Айя-Триада
![]() Карта Минойского Крита | |
Расположение | Фаистос , Ираклион , Крит , Греция |
---|---|
Область | Мессара равнина |
Координаты | 35 ° 03'32 "N 24 ° 47'33" E / 35,05889 ° N 24,79250 ° E |
Тип | Минойский город и «дворец» |
История | |
Культуры | на минойском языке |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1902–1914, 1934–1936, 1939, 1950, 1977 – настоящее время. |
Археологи | Федерико Хальбхерр , Луиджи Пернье и др. [1] |
Управление | Состояние [2] |
Публичный доступ | Да |
Айя Триада (также Айя Триада , Айя Триада , Айя Триада , Агия Триада ), ( Греческий: [aˈʝia triˈaða] ) — минойский археологический памятник на Крите . Это место включает в себя остатки обширного поселения, известного своими монументальными зданиями неопалатиального и постдворцового периода, особенно большой королевской виллой . Он расположен на равнине Месара, примерно в трех километрах от более крупного Фестского дворца , с которым, по-видимому, имел тесные политические и экономические связи. Он также находится недалеко от минойской гавани Коммос . [3] Раскопки Святой Триады предоставили важные доказательства повседневной жизни минойцев.
Известные находки включают саркофаг Святой Триады и « Вазу Жнеца ». около 150 табличек с линейным письмом А — это самый большой тайник на всех минойских стоянках. Было обнаружено [4] Также были найдены двадцать три кругляка (круглые комочки глины, запечатанные по краю) и большое количество конкреций (комков глины с тремя гранями, две из которых имели небольшие надписи, а одна грань - печать). [5] Все находки линейного письма А относятся к позднеминойскому периоду IB, до того, как это место было уничтожено пожаром, а затем восстановлено. [6]
После того, как его нашли на 62 табличках с линейным письмом B в Кноссе , название «па-и-то» было предложено для древнего названия близлежащего городища Фест. Древнее название Святой Триады еще не известно, хотя в какой-то момент было предложено «да-во», а также Схерия из сочинений Гомера. [7]
История
[ редактировать ]Промежуток времени | Период | |
---|---|---|
3100–2650 до н.э. | ЭМ Я | Предпалатный |
2650–2200 гг. до н.э. | ЭМ II | |
2200–2100 гг. до н.э. | ЭМ III | |
2100–1925 гг. до н.э. | ММ ИА | |
1925–1875 гг. до н.э. | ММ ИБ | Протопалациальный |
1875–1750 до н.э. | ММ II | |
1750–1700 до н.э. | ММ III | Непалатиальный |
1700–1625 гг. до н.э. | ЛМ ИА | |
1625–1470 до н.э. | ЛМ ИБ | |
1470–1420 до н.э. | ЛМ II | Постдворцовый |
1420–1330 гг. до н.э. | ЛМ IIIА | |
1330–1200 до н.э. | ЛМ IIIB | |
1200–1075 гг. до н.э. | ЛМ IIIC |
Это место было основано в раннеминойский период I (EM I). [8] Известно, что в среднеминойский период IA (MM IA) существовало кладбище с большой круглой гробницей « толос ». [9] Сайт быстро рос в период от MM IB до MM IIB. [10] [11] В протополяционный период (ок. 1925 г. до н.э.) началась обширная программа строительства, которая продолжалась в течение всего неопалатиального периода. К концу периода LM IB (ок. 1625–1470 до н. э.) это место было уничтожено пожаром. Было высказано предположение, что это разрушение произошло в результате серии сильных землетрясений. [12] После этого разрушения в больших масштабах произошла монументальная реконструкция. [13] Где-то в позднеминойский период III (LM III) это место перешло под Микен . контроль [14] В 13 веке до нашей эры место Святой Триады было разрушено и заброшено. [15]
Микен В протогеометрический период (ок. 1050–900 до н.э.) святилище было основано в районе региона деи Сачелли, главным образом на площади Пьяццале деи Сачелли. Там было найдено множество вотивных статуэток. После трехвекового перерыва в оккупации это место снова стало использоваться в эллинистический период (323–30 гг. До н. э.), когда было построено несколько святилищ. В то время это место находилось под контролем соседнего Феста. Это место было затем заброшено во 2 веке до нашей эры после того, как Фест был разрушен Гортином . Позже, после завоевания острова Римом в 69 г. до н.э., на этом месте была построена римская вилла. [16]
