Классическая культура Веракруса



Классическая культура Веракруса (или классическая культура побережья Мексиканского залива ) относится к культурной области на севере и в центральных районах современного мексиканского штата Веракрус , культуре, существовавшей примерно с 100 по 1000 год нашей эры или в классическую эпоху . [1]
Эль-Тахин был крупным центром классической культуры Веракруса; Другие известные поселения включают Игуэрас, Сапоталь, Серро-де-лас-Месас , Нопилоа и Ремохадас , два последних важных центра керамики. Культура охватывала побережье Мексиканского залива между рекой Пануко на севере и рекой Папалоапан на юге.
Классическую культуру Веракруса иногда связывают с тотонаками , оккупировавшими эту территорию во время испанского завоевания Империи ацтеков . Однако доказательств того, что тотонаки были истоками культуры классической эпохи, мало или совсем нет. [2]
Социальная структура
[ редактировать ]Захоронения, монументальная скульптура, рельефная резьба и распределение архитектуры внутри региональных центров - все это указывает на расслоение классического общества Веракруса, включая наличие элитного звания, а также ремесленной специализации. Элитные наследственные правители господствовали над этими региональными центрами малого и среднего размера, площадью не более 2000 км², сохраняя свое правление посредством политического и религиозного контроля над обширными торговыми сетями и узаконивая его посредством типичных мезоамериканских обрядов, таких как кровопролитие, человеческие жертвоприношения, войны. и использование экзотических товаров. [3] Однако большая часть населения проживала в изолированных усадьбах, деревнях или деревнях. [4]
Как и эпиольмекской и ольмекской предшествовавшие культурам, классическая культура Веракруса была основана на подсечном или подсечно-огневом сельском хозяйстве, где важным компонентом рациона питания была кукуруза, а также домашние собаки, дикие олени и другие млекопитающие, а также рыба. и моллюски. Хлопок также был важной культурой. [5]
Религия
[ редактировать ]Мало что известно о классической религии Веракруса, и выводы следует делать на основе более известных мезоамериканских религий, таких как религии ацтеков, микстеков и майя. Только некоторые из многих фигур божеств, известных из этих религий, были признаны с какой-либо уверенностью. Большие керамические фигурки изображают сутулого, очень старого человека, олицетворяющего мезоамериканского бога огня. Столь же большие керамические статуи изображают женских богинь земли со змеиными поясами, связанных с местом Эль-Сапоталь . Судя по закрытым глазам и широко открытым ртам, а также по находившемуся поблизости святилищу бога смерти и окружающим захоронениям, последние были идентифицированы как обожествленные женщины, умершие при рождении ребенка, что более или менее соответствует гораздо более позднему ацтекскому cihuateteo. («женские боги»), также известные из Кодекса Борджиа . [6] В остальном подобные керамические статуи богинь земли, однако, стоящие или сидящие, не имеют мертвых лиц и поэтому не должны сравниваться с ацтекскими cihuateteo . Рельефы площадки для игры в мяч в Эль-Тахине заметно изображают бога смерти, бога дождя и, возможно, бога солнца, и важны своим повествовательным качеством, возможно, связанным с происхождением пульке . Хачас обычно изображают голову престарелого бога, вероятно, связанного с землей и водой. Земное чудовище, вероятно, было унаследовано от ольмеков . [7] Было найдено множество церемониально одетых керамических фигурок, свидетельствующих о важности общественного ритуала, тогда как керамические фигурки лиц с улыбающимися и смеющимися лицами (так называемые sonrientes ), по-видимому, изображают исполнителей ритуала; они могут указывать на культ, подобный культу гораздо более позднего ацтекского божества Сочипилли . Однако о взаимоотношениях упомянутых выше божеств, их роли в религиозных праздниках и возможной связи этих праздников с календарем (подобно ежемесячным праздникам ацтеков и майя) почти ничего не известно.
Мезоамериканская игра в мяч
[ редактировать ]Классическая культура Веракруса, казалось, была одержима игрой в мяч . [8] В каждом культурном центре была хотя бы одна площадка для игры в мяч, а в Эль-Тахине насчитывалось до 18 площадок для игры в мяч. [9] Именно во время поздней классики здесь, в северо-центральной части Веракруса, игра с мячом достигла своего апогея. [10]
Ритуалы игры в мяч присутствуют во всем монументальном искусстве классического Веракруса. Стены крупнейшей площадки для игры в мяч, Восточной площадки для игры в мяч в Эль-Тахине, украшены резными фресками, изображающими человеческие жертвоприношения в контексте игры с мячом (см. фото выше). [11] Кульминацией этих фресок является картина, изображающая бога дождя, который протыкает свой пенис (акт кровопускания ), чтобы пополнить чан алкогольным ритуальным напитком пульке , очевидным желаемым конечным результатом ритуального жертвоприношения в игре с мячом. [12]
Определяющей характеристикой классической культуры Веракруса является наличие каменного снаряжения для игры в мяч: коромысел, хача и пальм . Коромысло представляет собой камни U-образной формы, которые носят на талии игрока в мяч, а хачасы и пальмы сидят на коромысле. Пальмы прикреплялись к передней части ярма и представляли собой удлиненные скульптуры, часто изображавшие изображения птиц, например индеек, или реалистичные сцены. Хачас представляли собой тонкие каменные головки, которые представляли собой маркеры, которые обычно размещались на площадке для подсчета очков в игре, но их можно было носить на ярме. [13] Археологи обычно предполагают, что каменные ярмо представляют собой ритуальные версии кожаных, хлопчатобумажных и/или деревянных ярм, хотя таких скоропортящихся артефактов пока не обнаружено. Хотя коромысла и хача были найдены от Теотиуакана до Гватемалы, пальмы кажутся специфичными для территории современного северного Веракруса.
