~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 7E4C923E930B72420B124FAE464498D2__1680717060 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Muisca art - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Музыкальное искусство - Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Muisca_art ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/d2/7e4c923e930b72420b124fae464498d2.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/d2/7e4c923e930b72420b124fae464498d2__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 27.06.2024 17:55:18 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 5 April 2023, at 20:51 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Музыкальное искусство - Википедия Jump to content

Муиска искусство

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Примером взаимодействия искусства природы и знаменитого золотого дела Муиски является драгоценная золотая морская улитка из коллекции Музея дель Оро в Боготе.
Плоская саванна Боготы , южная территория Конфедерации Муиска , предоставила не только плодородные сельскохозяйственные угодья, но и множество различных глин для производства керамики, скальные убежища, где были созданы петроглифы и петрографы, а также центральный стратегический доступ к регионам вокруг нее. Это сделало возможной торговлю с различными соседними группами коренных народов, благодаря которым муиска получали перья, хлопок, пигменты и огромное количество золота и меди, используемых для их прекрасных тунжо , ювелирных изделий и других золотых и тумбага. артефактов

В этой статье описывается искусство , созданное Muisca . Муиска основали одну из четырех великих цивилизаций доколумбовой Америки на Альтиплано Кундибоясенсе в современной центральной Колумбии . Их различные формы искусства подробно описаны и включают керамику, текстиль, боди-арт, иероглифы и наскальные рисунки. Хотя их архитектура была скромной по сравнению с цивилизациями инков , ацтеков и майя , муиски наиболее известны своей искусной работой с золотом. В Музее дель Оро в столице Колумбии Боготе хранится самая большая в мире коллекция золотых предметов из различных колумбийских культур, включая Муиску.

Первое искусство в восточных хребтах Колумбийских Анд насчитывает несколько тысячелетий. Хотя это предшествовало цивилизации Муиска, начало которой обычно относят к 800 году нашей эры, тем не менее, некоторые из этих стилей сохранились на протяжении веков.

В докерамическую эпоху жители горной местности создавали петрографы и петроглифы, изображающие своих божеств , богатую флору и фауну местности, абстрактные мотивы и антропоморфные или антропозооморфные элементы. Самодостаточное оседлое земледельческое общество превратилось в культуру, основанную на керамике и добыче соли в период Эррера , обычно определяемый как 800 г. до н.э. – 800 г. н.э. В это время была возведена старейшая из существующих форм искусственного искусства; археоастрономическое место , названное Эль-Инфьернито («Маленький ад») католическими испанскими конкистадорами . Период Эрреры также ознаменовал широкое использование керамики и текстиля и начало того, что стало основным мотивом испанского завоевания ; искусная тонкая обработка золота. Золотой век металлургии Муиска представлен на плоту Муиска , считающемся шедевром этой технологии и изображающем ритуал инициации нового психипква Муйкиты . , южной части Конфедерации Муиска . Эта церемония, проводимая шеками (священниками) и касиками в пернатых золотых коронах и сопровождавшаяся музыкой и танцем , проходила на плоту на озере Гуатавита , в северной части равнинной саванны Боготы . Рассказы о таких церемониях создали среди испанцев легенду об Эльдорадо , побудив их на десятилетия поисков этого мифического места.

Богатое искусство, созданное Muisca, вдохновило современных художников и дизайнеров на творчество. Мотивы Муиски представлены в виде фресок, в одежде и предметах, встречающихся на бывших территориях Муиски, а также в анимационных клипах и видеоиграх. Искусство коренных жителей Альтиплано Кундибоясенсе хорошо изучено многими разными исследователями , публиковавшими свои работы еще с начала колониальных времен. Конкистадор, впервые вступивший в контакт с муиска, Гонсало Хименес де Кесада , писал в своих мемуарах об умелой и хорошо организованной цивилизации торговцев и земледельцев. Монах Педро Симон описал связь между искусством и религией , а более поздний вклад в анализ различных форм искусства внесли Александр фон Гумбольдт , Хоакин Акоста и Либорио Серда в 19 веке, Мигель Триана , Элиесер Сильва Селис и Сильвия М. Бродбент. в 20 веке и в современных исследованиях преобладают работы Карла Хенрика Лангебека Руэды. , Хавьер Окампо Лопес и многие другие.

Предыстория [ править ]

Скальные убежища Суэски на северной окраине Боготской саванны были заселены в ранние исторические времена и характеризуются художественными проявлениями в виде наскальных рисунков и коллекции из 150 мумий, найденных в ранний колониальный период.
Муиска были рыбаками и ловили рыбу во многих озерах и реках Альтиплано на золотые крючки.

Центральное высокогорье восточных хребтов Колумбийских Анд , называемое Альтиплано Кундибоясенсе , было заселено группами коренного населения с 12 500 лет назад, о чем свидетельствуют археологические находки в каменном убежище Эль-Абра , в настоящее время являющемся частью Сипакиры . Первым занятием человека были охотники-собиратели, которые добывали пищу в долинах и горах Андского плато. Поселения в первые тысячелетия этой Андской докерамической эпохи в основном ограничивались пещерами и скальными убежищами, такими как Текендама в современном Соаче , Пьедрас-дель-Тунхо в Факатативе и Чекуа , который в настоящее время является частью муниципалитета Немокон . Около 3000 г. до н.э. жители Андских равнин начали жить на открытых пространствах и строили примитивные круглые дома, где создавали каменные орудия, используемые для охоты, рыбалки, приготовления пищи и примитивного искусства, в основном наскального искусства . Типовым местом для этого перехода является археологический памятник Агуасуке на северо-западе Соачи, недалеко от Боготы .

Многочисленные доказательства одомашнивания морских свинок были обнаружены в Текендаме и Агуасуке, где мелкие грызуны составляли часть рациона людей, которые питались в основном белохвостыми оленями , охотившимися на равнинах, окружающих различные озера и реки. Диета значительно расширилась с появлением раннего сельского хозяйства , возможно, под влиянием миграции с юга; современное Перу . Основным выращиваемым продуктом была кукуруза различных форм и цветов, а клубни составляли значительную часть источника пищи. Плодородные почвы, особенно саванны Боготы, оказались благоприятными для развития этого сельского хозяйства, о чем до сих пор свидетельствуют обширные сельскохозяйственные поля за пределами столицы Колумбии.

