Jump to content

Искусство верхнего палеолита

(Топия) рисунков пещерных львов из пещеры Шове на юге Франции ориньякского периода (возрастом от 35 000 до 30 000 лет)

Искусство верхнего палеолита представляет собой древнейшую форму доисторического искусства . Фигуративное искусство присутствует в Европе и Юго-Восточной Азии примерно 50 000 лет назад. [1] [2] [3] Нефигуративные наскальные рисунки , состоящие из ручных трафаретов и простых геометрических фигур, несколько старше, им не менее 40 000 лет, а возможно, и 64 000 лет. Эта последняя оценка связана с противоречивым исследованием 2018 года, основанным на уран-ториевом датировании , которое предполагает авторство неандертальцев и квалифицируется как искусство среднего палеолита . [4]

Появление фигуративного искусства было интерпретировано как отражение возникновения полной поведенческой современности и является частью определяющих характеристик, отделяющих верхний палеолит от среднего палеолита . [5] [6] Обнаружение в Индонезии наскального искусства, сопоставимого по возрасту с древнейшими европейскими образцами, установило, что аналогичные художественные традиции существовали как в восточной, так и в западной Евразии 40 000 лет назад. Это было сделано для того, чтобы предположить художественную традицию, возникшую более 50 000 лет назад и распространившуюся вдоль южного побережья Евразии в ходе первоначального прибрежного миграционного движения. [3] В 2018 году было объявлено об обнаружении фигуративной картины неизвестного животного; ему было более 40 000 лет, и он был найден в пещере на индонезийском острове Борнео . [7] [8] В июле 2021 года ученые сообщили об открытии резьбы по кости — одного из древнейших произведений искусства в мире, сделанного неандертальцами около 51 000 лет назад. [9] [10] 3 июля 2024 года журнал Nature опубликовал результаты исследования, показывающие, что наскальным рисункам размером 36 на 15 дюймов в Леанг Карампуанге , изображающим антропоморфные фигуры, взаимодействующие со свиньей, в Леанг Карампуанге около 51 200 лет. [2] [3]

Европейское искусство верхнего палеолита неофициально известно как «искусство ледникового периода» в отношении последнего ледникового периода . [11]

Венера Виллендорфская , поздняя ориньякская (возраст около 30 000 лет)

Искусство европейского верхнего палеолита включает наскальную и наскальную живопись , ювелирное искусство , [12] [13] рисунок, резьба, гравировка и скульптура из глины , кости , рога, [14] камень [15] и слоновая кость, например фигурки Венеры , и музыкальные инструменты, такие как флейты .Украшению подвергались и функциональные инструменты, такие как метатели копий , перфорированные дубинки и лампы . Гравюры на плоских камнях встречаются в значительном количестве (до 5000 на одном испанском памятнике) на участках с подходящей геологией, причем отметки иногда настолько неглубоки и слабы, что используемая техника близка к рисунку - многие из них не были обнаружены. самыми ранними экскаваторами и найденными более поздними командами в отвалах. Окрашенные бляшки встречаются реже. Возможно, их использовали в ритуалах или, альтернативно, нагревали на огне и заворачивали в качестве личных грелок. Любой тип использования может объяснить множество разбитых экземпляров, часто фрагменты которых разбросаны на некотором расстоянии (до 30 метров друг от друга в Гённерсдорфе). Во многих местах большое количество плоских камней, по-видимому, использовалось в качестве напольного покрытия, и лишь небольшая их часть была украшена. [16]

Некоторые из старейших произведений искусства были найдены в Швабской Юре , в Баден-Вюртемберге , Германия. Статуэтка Венеры, известная как Венера Холе-Фельса , и статуэтка Левенменша (Лев-Человек) Холенштайн -Штаделя датируются примерно 40 000 лет назад. [17] так называемый Адорант из пещеры Гайсенклёстерле Примерно к тому же времени датируется .

