Jump to content

Пещера Рук

Координаты : 47 ° 09'21 "ю.ш. 70 ° 39'26" з.д.  /  47,15583 ° ю.ш. 70,65722 ° з.д.  / -47,15583; -70,65722
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Пещера Рук
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Руки, нарисованные по трафарету в Пещере Рук
Официальное название Пещера Рук, Рио-Пинтурас.
Расположение Санта-Крус , Аргентина
Критерии Культурные: (iii)
Ссылка 936
Надпись 1999 г. (23-я сессия )
Область 600 га (1500 акров)
Буферная зона 2331 га (5760 акров)
Координаты 47 ° 09'21 "ю.ш. 70 ° 39'26" з.д.  /  47,15583 ° ю.ш. 70,65722 ° з.д.  / -47,15583; -70,65722
Куэва-де-лас-Манос расположен в провинции Санта-Крус.
Пещера Рук
Расположение Куэва-де-лас-Манос в провинции Санта-Крус

Куэва-де-лас-Манос ( -испански по «Пещера рук» или «Пещера рук» ) — пещера и комплекс наскальных изображений в провинции Санта -Крус , Аргентина , в 163 км (101 милях) к югу от города Перито-Морено . Он назван в честь сотен изображений рук , нанесенных по трафарету в виде многочисленных коллажей на каменные стены. Искусство создавалось несколькими волнами между 7300 г. до н.э. и 700 г. н.э., в архаический период доколумбовой Южной Америки . Возраст картин был рассчитан по остаткам костяных трубок, использованных для распыления краски на стену пещеры при создании произведения искусства, радиоуглеродному датированию произведений искусства и стратиграфическому датированию .

Некоторые ученые считают это место лучшим вещественным свидетельством существования ранних южноамериканских групп охотников-собирателей . Аргентинский геодезист и археолог Карлос Дж. Градин и его команда провели наиболее важные исследования на этом месте в 1964 году, когда они начали раскопки во время 30-летнего изучения наскального искусства в Куэва-де-лас-Манос и его окрестностях. Это место является национальным историческим памятником Аргентины и ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия .

Расположение

[ редактировать ]
Фотография реки Пинтурас и долины.
Каньон Пинтурас , вид из пещер

Куэва-де-лас-Манос относится как к основному участку пещеры, так и к окружающему ее комплексу наскальных рисунков. [1] Пещера лежит у подножия ступенчатого утеса в каньоне реки Пинтурас , в верхней части бассейна реки Десеадо . [2] [3] [4] в изолированной части Патагонии . [5] Он расположен примерно в 165 км (103 миль) к югу от Перито-Морено. [6] [7] Он является частью национального парка Перито Морено. [8] и провинциальный парк Куэва-де-лас-Манос. [9]

Во времена палеоиндейцев , от позднего плейстоцена до раннего голоцена примерно в геологические периоды , области на высоте от 400 до 500 метров (1300–1600 футов) над уровнем моря формировали микроклимат в каньоне, создавая экосистему лугов, гостеприимную для многих животных. [10] В эту экосистему входил завод Schinus molle , который использовался для производства смол и клеев, а также в качестве источника дров. [10] Здесь также росли съедобные овощи и растения, которые можно было использовать в медицине; клубни , такие как корень камыша; и многочисленные плоды, например, растения Berberis . [10]

Современный климат территории пещеры можно охарактеризовать как прекордильскую степь (или «травянистые предгорья»). [11] [12] Климат холодный и сухой, [13] с очень низкой влажностью. [14] Ян Н.М. Уэйнрайт и его коллеги утверждают, что общее годовое количество осадков в этом районе составляет менее 20 мм (0,79 дюйма) в год. [15] в то время как Глэдис И. Галенде и Росио Вега утверждают, что в среднем он составляет 200 мм (7,9 дюйма) в год. [16] Топография каньона блокирует сильные западные ветры, распространенные в регионе, что делает зимы менее суровыми. [17] Средняя температура составляет 8 ° C (46 ° F), [18] с экстремально высокими температурами около 38 ° C (100 ° F) и экстремально низкими температурами около -10 ° C (14 ° F). [16] Самый холодный месяц — июль, а самый теплый — февраль, средняя температура которых составляет -3 °C (27 °F) и 21 °C (70 °F) соответственно. [16]

Фотография входа в пещеру в отвесной скале.
Вход в Куэва-де-лас-Манос.

В древние времена люди получали доступ к каньону Пинтурас и, как следствие, к пещерной зоне через ущелья на востоке и западе, обычно с возвышенностей, от 600 до 700 метров (от 2000 до 2300 футов) над уровнем моря. [19] В настоящее время к участку ведут три гравийные дороги: маршрут длиной 46 км (29 миль) с юга, начинающийся возле Бахо Караколес , и еще две дальше на север, маршрут длиной 28 км (17 миль) от Руты 40 (Маршрут 40). ) [7] и маршрут длиной 22 км (14 миль), который заканчивается пешеходной тропой длиной 4 км (2,5 мили). [20]

Четыре гуанако, похожих на ламу, на скале на фоне океана
Фотография рисунков сцены охоты с рыжими животными.
Слева направо: стадо гуанако в Санта-Крус, Аргентина ; Сцена охоты в Паредон-де-лас-Эсенас , Куэва-де-лас-Манос, изображающая гуанако в погоне за животными . [21]

Когда это место было оккупировано, реки Пинтурас и Десеадо впадали в Атлантический океан и обеспечивали водой стада гуанако , что делало этот район привлекательным для палеоиндейцев. Когда ледниковые поля растаяли, река Бейкер захватила сток рек, текущих на восток. В результате снижение уровня воды в реках Пинтурас и Десеадо привело к постепенному заброшению участка Куэва-де-лас-Манос. [22]

Острия снарядов, фрагмент камня бола, боковые скребки и ямы для костра. [23] были найдены рядом с останками гуанако, пумы , лисиц , птиц и других мелких животных. [3] [24] Гуанако были основным источником пищи для туземцев; методы охоты включали боласы , засады, [а] [25] [26] и сафари , во время которых они загоняли гуанако в ущелья и другие замкнутые пространства, чтобы лучше охотиться на них коллективно. [27] Эта техника зафиксирована в пещерном искусстве и показывает, как топография местности повлияла на искусство и как оно было создано. [28] Изображены также метатели дротиков и копий, хотя археологических свидетельств использования этих видов оружия в Патагонии мало. [29]