Рядом находятся две часовни: Айя Триада в заброшенной деревне и Айос Георгиос, построенная в венецианский период. [17]
Археология
[ редактировать ]Айя-Триада находится на юге центральной части Крита, на высоте 30–40 метров над уровнем моря. Он расположен в четырех километрах к западу от Феста , который расположен на западном конце равнины Месара . Это был не минойский дворец , а престижный город с каким-то местным административным центром. Хотя они были заселены раньше, большая часть структурных остатков относится к позднеминойскому периоду. Это место традиционно разделено на «Виллу» (административный центр) и «Деревню», в обеих из которых были найдены надписи линейного письма А (все датированы разрушением этого места пожаром в позднеминойском периоде IB). На сайте располагались три больших магазина-хранилища, что, по общему мнению, предполагало торговлю. Места находок табличек с линейным письмом на вилле были в северо-западном и юго-западном углах, а также в двух журналах (в одном случае они были найдены внутри двух пифосов и в деревне в «Каса-дель-Лебете»). Хотя это место было частично перестроено после LM IB уволил, с этого момента не было никаких доказательств административного вмешательства. [6]

Это место было впервые обнаружено в июне 1900 года Луиджи Пернье, который в то время проводил раскопки в Фесте. [18] В то время как работы продолжались в близлежащем Фесте , собор Святой Триады был раскопан с 1902 по 1908 год группой из итальянской Scuola Archeologica Italiana di Atene под руководством Федерико Хальбхерра и Луиджи Пернье . [19] [20] [21] На территории есть город и миниатюрный «дворец», древняя дренажная система, обслуживающая оба, а также раннеминойские гробницы -толосы . Поселение использовалось в различных формах с раннего минойского периода I до разрушения этого места пожаром в позднеминойском периоде IB . [22] [23]
Раскопки возобновились между 1910 и 1914 годами с участием Гаэтано Де Санктиса, хотя результаты этих усилий в основном не опубликованы. [24] В 1938 и 1959 годах Луиза Банти проводила на этом месте ограниченные раскопки. [25] С 1970 по 1976 год раскопки на этом месте проводили Доро Леви и Клелия Лавиоза. Все эти раскопки редко публикуются. [26]
С 1977 по 2012 год на этом месте проводила раскопки группа Итальянской археологической школы в Афинах под руководством Винченцо Ла Розы. [27] [28] [29] [30] [31] Среди находок была позднеминойская печь I. [32] Публикация этих раскопок, посвященных протодворцовым уровням, находится в стадии разработки. [33]
В ходе длительных раскопок было собрано бесчисленное множество мелких находок. К ним относятся большой бронзовый котел, гири для ткацкого станка , обсидиановые инструменты, масляные лампы, бронзовые чаши, 16 медных слитков и большое количество кувшинов и чашек для питья. Для ранних раскопок не всегда ясно конкретное место находки. [6]
Саркофаг Святой Триады
[ редактировать ]
В 1903 году археологи обнаружили саркофаг Святой Триады , расписанный светящимися сценами погребальных ритуалов. [34] [35] Он был найден в гробнице размером 3,8 на 4,2 метра (Гробница 4), датированной периодом LM III, и содержал два черепа. [36] Гробница также известна как Гробница Расписного Саркофага и содержала второй глиняный саркофаг ( Ларнакс ), каменную и глиняную чашу, две бронзовые бритвы, глиняную статуэтку и две печати. Было высказано предположение, что ряд погребальных предметов, найденных в близлежащей Томба дельи Ори, изначально находился в этой гробнице. [37] В 1956 году была завершена полная очистка и реставрация саркофага. [38] Это единственный обнаруженный на сегодняшний день известняковый саркофаг своей эпохи и единственный саркофаг с серией повествовательных сцен минойского погребального ритуала. [39] Саркофаг украшен фресковой росписью со всех четырех сторон. На коротких сторонах изображены козлы (ранее идентифицированные как лошади или грифоны ), тянущие колесницу, возглавляемую женской фигурой. [40]

