Монту
Монту | ||||
---|---|---|---|---|
![]() Монту обычно изображают в виде человека с головой сокола, которому поклоняются два высоких перья на солнечном диске . | ||||
Имя иероглифами |
| |||
Главный культовый центр | Гермонтис , Фивы , Медамуд , Эль-Тод | |||
Супруга | Рает-Тави , Тжененет , Юнит или Сатет |
Монту был соколом -богом войны в древнеегипетской религии , воплощением завоевательной жизненной силы фараона . [1] Ему особенно поклонялись в Верхнем Египте и в районе Фив . [2]
[Рамсес II], которому была предсказана победа, когда он вышел из чрева,
Кому доблесть была дана еще в яйце,
Бык с твердым сердцем шагает по арене,
Благочестивый царь выходит вперед, как Монту, в день победы.— со стелы Бентреша [3]
Имя
[ редактировать ]Имя Монту, показанное египетскими иероглифами справа, технически транскрибируется как mnt . w (что означает «Кочевник») [4] [5] ). Из-за сложности транскрипции египетских гласных его часто понимают как Mont , Monthu , Montju , Ment или Menthu . [4]
Роль и характеристики
[ редактировать ]Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Очень древний бог, Монту изначально был проявлением палящего воздействия Ра , солнца – и поэтому часто появлялся под эпитетом Монту-Ра . Разрушительность этой характеристики привела к тому, что он приобрел качества воина и в конечном итоге стал широко почитаемым богом войны. Египтяне думали, что Монту будет атаковать врагов Маат (то есть истины , космического порядка), вдохновляя в то же время на славные военные подвиги. [6] Возможно, что Монту-Ра и Атум-Ра символизировали два царства соответственно Верхнего и Нижнего Египта . [7] Когда Монту связывали с Гором , его прозвали «Гор Сильной Руки». [8]
Из-за ассоциации разбушевавшихся быков с силой и войной египтяне также считали, что Монту проявлял себя в виде белого чернорылого быка по имени Бучис (эллинизация оригинального Баха : живой бык, почитаемый в Арманте ) — вплоть до того, что, в Поздний период (VII-IV вв. до н.э.) Монту изображался тоже с головой быка. [2] У этого особого священного быка были десятки слуг, он носил драгоценные короны и нагрудники. [7]

В египетском искусстве Монту изображался в виде человека с головой сокола или быка, увенчанной солнечным диском (из-за его концептуальной связи с Ра [2] ) с двойным или единственным уреем , [9] [10] и два пера. Сокол был символом неба, а бык — символом силы и войны. Он также мог владеть различным оружием, например, изогнутым мечом , копьем, луком и стрелами или ножами: такая военная иконография была широко распространена в Новом царстве (16-11 вв. до н. э.). [4]
У Монту было несколько супруг, в том числе малоизвестная фиванская богиня Тьененет. [11] и Юнит , [12] и женская форма Ра, Рает-Тави . [8] Его также почитали как одного из покровителей города Фив и его крепостей. Государи 11-й династии (ок. 2134–1991 до н.э.) выбрали Монту в качестве защитного и династического божества, вставив упоминания о нем в свои имена. Например, четырех фараонов 11-й династии звали Ментухотеп , что означает «Монту (Менту) доволен»:
- Ментухотеп I (ок. 2135 г. до н. э.) — возможно, фигура вымышленная;
- Небхепетре Ментухотеп II (ок. 2061–2010 до н. э.);
- Санккаре Ментухотеп III (ок. 2010–1998 гг. До н.э.);
- Небтавир Ментухотеп IV (ок. 1998–1991 до н.э.). [1]
Греки , вероятно , ассоциировали Монту со своим богом войны Аресом — хотя это не мешало его уподоблению Аполлону из-за отличавшего его солнечного сияния. [4] [8]
Монту и фараоны на войне
[ редактировать ]Культ этого воинственного бога пользовался большим авторитетом при фараонах 11-й династии. [1] чей экспансионизм и военные успехи привели около 2055 г. до н.э. к воссоединению Египта, концу периода хаоса, известного сегодня как Первый промежуточный период , и новой эре величия страны. Эта часть египетской истории, известная как Среднее царство (ок. 2055–1650 гг. до н. э.), [13] был периодом, когда Монту взял на себя роль верховного бога, а затем его постепенно вытеснил другой фиванский бог Амон , которому суждено было стать самым важным божеством египетского пантеона. [2]

Начиная с 11-й династии, Монту считался символом фараонов как правителей, завоевателей и победителей, а также их вдохновителем на поле битвы. Египетские армии были увенчаны знаками отличия «четырех Монту» (Монту Фив, Арманта , Медамуда и Эль-Тода : главных культовых центров бога), все они были изображены топчущими и пронзающими врагов копьем. в классической драчливой позе. [6] Церемониальный боевой топор, принадлежащий погребальному комплекту царицы Аххотепа II , великой королевской жены воинственного фараона Камоса (ок. 1555–1550 до н.э.), жившего между 17-й и 18-й династией , представляет Монту в виде гордого крылатого грифона : Иконография явно находилась под влиянием того же сирийского происхождения, которое вдохновило минойское искусство . [14]
