Пещера Рук
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() Руки, нарисованные по трафарету в Пещере Рук | |
Официальное название | Пещера Рук, Рио-Пинтурас. |
Расположение | Санта-Крус , Аргентина |
Критерии | Культурные: (iii) |
Ссылка | 936 |
Надпись | 1999 г. (23-я сессия ) |
Область | 600 га (1500 акров) |
Буферная зона | 2331 га (5760 акров) |
Координаты | 47 ° 09'21 "ю.ш. 70 ° 39'26" з.д. / 47,15583 ° ю.ш. 70,65722 ° з.д. |
Куэва-де-лас-Манос ( -испански по «Пещера рук» или «Пещера рук» ) — пещера и комплекс наскальных изображений в провинции Санта -Крус , Аргентина , в 163 км (101 милях) к югу от города Перито-Морено . Он назван в честь сотен изображений рук , нанесенных по трафарету в виде многочисленных коллажей на каменные стены. Искусство создавалось несколькими волнами между 7300 г. до н.э. и 700 г. н.э., в архаический период доколумбовой Южной Америки . Возраст картин был рассчитан по остаткам костяных трубок, использованных для распыления краски на стену пещеры при создании произведения искусства, радиоуглеродному датированию произведений искусства и стратиграфическому датированию .
Некоторые ученые считают это место лучшим вещественным свидетельством существования ранних южноамериканских групп охотников-собирателей . Аргентинский геодезист и археолог Карлос Дж. Градин и его команда провели наиболее важные исследования на этом месте в 1964 году, когда они начали раскопки во время 30-летнего изучения наскального искусства в Куэва-де-лас-Манос и его окрестностях. Это место является национальным историческим памятником Аргентины и ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия .
Расположение
[ редактировать ]
Куэва-де-лас-Манос относится как к основному участку пещеры, так и к окружающему ее комплексу наскальных рисунков. [1] Пещера лежит у подножия ступенчатого утеса в каньоне реки Пинтурас , в верхней части бассейна реки Десеадо . [2] [3] [4] в изолированной части Патагонии . [5] Он расположен примерно в 165 км (103 миль) к югу от Перито-Морено. [6] [7] Он является частью национального парка Перито Морено. [8] и провинциальный парк Куэва-де-лас-Манос. [9]
Климат
[ редактировать ]Во времена палеоиндейцев , от позднего плейстоцена до раннего голоцена примерно в геологические периоды , области на высоте от 400 до 500 метров (1300–1600 футов) над уровнем моря формировали микроклимат в каньоне, создавая экосистему лугов, гостеприимную для многих животных. [10] В эту экосистему входил завод Schinus molle , который использовался для производства смол и клеев, а также в качестве источника дров. [10] Здесь также росли съедобные овощи и растения, которые можно было использовать в медицине; клубни , такие как корень камыша; и многочисленные плоды, например, растения Berberis . [10]
Современный климат территории пещеры можно охарактеризовать как прекордильскую степь (или «травянистые предгорья»). [11] [12] Климат холодный и сухой, [13] с очень низкой влажностью. [14] Ян Н.М. Уэйнрайт и его коллеги утверждают, что общее годовое количество осадков в этом районе составляет менее 20 мм (0,79 дюйма) в год. [15] в то время как Глэдис И. Галенде и Росио Вега утверждают, что в среднем он составляет 200 мм (7,9 дюйма) в год. [16] Топография каньона блокирует сильные западные ветры, распространенные в регионе, что делает зимы менее суровыми. [17] Средняя температура составляет 8 ° C (46 ° F), [18] с экстремально высокими температурами около 38 ° C (100 ° F) и экстремально низкими температурами около -10 ° C (14 ° F). [16] Самый холодный месяц — июль, а самый теплый — февраль, средняя температура которых составляет -3 °C (27 °F) и 21 °C (70 °F) соответственно. [16]

Доступ
[ редактировать ]В древние времена люди получали доступ к каньону Пинтурас и, как следствие, к пещерной зоне через ущелья на востоке и западе, обычно с возвышенностей, от 600 до 700 метров (от 2000 до 2300 футов) над уровнем моря. [19] В настоящее время к участку ведут три гравийные дороги: маршрут длиной 46 км (29 миль) с юга, начинающийся возле Бахо Караколес , и еще две дальше на север, маршрут длиной 28 км (17 миль) от Руты 40 (Маршрут 40). ) [7] и маршрут длиной 22 км (14 миль), который заканчивается пешеходной тропой длиной 4 км (2,5 мили). [20]
История
[ редактировать ]Когда это место было оккупировано, реки Пинтурас и Десеадо впадали в Атлантический океан и обеспечивали водой стада гуанако , что делало этот район привлекательным для палеоиндейцев. Когда ледниковые поля растаяли, река Бейкер захватила сток рек, текущих на восток. В результате снижение уровня воды в реках Пинтурас и Десеадо привело к постепенному заброшению участка Куэва-де-лас-Манос. [22]
Острия снарядов, фрагмент камня бола, боковые скребки и ямы для костра. [23] были найдены рядом с останками гуанако, пумы , лисиц , птиц и других мелких животных. [3] [24] Гуанако были основным источником пищи для туземцев; методы охоты включали боласы , засады, [а] [25] [26] и сафари , во время которых они загоняли гуанако в ущелья и другие замкнутые пространства, чтобы лучше охотиться на них коллективно. [27] Эта техника зафиксирована в пещерном искусстве и показывает, как топография местности повлияла на искусство и как оно было создано. [28] Изображены также метатели дротиков и копий, хотя археологических свидетельств использования этих видов оружия в Патагонии мало. [29]
Доколумбовая экономика Патагонии зависела от охоты и собирательства . Археолог Франсиско Мена утверждает: «[в] адаптации среднего и позднеголоцена в Патагонии… ни сельского хозяйства, ни полноценного скотоводства так и не возникло». [30] Аргентинский геодезист и археолог Карлос Дж. Градин в своих трудах отмечает, что все наскальные рисунки в этом районе демонстрируют образ жизни охотников-собирателей, создавших их. [31] Присутствие обсидиана возле пещеры, что не является естественным для этого региона, предполагает наличие широкой сети торговли между народами пещеры и отдаленными племенными группами. [32] [33] [19]
Начиная примерно с 7500 г. до н. э., это место, наряду с участком Серро-Каса-де-Пьедра-7 возле озера Бурмейстер , стало важным ориентиром в кочевом кругу. [34] между каньоном Пинтурас и прилегающими к нему районами, западной частью Центрального высокогорного плато и степями и лесами экотона, граничащими со степями и лесами горно-озерной среды Анд . [34] Эти регионы существовали на разных высотах. [б] [34] Миграционные модели этого круга были сезонными, обусловленными обилием овощей в каждом регионе и рождаемостью гуанако, которая варьировалась в зависимости от высоты. [27] Меха новорожденных гуанако пользовались большим спросом у коренных народов, что увеличивало важность особенностей рождения гуанако для сроков сезонных миграций. [27] Лучшее время для новорожденных гуанако возле Куэва-де-лас-Манос было примерно в ноябре. [27] В число групп, населявших эту территорию, входили люди Толденсе , жившие в пещерах до третьего или второго тысячелетия до нашей эры. [35] При захвате территории вокруг пещеры разбивали временные стоянки, где собирались большие семьи или даже большие группы людей. [27] Группы, собравшиеся на этих стоянках, позволили бы жителям организовать групповую охоту на гуанако. [27]
