Культура Моче
Культура Моче Моче | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
100–700 | |||||||||
Статус | Культурно объединенные независимые государства | ||||||||
Капитал | Моче [1] | ||||||||
Общие языки | неизвестный | ||||||||
Религия | Политеист | ||||||||
Историческая эпоха | Ранний средний уровень | ||||||||
• Учредил | 100 | ||||||||
• Упразднено | 700 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Перу |
История Перу |
---|
Портал Перу |
( Цивилизация Моче англ. Испанское произношение: [ˈmotʃe] ; альтернативно, культура моче или ранний, пре- или прото- чиму ) процветала на севере Перу со столицей недалеко от современного Моче, Трухильо , Перу. [1] [2] примерно от 100 до 700 г. н.э. в эпоху регионального развития . Хотя этот вопрос является предметом некоторых споров, многие ученые утверждают, что моче не были политически организованы как монолитная империя или государство. Скорее всего, они представляли собой группу автономных государств, разделявших общую культуру, о чем свидетельствует богатая иконография и монументальная архитектура, сохранившаяся до наших дней.
Фон
[ редактировать ]Общество моче было основано на сельском хозяйстве, со значительным уровнем инвестиций в строительство сложной сети ирригационных каналов для отвода речной воды для снабжения урожая. Их артефакты отражают их жизнь с подробными сценами охоты, рыбалки, боев, жертвоприношений, сексуальных контактов и тщательно продуманных церемоний. Моче особенно известны своей искусно расписанной керамикой , изделиями из золота , монументальными сооружениями ( уака ) и ирригационными системами. [3]
Историю моче можно разделить на три периода: возникновение культуры моче в раннем моче (100–300 гг. н.э.), расширение и расцвет во время среднего моче (300–600 гг. н.э.), а также зарождение городов и последующий коллапс в позднем моче. (500–750 гг. н.э.). [4]
Салинарская культура господствовала на северном побережье Перу с 200 г. до н.э. по 200 г. н.э. По мнению некоторых ученых, это был короткий переходный период между культурами Куписник и Моче. [5]
Существуют значительные параллели между иконографией Моче и Куписника и керамическим орнаментом, включая иконографию «Бога-паука».
Культурная сфера Моче
[ редактировать ]Культурная сфера Моче сосредоточена в нескольких долинах на северном побережье Перу в регионах Ла-Либертад , Ламбайеке , Жекетепеке , Чикама , Моче , Виру , Чао , Санта и Непена. [6] Он занимал 250 миль пустынного побережья и до 50 миль вглубь страны. [7]
Уака -дель-Соль , пирамидальная глинобитная постройка на реке Рио-Моче, была крупнейшим доколумбовым сооружением в Перу. Он был частично разрушен, когда испанские конкистадоры разграбили его могилы в поисках золота в 16 веке. Соседняя Уака-де-ла-Луна сохранилась лучше: многие из ее внутренних стен до сих пор заполнены множеством красочных фресок и сложной иконографии. на этом месте проводятся профессиональные археологические С начала 1990-х годов раскопки.
Другие крупные памятники Моче включают Сипан , Лома-Негра, Дос-Кабесас, Пакатнаму , комплекс Эль-Брухо , Моколлопе, Серро-Майаль, Галиндо, Уанчако и Паньямарка .
Их глинобитные вака были в основном разрушены мародерами и силами природы за последние 1300 лет. Сохранившиеся показывают, что окраска их фресок была довольно яркой.
Южный и Северный Моче
[ редактировать ]Были идентифицированы два отдельных региона цивилизации моче: Южный и Северный Моче, каждый из которых, вероятно, соответствует отдельному политическому образованию. [8]
Регион Южный Моче, который считается центром культуры, первоначально включал долины Чикама и Моче и был впервые описан Рафаэлем Ларко Хойлом . [8] Городище Уака-дель-Соль-Уака-де-ла-Луна, вероятно, было столицей этого региона. [8]
Регион Северного Моче включает в себя три системы долин: [8]
- Верхняя часть долины Пьюра, вокруг Викус. культурного региона
- Нижняя система долины Ламбаеке, состоящая из трех рек: Ла-Лече, Реке и Занья.
- Нижняя система долины Жекетепеке
Пиура была полной частью феномена моче только в течение короткого времени - во время фазы раннего моче или раннего моче-викус - а затем развивалась независимо. [8]
Похоже, что среди этих различных центров моче (за исключением восточных регионов) наблюдалось активное независимое развитие. У всех них, вероятно, были свои правящие династии, связанные друг с другом. Централизованный контроль над всей территорией Моче мог иметь место время от времени, но это случается нечасто. [8]
Пампа-Гранде в долине Ламбаек, на берегу реки Чанкай, стала одним из крупнейших участков моче в мире и занимала площадь более 400 гектаров. Он был заметен в период Моче V (600–700 гг. Н.э.) и отличается обилием керамики Моче V.
