Jump to content

Уаджет

Уаджет
Иллюстрация Ваджета, основанная на изображениях в гробницах.
Главный культовый центр кость
Символ Египетская кобра
Карта дельты Нила с расположением Буто.

Ваджет ( / ˈ w æ ə t / ; древнеегипетский : wꜢḏyt «Зеленый»), [1] известный в греческом мире как Уто ( / ˈ j t / ; Koinē греческий : Οὐτώ ) или Буто ( / ˈ b j t / ; Βουτώ ) среди других переводов, включая Wedjat, Uadjet и Udjo, [2] Первоначально была древнеегипетской местной богиней города Деп или Буто в Нижнем Египте , который был важным местом в доисторическом Египте . [3] [4] Поклонение Ваджету первоначально началось в додинастический период, но со временем превратилось из местной богини в богиню-покровительницу. [5]

В древнеегипетской религии Ваджет был тесно связан с символами Глаза Ра и Глаза Гора , каждого из которых являлись могущественными божествами-защитниками. [6] Иероглиф ее глаза показан ниже; иногда двое изображаются на небе религиозных изображений. Нет единого мнения относительно того, какой глаз действительно привязан к Уаджет, поскольку оба имеют для нее определенное значение. Основные различия между ее глазами заключаются в том, на какой стороне лица они находятся: левой или правой. [7] Цвет этих глаз в амулетах и ​​керамике обычно выполнен в ярких синих и зеленых тонах, которые напоминают имя богини «Зеленая». Зеленые амулеты-глаза Ваджет, встречающиеся в повседневной жизни египтян, служили знаком плодородия и защиты тем, у кого они были. [8]

Этимология

[ редактировать ]

Имя Ваджет [9] происходит от термина, обозначающего символ ее владений, Нижнего Египта , папирус . [10] Его иероглифы отличаются от иероглифов Зеленой Короны или Дешрета Нижнего Египта только определяющим признаком, которым в случае с короной было изображение Зеленой Короны. [11] и, в случае с богиней, вздыбившаяся кобра. Транслитерация различных глаз, с которыми связан Ваджет (Веджат-глаз), относится к имени «Неповрежденный». Имя Ваджет заканчивается на букву Т, что означает, что она представляет собой женское присутствие, а не мужское, как утверждают некоторые. [12] Другие названия Ваджета включают: Веджат, Ваджит, Ваджит, Уто, Буто, Уатчет и Эдджо. [13]

Говорят, что Ваджет была покровительницей и защитницей Нижнего Египта в форме кобры. [14] и после объединения со своей сестрой Нехбет, богиней Верхнего Египта , совместной защитницей и покровительницей всего Египта. Сцены, где две сестры вместе изображены в образе двух кобр, можно найти в короля Сети I гробнице , расположенной в Долине царей . [15] Изображение Уаджета с солнечным диском называется урей , и оно было эмблемой на короне правителей Нижнего Египта. Она также была защитницей королей и рожениц, ей было поручено охранять их от врагов, которые могли им навредить.

Семейная история Уаджета в значительной степени не подтверждена, в основном ее можно найти в мифах и из уст в уста. В одном мифе Ваджет называлась дочерью Ра , где она изображалась как его всевидящее око. Ее задачей было найти для него Шу и Тефнут , с чем она успешно справилась. [16] Ее отец очень гордился ею и почтил ее, повелев, чтобы она осталась с ним, чтобы защитить его от врагов. Свою наиболее узнаваемую форму она приняла в виде змеи и поражала всех врагов, пытавшихся причинить вред ее отцу. Она также отвечала за выполнение приказов Ра. [17] Этот миф представлен триадными печатями, амулетами и т. д., изображающими вместе семью богов, включая Ра как отца, Ваджета как дочь и Сета как телохранителя Ра. [18] Яркий пример того, как эти три бога связаны вместе, был найден на амулете Триады в Тель-Азеке, ближе к Иерусалиму, Израиль . [18]

В другом мифе говорится, что Ваджет была кормилицей младенца-бога Гора . [14] С помощью его матери Исиды они защитили Гора от его коварного дяди Сета , когда укрылись в болотах дельты Нила . [19]