Самые ранние наскальные рисунки на этом месте были созданы около 7300 г. до н.э. [4] Куэва-де-лас-Манос - единственное место в регионе с наскальными рисунками этого возраста, отнесенными к стилям пещеры А1 и А2, но после 6800 г. до н.э. были созданы аналогичные произведения искусства, особенно сцены охоты в стилях А3, А4 и А5. на других площадках региона. [27] Последний раз это место было заселено около 700 года нашей эры, причем последние обитатели пещеры, возможно, были предками племен теуэльче . [36] [37] [38]
Современное исследование и защита
[ редактировать ]Отец Альберто Мария де Агостини , итальянский миссионер и исследователь, впервые написал об этом месте в 1941 году. [39] [40] Затем его исследовала экспедиция музея Ла-Платы в 1949 году. [1] Аргентинский геодезист и археолог Карлос Градин и его команда начали наиболее существенные исследования этого места в 1964 году, положив начало 30-летнему изучению пещер и их искусства. [41] [25] Работа Градина помогла выявить различные стилистические последовательности пещеры. [4]
Куэва-де-лас-Манос — национальный исторический памятник в Аргентине. [42] и существует с 1993 года. [43] В 1995 году это место стало основным объектом исследования наскального искусства Аргентины, инициированного Национальным институтом антропологии и латиноамериканской мысли (INAPL). [44] Это исследование привело к тому, что Куэва-де-лас-Манос был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году. [44] В 2015 году землю у частного ранчо купила Rewilding Argentina . экологическая организация [45] В 2018 году на участке появился собственный провинциальный парк. [9] а по состоянию на 2020 год земля контролируется непосредственно государством после того, как она была передана в дар Rewilding Argentina. [45]
Геология
[ редактировать ]
Пещера находится в стенах каньона, сложенных игнимбритом. [46] и другие вулканические породы группы Баия-Лаура . [44] Породы образовались около 150 миллионов лет назад в юрский период как часть более крупного массива Десеадо . [44] [18] Пещера и окружающие ее выступы были высечены в скале в результате дифференциальной эрозии — процесса, при котором более слабые породы разрушаются, оставляя образования, состоящие из более прочных пород. [44] Эта эрозия была вызвана рекой Пинтурас, питаемой ледниковыми стоками, которая врезалась в формацию Чон Айке, образовав каньон Пинтурас. [44] Сама пещера расположена в трещине в скале, которую река размыла больше, чем окружающую стену каньона. [18]
Это место состоит из самой пещеры глубиной около 20 м (66 футов), двух обнажений и стен по обе стороны от входа. [47] Вход обращен на северо-восток и имеет высоту около 15 м (50 футов) и ширину 15 м (50 футов). [47] Размеры рисунков на стене пещеры составляют около 60 × 200 м (200 × 650 футов). [47] Первоначальная высота пещеры составляет 10 м (33 фута). [48] Земля внутри имеет уклон вверх; в результате высота в конечном итоге уменьшается до не более чем 2 м (6 футов 7 дюймов). [48]
произведение искусства
[ редактировать ]Куэва-де-лас-Манос назван в честь сотен рисунков, выполненных вручную, в виде множества коллажей, нанесенных на каменные стены. [49] Искусство Куэва-де-лас-Манос — одно из самых важных произведений искусства в Новом Свете и, безусловно, самое известное наскальное искусство в регионе Патагонии. [25] [37] [50] [51] Искусство датируется периодом между 7300 г. до н.э. и 700 г. н.э., в архаический период доколумбовой Южной Америки . [52] [53] Ученые Ральф Крейн и Лиза Флетчер утверждают, что наскальные рисунки в Куэва-де-лас-Манос включают старейшие известные наскальные рисунки в Южной Америке. [54]
Произведение искусства украшает интерьер пещеры и окружающие ее скалы. [55] По предметам его можно разделить на три основные категории: люди, животные, которых они ели, и человеческая рука. [25] Жители этого места охотились на гуанако, чтобы выжить, и эта зависимость отражена в их произведениях искусства через тотемические изображения этих существ. [25]
Несколько волн людей со временем заняли пещеру. [36] Возраст картин можно определить по остаткам костяных трубок, которые использовались для распыления краски на стену пещеры для создания трафаретных изображений ручных коллажей. [56] радиоуглеродное датирование самого произведения искусства, [57] и стратиграфическое датирование , в том числе по упавшему куску каменной стены с произведениями искусства. [58] Химический анализ пигментов, использованных для создания картины, а также анализ стилистических аспектов и наложения (перекрытия) различных частей искусства подтвердили ее подлинность. [4] [59] По мнению ученого Ирен Фаннинг и ее коллег, это «лучшее материальное свидетельство существования ранних групп охотников-собирателей в Южной Америке». [38]
Формы
[ редактировать ]Более ранние работы в пещере были более натуралистичными — они были близки к тому, как предметы искусства выглядели бы в реальной жизни. [59] Со временем изображения стали более абстрактными и отличались по форме от того, как обычно выглядел объект. [25] [4]
В пещере и вокруг нее находится более 2000 отпечатков ладоней. [48] Большинство изображений нарисовано в виде негативов или нанесено по трафарету , а также некоторые позитивные отпечатки ладоней. [60] На 829 левых рук приходится 31 правая рука. [40] [61] [60] можно предположить, что большинство художников держали трубку для распыления костей правой рукой. [60] [62] [63] [57] В некоторых отпечатках пальцев отсутствуют пальцы, что может быть связано с некрозом , ампутацией или деформацией , но также может указывать на использование языка жестов или сгибание пальцев для передачи смысла. [64] [65]
Различная глубина скалы меняет «холст» произведения искусства, а разная глубина от зрителя меняет то, как видятся изображения, в зависимости от того, где находится зритель. [66] Отпечатки ладоней в разных местах сильно накладываются друг на друга. [25] [4] в некоторых областях содержится так много отпечатков ладоней, что они образуют -палимпсест . многослойный цветной фон [67] [68] Наряду с наложенными друг на друга массами изображений имеется множество намеренно расположенных одиночных рук. [68]
