Уаджет
Уаджет | |
---|---|
![]() Иллюстрация Ваджета, основанная на изображениях в гробницах. | |
Главный культовый центр | кость |
Символ | Египетская кобра |
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |

Ваджет ( / ˈ w æ dʒ ə t / ; древнеегипетский : wꜢḏyt «Зеленый»), [1] известный в греческом мире как Уто ( / ˈ j uː t oʊ / ; Koinē греческий : Οὐτώ ) или Буто ( / ˈ b j uː t oʊ / ; Βουτώ ) среди других переводов, включая Wedjat, Uadjet и Udjo, [2] Первоначально была древнеегипетской местной богиней города Деп или Буто в Нижнем Египте , который был важным местом в доисторическом Египте . [3] [4] Поклонение Ваджету первоначально началось в додинастический период, но со временем превратилось из местной богини в богиню-покровительницу. [5]
В древнеегипетской религии Ваджет был тесно связан с символами Глаза Ра и Глаза Гора , каждого из которых являлись могущественными божествами-защитниками. [6] Иероглиф ее глаза показан ниже; иногда двое изображаются на небе религиозных изображений. Нет единого мнения относительно того, какой глаз действительно привязан к Уаджет, поскольку оба имеют для нее определенное значение. Основные различия между ее глазами заключаются в том, на какой стороне лица они находятся: левой или правой. [7] Цвет этих глаз в амулетах и керамике обычно выполнен в ярких синих и зеленых тонах, которые напоминают имя богини «Зеленая». Зеленые амулеты-глаза Ваджет, встречающиеся в повседневной жизни египтян, служили знаком плодородия и защиты тем, у кого они были. [8]
Этимология
[ редактировать ]Имя Ваджет [9] происходит от термина, обозначающего символ ее владений, Нижнего Египта , папирус . [10] Его иероглифы отличаются от иероглифов Зеленой Короны или Дешрета Нижнего Египта только определяющим признаком, которым в случае с короной было изображение Зеленой Короны. [11] и, в случае с богиней, вздыбившаяся кобра. Транслитерация различных глаз, с которыми связан Ваджет (Веджат-глаз), относится к имени «Неповрежденный». Имя Ваджет заканчивается на букву Т, что означает, что она представляет собой женское присутствие, а не мужское, как утверждают некоторые. [12] Другие названия Ваджета включают: Веджат, Ваджит, Ваджит, Уто, Буто, Уатчет и Эдджо. [13]
История
[ редактировать ]Говорят, что Ваджет была покровительницей и защитницей Нижнего Египта в форме кобры. [14] и после объединения со своей сестрой Нехбет, богиней Верхнего Египта , совместной защитницей и покровительницей всего Египта. Сцены, где две сестры вместе изображены в образе двух кобр, можно найти в короля Сети I гробнице , расположенной в Долине царей . [15] Изображение Уаджета с солнечным диском называется урей , и оно было эмблемой на короне правителей Нижнего Египта. Она также была защитницей королей и рожениц, ей было поручено охранять их от врагов, которые могли им навредить.
Семейная история Уаджета в значительной степени не подтверждена, в основном ее можно найти в мифах и из уст в уста. В одном мифе Ваджет называлась дочерью Ра , где она изображалась как его всевидящее око. Ее задачей было найти для него Шу и Тефнут , с чем она успешно справилась. [16] Ее отец очень гордился ею и почтил ее, повелев, чтобы она осталась с ним, чтобы защитить его от врагов. Свою наиболее узнаваемую форму она приняла в виде змеи и поражала всех врагов, пытавшихся причинить вред ее отцу. Она также отвечала за выполнение приказов Ра. [17] Этот миф представлен триадными печатями, амулетами и т. д., изображающими вместе семью богов, включая Ра как отца, Ваджета как дочь и Сета как телохранителя Ра. [18] Яркий пример того, как эти три бога связаны вместе, был найден на амулете Триады в Тель-Азеке, ближе к Иерусалиму, Израиль . [18]
В другом мифе говорится, что Ваджет была кормилицей младенца-бога Гора . [14] С помощью его матери Исиды они защитили Гора от его коварного дяди Сета , когда укрылись в болотах дельты Нила . [19]
