Мастер животных
Хозяин животных , Повелитель животных или Хозяйка животных — это мотив в древнем искусстве, изображающий человека между двумя противостоящими животными и схватывающего их . [1] Мотив очень распространен в искусстве Древнего Востока и Египта. Фигура может быть женской или мужской, она может быть колонной или символом, животные могут быть реалистичными или фантастическими, а человеческая фигура может иметь элементы животных, такие как рога, верхняя часть тела животного, нижняя часть тела животного, ноги или раздвоенные ноги. Хотя то, что этот мотив представлял в культурах, создавших произведения, вероятно, сильно различается, если только он не показан с конкретными божественными атрибутами, когда мужская фигура обычно описывается как герой . интерпретаторами [2]
Этот мотив настолько распространен и визуально эффектен, что многие изображения, вероятно, были задуманы как украшение, придающее им лишь смутный смысл. [3] Хозяин Зверей — «любимый мотив ахеменидских официальных печатей », но фигуру в этих случаях следует понимать как царя. [4]
Человеческая фигура может стоять, как это было в четвертом тысячелетии до нашей эры, или стоять на одном колене, как в третьем тысячелетии до нашей эры. Обычно их изображают фронтально, но в ассирийских произведениях они обычно изображаются сбоку. Иногда животные явно живы, либо довольно пассивны и приручены, либо все еще борются, буйствуют или нападают. В других произведениях они могут изображать добычу мертвого охотника. [5]
Другие связанные изображения показывают фигуру, контролирующую или «приручающую» одно животное, обычно справа от фигуры. Но среди них выделяются многочисленные изображения героев или царей, убивающих животное. [6]
Искусство
[ редактировать ]Самое раннее известное изображение такого мотива появляется на гербовых печатях периода Убайд в Месопотамии. [8] Этот мотив появляется на терракотовой печати из Телль-Телло, древнего Гирсу , в конце доисторического периода Убайд в Месопотамии , ок. 4000 г. до н.э. [9] [10] [11]
Этот мотив также был помещен на верхнюю часть знаменитого ножа Гебель эль-Арак в Лувре, ножа из слоновой кости и кремня, датируемого периодом II d Накада египетской предыстории , который начался ок. 3450 г. до н.э. Здесь фигура в месопотамской одежде, которую часто интерпретируют как бога, сражается с двумя львами. Его связывают со знаменитой печатью Пашупати из цивилизации долины Инда (2500-1500 гг. до н. э.), на которой изображена фигура, сидящая в позе йоги , с рогатым головным убором (или рогами) и окруженная животными. [12]
Это, в свою очередь, связано с фигурой на котле Гундеструпа , которая сидит, скрестив ноги, имеет рога, окружена животными и сжимает змею в одной руке и гривну в другой. Этот знаменитый и загадочный объект, вероятно, датируется 200 годом до нашей эры или, возможно, 300 годом нашей эры, и хотя он был найден в Дании , он, возможно, был изготовлен во Фракии .
Форма мотива появляется на пряжке ремня раннего средневековья из Кантона Валлис, Швейцария, на которой изображена библейская фигура Даниила между двумя львами. [13]
На крышке кошелька из захоронения Саттон-Ху около 620 г. н.э. есть две таблички с изображением человека между двумя волками, и этот мотив распространен в англосаксонском искусстве и связанных с ним стилях раннего средневековья, где животные обычно остаются агрессивными. Другие известные примеры мотива в германском искусстве включают одну из пластин Торслунда и шлемы из Венделя и Вальсгарде . [14]
В искусстве Месопотамии этот мотив появляется очень рано, обычно с «обнаженным героем», например, в Уруке в период Урука (ок. 4000–3100 до н.э.), но «устарел в Месопотамии к седьмому веку до нашей эры». [15] В луристанских бронзах этот мотив чрезвычайно распространен и часто сильно стилизован. [16] По своей композиции этот мотив можно сравнить с другим очень распространенным мотивом в искусстве древнего Ближнего Востока и Средиземноморья, а именно с изображением двух противостоящих животных , пасущихся по бокам Древа Жизни , интерпретируемого как изображение земного божества.