Есть также изображения людей, гуанако, [36] реи , кошачьи , южноандские олени , [69] и других животных, а также геометрические фигуры, зигзагообразные узоры, изображения солнца и сцены охоты. [48] [63] Сцены охоты представляют собой натуралистическое изображение различных приемов охоты, включая использование охотничьих загонов и боласов. [а] [36] [26] Подобные картины, хотя и в меньшем количестве, можно найти в близлежащих пещерах. На потолке также есть красные точки, вероятно, образовавшиеся в результате погружения охотничьих бола в чернила и бросания их вверх. [4] [63]
Дикая природа, изображенная на картине, до сих пор встречается в этом районе. [55] [8] Самыми известными среди животных являются гуанако, от которых зависело выживание туземцев. [25] Есть повторяющиеся сцены окружения гуанако охотниками. [48] предполагая, что это была предпочтительная тактика охоты. [25]
Культурный контекст
[ редактировать ]
Мало что известно о культуре тех, кто создавал эти произведения, кроме инструментов, которые они использовали, и того, на что они охотились. Современным исследованиям остается только размышлять об их культуре и о том, какой была жизнь в обществах, которые ее создали. [25] Однако тот факт, что так много людей вносили свой вклад в создание произведений искусства на протяжении тысячелетий, позволяет предположить, что пещера имела большое значение для художников, рисовавших ее стены. [4] Искусство показывает, что люди этой местности имели символический элемент в своей культуре. [72]
Независимо от цели, произведения искусства сыграли ключевую роль в коллективной социальной памяти народов, населявших эту территорию, причем более ранние группы влияли на более поздние на протяжении тысячелетий. [73] Важные аспекты культуры охотников-собирателей показаны в таких темах искусства, как репродуктивные циклы гуанако и коллективная охота. [73] Это место также имело глубокую социальную и личную связь с художниками, поскольку одни и те же группы возвращались сюда сезонно и создавали произведения искусства в пещере, что было своего рода ритуалом. [73]
Цель
[ редактировать ]Точная функция и цель этого искусства неизвестны, хотя некоторые исследования предполагают, что оно могло иметь религиозную или церемониальную цель. [25] [74] так и декоративное. [64] Некоторые ученые, такие как Мерри Виснер-Хэнкс , предположили, что отпечатки рук указывают на желание человека, чтобы его помнили. [62] или записать, что они были там. [63] [75] Однако Жан Клотт оспорил эту точку зрения, заявив, что «вероятность такого поведения практически равна нулю». [74] Вместо этого Клоттс утверждает, что доисторический шаманизм является наиболее правдоподобным объяснением цели произведения искусства как части «церемоний, о которых мы никогда ничего не узнаем», хотя он признает, что эта гипотеза не объясняет всего и что еще предстоит проделать большую работу. нужно сделать. [74] Другая гипотеза утверждает, что искусство служило пограничными маркерами между народами, демонстрируя территориальность и обеспечивая сотрудничество других, действуя как места скопления. [76] [77] Есть также гипотезы, что произведения были частью охотничьей магии . [78] Алан Торн предположил, что они могли быть созданы в рамках попыток повлиять на количество животных, на которых можно охотиться. [79] Тем не менее, тот факт, что множество людей собралось в одном месте, чтобы внести свой вклад в наскальное искусство в течение такого длительного периода, показывает большое культурное значение или, по крайней мере, полезность для тех, кто участвовал. [4]
Материалы
[ редактировать ]Связующее вещество, использованное в произведении искусства, неизвестно, но минеральные пигменты включают оксиды железа, дающие красные и пурпурные цвета; каолин , дающий белый цвет; натроярозит , дающий желтый цвет; оксид марганца ( пиролюзит ), [15] производство черного цвета; и оксид меди, [с] производство зелени. [80] [36] [8] гематит , гетит , зеленая земля , кварц и оксалат кальция . Также были обнаружены [15] [81] гипс , Использовался [15] что позволило пигментам лучше прилипнуть к поверхности скал. [57]
Стилистические группы
[ редактировать ]Специалисты разделили это искусство на четыре стилистические группы, предложенные Карлосом Градином и адаптированные и модифицированные другими: [82] А, В, В1 и С, [83] также известный как Рио Пинтурас I , II , III и IV соответственно. [4] Первые две группы были частично задуманы для того, чтобы отличить динамическое изображение гуанако в группе А от статического изображения их в группе Б. [83]
Стилистическая группа А
[ редактировать ]
Стилистическая группа А (также известная как Рио Пинтурас I) — это искусство первых охотников-собирателей, живших в этом районе. [4] Это самый старый стиль в пещере, датируемый примерно 7300 годом до нашей эры. [38] [37] [25] Стиль натуралистичный и динамичный, включает в себя полихромные, динамичные сцены охоты и негативные мотивы человеческих рук. [37] [4] Изображения используют бороздки и неровности самой скалы, чтобы стать частью искусства. [4] [28] Это особенно актуально при использовании этих неровностей для представления топографии обстановки изображений, например, при изображении оврагов. [28] Охотники, изображенные в сценах, вероятно, были охотниками на дальних дистанциях, и в сценах часто изображалась тактика засады или окружения, используемая при охоте на гуанако. [4]
С 2010 года эта стилистическая группа была подразделена на пять различных подстилей или серий, классифицированных по цвету/материалу. [69] Эти серии классифицируются как A1 (серия охры), которая в основном состоит из охры и небольшого количества красного цвета; A2 (серия Black), преимущественно черный, но также содержит немного темно-фиолетового цвета; A3 (красная серия), в которой преимущественно используется красный цвет; A4 (серия Purple/Dark Red), в которой используются пурпурно-красный и темно-красный цвета; и A5 (серия «Белый/Желтый»), в которой преимущественно используется белый цвет, но также присутствуют желто-охристые оттенки. [69] С точки зрения иерархии A2 обычно охватывает A1; A3 проходит через A1 и A2; A4 проходит над A3 и A2; и A5 располагается поверх всех остальных слоев. [69] Подстили стилистической группы А нумеруются в хронологическом порядке; то есть A1 — самый старший, а A5 — самый младший. [84]
