Минойские фигурки богини-змеи
Две фигурки минойской богини-змеи были раскопаны в 1903 году в минойском дворце в Кноссе на греческом острове Крит . Многолетняя программа раскопок под руководством английского археолога Артура Эванса значительно расширила знания и осведомленность о бронзового века минойской цивилизации , но впоследствии Эванс подвергался критике за преувеличения и чрезмерно спекулятивные идеи, как с точки зрения его «реставрации» конкретных объектов, так и за его «реставрацию» конкретных объектов. включая наиболее известных из этих фигур, а идеи о минойцах он почерпнул из археологии. Фигуры сейчас выставлены в Археологическом музее Ираклиона (AMH).
Кносские статуэтки, обе значительно неполные, датируются концом нео-дворцового периода минойской цивилизации , около 1600 г. до н.э. [1] Именно Эванс назвал большую из своей пары фигурок «Змеиной богиней», а меньшую — «Змеиной жрицей»; с тех пор ведутся споры, был ли прав Эванс, или обе фигурки изображают жриц, или обе изображают одно и то же божество или разные божества. [2]
Сочетание сложной одежды, оставляющей грудь полностью обнаженной, и «змеиных пререканий». [3] привлекла широкую огласку, не говоря уже о различных подделках, а фигура меньшего размера, в частности, остается популярной иконой минойского искусства и религии, которую теперь также обычно называют «Змеиной богиней». Но археологи нашли мало сопоставимых изображений, а богиня-змея не играет особой роли в современных размышлениях о туманной теме минойской религии . Некоторые ученые также утверждали, что эти фигурки на самом деле держат в руках не змей или не столько змей, как думал Эванс, а какие-то другие предметы. [4]
Кносские статуэтки
[ редактировать ]
Две кносские статуэтки змеиной богини были найдены археологами Эванса в одной из группы облицованных камнями и закрытых ящиков, которые Эванс назвал «Храмовыми хранилищами», поскольку они содержали множество предметов, которые, по-видимому, больше не требовались для использования. [5] возможно, после пожара. [6] Фигурки изготовлены из фаянса , измельченного кварцевого материала, который после обжига придает стеклянный вид с яркими цветами и блестящим блеском. Этот материал символизировал обновление жизни в древнем Египте , поэтому использовался в погребальном культе и в святилищах.
У большей из этих фигур змеи ползают по ее рукам и доходят до «высокой цилиндрической короны», на вершине которой поднимается змеиная голова. У фигуры отсутствовало тело ниже пояса, одна рука и часть макушки. У нее выдающаяся обнаженная грудь, вокруг которой обвивается одна или несколько змей. Из-за отсутствия частей неясно, одна или несколько змей вокруг ее рук. Ее платье включает толстый пояс со «священным узлом». [7]
Меньшая фигура в восстановленном виде держит в поднятых руках двух змей, а фигура на ее головном уборе — кошка или пантера . Однако, как показали раскопки, у нее не было головы, а правая левая рука отсутствовала ниже локтя. Голову воссоздал Эванс и один из его реставраторов. Корона представляла собой неполный фрагмент в той же яме, а кошка/пантера — еще один отдельный фрагмент, который, как решил Эванс, принадлежал фигуре лишь некоторое время спустя, отчасти потому, что на короне и коте, казалось, были совпадающие детали. Недавние ученые, похоже, несколько более готовы признать, что шляпа и кошка принадлежат друг другу, чем то, что любой из них или оба принадлежат остальной части фигуры. [8]
Третья фигура, промежуточная по размеру, обломана в талии, но нижняя часть сопоставима. В ящике также находилась еще одна рука, в которой могла держаться змея.
Другие минойские фигуры
[ редактировать ]
У другой статуэтки, находящейся сейчас в Берлине, сделанной из бронзы, на голове изображены то ли три змеи, то ли просто пряди волос. Кажется, она скорее жрица или поклоняющаяся, чем божество, поскольку она слегка наклонена вперед и делает минойский жест поклонения в виде лицевой ладони , поднося одну руку и другую к груди или, в данном случае, к горлу. На одной видимой груди имеется выступающий сосок, поэтому, по-видимому, она должна быть обнажена. Вероятно, это I поздний минойский период , а не кносские фигурки. [9] [10]
Еще позже появляются некоторые терракотовые вотивные подношения , вероятно, представляющие богиню, а не людей, по крайней мере в одном случае «змеиные споры» и со змеями, поднимающимися из диадемы или головного убора. Фигуры этого типа часто имеют атрибуты, возвышающиеся над головным убором, символизируемые богиней Мака (АМХ).