Доколумбовая экономика Патагонии зависела от охоты и собирательства . Археолог Франсиско Мена утверждает: «[в] адаптации среднего и позднеголоцена в Патагонии… ни сельского хозяйства, ни полноценного скотоводства так и не возникло». [30] Аргентинский геодезист и археолог Карлос Дж. Градин в своих трудах отмечает, что все наскальные рисунки в этом районе демонстрируют образ жизни охотников-собирателей, создавших их. [31] Присутствие обсидиана возле пещеры, что не является естественным для этого региона, предполагает наличие широкой сети торговли между народами пещеры и отдаленными племенными группами. [32] [33] [19]

Начиная примерно с 7500 г. до н. э., это место, наряду с участком Серро-Каса-де-Пьедра-7 возле озера Бурмейстер , стало важным ориентиром в кочевом кругу. [34] между каньоном Пинтурас и прилегающими к нему районами, западной частью Центрального высокогорного плато и степями и лесами экотона, граничащими со степями и лесами горно-озерной среды Анд . [34] Эти регионы существовали на разных высотах. [б] [34] Миграционные модели этого круга были сезонными, обусловленными обилием овощей в каждом регионе и рождаемостью гуанако, которая варьировалась в зависимости от высоты. [27] Меха новорожденных гуанако пользовались большим спросом у коренных народов, что увеличивало важность особенностей рождения гуанако для сроков сезонных миграций. [27] Лучшее время для новорожденных гуанако возле Куэва-де-лас-Манос было примерно в ноябре. [27] В число групп, населявших эту территорию, входили люди Толденсе , жившие в пещерах до третьего или второго тысячелетия до нашей эры. [35] При захвате территории вокруг пещеры разбивали временные стоянки, где собирались большие семьи или даже большие группы людей. [27] Группы, собравшиеся на этих стоянках, позволили бы жителям организовать групповую охоту на гуанако. [27]

Самые ранние наскальные рисунки на этом месте были созданы около 7300 г. до н.э. [4] Куэва-де-лас-Манос - единственное место в регионе с наскальными рисунками этого возраста, отнесенными к стилям пещеры А1 и А2, но после 6800 г. до н.э. были созданы аналогичные произведения искусства, особенно сцены охоты в стилях А3, А4 и А5. на других площадках региона. [27] Последний раз это место было заселено около 700 года нашей эры, причем последние обитатели пещеры, возможно, были предками племен теуэльче . [36] [37] [38]

Современное исследование и защита

[ редактировать ]

Отец Альберто Мария де Агостини , итальянский миссионер и исследователь, впервые написал об этом месте в 1941 году. [39] [40] Затем его исследовала экспедиция музея Ла-Платы в 1949 году. [1] Аргентинский геодезист и археолог Карлос Градин и его команда начали наиболее существенные исследования этого места в 1964 году, положив начало 30-летнему изучению пещер и их искусства. [41] [25] Работа Градина помогла выявить различные стилистические последовательности пещеры. [4]

Куэва-де-лас-Манос — национальный исторический памятник в Аргентине. [42] и существует с 1993 года. [43] В 1995 году это место стало основным объектом исследования наскального искусства Аргентины, инициированного Национальным институтом антропологии и латиноамериканской мысли (INAPL). [44] Это исследование привело к тому, что Куэва-де-лас-Манос был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году. [44] В 2015 году землю у частного ранчо купила Rewilding Argentina . экологическая организация [45] В 2018 году на участке появился собственный провинциальный парк. [9] а по состоянию на 2020 год земля контролируется непосредственно государством после того, как она была передана в дар Rewilding Argentina. [45]

Геология

[ редактировать ]
Вход в пещеру
Вход в пещеру

Пещера находится в стенах каньона, сложенных игнимбритом. [46] и другие вулканические породы группы Баия-Лаура . [44] Породы образовались около 150 миллионов лет назад в юрский период как часть более крупного массива Десеадо . [44] [18] Пещера и окружающие ее выступы были высечены в скале в результате дифференциальной эрозии — процесса, при котором более слабые породы разрушаются, оставляя образования, состоящие из более прочных пород. [44] Эта эрозия была вызвана рекой Пинтурас, питаемой ледниковыми стоками, которая врезалась в формацию Чон Айке, образовав каньон Пинтурас. [44] Сама пещера расположена в трещине в скале, которую река размыла больше, чем окружающую стену каньона. [18]

Это место состоит из самой пещеры глубиной около 20 м (66 футов), двух обнажений и стен по обе стороны от входа. [47] Вход обращен на северо-восток и имеет высоту около 15 м (50 футов) и ширину 15 м (50 футов). [47] Размеры рисунков на стене пещеры составляют около 60 × 200 м (200 × 650 футов). [47] Первоначальная высота пещеры составляет 10 м (33 фута). [48] Земля внутри имеет уклон вверх; в результате высота в конечном итоге уменьшается до не более чем 2 м (6 футов 7 дюймов). [48]

произведение искусства

[ редактировать ]
По часовой стрелке сверху слева: концентрические круги рядом с гуанако; красная ящерица; пара рук [4]

Куэва-де-лас-Манос назван в честь сотен рисунков, выполненных вручную, в виде множества коллажей, нанесенных на каменные стены. [49] Искусство Куэва-де-лас-Манос — одно из самых важных произведений искусства в Новом Свете и, безусловно, самое известное наскальное искусство в регионе Патагонии. [25] [37] [50] [51] Искусство датируется периодом между 7300 г. до н.э. и 700 г. н.э., в архаический период доколумбовой Южной Америки . [52] [53] Ученые Ральф Крейн и Лиза Флетчер утверждают, что наскальные рисунки в Куэва-де-лас-Манос включают старейшие известные наскальные рисунки в Южной Америке. [54]

Произведение искусства украшает интерьер пещеры и окружающие ее скалы. [55] По предметам его можно разделить на три основные категории: люди, животные, которых они ели, и человеческая рука. [25] Жители этого места охотились на гуанако, чтобы выжить, и эта зависимость отражена в их произведениях искусства через тотемические изображения этих существ. [25]

Несколько волн людей со временем заняли пещеру. [36] Возраст картин можно определить по остаткам костяных трубок, которые использовались для распыления краски на стену пещеры для создания трафаретных изображений ручных коллажей. [56] радиоуглеродное датирование самого произведения искусства, [57] и стратиграфическое датирование , в том числе по упавшему куску каменной стены с произведениями искусства. [58] Химический анализ пигментов, использованных для создания картины, а также анализ стилистических аспектов и наложения (перекрытия) различных частей искусства подтвердили ее подлинность. [4] [59] По мнению ученого Ирен Фаннинг и ее коллег, это «лучшее материальное свидетельство существования ранних групп охотников-собирателей в Южной Америке». [38]