Серия Black, в частности, представила несколько художественных новшеств, которые были перенесены в последующие художественные стили. [23] К ним относятся введение как воздушной , так и иерархической перспективы, которая будет включена в более поздние произведения искусства. [23] Он также ввел контрастные цвета в виде черного и темно-фиолетового, которые использовались для различения отдельных изображений - метод, который использовался на протяжении всей истории наскального искусства. [23] Многие из этих влияний сохранились в стилях охотничьих сцен уже в 5400 году до нашей эры. [85]
Стилистическая группа А завершилась во время извержения H 1 вулкана Гудзон , произошедшего около 4770/4675 г. до н.э. [86] и привело к заброшению района Рио-Пинтурас. [87] Весьма вероятно, что именно это извержение и стало причиной конца этой стилистической группы. [86]
Стилистические группы Б и Б1
[ редактировать ]Новая культурная группа, существовавшая примерно с 5000 г. до н.э. примерно до 1300 г. до н.э., создала искусство того, что сейчас считается стилистическими группами B (Рио Пинтурас II) и B1 (Рио Пинтурас III). [4] [37] Статичные, изолированные группы гуанако с большими животами, возможно, беременные, заменяют оживленные сцены охоты, которыми отмечена предыдущая группа. [37] [4] [88] Эти беременные гуанако, их стиль и конструкция были впервые представлены как часть черной серии стилистической группы А. [23] Большие группы наложенных друг на друга отпечатков ладоней, насчитывающие около 2000 разных цветов, относятся к группе B. [4] а также некоторые более редкие мотивы следов человека и животных. [25]
В группе Б1, подгруппе Б, формы становятся все более схематичными, а фигуры человека и животного — более стилизованными; [89] В эту группу входят ручные трафареты, знаки бола и узоры из пунктирных линий. [4] [37]
Стилистическая группа С
[ редактировать ]Стилистическая группа C, Рио Пинтурас IV, начинается около 700 г. н.э. и отмечает последнюю стилистическую последовательность в пещере. [4] [37] Группа фокусируется на абстрактных геометрических фигурах. [37] включая очень схематические силуэты фигур животных и людей, а также круги, зигзагообразные узоры, точки и другие руки, наложенные на более крупные группы рук. [4] [37] Основной цвет красный. [4] [37]
Культурное значение и сохранение
[ редактировать ]
Каждый февраль в соседнем городе Морено проводится праздник в честь пещер. [4] [90] называется фольклорным фестивалем Куэва-де-лас-Манос. [91]
Пещеру посещает множество туристов. [31] который известен во всем мире. [3] [2] [92] Число туристов, посещающих это место, увеличилось в четыре раза с момента его включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году. [93] [94] По состоянию на 2020 год Куэва-де-лас-Манос посещали около 8000 человек в год. [45] Это поставило новые задачи по сохранению этого места. [4] В настоящее время наиболее серьезной угрозой являются граффити, [15] [42] за ними следуют другие формы вандализма, например, когда посетители снимают со стен куски расписного камня и трогают картины. [14]
В ответ территорию закрыли сетчатым забором. [42] [95] и установлен дощатый настил для контроля передвижения посетителей. [93] Чтобы попасть на сайт, посетителей должен сопровождать гид. [96] [95] На территории также есть разрешенные пешеходные тропы, домик для гида, перила и парковка. [31] команда профессионалов INAPL и Национального совета научно-технических исследований (CONICET). Строительством этих объектов руководила [31] [97] Была проведена информационная программа для обучения туристов и посетителей этого места, включая местных гидов, [98] [99] и способствовать более широкому участию местных сообществ. [31] Наскальные изображения этого места записываются и документируются в формате 360° видео, чтобы создать ощущение виртуальной реальности, связанное с этим местом. [100]
Несмотря на эти меры, местное правительство провинции, [98] Правительство Аргентины и ЮНЕСКО подверглись критике за то, что они не сделали достаточно для защиты этого места. [101] Правительство провинции, в частности, подвергалось критике за невыполнение рекомендаций INAPL, в том числе за необходимость привлечения дополнительного персонала и постоянного археолога на месте. [98]
См. также
[ редактировать ]- Аргентинская живопись
- Список искусства каменного века
- Лос Тольдос (Санта-Крус) - близлежащий археологический памятник и тезка культурной группы Тольденс.
- Пьедра-Музео — еще один археологический памятник культурной группы Тольденс.
- Доколумбовое искусство
- Доисторическое искусство
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Болас представлял собой оружие, состоящее из шнуров с грузами на каждом конце, которые бросали в ноги животных, чтобы заманить их в ловушку и позволить охотникам убить их. [70] [71]
- ^ Эти регионы были заняты на высоте от 500 до 700, от 800 до 900 и от 800 до 900 метров (2300 и 1600, от 2600 до 3000 и от 2600 до 3000 футов) над уровнем моря соответственно. [34]
- ^ Этот пигмент используется реже. Он был взят из источника, находящегося на расстоянии 150 км (93 миль). [80]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шнайер, Патрисия; Понсе, Агустина; Ашеро, Карлос А. (2021). Горски, Сонния Ромеро (ред.). «Наскальное искусство, этнография и коллективная память: случай Куэва-де-лас-Манос, Патагония, Аргентина» [Наскальное искусство (пещерная живопись), Этнография и коллективная память. Случай исследования: Пещера рук, Патагония, Аргентина]. Уругвайский журнал антропологии и этнографии (на испанском языке). 6 (1). Институт антропологии, факультет гуманитарных и педагогических наук: 71–85. дои : 10.29112/RUAE.v6.n1.4 . eISSN 2393-6886 . hdl : 11336/143535 . S2CID 236332757 . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Мена, Макьюэн и Борреро (1997) , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Борреро, Луис Альберто (1 сентября 1999 г.). «Доисторическое исследование и колонизация Фуэго-Патагонии». Журнал мировой предыстории . 13 (3): 321–355. дои : 10.1023/А:1022341730119 . S2CID 161836687 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Онетто, Мария; Подеста, Мария Мерседес (2011). «Куэва-де-лас-Манос: выдающийся пример места наскального искусства в Южной Америке» (PDF) . Адорантен . Скандинавское общество доисторического искусства: 67–78. ISSN 0349-8808 . ПроКвест 1521033595 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Финли, Виктория (2014). Блестящая история цвета в искусстве . Музей Дж. Пола Гетти. п. 10. ISBN 978-1-60606-429-0 . OCLC 879583340 .
- ^ Мосс, Крис (13 декабря 2014 г.). «Путеводитель по Патагонии: что делать, как это делать и где остановиться» . Хранитель . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Тан, Джин Бо (апрель 2015 г.). «Рука в искусстве: «Руки» в произведениях искусства Патагонии». Журнал хирургии руки . 40 (4): 806–808. дои : 10.1016/j.jhsa.2015.01.022 . S2CID 71792792 . ПИ S0363-5023(15)00081-7.