Хронология заселения Альтиплано Кундибоясенсе, Колумбия
TequendamaAguazuquePiedras del Tunjo Archaeological ParkGalindo, BojacáBD BacatáLake HerreraChía (Cundinamarca)ZipaquiráEl AbraChecuaTibitóSuevaEl InfiernitoHistory of ColombiaSpanish EmpireSpanish conquest of the MuiscaMuisca peopleHerrera PeriodMuisca Confederation#PrehistoryBochicaMuisca mummificationCeramicAndean preceramicMuisca agricultureHunter-gatherer





до Муиски Искусство

Фаллические монолиты археоастрономической обсерватории Эль-Инфьернито — старейшие сохранившиеся произведения искусства на Альтиплано-Кундибоясенсе.

Первыми видами искусства, признанными на Альтиплано, являются петрографы и петроглифы в различных местах Альтиплано, главным образом в скальных убежищах саванны Боготы. Эль-Абра, Пьедрас-дель-Тунхо и Текендама являются одними из старейших мест, где были обнаружены наскальные рисунки. [1] Период Эрреры, обычно определяемый с 800 г. до н.э. по 800 г. н.э., был эпохой появления первой керамики. Самая старая керамика Эррера была обнаружена в Токареме и датируется 800 годом до нашей эры. [2] Искусство Эрреры также представлено археоастрономическим объектом , названным Эль-Инфьернито испанцами . На поле возле Вилья-де-Лейва были воздвигнуты менгиры в форме выровненных фаллосов. Это место, старейшее из сохранившихся произведений искусства, датируемое 500 г. до н.э., было важным местом для религиозных большое количество алкогольного напитка чича ритуалов и праздников, во время которых употреблялось . Свидетельства о праздниках на этом месте относятся к более позднему времени, уже в период Муиска. [3]

Считается, что обработка золота в северных частях Южной Америки, главным образом в современной Колумбии, происходит из регионов, расположенных южнее; север Перу и Эквадора, в течение большого периода времени с 1600 по 1000 год до нашей эры. Развитие различных культур золотоделия на юге Колумбии произошло около 500 г. до н.э. [4] Поздний период Эрреры показал первые свидетельства обработки золота на Альтиплано. Золотые артефакты были найдены в Тунхе и Комбите в Бояке и Гуатавите в Кундинамарке, их предполагаемый возраст варьируется от 250 до 400 г. н.э. [5]

Муиска editискусство

Змеевидные золотые фигуры были обычным явлением в искусстве Муиска.

Период Муиска обычно начинается с 800 г. н.э. и длится до испанского завоевания Муиски в 1537 году, хотя отмечаются региональные различия в датах начала. Ранний период Муиска, примерно определяемый с 800 по 1000 год нашей эры, показал рост торговли на дальние расстояния с коренным населением Карибского побережья, мумификацию и внедрение обработки золота. [6] Переход между ранней Муиской и Поздней Муиской определяется более сложным обществом, межрегиональной торговлей керамикой, ростом населения и поселениями большего размера ближе к сельскохозяйственным землям . Когда испанские конкистадоры прибыли на Альтиплано, они описали концентрацию поселений на равнинах Боготской саванны. [6]

Зооморфные фигурки [ править ]

Как и Тайрона колумбийского побережья Карибского моря, Муиска изготавливала зооморфные фигурки на основе фауны их среды обитания в этом районе. Основными животными, использованными для их фигур, были лягушка и змеи. Змеи имели зигзагообразную форму с глазами на макушке. На многих змеевидных объектах изображен типичный раздвоенный язык змеи, а также явно добавлены олени. У некоторых змей есть бороды, усы или даже человеческая голова. [7] Исследователь Херардо Райхель-Долматофф в своей книге Orfebrería y chamanismo в 1988 году предположил, что основой бороды и усов могла быть обильная рыба, обитающая на Альтиплано, и важная часть рациона муиска и их предков, о чем свидетельствует Агуасуке ; Эремофилус мутисии . [8] [9] [10]

Лягушки ( иесуа означает «пища Солнца» , что на языке муйскубун ) и жабы были важными животными в концепции природы и связи с духовным миром для муиска. [11] Они символизировали начало сезона дождей, что показано в календаре Муиска ; символы первого ( ата ), девятого ( ача ) и святого двадцатого ( гуэта ) месяца года произошли от жаб. Общий год сложного лунно-солнечного календаря состоял из двадцати месяцев. [12] Лягушки изображены во многих различных декорациях и формах искусства; нарисованы на керамике, в иероглифах наскальной живописи и в виде статуэток. Во многих случаях они изображались в сочетании с повседневными делами и использовались для обозначения людей, в основном женщин . [13]

Золотое дело [ править ]

Инструменты для обработки золота и воска Муиски, Музей золота, Богота.

Муиска славились своей работой с золотом. Хотя в Конфедерации Муиска залежей золота не было в изобилии, люди получали много золота посредством торговли , в основном в Ла Тора (сегодня называемая Барранкабермеха) и других местах на реке Магдалена . [14] Самые ранние радиоуглеродные даты обработки золота в Муиске получены на основе следов углерода в ядрах золотых сережек и указывают возраст между 600 и 800 годами нашей эры. Самые старые свидетельства обработки золота Муиска были найдены в Гуатавите , Фусагасуге и Эль-Пеньоне , все на территории современной Кундинамарки. Золотые изделия имеют сходство, но не идентично металлургии Кимбайи в долинах Каука и Магдалена . [15]

На основе стилистической изменчивости и металлургической технологии, проанализированной при обработке золота в Муиске, были сделаны выводы о трех процессах;

  • Люди Эррера создавали золотые и медные предметы, такие как короны и другие фигурки для подношений, из аллювиальных ресурсов, используя первые формы, молотки и, возможно, матрицы.
  • Около 400 г. н.э. металлургия стала более развитой, стал использоваться сплав тумбага , и отмечается увеличение производства подношенных фигурок.
  • Последняя фаза квалифицированной обработки золота характеризуется более детальной обработкой золота с использованием золота, полученного в результате торговли с другими группами коренных народов. [16]

Поскольку коренные народы проживали ближе к Карибскому побережью , люди торговали очень ценными морскими улитками. По иронии судьбы, морские улитки стоили для Муиски дороже, чем золото, из-за удаленности от их местонахождения далеко в глубине страны, высоко в Андах . Искусная обработка золота Муиски легла в основу легенды об Эльдорадо , получившей распространение среди испанских конкистадоров ; в конечном итоге это привело их в самое сердце Колумбии — злополучная экспедиция, которая длилась почти год и унесла жизни около 80% их людей. [17] [18]

Тунжос [ править ]

Хотя большинство тундзё были сделаны из золота или тумбаги , некоторые из них представляли собой небольшие керамические статуэтки.