Это место было спроектировано и построено за короткий период времени и имеет огромный церемониальный комплекс. В его состав входит Уака Форталеза , самая высокая церемониальная платформа в Перу. [8]
Сан-Хосе-де-Моро — еще один северный участок в долине Жекетепеке. Это было заметно в периоды среднего и позднего моче (400–850 гг. Н.э.). Здесь были раскопаны многочисленные гробницы моче, в том числе несколько захоронений женщин с высоким статусом. Эти женщины были изображены в иконографии Моче как Жрицы .
Различия между северными и южными мочика
[ редактировать ]Наиболее известные различия: [9]
Северная Мочика | Южная мочика | |
---|---|---|
Ювелирное дело | Да | Нет |
Портреты Уакос | Нет | Да |
Здания с пандусом | Да | Нет |
5-фазная керамическая последовательность Larco | Нет | Да |
Великие и широкие долины | Да | Нет |
Археологические наследники | Сиканес | Чимус |
Материальная культура
[ редактировать ]Керамика
[ редактировать ]Керамика моче – одна из самых разнообразных в мире. Очевидно использование технологии пресс-форм , которая позволила бы осуществлять массовое производство определенных форм. Но керамика Моче сильно различается по форме и тематике, причем наиболее важная социальная деятельность задокументирована в гончарном деле, включая войну, сельское хозяйство, работу с металлом , ткачество и эротику .
северного побережья Традиционное перуанское керамическое искусство использует ограниченную палитру, полагаясь в основном на красный и белый цвета, тонкую роспись, полностью смоделированную глину, веристические фигуры и носики стремени. Керамика моче, созданная между 150 и 800 годами нашей эры, олицетворяет этот стиль. Горшки моче были найдены не только в крупных археологических памятниках северного побережья, таких как Уака-де-ла-Луна, Уака-дель-Соль и Сипан, но также в небольших деревнях и незарегистрированных захоронениях.
По крайней мере 500 керамических изделий Моче имеют сексуальную тематику. Чаще всего изображается анальный секс , сцены вагинального проникновения встречаются очень редко. Большинство пар гетеросексуальны, с тщательно вырезанными гениталиями, чтобы показать, что проникновение происходит в анус, а не во влагалище. Часто младенца изображают кормящим грудью , пока пара занимается сексом. фелляция Иногда присутствует , но куннилингус отсутствует. Некоторые изображают мастурбирующие мужские скелеты или мастурбирующие живые женщины. [10]
Внешние видео | |
---|---|
Пара ушей-вспышек, крылатые посланники (культура Моче, Перу) , Smarthistory [11] | |
Бутылка с портретной головой Moche , Smarthistory [12] |
Поскольку ирригация была источником богатства и фундаментом империи, культура Моче подчеркивала важность циркуляции и стока. Развивая эту тему, произведения искусства Моче часто изображали прохождение жидкостей, особенно жизненных жидкостей, через уязвимые отверстия человека. Существует бесчисленное множество изображений побежденных воинов, теряющих жизненную жидкость через нос, или беспомощных жертв, которым птицы или похитители вырывают глаза. Изображения плененных сексуальных рабынь с зияющими отверстиями и вытекающими жидкостями изображают крайнюю разоблачение, унижение и потерю власти. [ нужна ссылка ]
Цвет керамики моче часто простой: желтовато-кремовый и насыщенно-красный, которые используются почти исключительно на элитных изделиях. Белый и черный используются редко. Моче известны своей портретной керамикой . Керамические портреты, созданные Моче, похоже, изображают реальных людей. На многих портретах изображены люди с физическими уродствами или генетическими дефектами.
Реалистичные детали керамики Моче, возможно, помогли ей служить дидактическими моделями. Через такие изображения старшие поколения могли передать общие знания о взаимности молодым поколениям и воплощении. Секс-горшки могут рассказывать о деторождении, сексуальном удовольствии, культурных и социальных нормах, своего рода бессмертии, передаче жизни и души, трансформации и взаимосвязи между двумя циклическими взглядами на природу и жизнь. [13]
Текстиль
[ редактировать ]Экстремальные погодные условия и хрупкость одежды означают, что образцов текстиля моче существует относительно мало. [14] Однако ограниченное количество было обнаружено в гробницах, особенно членов общества с более высоким статусом. [15] Многие из оставшихся предметов одежды представляют собой неполные, частично сломанные предметы. [14] Тем не менее, ученым удалось получить представление о культуре из оставшегося текстиля Моче. Моче ткали ткани, в основном используя хлопок и шерсть викуньи и альпаки . [16] Относительное присутствие этих тканей, а также используемые узоры хронологически варьируются в зависимости от культуры моче. Реликвий ранней культуры моче существует слишком мало, чтобы можно было сделать окончательные выводы. Текстиль примерно 450 г. н. э. включает в себя только мужскую головную одежду, которую редко можно найти где-либо еще. Саржевое и марлевое плетение также распространено среди образцов этого периода, хотя к периоду 500-800 гг. н.