В центре одной из длинных сторон саркофага изображен бык, лежащий на столе, под которым сидят на корточках две козы. Мужчина, играющий на флейте авлос и носящий форбею, стоит лицом к столу, за ним в процессии следуют четыре женщины. [41]
Вторая длинная сторона, обычно называемая Северной или Передней (поскольку она обращена к двери гробницы), разделена на четыре направленные зоны. В самой правой зоне находится конструкция с тремя лестницами и спиральной рамкой, на которой находится голое дерево. Рядом слева безрукая фигура (предположительно бог, статуя или умерший человек) смотрит влево. В следующей левой зоне трое мужчин в процессии сталкиваются с безрукой фигурой, несущей двух быков и белую лодку в форме полумесяца. В самой левой зоне мужчина, одетый в длинное одеяние, играет на семиструнной лире ( Форминкс ), ему предшествует женщина в короне и с двумя корзинами. Ей, в свою очередь, предшествует женщина, совершающая возлияние к алтарю. Алтарь украшен двойными топорами и двумя жёлтыми и красными птицами. [42] [43]
Комбайн Ваза
[ редактировать ]
Аграрное шествие изображено на черной стеатитовой « Вазе Жнеца », найденной в Святой Триаде вместе с Чашей вождя. Нижняя часть не сохранилась. Дата изготовления вазы вызывает споры. Был предложен диапазон от среднего минойского периода III до позднего минойского периода I. [44] Альтернативное предложение относится к последней фазе неодворцового периода (поздний минойский период II). Мужчины идут по двое с прутьями на плечах. Лидер одет в священническое одеяние с бахромой и держит в руках посох. Группа музыкантов аккомпанирует песне, один из них держит систр . [45] [46] [47] [48] Предлагались и другие интерпретации шествия. [49]
Кубок вождя
[ редактировать ]Кубок вождя представляет собой коническую чашу или чашу на змеевидной ножке высотой 11,5 см и диаметром 9,9 см. На нем изображены пять мужчин, трое со «шкурами» и двое лицом друг к другу. Самая правая фигура стоит перед колонной и носит три ожерелья, несколько нарукавных повязок и браслетов, а также подпоясанный короткий килт с кинжалом. Другой держит в одной руке меч, а в другой предмет, который считается ритуальным «оросителем», и также носит короткий килт. На спине видны только головы трех фигурок из бычьей шкуры. Было множество возможных объяснений сцены на Кубке Вождя. [50] [51] [52]
См. также
[ редактировать ]- Коммос
- Минойская керамика
- Минойская хронология
- Минойское искусство
- Минойская религия
- Минойское извержение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ в том числе Гаэтано Де Санктис, Луиза Банти, Доро Леви, Клелия Лавиоза, Винченцо Ла Роза
- ^ 23-й эфорат доисторических и классических древностей
- ^ [1] Бетанкур, П., «Большой минойский треугольник: меняющиеся характеры Феста, Святой Триады и Комма в течение среднего-минойского-позднеминойского периодов III», в Дж. У. Шоу и Марии К. Шоу (ред.), стр. 31-34, 1985 г.
- ^ [2] Салгарелла, Эстер, «Рисование линий: палеография линейного письма A и линейного письма B», Кадмос, том. 58, нет. 1–2, стр. 61–92, 2019 г. два : 10.1515/kadmos-2019-0004
- ^ Массимо Перна, «Округлости триады Агия», Кадмос, 33, стр. 107-1. 93-141 1994 г.
- ^ Jump up to: а б с [3] Томас, Елена, «Администрация Святой Триады», Opvscvlaarchaeologica 25.1, стр. 39–57, 2001 г.
- ^ Привитера, Санто, «В поисках дома в бездомном городе: изучение внутренней архитектуры в Final Palatial Ayia Triada», Hesperia Supplements, vol. 44, стр. 263–72, 2011 г.
