Пампа Гранде
- Вы искали боливийскую общину, известную как Пампагранде ?

Пампа-Гранде — археологический памятник, расположенный в долине Ламбаеке на севере Перу , на южном берегу реки Чанкай. [ 1 ] Он расположен к востоку от города Чиклайо .
Этот древний город принадлежал как культурам Куписник , так и Чавин , а самые ранние даты датируются примерно 600 годом до нашей эры. Позже, в период Моче (600–700 гг. Н.э.), город был крупной региональной столицей. [ 2 ] Еще одно известное место Моче, Сипан , расположен всего примерно в 10 км к западу от Пампа-Гранде, вдоль долины реки Чанкай.
География и климат
[ редактировать ]Пампа-Гранде расположена примерно в 54 км от Тихого океана. [ 3 ]
Во время оккупации Моче в Пампа-Гранде климат в долине Ламбаеке обычно был умеренным круглый год. Средняя температура составляет около 22 ° C (72 ° F) и колеблется от 10 до 35 ° C (от 50 до 95 ° F) в зависимости от сезона. [ 1 ] В зимние месяцы с июня по сентябрь течение Эль-Ниньо усиливается и приносит проливные дожди и перемены ветра в прибрежные районы. [ 1 ] Однако эти дожди редко обрушиваются на долину, поскольку годовой уровень осадков минимален. Сезон дождей длится с февраля по апрель. Река Чанкай в сезон дождей наполняется до отказа. [ 1 ]
Сильные дожди, должно быть, обрушились на это место со времен периода Моче, поскольку архитектура этого места, включая главную пирамиду, была сильно разрушена. [ 4 ]
Хронология сайта
[ редактировать ]В период раннего горизонта (900–200 гг. До н.э.):
- Занятия Куписника и Чавина - 600–300 гг. До н.э.
- Моче I - 300–200 гг. до н.э.
Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.)
- Моче II–IV – 100 г. до н.э. – 500 г. н.э. Разнообразная, но обширная архитектура, а не портативные артефакты. На этапах III и IV развился «импульс» усиления государственного устройства.
Средний горизонт (600–1000 гг. н. э.)
- Моче V – 600–700 гг. н.э. Сосуды/кувшины с биохромной/полихромной росписью представляют собой художественную традицию Моче V. Разнообразие архитектурных сооружений существует в большей степени, чем Моче IV.
- Культура Вари (или Уари) и Тиауанако – 700–800 гг. н.э. Прямоугольные ограждения и план поселения являются свидетельством эмпирического господства и развития уари.
Поздний промежуточный период (1000–1450 гг. Н.э.)
- Культуры Чиму - 1000–1400 гг. Н.э.
Поздний горизонт
- Инки – 1476–1534 гг. н.э. От их господства до прибытия испанцев на удивление мало осталось керамики и материалов инков.
От фаз до Моче II осталось мало свидетельств. Если бы остались какие-либо важные доказательства, большая часть их была бы уничтожена на более поздних этапах цивилизации Моче. По словам Шимады, «развития событий в регионе после Моче V остаются в значительной степени неизвестными». Это делает фазы Моче II–V наиболее изученными периодами. [ 1 ]
История раскопок и исследований
[ редактировать ]Раскопки на этом месте проводились большой командой студентов и специалистов в рамках проекта Королевского музея Онтарио, начиная с 1973 года и продолжаясь до 1975 года. Доктор Кент К. Дэй, Изуми Симада , Мелоди Симада, Эндрю Игнатьефф, Марта Андерс, Ханс Кнапп, Джон Хаас, Мануэль Арболеда и Хуан Кабанильяс участвовали в раскопках в 1973–1975 годах.
Многие из этих участников также в некотором роде помогли в интерпретации сайта. Кроме того, в переводах в Пампа-Гранде также принимали участие Терри Д'Алтрой, Кристин Крюгер, Сиро Уртадо и Кристофер Б. Доннан.
Начиная с 2004 года, Ллана Джонсон работала здесь над диссертацией в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. [ нужна ссылка ]
Поздний период Моче
[ редактировать ]В конце периода Моче V Пампа-Гранде стала одним из крупнейших поселений Моче в мире и занимала площадь более 400 га.