- ^ Jump up to: а б с Лундборг, Горан (2014). «Отпечатки рук прошлого» . Рука и мозг . Спрингер. стр. 41–48. дои : 10.1007/978-1-4471-5334-4_5 . ISBN 978-1-4471-5333-7 . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Передача земли для провинциального парка Куэва-де-лас-Манос завершена» . Argentina.gob.ar (на испанском языке). 13 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Ашеро и Шнайер (2021) , с. 311.
- ^ Оркера (1987) , с. 378.
- ^ Ашеро (2018) , с. 213.
- ^ Срур, Ана М.; Вильяльба, Рикардо; Балди, Герман (2011). «Вариации радиального роста Anarthrophyllum Ridum, NDVI и продуктивности экосистемы в патагонских кустарниковых степях». Экология растений . 212 (11): 1841–1854. Бибкод : 2011PlEco.212.1841S . дои : 10.1007/s11258-011-9955-6 . JSTOR 41508649 . S2CID 1008572 .
- ^ Jump up to: а б Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Пещера Рук, Рио-Пинтурас» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Уэйнрайт, Ян Н.М.; Хельвиг, Кейт; Роланд, Диана С.; Градин, Чарльз ; Подеста, Мэри Мерседес; Онетто, Мэри; Ашеро, Чарльз А. (2002). Консервация и пигментный анализ наскальных рисунков в Пещере Рук и Холме индейцев, Санта-Крус (Патагония), Аргентина . Том. 2. Препринты ИКОМ. стр. 100-1 583 и 585. OCLC 938407252 . Архивировано 29 октября. из оригинала Получено 9 мая.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с Галланд, Глэдис И.; Вега, Дью (4 мая 2021 г.). «Подбор летнего рациона специалиста по камням: вискаша Вольфсона ( Lagidium wolffsohni ) в охраняемой природной зоне реки Пинтурас, Пещера Рук, Патагония, Аргентина » Исследования неотропической фауны и окружающей среды . 56 (2): 135–145. Бибкод : 2021SNFE...56..135G . дои : 10.1080/01650521.2020.1763763 . ISSN 0165-0521 . S2CID 219738461 .
- ^ Документы о всемирном наследии 13 (PDF) . Соединение универсальных и местных ценностей: управление устойчивым будущим всемирного наследия. 24 мая 2003 г. с. 159. Архивировано (PDF) из оригинала 14 октября 2020 года . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Пещера Рук. Расположение археологического памятника» . Cavedelasmanos.org (на испанском языке). ИНАПЛ . Архивировано из оригинала 18 мая 2014 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ашеро и Шнайер (2021) , с. 312.
- ^ Альбистон, Изабель; Браун, Кэти, Кларк, Грегор, Эгертон, Алекс; Гросберг, Майкл; Каминский, Анна; Маккарти, Кэролайн, Мутич, Аня; Сколник, Адам (2018). Аргентина . Одинокая планета. п. 443. ИСБН 978-1-78657-066-6 . OCLC 1038423144 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ашеро и Шнайер (2021) , с. 320.
- ^ Исла, Федерико Игнасио; Эспиноза, Марсела; Янтанос, Нерина (1 марта 2015 г.). «Эволюция восточного фланга ледяного поля Северной Патагонии: дезактивация реки Десеадо (Аргентина) и активизация реки Бейкер (Чили)». Zeitschrift für Geomorphologie . 59 (1): 119–131. Бибкод : 2015ZGm....59..119I . дои : 10.1127/0372-8854/2014/0149 . hdl : 11336/46418 . В «Новые результаты Департамента геологии в области геоморфологии дают новое понимание [Эволюция восточного фланга ледяного поля Северной Патагонии: дезактивация реки Десеадо (Аргентина) и активизация реки Бейкер (Чили)]». Научное письмо . ООО «НьюсRX» . 1 мая 2015 г. с. 936. Гейл А415804207 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ашеро и Шнайер (2021) , с. 323.
- ^ Мена, Макьюэн и Борреро (1997) , стр. 38–39, 48–49 и 50–51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Шобингер (2016) , стр. 39–44, 57–61, 67 и 70.
- ^ Jump up to: а б Мена, Макьюэн и Борреро (1997) , стр. 38–39, 46–47, 48–49 и 50–51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ашеро и Шнайер (2021) , с. 313.
- ^ Jump up to: а б с Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 313, 315, 320–321 и 323.
- ^ Ашеро и Шнайер (2021) , с. 316.
- ^ Мена, Макьюэн и Борреро (1997) , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б с д и Фиоре (2008) , с. 315.
- ^ Маньен, Л.; Линч, В.; Гарсиа Аньино, Э. (2 июля 2020 г.). «Способы использования внутри участка в раннем голоцене на участке Куэва-Марипе (Санта-Крус, Аргентина)». ПалеоАмерика . 6 (3): 268–282. дои : 10.1080/20555563.2019.1709032 . S2CID 213889275 .
- ^ Мендес М., Цезарь А.; Стерн, Чарльз Р.; Кингс Б., Омар Р.; Муж Л., Фрэнсис (2012 г.). «Дальний транспорт обсидиана в раннем голоцене в Центрально-Южной Патагонии». Чунгара: Журнал чилийской антропологии . 44 (3). Университет Тарапаки : 363–3. ISSN 0716-1182 . JSTOR 23266116 .
- ^ Jump up to: а б с д Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 312–313.
- ^ Оркера (1987) , с. 370.
- ^ Jump up to: а б с д и «Пещера Рук, рисующая река». Архивировано 8 апреля 2020 г. в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО Wayback Machine . Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Искусство и место: специфическое искусство Америки . Редакционный директор: Аманда Реншоу; Текст и экспертные знания предоставлены Даниэлем Арсено и др. Файдон Пресс . 2013. С. 354–355. ISBN 978-0-7148-6551-5 . OCLC 865298990 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Фаннинг, Ирен; Глусберг, Хорхе; Фрей, Шерил Хименес; Пераццо, Нелли; Хартоп, Кристофер; Перес, Хорхе Ф. Ривас; Коркуэра, Рут; Рейес, Марта Арципрете де; Вакеро, Хульета Зунильда (9 марта 2020 г.). «Аргентина, Республика» . Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета (опубликовано в 2003 г.). дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t003988 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Гутьеррес Де Анджелис, Марина; Винклер, Грета; Бруно, Паула; Гуарини, Кармен (2019). «Переосмысление палеолитической визуальной культуры с помощью иммерсивных технологий: место «Куэва-де-лас-Манос» как виртуальный «Денкраум» (Патагония, Аргентина)» . Видок (25): 411–435. дои : 10.36854/widok/2019.25.2081 . hdl : 11336/168949 . S2CID 229288678 . CEEOL 895443 .