Более ранние работы в пещере были более натуралистичными — они были близки к тому, как предметы искусства выглядели бы в реальной жизни. [59] Со временем изображения стали более абстрактными и отличались по форме от того, как обычно выглядел объект. [25] [4]

В пещере и вокруг нее находится более 2000 отпечатков ладоней. [48] Большинство изображений нарисовано в виде негативов или нанесено по трафарету , а также некоторые позитивные отпечатки ладоней. [60] На 829 левых рук приходится 31 правая рука. [40] [61] [60] можно предположить, что большинство художников держали трубку для распыления костей правой рукой. [60] [62] [63] [57] В некоторых отпечатках пальцев отсутствуют пальцы, что может быть связано с некрозом , ампутацией или деформацией , но также может указывать на использование языка жестов или сгибание пальцев для передачи смысла. [64] [65]

Различная глубина скалы меняет «холст» произведения искусства, а разная глубина от зрителя меняет то, как видятся изображения, в зависимости от того, где находится зритель. [66] Отпечатки ладоней в разных местах сильно накладываются друг на друга. [25] [4] в некоторых областях содержится так много отпечатков ладоней, что они образуют -палимпсест . многослойный цветной фон [67] [68] Наряду с наложенными друг на друга массами изображений имеется множество намеренно расположенных одиночных рук. [68]

Слева направо: Реи . ноги [4] среди человеческих рук; зигзагообразные узоры рядом с руками, точками и гуанако

Есть также изображения людей, гуанако, [36] реи , кошачьи , южноандские олени , [69] и других животных, а также геометрические фигуры, зигзагообразные узоры, изображения солнца и сцены охоты. [48] [63] Сцены охоты представляют собой натуралистическое изображение различных приемов охоты, включая использование охотничьих загонов и боласов. [а] [36] [26] Подобные картины, хотя и в меньшем количестве, можно найти в близлежащих пещерах. На потолке также есть красные точки, вероятно, образовавшиеся в результате погружения охотничьих бола в чернила и бросания их вверх. [4] [63]

Дикая природа, изображенная на картине, до сих пор встречается в этом районе. [55] [8] Самыми известными среди животных являются гуанако, от которых зависело выживание туземцев. [25] Есть повторяющиеся сцены окружения гуанако охотниками. [48] предполагая, что это была предпочтительная тактика охоты. [25]

Культурный контекст

[ редактировать ]
См. подпись
Картины гуманоида, гуанако, рук и концентрических кругов.

Мало что известно о культуре тех, кто создавал эти произведения, кроме инструментов, которые они использовали, и того, на что они охотились. Современным исследованиям остается только размышлять об их культуре и о том, какой была жизнь в обществах, которые ее создали. [25] Однако тот факт, что так много людей вносили свой вклад в создание произведений искусства на протяжении тысячелетий, позволяет предположить, что пещера имела большое значение для художников, рисовавших ее стены. [4] Искусство показывает, что люди этой местности имели символический элемент в своей культуре. [72]

Независимо от цели, произведения искусства сыграли ключевую роль в коллективной социальной памяти народов, населявших эту территорию, причем более ранние группы влияли на более поздние на протяжении тысячелетий. [73] Важные аспекты культуры охотников-собирателей показаны в таких темах искусства, как репродуктивные циклы гуанако и коллективная охота. [73] Это место также имело глубокую социальную и личную связь с художниками, поскольку одни и те же группы возвращались сюда сезонно и создавали произведения искусства в пещере, что было своего рода ритуалом. [73]

Точная функция и цель этого искусства неизвестны, хотя некоторые исследования предполагают, что оно могло иметь религиозную или церемониальную цель. [25] [74] так и декоративное. [64] Некоторые ученые, такие как Мерри Виснер-Хэнкс , предположили, что отпечатки рук указывают на желание человека, чтобы его помнили. [62] или записать, что они были там. [63] [75] Однако Жан Клотт оспорил эту точку зрения, заявив, что «вероятность такого поведения практически равна нулю». [74] Вместо этого Клоттс утверждает, что доисторический шаманизм является наиболее правдоподобным объяснением цели произведения искусства как части «церемоний, о которых мы никогда ничего не узнаем», хотя он признает, что эта гипотеза не объясняет всего и что еще предстоит проделать большую работу. нужно сделать. [74] Другая гипотеза утверждает, что искусство служило пограничными маркерами между народами, демонстрируя территориальность и обеспечивая сотрудничество других, действуя как места скопления. [76] [77] Есть также гипотезы, что произведения были частью охотничьей магии . [78] Алан Торн предположил, что они могли быть созданы в рамках попыток повлиять на количество животных, на которых можно охотиться. [79] Тем не менее, тот факт, что множество людей собралось в одном месте, чтобы внести свой вклад в наскальное искусство в течение такого длительного периода, показывает большое культурное значение или, по крайней мере, полезность для тех, кто участвовал. [4]

Материалы

[ редактировать ]

Связующее вещество, использованное в произведении искусства, неизвестно, но минеральные пигменты включают оксиды железа, дающие красные и пурпурные цвета; каолин , дающий белый цвет; натроярозит , дающий желтый цвет; оксид марганца ( пиролюзит ), [15] производство черного цвета; и оксид меди, [с] производство зелени. [80] [36] [8] гематит , гетит , зеленая земля , кварц и оксалат кальция . Также были обнаружены [15] [81] гипс , Использовался [15] что позволило пигментам лучше прилипнуть к поверхности скал. [57]

Стилистические группы

[ редактировать ]

Специалисты разделили это искусство на четыре стилистические группы, предложенные Карлосом Градином и адаптированные и модифицированные другими: [82] А, В, В1 и С, [83] также известный как Рио Пинтурас I , II , III и IV соответственно. [4] Первые две группы были частично задуманы для того, чтобы отличить динамическое изображение гуанако в группе А от статического изображения их в группе Б. [83]

Стилистическая группа А

[ редактировать ]
Картина с изображением бегущих в движении черных гуанако. Пример типичен для стиля А2.
Динамичные черные гуанако в бегу, типичные для стиля А2. [66]

