Jump to content

Чимор

(Перенаправлено из культуры Чиму )
Королевство Чимор
Чимор
в. 900–1470
Керамика и керамика Чиму, Чан Чан, Золотое церемониальное платье, карта культурного влияния Чиму в Перу.
Чиму Керамика и керамика , Чан Чан , Золотое церемониальное платье, карта культурного влияния Чиму в Перу
Статус Культура
Капитал Чан Чан [ 1 ]
Общие языки Мочика , Кеннем
Религия
Политеист
Правительство Монархия
Король Чимора  
• около 1305 г.
Тайканамо [ 2 ] [ 3 ]
• около 1340 г.
Гуакрикаур
• ок. 1375 г. [ 4 ]
Санцемпинко
• в. 1450–1470 гг.
Минчансаман [ 5 ] [ 6 ]
Историческая эпоха Поздний средний уровень
• Учредил
в. 900
1470
Предшественник
Преемник
Это была Империя
Все еще Империя
Гобеленовая рубашка Чиму, 1400–1540 гг., Верблюжье волокно и хлопок - Думбартон-Оукс

Чимор (также Королевство Чимор или Империя Чиму ) — политическая группировка культуры Чиму . Культура возникла около 900 г. н.э., придя на смену культуре Моче , и позже была завоевана императором инков Топа Инка Юпанки около 1470 г., за пятьдесят лет до прибытия в регион испанцев. [ 7 ] Чимор ( Испанское произношение: [tʃi'mu] ) было крупнейшим королевством позднего промежуточного периода , охватывающим 1000 километров (620 миль) береговой линии.

Согласно устной истории Чиму , история Чимора началась с прибытия Тайканамо в долину Моче с моря на бальсовом плоту . Оттуда его потомки завоевали прилегающие территории, начиная с его сына Гвакриура . Гуакрикур объединил власть Чиму над нижней долиной, а Ньянцемпинко , внук Тайканамо, расширит королевство, завоевав верхнюю долину. Ньянсенпинко начал дальнейшую экспансию как на север, так и на юг от долин Моче . [ 8 ]

Первые долины, похоже, добровольно объединили свои силы, но сиканская культура была приобретена путем завоеваний. Они также находились под значительным влиянием доинкских культур Кахамарка и Вари . По легенде, его столица Чан-Чан была основана Тайканамо, прибывшим в этот район морем. Чимор был последним королевством, у которого был хоть какой-то шанс остановить Империю инков . Но завоевание инков началось в 1470-х годах Топа Инкой Юпанки , победив императора и потомка Тайканамо, Минчансамана, и было почти завершено, когда Уайна Капак вступил на трон в 1493 году.

Чиму проживали на полосе пустыни на северном побережье Перу . Реки в этом регионе образовывали ряд плодородных долин, которые были очень плоскими и хорошо подходили для орошения. Сельское хозяйство и рыболовство были очень важны для экономики Чиму. [ 9 ]

Поклоняясь луне , чиму, в отличие от инков, считали ее более могущественной, чем солнце . Подношения играли важную роль в религиозных обрядах. Распространенным объектом подношений, а также предметом, используемым ремесленниками, была раковина моллюска Spondylus , обитающего только в теплых прибрежных водах у современного Эквадора . связанные с морем, осадками и плодородием, Раковины Spondylus, высоко ценились и продавались народом Чиму, а обмен ракушками играл значительную экономическую и политическую роль в империи. [ 10 ]

Народ Чиму наиболее известен своей самобытной монохромной керамикой и тонкой обработкой металлов из меди , золота , серебра , бронзы и тумбаги (меди и золота). Керамика часто имеет форму существа или человеческую фигуру, сидящую или стоящую на кубовидной бутылке. Блестящая черная отделка большинства керамических изделий Чиму была достигнута путем обжига керамики при высоких температурах в закрытой печи , что предотвращало кислорода реакцию с глиной .

Ранний Чиму (цивилизация Моче)

[ редактировать ]

Самая старая цивилизация, присутствующая на северном побережье Перу, — это цивилизация Моче или Мочика, которую называют Ранним Чиму. Начало этого периода достоверно неизвестно, но он закончился около 700 г. н.э. Его центры располагались в долинах Чикама , Моче и Виру . «Многие большие пирамиды относятся к периоду раннего Чиму». (37) [ 11 ] Эти пирамиды построены из самана прямоугольной формы из форм. «Ранние кладбища Чиму также встречаются без ассоциаций с пирамидами. Захоронения обычно находятся в вытянутых положениях, в подготовленных гробницах. Прямоугольные, облицованные саманом и крытые гробницы имеют в стенах ниши, в которых ставились чаши». (39) [ 11 ]

Для ранней керамики характерна также реалистичная лепка и нарисованные сцены. [ 11 ]

Расширение и правление

[ редактировать ]
Карта ареала контроля и влияния чиморской культуры.

Расширение

[ редактировать ]

Во время правления Империи Вари над Перу зрелая культура Чиму развивалась примерно на той же территории, где столетия назад существовала Мочика. Чиму также была прибрежной культурой: согласно легенде, ее столица Чан-Чан была основана Тайканамо, прибывшим в этот район по морю. Он был разработан в долине Моче к северу от современной Лимы, к северо-востоку от Уарми и заканчивался в центре современного Трухильо. Позже он расширился до Арекипы . За это время Арекипу обрамляли 3 вулкана. (39) [ 11 ]

Чиму появилось в 900 году: Чимор, также известный как Королевство Чимор, имел свою столицу «в великом месте, ныне называемом Чанчан, между Трухильо и морем, и мы можем предположить, что Тайканамо основал там свое королевство. Его сын, Гуакри-каур завоевал нижнюю часть долины, и ему наследовал сын по имени Нансен-пинко, который действительно заложил основы королевства, завоевав главу долины Чимор и соседние долины Сана, Пакасмайо, Чикама, Виру. , Чао и Санта». [ 9 ]

