Муиска искусство
![]() |
Часть серии о |
Культура Муиска |
---|
Темы |
География |
Соляные люди |
Основные соседи |
История и сроки |


В этой статье описывается искусство , созданное Muisca . Муиска основали одну из четырех великих цивилизаций доколумбовой Америки на Альтиплано Кундибоясенсе в современной центральной Колумбии . Их различные формы искусства подробно описаны и включают керамику, текстиль, боди-арт, иероглифы и наскальные рисунки. Хотя их архитектура была скромной по сравнению с цивилизациями инков , ацтеков и майя , муиски наиболее известны своей искусной работой по золоту. В Музее дель Оро в столице Колумбии Боготе хранится самая большая в мире коллекция золотых предметов из различных колумбийских культур, включая Муиску.
Первое искусство в восточных хребтах Колумбийских Анд насчитывает несколько тысячелетий. Хотя это предшествовало цивилизации Муиска, начало которой обычно относят к 800 году нашей эры, тем не менее, некоторые из этих стилей сохранились на протяжении веков.
В докерамическую эпоху жители горной местности создавали петрографы и петроглифы, изображающие своих божеств , богатую флору и фауну местности, абстрактные мотивы и антропоморфные или антропозооморфные элементы. Самодостаточное оседлое земледельческое общество превратилось в культуру, основанную на керамике и добыче соли в период Эррера , обычно определяемый как 800 г. до н.э. – 800 г. н.э. В это время была возведена старейшая из существующих форм искусственного искусства; археоастрономическое место , названное Эль-Инфьернито («Маленький ад») католическими испанскими конкистадорами . Период Эрреры также ознаменовал широкое использование керамики и текстиля и начало того, что стало основным мотивом испанского завоевания ; искусная тонкая обработка золота. представлен на плоту Муиска , считающемся шедевром этой технологии и изображающем ритуал инициации нового психипква Муйкиты Золотой век металлургии Муиска , южной части Конфедерации Муиска. . Эта церемония, проводимая шеками (священниками) и касиками в пернатых золотых коронах и сопровождавшаяся музыкой и танцем , проходила на плоту на озере Гуатавита , в северной части равнинной саванны Боготы . Рассказы о таких церемониях создали среди испанцев легенду об Эльдорадо , побудив их на десятилетия поисков этого мифического места.
Богатое искусство, созданное Muisca, вдохновило современных художников и дизайнеров на творчество. Мотивы Муиска представлены в виде фресок, в одежде и предметах, встречающихся на бывших территориях Муиски, а также в анимационных клипах и видеоиграх. Искусство коренных жителей Альтиплано Кундибоясенсе хорошо изучено многими разными исследователями, публиковавшими свои работы еще с начала колониальных времен. Конкистадор, впервые вступивший в контакт с муиска, Гонсало Хименес де Кесада , писал в своих мемуарах об умелой и хорошо организованной цивилизации торговцев и земледельцев. Монах Педро Симон описал связь между искусством и религией , а более поздний вклад в анализ различных форм искусства внесли Александр фон Гумбольдт , Хоакин Акоста и Либорио Серда в 19 веке, Мигель Триана , Элиесер Сильва Селис и Сильвия М. Бродбент. в 20 веке и в современных исследованиях преобладают работы Карла Хенрика Лангебека Руэды. , Хавьер Окампо Лопес и многие другие.
Предыстория [ править ]

Центральное высокогорье восточных хребтов Колумбийских Анд , называемое Альтиплано Кундибоясенсе , было заселено группами коренного населения с 12 500 лет назад, о чем свидетельствуют археологические находки в каменном убежище Эль-Абра , в настоящее время являющемся частью Сипакиры . Первым занятием человека были охотники-собиратели, которые добывали пищу в долинах и горах Андского плато. Поселения в первые тысячелетия этой Андской докерамической эпохи в основном ограничивались пещерами и скальными убежищами, такими как Текендама в современном Соаче , Пьедрас-дель-Тунхо в Факатативе и Чекуа , который в настоящее время является частью муниципалитета Немокон . Около 3000 г. до н. э. жители Андских равнин начали жить на открытых пространствах и строили примитивные круглые дома, где создавали каменные орудия, используемые для охоты, рыбалки, приготовления пищи и примитивного искусства, в основном наскального искусства . Типовым местом для этого перехода является археологический памятник Агуасуке на северо-западе Соачи, недалеко от Боготы .
Многочисленные доказательства одомашнивания морских свинок были обнаружены в Текендаме и Агуасуке, где мелкие грызуны составляли часть рациона людей, которые питались в основном белохвостыми оленями , охотившимися на равнинах, окружающих различные озера и реки. Диета значительно расширилась с появлением раннего сельского хозяйства , возможно, под влиянием миграции с юга; современное Перу . Основным выращиваемым продуктом была кукуруза различных форм и цветов, а клубни составляли значительную часть источника пищи. Плодородные почвы, особенно саванны Боготы, оказались благоприятными для развития этого сельского хозяйства, о чем до сих пор свидетельствуют обширные сельскохозяйственные поля за пределами столицы Колумбии.
Хронология заселения Альтиплано Кундибоясенсе, Колумбия |
до Муиски Искусство