Ваджет и Нехбет изображались медсестрами различных королей в загробной жизни, кормящими его грудью, чтобы сохранить его королевские качества. Эти две богини появляются в « Текстах пирамид» , поддерживая божественность царя посредством кормления грудью, пока он находится в детском состоянии. [20] Похожее изображение Ваджета в образе медсестры, найденное в гробнице Тутанхамона на подвеске, вместо этого изображает короля взрослым и стоящим прямо во время кормления грудью. Он одет в свой традиционный королевский наряд и использует молоко Богини, чтобы добиться успеха на своем посту короля. [20] Этот кулон Ваджета и короля был найден в контексте погребальных ритуалов и мог служить нескольким целям как воскрешения, так и коронации. Это изображение также можно найти в погребальном храме короля Пепи II , где изображен поврежденный рельеф, изображающий Ваджета, кормящего короля. [21]
Ваджет Оракул находился в знаменитом храме в Пер-Ваджете, посвященном ее поклонению и давшем название городу. Этот оракул, возможно, был источником пророческой традиции, которая распространилась в Грецию из Египта. [22] Примерно с 4-й династии Ваджет считалась богиней-покровительницей и защитницей всего Нижнего Египта . Она стала ассоциироваться с Нехбет , изображавшейся в виде белого стервятника , который владел единым Египтом. После объединения изображение Нехбет присоединилось к Ваджету на короне, которое впоследствии отображалось как часть урея . Религиозным эпитетом этих божеств-покровителей всего графства был «Небти» (« Две дамы »)». [23]
Уаджет, как богиня Нижнего Египта, имела большой храм в древнем Имете (ныне Телль-Небеша ) в дельте Нила. В этом районе ей поклонялись как «Леди Имета». Позже к ней присоединились Мин и Хорус , образовав триаду божеств. [24] На месте Тебтунис , в египетском Фаюме , находился храм, посвящённый Ваджет и являвшийся местом совершения ритуалов в её честь. [23]
Согласно древней Греции, Ваджет также присутствовал в их мифологии. Как упоминалось выше, богиня, известная как Буто, Уто, Лето или Латона, была одним из центров города Буто. [25]
Появление
[ редактировать ]
Египетское слово wꜣḏ означает синий и зеленый. Это также название известного «Глаза Луны». [26] Уаджета обычно изображали в виде египетской кобры , ядовитой змеи, распространенной в этом регионе. В более поздние времена ее часто изображали просто как женщину со змеиной головой, женщину, носящую урей, или богиню с головой льва, часто носящую урей. Первоначально урей представлял собой только ее тело, которое обвивалось вокруг головы фараона или другого божества или было свернуто вокруг него. [23] В форме змеи она изображалась поражающей и кусающей тех, кто пытается причинить вред королю, поэтому ее изображают в качестве защитного символа на коронных эмблемах и амулетах. [27] Ваджет также изображается в виде египетской кобры с большими яркими крыльями. Она изображена в своих фирменных зеленых и синих цветах на змеином капюшоне и перьях крыльев, но она также изображена в ярких красных и золотых цветах, которые переходят к змеиному хвосту. Золото обычно представляло вечную плоть богов и богинь, а красный представлял опасность и огонь, обозначающий что-то как угрозу. [28] Декоративная панель с изображением кобр Ваджета была найдена в храме Мару-Атон из более темного гранита. Этот затемненный материал помогает историкам сделать вывод, что присутствовал желтый цвет кварцита, представляющий цвет солнца и вечной плоти. [29] Позже Ваджета часто изображали свернувшимся на голове Ра ; Чтобы действовать как его защитница, это ее изображение стало символом урея, который также использовался на королевских коронах. [23]

Другое раннее изображение Ваджета — кобра, обвившая стебель папируса. [19] начиная с додинастической эпохи (до 3100 г. до н.э.), и считается, что это первое изображение, на котором изображена змея, обвитая символом посоха. Это священный образ, неоднократно появлявшийся в более поздних изображениях и мифах культур, окружающих Средиземное море , называемый кадуцеем , который, возможно, имел отдельное происхождение. Ее изображение также возвышается над древками «флагштоков», которые используются для обозначения божеств, как это видно в иероглифах «урей» и «богиня» в других местах.