Другие прекрасные примеры искусства верхнего палеолита (примерно от 40 000 до 10 000 лет назад) включают наскальную живопись (например, в Шове , Ласко , Альтамире , Коскере и Печ-Мерле ), резное / гравированное наскальное искусство, такое как в Кресвелл-Крэгс , [18] переносное искусство (например, резные изображения животных и скульптуры, такие как Венера Виллендорфская ) и искусство под открытым небом (например, наскальные рисунки долины Коа и Мазуко [ это ] в Португалии; Доминго Гарсиа и Сьега-Верде в Испании; и Форнолс- Haut [ fr ] во Франции). Есть многочисленные резные или выгравированные кусочки кости и слоновой кости, такие как « Плавающий олень», найденный во Франции периода Магдалины . К ним относятся метатели копья , в том числе по форме напоминающие мамонта, [19] и многие предметы, называемые дубинкой командования .

Картина с зубром (реплика) из пещеры Альтамира , датированная мадленским периодом .

Изображенные животные — добыча, которую искали палеолитические охотники .например, северный олень , [20] лошади , [21] бизон , [22] мамонт , [23] шерстистый носорог , [24] и птицы, [ нужны разъяснения ] [25] а также высшие хищники, такие как львы [26] пантеры или леопарды, [27] гиены и медведи .

Человеческий облик изображался сравнительно редко (по сравнению с изображением животных); наиболее примечательны фигурки Венеры (изображение женской формы с акцентом на груди и/или ягодицах). [28] Статуэтка Лев-Человек Холенштайна -Штаделя ( Ориньяк ) представляет собой гибридное существо с головой льва на человеческом теле. Другими возможными гибридными фигурами являются шаман из Труа-Фрер и «человек-бизон» из той же системы пещер, еще один «человек-бизон» из Грота де Габиллу в Дордони и человек с птичьей головой в «Шахта мертвеца» в пещерах Ласко .До начала мезолита изображения мужчин редки.Примеры мезолита включают « человека с булавочной дырой » из Кресвелл-Крэгс , Дербишир.

Есть свидетельства некоторой ремесленной специализации и транспортировки на значительные расстояния таких материалов, как камень и, прежде всего, морские раковины, которые широко использовались для изготовления украшений и, вероятно, украшения одежды. Раковины средиземноморских видов были найдены в Гённерсдорфе , более чем в 1000 километрах от побережья Средиземного моря. Сегодняшний более высокий уровень моря означает, что уровень и природа прибрежных поселений верхнего палеолита сейчас затоплены и остаются неизвестными. [29]

Ручные трафареты из доисторического места Леанг-Леанг , Марос, Сулавеси .

Наскальные рисунки с индонезийского острова Сулавеси , расположенные в пещерах района Марос , были датированы на основе уран-ториевого датирования в исследовании 2014 года. Самым старым датированным изображением был ручной трафарет, минимальный возраст которого составлял 39 900 лет. Изображение бабирусы датируется как минимум 35,4 тыс. лет назад, что делает его одним из старейших известных фигуративных изображений в мире. [30]

В пещере Туробонг в Южной Корее , содержащей человеческие останки, были обнаружены резные кости оленя и изображения оленей, возраст которых может достигать 40 000 лет. [31] Петроглифы оленей или северных оленей, найденные в Сокчанг-ри, также могут относиться к верхнему палеолиту. Черепки в стиле, напоминающем ранние японские работы, были найдены в Косан-ри на острове Чеджу , куда из-за более низкого уровня моря в то время можно было добраться из Японии. [32]

В ноябре 2018 года ученые сообщили об обнаружении древнейшей известной картины фигуративного искусства возрастом более 40 000 (возможно, 52 000) лет, изображающей неизвестное животное в пещере Лубанг Джериджи Салех на индонезийском острове Борнео . [7] [8]

Некоторые артефакты верхнего палеолита, такие как фигурки Венеры с Мальты, были найдены в Южной Сибири , Россия . Эти фигурки состоят чаще всего из слоновой кости. Фигурам около 20 000 лет, они относятся к граветтскому периоду . [33] Большинство этих статуэток изображают стилизованную одежду. Довольно часто изображается лицо. Они были обнаружены на Мальте , на реке Ангаре , недалеко от озера Байкал в Иркутской области Сибири.