Предполагаемая дата основания последнего королевства Чиму приходится на первую половину четырнадцатого века. Считалось, что Насен-пинко правил около 1370 года, за ним следовали семь правителей, имена которых пока неизвестны. Минчансаман последовал за этими правителями и правил примерно во время завоевания инками (между 1462 и 1470 годами). [ 9 ] Считается, что это великое расширение произошло в поздний период цивилизации Чиму, называемый: Поздний Чиму, [ 12 ] но развитие территории Чиму длилось несколько этапов и длилось более одного поколения. Насен-пинко, «возможно, и расширил имперские границы до Жекетепеке и Санта, но завоевание всего региона было процессом агглютинативного процесса, инициированным более ранними правителями». (17) [ 13 ]

Чиму расширился и включил в себя обширную территорию и множество различных этнических групп. Первые долины, кажется, добровольно объединили свои силы, но сиканская культура была ассимилирована посредством завоеваний. На пике своего развития Чиму дошел до границ пустынного побережья и до долины реки Жекетепеке на севере. Пампа-Гранде в долине Ламбаеке также находилась под властью Чиму.

На юге они расширились до Карабайльо. Их экспансия на юг была остановлена ​​военной мощью великой долины Лимы . Историки и археологи спорят, насколько далеко на юг им удалось распространиться. [ 9 ]

Жизнь в Империи Чиму

Судя по тому, что могут сказать ученые, у Чиму была сложная и консолидированная империя. Столица состояла из Чан-Чана , низшего сословия, мастерских и домов с населением около 30 000 человек. Все эти мастерские были построены вокруг глинобитных дворцов, чтобы навязать идеалы социальной иерархии. У Чан Чан также были ограничения, и им не предлагались те же привилегии, что и элите. У них был ограниченный доступ к ритуалам, бюрократии и административным должностям. Высокие правила были необходимы для поддержания порядка в производстве продуктов питания и государственного перераспределения продуктов. Классовая система также помогла определить, кто будет работать над созданием памятников, финансируемых государством.

Произведение Чиму, Имперская эпоха, 1300–1532 гг. Собрание музея Ларко.

Общество Чиму представляло собой четырехуровневую иерархическую систему. [ 14 ] с мощной властью элиты над административными центрами. Иерархия была сосредоточена в городах-крепостях, называемых ciudadelas , в Чан-Чане . [ 15 ] Политическая власть Чан-Чана демонстрируется организацией труда по строительству каналов Чиму и орошаемых полей.

Золотые украшения Чиму, датированные примерно 1300 годом - Музей Ларко

Чан Чан был вершиной иерархии Чиму, а Фарфан из долины Жекетепеке был его подчиненным. [ 14 ] Эта организация, которая была быстро создана во время завоевания долины Жекетепеке, предполагает, что чиму установили иерархию на ранних этапах своей экспансии. Существующая элита в периферийных регионах, таких как долина Жекетепеке и другие центры власти, была включена в правительство Чиму на более низких уровнях иерархии. [ 15 ] Эти центры более низкого уровня управляли землей, водой и рабочей силой, в то время как центры более высокого уровня либо перемещали ресурсы в Чан-Чан, либо принимали другие административные решения. [ 15 ] Пока строились каналы, сельские территории использовались как инженерные штабы; позже они работали как площадки технического обслуживания. [ 16 ] Многочисленные разбитые чаши, найденные в Кебрада-дель-Осо, подтверждают эту теорию, поскольку чаши, вероятно, использовались для кормления большой рабочей силы, которая строила и обслуживала этот участок канала. Кормили и размещали рабочих, вероятно, за государственный счет. [ 16 ]

Культурный и экономический обмен

Обширная территориальная экспансия Чиму увеличила количество культурной самобытности внутри цивилизации. Они также включили в себя политические идеологии наряду с культурными верованиями, это видно по позднему Сикану на севере и Касме на юге. Несмотря на это, многие территории сохранили отличительные аспекты своей культуры, а некоторые получили автономию после завоевания.

Утверждалось, что лидеры Чиму завоевали более отдаленные территории из-за отклонений в наследовании. Противодействие этому состоит в том, что Эль-Ниньо заставило штат увеличить добывающую экономику и получить поставки из других районов Анд. Предполагается, что Эль-Ниньо произошло около 1100 года нашей эры и могло привести к разрушению ирригационных каналов. Оба аргумента предполагают, что расширение сельского хозяйства привело к усилению социальной и политической идентичности.

Чиму завоевали Жекетепеке около 1320 года и изменили политическую структуру общества. Такие места, как Пакатнаму, остались позади, а в других местах, таких как Фарфан, было увеличено количество рабочих для административных комплексов, построенных под наблюдением имперских администраторов. Землепользование, методы ведения сельского хозяйства и модели расселения обществ Джекетепеке изменились после завоевания. Многим домохозяйствам пришлось ввести требования дани, и сельскохозяйственное производство увеличилось. [ 17 ]

Государство управляло такими социальными классами до тех пор, пока империя сиканской культуры не завоевала королевство Ламбайеке в Перу . Говорят, что легенды о войне были рассказаны лидерами Найлампом на сиканском языке и Тайканамо в Чиму . Народ платил правителям дань продуктами или трудом.

Чимор был последним королевством Анд, способным остановить Империю инков, но завоевание инков началось в 1470-х годах Топа Инкой Юпанки , победив императора Минчанчамана, и было почти завершено, когда Уайна Капак вступил на трон в 1493 году. Они переместили Минчансамана, последнего Император Чиму отправился в Куско и перенаправил туда золото и серебро для украшения Куриканчи .

Экономика

[ редактировать ]

Можно сказать, что Чан Чан развил бюрократию из-за контролируемого доступа элиты к информации. [ 18 ] Экономическая и социальная система действовала за счет импорта сырья, которое ремесленники Чан-Чана перерабатывали в престижные товары. [ 14 ] Элита Чан-Чана принимала решения по большинству других вопросов, касающихся организации, монополизации производства, хранения продуктов питания и продуктов, а также распределения или потребления товаров.