Стилистическая группа А (также известная как Рио Пинтурас I) — это искусство первых охотников-собирателей, живших в этом районе. [4] Это самый старый стиль в пещере, датируемый примерно 7300 годом до нашей эры. [38] [37] [25] Стиль натуралистичный и динамичный, включает в себя полихромные, динамичные сцены охоты и негативные мотивы человеческих рук. [37] [4] Изображения используют бороздки и неровности самой скалы, чтобы стать частью искусства. [4] [28] Это особенно актуально при использовании этих неровностей для представления топографии обстановки изображений, например, при изображении оврагов. [28] Охотники, изображенные в сценах, вероятно, были охотниками на дальних дистанциях, и в сценах часто изображалась тактика засады или окружения, используемая при охоте на гуанако. [4]

С 2010 года эта стилистическая группа была подразделена на пять различных подстилей или серий, классифицированных по цвету/материалу. [69] Эти серии классифицируются как A1 (серия охры), которая в основном состоит из охры и небольшого количества красного цвета; A2 (серия Black), преимущественно черный, но также содержит немного темно-фиолетового цвета; A3 (красная серия), в которой преимущественно используется красный цвет; A4 (серия Purple/Dark Red), в которой используются пурпурно-красный и темно-красный цвета; и A5 (серия «Белый/Желтый»), в которой преимущественно используется белый цвет, но также присутствуют желто-охристые оттенки. [69] С точки зрения иерархии A2 обычно охватывает A1; A3 проходит через A1 и A2; A4 проходит над A3 и A2; и A5 располагается поверх всех остальных слоев. [69] Подстили стилистической группы А нумеруются в хронологическом порядке; то есть A1 — самый старший, а A5 — самый младший. [84]

Серия Black, в частности, представила несколько художественных новшеств, которые были перенесены в последующие художественные стили. [23] К ним относятся введение как воздушной , так и иерархической перспективы, которая будет включена в более поздние произведения искусства. [23] Он также ввел контрастные цвета в виде черного и темно-фиолетового, которые использовались для различения отдельных изображений - метод, который использовался на протяжении всей истории наскального искусства. [23] Многие из этих влияний сохранились в стилях охотничьих сцен уже в 5400 году до нашей эры. [85]

Стилистическая группа А завершилась во время извержения H 1 вулкана Гудзон , произошедшего около 4770/4675 г. до н.э. [86] и привело к заброшению района Рио-Пинтурас. [87] Весьма вероятно, что именно это извержение и стало причиной конца этой стилистической группы. [86]

Стилистические группы Б и Б1

[ редактировать ]
Гуманоидная фигурка, нарисованная на каменной стене красным цветом. Рисунок представлен в стилистической группе C.
Красные гуанако на каменной стене.
Слева направо: фигурка гуманоида, изображенная в красной стилизованной манере, характерной для стилистической группы C; [4] красные гуанако в стилистической группе Б.

Новая культурная группа, существовавшая примерно с 5000 г. до н.э. примерно до 1300 г. до н.э., создала искусство того, что сейчас считается стилистическими группами B (Рио Пинтурас II) и B1 (Рио Пинтурас III). [4] [37] Статичные, изолированные группы гуанако с большими животами, возможно, беременные, заменяют оживленные сцены охоты, которыми отмечена предыдущая группа. [37] [4] [88] Эти беременные гуанако, их стиль и конструкция были впервые представлены как часть черной серии стилистической группы А. [23] Большие группы наложенных друг на друга отпечатков ладоней, насчитывающие около 2000 разных цветов, относятся к группе B. [4] а также некоторые более редкие мотивы следов человека и животных. [25]

В группе Б1, подгруппе Б, формы становятся все более схематичными, а фигуры человека и животного — более стилизованными; [89] В эту группу входят ручные трафареты, знаки бола и узоры из пунктирных линий. [4] [37]

Стилистическая группа С

[ редактировать ]

Стилистическая группа C, Рио Пинтурас IV, начинается около 700 г. н.э. и отмечает последнюю стилистическую последовательность в пещере. [4] [37] Группа фокусируется на абстрактных геометрических фигурах. [37] включая очень схематические силуэты фигур животных и людей, а также круги, зигзагообразные узоры, точки и другие руки, наложенные на более крупные группы рук. [4] [37] Основной цвет красный. [4] [37]

Культурное значение и сохранение

[ редактировать ]
Фотография туристов, посещающих пещеру.
Туристы посещают пещеру

Каждый февраль в соседнем городе Морено проводится праздник в честь пещер. [4] [90] называется фольклорным фестивалем Куэва-де-лас-Манос. [91]

Пещеру посещает множество туристов. [31] который известен во всем мире. [3] [2] [92] Число туристов, посещающих это место, увеличилось в четыре раза с момента его включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году. [93] [94] По состоянию на 2020 год Куэва-де-лас-Манос посещали около 8000 человек в год. [45] Это поставило новые задачи по сохранению этого места. [4] В настоящее время наиболее серьезной угрозой являются граффити, [15] [42] за ними следуют другие формы вандализма, например, когда посетители снимают со стен куски расписного камня и трогают картины. [14]

В ответ территорию закрыли сетчатым забором. [42] [95] и установлен дощатый настил для контроля передвижения посетителей. [93] Чтобы попасть на сайт, посетителей должен сопровождать гид. [96] [95] На территории также есть разрешенные пешеходные тропы, домик для гида, перила и парковка. [31] команда профессионалов INAPL и Национального совета научно-технических исследований (CONICET). Строительством этих объектов руководила [31] [97] Была проведена информационная программа для обучения туристов и посетителей этого места, включая местных гидов, [98] [99] и способствовать более широкому участию местных сообществ. [31] Наскальные изображения этого места записываются и документируются в формате 360° видео, чтобы создать ощущение виртуальной реальности, связанное с этим местом. [100]

