Сгоревший курган
– Сгоревший курган это археологический объект, состоящий из кургана из разбитых камней и древесного угля , обычно с примыкающим к нему очагом и корытом . Корыто могло быть высечено в камне, облицовано деревом или глиной, чтобы обеспечить его водонепроницаемость. Радиоуглеродные даты варьируются довольно широко, самые ранние из них относятся к позднему неолиту , с кластерами дат между 1900 и 1500 годами до нашей эры и 1200–800 годами до нашей эры, с некоторыми исключениями в железном веке . Есть также некоторые даты, относящиеся к раннему средневековью . Технология, используемая на сожженных курганах, имеет гораздо большую древность и встречается начиная с палеолита. [1]
Описание и создание
[ редактировать ]Предполагается, что разбитые обломки породы представляют собой остатки нагретых на кострах камней, которые использовались для нагрева воды. Разрушение камня, по-видимому, произошло в результате теплового удара , когда нагретые камни упали в жидкость, обычно считающуюся водой.
Предполагается, что насыпь образовалась в результате периодической расчистки желоба, когда каменные обломки и древесный уголь в насыпь сбрасывали . Курган часто имеет форму полумесяца , что считается результатом подъема вверх.
Были серьезные споры о времени, необходимом для создания курганов. Некоторые интерпретации предполагают быстрое накопление материала, поскольку корыто использовалось интенсивно и очень часто; другие предполагают более медленное накопление, когда корыто использовалось время от времени в течение длительного периода времени. Один из тезисов состоит в том, что курганы создавались на охотничьих участках; это объяснение, скорее всего, приведет ко второму типу накопления, тогда как первое предполагает, что использование корыта предназначалось по существу для внутренних целей.
Локации
[ редактировать ]Великобритания и Ирландия
[ редактировать ]Подавляющее большинство сгоревших курганов находится на возвышенностях Британии и в Ирландии, где их называют fulachtaí fia . Признанные начиная с девятнадцатого века, они не вызывали особого интереса до 1980-х годов. [2] [3] В Ирландии их часто можно встретить в низменностях недалеко от воды. В Великобритании их распространение, похоже, ограничивалось возвышенностями. Однако это может быть иллюзорным, поскольку примеры были обнаружены на более низких высотах при раскопках линейных маршрутов. Причина, по которой они не были обнаружены ранее, заключалась в том, что курганы распаханы, хотя корыто может частично сохраниться и в виде разбросанного материала будут сохраняться слои сгоревшего курганного материала. [4] Смесь обгоревшей и разрушенной породы с древесным углем, обозначенная как сгоревший материал кургана, иногда встречается и вне желоба. На Оркнейских островах есть поселения, где сгоревший курганный материал встречается в виде толстых слоев. [5] , но нет никакой впадины, которая могла бы объяснить раскалывание камней.
Склонность к распространению в горах в Британии привела к предположению, что они служили местами для приготовления пищи для охотничьих вечеринок, и есть изображения из средневековых ирландских текстов, которые, по-видимому, подтверждают это. Горелые курганы всегда примыкают к водотокам, и вдоль одного и того же горения или ручья может быть несколько экземпляров.
Подтекст, обнаруженный во многих сообщениях о сожженных курганах, создает впечатление, что они найдены в Ирландии и Шотландии, но они также встречаются в Уэльсе и Англии. Валлийские примеры, как правило, относятся к горным и сельским. [6] как и многие из английских, но их также много можно найти в скромных английских Мидлендсах .
Другие локации
[ редактировать ]Сгоревший материал кургана также был найден в других местах северо-западной Европы , например, в Швеции. [7] и Швейцария. [8]
Возможные цели
[ редактировать ]Не обязательно весь сгоревший материал курганов должен был быть создан для одних и тех же целей, и было бы ошибкой искать единое объяснение всем примерам сожженных курганов и сгоревшего курганного материала. Подобные материалы производятся во всем мире. [9] , и этому может быть множество объяснений. [10]
Возможно использование для купания.
[ редактировать ]Барфилд и Ходдер интерпретировали сгоревшие курганы как возможные места для купания в нагретой воде или паре, основываясь на своих открытиях построек, которые могли включать в себя палатки и битые камни рядом с ручьями в районе Бирмингема . [11] [12] Одним из примеров является болото Мозли , где в конце 1990-х годов проводились эксперименты для оценки правдоподобности гипотезы о сауне. Связанный с этим тезис заключается в том, что горячие камни использовались для нагрева воды в большой прямоугольной яме, облицованной большими плоскими камнями, и что горячую воду затем можно было использовать для различных целей - купание было лишь одним из вариантов.