Судно Чиму, изображающее рыбака на кабальто де тотора (тростниковое судно), 11:00–14:00 - Музей Америки (Мадрид)

Большинство граждан в каждой сьюдаделе были ремесленниками. В конце Чиму только в Чан-Чане жило и работало около 12 000 ремесленников. [ 19 ] Они занимались рыболовством, сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Ремесленникам было запрещено менять профессию, и они были сгруппированы в сьюдаделе в соответствии со своей специализацией. Археологи отметили резкий рост ремесленного производства Чиму и полагают, что ремесленники, возможно, были привезены в Чан-Чан из другой области, захваченной в результате завоевания Чиму. [ 19 ] Поскольку есть свидетельства того, что в одном и том же доме использовались как обработка металла, так и ткачество , вполне вероятно, что и мужчины, и женщины были ремесленниками. [ 19 ] Они занимались рыболовством, сельским хозяйством и металлургией, изготавливали керамику и ткани из хлопка и шерсти ламы , альпаки и викуньи . Люди использовали тростниковые рыболовные каноэ (показано на изображении справа), охотились и торговали, используя бронзовые монеты.

Пропитание и сельское хозяйство

[ редактировать ]

Чиму развивался в основном за счет интенсивных методов ведения сельского хозяйства и гидравлических работ, которые объединяли долины в комплексы, такие как комплекс Чикама-Моче, который представлял собой комбинацию двух долин в Ла-Либертаде. Ламбаек соединял долины Ла-Лече, Ламбаеке, Реке и Санья-Жекетепеке. Они разработали превосходные методы ведения сельского хозяйства, которые расширили возможности их посевных площадей. Уачаки представляли собой затонувшие фермы, где земля была изъята для обработки влажной песчаной почвы под ней, примером чего является Чуди.

Сосуд Чиму, демонстрирующий половой акт - Музей Америки, Мадрид.

Чиму использовали колодцы, подобные колодцам Наски , для забора воды, а также резервуары для хранения воды из рек. Эта система повысила продуктивность земли, что увеличило богатство Чиму и, вероятно, способствовало формированию бюрократической системы. Чиму выращивали фасоль, сладкий картофель, папайю и хлопок с помощью своего резервуара и ирригационной системы. Этот акцент на крупномасштабной ирригации сохранялся до позднего промежуточного периода. На этом этапе произошел переход к более специализированной системе, ориентированной на импорт и перераспределение ресурсов из спутниковых сообществ. [ 20 ] Судя по всему, существовала сложная сеть сайтов, которые предоставляли товары и услуги для существования Чиму. Многие из этих мест производили товары, которые чиму не могли производить.

Многие места полагались на морские ресурсы, но с появлением сельского хозяйства появилось больше мест дальше вглубь страны, где морские ресурсы было труднее добыть. Содержание лам возникло как дополнительный способ добычи мяса, но к позднему промежуточному периоду и позднему горизонту во внутренних районах ламы использовались в качестве основного ресурса, хотя они поддерживали контакты с прибрежными участками для использования дополнительных морских ресурсов. Еще они делали маски.

Технология

[ редактировать ]

Одним из самых ранних известных примеров дистанционного общения является устройство Чиму, состоящее из двух покрытых смолой тыквы, соединенных бечевкой длиной 75 футов. Был найден только один экземпляр, и о его происхождении или использовании ничего не известно. [ 21 ]

Разделенное наследование

[ редактировать ]

В столице Чиму, Чан-Чан, был ряд элитных жилых комплексов или cuidadelas, которые были заселены не одновременно, а последовательно. Причина этого в том, что правители Чиму практиковали раздельное наследование, согласно которому наследник престола должен был построить свой собственный дворец. После смерти правителя все его богатство раздавалось более дальним родственникам.

Изобразительное искусство

[ редактировать ]

Оболочка

[ редактировать ]

Народ Чиму высоко ценил раковины моллюсков за их экономическое и политическое значение как предмет роскоши, продаваемый на большие расстояния, а раковину часто рассматривали как символ элитного статуса и божественной силы. Используя раковины в качестве материала для своих произведений искусства и артефактов, чиму часто использовали раковины Spondylus , типа морского двустворчатого моллюска. [ 22 ]

Наиболее распространенными видами Spondylus , присутствующими в Перу, являются Spondyluscalcifer Carpenter и Spondylus Princeps Broderip. Spondylus Calcifer имеет красные и белые оттенки, в основном используется для изготовления бус и артефактов. [ 22 ] Хотя этот вид обитает на мелководье и его легче добыть, Spondylus Princeps , известный как «колючая устрица» из-за его характерных шипов, имеет сплошной красный цвет и может быть выловлен только опытными дайверами. Таким образом, народ Чиму пользуется большим спросом и продает эту раковину. [ 23 ]

Использование и символика

[ редактировать ]
Воротник чиму, двенадцатый-четырнадцатый века, сделанный из бусин Spondylus , каменных бусин и хлопка - Музей искусств Метрополитен.

Раковина спондилуса имела широкое применение в андской культуре и принимала самые разные формы: от целых раковин до фрагментов и измельченного порошка панцирей. [ 23 ] Этот материал использовался для создания замысловатых резных украшений, инструментов и товаров, предназначенных для знати и божеств. Фрагменты раковин найдены в качестве инкрустаций нательных украшений и бусинок для ювелирных изделий. На изображении справа изображен воротник Чиму из хлопка, красные бусины из ракушек Spondylus и бусины из черного камня. [ 24 ] а на изображении ниже показан выстрел из пращи, сделанный из ракушки. Олицетворяющая богатство и власть, ракушка была измельчена в порошок и разложена перед чиморским царем чиновником по имени Фонга Сигде, образуя «красную ковровую дорожку» для правителя во время его прогулки. [ 25 ] Раковины также использовались для украшения некоторых зданий и архитектурных сооружений. [ 22 ]