- ^ Тодаро, Симона, «Непогребальный контекст коллективного пиршества в EM I Айя Триада (Крит)», Труды 10-го Международного кретологического конгресса (Ханья, 1–8 октября 2006 г.), стр. 59-71, 2011 г.
- ^ [4] Калой И., «Кладбища-гробницы Месара-толос в протопалациальный период. Сравнение погребальных комплексов Камилари и Айя Триада», Creta Antica 17, стр. 59-72, 2018 г.
- ^ Гирелла, Лука, «Свидетельства среднеминойской оккупации III в Айя-Триаде», Британская школа в Афинских исследованиях, стр. 123-135, 2013 г.
- ^ Каринчи Ф., «Агия Триада в среднеминойский период», Creta Antica 4, стр. 97-143, 2003 г.
- ^ Монако, Кармело и Луиджи Торторичи, «Влияние землетрясений на минойскую «королевскую виллу» в Триаде Айя (Крит)», Ancient Crete 4, стр. 403–417,
- ^ Хальбхерр Ф., Стефани Э., Банти Л., «Агия Триада в поздний дворцовый период», ASAtene LV, 13-296, 1977.
- ^ Привитера, Санто, «Агия Триада III», Позднеминойские здания III в деревне (монографии Афинской археологической школы и итальянских миссий на Востоке 23), Афины: Афинский национальный университет и Каподистрианский университет и Итальянская археологическая школа в Афины, 2015 г.
- ^ [5] Роза, Винченцо Ла, «Предварительные соображения по проблеме отношений между Фестом и Святой Триадой», в JW Shaw и MC Shaw (ред.), стр. 45-54, 1985.
- ^ Д'Агата, Анна Люсия, «Изменение закономерностей в минойском и постминойском святилище: случай Агиа Триады», Британская школа в Афинских исследованиях, том. 2, стр. 19–26, 1998 г.
- ^ Ла Роза, Винченцо (2012). «Айя Триада». В Клайне, Эрик (ред.). Оксфордский справочник по Эгейскому морю бронзового века . Издательство Оксфордского университета. стр. 495–508. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199873609.013.0037 . ISBN 978-0199873609 .
- ^ Пернье, Л., «Работы, проведенные в Фестосе Итальянской археологической миссией в 1900 году: отчет», RAL IX, стр. 631-636, 1900 г.
- ^ Федерико Хальбхерр, «Работы, проведенные итальянской археологической миссией в Агия Триада и в некрополе Фестоса с 15 мая по 12 июня 1902 года», Рим: Типография Reale Accademia dei Lincei, 1902
- ^ Федерико Хальбхерр, «Отчет президенту Королевского Ломбардского института наук и литературы о раскопках, проведенных археологической миссией в Агиа Триада и Фесто в 1904 году», Милан: редактирование Ульрико Хоепли, 1905 г.
- ^ Федерико Хальбхерр и Луиджи Савинони, «Остатки микенской эпохи, обнаруженные в Агиа Триаде недалеко от Феста: отчет об исследовании 1902 года», Рим: Типография Reale Accademia dei Lincei, 1903
- ^ Банти, Л., «Великая гробница в Толосе Святой Триады», ASAtene 13-14, стр. 155-251, 1933 г.
- ^ Борда, М., «Критско-микенское искусство в Римском музее Пигорини», Рим: Государственная библиотека, 1946.
- ^ Леви Делла Вида Г., «Раскопки итальянской миссии на Крите», Ausonia 4, стр. 37–38, 1910 г.
- ^ Банти л., «Минойский и греческий культы Святой Триады», ASAtene 19, стр. 9-74, 1941-43
- ^ Ла Роза В., «Агия Триада: события и темы длительных раскопок», Creta Antica 4, стр. 11-68, 2003 г.
- ^ Ла Роза В., «Возобновление работы в Агиа Триада: предварительный отчет по эссе 1977 года», ASAtene LV, стр. 297-342, 1977 г.