- ^ Jump up to: а б Подеста, Мария Мерседес; Раффино, Родольфо А.; Паунеро, Рафаэль Себастьян; Роланди, Диана С. (2005). Наскальные рисунки коренных народов Аргентины: Патагония . Открытое групповое общение. ISBN 978-987-1121-16-8 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ Делегация Буэнос-Айреса-МИНПРО. «Пещера Рук» . Пещера Рук (на испанском языке). Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Уэйнрайт, Ян Н.М. (1995). «Сохранение и запись наскального искусства в Аргентине» . Информационный бюллетень ТПП . № 16. Канадский институт охраны природы . стр. 4–5. Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Левранд, Норма Элизабет; Эндере, Мария Луз (2020). «Новые категории наследия: применение мягкого права в недавней реформе закона об историческом и художественном наследии Аргентины » . Журнал Direito GV (на бразильском португальском языке). 16 (2): e1960. дои : 10.1590/2317-6172201960 . hdl : 11336/140726 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Геуна, Сильвана Евангелина; Экостеги, Леонардо Дарио (апрель 2008 г.). «Долина реки Пинтурас. Пещера Рук». Аналес - Национальное управление горно-геологической службы Аргентины (на испанском языке). 46 : 771–780. hdl : 11336/76841 . ISSN 0328-2325 .
- ^ Jump up to: а б с Темы, Хоакин (18 июля 2020 г.). « После пожертвования «Пещера рук» станет охраняемой территорией » Буэнос-Айрес Таймс Получено 15 ноября.
- ^ Ашеро (2018) , с. 209.
- ^ Jump up to: а б с Шобингер (2016) , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д и Менон (2010) , с. 243.
- ^ Шалли-Дженсен, Майкл (2015). Страны, народы и культуры: Центральная и Южная Америка . Том. 1 (Первое изд.). Салем Пресс. п. 147. ИСБН 978-1-61925-788-7 . OCLC 915353454 .
- ^ Менон (2010) , с. 30: «Наскальные рисунки гораздо более ранних эпох были обнаружены в нескольких провинциях, самой известной из которых является Куэва-де-лас-Манос в Патагонии (см. стр. 243) ».
- ^ Фунари, Педро Пауло А.; Заранкин А.; Стовел, Э. (2009). «Южноамериканская археология». В Госдене, Крис ; Канлифф, Барри ; Джойс, Розмари А. (ред.). Оксфордский справочник по археологии . Издательство Оксфордского университета . стр. 958–1000. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199271016.013.0031 . ISBN 978-0-19-927101-6 . ОСЛК 277205272 .
Это, пожалуй, самое известное место в стране благодаря запоминающимся зооморфным, антропоморфным и геометрическим наскальным панно.
- ^ Национальное географическое общество (9 октября 2013 г.). «Куэвас де лас Манос» . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 6 марта 2021 года . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Трофимова Е.; Трофимов А. (1 сентября 2019 г.). «Всемирное подземное наследие». Геонаследие . 11 (3): 1113–1131. Бибкод : 2019Geohe..11.1113T . дои : 10.1007/s12371-019-00351-8 . S2CID 150080128 .
- ^ Крейн, Ральф Дж.; Флетчер, Лиза (2015). Аллен, Дэниел (ред.). Пещера . Серия «Земля». Книги реакции . стр. 111–112. ISBN 978-1-78023-460-1 . OCLC 915154364 .
- ^ Jump up to: а б Онетто, Мэри (2014). «Пещера рук, речные рисунки, наскальное искусство». В Смит, Клэр (ред.). Энциклопедия глобальной археологии Том. 3. Спрингер. стр. 100-1 1841–1846. дои : 10.1007/978-1-4419-0465-2_1624 . ISBN 978-1-4419-0426-3 . LCCN 2013953915 .
- ^ Вуд, Барри (1 октября 2019 г.). «Расчистка пляжей и прибрежные поселения: долгая миграция из Южной Африки в Патагонию — величайшее путешествие, когда-либо совершавшееся» . Журнал большой истории . 3 (4): 38. дои : 10.22339/jbh.v3i4.3422 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2020 года . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Пещера Рук. История исследований на археологическом памятнике» . Cavedelasmanos.org (на испанском языке). ИНАПЛ . Архивировано из оригинала 21 июня 2013 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Шобингер (2016) , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Объекты всемирного наследия: полный путеводитель по 1007 объектам всемирного наследия ЮНЕСКО (6-е изд.). Издательство ЮНЕСКО . 2014. с. 607. ИСБН 978-1-77085-640-0 . OCLC 910986576 .
- ^ Jump up to: а б с Мур (2017) , с. 100.
- ^ Стил, Джеймс; Уомини, Натали (2005). «Люди, инструменты и руки» (PDF) . В Ру, Валентин; Бриль, Бландин (ред.). Дробление камня: необходимые условия для уникального поведения человека . Институт археологических исследований Макдональда Кембриджского университета. п. 234. ИСБН 1-902937-34-1 . OCLC 64118071 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Парфит, Майкл (декабрь 2000 г.). «Охота на первых американцев». Нэшнл Географик . Том. 198, нет. 6. Национальное географическое общество . п. 40. ISSN 0027-9358 .
- ^ Jump up to: а б с д Виснер-Хэнкс, Мерри Э. (23 сентября 2015 г.). Краткая история мира . Издательство Кембриджского университета . стр. 11–13. ISBN 978-1-107-02837-1 . OCLC 908262350 .
- ^ Jump up to: а б Срадж, Шафик (январь 2015 г.). «Рука в искусстве: рука была первой в искусстве». Журнал хирургии руки . 40 (1): 140. doi : 10.1016/j.jhsa.2014.10.045 . ПИ С0363-5023(14)01496-8.
- ^ Акрати, Ахмед. «Отпечатки рук, следы и отпечатки эволюции» . Исследование наскального искусства . 25 (1): 23–33. OCLC 663872753 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ашеро и Шнайер (2021) , с. 315.
- ^ Добрез, Патрисия (11 декабря 2014 г.). «Следы рук: технические аспекты позитивных и негативных маркировок рук в наскальном искусстве» . Искусство . 3 (4): 367–393. дои : 10.3390/arts3040367 .
- ^ Jump up to: а б Добрез, Патрисия (декабрь 2013 г.). «Обоснование использования ручных трафаретов и гравюр как проприо-перформатива» . Искусство . 2 (4): 273–327. дои : 10.3390/arts2040273 .