Эти артефакты, найденные в гробницах знати, часто использовались в качестве погребального инвентаря и играли роль в жертвенных практиках. [ 22 ] Из-за своего водного происхождения ракушки ценились за их связь с морем и роль в ритуалах воды и плодородия, их использовали в качестве подношений на сельскохозяйственных полях, чтобы способствовать обильному урожаю. Чиму также помещали ракушки в источники воды, такие как колодцы и родники, чтобы вызвать дождь на свои поля, особенно во время засухи. [ 24 ]

Праща Чиму или Чанкай с ракушками из ракушек, шерсти, хлопка и бисера - четырнадцатый-пятнадцатый век - Метрополитен-музей

Символическое значение раковины Spondylus тесно связано с физическими признаками и биологическими свойствами двустворчатого моллюска. Его характерная морфология способствовала ассоциации панциря с божественной силой и сверхъестественным миром. Внешние шипы Spondylus придают панцирю силу и защиту. [ 22 ] Из-за своей формы и красного цвета, напоминающего кровь, панцирь часто символизирует смерть, жертвоприношение и ритуальные практики кровопускания, а также женские репродуктивные части тела. [ 26 ] , известная как «дочь моря», Раковина Spondylus также связана с женственностью, а одностворчатый клапан олицетворяет мужественность. [ 27 ]

У Spondylus есть специализированные органы чувств, в частности чувствительные глаза и сосочки, которые в андских культурах ассоциируются с дополнительной сенсорной защитой. Считалось, что раковина, чувствительная к изменениям температуры воды и процветающая в более теплых водах, обладает прорицательной способностью, а поскольку характер ее миграции связан с условиями Эль-Ниньо , ее присутствие рассматривается как предзнаменование катастрофы. [ 22 ]

Кроме того, Spondylus проявляет сезонную токсичность, известную как паралитическое отравление моллюсками (PSP). Дважды в год в тканях моллюсков содержатся токсичные для человека вещества, вызванные ядовитыми водорослями, которые потребляют моллюски. [ 23 ] В эти месяцы раковины преподносятся божествам погоды и плодородия как «пища для богов», поскольку считалось, что только божества были достаточно могущественны, чтобы съесть плоть двустворчатого моллюска. [ 22 ] В допустимых дозах употребление этой токсичной плоти человеком может привести к мышечной слабости, состояниям, изменяющим сознание, и эйфории, но в более концентрированных дозах это может привести к параличу и смерти. Из-за этих галлюциногенных эффектов Спондил был символом духовной трансцендентности и рассматривался как мост между физическим и сверхъестественным мирами. [ 23 ]

Ушная пула Чиму или Ламбаеке, поздний переходный период, Центральные Анды, изготовлена ​​из сплава золота, меди и серебра - Музей Майкла К. Карлоса

Хотя остатки мастерских по изготовлению ракушек и артефакты в Чиморе изобилуют, раковина Spondylus происходит из теплых вод Эквадора . [ 22 ] Сбор раковин — трудоемкий и трудоемкий процесс, требующий от опытных дайверов свободного погружения на глубину до 50 метров и отрывания ракушек от камней. [ 25 ]

Трудная задача ныряния с ракушками отражена в изображениях многих портативных андских артефактов, таких как чаши, ушные раковины и ткани. [ 22 ] Многие из этих изображений похожи: на них изображена лодка с моряками, которые держат веревки, прикрепленные к дайверам в воде. Когда ныряльщики собирают раковины, к ним подвешивают каменные гири, а изображения спондилов часто подчеркивают их характерные шипы. [ 25 ] На изображении справа изображена ушная раковина Чиму, отлитая из сплавов золота, меди и серебра, и изображающая сцену ныряния с ракушками. Прямоугольник в верхней половине ушной раковины представляет собой лодку с большими парусами, а в верхней части фигуры обитают птицы. Четверо дайверов плавают под лодкой и находятся рядом с остроконечными раковинами в форме яичной скорлупы. [ 28 ]

Части сьюдадел , больших комплексов, часто предназначенных для королей и элитных лиц, использовались в качестве складов для артефактов из ракушек, а архитектура и орнамент этих сооружений символизируют морские сокровища. Лос -Бучадорес (Ныряльщики), рельеф в Чан-Чан в Сьюдадела-Уле, демонстрирует изображения пары фигур в лодке-тюле, одна из которых держит весло, а другая пара ныряльщиков с ракушками находится под лодкой и связана веревками. В рельефе также присутствует сетчатый полукруг, а также колючие фигуры, изображающие раковины. [ 22 ]

Производство и торговля

[ редактировать ]

Большая часть существующих свидетельств о производстве ракушек в Андах основана на археологических находках и колониальных текстах. Spondylus широко распространен в Перу, обнаружен в захоронениях и остатках мастерских по изготовлению ракушек. [ 23 ] Высокий уровень единообразия этих предметов из ракушек в сочетании с техническим характером обработки ракушек указывает на то, что производство спондилов было отечественным и осуществлялось независимыми мастерами. Многие коллекции артефактов Spondylus содержат предметы различных стадий производства раковин: целые раковины, фрагменты, обработанные детали и остатки измельчения раковин. Хотя исследователи обнаружили обломки обработанных снарядов и достаточно доказательств присутствия снарядных мастерских, они выявили и обсудили лишь очень немногие конкретные мастерские по производству снарядов. Одна мастерская, которая, как предполагалось, содержалась народом чиму, была обнаружена в Тукуме в регионе Ламбайеке в Перу археологом и исследователем Даниэлем Сандвейсом. Мастерская, построенная примерно в 1390-1480 годах нашей эры, состояла из нескольких небольших комнат и содержала свидетельства производства бус из спондилуса . На этом месте были раскопаны обломки ракушек всех этапов производства, начиная от вырезанных частей и заканчивая готовыми бусинами, а также каменные орудия, используемые для обработки панциря. [ 29 ]

Подвеска Чиму, 900-1470 гг. н.э., из раковины спондилуса и бирюзы - Думбартон-Оукс.