Тунджос (от Muysccubun : тунчо ) [19] Это небольшие фигурки для подношений, производимые Муиской в ​​больших количествах. Они встречаются в различных местах Альтиплано, в основном в озерах и реках, и являются наиболее распространенным объектом, хранящимся в музейных коллекциях за пределами Колумбии. [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] Слово тундзё впервые было использовано в литературе о Муиске в 1854 году учёным Эсекьелем Урикоэчеа . [33] Фигурки в основном антропоморфны , другие экземпляры зооморфны . Тунджо тумбаги в основном создавались с использованием ; сплав золота , меди и серебра , некоторые следами свинца железа или со . [34] Большинство керамических или каменных тундзё было описано в Монгуа , недалеко от Согамосо . [35] Тунджо служили трем целям; в качестве украшения храмов и святынь, для проведения ритуалов в священных озерах и реках в религии Муиска , а также в качестве элементов погребальной практики; сопровождать умерших в загробную жизнь. [34] Керамические человеческие туньо хранились в домах ( бохиос ) Муиски вместе с изумрудами . [36]

Драгоценные металлы серебро и золото не были распространены в Восточных хребтах, тогда как медь добывалась в Гачантиве , Моникире и в горах к югу от Боготской саванны в Сумапасе . Процесс создания тонких филигранных фигур происходил путем создания формы из обсидиана, сланца или глины с заполнением открытого пространства пчелиным воском, полученным в результате торговли с соседними коренными народами из Восточного Льяноса к востоку от Альтиплано; Ачагуа , Тегуа и Гуаюпе . Пчелиный воск заполнял пустоты формы, и форма нагревалась огнем. Пчелиный воск таял, оставляя открытое пространство, куда тумбагу заливали , а иногда и золото, - процесс, называемый литьем по выплавляемым моделям . [34] Используя этот метод, современные тунжо . в центре Боготы до сих пор изготавливают [37]

Между 1577 и 1583 годами различные колониальные писатели сообщали в своих хрониках об использовании тундзё для подношения произведений. Описания раннего колониального периода Нового Королевства Гранады были собраны сначала Висентой Кортесом Алонсо в 1958 году, а затем Улисесом Рохасом в 1965 году. Отчеты конца 16 века показывают, что религиозные обряды Муиска все еще были живы. несмотря на интенсивную политику обращения в католичество. [38] касики Тута Тока , Дуитама , Игуаке , , , Рамирики , Читагото , Онзага и Тунха В этих Кукунуба . ритуалах участвовали [39] Религиозный лидер Согамосо по-прежнему оставался самым важным в те дни. [40]

Плот Муиска [ править ]

Золотой плот Муиска в Музее дель Оро, Богота.

Плот Муиска является шедевром золотодобывающей промышленности Муиска и стал образцом прекрасных используемых техник. Объект размером 19,1 см (7,5 дюйма) на 10 см (3,9 дюйма) был найден в 1969 году в керамическом горшке, спрятанном в пещере в муниципалитете Паска , на юго-западе саванны Боготы, и стал центральным экспонатом Музея дель Оро. в Боготе. [41] [42] Плот интерпретируется как изображение ритуала инициации новой зипы в священном озере Гуатавита , где новый правитель покрывал себя золотой пылью и прыгал из маленькой лодки в воды послеледникового периода высотой 3000 метров (9800 футов). озеро в честь богов. Эту церемонию сопровождали священники (Muysccubun: xeque ) и она легла в основу легенды об Эльдорадо , которая привлекла испанских конкистадоров к высоким Андам. Плот был построен методом литья по выплавляемым моделям и изготовлен из тумбаги , состоящей примерно из 80% золота, 12% серебра и 8% меди. [43] Он содержит 229 граммов золота.

Плот Муиска также изображен на гербах двух муниципалитетов Кундинамарки; Сескиле , где находится озеро Гуатавита, и Паска, где был найден плот. [44] [45]

Сесквиле
Герб города Сескиле
Озеро Гуатавита
Озеро Гуатавита
Почта, Кундинамарка
Герб города Паска
Считается, что плот Муиска представляет собой ритуал инициации новой зипы на озере Гуатавита, Сескиле, и был найден спрятанным в пещере в Паске , оба в Кундинамарке.

Ювелирные изделия [ править ]

Богатые украшения представлены в интерпретации зипы Тискесуса XIX века , правителя Муйкиты в 1537 году, когда прибыли испанцы.

Общество Муиска было по сути эгалитарным с небольшими различиями в использовании драгоценностей. Воинам геча , священникам и касикам разрешалось носить несколько видов украшений, в то время как простые люди использовали меньше драгоценностей. Золотые украшения или украшения тумбага существовали в виде диадем , носовых платков, нагрудников, серег, подвесок, диадем , браслетов и масок. [36]

Архитектура [ править ]

Бохио . Муиски были круглыми и построены на слегка приподнятой платформе, защищающей от наводнений Крыши были сделаны из растительного материала, в домах не было комнат, но было одно открытое пространство.
Муиска пересекла множество рек, используя виноградные лозы и бамбук.