Первыми формами искусства, признанными на Альтиплано, являются петрографы и петроглифы в различных местах Альтиплано, главным образом в скальных убежищах саванны Боготы. Эль-Абра, Пьедрас-дель-Тунхо и Текендама являются одними из старейших мест, где были обнаружены наскальные рисунки. [1] Период Эрреры, обычно определяемый с 800 г. до н.э. по 800 г. н.э., был эпохой появления первой керамики. Самая старая керамика Эррера была обнаружена в Токареме и датируется 800 годом до нашей эры. [2] Искусство Эрреры также представлено археоастрономическим объектом , названным Эль-Инфьернито испанцами . На поле возле Вилья-де-Лейва были воздвигнуты менгиры в форме выровненных фаллосов. Это место, старейшее из сохранившихся произведений искусства, датируемое 500 г. до н.э., было важным местом для религиозных большое количество алкогольного напитка чича ритуалов и праздников, во время которых употреблялось . Свидетельства о праздниках на этом месте относятся к более позднему времени, уже в период Муиска. [3]
Считается, что обработка золота в северных частях Южной Америки, главным образом в современной Колумбии, происходит из регионов, расположенных южнее; север Перу и Эквадора, в течение большого периода времени с 1600 по 1000 год до нашей эры. Развитие различных культур золотоделия на юге Колумбии произошло около 500 г. до н.э. [4] Поздний период Эрреры показал первые свидетельства обработки золота на Альтиплано. Золотые артефакты были найдены в Тунхе и Комбите в Бояке и Гуатавите в Кундинамарке, их предполагаемый возраст варьируется от 250 до 400 г. н.э. [5]
Муиска editискусство
Период Муиска обычно начинается с 800 г. н.э. и длится до испанского завоевания Муиски в 1537 году, хотя отмечаются региональные различия в датах начала. Ранний период Муиска, примерно определяемый с 800 по 1000 год нашей эры, показал рост торговли на дальние расстояния с коренным населением прибрежных районов Карибского бассейна, мумификацию и внедрение обработки золота. [6] Переход между ранней Муиской и Поздней Муиской определяется более сложным обществом, межрегиональной торговлей керамикой, ростом населения и поселениями большего размера ближе к сельскохозяйственным землям . Когда испанские конкистадоры прибыли на Альтиплано, они описали концентрацию поселений на равнинах Боготской саванны. [6]
Зооморфные фигурки [ править ]
Как и Тайрона на колумбийском побережье Карибского моря, Муиска изготавливала зооморфные фигурки на основе фауны их среды обитания в этом районе. Основными животными, использованными для их фигур, были лягушка и змеи. Змеи имели зигзагообразную форму с глазами на макушке головы. На многих змеевидных объектах изображен типичный раздвоенный язык змеи, а также явно добавлены олени. У некоторых змей есть бороды, усы или даже человеческая голова. [7] Исследователь Херардо Райхель-Долматофф в своей книге Orfebrería y chamanismo в 1988 году предположил, что основой бороды и усов могла быть обильная рыба, обитающая на Альтиплано, и важная часть рациона муиска и их предков, о чем свидетельствует Агуасуке ; Эремофилус мутисии . [8] [9] [10]
Лягушки ( иесуа означает «пища Солнца» , что на языке муйскубун ) и жабы были важными животными в концепции природы и связи с духовным миром для муиска. [11] Они символизировали начало сезона дождей, что показано в календаре Муиска ; символы первого ( ата ), девятого ( ача ) и святого двадцатого ( гуэта ) месяца года произошли от жаб. Общий год сложного лунно-солнечного календаря состоял из двадцати месяцев. [12] Лягушки изображены во многих различных декорациях и формах искусства; нарисованы на керамике, в иероглифах наскальной живописи и в виде статуэток. Во многих случаях они изображались в сочетании с повседневными делами и использовались для обозначения людей, в основном женщин . [13]
Золотое дело [ править ]

Муиска славились своей работой с золотом. Хотя в Конфедерации Муиска залежей золота не было в изобилии, люди получали много золота посредством торговли , в основном в Ла Тора (сегодня называемая Барранкабермеха) и других местах на реке Магдалена . [14] Самые ранние радиоуглеродные даты обработки золота в Муиске получены на основе следов углерода в ядрах золотых сережек и указывают возраст между 600 и 800 годами нашей эры. Самые старые свидетельства обработки золота Муиска были найдены в Гуатавите , Фусагасуге и Эль-Пеньоне , все на территории современной Кундинамарки. Золотые изделия имеют сходство, но не идентично металлургии Кимбайи в долинах Каука и Магдалена . [15]
На основе стилистической изменчивости и металлургической технологии, проанализированной при обработке золота в Муиске, были сделаны выводы о трех процессах;
- Люди Эррера создавали золотые и медные предметы, такие как короны и другие фигурки для подношений, из аллювиальных ресурсов, используя первые формы, молотки и, возможно, матрицы.
- Около 400 г. н.э. металлургия стала более развитой, стал использоваться сплав тумбага , и отмечается увеличение производства подношенных фигурок.
- Последняя фаза квалифицированной обработки золота характеризуется более детальной обработкой золота с использованием золота, полученного в результате торговли с другими группами коренных народов. [16]
Поскольку коренные народы проживали ближе к Карибскому побережью , люди торговали очень ценными морскими улитками. По иронии судьбы, морские улитки стоили для Муиски больше, чем золото, из-за удаленности от их местонахождения далеко в глубине страны, высоко в Андах . Искусная обработка золота Муиски легла в основу легенды об Эльдорадо , получившей распространение среди испанских конкистадоров ; в конечном итоге это привело их в самое сердце Колумбии — злополучная экспедиция, которая длилась почти год и унесла жизни около 80% их людей. [17] [18]
Тунжос [ править ]

