Колдун (пещерное искусство)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2020 г. ) |
![]() |

«Колдун» — одно из названий загадочной наскальной живописи , найденной в пещере, известной как «Святилище» в пещере Труа-Фрер , Арьеж , Франция , сделанной около 13 000 г. до н.э. Значение фигуры неизвестно, но обычно ее интерпретируют как некоего великого духа или повелителя животных . Необычный характер убранства Святилища также может отражать практику магических церемоний в помещении. [1] В своих зарисовках наскального искусства Анри Брейль изобразил рогатый торс гуманоида и публикацию этого рисунка в 1920-х годах. [2] повлиял на многие последующие теории об этой фигуре. [3] Однако в последние годы эскиз Брейля также подвергся критике. [4] Одна выдающаяся человеческая фигура необычна в наскальных рисунках верхнего палеолита , где подавляющее большинство изображений представляют собой животных.
рисунок Брейля
[ редактировать ]Анри Брей утверждал, что наскальная живопись изображала шамана или мага (интерпретация, которая дала изображению его название), и описал изображение, которое он нарисовал, в этих терминах. [4] Маргарет Мюррей, увидев опубликованный рисунок, назвала изображение Брейля «первым изображением божества на Земле», и эту идею позже переняли Брей и другие. [4]
Его взгляды господствовали в этой области на протяжении большей части 20-го века, но с тех пор они были в значительной степени вытеснены. [1]
Образ Брейля обычно интерпретируется как шаман , выполняющий ритуал, обеспечивающий хорошую охоту. [5]
Критика
[ редактировать ]Некоторые современные ученые подвергают сомнению достоверность эскиза Брейля, утверждая, что на современных фотографиях не изображены знаменитые рога. Рональд Хаттон предположил, что Брейль подгонял доказательства в поддержку своей теории охотничьей магии о пещерном искусстве, сославшись на то, что «фигура, нарисованная Брейлем, не такая же, как та, которая на самом деле нарисована на стене пещеры». Теория Хаттона привела его к выводу, что использование первоначального наброска Брейля привело к тому, что многие более поздние ученые ошибочно утверждали, что «Колдун» был свидетельством того, что концепция Рогатого Бога восходит к временам палеолита. [4]
Точно так же Питер Уко пришел к выводу, что неточности в рисунке были вызваны тем, что Брейль работал при тусклом газовом свете и в неловких обстоятельствах, и что он принял трещины на поверхности камня за рукотворные отметки. [6]
Кроме того, «Колдун» состоит как из рисунков углем, так и из гравюры внутри самого камня; детали, такие как гравюра, часто трудно рассмотреть на фотографиях из-за их размера и качества источника света. Особо знаменитый доисторик Жан Клотт утверждает, что набросок Брейля точен, говоря: «Я сам видел его, наверное, 20 раз за эти годы». [7]
Продолжающееся влияние
[ редактировать ]По общей оценке, эта фигура занимает центральное место в понимании наскального искусства: как выразился SGF Брэндон в 1959 году, «похоже, все согласны с тем, что это изображение «Танцующего колдуна» было культовым объектом , имеющим большое значение для общества». который использовал пещеру». [3]
Популярная культура
[ редактировать ]Интерпретация Брейем рисунка шамана сильно повлияла на писателя Пэта Миллса в создании Лорда Странного Слау Фега, одного из первых антагонистов комиксов о Слейне . [8]
Роман История Б» « Дэниела Куинна 1996 года включает интерпретацию картины как выражение анимизма позднего палеолита , символа человеческого чувства идентичности с другими животными.
В «Закате саблезубого зуба» , выпуске серии детских книг «Волшебный дом на дереве» 1996 года , Колдун изображен как путешественник, похожий на шамана, который спасает главных героев, Джека и Энни, и помогает доставить их домой.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Trois Frères — погреб, Арьеж, Франция» .
- ^ Анри Брей, Четыреста веков наскального искусства (Монтиньяк, 1954, стр. 166 (Мэри Э. Бойл, тр., Четыреста веков наскального искусства , Лондон: Zwemmer, 1952); Брей, Les Cavernes du Volp , 1958 .
- ^ Перейти обратно: а б Брэндон, SGF (1959). «Ритуал увековечивания прошлого». Нумен . 6 (2): 112–129 (112).
Кажется, все согласны с тем, что это изображение «Танцующего колдуна» было культовым объектом , имевшим большое значение для сообщества, использовавшего пещеру.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаттон, Рональд (2003). Ведьмы, друиды и король Артур . Лондон: Хэмблдон и Лондон. стр. 33–35 . ISBN 1-85285-397-2 .
- ^ Джин Клоттс и Дэвид Льюис-Уильямс Шаманы доисторических времен: транс и магия в раскрашенных пещерах
- ^ Уко, П. (1992). Субъективность и запись палеолитического наскального искусства, в Т. Шэй и Дж. Клоттс (ред.), Ограничения археологических знаний, 141–180. Льеж: Издательство Льежского университета
- ^ «Сапожники из пещерного искусства? - Блог о причудливой истории Beachcombing» . 6 июля 2011 г.
- ^ «Происхождение» (двухстраничная текстовая статья), 2000 г., № 352, 1984 г.