В то время как три другие великие доколумбовые цивилизации — майя, ацтеки и инки — известны своей величественной архитектурой в виде пирамид, стел, каменных городов и храмов, скромная архитектура Муиска оставила очень мало следов в настоящем. [46] Дома (называемые бохиос или малокас ) и храмы людей, где проходили духовные собрания в честь богов и приношения в жертву тундзё , изумрудов и детей, были сделаны из разлагаемых материалов, таких как дерево, глина и тростник. Круглые конструкции были построены на слегка приподнятых платформах, чтобы предотвратить их затопление на часто затопляемых равнинах; небольшие поселения, насчитывавшие от десяти до ста домов, были окружены деревянными столбами, образующими ограждение, называемое ок на языке Муйскубун . [47] [48] Двое или более ворот давали доступ в деревни. [49] Сами дома и храмы строились вокруг центрального деревянного столба, прикрепленного к крыше; храмы были построены из древесины дерева Guaiacum officinale , что обеспечивает высокое качество строительства. [50] Полы домов открытого типа были покрыты соломой или, у касиков , керамическими полами. [51] [52] К крыше были прикреплены полотна, окрашенные в красный и черный цвета. Дома и священные места украшались тунжо и изумрудами, а в некоторых случаях остатками человеческих жертвоприношений . [53]

Дороги [ править ]

Дороги, которые торговцы и шеки Муиски использовали для пересечения Альтиплано и доступа к прилегающим территориям, были прорыты в верхнем слое почвы без покрытия, из-за чего их было трудно распознать в археологических записях. Дороги, ведущие к религиозным объектам, таким как озеро Тота , были отмечены камнями, окружающими тропу, которые видны до сих пор. [54] Вантовые мосты из виноградных лоз и бамбука соединили берега многих рек Анд. Дороги, пересекающие горы Восточных хребтов, были узкими, что создавало проблемы для испанских конкистадоров , которые использовали лошадей для путешествий на большие расстояния. [55]

Оставшиеся древности [ править ]

Несколько построек, построенных Муиской, существуют до сих пор; Cojines del Zaque («подушки заке») в Тунхе представляют собой два круглых камня с наклонными верхними частями, используемые для религиозных церемоний. От храма Горанчача сохранился круг колонн, расположенный на территории UPTC , также в Тундже. Самый священный храм Муиски, Храм Солнца в священном Городе Солнца Суамокс, был уничтожен пожаром, когда испанские завоеватели разграбили святыню, и был восстановлен на основе археологических исследований Элиесера Сильвы Селиса . Храм является частью Археологического музея города Бояка. [56]

Мумии [ править ]

Мумии Муиски были помещены в типичное положение: руки перед подбородком, а ноги согнуты на животе.

Мумификация была традицией, которую практиковали многие другие доколумбовые цивилизации. На Альтиплано традиция сохранять мертвых зародилась в период Эррера, примерно в V веке нашей эры. [57] Муиска продолжили эту культуру и готовили своих умерших любимых членов общества, помещая тела в огонь. Тепло сушило тело, а фенол сохранял органы и защищал их от разложения — процесса, который занимал до восьми часов. [58] После высыхания тела заворачивали в хлопчатобумажные ткани и помещали в пещеры, хоронили или в некоторых случаях помещали на возвышенные платформы внутри храмов, таких как Храм Солнца . [59] [60] [61] Положение мумий было: руки скрещены на груди, ладони вокруг подбородка, ноги располагались на животе. Во время подготовки мумий муиски играли музыку и пели песни в честь своих умерших. Привычка мумификации сохранялась и в колониальный период ; самые молодые найденные мумии датируются второй половиной XVIII века. [59] [62] [63] [64]

Чтобы подготовить умерших к загробной жизни, мумий окружали керамическими горшками с едой, тунджо , хлопчатобумажными мешками и накидками. [57] Воины -геча почитались золотым оружием, коронами, изумрудами и хлопком. [65] Когда касики , заке и зипа умирали, их мумифицированные тела помещали в мавзолеи и окружали золотыми предметами. Самых уважаемых членов общества сопровождали многочисленные жены , рабыни и дети. У мумии ребенка, описанной из пещеры в Гамесе , Бояка, был прорезыватель . на шее [66] Другие мумии детей были богато украшены золотом и помещены в пещеры, как это было с молодой девушкой, описанной Либорио Зердой . [58]

Искусство мумификации также практиковалось другими группами , говорящими на языке чибча, в Восточных хребтах; хорошо мумии гуане изучены, а также у'ва и севернее читареро департамента Северный Сантандер мумифицировали своих мертвецов. [67] [68] , говорящие на карибском языке, Музо хоронили свои мумии головой на запад, в то время как зену и панче , как и муиска, обычно ориентировали лица своих мумий на восток. Некоторые из мумий Муиски были направлены на юг. [69]

Когда воины геча сражались с соседними группами, особенно с панче, а также против испанских конкистадоров, они носили на спине мумии своих предков, чтобы произвести впечатление на врага и получить удачу в бою. [59] [65] [70] [71] [72]

Музыка и танцы [ править ]

Трубы делались из керамики или золота , как в данном случае на выставке Муиска в Музее дель Оро.

Муиска музицировали, пели и танцевали главным образом в рамках религиозных, погребальных и инициационных ритуалов, при сборе урожая и посеве, а также после победы в сражениях . [73] [74] Также во время строительства своих домов муиски исполняли музыку и танцы. В ранних испанских хрониках отмечалось, что музыка и пение были монотонными и грустными. [75] В качестве музыкальных инструментов использовали барабаны, флейты из ракушек или керамики, золотые трубы, зампоны и окарины. [76] На ритуалах люди одевались в перья, шкуры животных (в основном ягуаров ) и украшали свои тела красками. Во время танцев женщины и мужчины держались за руки, и в этих мероприятиях участвовали как простолюдины, так и высшие социальные классы. Главными божествами , связанными с танцами, были Уитака и Ненкатакоа . [77] [78] [79]

Керамика [ править ]

Коллекция керамических ваз ( мукурас ) производства Муиски.

Использование керамики на Альтиплано началось в период Эррера, причем самые старые свидетельства использования керамики датируются 3000 годом до нашей эры. Разнообразие глин рек и озер долин высокогорного плато сделало возможным создание разнообразных типов керамики.