Подделки
[ редактировать ]Огромное влияние кносских фигур, однажды опубликованных Эвансом и в книге итальянского врача Анджело Моссо , быстро привело к появлению гениальных подделок. Фигура из Бостонского музея изящных искусств с телом из слоновой кости и золотыми змеями, обвитыми вокруг рук, теперь считается подделкой. Он был куплен музеем в 1914 году. [11] [10] [12]
Другая фигура, находящаяся в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, представляет собой небольшую стеатитовую женскую фигурку с обнаженной грудью, на головном уборе которой выгравирована змея, а в сжатых кулаках пробиты отверстия, предположительно напоминающие об этих змеях. Сейчас это тоже считается фейком. Он был куплен Генри Уолтерсом у дилера в Париже в 1929 году и передан музею в 1931 году. [13]
- Бостонская фигурка из слоновой кости и золота, вероятно, подделка, до 1914 года. Золотые змеи обвивают руки. [14]
- Каменная фигура из Балтимора , вероятно, подделка, до 1929 года. Змея обвивает головной убор, а руки пронзены, как будто они держат змей.
Интерпретации
[ редактировать ]
Эмили Бонни считает, что эти фигуры отражают сирийскую религию, которая оказала кратковременное влияние на Крит, когда «элита Кносса подражала сирийской иконографии как подтверждение своего доступа к экзотическим знаниям и контролю над торговлей». [4]
Фигурки, вероятно, (по мнению Буркерта ) связаны с палеолитическими традициями, касающимися женщин и домашнего хозяйства. [16] Фигурки также интерпретировались как изображения богини- повелительницы животных и как предшественницы Афины Парфенос , которая также связана со змеями. [2]

Змей . часто символически ассоциируется с обновлением жизни, поскольку он периодически сбрасывает кожу Подобная вера существовала у древних месопотамцев и семитов , а также появляется в индуистской мифологии . [17] Пеласгийский миф о творении называет змей возрожденными мертвецами. [18] Однако Мартин П. Нильссон заметил, что в минойской религии змея была защитницей дома, [16] как это позже появляется и в греческой религии . [19] В греческом дионисийском культе он означал мудрость и был символом плодородия. [17]
Барри Пауэлл предположил, что «змеиной богиней», превращенной в легендах в фольклорную героиню, была Ариадна (чье имя могло означать «совершенно чистая» или «самая святая»), которую часто изображали в окружении менад и сатиров . [20] Ганс Георг Вундерлих роднил богиню-змей с финикийской Астартой ( дочерью-девственницей ). Она была богиней плодородия и сексуальности, и ее поклонение было связано с оргиастическим культом. Ее храмы были украшены змеевидными мотивами. В родственном греческом мифе Европа , которую в древних источниках иногда отождествляют с Астартой, была финикийской принцессой, которую Зевс похитил и отнес на Крит. [21] [22] Эванс предварительно связал богиню змей с египетской богиней змей Ваджет, но не стал выяснять эту связь. Статуэтки, похожие на тип «змеиной богини», идентифицированные как «жрец Ваджета» и «маг», были найдены в Египте. [23]
Хотя истинная функция статуэтки неясна, ее обнаженная и увеличенная грудь позволяет предположить, что она, вероятно, является своего рода символом плодородия. Фигурки могут иллюстрировать моду одежды минойских женщин, однако не исключено, что обнаженная грудь представляла собой знак траура. Гомер дает литературное описание этого вида траура: [24] и это было замечено Геродотом и среди египетских женщин. [21]
имя змеиной богини Минойское может быть связано с А-са-са-ра , возможной интерпретацией надписей, найденных в линейного письма А. текстах [25] Хотя линейное письмо А еще не расшифровано, Палмер [ нужны разъяснения ] предположительно связывает надпись а-са-са-ра-ме, которая, по-видимому, сопровождала богинь, с хеттским ишашшара , что означает «госпожа». [26] : 256, 263