э. эти узоры становятся гораздо менее распространенными. [16] Считается, что у элитных членов общества моче были специализированные ремесленники, которые производили текстиль, тогда как типичные члены общества более низкого ранга производили собственную одежду. [14] Завитки и иглы оказались довольно распространенными при раскопках жилищ моче, что указывает на домашний уровень производства. [17] Однако более монохромные, гомогенизированные реликвии позволяют предположить, что массовое производство могло стать более распространенным к 500-800 годам нашей эры. [16] Различия в одежде, вероятно, коррелируют с разными социальными классами. [14] [15] [17] Сложная техника плетения и яркие красители чаще встречаются в одежде элиты, тогда как у простолюдинов, возможно, была одежда менее сложная и лишенная красок - и, вероятно, у них их было меньше. [17] Сложные гобелены, созданные ремесленниками, — еще одно благо, связанное с высокой социальной иерархией. [14] Некоторые конкретные предметы также коррелируют с полом в культуре моче, например, головной платок для мужчин. [16] и длинная туника для женщин. Иностранцы культуры моче обычно изображались в одежде моче, которая содержала детали, относящиеся к обоим полам, или предметы, не относящиеся ни к одному из них. [18] Потомки народа моче сегодня продолжают иметь сильные традиции ткачества. [14]
Металлообработка
[ редактировать ]Моче обнаружили как электрохимическое замещающее покрытие , так и золочение , которое они использовали для покрытия медных изделий, найденных в Лома-Негра, тонкими слоями золота или серебра. Современные попытки смогли воссоздать аналогичный процесс химического нанесения покрытия, используя кипящую воду и соли, встречающиеся в этой местности в природе. [19] Именно керамической традиции моче ранее уделялось наибольшее внимание в археологии, хотя ситуация начинает меняться, поскольку археологи продолжают обнаруживать связи между иконографией на керамике и другими частями искусства моче. Не менее важной для ремесла и культуры моче является металлургия . Навыки, необходимые для создания этих объектов, пожалуй, одни из лучших, которые когда-либо знал мир.
Первые металлические изделия Моче, вошедшие в археологические данные, были обнаружены Максом Уле в Уака-дель-Соль и Уака-де-Луна в 1899 и 1900 годах, но в значительной степени игнорировались, в то время как Уле сосредоточился на других аспектах этих мест. [20] Изделия из металла моче привлекли внимание после того, как перуанский исследователь Рафаэль Ларко Хойл опубликовал «Лос-Мочикас» в 1945 году. Здесь он в основном сосредоточился на описании больших расклешенных головных уборов и блестяще украшенных украшений для носа, часто встречающихся у элиты моче. [20] Несмотря на отсутствие формального образования в области археологии, Ларко Хойл был первым, кто действительно предпринял попытку систематической реконструкции Моче, опираясь на информацию из раскопок, искусства, иконографии, испанских документов и современных традиций. [21] Обнаружение год спустя бронзовых и золотых артефактов, захороненных в гробнице воина-священника на месте Уака-де-ла-Крус, также стимулировало дальнейшие исследования. То же самое произойдет, когда грабители раскопают могильники на месте, ныне известном как Лома-Негра в долине Пьюра, и найдут множество золотых, серебряных и медных предметов, а также керамические сосуды. [20] Важным открытием в контексте металлургии Моче стало открытие гробниц Сипана в 1986 году. Эти захоронения включали множество металлических предметов, не имеющих аналогов ни с одним предыдущим открытием. Большинство этих предметов остались в своем первоначальном контексте, что позволило исследователям доказать вне всяких разумных сомнений, что металлические предметы были тесно переплетены с властью элиты моче. Правители Моче были невероятно искусны в изображении и увековечении своей власти посредством искусства, ярким примером чего является металлургия Моче.
Техника моче в металлообработке оказалась интересной областью исследований. Их методы, вероятно, были одними из самых передовых в мире во времена Моче; восстановление оказалось трудным для многих современных мастеров-металлистов. Мастера усовершенствовали самые разнообразные приемы обработки металла. Когда они вторглись в шестнадцатом веке, испанские конкистадоры обратили внимание на высококвалифицированные изделия из металла, которые инки могли производить. В отличие от европейских рабочих-металлистов, инки для нагрева углей продували длинные трубы, а не использовали сильфоны для создания принудительной тяги воздуха. Вполне вероятно, что моче использовали аналогичный метод. Фактически, археологам известно несколько чаш культуры Моче, на которых изображен этот процесс. [21] Многие из методов обработки металлов моче были изобретены или, по крайней мере, усовершенствованы самими моче, но изобретением некоторых из наиболее часто используемых методов они обязаны, по крайней мере частично, влиянию культуры Чавин предшествовавшей им . Как и художники Чавина, они в основном использовали сплавы, содержащие разработанную ими комбинацию золота, серебра или меди. [22] Хотя искусство моче в целом во многом не зависит от стиля Чавин, многие повторяющиеся мотивы, встречающиеся в искусстве Моче, включая изделия из металла, также, похоже, имеют свои корни в культуре Чавин. Искусство моче продолжает традицию антропоморфных фигур, а также персонажей с выступающими клыками, хотя клыки обычно менее выражены, чем искусство Чавина, и присутствуют не так часто. Это не означает, что моче не оставили своего следа в обществе Анден. Многие из методов, разработанных Моче, особенно их методы гальванического покрытия и золочения, используемые для придания медным сплавам почти внутреннего содержания золота или серебра, продолжали использоваться вплоть до завоевания Инками через сотни лет после краха Моче.