- ^ Ла Роза В., «Агия Триада II: предварительный отчет об эссе 1978 и 1979 годов», ASATEN LVII-LVIII, стр. 49–164, 1979–80
- ^ Ла Роза В., «Новое указание на триаду Хагия», в 5-м критическом синоде Дитнеса, Ag. Николай, Ираклий, с. 190-198,
- ^ Ла Роза В., «Кампании 1986-91 годов и завершение первого цикла работ в Агия Триада», в 7-м Dietnes Kritologiko Synedrio, Ретимно, 1991, Ретимно, стр. 523-542, 1995 г.
- ^ Ла Роза, Винченцо, «Завершение работ в Агиа Триада. Кампании 2010–2012 годов», Creta Antica 15, стр. 129-242, 2015 г.
- ^ [6] Бельфиоре, Кристина Мария и др., «Петрографическая и химическая характеристика керамического производства позднеминойской печи I в соборе Святой Триады, Крит», Archaeometry 49.4, стр. 621-653, 2007 г.
- ^ Программа Шелби Уайта и Леона Леви по археологическим публикациям - «Агия Триада IV. Протопалатиальные уровни (Раскопки 1977-2012 гг.)»
- ^ Науэрт, Жан Портер, «Саркофаг Святой Триады: иконографическое исследование» Antike Kunst 8.H. 2, с. 91-98, 1965 г.
- ^ Крит: Археологические раскопки Агиа Триада.
- ^ Берк, Брендан, «Материализация микенской идеологии и саркофаг Айя Триада», Американский журнал археологии, том. 109, нет. 3, стр. 403–22, 2005 г.
- ^ Гирелла, Лука. «Средний минойский период III — поздний минойский период IIIB, гробницы и погребальные практики на южно-центральном Крите», Смерть в Греции позднего бронзового века: вариации на тему, стр. 248–281, 2010 г.
- ^ Леви, Доро, «Восстановленный саркофаг Святой Триады», Археология, том. 9, нет. 3, стр. 192–99, 1956 г.
- ^ Уотроус, Л. Вэнс, «Происхождение и иконография позднеминойского нарисованного Ларнакса», Hesperia: Журнал американской школы классических исследований в Афинах, том. 60, нет. 3, стр. 285–307, 1991 г.
- ^ Смолл, Терри, «Козлиная колесница на саркофаге Святой Триады», Американский журнал археологии 76.3, стр. 327-327, 1972.
- ^ [7] Кубацкий, Яна. «Шествия и паломничество в Древней Греции: некоторые иконографические соображения», в Уте Луиге (ред.) | Приближаясь к Священному. Паломничество в исторической и межкультурной перспективе | БерлинИсследования Древнего мира 49, стр. 129-157, 2018
- ^ Лонг, К., «Саркофаг Айя Триада», Исследования по средиземноморской археологии 41. Гетеборг: Förlag П. Острема, 1974.
- ^ [8] Каин Д. и Венди Уолгейт, «Циклы повествования о саркофаге Святой Триады», FAH 2001, 2002.
- ^ Франкович, Филип, «Взгляд на килт - эгейский костюм позднего бронзового века в контексте социальных и культурных изменений», Praehistorische Zeitschrift, 2023
- ^ Форсдайк, Джон, «Ваза «Жнец» из Святой Триады», Журнал Институтов Варбурга и Курто 17.1-2, стр. 1-9, 1954.
- ^ Кнапп, А. Бернард, «Звук тишины: музыка и музыкальная практика на Кипре позднего бронзового – железного века», Струны и нити: празднование творчества Анны Драффкорн Килмер, под редакцией Вольфганга Хеймпеля и Габриэллы Сабо, Университетский парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 121–132, 2011 г.
- ^ Я.Сакелларакис, «Музей Ираклиона. Иллюстрированный путеводитель по музею», с. 64. Экдотике Афинон. Афины 1987 г.
- ^ Андерсон, Уоррен Д., «От начала до темных веков», Музыка и музыканты в Древней Греции, Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, стр. 1-26, 1997
- ^ МакГилливрей, Дж. А. «Бег Жнеца или марш моряка? Переосмысление вазы «Жнец» из Айя Триады». Процессии: исследования ритуалов и церемоний бронзового века, представленные Роберту Б. Коэлю, стр. 81-90, 2023 г.
