Чолула (Мезоамериканский памятник)
Чолула ( Испанский: [tʃoˈlula] ; Языки науатль : Cholōllān , Otomi : Mä'ragi ) был важным городом доколумбовой Мезоамерики , датируемым по крайней мере II веком до нашей эры, с поселением как деревне, возникшим по крайней мере на несколько тысяч лет раньше. Город Чолула находится к западу от современного города Пуэбла и служил торговым форпостом. Его огромная пирамида является крупнейшей подобной структурой в Америке и самой большой по объему пирамидальной структурой в мире, ее объем составляет 4,45 миллиона кубических метров. [1]
Чолула был одним из ключевых религиозных центров древней Мексики. [2]
Расположение и окружающая среда
[ редактировать ]Чолула расположен в долине Пуэбла -Тласкала нагорья центральной Мексики. На западе он окружен заснеженными вершинами Попокатепетль и Истаксиуатль , а также Малинче на севере. Летний сезон дождей и тающий снег зимой создают прекрасные условия для ирригационного земледелия. Здесь также происходит слияние нескольких многолетних ручьев с рекой Атояк , которая образует водно-болотные угодья к северу и востоку от центра города. Это привело к обильному и превосходному сельскому хозяйству в колониальный период, в результате чего Чолула стала известна как самый богатый сельскохозяйственный регион в центральной Мексике. Кукуруза — основная выращиваемая культура, но для красителей также собирали магуей , перец чили и кошениль . Почва богата глиной, поэтому гончарное дело и производство кирпича стали важной частью их экономики. Также были популярны текстиль и сложные декоративные накидки. [3]
Экономика и торговля
[ редактировать ]Стратегическое расположение Чолулы в центре мексиканского нагорья делает его отличным местом в качестве торгового форпоста. Здесь торговые пути соединяли залива побережье Мексиканского , долину Мехико , долину Теуакан и Ла-Миштека- Баха через Исукар-де-Матаморос . [3] Оттуда торговые пути вели к побережью Тихого океана , где существовал более длинный коммуникационный и торговый путь Тихоокеанского побережья.
Благодаря своему расположению Чолула служила связующим звеном, где основные торговые пути и союзные коридоры связывали постклассические группы королевств тольтека - чичимека с южной Мезоамерикой. [4]
Текстильное производство
[ редактировать ]Текстиль имел огромное значение для экономики Чолулы. В постклассический период они были обычной единицей дани и обмена. Текстиль производился для местного потребления и широко продавался различными купцами, часто посещавшими город. Отчеты о текстильном производстве представлены этноисторическими и археологическими источниками. Испанские писатели колониальных времен отмечают их превосходство в технике крашения и способность красить шерстяные нити в разные цвета для производства разнообразных тканей. Некоторыми из материалов, которые они использовали, были хлопок, который, вероятно, был импортирован с побережья Мексиканского залива или южной Пуэблы, а также магуи, перья, кроличий мех, древесный шелк, молочая и человеческие волосы, которые были найдены на месте. Такие артефакты, как веретена, найденные в разных местах стоянки Чолула, свидетельствуют о обширном производстве текстиля на этой стоянке. Они редки в формирующем и классическом периодах, но становятся более распространенными в постклассический период. В более ранние периоды, возможно, использовались только мутовки из необожженной глины, но они не сохранились в археологических источниках. Высокая концентрация веретенообразных, обнаруженных в Чолуле, по сравнению с другими памятниками Мезоамерики, свидетельствует о важной роли, которую они играли в их экономике. [5]
История
[ редактировать ]
Чолула выросла из очень маленькой деревни в региональный центр между 600 г. до н.э. и 700 г. н.э. В этот период Чолула был крупным центром одновременно с Теотиуаканом и, похоже, избежал, по крайней мере частично, участи этого города насильственного разрушения в конце мезоамериканского классического периода.
