Jump to content

Чолула (Мезоамериканский памятник)

Координаты : 19 ° 04' с.ш. 98 ° 19' з.д.  /  19,06 ° с.ш. 98,31 ° з.д.  / 19,06; -98,31
Пирамида Чолула

Чолула ( Испанский: [tʃoˈlula] ; Языки науатль : Cholōllān , Otomi : Mä'ragi ) был важным городом доколумбовой Мезоамерики , датируемым по крайней мере II веком до нашей эры, с поселением как деревне, возникшим по крайней мере на несколько тысяч лет раньше. Город Чолула находится к западу от современного города Пуэбла и служил торговым форпостом. Его огромная пирамида является крупнейшей подобной структурой в Америке и самой большой по объему пирамидальной структурой в мире, ее объем составляет 4,45 миллиона кубических метров. [1]

Чолула был одним из ключевых религиозных центров древней Мексики. [2]

Расположение и окружающая среда

[ редактировать ]

Чолула расположен в долине Пуэбла -Тласкала нагорья центральной Мексики. На западе он окружен заснеженными вершинами Попокатепетль и Истаксиуатль , а также Малинче на севере. Летний сезон дождей и тающий снег зимой создают прекрасные условия для ирригационного земледелия. Здесь также происходит слияние нескольких многолетних ручьев с рекой Атояк , которая образует водно-болотные угодья к северу и востоку от центра города. Это привело к обильному и превосходному сельскому хозяйству в колониальный период, в результате чего Чолула стала известна как самый богатый сельскохозяйственный регион в центральной Мексике. Кукуруза — основная выращиваемая культура, но для красителей также собирали магуей , перец чили и кошениль . Почва богата глиной, поэтому гончарное дело и производство кирпича стали важной частью их экономики. Также были популярны текстиль и сложные декоративные накидки. [3]

Экономика и торговля

[ редактировать ]

Стратегическое расположение Чолулы в центре мексиканского нагорья делает его отличным местом в качестве торгового форпоста. Здесь торговые пути соединяли залива побережье Мексиканского , долину Мехико , долину Теуакан и Ла-Миштека- Баха через Исукар-де-Матаморос . [3] Оттуда торговые пути вели к побережью Тихого океана , где существовал более длинный коммуникационный и торговый путь Тихоокеанского побережья.

Благодаря своему расположению Чолула служила связующим звеном, где основные торговые пути и союзные коридоры связывали постклассические группы королевств тольтека - чичимека с южной Мезоамерикой. [4]

Текстильное производство

[ редактировать ]

Текстиль имел огромное значение для экономики Чолулы. В постклассический период они были обычной единицей дани и обмена. Текстиль производился для местного потребления и широко продавался различными купцами, часто посещавшими город. Отчеты о текстильном производстве представлены этноисторическими и археологическими источниками. Испанские писатели колониальных времен отмечают их превосходство в технике крашения и способность красить шерстяные нити в разные цвета для производства разнообразных тканей. Некоторыми из материалов, которые они использовали, были хлопок, который, вероятно, был импортирован с побережья Мексиканского залива или южной Пуэблы, а также магуи, перья, кроличий мех, древесный шелк, молочая и человеческие волосы, которые были найдены на месте. Такие артефакты, как веретена, найденные в разных местах стоянки Чолула, свидетельствуют о обширном производстве текстиля на этой стоянке. Они редки в формирующем и классическом периодах, но становятся более распространенными в постклассический период. В более ранние периоды, возможно, использовались только мутовки из необожженной глины, но они не сохранились в археологических источниках. Высокая концентрация веретенообразных, обнаруженных в Чолуле, по сравнению с другими памятниками Мезоамерики, свидетельствует о важной роли, которую они играли в их экономике. [5]

Базальтовая скульптура головы

Чолула выросла из очень маленькой деревни в региональный центр между 600 г. до н.э. и 700 г. н.э. В этот период Чолула был крупным центром одновременно с Теотиуаканом и, похоже, избежал, по крайней мере частично, участи этого города насильственного разрушения в конце мезоамериканского классического периода.