Хотя многие археологические источники указывают на обилие обработки ракушек, поскольку остатки мастерских по изготовлению ракушек и артефактов были широко обнаружены в Перу, мало свидетельств документирует перемещение Spondylus от его источника в Эквадоре до мастерских в Чан-Чан . [ 22 ] Археологические данные показывают, что Чимор был важным центром торгового обмена, и он часто преодолевал большие расстояния от своего географического источника, чтобы достичь империи Чимор. Торговля Спондилуса была неотъемлемой частью расширения политической власти и экономики Чиму. [ 30 ] Раковина рассматривалась как экзотический материал, а контроль чиморов над обменом импортируемых предметов роскоши служил средством политического контроля, устанавливающего и узаконивающего власть дворян. [ 22 ] В отличие от Империи инков, Чиму не пытались расширить свое влияние на торговлю Спондил за счет имперских завоеваний соседних государств, а, скорее, использовали существующий доступ к торговле как религиозное и финансовое оправдание своей власти. [ 29 ]

Существует мало информации о том, как Spondylus приобретался и обменивался на торговых путях, и многие ученые предлагали различные модели перемещения Spondylus . [ 31 ] Морские двустворчатые моллюски, вероятно, продавались либо через независимых торговцев, либо через государственную торговлю на большие расстояния с перемещением предметов с севера на юг. [ 22 ] Одним из первых отчетов об обмене Спондилуса является отчет, написанный испанским колонистом Франсиско Хересом , который был членом экспедиции под руководством Франсиско Писарро , и описывает множество предметов роскоши, таких как ткани, изумруды, а также золотые и серебряные предметы. , которые должны были быть обменены на Spondylus . раковины [ 24 ]

Исследователи также расходятся во мнениях относительно способов транспортировки снарядов и того, экспортировались ли они по морю или по суше. [ 31 ] Изображения на андской керамике и рельефах изображают караваны лам, перевозящих раковины, что свидетельствует о том, что транспортировка раковин, по крайней мере частично, осуществлялась по суше. [ 23 ]

Текстиль

[ редактировать ]

Прядение — это практика объединения небольшого набора нитей для получения длинной и непрерывной нити с использованием инструмента, называемого веретеном . Зона представляет собой инструмент , сделанный из небольшой палочки, которая обычно становится тоньше с обоих концов; его использовали вместе с тортерой или пируро . Шпиндель вставляется в нижнюю часть, образуя противовес. Он начинает вращаться, захватывая руэку (где волокно было установлено для прядения). Волокна, уложенные в этой зоне, быстро переворачиваются между большим и указательным пальцами и скручиваются, переплетая волокна, образуя длинную нить. После достижения желаемой длины нитей их пересекают и ткут в различных комбинациях для получения тканей.

Чиму украшали свои ткани парчой , вышивкой , двойными тканями и расписными тканями. Иногда ткани украшали перьями и золотыми или серебряными пластинами. Тропические перья, используемые в таких тканях, являются свидетельством торговли на дальние расстояния. [ 25 ] Цветные красители создавались из растений, содержащих танин , моль или грецкий орех ; и минералы, такие как глина , ферругиноза или протравленный алюминий; а также от животных, таких как кошениль . Одежда шилась из шерсти четырех животных: гуанако , ламы, альпаки и викуньи. Люди также использовали сорта хлопка, который в природе растет семи разных цветов. Одежда состояла из набедренной повязки Чиму, рубашек без рукавов с бахромой или без нее, небольших пончо и туник.

Большая часть текстиля Чиму была изготовлена ​​из шерсти и хлопка альпаки. [ 19 ] [ 25 ] Судя по единообразному направлению прядения, степени скрутки и цветам нитей, вполне вероятно, что все волокна были предварительно скручены и импортированы из одного места.

чиму Мантия , поздний переходный период, 1250-1350 гг., Верблюжье волокно и хлопчатобумажное гобеленовое переплетение - Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA)

Керамика

[ редактировать ]

Цивилизация известна своей изысканной и сложной обработкой металлов, одной из самых передовых в доколумбовую эпоху. Керамика Чиму создавалась для двух функций: контейнеры для ежедневного домашнего использования и контейнеры для церемониального использования для подношений при захоронениях. Домашняя керамика сложилась без более высокой отделки, а погребальная керамика отличается большей эстетической изысканностью.

Глиняный кувшин, между 1100 и 1550 годами - Художественный музей Уолтерса.

Основными особенностями керамики Чиму были небольшие скульптуры и производство формованной керамики для церемониального или повседневного использования. Керамику обычно окрашивали в черный цвет, хотя есть и некоторые вариации. Легкая керамика также производилась в меньших количествах. Характерный блеск был получен путем натирания предварительно отполированным камнем. Многие животные, фрукты, персонажи и мистические существа были графически изображены на керамике Чиму. Археологические данные свидетельствуют о том, что Чимор вырос из остатков Моче , поскольку ранняя керамика Чиму имела некоторое сходство с керамикой Моче. Их керамика вся черная, а работа из драгоценных металлов очень детальна и сложна.

Металлургия

[ редактировать ]
Стакан Чиму с лицом, Центральные Анды, 1100–1536 гг. Н.э., из чеканного серебра - Художественная галерея Йельского университета.

В период позднего Чиму металлообработка быстро развивалась. [ 19 ] Чиму работали с такими металлами, как золото, серебро и медь. [ 32 ] Некоторые ремесленники Чиму работали в металлических мастерских, разделенных на секции для каждой специализированной обработки металлов: гальваническое покрытие, золото, штамповка, выплавляемый воск, жемчуг, водяные знаки и тиснение по деревянным формам. С помощью этих методов изготавливалось большое разнообразие предметов, таких как чашки, ножи, контейнеры, статуэтки, браслеты, булавки и короны. Они использовали мышьяк для упрочнения металлов после отливки. Крупномасштабная плавка происходила в группе мастерских на Серро-де-лос-Кеметариос. [ 19 ] Процесс начинается с руды, добываемой из шахт или реки, которая нагревается до очень высоких температур, а затем охлаждается. В результате образуется группа гранул, таких как небольшие круглые куски меди, в массе шлака, которые представляют собой другие материалы, бесполезные для металлургии. Затем гранулы извлекаются путем дробления шлака, а затем плавятся вместе, образуя слитки, из которых изготавливаются различные изделия. Чиму также придавали металлу форму посредством ковки, как показано на изображении справа от серебряного стакана Чиму. Мастера по металлу Чиму достигли этой техники с помощью простых инструментов и одного листа золота. Художник сначала вырезал деревянную форму. Затем они осторожно забивали тонкий, как бумага, лист золота вокруг деревянного основания. [ 33 ]