Самая ранняя оккупация относится к периоду раннего формирования . В 1970-х годах Маунтджой обнаружил возле древнего берега озера заболоченные отложения, относящиеся к позднему среднему формирующему периоду. Самые ранние свидетельства строительства в Чолуле относятся к периоду позднего формирования. Начальные этапы строительства Великой пирамиды, вероятно, относятся к конечному периоду формирования и демонстрируют стилистическое сходство с ранним Теотиуаканом . По оценкам, в период формирования территория территории простиралась примерно на 2 квадратных километра, а население составляло от пяти до десяти тысяч человек. [3]
Классический период известен строительством Великой пирамиды . В этот период были построены этапы 3 и 4, а также многие другие курганы городской зоны, такие как Серро Кокойо, Эдифисио Рохо, Сан-Мигелито и Серро-Гуадалупе. Центральная церемониальная территория включала Великую пирамиду, большую площадь на западе, и Серро Кокойо как самую западную пирамиду группы площадей. Чолула классического периода, скорее всего, занимала площадь около 5 квадратных километров и имела население от пятнадцати до двадцати тысяч человек. [3]
В период раннего постклассического периода могли произойти этнические изменения, о которых свидетельствует приток мотивов побережья Мексиканского залива и захоронение в пирамиде человека с черепной модификацией в стиле майя и инкрустированными зубами. [3]


Чолула достигла своего максимального размера и численности населения в постклассический период. Его площадь составляла 10 квадратных километров, а население составляло от тридцати до пятидесяти тысяч человек. В этот период этнические изменения делят историческую последовательность на две фазы: фазы Тлачихуалтепетль и Чололлан. Фаза Тлачихуалтепетль (700–1200 гг. Н. Э.) названа в честь города Великой пирамиды, как это было записано в этноисторическом источнике Historia Tolteca-Chichimeca . [3] Согласно этноисторическим данным, на этом этапе Чолула была захвачена группой побережья Мексиканского залива, известной как ольмеки -Шикаланка, которая сделала его своей столицей. Оттуда они контролировали высокогорное плато Пуэбла и Тласкала. Под руководством этой группы гончары Чолулы начали создавать прекрасные полихромные изделия, которые впоследствии стали самыми популярными сосудами во всей древней Мексике. [6]
В 1200 году н.э. этнические тольтека-чичимека завоевали Чолулу. На этом этапе дворик алтарей был разрушен, а церемониальный центр (с «новой» пирамидой Кетцалькоатля) был перенесен на нынешнее сокало (главную площадь) Чолулы. Полихромная керамика этого периода имела отличительные конфигурации дизайна, но была заимствована из более ранних стилей. К этому же периоду относится и керамика «лака». [3]
В течение всего этого периода Чолула оставался важным региональным центром, настолько, что на момент падения Тройственного союза ацтеков ацтекские принцы все еще формально помазывались чолуланским священником. Где-то между 1200 и 1517 годами Чолула был завоеван соседним городом-государством Тлашкала, таким образом, включив в себя один из трех городов в формирующемся Тройственном союзе Тласкалы. [7]
В 1517 году Чолула вышел из Тройственного союза Тласкалы, решив присоединиться к гораздо более могущественному ацтекскому аналогу. В 1519 году тлашкальцы привели Кортеса и его войска в Чолулу, чтобы организовать акт возмездия городу за его предательство. Чолула, которая находилась к югу от Тласкалы и дальше к юго-востоку от Теночтитлана, находилась в стороне от столицы ацтеков, поэтому ее визит был махинацией Тлашкалы, а не Испании. [7] После церемонии встречи чолуланцев, состоящей из речей и пиршеств, конкистадор Берналь Диас сообщает, что испанцы вскоре стали с подозрением относиться к истинным намерениям чолуланцев. По словам Диаса, испанцы были ошеломлены предполагаемыми траншеями и блиндажами Чолулы с противокавалерийскими шипами, а также заметными грудами камней, найденными на крышах Чолулы. Современные историки-ревизионисты, такие как Мэтью Ресталл, согласны с тем, что тлашкальцы, успешно реализовав план по использованию испанцев в качестве инструмента политического продвижения, убедили Кортеса поверить в то, что чолуланцы сговорились против него. Диас утверждает, что, симулируя отъезд испанцев на центральной площади города, чтобы привлечь большую толпу зрителей, Кортес внезапно объявил, что чолуланцы совершили измену и поэтому их пришлось предать мечу. Заблокировав выходы с огромной площади Чолулы, конкистадоры приступили к резне безоружной толпы, якобы не оставив в живых никого. В то же время воины Тласкалы, ранее находившиеся за пределами Чолулы, быстро ворвались через городские ворота, чтобы разграбить его. В течение следующих четырех дней как испанцы, так и тлашкальцы насиловали, убивали, грабили и сжигали город Чолула, в течение которых Великая пирамида Чолулы практически превратилась в земляной холм. Ни один конкистадор при этом не погиб, и, следовательно, Чолула снова вошел в Тройственный союз Тласкалы, поскольку его предыдущее руководство было казнено. [7]
Вместе с остальной территорией Тласкалы Чолула была мирно передана в руки Испании после завершения испано-ацтекской войны . Несколько лет спустя Кортес поклялся, что город будет перестроен христианской церковью, которая заменит каждый из старых языческих храмов; Фактически было построено менее 50 новых церквей, но испанских колониальных церквей необычайно много для города такого размера. В Чолуле распространена поговорка, что на каждый день года есть церковь.