Самая ранняя оккупация относится к периоду раннего формирования . В 1970-х годах Маунтджой обнаружил возле древнего берега озера заболоченные отложения, относящиеся к позднему среднему формирующему периоду. Самые ранние свидетельства строительства в Чолуле относятся к периоду позднего формирования. Начальные этапы строительства Великой пирамиды, вероятно, относятся к конечному периоду формирования и демонстрируют стилистическое сходство с ранним Теотиуаканом . По оценкам, в период формирования территория территории простиралась примерно на 2 квадратных километра, а население составляло от пяти до десяти тысяч человек. [3]

Классический период известен строительством Великой пирамиды . В этот период были построены этапы 3 и 4, а также многие другие курганы городской зоны, такие как Серро Кокойо, Эдифисио Рохо, Сан-Мигелито и Серро-Гуадалупе. Центральная церемониальная территория включала Великую пирамиду, большую площадь на западе, и Серро Кокойо как самую западную пирамиду группы площадей. Чолула классического периода, скорее всего, занимала площадь около 5 квадратных километров и имела население от пятнадцати до двадцати тысяч человек. [3]

В период раннего постклассического периода могли произойти этнические изменения, о которых свидетельствует приток мотивов побережья Мексиканского залива и захоронение в пирамиде человека с черепной модификацией в стиле майя и инкрустированными зубами. [3]

Резня в Чолуле
Резня в Чолуле

Чолула достигла своего максимального размера и численности населения в постклассический период. Его площадь составляла 10 квадратных километров, а население составляло от тридцати до пятидесяти тысяч человек. В этот период этнические изменения делят историческую последовательность на две фазы: фазы Тлачихуалтепетль и Чололлан. Фаза Тлачихуалтепетль (700–1200 гг. Н. Э.) названа в честь города Великой пирамиды, как это было записано в этноисторическом источнике Historia Tolteca-Chichimeca . [3] Согласно этноисторическим данным, на этом этапе Чолула была захвачена группой побережья Мексиканского залива, известной как ольмеки -Шикаланка, которая сделала его своей столицей. Оттуда они контролировали высокогорное плато Пуэбла и Тласкала. Под руководством этой группы гончары Чолулы начали создавать прекрасные полихромные изделия, которые впоследствии стали самыми популярными сосудами во всей древней Мексике. [6]

В 1200 году н.э. этнические тольтека-чичимека завоевали Чолулу. На этом этапе дворик алтарей был разрушен, а церемониальный центр (с «новой» пирамидой Кетцалькоатля) был перенесен на нынешнее сокало (главную площадь) Чолулы. Полихромная керамика этого периода имела отличительные конфигурации дизайна, но была заимствована из более ранних стилей. К этому же периоду относится и керамика «лака». [3]

В течение всего этого периода Чолула оставался важным региональным центром, настолько, что на момент падения Тройственного союза ацтеков ацтекские принцы все еще формально помазывались чолуланским священником. Где-то между 1200 и 1517 годами Чолула был завоеван соседним городом-государством Тлашкала, таким образом, включив в себя один из трех городов в формирующемся Тройственном союзе Тласкалы. [7]

В 1517 году Чолула вышел из Тройственного союза Тласкалы, решив присоединиться к гораздо более могущественному ацтекскому аналогу. В 1519 году тлашкальцы привели Кортеса и его войска в Чолулу, чтобы организовать акт возмездия городу за его предательство. Чолула, которая находилась к югу от Тласкалы и дальше к юго-востоку от Теночтитлана, находилась в стороне от столицы ацтеков, поэтому ее визит был махинацией Тлашкалы, а не Испании. [7] После церемонии встречи чолуланцев, состоящей из речей и пиршеств, конкистадор Берналь Диас сообщает, что испанцы вскоре стали с подозрением относиться к истинным намерениям чолуланцев. По словам Диаса, испанцы были ошеломлены предполагаемыми траншеями и блиндажами Чолулы с противокавалерийскими шипами, а также заметными грудами камней, найденными на крышах Чолулы. Современные историки-ревизионисты, такие как Мэтью Ресталл, согласны с тем, что тлашкальцы, успешно реализовав план по использованию испанцев в качестве инструмента политического продвижения, убедили Кортеса поверить в то, что чолуланцы сговорились против него. Диас утверждает, что, симулируя отъезд испанцев на центральной площади города, чтобы привлечь большую толпу зрителей, Кортес внезапно объявил, что чолуланцы совершили измену и поэтому их пришлось предать мечу. Заблокировав выходы с огромной площади Чолулы, конкистадоры приступили к резне безоружной толпы, якобы не оставив в живых никого. В то же время воины Тласкалы, ранее находившиеся за пределами Чолулы, быстро ворвались через городские ворота, чтобы разграбить его. В течение следующих четырех дней как испанцы, так и тлашкальцы насиловали, убивали, грабили и сжигали город Чолула, в течение которых Великая пирамида Чолулы практически превратилась в земляной холм. Ни один конкистадор при этом не погиб, и, следовательно, Чолула снова вошел в Тройственный союз Тласкалы, поскольку его предыдущее руководство было казнено. [7]