Величайшие полководцы Египта называли себя «Могучий Бык», «Сын Монту», «Монту с сильной/правой рукой» ( Монтухерхепешеф : это также имя сына Рамсеса II , одного из Рамсеса III и один из Рамсеса IX ). Тутмос III (ок. 1479—1425 до н.э.), « Наполеон Египта», [15] в древности описывался как «Доблестный Монту на поле битвы». [4] Надпись его сына Аменхотепа II (1427–1401 до н.э.) напоминает, что восемнадцатилетний фараон мог стрелять стрелами по медным мишеням, управляя боевой колесницей , отмечая, что он обладал навыками и силой Монту. [7] Внук последнего, Аменхотеп III Великолепный (ок. 1388–1350 до н.э.), называл себя «Монту правителей», несмотря на свое мирное правление. [16] В повествовании о битве при Кадеше (ок. 1274 г. до н. э.) упоминается Рамсес II Великий , гордо называвший себя «Монту Двух Земель ». [4] - как говорили, увидел врага и «разгневался на него, как Монту, владыка Фив». [17]
[...] его величество миновал крепость Тьяру , как и Монту, когда он вышел. Каждая страна трепетала перед ним, страх был в их сердцах [...] Прекрасный страж жизни, процветания и здоровья , в шатре его величества, находился на горной местности к югу от Кадеша. Когда его величество появилось как восход Ра, он принял украшения своего отца Монту. [...]
Храмы
[ редактировать ]
медамуд
[ редактировать ]Храмовый комплекс Монту в Медамуде , древнем Меду, менее чем в пяти километрах к северо-востоку от сегодняшнего Луксора . [19] был построен великим фараоном Сенусретом III (ок. 1878–1839 до н.э.) из 12-й династии , вероятно, на ранее существовавшем священном месте Старого царства . Двор храма использовался как жилище для живого быка Бучи , почитаемого как воплощение Монту. [7] Главный вход находился на северо-востоке, а священное озеро , вероятно, находилось на западной стороне святилища. Здание состояло из двух отдельных смежных частей, возможно, храма на севере и храма на юге (дома священников). Он был построен из необработанного кирпича, а самая внутренняя келья божества была построена из резного камня. Комплекс тамплиеров Медамуда подвергся важным реставрациям и реконструкциям во время Нового царства , а также в период Птолемеев и Рима . [14]
Армант
[ редактировать ]
В Арманте , древнем Юни, по крайней мере с 11-й династии существовал впечатляющий храм Монту, который, возможно, был родом из Арманта. Царь Ментухотеп II - его первый известный строитель, но первоначальный комплекс был расширен и украшен во время 12-й династии, менее известной 13-й династии (ок. 1803–1649 до н.э.), а затем в Новом царстве (особенно при короле Тутмосе III). ). [20] Рамсес II (1279–1213 до н. э.) и его сын Мернептах (1213–1203 до н. э.) из 19-й династии добавили колоссы и статуи. [20] Он был разобран, за исключением пилона , в Поздний период (7-4 века до н. э.), но строительство нового храма было начато царем Нектанебом II (360–342 до н. э.), последним коренным фараоном Египта, и продолжено Птолемеями . . В I веке до нашей эры Клеопатра VII (51–30 до н.э.) построила там маммиси и священное озеро в честь своего сына, совсем юного Птолемея XV Цезариона . [21] Здание оставалось видимым до 1861 года, когда его снесли, чтобы повторно использовать материал при строительстве сахарного завода; однако гравюры , гравюры и предыдущие исследования (например, наполеоновское « Описание Египта ») показывают его внешний вид. До сих пор видны только остатки пилона Тутмоса III — помимо руин двух входов, один из которых был построен при римском императоре II века нашей эры /фараоне Антонине Пии . Кроме того, в большом комплексе Армант находился Бухеум , некрополь священных быков Бучи . Первое захоронение бухи в этом особом некрополе относится ко времени правления Нектанеба II (ок. 340 г. до н. э.), а последнее произошло во времена императора/фараона Диоклетиана (ок. 300 г. н.э.). [14]
Карнак и Уронарти
[ редактировать ]В великом Карнакском храмовом комплексе , к северу от монументального Храма Амона , король Аменхотеп III построил священную ограду Монту. [2] [14] Еще один храм был посвящен ему в малоизвестной крепости Уронарти (недалеко от Второго порога Нила , конкретно к югу от него) во времена Среднего царства.