Подобно своей сестре Нехбет, Ваджет также можно найти в форме стервятника. [30] Ее реже можно встретить в этой форме, поскольку ее форма кобры более популярна и символизирует защиту. Однако на некоторых рельефах Ваджет изображена в птичьем облике, парящей над головами королей и фараонов. [30]
Уаджет иногда изображается в виде других существ с головами животных или в виде других животных, таких как лев, мангуст, ихневмониды . Примечательно, что изображение мангуста является противоположностью изображению кобры, поскольку это естественный хищник. В то время как Икеумон, вероятно, служит изображением роли Веджата в поиске Гора. Утверждается, что многие бронзовые статуи Ваджета содержат останки Ичеумона, однако подтверждение того, что это судебно-медицинская экспертиза или визуальное наблюдение, неизвестно. [23]
Когда Ваджет изображается в виде льва, она обычно сидит в бронзовых статуях, которые ее изображают. Она находится в расслабленной позе с закрытым ртом и руками по бокам, что сильно отличается от других ее изображений змеи, вздымающейся на врагов. Объяснение ее изображения как богини с головой льва может быть связано с богиней Сехмет, поскольку она ассоциировалась с могущественной или опасной богиней. [31] Некоторые историки не уверены, что эти бронзовые статуи принадлежат Ваджету, а не богине Сехмет. [32]
Иногда ее изображали с Красной Короной Нижнего Египта. Ваджет много раз изображалась в форме кобры вместе со своим коллегой из Верхнего Египта Нехбет, в форме стервятника с Красной короной на настенных росписях или на головном уборе фараона. [33]
На рельефе, показанном в галерее, которая находится на стене заупокойного храма Хатшепсут в Луксоре , есть два изображения Ваджет: одно из них в образе Урея с головой в анкхе , а другое, где она предшествует ястребу Гору в одежде. пщент . , олицетворяющий фараона, которого она защищает

Защитник страны, фараонов и других божеств.
[ редактировать ]Уаджет ассоциировался с регионом дельты Нила и больше был связан с миром живых. Она была тесно связана с фараонами как божество-защитник.

Ваджет встречается в нескольких различных захоронениях как королей, так и королев, чтобы символизировать защиту. Примечательно, что она найдена в гробнице супруги королевы Нефертари в стоячем положении с двойной короной, или Пшентом . [34] Пшент изображает единство Нижнего и Верхнего Египта в одно целое. Эти короны обычно находят в гробницах королевских особ, чтобы продемонстрировать контроль над всем Египтом. [35] Наряду с двойной короной, Ваджет изображена держащей Вас-скипетр , ценный символ власти или божественной силы. [36] Все эти священные предметы Ваджет поставлены для обеспечения защиты королевской семьи, и в данном случае королевская семья состоит из короля Рамсеса II и супруги королевы Нефертари .
Помимо гробницы Нефертари, Ваджет также находится в короля Сети I гробнице вместе со своей сестрой Нехбет . Две сестры изображены по обе стороны от имени короля Сети, обеспечивая ему полную защиту, пока он правит Египтом. [37] Объединение сестер показывает контроль Сети I над всем Египтом, а не только над Нижним или Верхним Египтом.
Уаджета, как уже говорилось выше, часто изображают в виде крылатой кобры. Эти крылья служат двойной цели: защитным объятиям и способности создавать дыхание жизни, часто связанное с образом Анк , с которым ее часто изображают. Оба эти использования жизненно важны для выживания в загробной жизни. [23]
На гравюре в храме Ком-Омбо изображено хирургическое оборудование, среди которого есть пара глаз Ваджета, обозначающая его использование в качестве медицинского изделия и роль Ваджета как божества-защитника. Внутри более широкого рельефа он содержит изображение римского фараона, предлагающего глаза Ваджета Хароэрису и Сенетнеферет (что означает «хорошая сестра»), его супруге. Хотя осталась только нижняя часть рельефа, ее надпись описывает желание фараона, чтобы Хароэрис очистил глаза, символизирующие две половины Египта, и, в свою очередь, восстановил сам Египет. Это еще раз указывает на роль Ваджета как защитника и объединителя Египта. [38]
Ваджет в современных медиа
[ редактировать ]Как и во многих аспектах египтологии, средства массовой информации имеют тенденцию включать египетское влияние в видеоигры, фильмы и многое другое. Wadjet не является исключением из этого правила и упоминается в бесчисленных различных формах современных средств массовой информации.
- Символика Уаджета через Глаз Гора появляется в видеоигре Overwatch 2 под глазом персонажа « Фара ».
- Символика Ваджета через Око Ра появляется в видеоигре Overwatch 2 под персонажа « Ана (Overwatch) ». глазом
- Уаджет появляется как защитник Нижнего Египта в «Короне Птолемея» (31 марта 2015 г.) Рика Риордана .