Эмили Бонни утверждает, что богиня вообще не держит змей и поэтому ее нельзя рассматривать как «Змеиную богиню». Вместо этого «она стоит с поднятыми руками, держась за оба конца чего-то вроде длинного шнура, который свисает почти до ее ног». Это хорошо согласуется с сирийской иконографической традицией подобных изображений, как на рисунке 10 ее статьи. Ссылаясь на Нанно Маринатоса , [27] она утверждает, что эти изображения должны были изображать богиню, раскрывающую юбку, чтобы продемонстрировать свою сексуальность. [28]
По словам Бонни,
- «В любом случае, HM 65 [знаменитая реконструированная статуэтка Эванса] держит не змею, а объект со спиральными полосами, который, как знал Эванс, не мог быть змеей. ... [Он] знал, что у змей никогда не бывает «мятных полосок». [29] Действительно, текстурированная поверхность верхней исходной части «змеи», кажется, отражает намерение мастера изобразить скрученный объект, такой как веревка или шнур». [30]
Сакральный узел
[ редактировать ]У обеих богинь между грудями есть узел с выступающей петлей. Эванс заметил, что они аналогичны сакральному узлу — его название узла с тканевой петлей вверху и иногда свисающими внизу концами с бахромой. Многочисленные подобные символы из слоновой кости, фаянса, нарисованные на фресках или выгравированные на печатях, иногда сочетались с символом обоюдоострого топора или лабриса , который был самым важным минойским религиозным символом. [26] : 161, 163 Подобные символы были найдены на минойских и микенских стоянках. Считается, что сакральный узел был символом святости на человеческих фигурах или культовых предметах. [26] : 163 и далее Его сочетание с двойным топором можно сравнить с египетским анхом (вечной жизнью) или с тиетом (благосостояние/жизнь), символом Исиды (узлом Исиды). [31]
Искусство
[ редактировать ]Феминистская работа Джуди Чикаго «Званый ужин» 1979 года Змеиную изображает « богиню». [32]
Галерея
[ редактировать ]- Горшок, вероятно, подставка для ритонов , со змеей, Кносс, 1700-1600 гг. до н. э., АМХ
- Золотое кольцо и увеличение. Четыре женщины в одинаковом платье. Волнистую линию вокруг женщины справа назвали змеей.
- Значительно реконструированная рельефная фреска с изображением (?) богини из Псиры; одна из немногих фигур с сопоставимыми лифами
См. также
[ редактировать ]- Иштар
- Уаджет
- Горгона (женщины-монстры с острыми клыками и волосами живых ядовитых змей в греческой мифологии)
- Менады (последовательницы-женщины, обращающиеся со змеями, и обезумевшие жертвы Диониса)
- Мастер животных
- Матриархальная религия
- Поклонение змее (в индуистской мифологии)
- Ревадим Ашера
Примечания
[ редактировать ]- ^ Немецкий; это граница между средниминойским и поздним минойским периодами.
- ^ Перейти обратно: а б Огден, Дэниел (2013). Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах . Издательство Оксфордского университета. стр. 7–9. ISBN 9780199557325 – через Google Книги.
- ^ Немецкий термин
- ^ Перейти обратно: а б Бонни, Эмили М. (2011). «Обезоруживание Змеиной Богини: Переосмысление фаянсовых фигурок из храмовых хранилищ в Кноссе» . Журнал средиземноморской археологии . 24 (2): 171–190. дои : 10.1558/jmea.v24i2.171 .
- ^ Уиткомб: 2; немецкий
- ^ Худ, 133
- ^ Уиткомб: 4; Худ, 133
- ^ Уиткомб: 2; Худ, 133; немецкий
- ^ Перейти обратно: а б Худ, 112
- ^ Перейти обратно: а б «Статуэтка Минойской богини-змеи. Подарок миссис В. Скотт Фитц». Вестник Музея изящных искусств . 12 (73): 51–55. Декабрь 1914 г. JSTOR 4423650 .
- ↑ Бостон: «Многие эксперты уже давно восхищаются ею, но некоторые ставят под сомнение ее подлинность. Ее лицо считалось «слишком современным», а бедра слишком узкими для минойской женщины. Научные испытания оказались безрезультатными. . около 1600–1500 гг. до н.э. или начало 20 века». В 2021 году его не выставляли.
- ^ В 2002 году один автор все еще считал его «вероятно подлинным» — Каслден, Родни, Минойцы: Жизнь на Крите бронзового века , стр. 5, 2002 г., Тейлор и Фрэнсис, ISBN 9781134880645 , книги Google
- ^ «Змеиная богиня» , Уолтерс, «Метод соединения, стиль и материал ставят под сомнение подлинность этого изделия... 16 век до нашей эры или начало 20 века».