- ^ Jump up to: а б с д Ашеро и Шнайер (2021) , с. 314.
- ^ «болас» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . Проверено 29 октября 2021 г. (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 316 и 319.
- ^ Невес, Уолтер А.; Араужо, генеральный менеджер Астольфо; Бернардо, Данило В.; Кипнис, Ренато; Перья, Джеймс К. (22 февраля 2012 г.). «Наскальное искусство на границе плейстоцена и голоцена на востоке Южной Америки» . ПЛОС ОДИН . 7 (2): e32228. Бибкод : 2012PLoSO...732228N . дои : 10.1371/journal.pone.0032228 . ПМЦ 3284556 . ПМИД 22384187 .
- ^ Jump up to: а б с Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 324–325.
- ^ Jump up to: а б с Клоттс, Жан (2016). Что такое палеолитическое искусство? . Перевод Мартина, Оливера Ю.; Мартин, Роберт Д. Издательство Чикагского университета . стр. 55–56. дои : 10.7208/Чикаго/9780226188065.001.0001 . ISBN 978-0-226-26663-3 . LCCN 2015029149 .
- ^ Мур (2017) , с. 102.
- ^ Подеста, Мария Мерседес (2002). «Куэва-де-лас-Манос как пример гибридов культурного и природного наследия» (PDF) . В Гауэр-Литце, Зиглинде (ред.). Природа и культура: двойственные аспекты нашего наследия. Изменение точки зрения . Немецкая комиссия ЮНЕСКО. стр. 128–129. ISBN 3-927907-84-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Ашеро (2018) .
- ^ Бересфорд, Мэтью (2013). Белый дьявол: оборотень в европейской культуре . Книги реакции . п. 35. ISBN 978-1-78023-205-8 . OCLC 861693363 .
- ^ Раймонд, Роберт ; Торн, Алан ; Бакли, Энтони (1989). Дороги без колес (DVD). Человек на краю: Заселение Тихого океана. Знаковые СМИ. 14 минут. OCLC 664751633 .
Здесь тоже есть животные. Картины, вероятно, предназначались для увеличения количества животных, на которых можно было охотиться.
- ^ Jump up to: а б Мур (2017) , с. 98.
- ^ Сиддалл, Рут (8 мая 2018 г.). «Минеральные пигменты в археологии: их анализ и ассортимент доступных материалов» . Минералы . 8 (5): 201. Бибкод : 2018Мой....8..201С . дои : 10.3390/мин8050201 . ISSN 2075-163X .
- ^ Фиоре (2008) , стр. 313 и 315.
- ^ Jump up to: а б Добрез, Ливио; Добрез, Патрисия (2014). «Канонические фигуры и узнавание животных в жизни и искусстве» . Бюллетень Чилийского музея доколумбового искусства . 19 (1): 9–22. дои : 10.4067/s0718-68942014000100002 .
- ^ Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 313–314.
- ^ Ашеро и Шнайер (2021) , с. 310.
- ^ Jump up to: а б Ашеро (2018) , с. 234: «Вполне вероятно, что сильное извержение вулкана Гудзон около 6720/6625 лет назад... фактически ознаменовало конец SGA [стилистической группы А] в Альто-Рио-Пинтурас и высоких Андских землях».
- ^ Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 313 и 323.
- ^ Ашеро (2018) , с. 220.
- ^ Брук, Джордж А.; Франко, Нора В.; Черкинский, Александр; Асеведо, Агустин; Фиоре, Даная; Поуп, Тимоти Р.; Веймар, Ричард Д.; Неер, Грегори; Эванс, Хайден А.; Сальгеро, Тина Т. (октябрь 2018 г.). «Пигменты, связующие и возраст наскальных рисунков в Виуда-Квенсана, Санта-Крус, Патагония (Аргентина)». Журнал археологической науки: отчеты . 21 : 47–63. Бибкод : 2018JArSR..21...47B . дои : 10.1016/j.jasrep.2018.01.004 . hdl : 11336/99531 . S2CID 134053614 . ПИИ S2352409X17306193.
- ^ Менон (2010) , с. 242.
- ^ Бернхардсон, Уэйн (2014). Маклейн, Кевин (ред.). Патагония (4-е изд.). Лунные публикации . п. 385. ИСБН 978-1-61238-912-7 . OCLC 897447154 .
- ^ Коэн, Джеффри Джером (2018). «Чувство камня». Субстанция . 47 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 23–35. дои : 10.1353/sub.2018.0016 . ISSN 1527-2095 . S2CID 201781454 . Проект МУЗА 701284 .
- ^ Jump up to: а б Подеста, Мария Мерседес; Стрекер, Матиас (2014). «Южноамериканское наскальное искусство». Энциклопедия глобальной археологии . Спрингер. стр. 6828–6841. дои : 10.1007/978-1-4419-0465-2_1623 . ISBN 978-1-4419-0426-3 .
- ^ Тронкосо, Андрес; Армстронг, Фелипе; Базиль, Мара (2017). «Наскальное искусство в Центральной и Южной Америке: социальные условия и региональное разнообразие». У Дэвида, Бруно; МакНивен, Ян Дж (ред.). Оксфордский справочник по археологии и антропологии наскальных рисунков . Издательство Оксфордского университета . п. 300. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190607357.013.53 . ISBN 978-0-19-060735-7 .
- ^ Jump up to: а б Килинг, Стивен; Мегджи, Шафик; Мозли-Уильямс, Соррел; Трибе, Мадлен (2019). Грубый путеводитель по Аргентине (7-е изд.). Грубые гиды . п. 494. ИСБН 978-1-789-19461-6 . LCCN 2005209439 . OCLC 1112379178 .
- ^ Густафссон, Андерс; Карлссон, Хокан (2014). «Аутентичность и построение экзистенциальной идентичности: примеры из объектов наскального искусства, внесенных в список Всемирного наследия» . Ин Александерссон, Хенрик; Андреев, Александр; Бюнц, Анника (ред.). Сердцем и мозгом: книга друзей профессора Элизабет Арвилл-Нордблад . GOTARC Серия A, Археологические исследования Гетеборга. Том. 5. Гетеборгский университет, факультет исторических исследований. стр. 641. OCLC 904568027 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ Элиас, Алехандра; Онетто, Мария; Салерно, Вирджиния; Кассиодоро, Гизела; Кастро, Аналия; Коломбо, Мариано Хорхе (2010). «Представьте это вживую: наследие в действии и археология «внедорожья» в Куэва-де-лас-Манос, Санта-Крус» . Записные книжки Национального института антропологии и латиноамериканской мысли (на испанском языке). 22 . Национальный институт антропологии и американской мысли : 145–154. ISSN 1852-1002 .