Ваджет и Нехбет изображались медсестрами различных королей в загробной жизни, кормящими его грудью, чтобы сохранить его королевские качества. Эти две богини появляются в « Текстах пирамид» , поддерживая божественность царя посредством кормления грудью, пока он находится в детском состоянии. [20] Похожее изображение Ваджета в образе медсестры, найденное в гробнице Тутанхамона на подвеске, вместо этого изображает короля взрослым и стоящим прямо во время кормления грудью. Он одет в свой традиционный королевский наряд и использует молоко Богини, чтобы добиться успеха на своем посту короля. [20] Этот кулон Ваджета и короля был найден в контексте погребальных ритуалов и мог служить нескольким целям как воскрешения, так и коронации. Это изображение также можно найти в погребальном храме короля Пепи II , где изображен поврежденный рельеф, изображающий Ваджета, кормящего короля. [21]

Ваджет Оракул находился в знаменитом храме в Пер-Ваджете, посвященном ее поклонению и давшем название городу. Этот оракул, возможно, был источником пророческой традиции, которая распространилась в Грецию из Египта. [22] Примерно с 4-й династии Ваджет считалась богиней-покровительницей и защитницей всего Нижнего Египта . Она стала ассоциироваться с Нехбет , изображавшейся в виде белого стервятника , который владел единым Египтом. После объединения изображение Нехбет присоединилось к Ваджету на короне, которое впоследствии отображалось как часть урея . Религиозным эпитетом этих божеств-покровителей всего графства был «Небти» (« Две дамы »)». [23]

Уаджет, как богиня Нижнего Египта, имела большой храм в древнем Имете (ныне Телль-Небеша ) в дельте Нила. В этом районе ей поклонялись как «Леди Имета». Позже к ней присоединились Мин и Хорус , образовав триаду божеств. [24] На месте Тебтунис , в египетском Фаюме , находился храм, посвящённый Ваджет и являвшийся местом совершения ритуалов в её честь. [23]

Согласно древней Греции, Ваджет также присутствовал в их мифологии. Как упоминалось выше, богиня, известная как Буто, Уто, Лето или Латона, была одним из центров города Буто. [25]

Появление

[ редактировать ]
Уаджет в виде крылатой кобры, изображенный в Гробнице Нефертари , над Анубисом (похожий на Шакала).

Египетское слово wꜣḏ означает синий и зеленый. Это также название известного «Глаза Луны». [26] Уаджета обычно изображали в виде египетской кобры , ядовитой змеи, распространенной в этом регионе. В более поздние времена ее часто изображали просто как женщину со змеиной головой, женщину, носящую урей, или богиню с головой льва, часто носящую урей. Первоначально урей представлял собой только ее тело, которое обвивалось вокруг головы фараона или другого божества или было свернуто вокруг него. [23] В форме змеи она изображалась поражающей и кусающей тех, кто пытается причинить вред королю, поэтому ее изображают в качестве защитного символа на коронных эмблемах и амулетах. [27] Ваджет также изображается в виде египетской кобры с большими яркими крыльями. Она изображена в своих фирменных зеленых и синих цветах на змеином капюшоне и перьях крыльев, но она также изображена в ярких красных и золотых цветах, которые переходят к змеиному хвосту. Золото обычно представляло вечную плоть богов и богинь, а красный представлял опасность и огонь, обозначающий что-то как угрозу. [28] Декоративная панель с изображением кобр Ваджета была найдена в храме Мару-Атон из более темного гранита. Этот затемненный материал помогает историкам сделать вывод, что присутствовал желтый цвет кварцита, представляющий цвет солнца и вечной плоти. [29] Позже Ваджета часто изображали свернувшимся на голове Ра ; Чтобы действовать как его защитница, это ее изображение стало символом урея, который также использовался на королевских коронах. [23]

Уаджет, изображенная в виде львицы, с вздыбившейся коброй на макушке.

Другое раннее изображение Ваджета — кобра, обвившая стебель папируса. [19] начиная с додинастической эпохи (до 3100 г. до н.э.), и считается, что это первое изображение, на котором изображена змея, обвитая символом посоха. Это священный образ, неоднократно появлявшийся в более поздних изображениях и мифах культур, окружающих Средиземное море , называемый кадуцеем , который, возможно, имел отдельное происхождение. Ее изображение также возвышается над древками «флагштоков», которые используются для обозначения божеств, как это видно в иероглифах «урей» и «богиня» в других местах.

