Jump to content

Три сапота

Координаты : 18°28′N 95°26′W  /  18.467°N 95.433°W  / 18.467; -95.433
Сердце Ольмеков .

Трес Сапотес — это мезоамериканский археологический объект , расположенный в низменностях юго-центральной части залива Мексиканского на равнине реки Папалоапан . Трес-Сапотес иногда называют третьей крупной столицей ольмеков (после Сан-Лоренцо-Теночтитлана и Ла-Венты ), но ольмекский период — это лишь часть истории этого места. [1] который продолжался в течение эпиольмекского и классического культурных периодов Веракруса .

2000-летнее существование Трес-Сапотеса как культурного центра необычно, если не уникально, для Мезоамерики . [2]

Расположение

[ редактировать ]

Участок расположен недалеко от современной деревни Трес Сапотес, к западу от Сантьяго-Тустла, Веракрус , на западной окраине гор Лос-Тустлас, на берегу Рио-Уэяпан (небольшого ручья). Этот район является переходным пунктом между горами Лос-Тустлас и дельтой реки Папалоапан и позволяет жителям пользоваться лесными возвышенностями, а также болотами и ручьями равнин. Едва ли в 10 км (6 миль) к востоку находится Серро-эль-Виджиа, потухший вулкан и важный источник базальта и другого вулканического камня, песчаника и глины. [3] Близлежащий небольшой участок Ранчо ла Кобата, на северном склоне Серро Эль Виджиа, возможно, служил мастерской по изготовлению памятников: большая часть базальтовой каменной кладки в Трес Сапотес была изготовлена ​​из колоссальных «сфероидальных» гладких валунов, найденных даже сегодня на вершине Серро Эль Виджиа. Некоторые из этих валунов имеют диаметр более 3 метров. [4]

Сосуд эпиольмекского периода Трес-Сапотеса, 300 г. до н.э. – 250 г. н.э.

Основанный где-то за несколько столетий до 1000 г. до н. э. , [5] Трес Сапотес возник как региональный центр в начале периода среднего формирования , примерно в 900–800 годах до нашей эры, что примерно совпало с упадком Сан-Лоренцо Теночтитлана. Самая ранняя обнаруженная общественная архитектура датируется концом среднего формационного периода, примерно 500 г. до н.э. [6]

Считается, что две колоссальные головы датируются этим периодом. [7] Именно недалеко от Трес-Сапотеса в 1862 году Хосе Мельгар обнаружил первую колоссальную голову. На сегодняшний день на местном уровне были найдены две, обозначенные как «Памятник A» и «Памятник Q». Они меньше, чем колоссальные головы в Сан-Лоренцо , и имеют высоту чуть менее 1,5 м (4 фута 11 дюймов). Вместе с более грубой и значительно большей Голова на Ранчо ла Кобата, эти колоссальные головы свидетельствуют о местном стиле одежды и скульптуры, отличном от стиля Сан-Лоренцо и Ла-Венты. [2]

И, в отличие от ольмекского городища Ла-Вента, Трес-Сапотес не был заброшен в конце периода среднего формирования, ок. 400 г. до н.э., и на него не сразу повлияло складывание ольмекской культуры в восточном центре ольмеков . Однако в течение следующих нескольких сотен лет культура ольмеков в Трес-Сапотесе и на западной окраине центра ольмеков постепенно трансформировалась в то, что стало называться эпиольмекской (или постольмекской) культурой .

Эпи-Ольмек

[ редактировать ]

Большая часть монументальной скульптуры в Трес-Сапотес относится к эпи-ольмекскому периоду и датируется периодом позднего формирования. [8] Эти скульптуры, как и керамика Трес-Сапотес, демонстрируют преемственность и постепенное отклонение от ольмекских узоров. [9] Стела D Tres Zapotes изображает сцену, обрамленную пастью монстра, похожую на обрамление гораздо более древнего Алтаря 4 Ла Венты — но хотя ольмекский алтарь относится к мифическому событию, содержание Стелы D носит исторический характер.