несколько примеров форм, используемых для формирования барельефных Было обнаружено скульптур, большинство из которых изготовлены из твердого металлического сплава , но использовались и деревянные формы. [23] Исследователи Кристофер Б. Доннан и Дэвид А. Скотт доказали, насколько деликатным является этот процесс формования, когда они использовали отливку одной из форм из медного сплава, чтобы воссоздать этот процесс. Они обнаружили, что одной из наиболее важных частей процесса является толщина листового металла. Слишком толстый, и он не сможет уловить детали формы, и ему будет слишком сложно придать форму, но слишком тонкий, и металл будет морщиться и рваться. [23] Они обнаружили, что идеальная толщина составляет 0,4 мм, хотя повторная ковка утончает лист до 0,25 мм. Помимо ковки повторный отжиг . также требовался [23] Анализ предметов, найденных в гробницах Сипана, показал, что моче могли сохранять почти полностью одинаковую толщину от 1 до примерно 0,1 миллиметра в зависимости от объекта. [22]
Когда это было завершено, для завершения произведения можно было использовать несколько других техник. Часто прикреплялись и другие фрагменты, иногда с намерением стать движущимися частями произведения. Чаще всего это делалось путем опрессовки металла или использования взаимосвязанных выступов и прорезей в двух частях, но пайка и обработка кромок. также использовались [21] Последние штрихи также можно добавить с помощью тиснения, штамповки и чеканки, а также вставки других драгоценных материалов. Такие камни, как лазурит , бирюза, раковины спондилов и другие, были найдены в металлических изделиях Моче. Стоит отметить, что некоторые материалы не обнаружены на побережье Моче. Лазурит был доступен только в современном Чили, находящемся в сотнях миль к югу, а раковины спондула приходилось приобретать в современном Эквадоре на севере. Это ясно дает понять, что моче, должно быть, имели обширные торговые сети и, вероятно, контактировали с другими культурами. В этом контексте примечателен также тот факт, что многие животные, точно изображенные на произведениях искусства Моче, встречаются только в тропической Амазонке. [21]
Сельскохозяйственная техника
[ редактировать ]Исследователи культуры моче сходятся во мнении, что возникновение культуры моче связано с интенсификацией производства кукурузы, хлопка, фасоли и тыквы, среди других сельскохозяйственных продуктов, что позволило развить региональную политическую экономию моче в долине Моче. от северного побережья Перу в ранний промежуточный период (400 г. до н.э. – 600 г. н.э.).
Северный регион Перу — один из самых засушливых районов мира, где дождей нет круглый год. Этот фактор не только не препятствовал созданию общин, но и послужил толчком к созданию выдающейся культуры, разработавшей инженерные сооружения, соединявшие долины различных рек с целью орошения пустынных территорий.
Многие сельскохозяйственные системы Моче все еще работают, например акведук Аскопе, канал Ла-Кумбре в Чикаме или плотина Сан-Хосе, которые продолжают обеспечивать воду, поступающую из Андского региона, и грунтовые воды, гарантируя несколько урожаев в год. .
Доступ к новым сельскохозяйственным угодьям, полученным в пустыне, стал отправной точкой цивилизации, которая, основанная на обильных урожаях, стала социально расслоенной. Все это позволило некоторым членам общины больше не посвящать себя исключительно производству продуктов питания, и начался процесс специализации, приведший к развитию цивилизации моче. [24]
Галерея
[ редактировать ]- Гобелен из шерсти альпаки (600–900 гг. н. э.), Музей лангобардов.
- Беруши из золота, инкрустированные драгоценными камнями
- Керамика с изображением анального секса
- Горшок воина Моче, Британский музей , Лондон
- Орнамент в форме полумесяца с летучей мышью , 1–300 гг. н.э. Бруклинский музей , Бруклин
- Маска из медного сплава с ракушкой, CE 1–600 Художественный музей Уолтерса , Балтимор.
- Медный нож со съемной фигурной ручкой, Художественный музей Уолтерса , Балтимор, 50–800 гг.
- Головной убор моче с кошачьими украшениями, Музей Ларко , 400 г. н. э. , Лима.
- Золотое колье Moche с кошачьими мордочками, Музей Ларко , Лима
- Золотой свисток Моче с бирюзой, изображающий воина, Музей Ларко , Лима, 1–800 гг.
- Маска Моче из бронзы и ракушек с изображением героя Ай Апаека.