Подобно своей сестре Нехбет, Ваджет также можно найти в форме стервятника. [30] Ее реже можно встретить в этой форме, поскольку ее форма кобры более популярна и символизирует защиту. Однако на некоторых рельефах Ваджет изображена в птичьем облике, парящей над головами королей и фараонов. [30]

Уаджет иногда изображается в виде других существ с головами животных или в виде других животных, таких как лев, мангуст, ихневмониды . Примечательно, что изображение мангуста является противоположностью изображению кобры, поскольку это естественный хищник. В то время как Икеумон, вероятно, служит изображением роли Веджата в поиске Гора. Утверждается, что многие бронзовые статуи Ваджета содержат останки Ичеумона, однако подтверждение того, что это судебно-медицинская экспертиза или визуальное наблюдение, неизвестно. [23]

Когда Ваджет изображается в виде льва, она обычно сидит в бронзовых статуях, которые ее изображают. Она находится в расслабленной позе с закрытым ртом и руками по бокам, что сильно отличается от других ее изображений змеи, вздымающейся на врагов. Объяснение ее изображения как богини с головой льва может быть связано с богиней Сехмет, поскольку она ассоциировалась с могущественной или опасной богиней. [31] Некоторые историки не уверены, что эти бронзовые статуи принадлежат Ваджету, а не богине Сехмет. [32]

Иногда ее изображали с Красной Короной Нижнего Египта. Ваджет много раз изображалась в форме кобры вместе со своим коллегой из Верхнего Египта Нехбет, в форме стервятника с Красной короной на настенных росписях или на головном уборе фараона. [33]

На рельефе, показанном в галерее, которая находится на стене заупокойного храма Хатшепсут в Луксоре , есть два изображения Ваджет: одно из них в образе Урея с головой в анкхе , а другое, где она предшествует ястребу Гору в одежде. пщент . , олицетворяющий фараона, которого она защищает

Глаз Гора с левой стороны.

Защитник страны, фараонов и других божеств.

[ редактировать ]

Уаджет ассоциировался с регионом дельты Нила и больше был связан с миром живых. Она была тесно связана с фараонами как божество-защитник.

Изображение фараона, подающего глаза Ваджета (эта часть больше не сохранилась) богу Хароэрису, чтобы он ритуально очистил их. Это можно найти в надписи на рельефе. Из храма Ком Омбо .

Ваджет встречается в нескольких различных захоронениях как королей, так и королев, чтобы символизировать защиту. Примечательно, что она найдена в гробнице супруги королевы Нефертари в стоячем положении с двойной короной, или Пшентом . [34] Пшент изображает единство Нижнего и Верхнего Египта в одно целое. Эти короны обычно находят в гробницах королевских особ, чтобы продемонстрировать контроль над всем Египтом. [35] Наряду с двойной короной, Ваджет изображена держащей Вас-скипетр , ценный символ власти или божественной силы. [36] Все эти священные предметы Ваджет поставлены для обеспечения защиты королевской семьи, и в данном случае королевская семья состоит из короля Рамсеса II и супруги королевы Нефертари .

Помимо гробницы Нефертари, Ваджет также находится в короля Сети I гробнице вместе со своей сестрой Нехбет . Две сестры изображены по обе стороны от имени короля Сети, обеспечивая ему полную защиту, пока он правит Египтом. [37] Объединение сестер показывает контроль Сети I над всем Египтом, а не только над Нижним или Верхним Египтом.

Гравюра хирургических инструментов, в том числе глаза Ваджета, из храма Ком Омбо .

Уаджета, как уже говорилось выше, часто изображают в виде крылатой кобры. Эти крылья служат двойной цели: защитным объятиям и способности создавать дыхание жизни, часто связанное с образом Анк , с которым ее часто изображают. Оба эти использования жизненно важны для выживания в загробной жизни. [23]

На гравюре в храме Ком-Омбо изображено хирургическое оборудование, среди которого есть пара глаз Ваджета, обозначающая его использование в качестве медицинского изделия и роль Ваджета как божества-защитника. Внутри более широкого рельефа он содержит изображение римского фараона, предлагающего глаза Ваджета Хароэрису и Сенетнеферет (что означает «хорошая сестра»), его супруге. Хотя осталась только нижняя часть рельефа, ее надпись описывает желание фараона, чтобы Хароэрис очистил глаза, символизирующие две половины Египта, и, в свою очередь, восстановил сам Египет. Это еще раз указывает на роль Ваджета как защитника и объединителя Египта. [38]

Ваджет в современных медиа

[ редактировать ]

Как и во многих аспектах египтологии, средства массовой информации имеют тенденцию включать египетское влияние в видеоигры, фильмы и многое другое. Wadjet не является исключением из этого правила и упоминается в бесчисленных различных формах современных средств массовой информации.