Скальные убежища Бхимбетка имеют линейные зеленые изображения танцующих и охотящихся людей. [34]

Австралия

[ редактировать ]
Гвион Наскальные рисунки Гвион найдены в северо-западном регионе Кимберли в Западной Австралии.

Габарнмунг , или Наварла Габарнмунг, — место археологических раскопок и наскальных рисунков аборигенов на юго-западе Арнемленда , в верхней части Северной территории Австралии. В каменном убежище представлены доисторические изображения рыб, в том числе баррамунди, валлаби, крокодилов, людей и духовных фигур. Большая часть картин расположена на потолке убежища, но многие из них можно найти на стенах и колоннах. Картина на потолке была точно датирована 27 000 лет назад. [35]

Радиоуглеродное датирование древесного угля, извлеченного из основания самого нижнего стратиграфического слоя пола, показало, что средний возраст составляет 45 189 ± 1089 лет по калифорнийскому времени, что позволяет предположить самую древнюю дату самого раннего человеческого обитания. Ограненные и полосатые гематитовые мелки были обнаружены в близлежащих местах ( Малакунанджа II и Наувалабила 1 ) в слоях возрастом от 45 000 до 60 000 лет, что позволяет предположить, что убежище Габарнмунг, возможно, было украшено с момента его создания. [36]

Наскальные рисунки Гвион Гвион — уникальная форма наскального искусства, найденная в Западной Австралии . В основном это человеческие фигуры, нарисованные в мельчайших деталях с точными анатомическими пропорциями. Им было датировано более 17 000 лет. [37]

Ближний Восток и Северная Африка

[ редактировать ]
Резьба лошади, пещера Хаоним , Израиль , 28000 лет назад.

В местах верхнего палеолита на Ближнем Востоке, таких как пещера Хаоним , пещера, расположенная на известняковом утесе на высоте около 250 метров над современным уровнем моря, в Верхней Галилее , Израиль , есть настенные резные изображения, изображающие символические формы и животных, таких как бегущая лошадь. датируется левантийским ориньякским периодом около 28000 лет назад и находится в Музее Израиля . [38] [39] [40] Это считается первым объектом искусства, найденным в контексте левантийского верхнего палеолита. [39]

Петроглифы североафриканского мезолита , например, в Тассили-н'Аджер , Алжир, датируются возрастом от 12 000 до 10 000 лет.

Африка к югу от Сахары

[ редактировать ]
Впечатление современного художника от зооморфной пиктограммы, подобной той, что могла бы быть в пещере Аполлона-11 , Намибия.

Самое старое известное изобразительное искусство из стран Африки к югу от Сахары — это семь каменных плакеток, расписанных фигурами животных, найденных в пещерном комплексе Аполлона-11 в Намибии и датированных периодом от 27 500 до 22 500 лет назад. [41] [42] По всей Южной Африке обнаружено значительное количество наскальных рисунков, приписываемых бушменам (сан) . Большая часть этого искусства возникла недавно (о чем свидетельствуют изображенные предметы, включая изображения повозок и европейских поселенцев в шляпах), но самые старые образцы предположительно датируются 26 000 лет назад. [43]

Национальный парк Матобо имеет в Зимбабве множество наскальных рисунков. Самые старые экземпляры датируются 7000 лет назад, возможно, еще 13000 лет назад, а основная часть, вероятно, была произведена между ок. 1700 и 1500 лет назад. [44] Петроглифы в Западной Африке , например, в Бидзаре , Камерун, датируются более чем 3000 лет назад.