Муиска строили керамическую посуду для приготовления пищи, добычи соли из рассолов, в качестве декоративных ритуальных предметов и для употребления алкогольных напитков; чича . Большие керамические кувшины были найдены вокруг священного археоастрономического места Эль -Инфьернито и использовались для массовых ритуалов, во время которых люди отмечали свои праздники, выпивая чичу. [80] Также музыкальные инструменты , такие как окарины из керамики изготавливались . Керамические горшки и скульптуры были расписаны зооморфными фигурами, распространенными на территории Муиски; лягушки , броненосцы , змеи и ящерицы . Основные центры производства керамики располагались недалеко от богатых глинами городов Токансипа , Гачансипа , Когуа , Гуатавита , Гуаска и Ракира . [36]

Текстиль [ править ]

Драгоценные перья были получены в результате торговли с более тропическими регионами, а хлопковые мантии , изготовленные муиска из хлопка-сырца, продаваемого в основном с гуане на севере.
Красные плоды растения ахиоте ( Bixa orellana ) широко использовались в качестве краски; для текстиля, наскальной живописи и татуировок

Муиска, как коренная группа на западе Колумбии, разработала разнообразные ткани из фике или хлопка . [81] [82] Шнуры изготавливались из фике или человеческого волоса. [82] Жители Альтиплано с холодным климатом не имели крупного производства хлопка , но торговали большей частью своего хлопка со своими соседями; Музо на на западе, Панче юго-западе, Гуане на северо-западе и Гуаюпе на востоке. [82] Из хлопка-сырца женщины Муиска шили прекрасные хлопковые накидки, которые продавались на многих рынках территории Муиска. [83]

Мантии Муиски были украшены разными цветами. Цвета были получены из семян; косточка авокадо для зелени и цветов; шафран для апельсина и индиго для синего цвета, фрукты, корка и корни растений, животные, такие как насекомое кошениль , производящее пурпурные цвета, и минералы, такие как голубая и зеленая глины Сиачоке , цветная земля Суты и желтые отложения Сораки . [84] Также использовались цветки растения картофеля ( Solanum andigenum ) и другие красящие вещества ( Rumex obtusifolia , Bixa orellana , Arrabidaea chica и другие). [85] Цвета наносились карандашами, цветными нитками или штампами. [86] Текстиль производился с использованием различных технологий, подобных аймара на юге Южной Америки и мезоамериканским культурам. [87] Мелкие ткани служили деньгами, точно так же, как техуэло из золота или соли . использовались [88]

Говорят , что культуре изготовления мантии в мифологии Муиски обучал Бочика , который обучал людей использованию веретен . [89] Ненкатакоа защищала ткачей и художников мантии. [90]

Иероглифы [ править ]

Хотя у Муиски не было формального письма, они использовали для своих цифр иероглифы , изображенные в наскальных рисунках на керамике и текстиле.

Муиска не использовала письменность для текста, но цифры были написаны иероглифами. Они были проанализированы различными авторами, такими как Хоакин Акоста , Александр фон Гумбольдт и Либорио Серда , и появляются в наскальных рисунках и текстиле. Лягушка является самой важной и изображается в числах от одного ( ата ) до двадцати ( гуэта ) пять раз, поскольку у Муиски не было иероглифов для чисел от 11 до 19, поэтому снова использовали цифры от одного до девяти в сочетании с десятью; пятнадцать, таким образом, было десятью и пятью; qhicħâ hɣcſcâ . [91] [92]

Боди-арт [ править ]

Татуировки были обычным явлением для муиска и являлись выражением их идентичности. [93] [94] Люди использовали бикса орельяна для раскрашивания своего тела, так же, как араваки , карибы и тупи . [95]

Наскальное искусство [ править ]

Чиа , богиня Луны, была одним из самых важных божеств для муиска и изображалась в их наскальных рисунках в виде кругов.
Табачное растение , используемое Муиской и их соседями, изображено на петрографах.
Наскальные рисунки археологического парка Пьедрас-дель-Тунхо в Факатативе подверглись сильному вандализму.

На Альтиплано было обнаружено множество образцов наскального искусства Муиски. Первые наскальные рисунки были обнаружены конкистадором Гонсало Хименесом де Кесадой во время испанского завоевания Муиски . [96] Наскальное искусство состоит из петроглифов (резных изображений) и петрографов (рисунков). Петрографии делались указательным пальцем . [97] Пионером в изучении наскального искусства был Мигель Триана . [98] Позднее вклад внесли Диего Мартинес, Элиесер Сильва Селис и другие. [99] Предполагается, что наскальные рисунки были созданы под влиянием аяуаски (яхэ). [100]

Наскальные рисунки Соача-Сибате на юго-западе Боготской саванны подробно изучались в период с 1970 по 2006 год после первоначальных исследований Трианы. [96] [101] На этих петрографах описаны определенные мотивы; треугольные головы — это пиктограммы человеческих фигур, на которых головы изображены треугольной формы. Они нанесены красным цветом и имеют различные размеры. Подобные мотивы отмечены в Монгуа , Тенджо и Тибакуй . [102] В большинстве случаев наскальных рисунков на Альтиплано конечности тела, например руки, изображены в простых формах. Однако в некоторых случаях руки прорабатываются более детально с использованием спиралей, концентрических кругов и других штрихов, называемых сложными руками . Помимо Сибате, эти формы встречаются также в Сабойе и Тибане в Бояке. [103] Третий класс петрографов был назван радиальными изображениями . На этом мотиве изображены основные фигуры с нарисованными вокруг них концентрическими квадратными или круговыми линиями. [104] Концентрические круглые рисунки были интерпретированы как изображения главных божеств религии Муиска; Чиа (Луна) и Суэ , ее муж Солнце. [105] Ромбовидные мотивы встречаются в Сибате, но их точное назначение еще не установлено. [106] И в Соаче, и в Сибате был идентифицирован пятый тип петрографов; крылатые фигуры . Эти мотивы напоминают птиц, описанных в тунжо и керамике Альтиплано. [106]

Тот же ученый провел подробный анализ наскальных рисунков в Факатативе; Тунхо Археологический парк Пьедрас-дель- . Многие петрографы в этом месте окрашены в красный, желтый, охристый, синий, черный и белый цвета. [107] [108] [109] [110] В мотивах изображено возможное табачное растение, обычно используемое муиска, зигзагообразные узоры, антропоморфные фигуры, концентрические линии, подобные тем, что есть в Соаче и Сачика, зооморфные мотивы и антропозооморфные композиции в форме лягушек. [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116]