Тунджос (от Muysccubun : тунчо ) [19] Это небольшие фигурки для подношения по обету, производимые Муиской в больших количествах. Они встречаются в различных местах Альтиплано, в основном в озерах и реках, и являются наиболее распространенным объектом, хранящимся в музейных коллекциях за пределами Колумбии. [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] Слово тундзё впервые было использовано в литературе о Муиске в 1854 году учёным Эсекьелем Урикоэчеа . [33] Фигурки в основном антропоморфны , другие экземпляры зооморфны . Тунджо ; в основном создавались с тумбаги использованием сплав золота , меди и серебра , некоторые следами свинца . или железа со [34] Большинство керамических или каменных тундзё было описано в Монгуа , недалеко от Согамосо . [35] Тунджо служили трем целям; в качестве украшения храмов и святынь, для проведения ритуалов в священных озерах и реках в религии Муиска , а также в качестве элементов погребальной практики; сопровождать умерших в загробную жизнь. [34] Керамические человеческие туньо хранились в домах ( бохиос ) Муиски вместе с изумрудами . [36]
Драгоценные металлы серебро и золото не были распространены в Восточных хребтах, тогда как медь добывалась в Гачантиве , Моникире и в горах к югу от Боготской саванны в Сумапасе . Процесс создания тонких филигранных фигур происходил путем создания формы из обсидиана, сланца или глины с заполнением открытого пространства пчелиным воском, полученным в результате торговли с соседними коренными народами из Восточного Льяноса к востоку от Альтиплано; Ачагуа , Тегуа и Гуаюпе . Пчелиный воск заполнял пустоты формы, и форма нагревалась огнем. Пчелиный воск таял, оставляя открытое пространство, куда тумбагу заливали , а иногда и золото, - процесс, называемый литьем по выплавляемым моделям . [34] Используя этот метод, современные тунжо . в центре Боготы до сих пор изготавливают [37]
Между 1577 и 1583 годами различные колониальные писатели сообщали в своих хрониках об использовании тундзё для подношения произведений. Описания раннего колониального периода Нового Королевства Гранады были собраны сначала Висентой Кортесом Алонсо в 1958 году, а затем Улисесом Рохасом в 1965 году. Отчеты конца 16 века показывают, что религиозные обряды Муиска все еще были живы. несмотря на интенсивную политику обращения в католичество. [38] этих ритуалах участвовали касики Тута Тока , Рамирики , Дуитама , Игуаке , , , Читагото , Онзага Тунха В и Кукунуба . [39] Религиозный лидер Согамосо по-прежнему оставался самым важным в те дни. [40]
- Коллекция тунжо
- Tunjo, созданный родителями с детьми
- Тунджо
- Тунджо, украшенное серьгами
- Тунджо матери с младенцем на руках
- Зооморфное тундзё в Музее дель Оро.
- Форма, используемая для изготовления тунжо.
Плот Муиска [ править ]

Плот Муиска является шедевром золотодобывающей промышленности Муиска и стал образцом прекрасных используемых техник. Объект размером 19,1 сантиметра (7,5 дюйма) на 10 сантиметров (3,9 дюйма) был найден в 1969 году в керамическом горшке, спрятанном в пещере в муниципалитете Паска , на юго-западе саванны Боготы, и стал центральным экспонатом Музея дель Оро. в Боготе. [41] [42] Плот интерпретируется как изображение ритуала инициации новой зипы в священном озере Гуатавита , где новый правитель покрывал себя золотой пылью и прыгал из маленькой лодки в воды послеледниковой высоты на высоте 3000 метров (9800 футов). озеро в честь богов. Эту церемонию сопровождали священники (Muyccubun: xeque ) и она легла в основу легенды об Эльдорадо , которая привлекла испанских конкистадоров к высоким Андам. Плот был построен методом литья по выплавляемым моделям и изготовлен из тумбаги, состоящей примерно из 80% золота, 12% серебра и 8% меди. [43] Он содержит 229 граммов золота.
Плот Муиска также изображен на гербах двух муниципалитетов Кундинамарки; Сескиле , где находится озеро Гуатавита, и Паска, где был найден плот. [44] [45]
Ювелирные изделия [ править ]

Общество Муиска было по сути эгалитарным с небольшими различиями в использовании драгоценностей. Воинам геча , священникам и касикам разрешалось носить несколько видов украшений, в то время как простые люди использовали меньше драгоценностей. Золотые украшения или украшения тумбага существовали в виде диадем , носовых платков, нагрудников, серег, подвесок, диадем , браслетов и масок. [36]
- Золотая маска Муиска, Музей золота
- Золотая Muisca nariguera (носовая часть) выставлена в Музее дель Оро.
- Муиска носил золотые браслеты.
- Воины геча носили украшения
Архитектура [ править ]

В то время как три другие великие доколумбовые цивилизации — майя, ацтеки и инки — известны своей величественной архитектурой в виде пирамид, стел, каменных городов и храмов, скромная архитектура Муиска оставила очень мало следов в настоящем. [46] Дома (называемые бохиос или малокас ) и храмы людей, где проходили духовные собрания в честь богов и приношения в жертву туньо , изумруды и детей, были сделаны из разлагаемых материалов, таких как дерево, глина и тростник. Круглые конструкции были построены на слегка приподнятых платформах, чтобы предотвратить их затопление на часто затопляемых равнинах; небольшие поселения, насчитывавшие от десяти до ста домов, были окружены деревянными столбами, образующими ограждение, называемое ок на языке Муйскубун . [47] [48] Двое или более ворот давали доступ в деревни. [49] Сами дома и храмы строились вокруг центрального деревянного столба, прикрепленного к крыше; храмы были построены из древесины дерева Guaiacum officinale , что обеспечивает высокое качество строительства. [50] Полы открытых домов были покрыты соломой или, у касиков , керамическими полами. [51] [52] К крыше были прикреплены полотна, окрашенные в красный и черный цвета. Дома и священные места украшались тунжо и изумрудами, а в некоторых случаях остатками человеческих жертвоприношений . [53]
Дороги [ править ]
Дороги, которые торговцы и шеки Муиски использовали для пересечения Альтиплано и доступа к прилегающим территориям, были прорыты в верхнем слое почвы без покрытия, из-за чего их было трудно распознать в археологических записях. Дороги, ведущие к религиозным объектам, таким как озеро Тота , были отмечены камнями, окружающими тропу, которые видны до сих пор. [54] Вантовые мосты из виноградных лоз и бамбука соединили берега многих рек Анд. Дороги, пересекающие горы Восточных хребтов, были узкими, что создавало проблемы для испанских конкистадоров , которые использовали лошадей для путешествий на большие расстояния. [55]
Оставшиеся древности [ править ]
Несколько построек, построенных Муиской, существуют до сих пор; Cojines del Zaque («подушки заке») в Тунхе представляют собой два круглых камня с наклонными верхними частями, используемые для религиозных церемоний. От храма Горанчача сохранился круг колонн, расположенный на территории UPTC , также в Тундже. Самый священный храм Муиски, Храм Солнца в священном Городе Солнца Суамокс, был уничтожен пожаром, когда испанские завоеватели разграбили святыню, и был восстановлен на основе археологических исследований Элиесера Сильвы Селиса . Храм является частью Археологического музея города Бояка. [56]
- Храм Солнца в Суамоксе был самым важным храмом Муиски.
- Подушки Заке в Тундже ( Хунза )
- Muisca bohíos изображены в правом верхнем углу печати Сопо.
Мумии [ править ]

