в том числе пирамидальным или коническим курганом на западном конце и длинным курганом на севере. Более длинные курганы, вероятно, поддерживали административные здания и/или элитные жилые дома. Меньшие курганы представляли собой резиденции меньшей элиты и храмы. [6]
Хотя группы курганов схожи по составу, они сильно различались по масштабу и сложности. Относительно простые курганы группы Нестепе имели высоту менее 3 м (10 футов), а площадь площади составляла около 1½ гектара (3½ акра). С другой стороны, группы 2 и 3 представляли собой курганы высотой до 12 м (39 футов) с площадями, занимающими 4 гектара. Ожидается, что эти различия отражают различия в доступе различных фракций к рабочей силе и продолжительности периода их влияния. [2]
Музей Трес Сапотес
[ редактировать ]В деревне Трес Сапотес есть музей, где туристы и ученые могут увидеть головы ольмеков, а также половину Стелы C (другая половина находится в Мехико).
В популярной культуре
[ редактировать ]Трес Сапотес появляется в Грэма Хэнкока псевдоархеологической и псевдоисторической книге «Отпечатки пальцев богов» 1995 года , в которой представлены гипотезы о происхождении ольмеков.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стерлинг, с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Бассейн, с. 250.
- ^ Пул, с. 246.
- ^ Уильямс и Хейзер, с. 9.
- ^ Диль, с. 182.
- ^ Jump up to: а б Бассейн, с. 248.
- ^ Пул, с. 152.
- ^ Период позднего формирования длится с 400 г. до н.э. примерно до 200 г. н.э.
- ^ Пул, с. 250-251.
- ^ См. Коу (1965), с. 769 и 773, который также, наоборот, предполагает, что стиль Исапана развился из эпи-ольмеков.
- ^ Пул, с. 255. Диль, с. 183, также без энтузиазма относится к значительному влиянию Исапана в Трес Сапотес.
- ^ Диль, с. 183. Уильямс и Хейзер утверждают, что базальт Серро-Эль-Вигия «исключительно крупнозернистый», с. 4.
- ^ Диль, с. 185.
- ^ Уильямс и Хейзер, с. 21 и с. 7.
- ^ Пул, с. 247.
- ^ Пул, с. 249-250.
Ссылки
[ редактировать ]- Коу, Майкл Д. (1965). «Ольмекский стиль и его распространение». В Роберте Вошопе (ред.). Справочник среднеамериканских индейцев . Том. 3. Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 739–775.
- Коу, Майкл Д .; Ричард А. Диль; Питер Ферст; Кент В. Рейли III; Линда Шеле ; Кэролайн Тейт; Карл А. Таубе (1996). Мир ольмеков: ритуалы и правление . Принстон, Нью-Джерси: Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-8109-6311-6 .
- Коу, Майкл; Сноу, Дин; Бенсон, Элизабет (1986) Атлас древней Америки , факты в архиве, Нью-Йорк.
- Диль, Ричард А. (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-02119-8 .
- Эванс, Сьюзен Тоби (2004). Древняя Мексика и Центральная Америка — Археология и история культуры . Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 0-500-05127-5 .
- Пул, Кристофер А. (2007). Ольмекская археология и ранняя Мезоамерика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78882-3 .
- Стирлинг, Мэтью В. (1967). «Ранняя история проблемы ольмеков» . В Элизабет П. Бенсон (ред.). Конференция по ольмекам в Думбартон-Оксе, 28 и 29 октября 1967 года . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс . стр. 1–8. Архивировано из оригинала ( PDF ) 4 июля 2008 г. . Проверено 15 октября 2006 г.
- Уильямс, Хауэл; Хейзер, Роберт Ф. (1965) «Источники камней, используемых в памятниках ольмеков», в книге « Источники камней, используемых в доисторических мезоамериканских памятниках », факультет антропологии Калифорнийского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ДеЛанжи посещают Трес Сапотес - 18 фотографий с Треса Сапотеса.
- Путеводитель по Катемако: музей Трес Сапотес, фотогалерея и слайд-шоу
- FAMSI: Исследование долины Тепанго