Начиная примерно с 600 года нашей эры, за короткий период времени были заложены и построены новые постройки, в том числе огромный церемониальный комплекс. В центре комплекса находится Уака Гранде, также известная как Уака Форталеза , — самая высокая церемониальная платформа в Перу. [ 5 ]
Сельское хозяйство и экономика
[ редактировать ]Зерновые культуры и сельское хозяйство
[ редактировать ]Деревни, окружающие городской центр Пампа-Гранде, вероятно, были небольшими сельскохозяйственными деревнями, которые занимались сельским хозяйством для себя и элиты моче. Сложные ирригационные системы, ведущие к долинам, вытекающим из близлежащих рек, поддержали сельских фермеров и привели к интенсификации сельскохозяйственного производства. Еще одним большим изменением ландшафта стал курган Уака-Гранде. Уака Гранде, большая пирамидальная структура, была построена из сырцовых кирпичей. Он возник, когда элита Пампа Гранде приобрела политическую и экономическую власть. [ 6 ]
Макроботанические останки показывают нам, что фермеры, живущие за пределами городов, выращивали такие домашние растения, как фасоль, кукуруза, тыква, сладкий картофель, арахис, перец чили, тыква, альгорробо и хлопок. В хранилищах «обнаружены споры пыльцы семейств папоротниковых и однодольных. Эти виды растений, вероятно, использовались в лечебных целях и/или в качестве корма для животных». [ 6 ] В палеоботанической коллекции также есть несколько диких видов, которые могли быть использованы для «топлива, строительных материалов, корма для животных, лекарств и трав». [ 6 ] Несколько типов каменных артефактов были обнаружены в Пампа-Гранде и его окрестностях. Каменные тесла, которые были двусторонне отслоены с придатками для крепления к деревянным ручкам, использовались для земледелия и сбора урожая. Батаны, большие точильные камни, и манос, ручные точильные камни меньшего размера, можно было найти практически в каждом доме. [ 6 ] (Джонсон, 2010: 119–120) Кроме того, были обнаружены скудные количества меди. Включая грузила для рыболовных сетей, иглы и рыболовные крючки.
Охотничьи и фаунистические останки
[ редактировать ]Похоже, что в Пампа-Гранде мало свидетельств охоты, поскольку большая часть из 1200 найденных костей животных принадлежала домашним животным. Инструменты были в основном сельскохозяйственными, за исключением инструментов для разделки мяса. Однако поблизости находились места охоты на морских львов, оленей и улиток. [ 6 ] Помимо останков домашних животных, были обнаружены морские раковины и фекалии морских свинок. [ 6 ]
Многие останки фауны включают, помимо прочего, остатки морских беспозвоночных и позвоночных, таких как моллюски, костистые рыбы и морские львы. В число обнаруженных наземных позвоночных входят собаки, морские свинки, игуаны, ламы, альпаки и грызуны. Существовали «обширные морские виды, большое количество верблюдовых (альпака и лама) и умеренное количество мелких наземных млекопитающих». [ 6 ]
Торговля
[ редактировать ]В период позднего моче домохозяйства утратили автономию, стали зависеть от элиты и специалистов и интегрировались в сложную городскую экономику. «Поскольку сельское хозяйство интенсифицируется, а население концентрируется в городах, важность передачи ценных товаров и земли возрастает, поскольку ресурсы становятся все более ограниченными». [ 6 ] Это привело к специализации. Специализированные предметы, такие как керамика, статуэтки, бусы, украшения и веретена, продавались среди горожан в Пампа-Гранде. [ 6 ]
Экзотические продукты, такие как «белохвостый олень, морской лев, листья коки, перец аджи и многие виды фруктов», редко встречаются в домашних условиях, но появляются в элитных домохозяйствах, что позволяет предположить, что у сильных мира сего было больше торговых возможностей. [ 6 ] Однако, похоже, из близлежащего Тихого океана шел постоянный приток моллюсков. В Империи Вари были найдены высококачественные полихромные сосуды. Эта цивилизация располагалась в Центрально-Андском нагорье. [ 6 ]
Специализация
[ редактировать ]Мы видим, что специализация в Пампа Гранде происходит по двум конкретным причинам. Джонсон объясняет, что «интенсификация сельского хозяйства вокруг Пампа-Гранде в сочетании с периодическими засухами оставила большую часть долины без достаточного количества воды для сельского хозяйства. Это привело к тому, что большое количество населения нуждалось в работе и предметах первой необходимости, что заставило жителей долины концентрироваться в Пампа-Гранде. и найти специализированную несельскохозяйственную работу». [ 6 ] В дополнение к этому, «стандартизация является хорошим индикатором специализации, поскольку она отражает заботу производителей об эффективности и однородности. [ 6 ]