Мумификация была традицией, которую практиковали многие другие доколумбовые цивилизации. На Альтиплано традиция сохранять мертвых зародилась в период Эррера, примерно в V веке нашей эры. [57] Муиска продолжили эту культуру и готовили своих умерших любимых членов общества, помещая тела в огонь. Тепло сушило тело, а фенол сохранял органы и защищал их от разложения — процесса, который занимал до восьми часов. [58] После высыхания тела заворачивали в хлопчатобумажные ткани и помещали в пещеры, хоронили или в некоторых случаях помещали на возвышенные платформы внутри храмов, таких как Храм Солнца . [59] [60] [61] Положение мумий было: руки скрещены на груди, кисти вокруг подбородка, а ноги располагались на животе. Во время подготовки мумий муиски играли музыку и пели песни в честь своих умерших. Привычка мумификации сохранялась и в колониальный период ; самые молодые найденные мумии датируются второй половиной XVIII века. [59] [62] [63] [64]
Чтобы подготовить умерших к загробной жизни, мумий окружали керамическими горшками с едой, тунджо , хлопчатобумажными мешками и накидками. [57] Воины -геча почитались золотым оружием, коронами, изумрудами и хлопком. [65] Когда касики , заке и зипа умирали, их мумифицированные тела помещали в мавзолеи и окружали золотыми предметами. Самых уважаемых членов общества сопровождали многочисленные жены , рабыни и дети. У мумии ребенка, описанной из пещеры в Гамесе , Бояка, был прорезыватель . на шее [66] Другие мумии детей были богато украшены золотом и помещены в пещеры, как это было с молодой девушкой, описанной Либорио Зердой . [58]
Искусство мумификации также практиковалось другими группами , говорящими на языке чибча, в Восточных хребтах; мумии Гуане хорошо изучены, а также У'ва и севернее Читареро департамента Северный Сантандер мумифицировали своих мертвецов. [67] [68] говорящие на карибском языке, Музо, хоронили свои мумии головой на запад, в то время как зену и панче , как и муиска, обычно ориентировали лица своих мумий на восток. Некоторые из мумий Муиски были направлены на юг. [69]
Когда воины геча сражались с соседними группами, особенно с панче, а также против испанских конкистадоров, они носили на спине мумии своих предков, чтобы произвести впечатление на врага и получить удачу в бою. [59] [65] [70] [71] [72]
- Хлопковая текстильная сумка Muisca, сопровождающая мумию Muisca
- Маленькие керамические горшки окружали мумии и содержали пищу для загробной жизни.
- кукуруза
Музыка и танцы [ править ]

Муиска музицировали, пели и танцевали главным образом в рамках религиозных, погребальных и инициационных ритуалов, при сборе урожая и посеве, а также после победы в сражениях . [73] [74] Также во время строительства своих домов муиски исполняли музыку и танцы. В ранних испанских хрониках отмечалось, что музыка и пение были монотонными и грустными. [75] В качестве музыкальных инструментов использовали барабаны, флейты из ракушек или керамики, золотые трубы, зампоны и окарины. [76] На ритуалах люди одевались в перья, шкуры животных (в основном ягуаров ) и украшали свои тела красками. Во время танцев женщины и мужчины держались за руки, и в этих мероприятиях участвовали как простолюдины, так и высшие социальные классы. Главными божествами , связанными с танцами, были Уитака и Ненкатакоа . [77] [78] [79]
Керамика [ править ]

Использование керамики на Альтиплано началось в период Эррера, причем самые старые свидетельства использования керамики датируются 3000 годом до нашей эры. Разнообразие глин рек и озер долин высокогорного плато сделало возможным создание разнообразных типов керамики.
Муиска строили керамическую посуду для приготовления пищи, добычи соли из рассолов, в качестве декоративных ритуальных предметов и для употребления алкогольных напитков; чича . Большие керамические кувшины были найдены вокруг священного археоастрономического места Эль -Инфьернито и использовались для массовых ритуалов, во время которых люди отмечали свои праздники, выпивая чичу. [80] Также музыкальные инструменты , такие как окарины из керамики изготавливались . Керамические горшки и скульптуры были расписаны зооморфными фигурами, распространенными на территории Муиски; лягушки , броненосцы , змеи и ящерицы . Основные центры производства керамики располагались недалеко от богатых глинами городов Токансипа , Гачансипа , Когуа , Гуатавита , Гуаска и Ракира . [36]
- Керамическая чаша и тунжо , Музей Оро, Богота.
- Керамическая маска Муиски, Национальный музей, Богота.
- Керамика Муиска характеризуется типичными формами глаз и рта.
Текстиль [ править ]


Муиска, как коренная группа на западе Колумбии, разработала разнообразные ткани из фике или хлопка . [81] [82] Шнуры изготавливались из фике или человеческого волоса. [82] Жители Альтиплано с холодным климатом не имели крупного производства хлопка , но торговали большей частью своего хлопка со своими соседями; Музо на северо- западе на западе, Панче на юго-западе, Гуане и Гуаюпе на востоке. [82] Из хлопка-сырца женщины Муиска шили прекрасные хлопковые накидки, которые продавались на многих рынках территории Муиска. [83]
Мантии Муиски были украшены разными цветами. Цвета были получены из семян; косточка авокадо для зелени и цветов; шафран для апельсина и индиго для синего цвета, фрукты, корка и корни растений, животные, такие как насекомое кошениль, производящее пурпурные цвета, и минералы, такие как голубая и зеленая глины Сиачоке , цветная земля Суты и желтые отложения Сораки . [84] Также куруба , цветки растения картофеля ( Solanum andigenum ) и другие красящие вещества ( Rumex obtusifolia , Bixa orellana , Arrabidaea chica и другие). использовались [85] Цвета наносились карандашами, цветными нитками или штампами. [86] Текстиль производился с использованием различных технологий, подобных аймара на юге Южной Америки и мезоамериканским культурам. [87] Мелкие ткани служили деньгами, точно так же, как техуэло из золота или соли . использовались [88]
Говорят, что культуре изготовления мантии в мифологии Муиски обучал Бочика , который обучал людей использованию веретен . [89] Ненкатакоа защищала ткачей и художников мантии. [90]
- Кошенильных вшей использовали для получения фиолетовых цветов.
- Руана представляла собой особый вид мантии Муиска, похожую на пончо.
примечание: это современная версия - Как и гуане, муиска шили длинные мантии, чтобы защитить себя от холодного климата.
- Муиска использовали веретена, чтобы удерживать мантии на месте.
Иероглифы [ править ]