Во время испанского колониального периода Чолула уступил по значимости соседнему недавно основанному испанскому городу Пуэбла .
Великая пирамида Чолула
[ редактировать ]
Великая пирамида Чолула , Тлачихуалтепетль, является крупнейшим по объему доиспанским сооружением в мире. [3] Это результат четырех последовательных суперпозиций, первые две относятся к классическому периоду. [8] Первая ступень имела размеры около 120 м (394 футов) по бокам и высоту 17 м (56 футов). Верхняя платформа имела площадь около 43 м (141 фут) и представляла собой остатки стен храма. [3]
Самая ранняя пирамида демонстрирует стиль мотива талуд-таблеро и расписана насекомыми, напоминающими стиль Теотиуакана. Когда пирамида была построена в 300 году до нашей эры, на ней были нарисованы насекомые, окрашенные в черный, красный и желтый цвета. [9] Вторая пирамида, построенная поверх первой, уже не напоминает архитектурный стиль Теотиуакана. Вместо этого это пирамида с лестницей, охватывающей все четыре стороны, поэтому к вершине можно было подойти со всех сторон. Его сторона составляет 590 футов (180 м). [8] Открытые склоны пирамиды засыпаны землей и саманом и представляют собой последний этап строительства между 750 и 950 годами нашей эры. [4] В ранний постклассический период пирамида была расширена до своей окончательной формы. Он занимал площадь 16 гектаров (400 метров по стороне) и достигал высоты 66 метров. Ориентация Великой пирамиды и городской сетки всей территории составляет примерно 26 градусов к северу от запада, что является отклонением от ориентации Теотиуакана. Эта ориентация связана с летним солнцестоянием и может быть связана с поклонением солнечному божеству, связанному с миштекским 7-цветком или ацтекским Тонакатекутли. [3]
Сегодня Чолула по-прежнему остается одним из важнейших мест паломничества в Мексике. Ежегодный фестиваль, проходящий на вершине Великой пирамиды, посещают около 350 000 человек. [3] Великая пирамида Чолула до сих пор используется, потому что испанцы построили на ее вершине церковь, символ религиозного завоевания Империи ацтеков. Это делает ее не только самой большой пирамидой в мире, но и старейшим постоянно населенным зданием в Северной Америке. В 20 веке храм был прорыт туннель археологами. Выявлено четыре крупных и девять малых очередей строительства. Эти туннели остаются открытыми для посетителей и устойчивы благодаря сырцовым кирпичам, из которых была построена пирамида. [9]
Искусство
[ редактировать ]Появились истоки стилистической традиции Микстека-Пуэбла, отразившие влияние побережья Мексиканского залива. Полихромная керамика была распространена уже к 1000 году нашей эры и также напоминает стили побережья Мексиканского залива. [3]
Фреска, известная как «Пьяницы», представляет собой полихромную фреску длиной 165 футов (50 м) с человеческими фигурами в натуральную величину. Представленная сцена представляет собой сцену питья и опьянения, но проглоченная жидкость могла быть получена из галлюциногенных грибов древней Мексики или пейота, а не из алкоголя. [8]
Статуэтки
[ редактировать ]Фигурки из Чолулы занимают видное место. На раскопках, расположенных на юго-западной окраине Университета Лас-Америкас в Чолуле, одним из объектов был доиспанский колодец глубиной 3,68 м, в котором хранилась постклассическая керамика и статуэтки, составляющие большую часть найденных артефактов. Фигурок было 110, форм не обнаружено; хотя некоторые формы были обнаружены другими археологами в этом районе. Вместе со фигурками находилось большое количество восстанавливаемых сломанных фигурок и других, пережженных или даже почерневших и сожженных. Кроме того, наличие шлаков, пигментов, инструментов для полировки, шариков из приготовленной глины и остекленных жилищных блоков позволяет предположить, что эти материалы могли быть отходами соседней мастерской. [10]