В Пампа-Гранде существовало множество мастерских, спонсируемых элитой, на которых было минимальное количество следов проживания. Эти мастерские имели контролируемый доступ, чтобы материалы оставались внутри них. Хотя многие специалисты этих мастерских были простолюдинами, в ремесленном производстве принимала участие и элита. Семья и домохозяйства также производили специализированные товары, но на гораздо менее контролируемой основе. Семейные единицы часто организовывали свой труд на основе родственных отношений и действовали независимыми и домашними объединениями. Местные власти менее строго контролировали такие мастерские. И часто проверяли только тогда, когда товары ожидались как дань уважения элите. [ 6 ]
Городские домохозяйства зависели бы от экономических и социальных отношений для приобретения специализированных бытовых утилитарных товаров. [ 6 ] Производство материальных и сельскохозяйственных товаров, похоже, было гендерным. «Роли женщин в домашнем хозяйстве включали больше повседневных и обслуживающих работ, связанных с воспитанием детей и приготовлением пищи, в то время как мужчины занимались более специализированной деятельностью, связанной с производством ремесленных и сельскохозяйственных товаров». [ 6 ] Мы видим стандартизацию, используя формы, среди многих сосудов, в том числе: «фигурки бутылок с носиком, погремушки, свистки и трубы. [ 6 ] Многие сосуды для хранения также изготавливались без форм, однако на более поздних этапах Моче произошло значительное увеличение количества сосудов, изготовленных с использованием форм.
Артефакты и архитектура
[ редактировать ]Виды архитектуры
[ редактировать ]В Пампа-Гранде можно найти два типа построек: элитные Уакас и обычные жилые и профессиональные «единицы». Уака — это земляные пирамиды из больших сырцовых кирпичей, построенные в период Среднего Моче. Они служили местами для общественных и частных ритуалов и служили местом проживания элиты. Вершины Уака представляли собой платформы, стоящие над общественными площадями. Уака-Гранде - самая большая Уака, расположенная в Пампа-Гранде, из двадцати двух Уака. [ 6 ] Юниты можно разделить на две группы. Как правило, на внешней окраине городской территории расположены жилые единицы, а вокруг участка расположены жилые единицы. [ 1 ]
В центре города было много жилых комплексов, как для элиты высшего класса, так и для низшего класса. Высококлассные комплексы были построены с использованием материалов более высокого качества и с использованием лучших мастеров и обычно имеют высокие стены, обеспечивающие конфиденциальность, которые их отличают. [ 6 ] Материалы, использованные при строительстве в Пампа-Гранде, кажутся доступными на местном уровне, а не идеальными с культурной точки зрения материалами. [ 6 ] Кирпичи-сырцы представляли собой обычные сырцовые кирпичи, высушенные на солнце, которые являются одним из основных архитектурных компонентов. Помимо сырцового кирпича, распространенным строительным материалом был четырехугольный камень. Для раствора использовалось множество приемов. Часто внутри была грязь, а снаружи — глина, или в качестве раствора использовалась грязь с фрагментами утилитарной керамики. Стены также были «построены с использованием каменной кладки из сердцевины и шпона . Этот архитектурный стиль распространен на памятниках Моче и состоит из бутового интерьера, окруженного камнями красивой формы, образующими внешнюю облицовку». [ 6 ] Для строительства элитного жилья большие куски камня приносили из близлежащего источника на спинах верблюдовых (альпака, лам) и разрезали по размеру по мере строительства. Эта техника также использовалась при строительстве Уака. [ 6 ]
Изменения в архитектуре
[ редактировать ]Как и в большинстве случаев, архитектура Пампа-Гранде развивалась по мере социального, экономического и политического развития общества. Во времена позднего периода моче более крупные городские районы развивались вокруг «перешейков некоторых долин, чтобы контролировать доступ к воде». [ 6 ] Раньше бытовые единицы состояли из множества различных конструкций с разными функциями. Со временем более распространенной бытовой единицей стало здание многоквартирного типа, разделенное внутри для разных функций.