- Медный церемониальный нож (Туми), 3-7 века нашей эры, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Керамика с изображением картофеля
- Керамика с изображением морского льва детеныша
- Погребальная маска
- Золотое украшение головного убора
- Керамика с изображением летучей мыши
- Скульптура, изображающая сидящего заключенного
- Ступня
Религия
[ редактировать ]И иконография, и находки человеческих скелетов в ритуальных контекстах, похоже, указывают на то, что человеческие жертвоприношения играли значительную роль в религиозных практиках моче. Эти обряды, по-видимому, вовлекали элиту в качестве ключевых действующих лиц в спектакль с костюмированными участниками, монументальными декорациями и, возможно, ритуальным потреблением крови. Туми представлял собой металлический нож в форме полумесяца, используемый при жертвоприношениях. В то время как некоторые учёные, такие как Кристофер Б. Доннан и Идзуми Симада , утверждают, что жертвами были проигравшие в ритуальных битвах между местными элитами, другие, такие как Джон Верано и Ричард Саттер , предполагают, что жертвами были воины, захваченные в плен в территориальных битвах. между моче и другими близлежащими обществами. Раскопки на площадях возле Моче- уакас обнаружили группы людей, принесенных в жертву вместе, а также скелеты молодых людей, намеренно эксинкарнированных , возможно, для храмовых экспозиций. [25]
Моче, возможно, также удерживали и пытали жертв в течение нескольких недель, прежде чем принести их в жертву, с намерением намеренно пролить кровь. Верано считает, что некоторые части жертвы могли быть съедены и в ходе ритуального каннибализма. [25] Жертвоприношения могли быть связаны с обрядами обновления предков и сельскохозяйственного плодородия. В иконографии Моче присутствует фигура, которую ученые прозвали «Обезглавливателем»; его часто изображают в виде паука, но иногда в виде крылатого существа или морского чудовища: вместе все три черты символизируют землю, воду и воздух. Когда включено тело, фигура обычно изображается с ножом в одной руке, а в другой — с отрубленной головой за волосы; его также изображали как «человеческую фигуру с пастью тигра и рычащими клыками». [26] Считается, что «Обезглавливатель» занимал видное место в верованиях, связанных с практикой жертвоприношения.
Социальная стратификация
[ редактировать ]Хотя остается несколько неясным, насколько географически разделена была культура моче, ученые вполне уверены, что моче были социально разделенным обществом. [27] [28] Помимо королевской семьи, моче можно разделить на высший и низший класс, а каждый класс можно разделить на более мелкие группы. [27] [29] Внутри этих широких категорий было возможно внутриклассовое движение, но межклассовые переключения между ними были менее осуществимы. [30] Многие культуры до контакта имеют разделенную структуру, сравнимую с моче, но каждая из них может иметь уникальное развитие. [31]
Хотя религия, кажется, была центростремительной силой для моче, [27] представители элитного класса, вероятно, использовали это для укрепления своего статуса. [32] Другие идеологические, экономические, политические и социальные факторы также могли быть использованы для аналогичных целей. [28] Распространенным подходом к сохранению власти было то, что члены элиты, такие как жрецы и жрицы, использовали церемонии для укрепления своего положения. [28] (более подробную информацию о церемониях см. в разделе «Религия»). Возможно также, что применялась физическая сила. [28] Элите Моче, возможно, время от времени удавалось сохранить власть. [31] Предполагается, что межэлитные раздоры сыграли свою роль в коллапсе культуры. [30]
Раскопанные захоронения Моче представляют собой большое количество свидетельств социального расслоения. [29] [30] [32] [33] Самых низших в иерархии моче хоронили в простой яме рядом с их домом; [32] курганы-платформы с обилием товаров вручались самым высокопоставленным членам общества. [32] Неполный список возможных погребальных предметов включает медные маски, серебро, керамику и золотые изделия. [33] Наличие изделий из металла считается особенно значимым для высокого статуса. [29] Раскопки жилищ показывают, что условия жизни моче, вероятно, также различались в зависимости от социального положения, но данные раскопок здесь пока остаются искаженными и не совсем полными. [29] Раскопанные элитные захоронения также показывают, что останки мужского и женского пола занимали элитные позиции в культуре моче. [28]
Крах
[ редактировать ]Существует множество теорий относительно того, что стало причиной распада политической структуры Моче. Некоторые ученые подчеркивают роль изменения окружающей среды. Исследования ледяных кернов, пробуренных из ледников в Андах, выявили климатические события между 563 и 594 годами нашей эры. [34] возможно, суперЭль -Ниньо , которое привело к 30 годам сильных дождей и наводнений, за которыми последовала 30 лет засухи, [34] часть последствий климатических изменений 535–536 гг . Эти погодные явления могли разрушить образ жизни моче, политическую иерархию, [35] и поставили под угрозу их веру в свою религию. Это суперЭль-Ниньо, возможно, помешало сельскому хозяйству Моче. [36] Сельское хозяйство моче в значительной степени зависело от орошения по каналам. [37] из горного стока Анд, [38] которому могла бы угрожать сильная засуха. [35] Некоторые ученые объясняют нагрузку на ирригационные системы чувствительной тектоникой региона. [35]
Другие данные показывают, что эти события не привели к полной гибели Моче. Государства Моче сохранились после 650 г. н.э. в долине Жекетепеке и долинах Моче. Например, в долине Жекетепеке для более поздних поселений характерны укрепления и оборонительные сооружения. [37] Хотя нет никаких доказательств иностранного вторжения (то есть вторжения уари ), как предполагали многие ученые в прошлом, оборонительные работы предполагают социальные волнения, возможно, результат климатических изменений, поскольку группировки боролись за контроль над все более скудными ресурсами.