Другое использование

[ редактировать ]

Назит Монс, гора на Венере , названа в честь Назит, «египетской богини крылатых змей». [39] По словам Элизабет Голдсмит, греческое имя Назита было Буто. [40]

Д10
Уаджет - Глаз Гора
в иероглифах

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Также пишется Ваджит , Веджет , Уаджет или Уа Зит.
  2. ^ Бадж, Э.А. Уоллис (1969). Боги египтян, (Исследования египетской мифологии)
  3. ^ Уилкинсон, Ранний династический Египет , стр.297.
  4. ^ Моренц, Людвиг, «Ранний династический период», в Оксфордском справочнике по египтологии (2020), стр. 600
  5. ^ «Ваджет | Древний Египет онлайн» . Проверено 29 февраля 2024 г.
  6. ^ Уилксинсон, Ричард Х. (2003) Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 227
  7. ^ Браун, Лоуренс Пармли (1 ноября 2018 г.). «Космические глаза» . Открытый суд . 1918 (11): 686 - через Университет Южного Иллинойса.
  8. ^ админ. «Веджат Глаза» . JHU Археологический музей . Проверено 29 февраля 2024 г.
  9. ^ Словарь египетского языка , 1, 268.17.
  10. ^ Словарь египетского языка , 1, 263,7–264,4.
  11. ^ Словарь египетского языка , 1, 268.16;
  12. ^ Бэгналл, Роджер С.; Бродерсен, Кай; Чемпион, Крейдж Б.; Эрскин, Эндрю; Хюбнер, Сабина Р., ред. (30 января 2013 г.). Энциклопедия древней истории (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah15412 . ISBN  978-1-4051-7935-5 .
  13. ^ «Египет: Ваджет, богиня Нижнего Египта, Папирус и защитница фараона» . www.touregypt.net . Проверено 17 марта 2024 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Пирсон, Патрисия О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021 г.). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 29. ISBN  978-1-60153-123-0 .
  15. ^ Дзиковский, Фрэнсис. «Ваджет и Нехбет» . Картографический проект Фивы . Проверено 17 марта 2024 г.
  16. ^ Эду, Всемирная история (25 августа 2021 г.). «Ваджет: история происхождения, значение, символы и глаз» . Всемирная история Эду . Проверено 29 февраля 2024 г.
  17. ^ Бьянки, Роберт Стивен (февраль 2022 г.). «Бронзовый реликварий ихневмона, посвященный египетской богине Уаджет» . Искусство . 11 (1): 21. doi : 10.3390/arts11010021 . ISSN   2076-0752 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Суини, Дебора; Херрманн, Кристиан; Кох, Идо; Гадот, Юваль; Эминг, Манфред; Липшиц, Одед (2018). «Амулет Триады из Тель-Азеки» . Израильский журнал исследований . 68 (2): 129–149. ISSN   0021-2059 . JSTOR   26740644 .
  19. ^ Перейти обратно: а б «Ваджет | Египетская богиня» . Британская энциклопедия . Проверено 19 апреля 2018 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Иванова, Мария (2009). «Молоко в древнеегипетской религии» (PDF) . Кафедра археологии и древней истории . Проверено 18 марта 2024 г.
  21. ^ Баюми, Тарним Фараг (2012). «Изображения богини, кормящей короля в Древнем Египте» (PDF) . Египетский банк знаний . Проверено 18 марта 2024 г.
  22. ^ Геродот II. 55 и VII. 134
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бьянки, Роберт Стивен (2022). «Бронзовый реликварий ихневмона, посвященный египетской богине Уаджет» . Искусство . 11 (1): 21. doi : 10.3390/arts11010021 . ISSN   2076-0752 .
  24. ^ Винсент Разанаджао, От Имета до Телля Фарана: исследование географии, культов и истории местности в восточной части Нижнего Египта. (Английский синопсис)
  25. ^ «Плиний Старший, Естественная история, КНИГА V. ОТЧЕТ СТРАН, НАЦИЙ, МОРЕЙ, ГОРОДОВ, ГАВАТЕЙ, ГОРОВ, РЕК, РАССТОЯНИЙ И НАРОДОВ, СУЩЕСТВУЮЩИХ СЕЙЧАС ИЛИ РАНЬШЕ. ГЛАВА 11. — ГОРОДА ЕГИПТА. " . www.perseus.tufts.edu . Проверено 29 февраля 2024 г.