Муиска не использовала письменность для текста, но цифры были написаны иероглифами. Они были проанализированы различными авторами, такими как Хоакин Акоста , Александр фон Гумбольдт и Либорио Серда , и появляются в наскальных рисунках и текстиле. Лягушка является самой важной и изображается в числах от одного ( ата ) до двадцати ( гуэта ) пять раз, поскольку у Муиски не было иероглифов для чисел от 11 до 19, поэтому снова использовали цифры от одного до девяти в сочетании с десятью; пятнадцать, таким образом, было десятью и пятью; qhicħâ hɣcſcâ . [91] [92]
Боди-арт [ править ]
Татуировки были обычным явлением для муиска и являлись выражением их идентичности. [93] [94] Люди использовали бикса орельяна для раскрашивания своего тела, так же, как араваки , карибы и тупи . [95]
Наскальное искусство [ править ]

На Альтиплано было обнаружено множество образцов наскального искусства Муиски. Первые наскальные рисунки были обнаружены конкистадором Гонсало Хименесом де Кесадой во время испанского завоевания Муиски . [96] Наскальное искусство состоит из петроглифов (резных изображений) и петрографов (рисунков). Петрографии делались указательным пальцем . [97] Пионером в изучении наскального искусства был Мигель Триана . [98] Позднее вклад внесли Диего Мартинес, Элиесер Сильва Селис и другие. [99] Предполагается, что наскальные рисунки были созданы под влиянием аяуаски (яхэ). [100]
Наскальные рисунки Соача-Сибате на юго-западе Боготской саванны подробно изучались в период с 1970 по 2006 год после первоначальных исследований Трианы. [96] [101] На этих петрографах описаны определенные мотивы; треугольные головы — это пиктограммы человеческих фигур, на которых головы изображены треугольной формы. Они нанесены красным цветом и имеют различные размеры. Подобные мотивы отмечены в Монгуа , Тенджо и Тибакуй . [102] В большинстве случаев наскальных рисунков на Альтиплано конечности тела, например руки, изображены в простых формах. Однако в некоторых случаях руки прорабатываются более детально с использованием спиралей, концентрических кругов и других штрихов, называемых сложными руками . Помимо Сибате, эти формы встречаются также в Сабойе и Тибане в Бояке. [103] Третий класс петрографов был назван радиальными изображениями . На этом мотиве изображены основные фигуры с нарисованными вокруг них концентрическими квадратными или круговыми линиями. [104] Концентрические круглые рисунки были интерпретированы как изображения главных божеств религии Муиска; Чиа (Луна) и Суэ , ее муж Солнце. [105] Ромбовидные мотивы встречаются в Сибате, но их точное назначение еще не установлено. [106] И в Соаче, и в Сибате обнаружен пятый тип петрографов; крылатые фигуры . Эти мотивы напоминают птиц, описанных в тунжо и керамике Альтиплано. [106]
Тот же ученый провел подробный анализ наскальных рисунков в Факатативе; Тунхо Археологический парк Пьедрас-дель- . Многие петрографы в этом месте окрашены в красный, желтый, охристый, синий, черный и белый цвета. [107] [108] [109] [110] В мотивах изображено возможное табачное растение, обычно используемое муиска, зигзагообразные узоры, антропоморфные фигуры, концентрические линии, подобные тем, что есть в Соаче и Сачика, зооморфные мотивы и антропозооморфные композиции в форме лягушек. [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116]
в 1960-х годах, проведенное Элиесером Сильвой Селисом Исследование наскального искусства Сачика, выявило фитоморфные узоры, человеческие фигуры в масках, единичные и концентрические кольца, треугольные головы и лица, на которых были нарисованы глаза и носы, но отсутствовали рты. [117] Большинство найденных здесь петрографов представляют собой абстрактные фигуры. [118] В наскальных рисунках Сачика преобладают красный, черный и белый цвета. Черный цвет также анализировался в Эль-Инфьернито и, как полагают, относится к происхождению до Муиски. [119] Радиальные структуры, нарисованные на головах антропоморфных петрографов, интерпретируются как перья. [120] Перья были ценным предметом для муиска и использовались шеками и касиками во время ритуала Эльдорадо на озере Гуатавита. [121]
Отпечатки рук, похожие на знаменитые Куэва-де-лас-Манос в Аргентине, но менее выраженные и в меньшем количестве, были обнаружены на скалах в Соаче и Мотавите . [122]
на Альтиплано Муиски Наскальные рисунки
По состоянию на 2006 год только в Кундинамарке было обнаружено 3487 мест наскальных рисунков, из которых 301 — в саванне Боготы . [123] За прошедшие годы были найдены и другие места. [1] [123] [124] [125] [126] Наскальные рисунки Археологического парка Факататива сильно пострадали от вандализма. [127] Планы по сохранению уникального культурного наследия формулируются с середины 2000-х годов. [128] Петрографы Соачи находятся под угрозой из-за горнодобывающей деятельности в быстрорастущем пригороде Боготы , как и в других горнодобывающих районах; Чиа , Сибате , Тунха , Сачика и другие. [129]
Урегулирование | Отделение | Высота (м) городской центр | Тип | Изображение | Карта |
---|
Муиски Современное искусство