Связи с другими культурами
[ редактировать ]Хронологически Моче была культурой раннего промежуточного периода , которой предшествовал горизонт Чавин , а также Куписник, а на смену ей пришли Уари и Чиму . Моче сосуществовали с культурой Ика-Наска на юге. Считается, что у них были ограниченные контакты с Ика-Наска, поскольку позже они добывали гуано для удобрения и, возможно, торговали с северянами. Керамика моче была найдена недалеко от Ики, но керамика Ика-Наска на территории Моче не была найдена.
Прибрежная культура моче также сосуществовала (или частично совпадала во времени) с несколько более ранней культурой Рекуай в высокогорье. Некоторые иконографические мотивы Моче можно проследить до элементов дизайна Рекуай.
Моче также взаимодействовали с соседней культурой Виру . В конце концов, к 700 году н.э. они установили контроль над Виру.
Археологические открытия
[ редактировать ]В 1899 и 1900 годах Макс Уле был первым археологом, который раскопал участок Моче, Уака-де-ла-Луна, где архитектурный комплекс, известный как Уакас-де-Моче в долине Моче расположен (Пирамиды Моче). Название этого архитектурного комплекса произошло от названия места и культуры Моче. [39]
Раскопки 1938 и 1939 годов, проведенные Рафаэлем Ларко Хойлом , привели к развитию первых интерпретаций культуры моче, в результате которых Моче заняло «высокое место в списке развитых обществ» как цивилизация. В подтверждение этого рейтинга он перечислил такие черты культуры моче, как «изысканные произведения искусства» и «создание крупномасштабных объектов и общественных работ». [39]
Вероятно, самым значительным событием, которое повлияло на археологические исследования Моче, стал проект «Долина Виру», начавшийся в 1946 году и возглавляемый Виллианом Дунканом Стронгом и Венделлом Беннеттом. Их стратиграфические раскопки в Виру выявили более ранний стиль керамики, известный как Галлинасо, который, похоже, «внезапно закончился». [39]
В 1987 году археологи, предупрежденные местной полицией, обнаружили первую неповрежденную гробницу Моче в Сипане на севере Перу. Внутри гробницы, датированной радиоуглеродом примерно 300 годом нашей эры, археологи обнаружили мумифицированные останки высокопоставленного мужчины, лорда Сипана . Также в гробнице находились останки еще шести человек, нескольких животных и большое количество разнообразных декоративных и функциональных предметов, многие из которых были сделаны из золота, серебра и других ценных материалов. Продолжающиеся раскопки на этом месте выявили еще тринадцать гробниц.
В 2005 году мумифицированная женщина моче, известная как Леди Као, была обнаружена в Уака Као Вьехо, части археологического памятника Эль Брухо на окраине современного Трухильо, Перу . Это наиболее хорошо сохранившаяся мумия Моче, найденная на сегодняшний день; тщательно продуманная гробница, в которой она поместилась, была беспрецедентно украшена. Археологи полагают, что гробницу не трогали примерно с 450 года нашей эры. В гробнице находились военные и декоративные артефакты, в том числе боевые дубинки и метатели копий. останки задушенной девочки-подростка, вероятно, служанки. В гробнице также были найдены [40] Новости об открытии были объявлены перуанскими и американскими археологами в сотрудничестве с National Geographic в мае 2006 года. [41]
обнаружила в Лондоне сложную золотую маску, изображающую морского бога с изогнутыми лучами, исходящими от инкрустированной камнями кошачьей морды В 2005 году столичная полиция . Эксперты полагают, что артефакт был украден в конце 1980-х годов из элитной гробницы на территории Моче в Ла Мине. [42] Он был возвращен в Перу в 2006 году. [43] [44]
В 2013 году археологи раскопали восьмую из серии находок женских скелетов, начавшихся с Леди Цао, которые вместе взяты в качестве доказательства того, что Моче управлялась чередой жриц-королев. По словам директора проекта Луиса Хайме Кастильо, «[эта] находка ясно показывает, что женщины не просто проводили ритуалы в этой области, но управляли здесь и были королевами общества моче». [45] Это открытие было сделано на большом археологическом объекте Сан-Хосе-де-Моро , расположенном недалеко от города Чепен , в пустыне Сечура долины Жекетепеке, в регионе Ла-Либертад , Перу. [46]
См. также
[ редактировать ]- Империя Чиму , находившаяся под сильным влиянием наследников Моче.
- Культурные периоды Перу
- Лорд Сипана
- Ползающая кошка Моче
- Виста-Алегри, Трухильо
- Виктор Ларко
- Буэнос-Айрес, Трухильо
- Моче, Трухильо (город Моче)
- Виракоча
- Культура Виру
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карденас, Марица, изд. (11 сентября 2009 г.). «Уакас-дель-Соль-и-де-ла-Луна – культурная столица Моче» (на испанском языке) . Проверено 29 марта 2012 г.
- ^ «Уакас дель Соль и Луна» . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ Бек, Роджер Б.; Блэк, Линда; Кригер, Ларри С.; Нейлор, Филипп С.; Шабака, Дахия Ибо (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN 0-395-87274-Х .
- ^ Боуден, Г. (2004). «Искусство политики моче». В Сильвермане, Х. (ред.). Андская археология . Оксфорд: Издательство Блэквелл.