Кулинария
[ редактировать ]Предполагается также, что сгоревшие курганы использовались в качестве мест для приготовления пищи. Описания использования таких мест для приготовления пищи встречаются в некоторых сказках раннего Средневековья. [3] хотя историчность этих отчетов остается под вопросом. Было обнаружено, что этот процесс работает; В 1950-х годах в Ирландии были проведены эксперименты, которые показали, что с помощью этого метода кусок мяса можно полностью приготовить примерно за три-четыре часа. [13]
обнаружено не было Однако никаких обгоревших курганов с какими-либо прямыми свидетельствами приготовления пищи . Кости редко обнаруживаются на сгоревших курганах, что было бы необычно для места приготовления пищи. Это было объяснено тем, что почвы были слишком кислыми для сохранения костей, но маловероятно, чтобы все почвы, относящиеся к сгоревшим курганам, были настолько кислыми, что ни одна кость не сохранилась, особенно потому, что pH почвы будет значительно различаются от места к месту, и есть также примеры сгоревших курганов, которые были зарегистрированы на нейтральных или основных почвах, без каких-либо костей в сожженном материале кургана, [14] Кроме того, некоторые курганы встречаются в местах, которые, как полагают, никогда не были заселены. [15] но это можно объяснить приготовлением пищи охотничьими отрядами или теми, кому было запрещено жить вблизи постоянных поселений. [16]
Другие цели
[ редактировать ]Было предложено несколько других целей. Возможное небытовое назначение — добыча соли . [2] Другие предложения для домашнего использования — это нагрев воды для купания, крашения или обработки кожи, валяния и приготовления эля . [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ О'Нил, Джон (2009). Сгоревшие курганы в Северной и Западной Европе . ISBN 978-3-639-20609-8 .
- ^ Jump up to: а б Барфилд, ЛХ; Ходдер, Массачусетс (1987). «Горелые курганы как сауны и предыстория бани». Античность . 61 (233): 370–379. дои : 10.1017/S0003598X00072926 . S2CID 163713699 .
- ^ Jump up to: а б О Дрисойл, Диармуид А. (1990). «Фулахта фиад: ценность ранней ирландской литературы». Всесожжения (Ред) Виктор Бакли : 157–164. ISBN 1-869857-07-0 .
- ^ Бэнкс, Иэн; Диксон, Камилла; Даунс, Джейн; Робинс, Пол; Сандерсон, Дэвид (1998–99). «Исследование сгоревших курганов в Клайдсдейле и Аннандейле во время строительства автомагистрали». Археологический журнал Глазго . 21 (21): 1–28. дои : 10.3366/gas.1998.21.21.1 .
- ^ Барбер, Джон (1990). «Сгоревший материал курганов на поселениях в Шотландии». Всесожжения (Ред) Виктор Бакли : 92–97. ISBN 1-869857-07-0 .
- ^ «Валлийские вклады». Всесожжения : 117–140. 1990. ISBN 1-869857-07-0 .
- ^ Ларссон, Томас Б. (1990). «Скярвстенхёгар – сожженные курганы Швеции». Всесожжения (Ред) Виктор Бакли : 142–153. ISBN 1-869857-07-0 .
- ^ Рамсиер, Д. (1991). «Кухонные печи бронзового и железного века в Швейцарии». Обгоревшие курганы и технология горячего камня : 71–91.
- ^ Кэмплинг, Северная Каролина (1991). «Земляная печь из Британской Колумбии, Канада». Обгоревшие курганы и технология горячего камня : 93–95.
- ^ Херл, Деклан (1990). «Рассказ антрополога». Всесожжения (Ред) Виктор Бакли : 154–156. ISBN 1-869857-07-0 .
- ^ * Брошюра городского совета Бирмингема, написанная археологом-планировщиком. Архивировано 6 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Новые открытия в Саттон-парке» . 6 декабря 2019 г.
- ^ О'Келли, Майкл Дж (1954). «Раскопки и эксперименты в древних ирландских кулинариях». Транс Роял Ир Акад . 18 : 105–155.
- ^ Барфилд, Л.Х. (1991). «Горячие камни: горячая еда или горячие ванны?». Обгоревшие курганы и технология горячего камня (ред.) Ходдер, Массачусетс и Барфилд, Л.Г .: 59–67.
- ^ «Новые открытия в Саттон-парке» . 6 декабря 2019 г.
- ^ Надь, Джозеф Фалаки (1985). Мудрость преступника - детские поступки Финна в гэльской повествовательной традиции . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Fulacht_fiadh#Функция
Библиография
[ редактировать ]- Академические книги
- О'Нил, Джон (2009). Сгоревшие курганы в Северной и Западной Европе: исследование доисторических технологий и общества . ВДМ Верлаг Доктор Мюллер. ISBN 978-3-639-20609-8 .
- Академические статьи
- Барфилд, Лоуренс и Ходдер, Майк (1987). «Горелые курганы как сауны и предыстория бани» . Античность . 61 (233). Фонд Античности: 370–379. дои : 10.1017/S0003598X00072926 . S2CID 163713699 . Архивировано из оригинала 23 декабря 2012 г.
- Чаппл, Роберт М. (2007). «Раскопки сгоревшего кургана в Балливильяме, графство Даун» . Ольстерский журнал археологии . 66 : 21–38.