Этническую принадлежность, статус, богатство и религиозные идеологии часто можно определить по украшению утилитарных и сложных ценных предметов. [ 6 ] «Однако в городах Моче в какой-либо период времени было обнаружено очень мало свидетельств присутствия различных этнических групп». [ 6 ] «Индикаторами социально-экономического статуса являются размер домохозяйства, архитектурный дизайн и предметы домашнего обихода». [ 6 ] Как упоминалось выше, более элитные классы имели более качественные материалы и лучшее мастерство в своих домашних хозяйствах, что позволяло различать элиту и простых людей. Сюда входили более прочные материалы для более высоких стен и фундамента, а также каменная кладка из сердцевины и шпона. Это контрастирует с раствором, используемым неэлитами, сделанным из грязи и глины. Элитные дома также имеют дополнительные внутренние дворики и дополнительную жилую площадь по сравнению с обычными домами. Эти дополнительные помещения часто используются для эксклюзивных или специальных экономических и социальных мероприятий и мероприятий. [ 6 ]
Общие артефакты
[ редактировать ]Наиболее часто встречающиеся артефакты в Пампа-Гранде — это керамические артефакты. Разницу между элитным и обычным жильем можно определить по типу керамики, найденной в жилище, а также по архитектуре жилища. Утилитарная керамика составляет большую часть керамических артефактов. Эти утилитарные предметы включают в себя обычные «большие сосуды для хранения (также называемые тинаджас, пайкас или урнами), оллы (сосуды с коротким горлышком или без шеи с большими отверстиями), банки (шаровидные сосуды с ограниченными отверстиями и короткими или высокими краями), и, в меньшей степени, изящная керамика, такая как floreros (миски с расширяющимися краями) и бутылки со стременином (Gayoso and Gamarra 2005). Формы сосудов включают бутылки с одним носиком и ручкой, ковшики, миски и тарелки». [ 6 ]
Многие из этих керамических артефактов производились серийно с использованием форм. Однако массовое производство формованной керамики стало популярным только после того, как население Пампа-Гранде со временем увеличилось. Утилитарная керамика для хранения массового производства часто ассоциируется с более низким экономическим классом. [ 1 ] Банки с лицевой горловиной — это сосуды для хранения, собранные повсюду, и это один из способов сказать, что они являются символами более низкого социально-экономического класса. На одной стороне этих банок часто изображено лицо человека или животного. Однако небольшое количество банок с лицевой горловиной изготавливается без форм и штампуется с изображением лицевой части горлышка. Это был бы пример более качественного, но обычного утилитарного судна. «Более качественные и трудоемкие сосуды, такие как раскрашенные носики для стремени и полированные черные чаши», связаны с более высоким социально-экономическим статусом и реже встречаются в Пампа-Гранде. [ 1 ]
Лидерство и неравенство
[ редактировать ]Правительство и руководство
[ редактировать ]Из-за географического положения Пампа-Гранде, в перешейке реки в долине, централизация власти была важна для сохранения контроля над источником воды и защиты от засухи. [ 6 ] Поскольку интенсификация сельского хозяйства привела к засухе, жители Пампа-Гранде нуждались в новых формах работы, которые новое бюрократическое правительство помогло создать и контролировать. Однако предположения о правительственных и элитных структурах обобщаются и называются элитой Моче, и никаких конкретных заявлений о Пампа-Гранде как о едином месте не делается.
После создания новой системы производства члены элиты прямо или косвенно управляли разными специалистами. Иерархия домохозяйств основывалась на родственных отношениях. Государство спонсировало значительное поклонение предкам.
Основания, на которых элиты поднимаются или приходят к власти, никогда не обсуждаются ни в одном из источников.
Доказательства неравенства
[ редактировать ]Архитектура — это один из способов различать социально-экономические классы. Жилые помещения Уака и общие жилые помещения представляют собой одно очевидное и крайнее различие в архитектуре, которое показывает социально-экономическую классовую разницу. Пирамиды, такие как Уака Гранде, были символами власти Моче. Они были построены быстро, с целью экономии времени, чтобы иметь непосредственную власть и, вероятно, заставлять бедняков работать и подчинять их. Внутри Уака были комнаты поменьше, которые, вероятно, служили помещениями для проживания и приготовления пищи для слуг элиты. [ 6 ] Такая социальная сегрегация является свидетельством угнетения или принуждения бедных жителей.
