Jump to content

Куписник

Керамическая ваза Cupinisque с ручкой из стремени, 1250 г. до н.э. ( музея Ларко ) коллекция

Культура Куписник была доколумбовой коренной культурой, которая процветала с ок. 1500–500 гг. до н.э. [1] вдоль того, что сейчас является Перу северным тихоокеанским побережьем . Культура имела характерный стиль глиняной архитектуры из самана . [2] Артефакты этой культуры имеют общие художественные стили и религиозные символы с культурой Чавин , возникшей в той же местности позднее. [3]

Куписник и Чавин

[ редактировать ]
Керамическая бутылка Cupisnique с изображением кошки с закругленными ушами, отличительной чертой оцелота ( Музей на набережной Бранли , Париж)

Связь между культурой Чавин и культурой Куписник не совсем понятна, и названия иногда используются как синонимы. Например, ученый-антрополог Алана Корди-Коллинз считает Куписник культурой, существовавшей с 1000 по 200 гг. до н.э., и эти даты некоторые связывают с культурой Чавин. [4] Другой ученый, Изуми Симада, называет Куписнике возможным предком культуры Мочика (Моче), не упоминая Чавина. [5] Еще один ученый, Анна К. Рузвельт, ссылается на «прибрежное проявление горизонта Чавин… в котором преобладает стиль Куписник». [6]

Обнаружен храм паучьего божества

[ редактировать ]

Глинистый храм Куписнике был обнаружен в 2008 году в долине Ламбаеке в районе археологического памятника Вентаррон . Этот недавно обнаруженный храм находился очень близко к храму Вентаррона. Соседняя локация известна как «Коллуд».

Этот храм паучьего божества проливает некоторый свет на связь между Куписником и Чавином из-за общей иконографии. Фактически, примерно в то же время в этом районе были обнаружены и некоторые другие похожие храмы.

Народ Чавин, пришедший после Куписника, примерно триста лет спустя построил храм рядом с Коллудом, в месте под названием «Зарпан». [7] [8] [9] Три храма расположены близко друг к другу и образуют единый археологический объект.

Древние народы моче в Перу изображали в своем искусстве пауков, таких как изображенные на этом ок. Керамический артефакт культуры 300 г. н.э. с изображением паучьего божества с ножом, который часто появляется на изображениях ( Музей Ларко )

Среди мотивов, используемых во всех трех местах, есть много общих элементов. Например, одним из общих элементов является изображение паучьего божества. Этот мотив паука, по-видимому, сохранился от 4000-летнего храма Вентаррона на протяжении всего времени до его появления на артефактах культуры Моче, датированных ок. 300 год нашей эры.

В храме, найденном в 2008 году, также есть изображения паучьего божества, которое, как считается, связано с дождями, охотой и войной. Изображение паучьего божества сочетает в себе шею и голову паука, пасть крупной кошки и клюв птицы.

По словам руководителя группы Вальтера Альвы,

«Купиник и Чавин имели одних и тех же богов и одни и те же архитектурные и художественные формы, демонстрируя интенсивное религиозное взаимодействие между культурами периода раннего формирования от северного побережья до Анд и до центральных Анд». [10]

Куписник и Моче

[ редактировать ]
Керамическая бутылка Cupisnique, 1000–800 гг. До н.э., с телом каймана и головой кошки. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Иногда культуры моче и купиник называют взаимозаменяемыми. Причиной этого является сходство их керамических конструкций. Моче были очень «яркой» культурой среди развивающихся культур внутри общества Куписнике, основная часть населения которого занималась сельским хозяйством и рыболовством, а также средний и элитный класс. [11]

Основная связь между Куписником и Моче - это включение темы обезглавливания, где существуют обезглавливатель и обезглавленный персонаж. В обществе Куписника «обезглавливатели появляются в пяти сверхъестественных обличьях: человек, чудовище, птица, рыба и паук…» [11] Обезглавливатели Моче — это те же пять плюс два дополнительных персонажа: краб и скорпион. Изображения пяти главных обезглавливателей как культуры Куписник, так и культуры Моче встречаются во многих источниках. [11]

Ученые полагают, что параллелизм между иконографией Моче и Куписника не просто случайен, скорее, что Моче были «наследниками веры, которой они придерживались на практике». [11]

Иногда о народе Куписнике говорят как о культе по двум основным причинам. Первая причина заключалась в том, что было очень «мало прямых доказательств их моделей социальной организации, демографии или стратегий существования». Вторая причина в том, что здания украшены расписными резными лепными рельефами, изображающими сюрреалистических существ». [4]

Мотивы Куписнике, кажется, глубоко укоренены в религии, которая, по-видимому, оказала большое влияние на характер новых культур, таких как Салинар, Викус, Галлинасо и, как уже упоминалось, культура Моче. [11]

Другие сайты Куписнике

[ редактировать ]

Одним из наиболее важных мест Куписнике является Кабальо Муэрто в долине Моче .