Хотя медь естественным образом встречается на побережье, в основном ее добывали в высокогорье, в районе, расположенном примерно в 3 днях езды. [ 19 ] Поскольку большая часть меди была импортирована, вполне вероятно, что большинство изготовленных металлических предметов были очень маленькими. Такие детали, как проволока, иглы, наконечники для копания, пинцеты и личные украшения, всегда представляют собой небольшие утилитарные предметы из меди или медной бронзы. [ 19 ] « Туми» — одна из известных работ Чиму. Из золотых соединений изготавливали также красивые ритуальные костюмы с плюмажными головными уборами, серьгами, ожерельями, браслетами и нагрудниками.

Божества

[ редактировать ]

В Пакасмайо божество Луны (Си или Ши) было величайшим божеством. Считалось, что оно более могущественно, чем Солнце , поскольку оно появляется днем ​​и ночью, а также контролирует погоду и рост посевов. Преданные приносили в жертву Луне животных и птиц, а также своих детей на стопках цветного хлопка с подношениями в виде фруктов и чичи . Они верили, что принесенные в жертву дети станут обожествляемыми, и обычно их приносили в жертву в возрасте около пяти лет.

Золотая мемориальная доска Чиму с изображением бога Наймлапа на его лодке - Музей Исторического общества Ломбардии

Чиму поклонялись божествам Марса (Нор) и Земли (Гиса), а также божествам Солнца (Цзян) и Моря (Ни). Цзян ассоциировался с камнями, называемыми алаэк-понг (камень касик), которые считались предками людей, на территории которых они стояли, и сыновьями Солнца. [ 9 ] Чиму принесли Ни кукурузную муку и красную охру для защиты от утопления и обильного улова рыбы. [ 9 ]

Некоторые созвездия также считались важными. Две звезды Пояса Ориона считались посланниками Луны . Созвездие Мех ( Плеяды ) использовалось для расчета года и, как полагали, следило за урожаем. [ 9 ]

В каждом районе были местные святыни, которые различались по важности. Эти святыни, называемые вакас , [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] [ сомнительно обсудить ] были также найдены в других частях Перу и имели священный объект поклонения ( macyaec ), связанный с легендой и культом. [ 9 ]

В 1997 году члены археологической группы обнаружили около 200 останков скелетов на пляже Пунта Лобос, Перу . Этим фигурам завязали глаза, связали руки за спиной, ноги связали вместе, а горло перерезали. Археологи предполагают, что эти фигуры, вероятно, тела рыбаков, возможно, были убиты в знак благодарности морскому богу Ни после того, как они завоевали плодородную приморскую долину рыбаков в 1350 году нашей эры. [ 34 ]

Гробницы в Уаке Луны принадлежали шести или семи подросткам 13–14 лет. Девять могил принадлежали детям.

В 2011 году археологи обнаружили в деревне Уанчако скелеты людей и животных . После нескольких лет раскопок они обнаружили более 140 человеческих скелетов (и более 200 лам ) детей в возрасте от 6 до 15 лет, у всех из которых были глубокие порезы на грудине и сломанные грудные клетки, что указывает на то, что их сердца могли быть удалены. . По данным National Geographic , если анализ верен, это открытие представляет собой «крупнейшее массовое жертвоприношение детей , известное в мировой истории». Захоронение датировано 1400-1450 годами нашей эры. Антрополог Хааген Клаус предполагает, что Чиму, возможно, обратился к детям, когда жертвоприношений взрослых было недостаточно, чтобы остановить проливной дождь и наводнение, вызванное Эль-Ниньо. [ 35 ] В августе 2019 года археологическая группа, работавшая на этом месте, обнаружила, что были раскопаны тела 227 жертв в возрасте от четырех до 14 лет, что еще раз установило, что это крупнейший из когда-либо известных примеров детского жертвоприношения. [ 36 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Резные изображения рыб в комплексе Чуди, Чан-Чан.

Отличительная архитектура дворцов и монументальных сооружений отличала правителей от простого народа. В Чан-Чане есть десять больших окруженных стенами огороженных территорий, называемых ciudadelas , или королевскими поместьями, которые, как полагают, связаны с королями Чимора. Они окружены глинобитными стенами высотой девять метров. [ 37 ] придавая Сьюдаделе вид крепости.

Основная часть населения Чиму (около 26 000 человек) жила в баррио на внешней окраине города. [ 19 ] Они состояли из множества домашних помещений на одну семью с кухней, рабочим местом, домашними животными и складскими помещениями.

Сьюдадели часто имеют комнаты U-образной формы, состоящие из трех стен, фальшпола и зачастую внутреннего двора. [ 38 ] и часто их было до 15 в одном дворце. [ 14 ] В ранний период Чиму U-образные области были обнаружены в стратегических местах для контроля потока припасов из складских помещений, но маловероятно, что они служили складскими помещениями. [ 37 ] Их описывают как мнемонические устройства для отслеживания распределения припасов. [ 38 ] Со временем частота U-образных структур увеличивалась, а распределение структур менялось, становясь более группированными, а не рассредоточенными, и возникающими все дальше от путей доступа к ресурсам.