Несмотря на эти меры, местное правительство провинции, [98] Правительство Аргентины и ЮНЕСКО подверглись критике за то, что они не сделали достаточно для защиты этого места. [101] Правительство провинции, в частности, подвергалось критике за невыполнение рекомендаций INAPL, в том числе за необходимость привлечения дополнительного персонала и постоянного археолога на месте. [98]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Болас представлял собой оружие, состоящее из шнуров с грузами на каждом конце, которые бросали в ноги животных, чтобы заманить их в ловушку и позволить охотникам убить их. [70] [71]
  2. ^ Эти регионы были заняты на высоте от 500 до 700, от 800 до 900 и от 800 до 900 метров (2300 и 1600, от 2600 до 3000 и от 2600 до 3000 футов) над уровнем моря соответственно. [34]
  3. ^ Этот пигмент используется реже. Он был взят из источника, находящегося на расстоянии 150 км (93 миль). [80]
  1. ^ Jump up to: а б Шнайер, Патрисия; Понсе, Агустина; Ашеро, Карлос А. (2021). Горски, Сонния Ромеро (ред.). «Наскальное искусство, этнография и коллективная память: случай Куэва-де-лас-Манос, Патагония, Аргентина» [Наскальное искусство (пещерная живопись), Этнография и коллективная память. Случай исследования: Пещера рук, Патагония, Аргентина]. Уругвайский журнал антропологии и этнографии (на испанском языке). 6 (1). Институт антропологии, факультет гуманитарных и педагогических наук: 71–85. дои : 10.29112/RUAE.v6.n1.4 . eISSN   2393-6886 . hdl : 11336/143535 . S2CID   236332757 . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б Мена, Макьюэн и Борреро (1997) , с. 38.
  3. ^ Jump up to: а б с Борреро, Луис Альберто (1 сентября 1999 г.). «Доисторическое исследование и колонизация Фуэго-Патагонии». Журнал мировой предыстории . 13 (3): 321–355. дои : 10.1023/А:1022341730119 . S2CID   161836687 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Онетто, Мария; Подеста, Мария Мерседес (2011). «Куэва-де-лас-Манос: выдающийся пример места наскального искусства в Южной Америке» (PDF) . Адорантен . Скандинавское общество доисторического искусства: 67–78. ISSN   0349-8808 . ПроКвест   1521033595 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 22 марта 2021 г.
  5. ^ Финли, Виктория (2014). Блестящая история цвета в искусстве . Музей Дж. Пола Гетти. п. 10. ISBN  978-1-60606-429-0 . OCLC   879583340 .
  6. ^ Мосс, Крис (13 декабря 2014 г.). «Путеводитель по Патагонии: что делать, как это делать и где остановиться» . Хранитель . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б Тан, Джин Бо (апрель 2015 г.). «Рука в искусстве: «Руки» в произведениях искусства Патагонии». Журнал хирургии руки . 40 (4): 806–808. дои : 10.1016/j.jhsa.2015.01.022 . S2CID   71792792 . ПИ S0363-5023(15)00081-7.
  8. ^ Jump up to: а б с Лундборг, Горан (2014). «Отпечатки рук прошлого» . Рука и мозг . Спрингер. стр. 41–48. дои : 10.1007/978-1-4471-5334-4_5 . ISBN  978-1-4471-5333-7 . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Передача земли для провинциального парка Куэва-де-лас-Манос завершена» . Argentina.gob.ar (на испанском языке). 13 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 19 июня 2021 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Ашеро и Шнайер (2021) , с. 311.
  11. ^ Оркера (1987) , с. 378.
  12. ^ Ашеро (2018) , с. 213.
  13. ^ Срур, Ана М.; Вильяльба, Рикардо; Балди, Герман (2011). «Вариации радиального роста Anarthrophyllum Ridum, NDVI и продуктивности экосистемы в патагонских кустарниковых степях». Экология растений . 212 (11): 1841–1854. Бибкод : 2011PlEco.212.1841S . дои : 10.1007/s11258-011-9955-6 . JSTOR   41508649 . S2CID   1008572 .
  14. ^ Jump up to: а б Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Пещера Рук, Рио-Пинтурас» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 7 апреля 2021 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Уэйнрайт, Ян Н.М.; Хельвиг, Кейт; Роланд, Диана С.; Градин, Чарльз ; Подеста, Мэри Мерседес; Онетто, Мэри; Ашеро, Чарльз А. (2002). Консервация и пигментный анализ наскальных рисунков в Пещере Рук и Холме индейцев, Санта-Крус (Патагония), Аргентина . Том. 2. Препринты ИКОМ. стр. 100-1 583 и 585. OCLC   938407252 . Архивировано 29 октября. из оригинала Получено 9 мая. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  16. ^ Jump up to: а б с Галланд, Глэдис И.; Вега, Дью (4 мая 2021 г.). «Подбор летнего рациона специалиста по камням: вискаша Вольфсона ( Lagidium wolffsohni ) в охраняемой природной зоне реки Пинтурас, Пещера Рук, Патагония, Аргентина » Исследования неотропической фауны и окружающей среды . 56 (2): 135–145. Бибкод : 2021SNFE...56..135G . дои : 10.1080/01650521.2020.1763763 . ISSN   0165-0521 . S2CID   219738461 .
  17. ^ Документы о всемирном наследии 13 (PDF) . Соединение универсальных и местных ценностей: управление устойчивым будущим всемирного наследия. 24 мая 2003 г. с. 159. Архивировано (PDF) из оригинала 14 октября 2020 года . Проверено 22 апреля 2021 г.
  18. ^ Jump up to: а б с «Пещера Рук. Расположение археологического памятника» . Cavedelasmanos.org (на испанском языке). ИНАПЛ . Архивировано из оригинала 18 мая 2014 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
  19. ^ Jump up to: а б Ашеро и Шнайер (2021) , с. 312.
  20. ^ Альбистон, Изабель; Браун, Кэти, Кларк, Грегор, Эгертон, Алекс; Гросберг, Майкл; Каминский, Анна; Маккарти, Кэролайн, Мутич, Аня; Сколник, Адам (2018). Аргентина . Одинокая планета. п. 443. ИСБН  978-1-78657-066-6 . OCLC   1038423144 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  21. ^ Ашеро и Шнайер (2021) , с. 320.