Ведутся споры о том, насколько жесткими были границы социальных классов в Пампа-Гранде. Изуми Симада считает, что существовало строго четыре социальных класса; «(1) высший класс элит, религиозных специалистов и администраторов, (2) элиты, игравшие ключевую роль в закупках и распределении ценного сырья и производстве предметов богатства, (3) контролеры и менеджеры производственной деятельности с определенная степень социальной мобильности и (4) низший и многочисленный класс рабочих, которые ездили работать на поля и в ремесленные производственные мастерские». [ 6 ] Иана Джонсон, с другой стороны, приходит к выводу, что социальные границы были гораздо менее жесткими. Она находит свидетельства существования различных архитектурных секторов, коррелирующих с естественными топографическими различиями. Это приводит ее к выводу, что они не были так строго разделены. [ 6 ]
Никаких конкретных сообщений о захоронениях или останках скелетов не поступало. Однако нам известно, что большинство погребений находилось внутри строительных (домашних) комплексов/блоков или внутри мастерских. Некоторые артефакты, которые были найдены среди таких захоронений, включают веретена, медные пластины и ножи, множество керамических артефактов, а иногда и золото и серебро, которые указывали на более высокий или элитный статус. Это указывает на то, что людей хоронили с материалами, связанными с их профессией и статусом, которые кажутся родственными.
Религия и идеология
[ редактировать ]Божества
[ редактировать ]Существует два распространенных типа изображений иконографического искусства на керамических материалах; тонкая живопись и трехмерные формы.
Традиция рисования тонкими линиями распространена в стиле позднего моче. Многие иконографические изображения культуры моче содержат реалистичные изображения животных и людей. Картины с изображением божеств чаще всего встречаются на керамических носиках бутылок. [ 6 ] Идентичные мотивы «птицы с чашей, ритуальных бегунов и борьбы божеств» можно найти в Пампа-Гранде и Галиндо, что в 160 км.
Фигуры, напоминающие антропоморфизированную игуану и пожилого человека, описанного как морщинистое лицо , были важными персонажами в начале фазы V периода Моче.
«Морщинистое лицо», мифологическое божество, можно узнать по «широким круглым глазам, рычащему клыкастому рту и густым морщинам по всему лицу». [ 6 ] «Морщинистое лицо», вырезанное или отпечатанное в трехмерном виде на банках с лицом и горлышком, часто изображается сражающимся со сверхъестественными существами.
На кувшинах часто изображают обнаженных, связанных воинов. Эти изображения, скорее всего, не являются мифическими существами, а скорее ритуальными изображениями воинов.
Согласно этноисторическим данным, специализированной деятельностью занимались мужчины, тогда как женщины были детородителями и домашними особами. Поэтому вполне вероятно, что именно мужчины выполняли какие-либо ритуальные обязанности. Однако нет никаких этноисторических свидетельств, конкретно касающихся мифических или ритуальных аспектов общества Пампа Гранде. [ 6 ]
Однако в какой-то момент большинство традиционных иконографических элементов моче «перестали изображаться». [ 6 ] Реалистичные изображения животных и людей, обычно встречающиеся на утилитарной керамической посуде, были заменены геометрическими узорами. Предполагается, что эти новые рисунки представляют собой сокращенные версии более ранних детальных изображений и мотивов традиционного искусства моче. [ 6 ]
«Храм Лестницы и Волны» представляет собой геометрический мотив ленты, который, как предполагается, был символом места, где происходили ритуалы и человеческие жертвоприношения. [ 6 ]
Нет никаких свидетельств письменных записей из Пампа-Гранде.
Религиозные ритуалы
[ редактировать ]Уака были эквивалентом дворцов или храмов. Они служили местами для общественных и частных ритуалов и служили местом проживания элиты. Вершины Уака представляли собой платформы, стоящие над общественными площадями. [ 6 ] Уака Форталеза (Уака Гранде) — самое высокое рукотворное земляное сооружение в Южной Америке. [ 6 ] Он включает в себя многочисленные фрески, как и предыдущие церемониальные пирамиды Моче. Некоторые фрески находились на нижней внешней стороне и были видны из общественных мест, а некоторые - на верхних террасах. Это говорит о том, что уака в Пампа-Гранде использовались для ритуальных (публичных) церемоний. [ 6 ]
На фресках на первой террасе изображена повторяющаяся красно-оранжевая рептилия, напоминающая игуану. [ 4 ] (Haas, 1985: 400) Есть также свидетельства концентрации предметов роскоши и продуктов питания в высоких, просторных комнатах Уаки, что позволяет предположить, что это была резиденция правящей элиты. Обнаружены амулеты и фигурки по обету, которые, как полагают, использовались в шаманских практиках в домашних хозяйствах. [ 6 ] В придомовых постройках присутствует наличие патио. Вероятно, они использовались для домашних мероприятий и ритуалов, таких как домашнее богослужение. [ 6 ]
На уаках в Пампа-Гранде, как и на других подобных местах жертвоприношений Моче, не обнаружено алтарей.