Фигурки обычно изображают божеств, как и во многих других мезоамериканских памятниках, но их форма уникальна. Это фасады высотой около 19 см. Лицевая часть фигурок представляет собой довольно сложное лицо и головной убор, установленные на простом трапециевидном постаменте. Спинка очень грубо обработана и имеет петлеобразную ручку, которая расположена горизонтально, вертикально или по диагонали к лицу, хотя горизонтальные ручки являются наиболее распространенными. Некоторые из них простые, но на других есть следы тонкого слоя штукатурки, окрашенной в желтый, красный, задний, коричневый, зеленый и розовый цвета. [10]
В Чолуле фигурки в основном изображают бога Тлалока . В коллекции кампуса Университета Лас-Америкас было найдено как минимум шесть форм, которые использовались для изготовления фигурок Тлалока, и каждая из них имеет различия в размере, пропорциях и деталях портрета. [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Горветт, Зария (26 августа 2016 г.). «Самая большая пирамида в мире спрятана внутри горы в Мексике» . Би-би-си . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ Маккафферти, Джеффри Г. «Чолула». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Эванс, Сьюзан Тоби (2001). Археология древней Мексики и Центральной Америки, Энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Garland Publishing, Inc., стр. 139–141.
- ^ Jump up to: а б Пол, Джон. «ГЛАВНЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ МЕЗОАМЕРИКИ Джона Пола: от доклассической до постклассической ЧОЛУЛЫ (около 100–1521 гг. Н. Э.)» . Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ Маккафферти, Шарисс Д.; Маккафферти, Джеффри (2000). «Текстильное производство в постклассическом Чолуле, Мексика». Древняя Мезоамерика . 11 : 39–54. дои : 10.1017/s0956536100111071 . S2CID 163154277 .
- ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 140.
- ^ Jump up to: а б с Рестолл, Мэтью (2018). Когда Монтесума встретил Кортеса: правдивая история встречи, изменившей историю . США: Экко. ISBN 9780062427281 .
- ^ Jump up to: а б с Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон. п. 121.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Сноу, Дин Р. (2010). Археология коренных народов Северной Америки . Река Аппер-Седл: Прентис-Холл. п. 157.
- ^ Jump up to: а б с Уруньюэла, Габриэла; Патрисия Планкет; Гильда Эрнандес; Хуан Альбайтеро (март 1997 г.). «Биконические фигурки богов из Чолулы и Кодекса Борджиа». Латиноамериканская древность . 8 (1): 65. дои : 10.2307/971593 . JSTOR 971593 . S2CID 163426376 .
Ссылки
[ редактировать ]- Коу, Майкл Д.; Кунц, Рекс (2013). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-29076-7 .
- Эванс, Сьюзан Тоби; Вебстер, Дэвид Л. (2001). Археология Древней Мексики и Центральной Америки: Энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Garland Publishing, Inc.
- Дэвис, Найджел (1982). Древние королевства Мексики . Книги о пингвинах.
- Пол, Джон. «ГЛАВНЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ САЙТЫ МЕЗОАМЕРИКИ Джона Пола: от доклассической до постклассической ЧОЛУЛЫ (около 100–1521 гг. Н.э.)» . Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. Проверено 8 апреля 2012 г.
- Сноу, Дин Р. (2010). Археология коренных народов Северной Америки . Река Аппер-Седл: Прентис-Холл. п. 157.
- Маккафферти, Шарисс Д.; Маккафферти, Джеффри (2000). «Текстильное производство в постклассическом Чолуле, Мексика». Древняя Мезоамерика . 11 : 39–54. дои : 10.1017/s0956536100111071 . S2CID 163154277 .
- Маккафферти, Джеффри Г. «Чолула». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431
- Диас дель Кастильо. «Испанцы атакуют чолуланов из Диас-дель-Кастильо, Том 2, Глава 83» . Американская историческая ассоциация. Архивировано из оригинала 8 октября 2012 г. Проверено 8 апреля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии Чолулы , заархивированные 13 июня 2006 г. в Wayback Machine , тур по Мексике.
- Чолула , Фонд развития мезоамериканских исследований
- Историческая карта Чолулы 1581 года.