Куписник

Культура Куписник была доколумбовой коренной культурой, которая процветала с ок. 1500–500 гг. до н.э. [1] вдоль того, что сейчас является Перу северным тихоокеанским побережьем . Культура имела характерный стиль глиняной архитектуры из самана . [2] Артефакты этой культуры имеют общие художественные стили и религиозные символы с культурой Чавин , возникшей в той же местности позднее. [3]
Куписник и Чавин
[ редактировать ]Связь между культурой Чавин и культурой Куписник не совсем понятна, и названия иногда используются как синонимы. Например, ученый-антрополог Алана Корди-Коллинз считает Куписник культурой, существовавшей с 1000 по 200 гг. до н.э., и эти даты некоторые связывают с культурой Чавин. [4] Другой ученый, Изуми Симада, называет Куписнике возможным предком культуры Мочика (Моче), не упоминая Чавина. [5] Еще один ученый, Анна К. Рузвельт, ссылается на «прибрежное проявление горизонта Чавин… в котором преобладает стиль Куписник». [6]
Обнаружен храм паучьего божества
[ редактировать ]Глинистый храм Куписнике был обнаружен в 2008 году в долине Ламбаеке в районе археологического памятника Вентаррон . Этот недавно обнаруженный храм находился очень близко к храму Вентаррона. Соседняя локация известна как «Коллуд».
Этот храм паучьего божества проливает некоторый свет на связь между Куписником и Чавином из-за общей иконографии. Фактически, примерно в то же время в этом районе были обнаружены и некоторые другие похожие храмы.
Народ Чавин, пришедший после Куписника, примерно триста лет спустя построил храм рядом с Коллудом, в месте под названием «Зарпан». [7] [8] [9] Три храма расположены близко друг к другу и образуют единый археологический объект.

Среди мотивов, используемых во всех трех местах, есть много общих элементов. Например, одним из общих элементов является изображение паучьего божества. Этот мотив паука, по-видимому, сохранился от 4000-летнего храма Вентаррона на протяжении всего времени до его появления на артефактах культуры Моче, датированных ок. 300 год нашей эры.
В храме, найденном в 2008 году, также есть изображения паучьего божества, которое, как считается, связано с дождями, охотой и войной. Изображение паучьего божества сочетает в себе шею и голову паука, пасть крупной кошки и клюв птицы.
По словам руководителя группы Вальтера Альвы,
«Купиник и Чавин имели одних и тех же богов и одни и те же архитектурные и художественные формы, демонстрируя интенсивное религиозное взаимодействие между культурами периода раннего формирования от северного побережья до Анд и до центральных Анд». [10]
Куписник и Моче
[ редактировать ]
Иногда культуры моче и купиник называют взаимозаменяемыми. Причиной этого является сходство их керамических конструкций. Моче были очень «яркой» культурой среди развивающихся культур внутри общества Куписнике, основная часть населения которого занималась сельским хозяйством и рыболовством, а также средний и элитный класс. [11]
Основная связь между Куписником и Моче - это включение темы обезглавливания, где существуют обезглавливатель и обезглавленный персонаж. В обществе Куписника «обезглавливатели появляются в пяти сверхъестественных обличьях: человек, чудовище, птица, рыба и паук…» [11] Обезглавливатели Моче — это те же пять плюс два дополнительных персонажа: краб и скорпион. Изображения пяти главных обезглавливателей как культуры Куписник, так и культуры Моче встречаются во многих источниках. [11]
Ученые полагают, что параллелизм между иконографией Моче и Куписника не просто случайен, скорее, что Моче были «наследниками веры, которой они придерживались на практике». [11]
Иногда о народе Куписнике говорят как о культе по двум основным причинам. Первая причина заключалась в том, что было очень «мало прямых доказательств их моделей социальной организации, демографии или стратегий существования». Вторая причина в том, что здания украшены расписными резными лепными рельефами, изображающими сюрреалистических существ». [4]
Мотивы Куписнике, кажется, глубоко укоренены в религии, которая, по-видимому, оказала большое влияние на характер новых культур, таких как Салинар, Викус, Галлинасо и, как уже упоминалось, культура Моче. [11]
Другие сайты Куписнике
[ редактировать ]Одним из наиболее важных мест Куписнике является Кабальо Муэрто в долине Моче .
В 2008 году сообщалось, что археологи раскопали участок Куписник Лимонкарро в районе Гуадалупе, Пакасмайо , регион Ла-Либертад на северном побережье Перу. Были определены две фазы строительства; среди прочего были обнаружены лица животных, указывающие на иконографию Куписника. [12]
Кунтур Васи — еще одно место, на которое повлияла культура Куписнике.
В 2020 году местные фермеры, расчищавшие землю в регионе Ла-Либертад на северо-западе Перу, обнаружили руины святыни с большой фреской, окрашенной в оттенки охры, желтого, серого и белого. Ранее это место было неизвестно, и, по оценкам, около 60% храмового комплекса было случайно разрушено во время этого процесса. Исследователи теперь идентифицировали фреску как изображение 3200-летнего бога-паука, владеющего ножом. [13]
Зеркала Куписник
[ редактировать ]Зеркала, датируемые 900–200 гг. до н. э., были обнаружены на археологических памятниках, которые были идентифицированы как Куписник. Они отражают изображения высокого качества. [14]