Это обрамляющее устройство также можно увидеть на Стеле Исапы 2 , которая была вырезана почти в то же время, что и Стела D. Это и другие сходства побудили некоторых археологов предположить, что Исапа сильно повлиял на эпи-ольмекские художественные традиции Треса Сапотеса или даже на то, что Трес Сапотес Эпи-ольмекские стили развились из исапанского стиля. [10] Однако недавние исследования вместо этого подчеркивают «их происхождение от общего предка, культуры ольмеков, с некоторым общим использованием мотивов и техник в развивающейся совместной традиции». [11]

Однако, несмотря на сходство с более ранними скульптурами ольмеков, эпи-ольмекской скульптуре Трес Сапоте, похоже, не хватает мастерства, утонченности и детализации своих предшественников из Сан-Лоренцо и Ла-Венты. Это лишь частично связано с более грубым местным базальтом Серро-Эль-Вигия. [12]

Именно в этот эпи-ольмекский период в Трес-Сапотесе появилась новая мезоамериканская система письма : истмийское (или эпи-ольмекское) письмо , а также некоторые из самых ранних дат в календарном формате длинного счета .

Задняя часть Стелы C
Столбцы и кружки показывают дату мезоамериканского длинного счета - 16.06.16.18. Глифы , окружающие дату, являются одним из немногих сохранившихся примеров эпиольмекского письма .

Классическая эпоха

[ редактировать ]

Хотя в классическую эпоху, начавшуюся примерно с 300 г. н. э., продолжалось строительство курганов, а Трес Сапотес оставался региональным центром, эта эпоха, тем не менее, принесла заметный упадок в состоянии Трес Сапотес, поскольку центры новой классической культуры Веракруса росли в выдающемся положении и размерах.

Трес Сапотес, возможно, был заброшен к 900 году нашей эры, хотя здесь было меньшее и более позднее заселение. [2]

В 1939 году археолог Мэтью Стирлинг обнаружил в Трес-Сапотесе нижнюю половину стелы C. Эта стела была вырезана из базальта, на одной стороне изображена гравюра в ольмекском стиле, которая по-разному описывалась как абстрактный ягуар-оборотень или правитель на троне. . [13] На другой стороне находилась самая старая из когда-либо обнаруженных календарных дат Мезоамериканского длинного счета . современном календаре соответствует 3 сентября 32 года до н . Эта дата, 7.16.6.16.18 , в нашем '. Ее решение подтвердилось в 1969 году, когда была найдена верхняя половина стелы.

С 1939 года была обнаружена только одна более старая дата с длинным отсчетом, Стела 2 из Чьяпа-де-Корсо , штат Чьяпас , с датой 7.16.3.2.13 (36 г. до н.э.).

На обратной стороне Стелы C выгравирован один из немногих сохранившихся образцов эпи-ольмекского письма . Исследование 1965 года пришло к выводу, что Стела C, в отличие от большинства других базальтовых каменных кладок в Трес-Сапотесе, была похожа на базальт, использованный для Стелы Ла-Вента 3 и базальтовых колонн, окружающих комплекс А Ла-Вента, которые сами были обнаружены в Пунта-Рока-Партида на острове Ла-Вента. Побережье Мексиканского залива на северной стороне гор Лос-Тустлас. [14]

План территории Трес Сапотес эпиольмекского периода с выделением четырех групп курганов.

Планировка сайта и социальная организация

[ редактировать ]

В Трес-Сапотесе обнаружено более 160 курганов, платформ и подобных сооружений, большинство из которых представляют собой невысокие жилые платформы. [15] Основными структурами эпи-ольмекского периода являются прозаически названные группы 1, 2 и 3, а также группа Нестепе с аналогичной структурой (также известная как группа 4). Группа 2 находится более или менее в центре жилого ядра, а остальные три расположены на расстоянии почти 1 км (1 миля) от Группы 2 и друг от друга.

Это равноудаленное расстояние, вероятно, отражает децентрализованную политическую структуру, где каждая группа курганов представляет собой создание отдельной фракции внутри общества Трес Сапотес. Это контрастирует, например, с Ла-Вентой, где сильно централизованная общественная архитектура отражала централизованное управление. [16] В Ла-Венте три из четырех колоссальных голов были сгруппированы у входа на церемониальную территорию, а четвертая находилась на краю большой центральной площади. Две головы Трес Сапотес не входили в центральную группу 2, а памятник А находился в группе 1, а памятник Q - в группе Нестепе.