в 1960-х годах проведенное Элиесером Сильвой Селисом Исследование наскального искусства Сачика, , выявило фитоморфные узоры, человеческие фигуры в масках, единичные и концентрические кольца, треугольные головы и лица, на которых были нарисованы глаза и носы, но отсутствовали рты. [117] Большинство найденных здесь петрографов представляют собой абстрактные фигуры. [118] В наскальных рисунках Сачика преобладают красный, черный и белый цвета. Черный цвет также анализировался в Эль-Инфьернито и, как полагают, относится к происхождению до Муиски. [119] Радиальные структуры, нарисованные на головах антропоморфных петрографов, интерпретируются как перья. [120] Перья были ценным предметом для муиска и использовались шеками и касиками во время ритуала Эльдорадо на озере Гуатавита. [121]

Отпечатки рук, похожие на знаменитые Куэва-де-лас-Манос в Аргентине, но менее выраженные и в меньшем количестве, были обнаружены на скалах в Соаче и Мотавите . [122]

Альтиплано Муиски на Наскальные рисунки

По состоянию на 2006 год только в Кундинамарке было обнаружено 3487 мест наскальных рисунков, из которых 301 — в саванне Боготы . [123] За прошедшие годы были найдены и другие места. [1] [123] [124] [125] [126] Наскальные рисунки Археологического парка Факататива сильно пострадали от вандализма. [127] Планы по сохранению уникального культурного наследия формулируются с середины 2000-х годов. [128] Петрографы Соачи находятся под угрозой из-за горнодобывающей деятельности в быстрорастущем пригороде Боготы ; , как и в других горнодобывающих районах Чиа , Сибате , Тунха , Сачика и другие. [129]

Урегулирование Отделение Высота (м)
городской центр
Тип Изображение карта
El Abra Cundinamarca 2570 petroglyphs
Facatativá
P. del Tunjo
Cundinamarca 2611 petrographs
Tenjo Cundinamarca 2587 petrographs
Tibacuy Cundinamarca 1647 petrographs
Berbeo Boyacá 1335 petroglyphs
Sáchica Boyacá 2150 petrographs
Bojacá Cundinamarca 2598 petrographs
La Calera Cundinamarca 2718 petrographs
Chía Cundinamarca 2564 petrographs
Chipaque Cundinamarca 2400 petrographs
Cogua Cundinamarca 2600 petrographs
Cota Cundinamarca 2566 petrographs
Cucunubá Cundinamarca 2590 petrographs
Guachetá Cundinamarca 2688 petrographs
Guasca Cundinamarca 2710 petrographs
Guatavita Cundinamarca 2680 petrographs
Machetá Cundinamarca 2094 petrographs
Madrid Cundinamarca 2554 petrographs
Mosquera Cundinamarca 2516 petrographs
Nemocón
Checua
Cundinamarca 2585 petrographs
San Antonio
del Tequendama
Cundinamarca 1540 petrographs
San Francisco Cundinamarca 1520 petrographs
Sibaté Cundinamarca 2700 petrographs
Soacha Cundinamarca 2565 petrographs
Subachoque Cundinamarca 2663 petrographs
Suesca Cundinamarca 2584 petrographs
Sutatausa Cundinamarca 2550 petrographs
Tausa Cundinamarca 2931 petrographs
Tena Cundinamarca 1384 petrographs
Tenjo Cundinamarca 2587 petrographs
Tequendama Cundinamarca 2570 petrographs
Tibiritá Cundinamarca 1980 petrographs
Tocancipá Cundinamarca 2605 petrographs
Une Cundinamarca 2376 petrographs
Zipacón Cundinamarca 2550 petrographs
Zipaquirá Cundinamarca 2650 petrographs
Bosa Cundinamarca 2600 petrographs
Usme Cundinamarca 2600 petrographs
Belén Boyacá 2750 petrographs
Gámeza Boyacá 2750 petrographs
Iza Boyacá 2560 petrographs
Mongua Boyacá 2975 petrographs
Motavita Boyacá 2690 petrographs
Ramiriquí Boyacá 2325 petrographs
Saboyá Boyacá 2600 petrographs
Tibaná Boyacá 2115 petrographs

Современное , основанное на Муиске искусство

Фрагмент фрески в вестибюле отеля Tequendama , Богота; показ сидящего Бочика и различных других божеств религии Муиска.