- Символизм Ваджета как Ока Гора появляется в квесте «Проклятие Ваджета» в видеоигре Assassin's Creed Origins .
- Ваджет появляется в настольной игре Ваджет (настольная игра) (1996), где она пытается помешать исследователям (игрокам) войти в ее гробницу.
Другое использование
[ редактировать ]Назит Монс, гора на Венере , названа в честь Назит, «египетской богини крылатых змей». [39] По словам Элизабет Голдсмит, греческое имя Назита было Буто. [40]
Галерея
[ редактировать ]
| ||
Уаджет - Глаз Гора в иероглифах | ||
---|---|---|
- Ваджет нарисован на гробу с Атефа . короной
- Ваджет изображен рядом с Нехбет на блоке заупокойного храма Хатшепсут.
- Ваджет в форме львицы, во имя Аканоша, сына Педиаменопета, Метрополитен-музей.
- Ваджет (слева) и Нехбет (справа) коронуют Птолемея VIII , Храм Эдфу
- Стела с изображением Ваджета (вверху справа) и Нехбета (вверху слева), служивших защитниками и объединителями Египта, на стеле Тутмоса I из Ком Билала (недалеко от Дейр-эль-Балласа). как видно в Каире, Египетском музее,
- Скарабей с надписью «Две дамы», божествами-покровителями Ваджета и Нехбета Нижнего и Верхнего Египта соответственно.
- Печать «Ваджет Глаз» с надписью «Мааткаре, возлюбленный Амона».
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Также пишется Ваджит , Веджет , Уаджет или Уа Зит.
- ^ Бадж, Э.А. Уоллис (1969). Боги египтян, (Исследования египетской мифологии)
- ^ Уилкинсон, Ранний династический Египет , стр.297.
- ^ Моренц, Людвиг, «Ранний династический период», в Оксфордском справочнике по египтологии (2020), стр. 600
- ^ «Ваджет | Древний Египет онлайн» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Уилксинсон, Ричард Х. (2003) Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 227
- ^ Браун, Лоуренс Пармли (1 ноября 2018 г.). «Космические глаза» . Открытый суд . 1918 (11): 686 - через Университет Южного Иллинойса.
- ^ админ. «Веджат Глаза» . JHU Археологический музей . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Словарь египетского языка , 1, 268.17.
- ^ Словарь египетского языка , 1, 263,7–264,4.
- ^ Словарь египетского языка , 1, 268.16;
- ^ Бэгналл, Роджер С.; Бродерсен, Кай; Чемпион, Крейдж Б.; Эрскин, Эндрю; Хюбнер, Сабина Р., ред. (30 января 2013 г.). Энциклопедия древней истории (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah15412 . ISBN 978-1-4051-7935-5 .
- ^ «Египет: Ваджет, богиня Нижнего Египта, Папирус и защитница фараона» . www.touregypt.net . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пирсон, Патрисия О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021 г.). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 29. ISBN 978-1-60153-123-0 .
- ^ Дзиковский, Фрэнсис. «Ваджет и Нехбет» . Картографический проект Фивы . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Эду, Всемирная история (25 августа 2021 г.). «Ваджет: история происхождения, значение, символы и глаз» . Всемирная история Эду . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Бьянки, Роберт Стивен (февраль 2022 г.). «Бронзовый реликварий ихневмона, посвященный египетской богине Уаджет» . Искусство . 11 (1): 21. doi : 10.3390/arts11010021 . ISSN 2076-0752 .
- ^ Перейти обратно: а б Суини, Дебора; Херрманн, Кристиан; Кох, Идо; Гадот, Юваль; Эминг, Манфред; Липшиц, Одед (2018). «Амулет Триады из Тель-Азеки» . Израильский журнал исследований . 68 (2): 129–149. ISSN 0021-2059 . JSTOR 26740644 .
- ^ Перейти обратно: а б «Ваджет | Египетская богиня» . Британская энциклопедия . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иванова, Мария (2009). «Молоко в древнеегипетской религии» (PDF) . Кафедра археологии и древней истории . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Баюми, Тарним Фараг (2012). «Изображения богини, кормящей короля в Древнем Египте» (PDF) . Египетский банк знаний . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Геродот II. 55 и VII. 134
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бьянки, Роберт Стивен (2022). «Бронзовый реликварий ихневмона, посвященный египетской богине Уаджет» . Искусство . 11 (1): 21. doi : 10.3390/arts11010021 . ISSN 2076-0752 .