Четыре группы курганов Трес-Сапотеса по дизайну похожи на группы курганов Серро-де-лас-Месас : они представляют собой большую площадь, окруженную несколькими курганами, в том числе пирамидальным или коническим курганом на западном конце и длинным курганом на севере. Более длинные курганы, вероятно, поддерживали административные здания и/или элитные жилые дома. Меньшие курганы представляли собой резиденции меньшей элиты и храмы. [6]

Хотя группы курганов схожи по составу, они сильно различались по масштабу и сложности. Относительно простые курганы группы Нестепе имели высоту менее 3 м (10 футов), а площадь площади составляла около 1½ гектара (3½ акра). С другой стороны, группы 2 и 3 представляли собой курганы высотой до 12 м (39 футов) с площадями, занимающими 4 гектара. Ожидается, что эти различия отражают различия в доступе различных фракций к рабочей силе и продолжительности периода их влияния. [2]

Музей Трес Сапотес

[ редактировать ]

В деревне Трес Сапотес есть музей, где туристы и ученые могут увидеть головы ольмеков, а также половину Стелы C (другая половина находится в Мехико).

[ редактировать ]

Трес Сапотес появляется в Грэма Хэнкока псевдоархеологической и псевдоисторической книге «Отпечатки пальцев богов» 1995 года , в которой представлены гипотезы о происхождении ольмеков.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Стерлинг, с. 5.
  2. ^ Jump up to: а б с д Бассейн, с. 250.
  3. ^ Пул, с. 246.
  4. ^ Уильямс и Хейзер, с. 9.
  5. ^ Диль, с. 182.
  6. ^ Jump up to: а б Бассейн, с. 248.
  7. ^ Пул, с. 152.
  8. ^ Период позднего формирования длится с 400 г. до н.э. примерно до 200 г. н.э.
  9. ^ Пул, с. 250-251.
  10. ^ См. Коу (1965), с. 769 и 773, который также, наоборот, предполагает, что стиль Исапана развился из эпи-ольмеков.
  11. ^ Пул, с. 255. Диль, с. 183, также без энтузиазма относится к значительному влиянию Исапана в Трес Сапотес.
  12. ^ Диль, с. 183. Уильямс и Хейзер утверждают, что базальт Серро-Эль-Вигия «исключительно крупнозернистый», с. 4.
  13. ^ Диль, с. 185.
  14. ^ Уильямс и Хейзер, с. 21 и с. 7.
  15. ^ Пул, с. 247.
  16. ^ Пул, с. 249-250.
  • Коу, Майкл Д. (1965). «Ольмекский стиль и его распространение». В Роберте Вошопе (ред.). Справочник среднеамериканских индейцев . Том. 3. Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 739–775.
  • Коу, Майкл Д .; Ричард А. Диль; Питер Ферст; Кент В. Рейли III; Линда Шеле ; Кэролайн Тейт; Карл А. Таубе (1996). Мир ольмеков: ритуалы и правление . Принстон, Нью-Джерси: Гарри Н. Абрамс. ISBN  0-8109-6311-6 .
  • Коу, Майкл; Сноу, Дин; Бенсон, Элизабет (1986) Атлас древней Америки , факты в архиве, Нью-Йорк.
  • Диль, Ричард А. (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  0-500-02119-8 .
  • Эванс, Сьюзен Тоби (2004). Древняя Мексика и Центральная Америка — Археология и история культуры . Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN  0-500-05127-5 .
  • Пул, Кристофер А. (2007). Ольмекская археология и ранняя Мезоамерика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-78882-3 .
  • Стирлинг, Мэтью В. (1967). «Ранняя история проблемы ольмеков» . В Элизабет П. Бенсон (ред.). Конференция по ольмекам в Думбартон-Оксе, 28 и 29 октября 1967 года . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс . стр. 1–8. Архивировано из оригинала ( PDF ) 4 июля 2008 г. . Проверено 15 октября 2006 г.
  • Уильямс, Хауэл; Хейзер, Роберт Ф. (1965) «Источники камней, используемых в памятниках ольмеков», в книге « Источники камней, используемых в доисторических мезоамериканских памятниках », факультет антропологии Калифорнийского университета.
[ редактировать ]

18°28′N 95°26′W  /  18.467°N 95.433°W  / 18.467; -95.433

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e72587b7aa42626a2e46c257d76c67aa__1688541120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/aa/e72587b7aa42626a2e46c257d76c67aa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tres Zapotes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)