В центре Боготы процесс производства тунжо все еще жив. Используя те же методы, которые, должно быть, использовали Муиска, изготавливаются фигурки вотивных подношений. [37] Художественные представления творчества Муиски не так распространены, как у майя, ацтеков и инков. Тем не менее, создаются современные интерпретации их искусства. В Босе , местности на западе Боготы , фреска изображает различных божеств . Другая фреска, изображающая богов и богинь Муиски, сделана в отеле Текендама , названном в честь докерамического археологического памятника и каменного убежища Текендама , в центре Боготы. Остальные стилистические изображения этих божеств созданы профессиональными графическими дизайнерами в Колумбии. [130] Муиска представлены как одна из игровых наций в видеоигре Europa Universalis IV в специально разработанном наборе расширения «Эльдорадо» , где можно играть ; семь золотых городов в Америке, где представлены лидеры основных цивилизаций. [131] В основную игру входят все правители Муиски , от Мичуа и Мейкучуки до Тискесузы , Сагипы и Акиминсаке . Conquest of Paradise (DLC) о завоевании Нового Света — еще одно расширение для игры World Diplomacy and Strategy. Другие названия: Муикита , Бусбанза , Серинза , Чарала , Чипата Куксинегуа, Дуитама , , Геча , Ирака , Онзага , Паипа , , Савойя , Соача , Тенза , Тибана , Тибирита , Тока , Томагата , Тундума , Тутазуа , Узатама , Заке Зипа , . Ти бакуй , арбуз и зипакон [132] Художник Замор опубликовал статью о Муиске, а колумбийско-австралийская художница Мария Фернанда Кардосо написала статью о важности лягушек в культуре под названием «Танцующие лягушки». В 19 веке писатель, а затем президент Колумбии Сантьяго Перес де Маносальбас опубликовал работу под названием Nemequene о zipa Nemequene .
- Фреска в Босе, изображающая различные божества религии Муиска.
- Современная скульптура богини земли Бачуэ
- Статуя в честь бога-посланника Бочика в Куитива, Бояка
- Колумбийский пивной бренд Club Colombia использует тундзё в качестве символа.
- На печати Гуатавиты изображена Муиска на фоне блестящего Суэ.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (на испанском языке) Археологические памятники - ICANH
- ^ Аргуэлло Гарсия, 2015, стр.56.
- ^ Лангебек Руэда, 2005, стр.290.
- ^ Льерас и др., 2009, стр.183.
- ^ Льерас и др., 2009, стр.179.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лангебек Руэда, 2003, стр.263.
- ^ Легаст, 2000, стр.28.
- ^ Легаст, 2000, стр.29.
- ^ Гарсия, 2012, стр.133.
- ^ Корреал Уррего, 1990, стр.80.
- ^ Бохоркес Кальдера, 2008, стр.170.
- ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.30.
- ^ Бохоркес Кальдера, 2008, стр.171.
- ^ Окампо Лопес, 2007, стр.216.
- ^ Лангебек Руэда, 2003, стр.264.
- ^ Льерас и др., 2009, стр.184.
- ^ «Быстрое завоевание и обширное разграбление Гонсало Хименеса де Кесады Рафаэлем Боливаром Гримальдосом» . letras-uruguay.espaciolatino.com .
- ^ (на испанском языке) Список конкистадоров во главе с Гонсало Хименесом де Кесада - Banco de la República
- ^ (на испанском языке) Tunjo - онлайн-словарь Muysccubun
- ^ Вальехо, Хайме (25 февраля 2008 г.). «Колумбийские ремесла: Муиска-тунхо» .
- ^ «Исследовательская библиотека AMNH | Специальные цифровые коллекции | Человеческая фигура Тунджо, золото, стиль Муиска [ныне Чибча], Колумбия» . images.library.amnh.org .
- ^ «Муиска» . Институт искусств Чикаго .
- ^ « Тунджо в Художественном музее Балтимора» .
- ^ « Тунджо в Британском музее» .
- ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org .
- ^ «Поиск в коллекции» . Кливлендский художественный музей .
- ^ «Онлайн-коллекция DMA» . Collections.dma.org .
- ^ « Тунджо в музее охоты» .
- ^ Тунджос в Метрополитен-музее
- ^ « Тунджо в Музее изящных искусств Хьюстона» . Архивировано из оригинала 1 июля 2016 г. Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ "Мужская фигура (1968-48 гг.)" . artmuseum.princeton.edu .
- ^ «Муиска тунджо - Бесконечность народов: искусство и история в коллекциях Национального музея американских индейцев - Центра Джорджа Густава Хей, Нью-Йорк» . americanindian.si.edu .
- ^ Лондоно, 1989, стр.107.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с (на испанском языке) Описание и металлургия тунхо - Museo del Oro - Богота
- ^ Санчес, Са, стр.3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пенья Гама, стр.8
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Купер и Лангебек Руэда, 2013 г.
- ^ Лондоно, 1989, стр.93.
- ^ Лондоньо, 1989, стр.94-117.
- ^ Лондоно, 1989, стр.98.
- ^ (на испанском языке) Выставка Музея золота в Боготе - Banco de la República
- ^ (на испанском языке) Объяснение металлургии плота Муиска Эдуардо Лондоньо - Museo del Oro
- ^ Тайны: Золотой плот Эльдорадо . Смитсоновский канал. 2013 год. Событие происходит на 27 минуте 11 секунде.
- ^ «Иницио» . www.sesquile-cundinamarca.gov.co .
- ^ «Официальный сайт Паски» .
- ^ Лангебек Руэда, 2003, стр.265.
- ^ Бродбент, 1974, стр.120.
- ^ (на испанском языке) ca - онлайн-словарь Muysccubun
- ^ Лангебек Руэда, 1995a, стр.8.
- ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.156.
- ^ Окампо Лопес, 2007, ChV, стр.203
- ^ Кардале де Шримпфф, 1985, стр.116.
- ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.157.
- ^ Кристанчо Мехия, 2008, стр.4.
- ^ Лангебек Руэда, 1995b, Глава 1.
- ^ (на испанском языке) Храм Солнца - Согамосо - Pueblos Originarios
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ортега Лоаиса и др., 2012, стр. 8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мартинес и Мартинес, 2012, стр.71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мартинес и Мартинес, 2012, стр.68.