Наскальные рисунки в пещерах Токепала на юге Перу датируются ок. 11500 лет назад. [45] Некоторые из картин являются фигуративными, в частности, включая сцену вооруженных людей, охотящихся на камелоидов гуанако . Мужчины находятся в позе нападения на животных с топором , копьями и метателями копий (но не включая лук и стрелы). Картины полихромные, красный цвет гематита . преобладающим цветом является [46]

Наскальные рисунки, сделанные самыми ранними жителями региона Амазонки , датируются периодом от 11 800 до 12 600 лет назад. Изображенные животные включают некоторых ныне вымерших животных, таких как мастодонты и гигантские ленивцы . [47]

Ранние захоронения в Перу, такие как захоронение в Телармахае, датируемое примерно 10 тыс. лет назад, содержали свидетельства ритуального захоронения, с отложениями красной охры и ожерельями из бус, отмечающими это место. [48]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Октавиана, Адхи Агус; Жоан-Бойо, Рено; Судья Будианто; Бурхан, Басран; Сарди, Ночь; Адхитьятама, Шинатрия; Хамрулла; Сумантри, Иван; Тан, М.; Лебе, Рустан; Элиас, Имран; Аббас, Абдулла; Джусди, Энди; Махардиан, Девангга Эка; Ноэрвиди, Соффан (3 июля 2024 г.). «Повествовательное наскальное искусство Индонезии 51 200 лет назад» . Природа . дои : 10.1038/s41586-024-07541-7 . ISSN   0028-0836 . ПМЦ   11269172 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Харрис, Гаррет (4 июля 2024 г.). «Старейший образец изобразительного искусства, найденный в индонезийской пещере» . Художественная газета . Проверено 5 июля 2024 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с М. Обер и др. (2014): «два фигуративных изображения животных из семи пещерных мест в карстах Марос в Сулавеси, мы показываем, что традиции наскального искусства на этом индонезийском острове, по крайней мере, совместимы по возрасту с древнейшим европейским искусством. [...] Среди последствий , теперь можно продемонстрировать, что люди создавали наскальные рисунки примерно 40 тысяч лет назад на противоположных концах плейстоценового евразийского мира».
  4. ^ Д.Л. Хоффманн; компакт-диск Стэндиш; М. Гарсиа-Диес; П. Б. Петтитт; Дж. А. Милтон; Ж. Зильян; Джей Джей Альколеа-Гонсалес; П. Канталехо-Дуарте; Х. Кольядо; Р. де Бальбин; М. Лорбланше; Х. Рамос-Муньос; Г.-Ч. Венигер; AWG Пайк (2018). «U-Th датирование карбонатных корок показывает неандертальское происхождение иберийского наскального искусства» . Наука . 359 (6378): 912–915. Бибкод : 2018Sci...359..912H . дои : 10.1126/science.aap7778 . hdl : 10498/21578 . ПМИД   29472483 . «Мы представляем результаты датирования трех памятников в Испании, которые показывают, что наскальное искусство появилось в Иберии существенно раньше, чем считалось ранее. Уран-ториевые (U-Th) даты на карбонатных корках, покрывающих картины, обеспечивают минимальный возраст красного линейного мотива в Ла-Пазьеге ( Кантабрия), ручной трафарет в Мальтравьесо (Эстремадура) и окрашенные в красный цвет образования в Ардалесе (Андалусия). В совокупности эти результаты показывают, что возраст наскального искусства в Иберии превышает 64,8 тысячи лет (ка). до сих пор и предшествует, по крайней мере, на 20 тыс. лет до прибытия современных людей в Европу, что предполагает авторство неандертальцев».
  5. ^ Бар-Йосеф, Офер (2002). «Верхнепалеолитическая революция». Ежегодный обзор антропологии . 31 : 363–393. дои : 10.1146/annurev.anthro.31.040402.085416 .