- ^ Бостон
- ^ Уиткомб: 3
- ^ Перейти обратно: а б Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. стр. 23 , 30. ISBN. 0-674-36281-0 .
- ^ Перейти обратно: а б «поклонение змеям». Колумбия. Бесплатный словарь .
- ^ Грейвс, Роберт (2012). «Глава 1: Пеласгийский миф о сотворении мира». Греческие мифы (изд. Penguin Classics Deluxe). Пингвин. ISBN 9780143106715 .
- ^ Нильссон, Мартин (1967). Die Geschichte der griechischen Religion [ История греческой религии ] (на немецком языке). Том. 1. Мюнхен, Германия: CH Beck Verlag.
Зевс Кресиос в облике змеи считается «защитником хранилищ». Змея — «добрый демон» в храме Афины на Акрополе и т. д.
[ нужна страница ] - ^ Пауэлл, Барри; Хау, Герберт М. (1998). Классический миф . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Prentice Hall Inc., с. 368 . ISBN 9780137167142 .
с новыми переводами древних текстов Герберта М. Хоу
- ^ Перейти обратно: а б Вундерлих, Х.Г. (1994) [1975]. Тайна Крита . Группа Эфстатиадис SA стр. 260, 276. ISBN 960-226-261-3 . (Первое британское издание, опубликованное в 1975 году издательством Souvenir Press Ltd., Лондон.)
- ^ Лукиан Самосатский (200 г.). Де Деа Сирия [ О сирийской богине ]. 4.
- ^ Уиткомб: 8
- ^ Илиада , пер. Р. Латтимора. (1970) Издательство Чикагского университета, Книга Феникса, стр. 437 (Книга XXII 77-81)
- ^ Хаарманн, Харальд (2011). Тайна дунайской цивилизации. Открытие старейшей развитой цивилизации Европы (на немецком языке). Мюнхен, Германия: Verlag CH Beck. п. 241. ИСБН 978-3-406-62210-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шахермейер, Ф. (1964). Крита ( Минойская культура Древнего на немецком языке). Штутгарт : Кольхаммер Верлаг .
- ^ Н. Маринатос 2000, Богиня и воин: обнаженная богиня и хозяйка животных в ранней греческой религии. Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Бонни, Эмили М. (2011). «Обезоруживание Змеиной Богини: Переосмысление фаянсовых фигурок из храмовых хранилищ в Кноссе» . Журнал средиземноморской археологии . 24 (2): 171–190. дои : 10.1558/jmea.v24i2.171 . стр.180
- ^ МакГилливрей, JA 2000 Минотавр: сэр Артур Эванс и археология минойского мифа. Нью-Йорк: Хилл и Ван. стр.223
- ^ Бонни, Эмили М. (2011). «Обезоруживание Змеиной Богини: Переосмысление фаянсовых фигурок из храмовых хранилищ в Кноссе» . Журнал средиземноморской археологии . 24 (2): 171–190. дои : 10.1558/jmea.v24i2.171 . стр.178
- ^ Уиткомб: 9
- ^ «Настройки места» . художница Джуди Чикаго . Бруклинский музей . Проверено 6 августа 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- «Бостон»: «Статуэтка змеиной богини» , страница Бостонского МИДа - «около 1600–1500 гг. До н.э. или начало 20 века».
- Герман, Сента, «Змеиная Богиня» , Академия Хана.
- Худ, Синклер , Искусство в доисторической Греции , 1978, Пингвин (Пингвин/Йельская история искусств), ISBN 0140561420
- Уиткомб, Кристофер LCE «Минойская змеиная богиня» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 года . Проверено 1 июля 2006 г.
эссе первоначально в «Образах женщин в древнем искусстве»
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гир, Кэти. Кносс и пророки модернизма , 2009, University of Chicago Press.
- Лапатин, Кеннет, Тайны богини-змеи: искусство, желание и создание истории , 2002, ISBN Houghton Mifflin 0618144757
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Произведения 17 века до н.э.
- Археологические открытия 1903 года.
- Минойские археологические артефакты
- Скульптуры II тысячелетия до н.э.
- Греческая мифология
- Матери-богини
- Минойская религия
- Минойское искусство
- Змеиные богини
- Легендарные змеи
- Подделки скульптур
- Скульптуры богинь
- Археологический музей Ираклиона
- Скульптуры змей
- Астарта
- Ариадна
- Археологические открытия на Крите
- Скульптуры женщин в Греции