Галерея
[ редактировать ]- Рельеф Менту в Медамуде
- Статуя Монту, 664–332 гг. до н.э.
- Рельеф на задней стене Птолемеева Пронаоса Месяца Храма Эль-Тода.
- Грубая стела, изображающая воина-фараона Сенусрета III (1878–1839 до н. э.) в присутствии Монту. Египетский музей , Каир .
- Рисунок петроглифа в Коноссо с богиней Сатис , итифаллическим богом Мином , Монту и картушем царя Неферхотепа I (ок. 1747–1736 до н.э.).
- Руины храма Монту в Арманте, опубликованные в Святой Земле, Сирии, Идумеи, Аравии, Египте и Нубии — по акварели Дэвида Робертса (1849 г.).
- Руины храма Монту в Медамуде.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Харт, Джордж, Словарь египетских богов и богинь , Рутледж, 1986, ISBN 0-415-05909-7 . п. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и Рэчет, Гай (1994). Словарь египетской цивилизации . Рим: Gremese Editore. ISBN 88-7605-818-4 . п. 208.
- ^ Мириам Лихтхайм , Древнеегипетская литература. Том III: Поздний период , University of California Press, 1980. с. 91. ISBN 0-520-04020-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Боги Древнего Египта: Монту» . www.ancientegyptonline.co.uk . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Руис, Ана (2001). Дух Древнего Египта . Издательство Алгора. п. 115 . ISBN 9781892941688 .
горный кочевник.
- ^ Jump up to: а б Пинч, Джеральдин . Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета, 2004. ISBN 978-0-19-517024-5 . п. 165.
- ^ Jump up to: а б с д Пинч 2004, с. 166.
- ^ Jump up to: а б с Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 203–4.
- ^ «Монту | Описание и история | Британика» . www.britanica.com . Проверено 30 мая 2023 г.
- ^ «Египет: Монту, Солнечный и Бог-Воин» . www.touregypt.net . Проверено 30 мая 2023 г.
- ^ Уилкинсон 2003, с. 168.
- ^ Уилкинсон 2003, с. 150.
- ^ Гэй Каллендер: Возрождение Срединного царства , В: Ян Шоу (редактор): Оксфордская история Древнего Египта , Oxford University Press, Оксфорд, 2000, ISBN 0-19-815034-2 , стр. 148-183.
- ^ Jump up to: а б с д Харт 1986, с. 127.
- ^ Дж. Х. Брестед , Древние времена: История раннего мира; Введение в изучение древней истории и карьеры древнего человека . Очерки европейской истории 1. Бостон: Джинн и компания, 1914, с. 85.
- ^ О'Коннор, Дэвид; Клайн, Эрик Х. (2001). Аменхотеп III: перспективы его правления . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0472088331 . , стр. 69-70
- ^ «Египетские отчеты о битве при Кадеше» . www.reshafim.org.il . Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ Египетские отчеты о битве при Кадеше
- ^ Флетчер, Джоанн . (2011) Клеопатра Великая: женщина, стоящая за легендой . ХарперКоллинз, ISBN 978-0-06-210605-6 . стр. 114сс.
- ^ Jump up to: а б Бард, Кэтрин А. (3 ноября 2005 г.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Рутледж. ISBN 9781134665259 .
- ^ «Маммиси» . www.reshafim.org.il . Архивировано из оригинала 15 апреля 2018 г. Проверено 4 мая 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Харт, Джордж (1986), Словарь египетских богов и богинь, Лондон: Routledge, ISBN 0-415-05909-7 .
- Рэчет, Гай (1994). Словарь египетской цивилизации . Рим: Gremese Editore. ISBN 88-7605-818-4 .
- Уилкинсон, Ричард Х. (2003), Полное собрание богов и богинь Древнего Египта, Темзы и Гудзона, ISBN 0-500-05120-8 .