Вместе с остальной территорией Тласкалы Чолула была мирно передана в руки Испании после завершения испано-ацтекской войны . Несколько лет спустя Кортес поклялся, что город будет перестроен христианской церковью, которая заменит каждый из старых языческих храмов; Фактически было построено менее 50 новых церквей, но испанских колониальных церквей необычайно много для города такого размера. В Чолуле распространена поговорка, что на каждый день года есть церковь.

Во время испанского колониального периода Чолула уступил по значимости соседнему недавно основанному испанскому городу Пуэбла .

Великая пирамида Чолула

[ редактировать ]
Лишь часть лестницы на одной стороне Великой пирамиды Чолула была восстановлена ​​в прежнем виде.

Великая пирамида Чолула , Тлачихуалтепетль, является крупнейшим по объему доиспанским сооружением в мире. [3] Это результат четырех последовательных суперпозиций, первые две относятся к классическому периоду. [8] Первая ступень имела размеры около 120 м (394 футов) по бокам и высоту 17 м (56 футов). Верхняя платформа имела площадь около 43 м (141 фут) и представляла собой остатки стен храма. [3]

Самая ранняя пирамида демонстрирует стиль мотива талуд-таблеро и расписана насекомыми, напоминающими стиль Теотиуакана. Когда пирамида была построена в 300 году до нашей эры, на ней были нарисованы насекомые, окрашенные в черный, красный и желтый цвета. [9] Вторая пирамида, построенная поверх первой, уже не напоминает архитектурный стиль Теотиуакана. Вместо этого это пирамида с лестницей, охватывающей все четыре стороны, поэтому к вершине можно было подойти со всех сторон. Его сторона составляет 590 футов (180 м). [8] Открытые склоны пирамиды засыпаны землей и саманом и представляют собой последний этап строительства между 750 и 950 годами нашей эры. [4] В ранний постклассический период пирамида была расширена до своей окончательной формы. Он занимал площадь 16 гектаров (400 метров по стороне) и достигал высоты 66 метров. Ориентация Великой пирамиды и городской сетки всей территории составляет примерно 26 градусов к северу от запада, что является отклонением от ориентации Теотиуакана. Эта ориентация связана с летним солнцестоянием и может быть связана с поклонением солнечному божеству, связанному с миштекским 7-цветком или ацтекским Тонакатекутли. [3]

Сегодня Чолула по-прежнему остается одним из важнейших мест паломничества в Мексике. Ежегодный фестиваль, проходящий на вершине Великой пирамиды, посещают около 350 000 человек. [3] Великая пирамида Чолула до сих пор используется, потому что испанцы построили на ее вершине церковь, символ религиозного завоевания Империи ацтеков. Это делает ее не только самой большой пирамидой в мире, но и старейшим постоянно населенным зданием в Северной Америке. В 20 веке храм был прорыт туннель археологами. Выявлено четыре крупных и девять малых очередей строительства. Эти туннели остаются открытыми для посетителей и устойчивы благодаря сырцовым кирпичам, из которых была построена пирамида. [9]

Искусство

[ редактировать ]
Керамический контейнер с ручками-проушинами выставлен в музее пирамиды Чолула в Пуэбле, Мексика.