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Идзуми Симада, Пампа Гранде и культура мочика. Техасский университет Press, 2010 г. ISBN 029278757X стр. 62
- ↑ Джонс, Сэм, археологи идентифицируют 3200-летнюю храмовую фреску бога-паука в Перу , The Guardian, 25 марта 2021 г., с изображениями.
- ^ « Храм «Бога-паука» найден в Перу» , Хосе Ороско, National Geographic News , 29 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Архаизм или традиция?: Тема обезглавливания в иконографии Куписнике и Моче» , Алана Корди-Коллинз, Латиноамериканская археология , 3 (3), 1992 г.
- ^ «Пампа Гранде и культура мочика» , Изуми Симада, Техасский университет Press, 1994
- ^ Кембриджская история коренных народов Америки: Северная Америка , изд. Брюс Г. Триггер, Уилкомб Э. Уошберн, Ричард Э.В. Адамс, Фрэнк Саломон, Мердо Дж. МакЛауд, Стюарт Б. Шварц, издательство Кембриджского университета, 1996 г.
- ^ «Новые храмы Коллуд-Зарпана» . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Игнасио Альва Менесеса, Комплексы Серро Вентаррон и Коллуд-Сарпан: от прекерамики до формации в долине Ламбаеке. (PDF) БЮЛЛЕТЕНЬ АРХЕОЛОГИИ PUCP / № 12 / 2008, 97-117 / ISSN 1029-2004
- ^ Музей Беррин, Кэтрин и Ларко. Дух древнего Перу: сокровища из Рафаэля Ларко Эрреры археологического музея Нью-Йорк: Темза и Гудзон , 1997.
- ↑ Храм «Бога-паука» найден в Перу National Geographic News, 29 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Корди-Коллинз, Алана. « Архаизм или традиция?: Тема обезглавливания в иконографии Куписнике и Моче » . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Масато Сакаи, Хуан Хосе Мартинес, Раскопки в Храме Лимонкарро, нижняя долина Жекетепеке. (PDF) БЮЛЛЕТЕНЬ АРХЕОЛОГИИ PUCP / № 12 / 2008, 171-201 / ISSN 1029-2004
- ^ Гершон, Ливия. «3200-летняя фреска с изображением Бога-паука, владеющего ножом, найдена в Перу» . Смитсоновский журнал . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Лунацци, Дж.Дж. (2007). «Доколумбовая оптика Перу». Кубинский физический журнал . arXiv : физика/0702024 . Бибкод : 2007физика...2024Л .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Древняя перуанская керамика: коллекция Натана Каммингса Алана Р. Сойера , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Куписнике (см. Указатель)