- Одна из серии фресок Южной площадки для игры в мяч в Эль-Тахине , изображающая жертву игрока в мяч.
- Каменное памятное ярмо для игры в мяч с вырезанными лицами и какао-бобами , 750-1000 гг. н.э.
Искусство
[ редактировать ]Искусство классического Веракруса представлено обширными и замысловатыми полосчатыми свитками, которые можно увидеть как в монументальной архитектуре, так и в портативных произведениях искусства, включая керамику и даже резную кость. По крайней мере, один исследователь предположил, что головы и другие детали, образованные свитками, представляют собой классическую форму пиктографического письма Веракруса. [14] Этот завиток, возможно, вырос из аналогичных стилей, встречающихся в Чьяпа-де-Корсо и Каминальджую . [15]
Помимо завитков, архитектура известна своим замечательным орнаментом, например, на пирамиде ниш в Эль-Тахине. Этот орнамент создает резкие контрасты света и тени, которые историк искусства Джордж Кюблер назвал «смелой светотенью ». [16]
Хотя классическая культура Веракруса демонстрирует влияние Теотиуакана и майя , [17] ни одна из этих культур не является ее прямым предшественником. Вместо этого семена этой культуры, по-видимому, пришли, по крайней мере частично, из эпи-ольмекских культурных центров, таких как Серро-де-лас-Месас и Ла-Мохарра . [18]
- Портретная голова из Ремохадаса, 250-550 гг. н.э.
- Скульптуры сидящего воина и двух собак, 400-800 гг. н.э.
- Керамическая голова, 600–900 гг. н.э.
- Курильница в форме ягуара, 600-900 гг. н.э.
Керамика
[ редактировать ]До начала 1950-х годов классическая керамика Веракруса была немногочисленна, малопонятна и, как правило, не имела происхождения . С тех пор обнаружение тысяч статуэток и керамических изделий из таких мест, как Ремохадас , Лос-Серрос, Дича-Туэрта и Тененэкспан , некоторые из которых изначально были мародерами, расширило наше понимание и заполнило многие музейные полки. [19] Художник и историк искусства Мигель Коваррубиас описал классическую керамику Веракруса как «мощную и выразительную, наделенную очарованием и чувствительностью, беспрецедентными в других, более формальных культурах». [20]
Статуэтки в стиле Ремохадас , пожалуй, самые легко узнаваемые, обычно изготавливаются вручную и часто украшаются аппликациями . Особого внимания заслуживают фигурки Sonrientes (улыбающиеся лица) с головами треугольной формы и вытянутыми руками. Фигурки нопилоа обычно менее богаты, без аппликаций и часто лепные. [21]
Классическая культура Веракруса произвела некоторые из немногих мезоамериканских фигурок на колесиках, а также известна использованием битума для подсветки.
- Большая фигурка двойственности мужчины и женщины от Remojadas. Обратите внимание на женскую грудь и птиц с правой стороны.
- Керамическая жаровня с головой Тлалока , бога дождя.
- Голова с изображением мясистого лица с одной стороны и черепа с другой, 300-600 гг. н.э.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Различные авторы дают разные конечные точки, например, Нобл (стр. 645) дает от 250 до 900 г. н.э., в то время как другие неопределенно ссылаются на мезоамериканскую классическую эпоху , которая сама по себе охватывает разные временные рамки для разных регионов.
- ^ Коу, с. 115, в котором говорится: «Племенное название «тотонак» часто применялось ненадлежащим образом…» и Кублер, с. 137, который говорит: «Менее ошибочно называть регион хронологическими терминами - классический Веракрус и постклассический - чем этноисторическими названиями [тотонак] сомнительной значимости».
- ^ Пул и др., с. 207.
- ^ Пул, с. 205.
- ^ Пул, с. 212.
- ^ Диль
- ^ Пул и др., с. 208.
- ↑ Дэвис (стр. 123), который сообщает, что «жители Эль-Тахина, кажется, были одержимы игрой», и Коу (стр. 118), который утверждает, что «жители Эль-Тахина были одержимы игрой в мяч, человеческими жертвоприношениями и смертью». ".