Элиты в религиозной жизни
[ редактировать ]Единственные упомянутые фигуры священников - это Жрец-Птица и Жрица, которые являются основными иконами Моче, но не найдены в Пампа-Гранде. Шаманские традиции исполнялись с использованием фигурок для лечения болезней, помощи при беременности и зачатии, а также для признания права прохода. [ 6 ] Социальное положение шаманов в источниках никогда не обсуждалось. Данные о домашнем поклонении предкам позволяют предположить, что элита также участвовала в поклонении предкам. Это означает, что их предки, вероятно, были богатыми, их состояние передавалось по наследству в семье и имело наибольшее влияние на развитие государства. [ 6 ]
Смерть
[ редактировать ]Уход
[ редактировать ]О захоронениях или останках скелетов сообщалось мало. Однако нам известно, что большинство погребений находилось внутри строительных (домашних) комплексов/блоков или внутри мастерских. Некоторые артефакты, которые были найдены среди таких захоронений, включают веретена, медные пластины и ножи, множество керамических артефактов, а иногда и золото и серебро, которые указывали на более высокий или элитный статус. Это указывает на то, что людей хоронили с материалами, связанными с их профессией и статусом, которые кажутся родственными. Если не считать потенциальных грабежей, несколько упомянутых захоронений, похоже, были оставлены в покое жителями Пампа-Гранде.
По немногочисленным погребальным артефактам видно, что женщины похоронены с вещами, связанными с их профессией, которая зачастую была домашней. В женских погребениях мы видим, прежде всего, веретена и грузила. В мужских погребениях наряду с керамикой обычно встречаются медно-металлические изделия. [ 6 ] Известен один случай захоронения на общественной площади, расположенной внутри жилого комплекса. Это предполагает родственные связи внутри комплекса, а также способствует теории о том, что жители Пампа-Гранде практиковали поклонение предкам, поскольку захоронение происходило на ритуальной площади. [ 6 ]
Свидетельства внешнего воздействия чаще можно найти в захоронениях элиты. Как объясняет Шимада, элита будет иметь больше контактов с внешними фигурами и с большей вероятностью, чем простолюдины, будет интегрировать внешнее искусство в свои погребальные принадлежности. [ 1 ] Кроме того, элиту обычно хоронили с большим количеством статусных предметов, чем простолюдинов. Кажется, что в Пампа-Гранде не было войн или сражений, поэтому не было бы никаких свидетельств того, что с врагами/иностранцами обращались иначе, чем с местными жителями.
Причины смерти
[ редактировать ]Была обнаружена гончарная мастерская, в которой были похоронены два гончара (которые, вероятно, работали в мастерской) с большим количеством артефактов высокого статуса. Эти гончары, вероятно, были высококвалифицированными членами элиты общества. Оба они пострадали от «профессиональных травм». «Они страдали ревматизмом рук и артритом позвоночника, кистей и коленей, что соответствует деятельности, связанной с длительным гончарным производством». [ 6 ] Этот случай — единственный случай из раскопанных частей памятника, в котором имеются признаки заболевания или травмы.
Война и насилие
[ редактировать ]Доказательство
[ редактировать ]На очень ограниченных остатках скелета нет никаких признаков травм. Никаких массовых захоронений обнаружено не было. Местоположение и архитектура были ориентированы на сельское хозяйство, а не на военные нужды. Нет никаких исторических письменных источников и мало этноисторических свидетельств войн и насилия.
Организованная война против локального насилия
[ редактировать ]Нет никаких доказательств завоевания Пампа-Гранде или того, что Пампа-Гранде добилась каких-либо успехов в других государствах. Художественные стили, казалось, развивались с течением времени, а не в связи с завоеваниями.
Существовало множество мастерских, спонсируемых элитой, которые имели минимальные признаки проживания. Эти мастерские имели контролируемый доступ, чтобы материалы оставались внутри них. Семья и домохозяйства также производили специализированные товары, но на гораздо менее контролируемой основе. Местные власти более слабо следили за семейно-бытовыми мастерскими. Вероятно, они проверяли домашние мастерские только тогда, когда товары ожидались как дань уважения элите. [ 6 ] Однако нет никаких свидетельств того, что дань выплачивалась где-либо за пределами города и прилегающих территорий.