  22. ^ Исла, Федерико Игнасио; Эспиноза, Марсела; Янтанос, Нерина (1 марта 2015 г.). «Эволюция восточного фланга ледяного поля Северной Патагонии: дезактивация реки Десеадо (Аргентина) и активизация реки Бейкер (Чили)». Zeitschrift für Geomorphologie . 59 (1): 119–131. Бибкод : 2015ZGm....59..119I . дои : 10.1127/0372-8854/2014/0149 . hdl : 11336/46418 . В «Новые результаты Департамента геологии в области геоморфологии дают новое понимание [Эволюция восточного фланга ледяного поля Северной Патагонии: дезактивация реки Десеадо (Аргентина) и активизация реки Бейкер (Чили)]». Научное письмо . ООО «НьюсRX» . 1 мая 2015 г. с. 936. Гейл   А415804207 .
  23. ^ Jump up to: а б с д и Ашеро и Шнайер (2021) , с. 323.
  24. ^ Мена, Макьюэн и Борреро (1997) , стр. 38–39, 48–49 и 50–51.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Шобингер (2016) , стр. 39–44, 57–61, 67 и 70.
  26. ^ Jump up to: а б Мена, Макьюэн и Борреро (1997) , стр. 38–39, 46–47, 48–49 и 50–51.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ашеро и Шнайер (2021) , с. 313.
  28. ^ Jump up to: а б с Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 313, 315, 320–321 и 323.
  29. ^ Ашеро и Шнайер (2021) , с. 316.
  30. ^ Мена, Макьюэн и Борреро (1997) , стр. 46–47.
  31. ^ Jump up to: а б с д и Фиоре (2008) , с. 315.
  32. ^ Маньен, Л.; Линч, В.; Гарсиа Аньино, Э. (2 июля 2020 г.). «Способы использования внутри участка в раннем голоцене на участке Куэва-Марипе (Санта-Крус, Аргентина)». ПалеоАмерика . 6 (3): 268–282. дои : 10.1080/20555563.2019.1709032 . S2CID   213889275 .
  33. ^ Мендес М., Цезарь А.; Стерн, Чарльз Р.; Кингс Б., Омар Р.; Муж Л., Фрэнсис (2012 г.). «Дальний транспорт обсидиана в раннем голоцене в Центрально-Южной Патагонии». Чунгара: Журнал чилийской антропологии . 44 (3). Университет Тарапаки : 363–3. ISSN   0716-1182 . JSTOR   23266116 .
  34. ^ Jump up to: а б с д Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 312–313.
  35. ^ Оркера (1987) , с. 370.
  36. ^ Jump up to: а б с д и «Пещера Рук, рисующая река». Архивировано 8 апреля 2020 г. в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО Wayback Machine . Проверено 7 марта 2012 г.
  37. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Искусство и место: специфическое искусство Америки . Редакционный директор: Аманда Реншоу; Текст и экспертные знания предоставлены Даниэлем Арсено и др. Файдон Пресс . 2013. С. 354–355. ISBN  978-0-7148-6551-5 . OCLC   865298990 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  38. ^ Jump up to: а б с Фаннинг, Ирен; Глусберг, Хорхе; Фрей, Шерил Хименес; Пераццо, Нелли; Хартоп, Кристофер; Перес, Хорхе Ф. Ривас; Коркуэра, Рут; Рейес, Марта Арципрете де; Вакеро, Хульета Зунильда (9 марта 2020 г.). «Аргентина, Республика» . Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета (опубликовано в 2003 г.). дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t003988 . ISBN  978-1-884446-05-4 . Проверено 4 апреля 2021 г.
  39. ^ Гутьеррес Де Анджелис, Марина; Винклер, Грета; Бруно, Паула; Гуарини, Кармен (2019). «Переосмысление палеолитической визуальной культуры с помощью иммерсивных технологий: место «Куэва-де-лас-Манос» как виртуальный «Денкраум» (Патагония, Аргентина)» . Видок (25): 411–435. дои : 10.36854/widok/2019.25.2081 . hdl : 11336/168949 . S2CID   229288678 . CEEOL   895443 .
  40. ^ Jump up to: а б Подеста, Мария Мерседес; Раффино, Родольфо А.; Паунеро, Рафаэль Себастьян; Роланди, Диана С. (2005). Наскальные рисунки коренных народов Аргентины: Патагония . Открытое групповое общение. ISBN  978-987-1121-16-8 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 1 марта 2021 г.
  41. ^ Делегация Буэнос-Айреса-МИНПРО. «Пещера Рук» . Пещера Рук (на испанском языке). Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 21 марта 2021 г.
  42. ^ Jump up to: а б с Уэйнрайт, Ян Н.М. (1995). «Сохранение и запись наскального искусства в Аргентине» . Информационный бюллетень ТПП . № 16. Канадский институт охраны природы . стр. 4–5. Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
  43. ^ Левранд, Норма Элизабет; Эндере, Мария Луз (2020). «Новые категории наследия: применение мягкого права в недавней реформе закона об историческом и художественном наследии Аргентины » . Журнал Direito GV (на бразильском португальском языке). 16 (2): e1960. дои : 10.1590/2317-6172201960 . hdl : 11336/140726 .
  44. ^ Jump up to: а б с д и ж Геуна, Сильвана Евангелина; Экостеги, Леонардо Дарио (апрель 2008 г.). «Долина реки Пинтурас. Пещера Рук». Аналес - Национальное управление горно-геологической службы Аргентины (на испанском языке). 46 : 771–780. hdl : 11336/76841 . ISSN   0328-2325 .
  45. ^ Jump up to: а б с Темы, Хоакин (18 июля 2020 г.). « После пожертвования «Пещера рук» станет охраняемой территорией » Буэнос-Айрес Таймс Получено 15 ноября.
  46. ^ Ашеро (2018) , с. 209.
  47. ^ Jump up to: а б с Шобингер (2016) , с. 40.
  48. ^ Jump up to: а б с д и Менон (2010) , с. 243.
  49. ^ Шалли-Дженсен, Майкл (2015). Страны, народы и культуры: Центральная и Южная Америка . Том. 1 (Первое изд.). Салем Пресс. п. 147. ИСБН  978-1-61925-788-7 . OCLC   915353454 .
  50. ^ Менон (2010) , с. 30: «Наскальные рисунки гораздо более ранних эпох были обнаружены в нескольких провинциях, самой известной из которых является Куэва-де-лас-Манос в Патагонии (см. стр. 243) ».
  51. ^ Фунари, Педро Пауло А.; Заранкин А.; Стовел, Э. (2009). «Южноамериканская археология». В Госдене, Крис ; Канлифф, Барри ; Джойс, Розмари А. (ред.). Оксфордский справочник по археологии . Издательство Оксфордского университета . стр. 958–1000. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199271016.013.0031 . ISBN  978-0-19-927101-6 . ОСЛК   277205272 . Это, пожалуй, самое известное место в стране благодаря запоминающимся зооморфным, антропоморфным и геометрическим наскальным панно.