  26. ^ Словарь египетского языка 1, 268.13.
  27. ^ «ОДИССЕЯ/Египет/Мифология» . carlos.emory.edu . Проверено 29 февраля 2024 г.
  28. ^ Константинеску, Флорин-Ойген (2022). «https://www.stomaeduj.com/wp-content/uploads/BR-2-3.pdf» . Образовательный журнал стоматологии . 9 (3–4): 130. doi : 10.25241/stomaeduj.2022.9(3-4).bookreview.2 . ISSN   2360-2406 . {{cite journal}}: Внешняя ссылка в |title= ( помощь )
  29. ^ "Голова кобры из декоративного панно (Урей)" . carnegiemnh.org . Проверено 29 февраля 2024 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б «Структура ритуальных сцен» . www.memphis.edu . Проверено 17 марта 2024 г.
  31. ^ Джеймс, TGH (1982). «Деревянная фигурка Ваджета с двумя нарисованными изображениями Амасиса» . Журнал египетской археологии . 68 : 156–165. дои : 10.2307/3821635 . JSTOR   3821635 – через JSTOR.
  32. ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 29 февраля 2024 г.
  33. ^ «Нехбет и Уаджет» . www.touregypt.net (на русском языке). 7 июля 2011 года . Проверено 19 апреля 2018 г.
  34. ^ Египетский музей в Турине (17 марта 2024 г.). «Восточная внешняя толщина ворот С в гробнице царицы Нефертари» . Картографический проект Тебена . Проверено 17 марта 2024 г.
  35. ^ Общество, Исследование Египта. «Царские короны Египта» . www.ees.ac.uk. ​Проверено 17 марта 2024 г.
  36. ^ Гордон, Эндрю Х.; Гордон, Эндрю А.; Швабе, Кэлвин В. (1995). «Египетский скипетр и его современные аналоги: использование в качестве символов божественной силы или власти» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 32 : 185–196. дои : 10.2307/40000838 . ISSN   0065-9991 . JSTOR   40000838 .
  37. ^ Дзиковски, Фрэнсис (апрель 2001 г.). «Имена Сети I в окружении стервятника Нехбета и кобры Уаджета» . Картографический проект Тебена . Проверено 17 марта 2024 г.
  38. ^ Коппенс, Флип; Вымазалова, Хана (2010). «Медицина, математика и магия объединяются в сцене из храма Ком Омбо (Ко 950)» . Антрополига . 48 (2): 127–132. JSTOR   26292902 – через JSTOR.
  39. ^ «Назит Монс» . Справочник планетарной номенклатуры .
  40. ^ Голдсмит, Элизабет Эдвардс (1924). Символы жизни, связанные с секс-символизмом . Патнэм. п. 429 .
  • Адольф Эрман, Герман Грапов, Словарь египетского языка , Берлин, 1963 г.
  • Ана Руис, Дух Древнего Египта , Algora Publishing, 2001 г.
  • Бьянки, Роберт Стивен. 2022. «Бронзовый реликварий ихневмона, посвященный египетской богине Ваджет» Искусство 11, вып. 1:21. https://doi.org/10.3390/arts11010021
  • КОППЕНС, ФИЛИПП и ГАНА ВЫМАЗАЛОВА. «МЕДИЦИНА, МАТЕМАТИКА И МАГИЯ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В СЦЕНЕ ИЗ ХРАМА КОМ ОМБО (КО 950)». Антропология (1962-) 48, вып. 2 (2010): 127–32. JSTOR   26292902 .
  • Джеймс Стивенс Керл, Возрождение Египта: Древний Египет как источник вдохновения для мотивов дизайна на Западе , Routledge, 2005 г.
  • Тоби А.Х. Уилкинсон, Ранний династический Египет , Routledge, 1999 г.
  • Джеймс, TGH «Деревянная фигурка Ваджета с двумя нарисованными изображениями Амасиса». Журнал египетской археологии 68 (1982): 156–65. https://doi.org/10.2307/3821635.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e249c9c73bd385e95af3146c06b88a2__1712985480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/a2/6e249c9c73bd385e95af3146c06b88a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wadjet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)