- ^ Кёль, Роберт Б., «Чаша вождя и минойский обряд посвящения», Журнал эллинских исследований, том. 106, стр. 99–110, 1986 г.
- ^ Евангелос Кириакидис, «Тип меча на чаше вождя (HM 341)», Кадмос, том. 39, нет. 1-2, стр. 79-82, 2000 г.
- ^ Кёль, Роберт Б., «За пределами «Чаши вождя»: больше изображений, касающихся минойских мужских «обрядов перехода»», Исследования эгейского искусства и культуры. Коллоквиум Эгейского бронзового века в Нью-Йорке памяти Эллен Н. Дэвис, час. против Роберта Б. Коэля, стр. 113–132, 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бальдаччи, Джорджия, «Гончарная и ритуальная деятельность в Протопалатальной Святой Триаде: закладной фундамент и набор сломанной риты из Сачелло», Creta Antica 15, стр. 47–62, 2015 г.
- Н. Кукуцца и Н. Хеллнер, «Позднеминойский пропилон III в Айя-Триаде», CretAnt 10/11, стр. 501-518, 2009 г.
- [9] Де Грегорио, Кьяра, «Некрополь Айя Триада в EM III-MM I и связи с соседними территориями», диссертация, Гейдельбергский университет, 2024 г.
- Г. П. Каррателли, «Эпиграфы Святой Триады в линейной А», Саламанка, 1963 г.
- Галло, Г. и др., «3D-моделирование в археологии минойского Крита: архитектура Айя Триады (Крит)», Сообщение для Конгресса SIMAI, том. 3, 2009 г.
- Хиллер, С., «Египетские элементы на саркофаге Святой Триады», в Бетанкуре и Карагеоргисе, стр. 361–368, 1999 г.
- Джонс, Бернис, «Пересмотр фрески с изображением коленопреклоненной фигуры из Святой Триады», Криной Кай Лименес: Исследования в честь Джозефа и Марии Шоу, стр. 151–158, 2007 г.
- [10] Мартино, Паула Л., «Египетские идеи, минойские ритуалы: свидетельства взаимосвязей между Критом и Египтом в бронзовом веке на саркофаге Святой Триады», Журнал древних египетских взаимосвязей 4.1, стр. 31-50, 2012 г.
- П. Милителло, «Предварительный пересмотр документации линейного письма А из собора Святой Триады», Sileno, 14, стр. 233-261, 1988 г.
- [11] Монзани, Джулиана Кальдейра, «Пространственный анализ в археологии. Исследование случая: Айя-Триада, Крит», Revista do Museu de Arqueologia e Etnologia. Дополнение, стр. 143-148,
- Привитера, Санто, «Раскрашенный город: настенные росписи и застроенная среда в позднеминойском периоде III Святой Триады», микенская настенная живопись в контексте. Новые открытия, пересмотр старых находок, EIE, стр. 66–90, 2015 г.
- Привитера, Санто, «Фрески LM III из виллы в Айя-Триаде: новые наблюдения по контексту и хронологии», Creta antica 9, стр. 111–137, 2008 г.
- Привитера, Санто, «Гробница, дом и двойные топоры: поздний минойский период IIIA2 Айя Триада как ритуальное и «мифическое» место», AEGAEUM 39, стр. 149–156, 2016 г.
- [12] Шоу, Мария К., «Минойские и микенские настенные ковры: новый свет в настенной росписи собора Святой Триады», Creta Antica 3, стр. 93–104, 2002 г.
- [13] Учитель Александр, ««Река» и «Земля»: Две «провинции» Минойского княжества Фест-Агия Триада», 2016.
- Уотрус, Ливингстон В., «Айя Триада: новый взгляд на минойскую виллу», Американский журнал археологии 88.2, стр. 123–134, 1984 г.
- Вайнгартен, Джудит, «Использование тюленей в LM IB Айя Триада: минойская элита в действии I. Административные соображения», Kadmos 26.1, стр. 1–43, 1987 г.