Письменность, искусство и символика
[ редактировать ]Система письма
[ редактировать ]Не было никаких свидетельств или открытий системы письма в Пампа-Гранде.
Символические мотивы
[ редактировать ]В Пампа-Гранде появляется несколько различных повторяющихся мотивов. Наиболее распространенные мотивы — «птица с чашей» или птичий жрец, волны, «морщинистое лицо» и фигурки игуан. Птица-жрец обычно появляется на керамике культуры Моче, но почти не встречается в Пампа-Гранде. Однако это настолько распространенная фигурка Моче, что ее важно учитывать, глядя на Пампа Гранде. Этот мотив наполовину птичий, наполовину человеческий и мог быть частью жертвенных или других церемоний. Это часто отображается в сценах борьбы с другими божествами. Однако его значение и интерпретация оспариваются. [ 6 ]
Волны часто встречаются в Пампа-Гранде, в основном на керамике. Волны имеют две разные интерпретации. Часто волны появляются в сочетании с прямоугольными треугольниками или «лестницами». Эти геометрические фигуры служили сокращенной версией более ранних и более сложных мотивов. Первая интерпретация этого геометрического мотива – символизация морской жизни и ее важности. Эксперт Илана Джонсон объясняет один из способов интерпретации волн. Они «… могли быть сокращенной версией стилизованного мотива сома или двуглавой змеи, найденного на панелях фресок в Уака-де-ла-Луна и Уака-эль-Брухо [другие памятники Моче]». [ 6 ] Второй способ интерпретации волновых мотивов – это Храм Лестницы и Волны. Говорят, что это было церемониальное место, где совершались ритуальные человеческие жертвоприношения. [ 6 ] Волнистый мотив часто встречается в нескольких местах на одном изделии.
«Морщинистое лицо», вероятно, было божеством или религиозным/политическим деятелем в Пампа-Гранде. Его часто рисуют (тонкой линией) на керамике. На керамике Морщинистое лицо обычно изображается как рычащее, морщинистое лицо с большими круглыми глазами. Подобно птичьему жрецу, Морщинистое лицо часто изображается сражающимся с другими мифологическими божествами или в сцене захоронения. [ 6 ]
На фресках на первой террасе Уака-Гранде изображена повторяющаяся красно-оранжевая рептилия, напоминающая игуану. [ 4 ] (Haas, 1985: 400) Фигурки игуан чаще всего встречались в Уака-Гранде. Вполне вероятно, что игуан ели в Пампа-Гранде, потому что в современном Перу они считаются роскошным блюдом. Возможно, что игуаны также были изображены Морщинистым лицом, однако это неточная интерпретация. Их назначение на террасах Уака-Гранде, а также их символическое значение неясны. [ 4 ] (Хаас, 1985: 400)
Конец
[ редактировать ]Отказ
[ редактировать ]Закрытие Пампа-Гранде произошло вскоре после 700 года нашей эры. Никакие эксперты не обсуждают свидетельства заброшенности, а скорее обсуждают это как известный момент в истории Пампа-Гранде. Вместо этого они обсуждают детали различных теорий относительно того, почему и как это место было заброшено и какие доказательства подтверждают такие теории.
Существуют три теории о заброшении Пампа-Гранде. Однако Шимада объясняет, что у этих теорий есть проблемы, поскольку «имеющиеся данные, относящиеся к этому проблемному периоду времени, во многом неоднозначны из-за их фрагментарного характера…». [ 1 ]
Тем не менее, аргументы каждой теории имеют данные, подтверждающие их. Во-первых, наводнение, возможно, вызванное необычными дождями, а затем Эль-Ниньо вызвало запустение. Раскопки обнаружили на поверхности пола «густые и однородные отложения водного песка и ила». Предполагается, что отложения образовались в результате одного крупного наводнения. Помимо наличия отложений ила, он покрывает все, что предположительно находилось на поверхности пола в момент заброшения. [ 1 ] Однако Симада предупреждает, что дату наводнения определить сложно. Также месторождение, возможно, является результатом многочисленных наводнений.