- ^ Родригес Куэнка, 2007, стр.115.
- ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.13.
- ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.149.
- ^ Гарсия, 2012, стр.27.
- ^ Мартинес и Мартинес, 2012, стр.74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мартинес и Мартинес, 2012, стр.72.
- ^ Мартинес и Мартинес, 2012, стр.69.
- ^ (на испанском языке) Мумия - Banco de la República
- ^ Вилла Поссе, 1993, стр.52.
- ^ «Изучение гробниц Муиска вызывает миф о легенде об Эльдорадо» .
- ^ Мартинес Мартин, sa, стр.3
- ^ Корреа, 2005, стр.204.
- ^ Тримборн, 2005, стр.305.
- ^ Окампо Лопес, 2007, Глава V, стр.230
- ^ Окампо Лопес, 2007, Глава V, стр.231
- ^ «Монотонная музыка Муиски» .
- ^ (на испанском языке) Музыка Muisca - Banco de la República
- ^ Эскобар, 1987.
- ^ Окампо Лопес, 2007, глава V, стр.221.
- ^ (на испанском языке) Уитака, богиня Муиска во дворце Лиевано - Эль Тьемпо
- ^ Лангебек Руэда, 2005, стр.291.
- ^ Окампо Лопес, 1970, стр.88.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фернандес Сакама, 2013, стр.289.
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.39.
- ^ Фернандес Сакама, 2013, стр.290.
- ^ Кортес Морено, 1990, стр.62.
- ^ Фернандес Сакама, 2013, стр.291.
- ^ Кортес Морено, 1990, стр.64.
- ^ Фрэнсис, 1993, стр.44.
- ^ Фернандес Сакама, 2013, стр.287.
- ^ Фернандес Сакама, 2013, стр.288.
- ^ Гумбольдт, 1807, Часть 1.
- ^ «Номера в Муйске» . www.cubun.org .
- ^ Пинеда Камачо, 2005, стр.26.
- ^ «ЧИБЧАС ИЛИ МУИСКАС» . loschibchasomuiscas.blogspot.com.co .
- ^ Ускатеги Мендоса, 1961, стр.336.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Муньос Кастибланко, 2006, стр.5.
- ^ Рико Рамирес, 2013, стр.88.
- ^ Триана, 1922 г.
- ^ Рико Рамирес, 2013, стр.87.
- ^ Рико Рамирес, 2013, стр.84.
- ^ Муньос Кастибланко, 2006, стр.2.
- ^ Муньос Кастибланко, 2006, стр.14.
- ^ Муньос Кастибланко, 2006, стр.15.
- ^ Муньос Кастибланко, 2006, стр.16.
- ^ Контрерас Диас, 2011, стр.148.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Муньос Кастибланко, 2006 г., стр.17.
- ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.42.
- ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Муньос Кастибланко, 2013 г., стр. 45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Муньос Кастибланко, 2013, стр.55.
- ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.43.
- ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.48.
- ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.49.
- ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.58.
- ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.59.
- ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.63.
- ^ Сильва Селис, 1962, стр.14.
- ^ Сильва Селис, 1962, стр.19.
- ^ Сильва Селис, 1962, стр.20.
- ^ Сильва Селис, 1962, стр.23.
- ^ Сильва Селис, 1962, стр.27.
- ^ Мартинес и Ботива, 2004b, стр.13-14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Муньос Кастибланко, 2006, стр.10.
- ^ Мартинес и Ботива, 2004a.
- ^ Лопес Эступиньян, 2011 г.
- ^ Мартинес и Ботива, 2004b, стр.15.
- ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.11.
- ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.23.
- ^ Муньос Кастибланко, 2006, стр.3.
- ^ Гузман, 2012.
- ^ «Эльдорадо» Набор расширения — Paradox Interactive — Europa Universalis IV
- ^ Муиска называет Europa Universalis IV — GitHub
Библиография [ править ]
Генерал Муиска и Эррера [ править ]
- Аргуэльо Гарсиа, Педро Мария. 2015. Натуральное хозяйство и возникновение вождества в районе Муиска. Исследование Валле де Тена (доктор философии) , 1–193. Университет Питтсбурга . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Бооркес Кальдера, Луис Альфредо. 2008. Священное определение природы в мифологии Муиски. Францисканум L(149). 151-176. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Бродбент , Сильвия М.. 1974. Ситуация в Боготе, Чибча - Ситуация в Чибче, Богота. Колумбийский журнал антропологии 17. 117–132. .
- Кардале де Шримпф , Марианна. 1985. В поисках первых фермеров Альтиплано Кундибоясенсе , 99–125. Банк Республики . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Корреа, Франсуа. 2005. Империя Муиска: изобретение истории и колонизация власти , 201–226. Университет Ла Хавериана .
- Корреал Уррего , Гонсало. 1990. Агуасуке - свидетельства существования охотников-собирателей и земледельцев на высоких равнинах Восточных хребтов - Агуасуке: Свидетельства существования охотников-собирателей и земледельцев на высоких равнинах Восточных хребтов , 1-316. Банк Республики : Национальный фонд археологических исследований. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Фрэнсис, Джон Майкл. 1993. «Muchas hipas, no minas» Муискас, торговое общество: испанские заблуждения и демографические изменения (МА) , 1-118. Университет Альберты .
- Гарсиа, Хорхе Луис. 2012. Продукты питания и сельскохозяйственные культуры Муиски: диетическая реконструкция промежуточных вождеств Муйкута и Хунза, Колумбия (Массачусетс) , 1–201. Университет Центральной Флориды . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Окампо Лопес , Хавьер. 2007. Великие культуры коренных народов Америки , 1–238. Plaza & Janes Editores Colombia SA.
- Родригес Куэнка, Хосе Висенте. 2006. Болезни в доиспанских условиях жизни в Колумбии - доиспанская еда , 83–128. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Санчес, Эфраин. са. Муискас , 1-6. Музей золота . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Тримборн, Герман. 2005. Организация общественной власти в общих культурах чибча , 298-314. Университет Ла Хавериана .