- Повелитель животных Сузы I (4200–3800 до н. э.), Лувр.
- Терракотовая печать с мотивом «Повелитель животных», Телль Телло, древний Гирсу , конец периода Убайд , ок. 4000 г. до н.э. [17] [18]
- Ручка ножа Гебель эль-Арак из слоновой кости (передняя часть), после ок. 3450 г. до н.э.
- Штамп из мыльного камня с изображением персонажа с головой козерога, укрощающего змей. Лорестан , 4 тысячелетие до н. э. Лувр
- Мастер-защитник с арфы, найденной в Уре , датированной примерно 2600 годом до нашей эры.
- Хлорит , Джирофтская культура Иран, ок. 2500 г. до н.э., бронзовый век. I человек с раздвоенными ногами в окружении скорпионов и львиц.
- Луристанский бронзовый навершие в виде «Повелителя животных».
- Отпечаток печати Ахеменидов с изображением персидского царя, покоряющего двух месопотамских ламасу.
- Иранский повелитель животных с двумя змеями
- Отпечаток от печати Пашупати , цивилизация долины Инда
- Одна из фигурок минойской богини-змеи , около 1600 г. до н.э.
- Деталь Котла Гундеструпа рогатой фигурки
- Столкнувшись с животными , здесь козлы обрамляют Древо жизни из Сасанидского Ирана (пятый или шестой век нашей эры) ( Художественный музей Цинциннати )
- Луристанская бронзовая щека для конского куска с мотивом «Хозяин животных», около 700 г. до н.э.
Фигурки божеств
[ редактировать ]Хотя такие фигуры не являются всеми или даже обычно божествами, этот термин может быть общим названием для ряда божеств из различных культур, имеющих тесную связь с животным царством или частично с животной формой (в культурах, где это не является основной формой). норма). Эти фигуры контролируют животных, обычно диких, и отвечают за их дальнейшее воспроизводство и доступность для охотников. [21] Иногда у них также есть женские эквиваленты, так называемая Хозяйка животных . [22]
Многие месопотамские примеры могут представлять Энкиду , центральную фигуру древнего месопотамского эпоса о Гильгамеше . У всех них может быть предшественник каменного века , который, вероятно, был божеством охотника. Многие из них связаны с рогатым божеством охоты Кернуннос , другим распространенным типом, типичным примером которого является , а также с различными божествами оленей, быков, баранов и козлов. медвежьи божества, такие как Арктос Однако рогатые божества не являются универсальными, и в некоторых культурах роль могут взять на себя , или даже более антропоморфные божества, возглавляющие Дикую Охоту . Таких фигур также часто называют «Повелителем леса» или «Повелителем горы».
Греческий бог, изображенный как «Хозяин животных», обычно представляет собой Аполлона как охотничье божество. [23] Шива имеет эпитет Пашупати, означающий «Повелитель животных», и эти фигуры могут происходить от архетипа . [24] Глава 39 Книги Иова была истолкована как утверждение божества еврейской Библии как Повелителя животных. [25]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Арруз, 303-304.
- ^ Росс, Мика (редактор), С берегов Евфрата: Исследования в честь Алисы Луизы Слотски , стр. 174–177, 2008, Eisenbrauns, ISBN 1575061449 , 9781575061443, книги Google
- ^ Франкфурт, 75 лет.
- ^ Тейсье, Беатрис, Древние ближневосточные цилиндрические печати из коллекции Маркополика , стр. 46, 1984, Калифорнийский университет Press, ISBN 0520049276 , 9780520049277, книги Google
- ^ «Лошадиная щека» от «OWM», в журнале «Выдающиеся приобретения», 1980–1981 , стр. 7–8, 1981, Метрополитен-музей, ISBN 0870992848 , 9780870992841, книги Google
- ^ Арруз, 308
- ^ «Штамп-печать Британского музея» . Британский музей .