В центре Боготы процесс производства тунжо все еще жив. Используя те же методы, которые, должно быть, использовали Муиска, изготавливаются фигурки вотивных подношений. [37] Художественные представления творчества Муиски не так распространены, как у майя, ацтеков и инков. Тем не менее, создаются современные интерпретации их искусства. В Босе , местности на западе Боготы , фреска изображает различных божеств . Другая фреска, изображающая богов и богинь Муиски, сделана в отеле Текендама , названном в честь докерамического археологического памятника и каменного убежища Текендама , в центре Боготы. Остальные стилистические изображения этих божеств созданы профессиональными графическими дизайнерами в Колумбии. [130] Муиска представлены как одна из игровых наций в видеоигре Europa Universalis IV в специально разработанном наборе расширения «Эльдорадо» , где можно играть ; семь золотых городов в Америке, где представлены лидеры основных цивилизаций. [131] В основную игру входят все правители Муиски , от Мичуа и Мейкучуки до Тискесузы , Сагипы и Акиминсаке . Conquest of Paradise (DLC) о завоевании Нового Света — еще одно расширение для игры World Diplomacy and Strategy. Другие названия: Муикита , Бусбанза , Серинза , Чарала , Чипата , Куксинегуа, Дуитама , Геча , Ирака , Онзага , Паипа , Савойя , Соача , Тенза , Тибана , Тибирита , Тока , Томагата , Тундума , Тутазуа , Узатама , Заке , Зипа , Ти. бакуй , арбуз и зипакон [132] Художник Замор опубликовал статью о Муиске, а колумбийско-австралийская художница Мария Фернанда Кардосо написала статью о важности лягушек в культуре под названием «Танцующие лягушки». В 19 веке писатель, а затем президент Колумбии Сантьяго Перес де Маносальбас опубликовал работу под названием Nemequene о zipa Nemequene .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б (на испанском языке) Археологические памятники - ICANH
  2. ^ Аргуэлло Гарсия, 2015, стр.56.
  3. ^ Лангебек Руэда, 2005, стр.290.
  4. ^ Льерас и др., 2009, стр.183.
  5. ^ Льерас и др., 2009, стр.179.
  6. ^ Перейти обратно: а б Лангебек Руэда, 2003, стр.263.
  7. ^ Легаст, 2000, стр.28.
  8. ^ Легаст, 2000, стр.29.
  9. ^ Гарсия, 2012, стр.133.
  10. ^ Корреал Уррего, 1990, стр.80.
  11. ^ Бохоркес Кальдера, 2008, стр.170.
  12. ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.30.
  13. ^ Бохоркес Кальдера, 2008, стр.171.
  14. ^ Окампо Лопес, 2007, стр.216.
  15. ^ Лангебек Руэда, 2003, стр.264.
  16. ^ Льерас и др., 2009, стр.184.
  17. ^ «Быстрое завоевание и масштабное разграбление Гонсало Хименеса де Кесады Рафаэлем Боливаром Гримальдосом» . letras-uruguay.espaciolatino.com .
  18. ^ (на испанском языке) Список конкистадоров во главе с Гонсало Хименесом де Кесада - Banco de la República
  19. ^ (на испанском языке) Tunjo - онлайн-словарь Muysccubun
  20. ^ Вальехо, Хайме (25 февраля 2008 г.). «Колумбийские ремесла: Муиска-тунхо» .
  21. ^ «Исследовательская библиотека AMNH | Специальные цифровые коллекции | Человеческая фигура Тунджо, золото, стиль Муиска [ныне Чибча], Колумбия» . images.library.amnh.org .
  22. ^ «Муиска» . Институт искусств Чикаго .
  23. ^ « Тунджо в Художественном музее Балтимора» .
  24. ^ « Тунджо в Британском музее» .
  25. ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org .
  26. ^ «Поиск в коллекции» . Кливлендский художественный музей .
  27. ^ «Онлайн-коллекция DMA» . Collections.dma.org .
  28. ^ « Музей Тунджо в охоте» .
  29. ^ Тунджос в Метрополитен-музее
  30. ^ « Тунджо в Музее изящных искусств Хьюстона» . Архивировано из оригинала 1 июля 2016 г. Проверено 6 октября 2016 г.
  31. ^ "Мужская фигура (1968-48 гг.)" . artmuseum.princeton.edu .
  32. ^ «Муиска тунхо - Бесконечность народов: искусство и история в коллекциях Национального музея американских индейцев - Центра Джорджа Густава Хей, Нью-Йорк» . americanindian.si.edu .
  33. ^ Лондоно, 1989, стр.107.
  34. ^ Перейти обратно: а б с (на испанском языке) Описание и металлургия тунхо - Museo del Oro - Богота
  35. ^ Санчес, Са, стр.3
  36. ^ Перейти обратно: а б с Пенья Гама, стр.8
  37. ^ Перейти обратно: а б Купер и Лангебек Руэда, 2013 г.
  38. ^ Лондоно, 1989, стр.93.
  39. ^ Лондоньо, 1989, стр.94-117.
  40. ^ Лондоно, 1989, стр.98.
  41. ^ (на испанском языке) Выставка Музея золота в Боготе - Banco de la República
  42. ^ (на испанском языке) Объяснение металлургии плота Муиска Эдуардо Лондоньо - Museo del Oro
  43. ^ Тайны: Золотой плот Эльдорадо . Смитсоновский канал. 2013 год. Событие происходит на 27 минуте 11 секунде.
  44. ^ «Иницио» . www.sesquile-cundinamarca.gov.co .
  45. ^ «Официальный сайт Паски» .
  46. ^ Лангебек Руэда, 2003, стр.265.
  47. ^ Бродбент, 1974, стр.120.
  48. ^ (на испанском языке) ca - онлайн-словарь Muysccubun
  49. ^ Лангебек Руэда, 1995a, стр.8.
  50. ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.156.
  51. ^ Окампо Лопес, 2007, ChV, стр.203
  52. ^ Кардале де Шримпфф, 1985, стр.116.
  53. ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.157.
  54. ^ Кристанчо Мехия, 2008, стр.4.
  55. ^ Лангебек Руэда, 1995b, Глава 1.
  56. ^ (на испанском языке) Храм Солнца - Согамосо - Pueblos Originarios
  57. ^ Перейти обратно: а б Ортега Лоаиса и др., 2012, стр. 8.
  58. ^ Перейти обратно: а б Мартинес и Мартинес, 2012, стр.71.
  59. ^ Перейти обратно: а б с Мартинес и Мартинес, 2012, стр.68.
  60. ^ Родригес Куэнка, 2007, стр.115.
  61. ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.13.
  62. ^ Хендерсон и Остлер, 2005, стр.149.
  63. ^ Гарсия, 2012, стр.27.
  64. ^ Мартинес и Мартинес, 2012, стр.74.
  65. ^ Перейти обратно: а б Мартинес и Мартинес, 2012, стр.72.
  66. ^ Мартинес и Мартинес, 2012, стр.69.
  67. ^ (на испанском языке) Мумия - Banco de la República
  68. ^ Вилла Поссе, 1993, стр.52.
  69. ^ «Изучение гробниц Муиска вызывает миф о легенде об Эльдорадо» .
  70. ^ Мартинес Мартин, sa, стр.3
  71. ^ Корреа, 2005, стр.204.
  72. ^ Тримборн, 2005, стр.305.
  73. ^ Окампо Лопес, 2007, Глава V, стр.230
  74. ^ Окампо Лопес, 2007, Глава V, стр.231
  75. ^ «Монотонная музыка Муиски» .
  76. ^ (на испанском языке) Музыка Muisca - Banco de la República
  77. ^ Эскобар, 1987.
  78. ^ Окампо Лопес, 2007, ChV, стр.221
  79. ^ (на испанском языке) Уитака, богиня Муиска во дворце Лиевано - Эль Тьемпо
  80. ^ Лангебек Руэда, 2005, стр.291.
  81. ^ Окампо Лопес, 1970, стр.88.
  82. ^ Перейти обратно: а б с Фернандес Сакама, 2013, стр.289.
  83. ^ Фрэнсис, 1993, стр.39.
  84. ^ Фернандес Сакама, 2013, стр.290.
  85. ^ Кортес Морено, 1990, стр.62.
  86. ^ Фернандес Сакама, 2013, стр.291.
  87. ^ Кортес Морено, 1990, стр.64.
  88. ^ Фрэнсис, 1993, стр.44.
  89. ^ Фернандес Сакама, 2013, стр.287.
  90. ^ Фернандес Сакама, 2013, стр.288.
  91. ^ Гумбольдт, 1807, Часть 1.
  92. ^ «Номера в Муйске» . www.cubun.org .
  93. ^ Пинеда Камачо, 2005, стр.26.
  94. ^ «ЧИБЧАС ИЛИ МУИСКАС» . loschibchasomuiscas.blogspot.com.co .
  95. ^ Ускатеги Мендоса, 1961, стр.336.
  96. ^ Перейти обратно: а б Муньос Кастибланко, 2006, стр.5.
  97. ^ Рико Рамирес, 2013, стр.88.
  98. ^ Триана, 1922 г.
  99. ^ Рико Рамирес, 2013, стр.87.
  100. ^ Рико Рамирес, 2013, стр.84.
  101. ^ Муньос Кастибланко, 2006, стр.2.
  102. ^ Муньос Кастибланко, 2006, стр.14.
  103. ^ Муньос Кастибланко, 2006, стр.15.
  104. ^ Муньос Кастибланко, 2006, стр.16.
  105. ^ Контрерас Диас, 2011, стр.148.
  106. ^ Перейти обратно: а б Муньос Кастибланко, 2006 г., стр.17.
  107. ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.42.
  108. ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.44.
  109. ^ Перейти обратно: а б Муньос Кастибланко, 2013, стр.45.
  110. ^ Перейти обратно: а б Муньос Кастибланко, 2013, стр.55.
  111. ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.43.
  112. ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.48.
  113. ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.49.
  114. ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.58.
  115. ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.59.
  116. ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.63.
  117. ^ Сильва Селис, 1962, стр.14.
  118. ^ Сильва Селис, 1962, стр.19.
  119. ^ Сильва Селис, 1962, стр.20.
  120. ^ Сильва Селис, 1962, стр.23.
  121. ^ Сильва Селис, 1962, стр.27.
  122. ^ Мартинес и Ботива, 2004b, стр.13-14.
  123. ^ Перейти обратно: а б Муньос Кастибланко, 2006, стр.10.
  124. ^ Мартинес и Ботива, 2004a.
  125. ^ Лопес Эступиньян, 2011 г.
  126. ^ Мартинес и Ботива, 2004b, стр.15.
  127. ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.11.
  128. ^ Муньос Кастибланко, 2013, стр.23.
  129. ^ Муньос Кастибланко, 2006, стр.3.
  130. ^ Гузман, 2012.
  131. ^ «Эльдорадо» Набор расширения Paradox Interactive Europa Universalis IV
  132. ^ Муиска называет Europa Universalis IV — GitHub