- ^ Музей салинарской культуры Тампере
- ^ Кастильо Баттерс, Луис Хайме. «Политика Моче в долине Жекетепеке» (PDF) . Проверено 23 ноября 2012 г.
- ^ Джеймс Э. Макклеллан III; Гарольд Дорн (2006). Наука и техника во всемирной истории: Введение . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-8360-6 . п. 40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Баттерс, LJC; Кастильо, SU (2007). «Моче Северного Перу». В Сильвермане, Х.; Исбелл, В. (ред.). Справочник по южноамериканской археологии (PDF) . Блэквелл Пресс.
- ^ Кастильо Баттерс, Л., Сантьяго, Б., Кастильо, У. (2008). «Мочикас северного побережья Перу» . Исследовательские ворота : 22.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вейсмантель, Мэри (сентябрь 2004 г.). «Секс-горшки моче: размножение и временность в древней Южной Америке». Американский антрополог . 106 (3): 495–505. дои : 10.1525/aa.2004.106.3.495 .
- ^ «Пара ушей, крылатых посланников (культура Моче, Перу)» . Смартистория . Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ «Стивен Цукер и доктор Сара Шер, бутылка с портретной головой Моче » . Смартистория . 4 мая 2016 г. Проверено 9 мая 2016 г.
- ^ Шапделейн, Клод; Кеннеди, Грег; Уседа Кастильо, Сантьяго (1995). «Нейтронная активация при изучении местного производства ритуальной керамики на стоянке Моче, Перу» . Бюллетень Французского института андских исследований . 24 (2): 183–212. дои : 10.3406/bifea.1995.1178 . S2CID 192931816 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Шер, Сара Э.М. (2010). Сила одежды: Иерархия гендерных различий и двусмысленности в керамических изображениях человеческой одежды Моче, 1-850 гг. н.э. (Диссертация). ПроКвест 759077089 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон, Маргарет А. (2008). Искусство моче и визуальная культура в древнем Перу . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0-8263-4365-9 . OCLC 231724559 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хименес Диас, Мария (1 января 2002 г.). «Эволюция и изменения текстильного стиля моче: что стиль говорит нам о северном текстильном производстве?» . Материалы симпозиума Текстильного общества Америки .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Искусство и археология Моче: древнее Андское общество северного побережья Перу . Стив Бурже, Кимберли Л. Джонс (1-е изд.). Остин: Издательство Техасского университета. 2008. ISBN 978-0-292-79386-6 . ОСЛК 309906176 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ Шер, Сара (2019). «Одевая других: иностранки в керамическом искусстве моче». Западная 86-я улица . 26 (2): 188–213. дои : 10.1086/708786 . S2CID 213850774 .
- ^ Лехтман, Хизер (июнь 1984 г.). «Доколумбовая поверхностная металлургия». Научный американец . 250 (6): 56–63. Бибкод : 1984SciAm.250f..56L . doi : 10.1038/scientificamerican0684-56 . JSTOR 24969389 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джонс, Джули (2001). «Инновации и великолепие: работа по металлу для лордов моче». Исследования по истории искусства . 63 : 206–221. JSTOR 42622322 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Альва, Уолтер и Кристофер Б. Доннан. Королевские гробницы Испании. Лос-Анджелес, Калифорния: Музей истории культуры Фаулера, Калифорнийский университет, 1994.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хёрц, Г.; Калльфасс, М. (октябрь 2000 г.). «Клад золотых и серебряных артефактов из королевских гробниц Сипана, Перу — исследование техник обработки металлов Моче». Характеристика материалов . 45 (4–5): 391–419. дои : 10.1016/S1044-5803(00)00093-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бурже, Стив и Кимберли Л. Джонс. Искусство и археология моче: древнее андское общество северного побережья Перу. Остин, Техас: Издательство Техасского университета, 2009.
- ^ Биллман, Брайан Р. (декабрь 2002 г.). «Ирригация и происхождение штата Южный Моче на северном побережье Перу» . Латиноамериканская древность . 13 (4): 371–400. дои : 10.2307/972222 . JSTOR 972222 . S2CID 163942429 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Попсон, Коллин П. (март – апрель 2002 г.). «Мрачные обряды моче» . Археология . 55 (2) . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ «Культура Моче» . Об истории Перу . Архивировано из оригинала 20 мая 2012 г. Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Квилтер, Джеффри (август 2010 г.). «Уродливое: археология, этническая принадлежность, идентичность» . Бюллетень Французского института андских исследований . 39 (2): 225–241. дои : 10.4000/bifea.1885 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Далли, Ричард (май 2019 г.). Насилие, экологический кризис и человеческие жертвоприношения среди культуры моче . Программа бакалавриата-исследователя Техасского университета A&M (диссертация). стр. 1–44. hdl : 1969.1/194467 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шумилевич, Эми (октябрь 2011 г.). Символическое использование металла в захоронениях моче (тезис).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шапделейн, Клод (1 июня 2011 г.). «Последние достижения в археологии моче». Журнал археологических исследований . 19 (2): 191–231. дои : 10.1007/s10814-010-9046-6 . S2CID 154374945 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Боуден, Гарт (1995). «Структурный парадокс: культура моче как политическая идеология». Латиноамериканская древность . 6 (3): 255–273. дои : 10.2307/971675 . JSTOR 971675 . S2CID 146951702 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Биллман, Брайан Ричард (1996). Эволюция доисторических политических организаций в долине Моче, Перу (Диссертация). ПроКвест 304232703 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Гробница могущественной жрицы-королевы Моче, найденная в Перу» . Приключение . 13 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2021 года . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саттер, Ричард К.; Кортес, Роза Дж. (август 2005 г.). «Природа человеческих жертвоприношений моче: биоархеологическая перспектива». Современная антропология . 46 (4): 521–549. дои : 10.1086/431527 . JSTOR 10.1086/431527 . S2CID 51830592 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мозли, Майкл Э. (1983). «Старые добрые времена были лучше: аграрный коллапс и тектоника» . Американский антрополог . 85 (4): 773–799. дои : 10.1525/aa.1983.85.4.02a00030 . JSTOR 679576 .