- ^ Винсент Разанаджао, От Имета до Телля Фарана: исследование географии, культов и истории местности в восточной части Нижнего Египта. (Английский синопсис)
- ^ «Плиний Старший, Естественная история, КНИГА V. ОТЧЕТ СТРАН, НАЦИЙ, МОРЕЙ, ГОРОДОВ, ГАВАТЕЙ, ГОРОВ, РЕК, РАССТОЯНИЙ И НАРОДОВ, СУЩЕСТВУЮЩИХ СЕЙЧАС ИЛИ РАНЬШЕ. ГЛАВА 11. — ГОРОДА ЕГИПТА. " . www.perseus.tufts.edu . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Словарь египетского языка 1, 268.13.
- ^ «ОДИССЕЯ/Египет/Мифология» . carlos.emory.edu . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Константинеску, Флорин-Ойген (2022). «https://www.stomaeduj.com/wp-content/uploads/BR-2-3.pdf» . Образовательный журнал стоматологии . 9 (3–4): 130. doi : 10.25241/stomaeduj.2022.9(3-4).bookreview.2 . ISSN 2360-2406 .
{{cite journal}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|title=
- ^ "Голова кобры из декоративного панно (Урей)" . carnegiemnh.org . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Структура ритуальных сцен» . www.memphis.edu . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Джеймс, TGH (1982). «Деревянная фигурка Ваджета с двумя нарисованными изображениями Амасиса» . Журнал египетской археологии . 68 : 156–165. дои : 10.2307/3821635 . JSTOR 3821635 – через JSTOR.
- ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «Нехбет и Уаджет» . www.touregypt.net (на русском языке). 7 июля 2011 года . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ Египетский музей в Турине (17 марта 2024 г.). «Восточная внешняя толщина ворот С в гробнице царицы Нефертари» . Картографический проект Тебена . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Общество, Исследование Египта. «Царские короны Египта» . www.ees.ac.uk. Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Гордон, Эндрю Х.; Гордон, Эндрю А.; Швабе, Кэлвин В. (1995). «Египетский скипетр и его современные аналоги: использование в качестве символов божественной силы или власти» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 32 : 185–196. дои : 10.2307/40000838 . ISSN 0065-9991 . JSTOR 40000838 .
- ^ Дзиковски, Фрэнсис (апрель 2001 г.). «Имена Сети I в окружении стервятника Нехбета и кобры Уаджета» . Картографический проект Тебена . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Коппенс, Флип; Вымазалова, Хана (2010). «Медицина, математика и магия объединяются в сцене из храма Ком Омбо (Ко 950)» . Антрополига . 48 (2): 127–132. JSTOR 26292902 – через JSTOR.
- ^ «Назит Монс» . Справочник планетарной номенклатуры .
- ^ Голдсмит, Элизабет Эдвардс (1924). Символы жизни, связанные с секс-символизмом . Патнэм. п. 429 .
Ссылки
[ редактировать ]- Адольф Эрман, Герман Грапов, Словарь египетского языка , Берлин, 1963 г.
- Ана Руис, Дух Древнего Египта , Algora Publishing, 2001 г.
- Бьянки, Роберт Стивен. 2022. «Бронзовый реликварий ихневмона, посвященный египетской богине Ваджет» Искусство 11, вып. 1:21. https://doi.org/10.3390/arts11010021
- КОППЕНС, ФИЛИПП и ГАНА ВЫМАЗАЛОВА. «МЕДИЦИНА, МАТЕМАТИКА И МАГИЯ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В СЦЕНЕ ИЗ ХРАМА КОМ ОМБО (КО 950)». Антропология (1962-) 48, вып. 2 (2010): 127–32. JSTOR 26292902 .
- Джеймс Стивенс Керл, Возрождение Египта: Древний Египет как источник вдохновения для мотивов дизайна на Западе , Routledge, 2005 г.
- Тоби А.Х. Уилкинсон, Ранний династический Египет , Routledge, 1999 г.
- Джеймс, TGH «Деревянная фигурка Ваджета с двумя нарисованными изображениями Амасиса». Журнал египетской археологии 68 (1982): 156–65. https://doi.org/10.2307/3821635.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Ваджетом, на Викискладе?