Архитектура сельских поселений также поддерживала идею иерархического социального порядка. Они имеют схожие структурные компоненты, что делает их мини- городами с адаптированными к сельской местности административными функциями. Большинство из этих площадок имеют меньшие стены, и многие аудитории являются центром структур. Они будут использоваться для ограничения доступа к определенным областям и часто находятся в стратегических точках. [ 16 ]

Чан Чан демонстрирует отсутствие объединяющего плана или заметной модели. Городское ядро ​​содержит шесть основных классов архитектуры: [ 39 ]

  1. Десять цитаделей - цитадели или дворцовые крепости
  2. Внутренняя архитектура, связанная с Чан Чана . некоролевской знатью
  3. По всему городу разбросаны ремесленные жилища и мастерские.
  4. Четыре уака или храмовые курганы [ 39 ]
  5. U-образные аудитории или суды [ 15 ]
  6. СИАР или небольшие склеенные помещения неправильной формы, служившие, вероятно, местами проживания большей части населения. [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Чан-Чан: столица королевства Чиму - ЮНЕСКО» . Проверено 29 марта 2012 г.
  2. ^ Урбан, Матиас (2019). Утерянные языки северного побережья Перу Исследования Индианы. Берлин: Gebr. Издательство Манн. п. 225. ИСБН  978-3-7861-2826-7 . OCLC   1090545680 .
  3. ^ Салас Гарсия, Хосе Антонио (31 декабря 2010 г.). «Рыбацкий язык» . Бюллетень Перуанской академии языка (на эсперанто): 83–128. дои : 10.46744/bapl.201002.004 . ISSN   2708-2644 .
  4. ^ Садио, Джуловар (2021). «Краткое описание Королевства Чиму» . История Коры .
  5. ^ Урбан, Матиас (2019). Утерянные языки северного побережья Перу Исследования Индианы. Берлин: Gebr. Издательство Манн. п. 225. ИСБН  978-3-7861-2826-7 . OCLC   1090545680 .
  6. ^ Салас Гарсия, Хосе Антонио (31 декабря 2010 г.). «Рыбацкий язык» . Бюллетень Перуанской академии языка (на эсперанто): 83–128. дои : 10.46744/bapl.201002.004 . ISSN   2708-2644 .
  7. ^ Кублер, Джордж. (1962). Искусство и архитектура древней Америки , Рингвуд: Penguin Books Australia Ltd., стр. 247–274.
  8. ^ Сильверман, Хелейн (17 мая 1991 г.). «Наймлап и компания: Северные династии. Царство и государственное управление в Чиморе. Майкл Э. Мозли и Алана Корди-Коллинз, ред. Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия, 1990. x, 548 стр., ил. 40 долларов. Из симпозиума, Вашингтон, округ Колумбия, октябрь 1985 г.» . Наука . 252 (5008): 1011–1012. дои : 10.1126/science.252.5008.1011 . ISSN   0036-8075 . ПМИД   17843261 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Роу, Джон Х. (1948) «Царство Чимор», Aus Acta Americana 6, (1-2): 27.
  10. ^ Эмбер, Мелвин ; Перегрин, Питер Нил , ред. (2001). «Чиму». Энциклопедия предыстории . Том. 7: Южная Америка (1-е изд.). Спрингер. ISBN  978-0306462610 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Гольштейн, Отто. 1927. «Чан-чан: столица великого Чиму», Geographical Review 17, (1) (январь): 36–61.
  12. ^ Беннетт, Венделл К. (1937). «Археология Чиму», The Scientific Monthly 45, (1) (июль): 35-48.
  13. ^ Мозли, Майкл Э. (1990). «Структура и история династических преданий Чимора», в книге «Царство и государственное управление северных династий в Чиморе» , ред. Мария Ростворовски и Майкл Э. Мозли. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс, 1-е изд., стр. 548
  14. ^ Jump up to: а б с д Кристи, Джей-Джей и Сарро, П.Дж. (редакторы). (2006). Дворцы и власть в Америке . Остин, Техас: Издательство Техасского университета
  15. ^ Jump up to: а б с д и Китинг, Ричард В. и Джеффри В. Конрад. 1983. Империалистическая экспансия в предыстории Перу: управление Чиму на завоеванной территории. Журнал полевой археологии 10, (3) (осень): 255-83.
  16. ^ Jump up to: а б с Китинг, Ричард В. 1974. Сельские административные центры Чиму в долине Коче, Перу. Мировая археология 6, (1, Политические системы) (июнь): 66-82.
  17. ^ Катрайт, Робин Э. (март 2015 г.). «Империя еды в Жекетепеке: местный взгляд на расширение Чиму на северном побережье Перу» . Латиноамериканская древность . 26 (1): 64–86. дои : 10.7183/1045-6635.26.1.64 . ISSN   1045-6635 . S2CID   163656881 .
  18. ^ Тема, JR (2003). «От управляющих до бюрократов: архитектура и поток информации в Чан-Чан, Перу», Latin American Antiquity , 14, 243–274.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мозли, М.Э. и Корди-Коллинз, А. (ред.) (1990). Северные династии: Царства и государственное управление в Чиморе . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс.
  20. ^ Мозли, Майкл Э. и Кент С. Дэй. 1982. Чан Чан: город в пустыне в Андах. 1-е изд. Соединенные Штаты Америки: Школа американских исследований.
  21. В коллекции Смитсоновского института есть телефон возрастом 1200 лет. Болдуин, Нил. Смитсоновский институт , декабрь 2013 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Пиллсбери, Джоан (1996). «Колючая устрица и истоки империи: последствия недавно обнаруженных изображений спондилуса из Чан-Чана, Перу». Латиноамериканская древность . 7 (4): 313–340. дои : 10.2307/972262 . ISSN   1045-6635 . JSTOR   972262 . S2CID   164108466 .
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж Гловацкий, Мэри (2005). «Пища богов или простых смертных? Галлюциногенный спондилюс и его интерпретационные последствия для раннего андского общества». Античность . 79 (304): 257–268. дои : 10.1017/s0003598x00114061 . ISSN   0003-598X . S2CID   160047859 .
  24. ^ Jump up to: а б с «Тернистые устрицы: Дочери моря» . Метрополитен-музей . Проверено 12 апреля 2018 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д и Миллер, Ребекка Стоун (1996). Искусство Анд: от Чавина до инков . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 160–161 . ISBN  978-0500202869 .
  26. ^ Пак, Юми (2012). Зеркала из глины: отражения древней андской жизни в керамике из коллекции Сэма Олдена . Джексон, MS: Университетское издательство Миссисипи / Государственный университет Джексона. стр. 91–92. ISBN  978-1617037955 .
  27. ^ Ритуальные жертвоприношения в Древнем Перу . Бенсон, Элизабет П., Кук, Анита Гвинн. (1-е изд.). Остин: Издательство Техасского университета. 2001. ISBN  0292708939 . OCLC   55873621 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  28. ^ «Уши» . Музей Майкла К. Карлоса . Архивировано из оригинала 13 апреля 2018 г. Проверено 13 апреля 2018 г.
  29. ^ Jump up to: а б Костин, Кэти Линн (2016). Создание ценности, создание смысла: техне в доколумбовом мире . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. стр. 221–252. ISBN  9780884024156 .
  30. ^ Мартин, Александр Дж. (2001). «Динамика доколумбовой торговли спондилами на южноамериканском центральном побережье Тихого океана» (PDF) . Атлантический университет Флориды, издательство ProQuest Dissertations Publishing . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июня 2020 г. - через ProQuest Dissertations & Thises Global.
  31. ^ Jump up to: а б Полсен, Эллисон К. (1974). «Колючая устрица и голос Бога: Спондил и Стромб в предыстории Анд». Американская древность . 39 (4Часть 1): 597–607. дои : 10.2307/278907 . ISSN   0002-7316 . JSTOR   278907 . S2CID   163248896 .
  32. ^ «Чиму» . Британская энциклопедия . Проверено 20 апреля 2018 г.
  33. ^ Эммерих, Андре. «IV: Горизонт Строители городов." В поте солнца и Слезы Луны: Золото и Серебро в доколумбовом искусстве. Сиденье Название: Вашингтонский университет Press, 1965.
  34. ^ «В Перу обнаружены массовые человеческие жертвоприношения» . Проверено 9 октября 2009 г.
  35. ^ «Древние массовые жертвоприношения детей могут быть крупнейшими в мире» . Нэшнл Географик . 26 апреля 2018 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2018 года . Проверено 29 августа 2019 г.
  36. ^ «Археологи в Перу раскопали 227 тел в результате крупнейшего в истории открытия детского жертвоприношения» . Австралийская радиовещательная корпорация . 29 августа 2019 года . Проверено 29 августа 2019 г.
  37. ^ Jump up to: а б Мур, Джерри Д. 1992. Образец и значение доисторической перуанской архитектуры : архитектура социального контроля в штате Чиму. Латиноамериканская древность 3, (2) (июнь): 95–113.
  38. ^ Jump up to: а б Тема, младший (2003). От стюардов до бюрократов: архитектура и информационный поток в Чан-Чан, Перу. Латиноамериканские древности, 14, 243–274.
  39. ^ Jump up to: а б Мур, Джерри Д. 1996. Архитектура и власть в древних Андах: археология общественных зданий. Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1996.