- Вилла Поссе, Евгения. 1993. Мифы и легенды Колумбии - Том III - Мифы и легенды Колумбии - Том 3 , 1-160. ИАДАП.
Золотое дело [ править ]
- Купер , Яго и Карл Хенрик Лангебек Руэда . 2013. Затерянные королевства Южной Америки — Эпизод 3 — Земли золота . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 2003. Политическая экономия доколумбовой золотой работы: четыре примера из Северной Южной Америки. Золото и власть в древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии - Джеффри Квилтер и Джон В. Хупс , 245–278. Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия.
- Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 1995а. Гетерогенность против. Гомогенность в колумбийской археологии: критическое замечание и пример ювелирного дела - Гетерогенность против. однородность в колумбийской археологии: критическое замечание и пример металлургии. Журнал антропологии и археологии 11. 3-36. .
- Легаст, Энн. 2000. Змеиная фигура в иконографии Муиски. Вестник Музея золота 46. 22–39. .
- Льерас, Роберто; Хавьер Гутьеррес и Хелена Прадилья. 2009. Ранняя металлургия в Восточных Кордильерах Колумбии - Ранняя металлургия в Восточных Кордильерах, Колумбия. Бюллетень антропологии 23 (40). 169-185. .
- Лондоно, Эдуардо. 1989. Святилища, сантильос, тунхо: вотивные предметы Муиска в 16 веке , 92–120.
- Пинеда Камачо, Роберто. 2005. Лабиринт идентичности - символы трансформации и власти в доиспанском ювелирном деле в Колумбии , 16-92.
Архитектура [ править ]
- Кристанчо Мехиа, Ана 2008. Важность наследственных путей в их среде обитания в городе Иса, Бояка , 1-4.
- Хендерсон, Хоуп и Николас Остлер. 2005. Поселенческая организация Муиска и главный орган власти в Суте, Валье-де-Лейва, Колумбия: критическая оценка местных концепций дома для изучения сложных обществ. Журнал антропологической археологии 24. 148–178. .
- Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 1995б. Родные дороги . Банк Республики . По состоянию на 8 июля 2016 г.
Мумии [ править ]
- Мартинес Мартин, Абель Фернандо и Лус Мартинес Сантамария. 2012. О мумификации и мумифицированных телах Муиски. История здоровья Журнал здоровья 1. 61-80. .
- Ортега Лоаиса, Наталья; Диана Фернанда Грисалес Кардона; Алехандра Урибе Ботина и Хуан Камило Бландон Эрнандес. 2012. Погребальные обряды коренных народов , 1-15.
Музыка [ править ]
- Эскобар , Луис Антонио. 1987. Музыка в Санта-Фе-де-Богота - моски - Музыка в Санта-Фе-де-Богота - Муиска . Музей золота, поступление 8 июля 2016 г.
Керамика и текстиль [ править ]
- Кортес Морено, Эмилия. 1990. Одеяла Муиска , 60–75.
- Фернандес Сакама, Марта. 2013. Муиска Манта как объект воскрешения. КЕПЕС 9. 285-296. .
- Окампо Лопес , Хавьер. 1970. Народные ремесла Бояки и их значение в туристической и экономической географии. Географический курьер 1 (2). 87–92. .
- Пенья Гама, Клаудия. са. Доколумбовый дизайн Муиски , 1–11.
- Ускатеги Мендоса, Нестор. 1961. Некоторые растительные красители, используемые коренными племенами Колумбии. Колумбийский журнал антропологии 10. 332–340. .
Числа и археоастрономия [ править ]
- Гумбольдт , Александр фон. 1807. VI . Места Кордильер и памятники коренных народов Америки - Календарь индейцев муиска - Часть 1 - Виды Кордильер и памятники коренных народов Америки - Календарь муиска - Часть 1 . Библиотека Луиса Анхеля Аранго. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Искьердо Пенья , Мануэль Артуро. 2009. Календарь Муиска: приближение к системе хронометража древних коренных жителей северо-восточных Анд Колумбии (доктор философии) , 1-170. Университет Монреаля . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 2005. Праздники и Muisca caciques в Эль-Инфьернито, Колумбия: анализ взаимосвязи между праздниками и политической организацией. Вестник археологии 9. 281–295. .
Наскальное искусство [ править ]
- Контрерас Диас, Федерман. 2011. Связь между наскальным искусством Муиски и лексиконом , 142–150. XXIV симпозиум Валкамоники.
- Лопес Эступиньян, Лаура. 2011. Ударившись о камни, я погрузился. Рассказы вокруг камней Иса-и-Гамеза, Бояка, Колумбия - Натыкаясь на камни, мистер. Сказки вокруг камней Исы и Гамесы, Бояка, Колумбия (Массачусетс) . 2; Рупестревеб. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Мартинес Селис, Диего и Альваро Ботива Контрерас. 2004а. Руководство по наскальному искусству Кундинамарки - Руководство по наскальному искусству Кундинамарки , 1-60. ИКАНХ .
- Мартинес Селис, Диего и Альваро Ботива Контрерас. 2004б. Введение в наскальное искусство , 1-28. ИКАНХ .
- Муньос Кастибланко, Гильермо. 2013. Каталогизация, систематическая регистрация и диагностика наскальных рисунков археологического парка Факататива , 1-89. ГИПРИ.
- Муньос Кастибланко, Гильермо. 2006. Наскальные рисунки на Альтиплано Кундибойасенсе, Колумбия - концентрация и разнообразие саванны Боготы: муниципалитет Соача-Сибате, Кундинамарка , 1-22.
- Рико Рамирес, Моника София. 2013. Наскальное искусство Муиски, культура и человеческое остроумие. Журнал «Технологии» 12 (1). 83-90. .
- Сильва Селис , Элиесер. 1962. Доколумбовые наскальные рисунки Сачика, Валле-де-Лейва — Доколумбовые наскальные рисунки Сачика, Долина Лейва . Колумбийский журнал антропологии X. 9-36. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Триана , Мигель. 1922. Цивилизация Чибча , 1–222. По состоянию на 8 июля 2016 г.
Муиски Современное искусство
- Гусман, Даниэль. 2012. Демоны и божества Муиски . По состоянию на 8 июля 2016 г.
Внешние ссылки [ править ]

- (на испанском языке) Искусство Муиска - Museo del Oro , Богота
- (на испанском языке) Искусство Муиска - Коренные народы