  52. ^ Национальное географическое общество (9 октября 2013 г.). «Куэвас де лас Манос» . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 6 марта 2021 года . Проверено 4 марта 2021 г.
  53. ^ Трофимова Е.; Трофимов А. (1 сентября 2019 г.). «Всемирное подземное наследие». Геонаследие . 11 (3): 1113–1131. Бибкод : 2019Geohe..11.1113T . дои : 10.1007/s12371-019-00351-8 . S2CID   150080128 .
  54. ^ Крейн, Ральф Дж.; Флетчер, Лиза (2015). Аллен, Дэниел (ред.). Пещера . Серия «Земля». Книги реакции . стр. 111–112. ISBN  978-1-78023-460-1 . OCLC   915154364 .
  55. ^ Jump up to: а б Онетто, Мэри (2014). «Пещера рук, речные рисунки, наскальное искусство». В Смит, Клэр (ред.). Энциклопедия глобальной археологии Том. 3. Спрингер. стр. 100-1 1841–1846. дои : 10.1007/978-1-4419-0465-2_1624 . ISBN  978-1-4419-0426-3 . LCCN   2013953915 .
  56. ^ Вуд, Барри (1 октября 2019 г.). «Расчистка пляжей и прибрежные поселения: долгая миграция из Южной Африки в Патагонию — величайшее путешествие, когда-либо совершавшееся» . Журнал большой истории . 3 (4): 38. дои : 10.22339/jbh.v3i4.3422 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2020 года . Проверено 5 мая 2021 г.
  57. ^ Jump up to: а б с «Пещера Рук. История исследований на археологическом памятнике» . Cavedelasmanos.org (на испанском языке). ИНАПЛ . Архивировано из оригинала 21 июня 2013 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
  58. ^ Шобингер (2016) , с. 67.
  59. ^ Jump up to: а б Объекты всемирного наследия: полный путеводитель по 1007 объектам всемирного наследия ЮНЕСКО (6-е изд.). Издательство ЮНЕСКО . 2014. с. 607. ИСБН  978-1-77085-640-0 . OCLC   910986576 .
  60. ^ Jump up to: а б с Мур (2017) , с. 100.
  61. ^ Стил, Джеймс; Уомини, Натали (2005). «Люди, инструменты и руки» (PDF) . В Ру, Валентин; Бриль, Бландин (ред.). Дробление камня: необходимые условия для уникального поведения человека . Институт археологических исследований Макдональда Кембриджского университета. п. 234. ИСБН  1-902937-34-1 . OCLC   64118071 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 23 апреля 2021 г.
  62. ^ Jump up to: а б Парфит, Майкл (декабрь 2000 г.). «Охота на первых американцев». Нэшнл Географик . Том. 198, нет. 6. Национальное географическое общество . п. 40. ISSN   0027-9358 .
  63. ^ Jump up to: а б с д Виснер-Хэнкс, Мерри Э. (23 сентября 2015 г.). Краткая история мира . Издательство Кембриджского университета . стр. 11–13. ISBN  978-1-107-02837-1 . OCLC   908262350 .
  64. ^ Jump up to: а б Срадж, Шафик (январь 2015 г.). «Рука в искусстве: рука была первой в искусстве». Журнал хирургии руки . 40 (1): 140. doi : 10.1016/j.jhsa.2014.10.045 . ПИ С0363-5023(14)01496-8.
  65. ^ Акрати, Ахмед. «Отпечатки рук, следы и отпечатки эволюции» . Исследование наскального искусства . 25 (1): 23–33. OCLC   663872753 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 26 июля 2021 г.
  66. ^ Jump up to: а б Ашеро и Шнайер (2021) , с. 315.
  67. ^ Добрез, Патрисия (11 декабря 2014 г.). «Следы рук: технические аспекты позитивных и негативных маркировок рук в наскальном искусстве» . Искусство . 3 (4): 367–393. дои : 10.3390/arts3040367 .
  68. ^ Jump up to: а б Добрез, Патрисия (декабрь 2013 г.). «Обоснование использования ручных трафаретов и гравюр как проприо-перформатива» . Искусство . 2 (4): 273–327. дои : 10.3390/arts2040273 .
  69. ^ Jump up to: а б с д Ашеро и Шнайер (2021) , с. 314.
  70. ^ «болас» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . Проверено 29 октября 2021 г. (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  71. ^ Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 316 и 319.
  72. ^ Невес, Уолтер А.; Араужо, генеральный менеджер Астольфо; Бернардо, Данило В.; Кипнис, Ренато; Перья, Джеймс К. (22 февраля 2012 г.). «Наскальное искусство на границе плейстоцена и голоцена на востоке Южной Америки» . ПЛОС ОДИН . 7 (2): e32228. Бибкод : 2012PLoSO...732228N . дои : 10.1371/journal.pone.0032228 . ПМЦ   3284556 . ПМИД   22384187 .
  73. ^ Jump up to: а б с Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 324–325.
  74. ^ Jump up to: а б с Клоттс, Жан (2016). Что такое палеолитическое искусство? . Перевод Мартина, Оливера Ю.; Мартин, Роберт Д. Издательство Чикагского университета . стр. 55–56. дои : 10.7208/Чикаго/9780226188065.001.0001 . ISBN  978-0-226-26663-3 . LCCN   2015029149 .
  75. ^ Мур (2017) , с. 102.
  76. ^ Подеста, Мария Мерседес (2002). «Куэва-де-лас-Манос как пример гибридов культурного и природного наследия» (PDF) . В Гауэр-Литце, Зиглинде (ред.). Природа и культура: двойственные аспекты нашего наследия. Изменение точки зрения . Немецкая комиссия ЮНЕСКО. стр. 128–129. ISBN  3-927907-84-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 22 июня 2021 г.
  77. ^ Ашеро (2018) .
  78. ^ Бересфорд, Мэтью (2013). Белый дьявол: оборотень в европейской культуре . Книги реакции . п. 35. ISBN  978-1-78023-205-8 . OCLC   861693363 .
  79. ^ Раймонд, Роберт ; Торн, Алан ; Бакли, Энтони (1989). Дороги без колес (DVD). Человек на краю: Заселение Тихого океана. Знаковые СМИ. 14 минут. OCLC   664751633 . Здесь тоже есть животные. Картины, вероятно, предназначались для увеличения количества животных, на которых можно было охотиться.
  80. ^ Jump up to: а б Мур (2017) , с. 98.
  81. ^ Сиддалл, Рут (8 мая 2018 г.). «Минеральные пигменты в археологии: их анализ и ассортимент доступных материалов» . Минералы . 8 (5): 201. Бибкод : 2018Мой....8..201С . дои : 10.3390/мин8050201 . ISSN   2075-163X .
  82. ^ Фиоре (2008) , стр. 313 и 315.