Внешнее вторжение Империи Хуари — еще одна теория, хотя и слабая; Шимада объясняет, что это могло привести к заброшению Пампа-Гранде. В Пампа-Гранде можно найти предметы в стиле Уари. Помимо предметов Уари, почти во всех домашних комнатах было большое количество обугленной древесины. Это говорит о том, что эти места были сожжены в ходе вторжения уари. [ 6 ] Однако эта интерпретация теряет достоверность из-за единичных случаев появления артефактов стиля Уари. Эти доказательства не являются «адекватным доказательством» вторжения уари. [ 1 ]
Внутренние силы и условия ослабили общество, сделав его восприимчивым к силам и событиям. [ 1 ] Создание Пампа Гранде произошло очень быстро. Руководящий орган и система так и не были твердо установлены, что привело к изменениям в способах управления Пампа-Гранде. Это сделало структуру экономики уязвимой к беспорядкам и другим событиям.
Есть свидетельства того, что перераспределительная экономика стала возможной благодаря дани, выплачиваемой элитам. [ 1 ] При такой модели, если возникнет крупная экологическая проблема, сопровождающаяся все более сложным населением, дань будет возможна только до определенного момента. Это один из возможных способов, которым Шимада рассматривает восстание людей как причину оставления.
Конструкции, поврежденные огнем
[ редактировать ]Теория восстания является наиболее широко распространенной. Насильственный финал интерпретируется данными о повсеместном интенсивном сжигании бытовых и других построек, о чем говорилось выше в теории вторжения уари. В хранилищах также находится большое количество подгоревшей кукурузы и фасоли. [ 1 ] Обгоревшая кровля, лежащая прямо на обгоревшей поверхности пола, может указывать на то, что пожар и заброшенность произошли примерно в одно и то же время. [ 6 ]
Одним из случайных доказательств этой теории является то, что многие глинобитные блоки не имеют никаких признаков разрушения в результате пожара. Кроме того, сгоревшие глинобитные конструкции не обязательно имеют признаки преднамеренного разрушения. Многие артефакты сохранились. [ 1 ]
После оставления/позднее оккупации
[ редактировать ]Есть свидетельства культурной оккупации Уари и / или Тиауанако вскоре после оставления. Однако имеется мало свидетельств того, насколько это место было занято в то время. [ 1 ]
Культура Чиму появляется в прилегающих районах спустя значительное время после Уари.
Инки явно присутствовали в Пампа-Гранде с 1476 по начало 1500-х годов. Однако до прибытия испанцев в 1532 году от керамики и материалов осталось мало. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Симада, Идзуми, 1976 г. Социально-экономическая организация в Моче V Пампа Гранде, Перу: прелюдия к предстоящим крупным преобразованиям. Опубликовано к.т.н. диссертация, кафедра антропологии, Университет Аризоны.
- ^ Идзуми Симада, Пампа Гранде и культура мочика . Техасский университет Press, 2010 г. ISBN 029278757X
- ^ Идзуми Симада, Пампа Гранде и культура мочика . Техасский университет Press, 2010 г. ISBN 029278757X
- ^ Jump up to: а б с д Хаас, Джонатан, 1985 «Раскопки на Уака-Гранде: первоначальный взгляд на элиту Пампа-Гранде». Журнал полевой археологии 12 (4): 391–409.
- ^ Баттерс, LJC; Кастильо, SU (2007). «Моче Северного Перу». В Сильвермане, Х.; Исбелл, В. (ред.). Справочник по южноамериканской археологии (PDF) . Блэквелл Пресс.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры Джонсон, Илана, 2010 г. Домашние хозяйства и социальные организации на территории периода позднего моче в Пампа-Гранде, Перу. Опубликована докторская диссертация, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
- Симада, Симада (2010). Пампа Гранде и культура мочика . Техасский университет Пресс, ISBN 029278757X
- Хаас, Джонатан (1985). Раскопки Уака-Гранде: первоначальный взгляд на элиту Пампа-Гранде. Журнал полевой археологии 12 (4): 391–409.
- Джонсон, Илана (2010). Домашние хозяйства и общественная организация на территории периода позднего моче в Пампа-Гранде, Перу. Опубликована докторская диссертация, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
- Симада, Идзуми (1976). Социально-экономическая организация в Моче V Пампа Гранде, Перу: прелюдия к предстоящим крупным преобразованиям. Опубликовано к.т.н. диссертация, кафедра антропологии, Университет Аризоны.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виктор Мигель Понсе и Дженни Флорес Валера, «Любопытное наследие Пампа-Гранде», исследователь Южной Америки , № 77, осень 2004 г. / зима 2005 г.
6 ° 45'44 "ю.ш. 79 ° 28'27" з.д. / 6,7622 ° ю.ш. 79,4743 ° з.д.