- ^ Jump up to: а б с Стрекер, Матиас; Пиллес, Питер Дж. (январь 2005 г.). «Управление парками со стойками: симпозиум и семинар в Жужуе, Аргентина, декабрь 2003 г.». Сохранение и управление археологическими памятниками . 7 (1): 52–55. дои : 10.1179/135050305793137585 . S2CID 109586686 .
- ^ Стрекер, Матиас; Подеста, Мария Мерседес (январь 2006 г.). Саис-Хименес, К. (ред.). «Сохранение наскальных изображений в Боливии и Аргентине» (PDF) . КОАЛИЦИЯ: Тематическая сеть CSIC по культурному наследию. Электронный информационный бюллетень . № 11. С. 5–10. OCLC 972288456 . S2CID 201825304 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ Гутьеррес Де Анджелис, Марина (20 апреля 2021 г.). «Расширенная визуальная антропология: наскальное искусство и смешанная реальность на археологическом объекте Куэва-де-лас-Манос (Аргентина)» . Revista de Antropologia Visual (на испанском языке). 2 (29): 1–20. дои : 10.47725/rav.029.01 . ISSN 2452-5189 .
- ^ Эндере, Мария Луз (январь – декабрь 2001 г.). «Археологическое наследие Аргентины. Современная панорама и перспективы на будущее» [Археологическое наследие Аргентины. Текущая ситуация и перспективы на будущее. Журнал американской археологии (на испанском языке) (20). Панамериканский институт географии и истории: 143–158. JSTOR 27768449 . Гейл А87703543 .
Библиография
[ редактировать ]- Ашеро, Карлос А. (2018). «Сцены охоты в Куэва-де-лас-Манос: стили, содержание и хронология (Рио-Пинтурас, Санта-Крус - аргентинская Патагония)». В Тронкозо, Андрес; Армстронг, Фелипе; Нэш, Джордж (ред.). Археология наскального искусства: перспективы Южной Америки . Рутледж . стр. 209–237. дои : 10.4324/9781315232782-9 . ISBN 9781138292673 . OCLC 975369942 . S2CID 189442969 .
- Ашеро, Карлос А.; Шнайер, Патрисия (13 апреля 2021 г.). «Черная серия в сценах охоты в Куэва-де-лас-Манос, Рио-Пинтурас, Патагония, Аргентина». В Дэвидсоне, Иэн; Ноуэлл, апрель (ред.). Создание сцен: глобальные перспективы сцен в наскальном искусстве . Книги Бергана . стр. 310–326. ISBN 978-1-78920-921-1 . Архивировано из оригинала 6 ноября 2021 года . Проверено 3 ноября 2021 г.
- Фиоре, Даная (2008). «Искусство на камнях: Аргентина, 2000–2004». Ин Бан, Пол Г .; Франклин, Натали Р.; Стрекер, Матиас (ред.). Наскальные исследования: новости мира . Том. 3. Пол Дж. Бан, Натали Р. Франклин, Маттиас Стрекер. Оксфордские книги. стр. 309–318. ISBN 978-1-78297-590-8 . JSTOR j.ctt1cd0p65 . OCLC 908040896 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 8 апреля 2021 г.
- Муж Фрэнсис; Макьюэн, Колин; Борреро, Луи Альберт (1997). Макьюэн, Колин; Борреро, Луи Альберт; Прието, Альфред (ред.). Патагония: естественная история, предыстория и этнография на самом краю земли . Издательство Принстонского университета . дои : 10.1515/9781400864768 . ISBN 978-1-4008-6476-8 . JSTOR j.ctt7ztms2 . OCLC 889252383 .
- Менон, Джаяшри, изд. (2010). Аргентина . Путеводители для очевидцев. Соавторы: Уэйн Бернхардсон, Деклан МакГарви, Крис Мосс (ред. Ред.). Издательство ДК . ISBN 978-0-75666-193-9 . OCLC 741938981 .
- Мур, Джерри Д. (2017). Частота путешествий: недавние путешествия по древней Южной Америке . Университетское издательство Колорадо . дои : 10.5876/9781607326007 . ISBN 978-1-60732-600-7 . JSTOR j.ctt1m3210q . LCCN 2016053403 . OCLC 973325343 .
- Оркера, Луис Абель (декабрь 1987 г.). «Достижения археологии Пампы и Патагонии». Журнал мировой предыстории . 1 (4): 333–413. дои : 10.1007/BF00974880 . JSTOR 25800531 . S2CID 161730330 .
- Шобингер, Хуан (5 декабря 2016 г.). Древние американцы: справочник по искусству, культуре и истории доколумбовой Северной и Южной Америки . Том. 1. Перевод Эванс-Корралес, Кэрис (1-е изд.). Рутледж . дои : 10.4324/978131570375 . ISBN 978-0-7656-8034-1 . OCLC 967392115 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Градин, Карлос Дж (1983). «Наскальные рисунки бассейна реки Пинтурас, провинция Санта-Крус, Аргентинская Республика». Акта Преисторика . 2 .
- Градин, Карлос Дж .; Агерре, Ана М. (1994). Вклад в археологию реки Пинтурас (на испанском языке). Найдите Айллу.
- Градин, Карлос Дж .; Ашеро, Карлос А.; Агерре, Ана М. (1977). «Археологические исследования в Куэва-де-лас-Манос (Альто-Рио-Пинтурас, Санта-Крус)». Отношения Аргентинского общества антропологии (на испанском языке). 10 : 201–270. hdl : 10915/25285 . OCLC 696124191 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Веб-сайт Cave of the Hands (на испанском языке)
- Пещера Рук , 3D модель пещеры (Skechfab)
- Куэва-де-лас-Манос , Перито Морено, изображения (на испанском языке)
- Пещера Рук , Перито Морено, изображения
- Пещера Рук , изображения
- Номинационный файл 936
- Заведения 10-го тысячелетия до нашей эры
- Археологические открытия 1941 года.
- Археологические памятники в Аргентине
- Объекты всемирного наследия в Аргентине
- Охраняемые территории провинции Санта-Крус, Аргентина
- Пещеры Аргентины
- Бывшие населенные пункты Аргентины
- Наскальное искусство в Южной Америке
- Живопись коренных народов Америки
- Доколумбовое искусство
- Архаический период в Америке
- Коренная культура Южного конуса
- Археологические памятники до Хлодвига в Америке
- Национальные исторические памятники Аргентины
- Туристические достопримечательности провинции Санта-Крус, Аргентина