- ^ Чарват, Петр (2003). Месопотамия до истории . Рутледж. стр. 96. ISBN 9781134530779 .
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ Браун, Брайан А.; Фельдман, Мэриан Х. (2013). Критические подходы к древнему ближневосточному искусству . Вальтер де Грюйтер. п. 304. ИСБН 9781614510352 .
- ^ Чарват, Петр (2003). Месопотамия до истории . Рутледж. стр. 96. ISBN 9781134530779 .
- ^ Вернесс, 270
- ^ Геймстер, муж. 1998. Тарелки периода Венделя на Готланде.
- ^ Геймстер, муж. 1998. Вендельские старинные тарелки на Готланде.
- ^ Франкфорт, 30–31 (Урук), 75, 78–79, 347 (2-я цитата)
- ^ Франкфорт, 343–347.
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ Браун, Брайан А.; Фельдман, Мэриан Х. (2013). Критические подходы к древнему ближневосточному искусству . Вальтер де Грюйтер. п. 304. ИСБН 9781614510352 .
- ^ Поссель, Грегори Л. (2002). Индская цивилизация: современный взгляд . Роуман Альтамира. п. 146. ИСБН 9780759116429 .
- ^ Косамби, Дамодар Дхармананд (1975). Введение в изучение истории Индии . Народное воззвание. п. 64. ИСБН 9788171540389 .
- ^ Гарфинкель
- ^ Арруз, 303-304.
- ^ Арруз, 303-304, 308.
- ^ Вернесс, 270
- ^ Доук, Брайан Р., Рассмотрим Левиафана: повествования о природе и личности в работе , 2014, Fortress Press, ISBN 145148951X , 9781451489514, книги Google ; Работа:39, НИВ
Ссылки
[ редактировать ]- Аруз, Джоан и др., От Ассирии до Иберии на заре классической эпохи , 2014, Метрополитен-музей, ISBN 0300208081 , 9780300208085, книги Google
- Франкфорт, Анри , Искусство и архитектура Древнего Востока , История искусства Пеликана, 4-е изд. 1970 г., Пингвин (ныне Йельский университет истории искусств), ISBN 0140561072
- Гарфинкель, Алан П., Дональд Р. Остин, Дэвид Эрл и Гарольд Уильямс, 2009, «Миф, ритуал и наскальное искусство: люди-люди, украшенные косо, и повелитель животных». Исследование наскального искусства 26(2):179-197. Раздел «Хозяин животных» , Журнал Австралийской ассоциации исследования наскального искусства (AURA) и Международной федерации организаций наскального искусства (IFRAO)]
- Вернесс, Хоуп Б., Энциклопедия континуума животного символизма в мировом искусстве , 2006, A&C Black, ISBN 0826419135 , 9780826419132, книги Google
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хинкс, Роджер (1938). Хозяин животных , Журнал Института Варбурга , Том. 1, № 4 (апрель 1938 г.), стр. 263–265.
- Читтенден, Жаклин (1947). Хозяин животных , Гесперия, Том. 16, № 2 (апрель – июнь 1947 г.), стр. 89–114.
- Слоттен, Ральф Л. (1965). Хозяин животных: исследование символизма предельности в примитивной религии , Журнал Американской академии религии , 1965, XXXIII(4): 293-302.
- Бернхард Ланг (2002). Еврейский Бог: Портрет древнего божества , Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, стр. 75–108.
- Ямада, Хитоши (2013). «Концепция айнов «Повелитель животных», Космос: Журнал Общества традиционной космологии , 29: 127–140.
- Гарфинкель, Алан П. и Стив Уоллер, 2012, Звуки и символика преисподней: акустическая археология на портале Animal Master's Portal. Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья 46 (4): 37-60