  6. ^ «Разум: что археология может рассказать нам о происхождении человеческого познания» . Вуб.ac.be. Архивировано из оригинала 5 октября 2018 года . Проверено 23 сентября 2013 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Циммер, Карл (7 ноября 2018 г.). «В пещере в джунглях Борнео ученые нашли старейшую фигуративную живопись в мире. Наскальному рисунку на Борнео не менее 40 000 лет, что поднимает интригующие вопросы о творчестве в древних обществах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 ноября 2018 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Обер, М.; и др. (7 ноября 2018 г.). «Палеолитическое наскальное искусство на Борнео». Природа . 564 (7735): 254–257. Бибкод : 2018Natur.564..254A . дои : 10.1038/s41586-018-0679-9 . ПМИД   30405242 . S2CID   53208538 .
  9. ^ Фили, Конор (6 июля 2021 г.). «Красивая резьба по кости, сделанная 51 000 лет назад, меняет наш взгляд на неандертальцев» . НаукаАлерт . Проверено 6 июля 2021 г.
  10. ^ Ледер, Дирк; и др. (5 июля 2021 г.). «Гравированная кость возрастом 51 000 лет демонстрирует способность неандертальцев к символическому поведению» . Экология и эволюция природы . 594 (9): 1273–1282. Бибкод : 2021NatEE...5.1273L . дои : 10.1038/s41559-021-01487-z . ПМИД   34226702 . S2CID   235746596 . Проверено 6 июля 2021 г.
  11. ^ Этот термин приписывается Бьёрну Куртену : «Когда мы смотрим на искусство Ледникового периода, всегда будет оставаться элемент тайны и неуловимости» (BS John, Ледниковый период: прошлое и настоящее , 1977, стр. 220).
  12. ^ «Античность – Кембриджское ядро» . antiquity.ac.uk .
  13. ^ Ванхаерен, Мэриан; д'Эррико, Франческо (июнь 2005 г.). «Погребальный инвентарь из захоронения Сен-Жермен-ла-Ривьер: свидетельства социального неравенства в верхнем палеолите». Журнал антропологической археологии . 24 (2): 117–134. дои : 10.1016/j.jaa.2005.01.001 .
  14. ^ «Британский музей – перфорированная дубинка» . Британский музей .
  15. ^ «Британский музей – лавровый лист» . Британский музей .
  16. ^ Бан и Вертут, 90–91.
  17. ^ Мо II, Томас Х. (14 мая 2009 г.). «Статуэтка Венеры проливает свет на зарождение искусства древних людей» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 15 мая 2009 года . Проверено 14 мая 2009 г.
  18. ^ Петтитт, П. (2003). «Открытие, природа и предварительные мысли о первом наскальном искусстве Великобритании» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2012 г.
  19. ^ «Британский музей – копьеметатель» . Британский музей .
  20. ^ например, мадленский плавающий северный олень (13 тыс. лет назад), найденный во Франции.
  21. ^ например, солютрейская фигурка лошади из пещеры Фогельхерд , «Дикая лошадь» . Архивировано из оригинала 20 января 2013 г.
  22. ^ Фигурка бизона из пещеры Фогельхерд, «Бизон» . Архивировано из оригинала 20 января 2013 г.
  23. ^ «Мамонт» . Архивировано из оригинала 20 января 2013 г.
  24. ^ Шерстистый носорог из
  25. ^ «Государственный Эрмитаж: Основные моменты коллекции» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2012 г. Проверено 23 октября 2012 г.
  26. ^ «Львиная голова» . Архивировано из оригинала 20 января 2013 г.
  27. ^ «Снежный барс» . Архивировано из оригинала 21 января 2013 г.
  28. ^ «Государственный Эрмитаж: Основные моменты коллекции» . Архивировано из оригинала 21 октября 2014 г. Проверено 23 октября 2012 г.
  29. ^ Бан и Вертут, 88