В 2008 году сообщалось, что археологи раскопали участок Куписник Лимонкарро в районе Гуадалупе, Пакасмайо , регион Ла-Либертад на северном побережье Перу. Были определены две фазы строительства; среди прочего были обнаружены лица животных, указывающие на иконографию Куписника. [12]

Кунтур Васи — еще одно место, на которое повлияла культура Куписнике.

В 2020 году местные фермеры, расчищавшие землю в регионе Ла-Либертад на северо-западе Перу, обнаружили руины святыни с большой фреской, окрашенной в оттенки охры, желтого, серого и белого. Ранее это место было неизвестно, и, по оценкам, около 60% храмового комплекса было случайно разрушено во время этого процесса. Исследователи теперь идентифицировали фреску как изображение 3200-летнего бога-паука, владеющего ножом. [13]

Зеркала Куписник

[ редактировать ]

Зеркала, датируемые 900–200 гг. до н. э., были обнаружены на археологических памятниках, которые были идентифицированы как Куписник. Они отражают изображения высокого качества. [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Идзуми Симада, Пампа Гранде и культура мочика. Техасский университет Press, 2010 г. ISBN   029278757X стр. 62
  2. Джонс, Сэм, археологи идентифицируют 3200-летнюю храмовую фреску бога-паука в Перу , The Guardian, 25 марта 2021 г., с изображениями.
  3. ^ « Храм «Бога-паука» найден в Перу» , Хосе Ороско, National Geographic News , 29 октября 2008 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Архаизм или традиция?: Тема обезглавливания в иконографии Куписнике и Моче» , Алана Корди-Коллинз, Латиноамериканская археология , 3 (3), 1992 г.
  5. ^ «Пампа Гранде и культура мочика» , Изуми Симада, Техасский университет Press, 1994
  6. ^ Кембриджская история коренных народов Америки: Северная Америка , изд. Брюс Г. Триггер, Уилкомб Э. Уошберн, Ричард Э.В. Адамс, Фрэнк Саломон, Мердо Дж. МакЛауд, Стюарт Б. Шварц, издательство Кембриджского университета, 1996 г.
  7. ^ «Новые храмы Коллуд-Зарпана» . Проверено 1 августа 2024 г.
  8. ^ Игнасио Альва Менесеса, Комплексы Серро Вентаррон и Коллуд-Сарпан: от прекерамики до формации в долине Ламбаеке. (PDF) БЮЛЛЕТЕНЬ АРХЕОЛОГИИ PUCP / № 12 / 2008, 97-117 / ISSN 1029-2004
  9. ^ Музей Беррин, Кэтрин и Ларко. Дух древнего Перу: сокровища из Рафаэля Ларко Эрреры археологического музея Нью-Йорк: Темза и Гудзон , 1997.
  10. Храм «Бога-паука» найден в Перу National Geographic News, 29 октября 2008 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Корди-Коллинз, Алана. « Архаизм или традиция?: Тема обезглавливания в иконографии Куписнике и Моче » . Проверено 1 августа 2024 г.
  12. ^ Масато Сакаи, Хуан Хосе Мартинес, Раскопки в Храме Лимонкарро, нижняя долина Жекетепеке. (PDF) БЮЛЛЕТЕНЬ АРХЕОЛОГИИ PUCP / № 12 / 2008, 171-201 / ISSN 1029-2004
  13. ^ Гершон, Ливия. «3200-летняя фреска с изображением Бога-паука, владеющего ножом, найдена в Перу» . Смитсоновский журнал . Проверено 1 апреля 2021 г.
  14. ^ Лунацци, Дж.Дж. (2007). «Доколумбовая оптика Перу». Кубинский физический журнал . arXiv : физика/0702024 . Бибкод : 2007физика...2024Л .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a62f8cfb8d9718d7b8b6c07414b178e3__1722543840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/e3/a62f8cfb8d9718d7b8b6c07414b178e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cupisnique - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)