- ^ Рубиньос, Кэти; Андерис, Джон М. (июль 2020 г.). «Интеграция теорий коллапса для понимания устойчивости социально-экологических систем» . Письма об экологических исследованиях . 15 (7): 075008. Бибкод : 2020ERL....15g5008R . дои : 10.1088/1748-9326/ab7b9c . S2CID 216331801 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зоблер, Кари; Саттер, Ричард (2016). «Повесть о двух городах: преемственность и изменения после обрушения Моче в долине Жекетепеке, Перу» . В Фолсайте, Рональд К. (ред.). За пределами коллапса: археологические перспективы устойчивости, возрождения и трансформации в сложных обществах . СИУ Пресс. стр. 486–503. ISBN 978-0-8093-3399-8 . Проект MUSE, глава 1703333 .
- ^ Фэган, Брайан (2009). Наводнения, голод и императоры: Эль-Ниньо и судьба цивилизаций . Основные книги. п. 156. ИСБН 9780786727681 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Квилтер, Джеффри; Кунс, Мишель Л. (июнь 2012 г.). «Падение Моче: критика претензий на первое государство Южной Америки» . Латиноамериканская древность . 23 (2): 127–143. дои : 10.7183/1045-6635.23.2.127 . S2CID 155589796 .
- ^ Эль Брухо и Леди Цао , go2peru.com
- ^ Норрис, Скотт (16 мая 2006 г.). «Мумия татуированной женщины обнаружена в пирамиде в Перу» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 17 мая 2006 года . Проверено 16 мая 2006 г.
- ^ Йейтс, Донна. (18 апреля 2014 г.). «Ла Мина» . Энциклопедия культуры торговли людьми . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Ловетт, Ричард А. (18 августа 2006 г.). «Фото в новостях: в Лондоне обнаружен разграбленный перуанский головной убор» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 20 августа 2006 года . Проверено 18 декабря 2010 г.
- ^ Веккьо, Рик (15 сентября 2006 г.). «Украденный золотой головной убор возвращен в Перу» . Перу на этой неделе . АП. Архивировано из оригинала 4 марта 2014 года . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Сазерленд, Скотт (29 августа 2013 г.). «Раскопанная перуанская гробница подтверждает, что женщины правили жестокой древней культурой» . Yahoo! Новости . Проверено 29 августа 2013 г.
- ^ Могила могущественной жрицы-королевы Моче, найденная в Перу. 13 августа 2013 г. Nationalgeographic.com
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альва, Уолтер (октябрь 1988 г.). «Обнаружение самой богатой неразграбленной гробницы Нового Света». Нэшнл Географик . Том. 174, нет. 4. С. 510–555. OCLC 643483454 .
- Искусство доколумбового золота: Коллекция Яна Митчелла . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1985. ISBN 978-0297786276 .
- Сойер, Алан Р. (1966). Древняя перуанская керамика: коллекция Натана Каммингса Алана Р. Сойера . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Шмид, Мартин (2007). Мочика на северном побережье Перу Религия и искусство передовой андской культуры до инков (на немецком языке). Гамбург: Издательство Diplomica. ISBN 978-3-83666-806-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цивилизация моче - Энциклопедия всемирной истории
- Карта текущего города Моче (Wikimapia)
- «Перуанская женщина-воин 450 года нашей эры» , в New York Times статья Джона Нобла Уилфорда (17 мая 2006 г.) .
- «Утерянная цивилизация Перу» , стенограмма программы BBC, включает библиографию.
- Галерея эротической керамики Моче в музее Ларко.
- Археологический проект Эль-Брухо , веб-сайт со ссылками на Национальный университет Трухильо, IBM, National Geographic и сообщения прессы.
- «Храмы Судьбы» , статья Хизер (март 1999 г.) Прингл .
- «Плод Уллучу: кровавые ритуалы и жертвенные практики среди народа моче в Древнем Перу» Франческо Саммарко .
- «Гончарное дело Моче и военная практика» , видео Музея Хорнимана на канале YouTube.
- Иконография Моче , онлайн-ресурс в Думбартон-Оксе, содержащий ссылки на оцифрованные чертежи тонкой иконографии керамики Моче.