Шезма
Шезма | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||
Имя иероглифами |
| |||||
Символ | Масло , вино , духи , мазь и кровь |
Шезму в иероглифах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Шесму Шсмв | ||||||
Шесму Шсмв |
Шезму (альтернативно Шесму и Шесму ) — древнеегипетское божество с противоречивым характером. Ему поклонялись с раннего периода Старого Царства . [2]
Его считали богом мазей , духов и вина . В этой роли он был связан с гуляниями, танцами и пением . Но его также считали богом крови , который мог убивать и расчленять других божеств. Считается возможным, что древние египтяне использовали красное вино как символ крови в религиозных подношениях, что объясняет, почему Шесму ассоциируется как с кровью, так и с вином.

Описание
[ редактировать ]Шесму изображали редко, но когда он появлялся, то он выглядел как человек с головой льва, держащий нож мясника. В более поздние времена он появился как лев. Если упоминалось только его имя, оно часто появлялось с определителем маслопресса, а иногда изображался только маслопресс. [2] [3]
Поклонение
[ редактировать ]Шесму был богом с противоречивой личностью. С одной стороны, он был повелителем духов , производителем всех драгоценных масел , повелителем масляного пресса , повелителем мазей и повелителем вина . Он был праздничным божеством, как богиня Мерет . В текстах Древнего царства упоминается особый праздник, отмечавшийся в честь Шесму: молодые люди давили ногами виноград, а затем танцевали и пели для Шесму. [2]
С другой стороны, Шесму был очень мстительным и кровожадным. Он также был повелителем крови , великим убийцей богов и тем, кто расчленяет тела . В «Текстах пирамид Старого царства » в нескольких молитвах Шесму просят расчленить и приготовить определенных божеств, пытаясь передать еду умершему королю. Умершему королю нужны были божественные силы, чтобы пережить опасное путешествие к звездам. [3] [2] [4]
Однако интерпретация остается открытой, если понимать слово «кровь» буквально, поскольку древние египтяне символически предлагали красное вино как «кровь богов» нескольким божествам. Эта ассоциация была основана просто на темно-красном цвете вина, обстоятельстве, которое привело к связям Шесму с другими божествами, которые могли появляться в красных тонах. Примеры включают таких божеств, как Ра , Гор и Херти . Жестокий характер Шесму сделал его защитником среди спутников ночной барки Ра. Шесму защищал Ра, угрожая демонам и сражаясь с ними. В «Текстах пирамид» он делает подобные вещи. [2]
Похоже, что, начиная с Нового царства , отрицательные качества Шесму постепенно затмевались положительными, хотя на папирусах XXI династии его винный пресс, по-видимому, заполнен человеческими головами вместо винограда (изображение, которое было распространено ранее, в Среднем царстве) Царства . Тексты о гробах ). Позже, на 26-й династии саркофаге божественной поклонницы Анхнеснеферибре , Шесму записан как производитель прекрасного масла для бога Ра. И даже позже, в греко-римский период , производство лучших масел и духов для богов стало основной задачей Шесму. [4]
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Культ
[ редактировать ]Главный культовый центр Шесму располагался в Фаюме . Позже в Эдфу и Дендере были возведены новые святыни . [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Фридрих Граф: Египетские образы: Том 2: Египетское представление о загробной жизни и богах в Древнем Египте . Совет директоров, Нордерштедт, 2011 г., ISBN 384238081X , с. 346.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пэт Ремлер: Египетская мифология от А до Я. Дом Челси, Нью-Йорк, 2010 г., ISBN 1438131801 , с. 177-178.
- ^ Jump up to: а б Ганс Бонне: Настоящий лексикон египетской религиозной истории . Вальтер де Грюйтер, Берлин/Нью-Йорк, 2000 г., ISBN 3110827905 , с. 679.
- ^ Jump up to: а б Джордж Харт: Словарь египетских богов и богинь Рутледжа . Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 2005 г., ISBN 0-203-02362-5 , стр. 146-147.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Шезму, на Викискладе?