Библиография [ править ]

Генерал Муиска и Эррера [ править ]

Золотое дело [ править ]

  • Купер , Яго и Карл Хенрик Лангебек Руэда . 2013. Затерянные королевства Южной Америки — Эпизод 3 — Земли золота . По состоянию на 8 июля 2016 г.
  • Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 2003. Политическая экономия доколумбовой золотой работы: четыре примера из Северной Южной Америки. Золото и власть в древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии - Джеффри Квилтер и Джон В. Хупс , 245–278. Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия.
  • Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 1995а. Гетерогенность против. Гомогенность в колумбийской археологии: критическое замечание и пример ювелирного дела - Гетерогенность против. однородность в колумбийской археологии: критическая заметка и пример металлургии. Журнал антропологии и археологии 11. 3-36. .
  • Легаст, Энн. 2000. Змееподобная фигура в иконографии Муиски. Вестник Музея золота 46. 22–39. .
  • Льерас, Роберто; Хавьер Гутьеррес и Хелена Прадилья. 2009. Ранняя металлургия в Восточных Кордильерах Колумбии - Ранняя металлургия в Восточных Кордильерах, Колумбия. Бюллетень антропологии 23 (40). 169-185. .
  • Лондоно, Эдуардо. 1989. Святилища, сантильос, тунхо: вотивные предметы Муиска в 16 веке , 92–120.
  • Пинеда Камачо, Роберто. 2005. Лабиринт идентичности – символы трансформации и власти в доиспанском ювелирном деле в Колумбии , 16–92.

Архитектура [ править ]

  • Кристанчо Мехиа, Ана 2008. Важность наследственных путей в их среде обитания в городе Иса, Бояка , 1-4.
  • Хендерсон, Хоуп и Николас Остлер. 2005. Поселенческая организация Муиска и главный орган власти в Суте, Валье-де-Лейва, Колумбия: критическая оценка местных концепций дома для изучения сложных обществ. Журнал антропологической археологии 24. 148–178. .
  • Лангебек Руэда , Карл Хенрик. 1995б. Родные дороги . Банк Республики . По состоянию на 8 июля 2016 г.

Мумии [ править ]

  • Мартинес Мартин, Абель Фернандо и Лус Мартинес Сантамария. 2012. О мумификации и мумифицированных телах Муиски. История здоровья Журнал здоровья 1. 61-80. .
  • Ортега Лоаиса, Наталья; Диана Фернанда Грисалес Кардона; Алехандра Урибе Ботина и Хуан Камило Бландон Эрнандес. 2012. Погребальные обряды коренных народов , 1-15.

Музыка [ править ]

Керамика и текстиль [ править ]

  • Кортес Морено, Эмилия. 1990. Одеяла Муиска , 60–75.
  • Фернандес Сакама, Марта. 2013. Муиска Манта как объект воскрешения. КЕПЕС 9. 285-296. .
  • Окампо Лопес , Хавьер. 1970. Народные ремесла Бояки и их значение в туристической и экономической географии. Географический курьер 1 (2). 87–92. .
  • Пенья Гама, Клаудия. са. Доколумбовый дизайн Муиски , 1–11.
  • Ускатеги Мендоса, Нестор. 1961. Некоторые растительные красители, используемые коренными племенами Колумбии. Колумбийский журнал антропологии 10. 332–340. .

Числа и археоастрономия [ править ]

Наскальное искусство [ править ]

Современное , основанное на Муиске искусство

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7E4C923E930B72420B124FAE464498D2__1680717060
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Muisca_art
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muisca art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)