Источники

[ редактировать ]
  • Костин, Кэти Линн (2016). Создание ценности, создание смысла: техне в доколумбовом мире . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. стр. 221–252. ISBN  9780884024156 .
  • «Уши» . Музей Майкла К. Карлоса . Архивировано из оригинала 13 апреля 2018 г. Проверено 13 апреля 2018 г.
  • Гловацкий, Мэри (2005). «Пища богов или простых смертных? Галлюциногенный спондилюс и его интерпретационные последствия для раннего андского общества». Античность . 79 (304): 257–268. дои : 10.1017/s0003598x00114061 . ISSN   0003-598X . S2CID   160047859 .
  • Мартин, Александр Дж. (2001). «Динамика доколумбовой торговли спондилами на южноамериканском центрально-тихоокеанском побережье». Атлантический университет Флориды, издательство ProQuest Dissertations – через ProQuest Dissertations & Thesis Global.
  • Миллер, Ребекка Стоун (1996). Искусство Анд: от Чавина до инков . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 160–161 . ISBN  978-0500202869 .
  • Пак, Юми (2012). Зеркала из глины: отражения древней андской жизни в керамике из коллекции Сэма Олдена . Джексон, MS: Университетское издательство Миссисипи / Государственный университет Джексона. стр. 91–92. ISBN  978-1617037955 .
  • Полсен, Эллисон К. (1974). «Колючая устрица и голос Бога: Спондил и Стромб в предыстории Анд». Американская древность . 39 (4Часть 1): 597–607. дои : 10.2307/278907 . ISSN   0002-7316 . JSTOR   278907 . S2CID   163248896 .
  • Пиллсбери, Джоан (1996). «Колючая устрица и истоки империи: последствия недавно обнаруженных изображений спондилуса из Чан-Чана, Перу». Латиноамериканская древность . 7 (4): 313–340. дои : 10.2307/972262 . ISSN   1045-6635 . JSTOR   972262 . S2CID   164108466 .
  • Ритуальные жертвоприношения в Древнем Перу . Бенсон, Элизабет П., Кук, Анита Гвинн. (1-е изд.). Остин: Издательство Техасского университета. 2001. ISBN  0292708939 . OCLC   55873621 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  • «Тернистые устрицы: Дочери моря» . Метрополитен-музей . Проверено 12 апреля 2018 г.
  • Схема Чимора
  • Мур, Джей Ди, Макки, Си Джей (2008). Империя Чиму. В: Сильверман Х., Исбелл У.Х. (ред.) Справочник по южноамериканской археологии. Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. https://doi.org/10.1007/978-0-387-74907-5_39
  • Катрайт, Робин Э. «Империя еды в Жекетепеке: местный взгляд на расширение Чиму на северном побережье Перу». Латиноамериканская древность , т. 26, нет. 1, 2015, стр. 64–86, https://doi.org/10.7183/1045-6635.26.1.64 . Доступ 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2469a36141230ff609de8d8e296f16b5__1721990460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/b5/2469a36141230ff609de8d8e296f16b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chimor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)