  83. ^ Jump up to: а б Добрез, Ливио; Добрез, Патрисия (2014). «Канонические фигуры и узнавание животных в жизни и искусстве» . Бюллетень Чилийского музея доколумбового искусства . 19 (1): 9–22. дои : 10.4067/s0718-68942014000100002 .
  84. ^ Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 313–314.
  85. ^ Ашеро и Шнайер (2021) , с. 310.
  86. ^ Jump up to: а б Ашеро (2018) , с. 234: «Вполне вероятно, что сильное извержение вулкана Гудзон около 6720/6625 лет назад... фактически ознаменовало конец SGA [стилистической группы А] в Альто-Рио-Пинтурас и высоких Андских землях».
  87. ^ Ашеро и Шнайер (2021) , стр. 313 и 323.
  88. ^ Ашеро (2018) , с. 220.
  89. ^ Брук, Джордж А.; Франко, Нора В.; Черкинский, Александр; Асеведо, Агустин; Фиоре, Даная; Поуп, Тимоти Р.; Веймар, Ричард Д.; Неер, Грегори; Эванс, Хайден А.; Сальгеро, Тина Т. (октябрь 2018 г.). «Пигменты, связующие и возраст наскальных рисунков в Виуда-Квенсана, Санта-Крус, Патагония (Аргентина)». Журнал археологической науки: отчеты . 21 : 47–63. Бибкод : 2018JArSR..21...47B . дои : 10.1016/j.jasrep.2018.01.004 . hdl : 11336/99531 . S2CID   134053614 . ПИИ S2352409X17306193.
  90. ^ Менон (2010) , с. 242.
  91. ^ Бернхардсон, Уэйн (2014). Маклейн, Кевин (ред.). Патагония (4-е изд.). Лунные публикации . п. 385. ИСБН  978-1-61238-912-7 . OCLC   897447154 .
  92. ^ Коэн, Джеффри Джером (2018). «Чувство камня». Субстанция . 47 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 23–35. дои : 10.1353/sub.2018.0016 . ISSN   1527-2095 . S2CID   201781454 . Проект МУЗА   701284 .
  93. ^ Jump up to: а б Подеста, Мария Мерседес; Стрекер, Матиас (2014). «Южноамериканское наскальное искусство». Энциклопедия глобальной археологии . Спрингер. стр. 6828–6841. дои : 10.1007/978-1-4419-0465-2_1623 . ISBN  978-1-4419-0426-3 .
  94. ^ Тронкосо, Андрес; Армстронг, Фелипе; Базиль, Мара (2017). «Наскальное искусство в Центральной и Южной Америке: социальные условия и региональное разнообразие». У Дэвида, Бруно; МакНивен, Ян Дж (ред.). Оксфордский справочник по археологии и антропологии наскальных рисунков . Издательство Оксфордского университета . п. 300. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190607357.013.53 . ISBN  978-0-19-060735-7 .
  95. ^ Jump up to: а б Килинг, Стивен; Мегджи, Шафик; Мозли-Уильямс, Соррел; Трибе, Мадлен (2019). Грубый путеводитель по Аргентине (7-е изд.). Грубые гиды . п. 494. ИСБН  978-1-789-19461-6 . LCCN   2005209439 . OCLC   1112379178 .
  96. ^ Густафссон, Андерс; Карлссон, Хокан (2014). «Аутентичность и построение экзистенциальной идентичности: примеры из объектов наскального искусства, внесенных в список Всемирного наследия» . Ин Александерссон, Хенрик; Андреев, Александр; Бюнц, Анника (ред.). Сердцем и мозгом: книга друзей профессора Элизабет Арвилл-Нордблад . GOTARC Серия A, Археологические исследования Гетеборга. Том. 5. Гетеборгский университет, факультет исторических исследований. стр. 641. OCLC   904568027 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 9 мая 2021 г.
  97. ^ Элиас, Алехандра; Онетто, Мария; Салерно, Вирджиния; Кассиодоро, Гизела; Кастро, Аналия; Коломбо, Мариано Хорхе (2010). «Представьте это вживую: наследие в действии и археология «внедорожья» в Куэва-де-лас-Манос, Санта-Крус» . Записные книжки Национального института антропологии и латиноамериканской мысли (на испанском языке). 22 . Национальный институт антропологии и американской мысли : 145–154. ISSN   1852-1002 .
  98. ^ Jump up to: а б с Стрекер, Матиас; Пиллес, Питер Дж. (январь 2005 г.). «Управление парками со стойками: симпозиум и семинар в Жужуе, Аргентина, декабрь 2003 г.». Сохранение и управление археологическими памятниками . 7 (1): 52–55. дои : 10.1179/135050305793137585 . S2CID   109586686 .
  99. ^ Стрекер, Матиас; Подеста, Мария Мерседес (январь 2006 г.). Саис-Хименес, К. (ред.). «Сохранение наскальных изображений в Боливии и Аргентине» (PDF) . КОАЛИЦИЯ: Тематическая сеть CSIC по культурному наследию. Электронный информационный бюллетень . № 11. С. 5–10. OCLC   972288456 . S2CID   201825304 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 6 апреля 2021 г.
  100. ^ Гутьеррес Де Анджелис, Марина (20 апреля 2021 г.). «Расширенная визуальная антропология: наскальное искусство и смешанная реальность на археологическом объекте Куэва-де-лас-Манос (Аргентина)» . Revista de Antropologia Visual (на испанском языке). 2 (29): 1–20. дои : 10.47725/rav.029.01 . ISSN   2452-5189 .
  101. ^ Эндере, Мария Луз (январь – декабрь 2001 г.). «Археологическое наследие Аргентины. Современная панорама и перспективы на будущее» [Археологическое наследие Аргентины. Текущая ситуация и перспективы на будущее. Журнал американской археологии (на испанском языке) (20). Панамериканский институт географии и истории: 143–158. JSTOR   27768449 . Гейл   А87703543 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Градин, Карлос Дж (1983). «Наскальные рисунки бассейна реки Пинтурас, провинция Санта-Крус, Аргентинская Республика». Акта Преисторика . 2 .
  • Градин, Карлос Дж .; Агерре, Ана М. (1994). Вклад в археологию реки Пинтурас (на испанском языке). Найдите Айллу.
  • Градин, Карлос Дж .; Ашеро, Карлос А.; Агерре, Ана М. (1977). «Археологические исследования в Куэва-де-лас-Манос (Альто-Рио-Пинтурас, Санта-Крус)». Отношения Аргентинского общества антропологии (на испанском языке). 10 : 201–270. hdl : 10915/25285 . OCLC   696124191 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be097f646f8fdb80ee81c8f307563e91__1720409880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/91/be097f646f8fdb80ee81c8f307563e91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cueva de las Manos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)