Появились истоки стилистической традиции Микстека-Пуэбла, отразившие влияние побережья Мексиканского залива. Полихромная керамика была распространена уже к 1000 году нашей эры и также напоминает стили побережья Мексиканского залива. [3]

Фреска, известная как «Пьяницы», представляет собой полихромную фреску длиной 165 футов (50 м) с человеческими фигурами в натуральную величину. Представленная сцена представляет собой сцену питья и опьянения, но проглоченная жидкость могла быть получена из галлюциногенных грибов древней Мексики или пейота, а не из алкоголя. [8]

Статуэтки

[ редактировать ]

Фигурки из Чолулы занимают видное место. На раскопках, расположенных на юго-западной окраине Университета Лас-Америкас в Чолуле, одним из объектов был доиспанский колодец глубиной 3,68 м, в котором хранилась постклассическая керамика и статуэтки, составляющие большую часть найденных артефактов. Фигурок было 110, форм не обнаружено; хотя некоторые формы были обнаружены другими археологами в этом районе. Вместе со фигурками находилось большое количество восстанавливаемых сломанных фигурок и других, пережженных или даже почерневших и сожженных. Кроме того, наличие шлаков, пигментов, инструментов для полировки, шариков из приготовленной глины и остекленных жилищных блоков позволяет предположить, что эти материалы могли быть отходами соседней мастерской. [10]

Фигурки обычно изображают божеств, как и во многих других мезоамериканских памятниках, но их форма уникальна. Это фасады высотой около 19 см. Лицевая часть фигурок представляет собой довольно сложное лицо и головной убор, установленные на простом трапециевидном постаменте. Спинка очень грубо обработана и имеет петлеобразную ручку, которая расположена горизонтально, вертикально или по диагонали к лицу, хотя горизонтальные ручки являются наиболее распространенными. Некоторые из них простые, но на других есть следы тонкого слоя штукатурки, окрашенной в желтый, красный, задний, коричневый, зеленый и розовый цвета. [10]

В Чолуле фигурки в основном изображают бога Тлалока . В коллекции кампуса Университета Лас-Америкас было найдено как минимум шесть форм, которые использовались для изготовления фигурок Тлалока, и каждая из них имеет различия в размере, пропорциях и деталях портрета. [10]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Горветт, Зария (26 августа 2016 г.). «Самая большая пирамида в мире спрятана внутри горы в Мексике» . Би-би-си . Проверено 12 февраля 2024 г.
  2. ^ Маккафферти, Джеффри Г. «Чолула». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN   9780195188431
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Эванс, Сьюзан Тоби (2001). Археология древней Мексики и Центральной Америки, Энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Garland Publishing, Inc., стр. 139–141.
  4. ^ Jump up to: а б Пол, Джон. «ГЛАВНЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ МЕЗОАМЕРИКИ Джона Пола: от доклассической до постклассической ЧОЛУЛЫ (около 100–1521 гг. Н. Э.)» . Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. Проверено 15 октября 2013 г.
  5. ^ Маккафферти, Шарисс Д.; Маккафферти, Джеффри (2000). «Текстильное производство в постклассическом Чолуле, Мексика». Древняя Мезоамерика . 11 : 39–54. дои : 10.1017/s0956536100111071 . S2CID   163154277 .
  6. ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 140.
  7. ^ Jump up to: а б с Рестолл, Мэтью (2018). Когда Монтесума встретил Кортеса: правдивая история встречи, изменившей историю . США: Экко. ISBN  9780062427281 .
  8. ^ Jump up to: а б с Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон. п. 121. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Jump up to: а б Сноу, Дин Р. (2010). Археология коренных народов Северной Америки . Река Аппер-Седл: Прентис-Холл. п. 157.
  10. ^ Jump up to: а б с Уруньюэла, Габриэла; Патрисия Планкет; Гильда Эрнандес; Хуан Альбайтеро (март 1997 г.). «Биконические фигурки богов из Чолулы и Кодекса Борджиа». Латиноамериканская древность . 8 (1): 65. дои : 10.2307/971593 . JSTOR   971593 . S2CID   163426376 .
[ редактировать ]

19 ° 04' с.ш. 98 ° 19' з.д.  /  19,06 ° с.ш. 98,31 ° з.д.  / 19,06; -98,31

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3d95a87d3d1d765335f2782523d00df__1716513840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/df/c3d95a87d3d1d765335f2782523d00df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cholula (Mesoamerican site) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)