  30. ^ М. Обер и др., «Пещерное искусство плейстоцена из Сулавеси, Индонезия», том Nature 514, страницы 223–227 (9 октября 2014 г.) «с использованием датирования кораллоидных образований серией урана, непосредственно связанных с 12 трафаретами человеческих рук и двумя фигуративными изображениями. изображения животных из семи пещер в карстах Мароса в Сулавеси, мы показываем, что традиции наскального искусства на этом индонезийском острове, по крайней мере, совместимы по возрасту с древнейшим европейским искусством. Самое раннее датированное изображение из Мароса, минимальный возраст которого составляет 39,9 тыс. лет. В настоящее время это самый старый известный ручной трафарет в мире. Кроме того, изображение бабирусы («свинья-олень»), сделанное не менее 35,4 тыс. лет назад, является одним из самых ранних датированных фигуративных изображений в мире, если не самым ранним из возможных. , теперь можно продемонстрировать, что люди создавали наскальные рисунки примерно 40 тысяч лет назад на противоположных концах плейстоценового евразийского мира».
  31. ^ Портал , с. 25
  32. ^ Портал , с. 26
  33. ^ Коэн, Клодин (2003). Женщина истоков: образы женщин в предыстории Запада . Белин-Гершер. п. 113. ИСБН  978-2733503362 .
  34. ^ Дубей-Патхак, Минакши (2014). «Наскальное искусство периода Бхимбетка в Индии» (PDF) . Адорант 2014 . Музей наскальной резьбы Танума в Андерслесе . Проверено 13 сентября 2021 г.
  35. ^ Упавшая на пол плита окрашенного камня имела прилипший пепел, возраст которого был радиоуглеродным, 27 631 ± 717 лет по шкале Cal BP , что указывает на то, что потолок, должно быть, был покрашен раньше этого времени.
  36. ^ Деланнуа, Жан-Жак (2015). «Социальное строительство пещер и каменных убежищ: пещера Шове (Франция) и Наварла Габарнманг (Австралия)» . Античность . 87 (335): 12–29. дои : 10.1017/S0003598X00048596 . .
  37. ^ Михаэльсен, Пер Хенрик и др. «Австралийское наскальное искусство ледникового периода может изображать древнейшие на Земле записи шаманских ритуалов». (2000).
  38. ^ «Хаоним конь» . www.museums.gov.il .
  39. ^ Перейти обратно: а б Бар-Йосеф, Офер; Белфер-Коэн, Анна (1981). «Ориньяк в пещере Хаоним» . Палеориент . 7 (2): 35–36. дои : 10.3406/палео.1981.4296 .
  40. ^ «Количественное фитолитовое исследование очагов натуфийского и среднего палеолитического уровней пещеры Хаоним (Галилея, Израиль)», Журнал археологической науки 30, страницы 461–480., Альберт, Роза М., Офер Бар-Йосеф, Лилиан Мейнен, и Стив Вайнер, 2003 г. [1]. Архивировано 22 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
  41. ^ Коулсон , стр. 76–77.
  42. ^ Шоу, Ян; Джеймсон, Роберт (2002). Словарь археологии . Уайли-Блэквелл. п. 640. ИСБН  978-0-631-23583-5 .
  43. ^ Энн И. Теккерей, «Датирование наскального искусства Южной Африки», Новые подходы к наскальному искусству Южной Африки. Том. 4, (июнь 1983 г.), стр. 21-26.
  44. ^ Зимбабве (africanrockart.org) , Номер всемирного наследия ЮНЕСКО. 306 .
  45. ^ Лавалле , с. 94
  46. ^ Дэвид С. Уитли (2001). Справочник по исследованию наскального искусства . Роуман и Литтлфилд. стр. 712–. ISBN  978-0-7425-0256-7 . . «Вестник Полевого музея естественной истории» . Организация архива . Проверено 6 июля 2013 г.
  47. ^ «Наскальные рисунки в тропических лесах Амазонки изображают гигантских существ ледникового периода» . Би-би-си. 3 декабря 2020 г.
  48. ^ Лавалле , с. 115

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кук, Джилл (2013). Искусство ледникового периода: приход современного разума . Издательство Британского музея. ISBN  978-0-7141-2333-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e56fa4b88aca5eab622e86d4cf12616f__1722214920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/6f/e56fa4b88aca5eab622e86d4cf12616f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Art of the Upper Paleolithic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)