- ^ Метрополитен-музей «Пальма с фигурой головы скелета (Мексика, Веракрус) (1978.412.16)» цитирует 17, а Дэй, стр. 75, сообщает 18. Другие исследователи сообщают о меньшем количестве площадок для игры в мяч. Различия можно объяснить продолжающимся открытием дополнительных площадок для игры в мяч.
- ^ См. Вилкерсон (стр. 48), который говорит: «Ритуал игры с мячом значительно усилился в этот период [Классического Веракруса], достигнув пика, которому, возможно, не было равных где-либо еще в Мезоамерике».
- ^ Борьба (1978) стр. 116.
- ^ Вилкерсон, с. 65.
- ^ Коу, Майкл Д.; Кунц, Рекс (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 123. ИСБН 978-0-500-28755-2 .
- ^ См. Кампен-О'Райли, с. 299.
- ^ Кублер, стр. 141.
- ^ Кублер, стр. 139.
- ^ См. Брюнса, который описывает культуру как имеющую «международный колорит», или Коваррубиаса, который упоминает влияние Теотиуакана, хотя и незначительное, на стр. 193.
- ^ Вилкерсон, с. 46-47.
- ^ Медельин Зенил. См. также Коваррубиас, с. 191.
- ^ Коваррубиас, с. 191.
- ^ Коваррубиас, с. 191.
Ссылки
[ редактировать ]- Брюнс, Карен Олсен, Учебное пособие по антропологии 470.
- Коу, Майкл Д. (2002); Мексика: от ольмеков до ацтеков Темзы и Гудзона, Лондон.
- Коваррубиас, Мигель (1957) Индийское искусство Мексики и Центральной Америки , Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк.
- Дэвис, Найджел (1982) Древние королевства Мексики , Penguin Books, Лондон, печать 1990 г., ISBN 0-14-013587-1 .
- Дэй, Джейн Стивенсон (2001). «Выступление на корте». В Э. Майкле Уиттингтоне (ред.). Спорт жизни и смерти: мезоамериканская игра в мяч . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 65–77 . ISBN 0-500-05108-9 .
- Диль, Ричард, «Боги смерти, улыбающиеся лица и колоссальные головы: археология низменностей Мексиканского залива». http://www.famsi.org/research/diehl/section02.html
- Кампен, Мэн (1978) «Классические гротески Веракруса и жертвенная иконография», в журнале Man , Vol. 13, № 1 (март 1978 г.), стр. 116–126.
- Кампен-О'Райли, Майкл (2006) Искусство за пределами Запада , Искусство Прентис-Холла, второе издание, ISBN 978-0-13-224010-9 .
- Кублер, Джордж (1990) Искусство и архитектура древней Америки , 3-е издание, издательство Йельского университета, ISBN 0-300-05325-8 .
- Благородный, Джон; Нистром, Эндрю Дин; Конн, Морган; Гросберг, Майкл (2004) Мексика , Lonely Planet, 9-е изд., ISBN 1-74059-686-2 .
- Медельин Зенил, Альфонсо; Фредерик А. Петерсон (1954) «Комплекс улыбающейся головы из Центрального Веракруса, Мексика» в журнале American Antiquity , Vol. 20, № 2 (октябрь 1954 г.), стр. 162–169.
- Метрополитен-музей, «Пальма с фигурой головы скелета (Мексика, Веракрус) (1978.412.16)» (октябрь 2006 г.) в журнале «Хронология истории искусства» , Нью-Йорк.
- Пул, Кристофер (2002) «Классика побережья Мексиканского залива» в Энциклопедии предыстории; Том 5, Средняя Америка , Питер Н. Перегрин и Мелвин Эмбер , ред., Springer Publishing.
- Солис, Фелипе (1994). «Побережье Мексиканского залива: искусство центрального Веракруса и мира уастеков». В Марии Луизе Сабау Гарсиа (ред.). Мексика в мире художественных коллекций: Мезоамерика, вып. 1 (на испанском языке). Беатрис де ла Фуэнте (координатор мезоамериканских исследований), Мария Ольга Саенс Гонсалес (координатор проекта). Мехико: Министерство иностранных дел , Институт эстетических исследований ( UNAM) и Национальный совет по культуре и искусству . стр. 183–241. ISBN 968-6963-36-7 . OCLC 33194574 .
- Вилкерсон, С. Джеффри К. (1991) «Затем их принесли в жертву: ритуальная игра с мячом северо-восточной Мезоамерики во времени и пространстве», в «Мезоамериканской игре с мячом» , University of Arizona Press, ISBN 0-8165-1360-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фигурка женщины в церемониальном платье в стиле Нопилоа, 700–900 гг. н.э.
- Фигурка игрока в мяч в стиле Нопилоа, 700–1000 гг. н.э. Обратите внимание на коктель на талии.
- Обширная коллекция классической керамики Веракруса из музея Логана в колледже Белойт .
