Верования Древнего Египта в загробную жизнь
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
Портал Древнего Египта |
Древние египетские верования в загробную жизнь были сосредоточены вокруг множества сложных ритуалов , на которые повлияли многие аспекты египетской культуры . Религия внесла большой вклад, поскольку она была важной социальной практикой, которая объединяла всех египтян. Например, многие египетские боги играли роль в проведении душ умерших в загробной жизни . С развитием письменности религиозные идеалы были зафиксированы и быстро распространились среди египетской общины. Закрепление и начало этих доктрин сформировались в создании текстов о загробной жизни, которые иллюстрировали и объясняли, что мертвым нужно было знать, чтобы безопасно завершить путешествие.
Египетские религиозные доктрины включали три идеологии загробной жизни: вера в подземный мир, вечную жизнь и возрождение души. Подземный мир, также известный как Дуат , имел только один вход, куда можно было попасть, пройдя через гробницу умершего. Первоначальный образ души, вошедшей в это царство, представлял собой коридор, окруженный множеством очаровательных статуй, в том числе разновидностью соколиного бога Гора . Путь в подземный мир у королей и простых людей мог быть разным. После входа духи были представлены другому выдающемуся богу, Осирису . Осирис определял добродетель души умершего и даровал тем, кто считался заслуживающими мирной загробной жизни. Египетская концепция «вечной жизни» часто рассматривалась как возрождающаяся на неопределенный срок. Поэтому души, прожившие свою жизнь элегантно, направлялись к Осирису, чтобы родиться заново. [2]
Чтобы достичь идеальной загробной жизни, в течение жизни приходилось выполнять множество практик. Возможно, это включало в себя действия справедливые и следование верованиям египетского вероучения. Кроме того, египтяне подчеркивали, что ритуалы завершаются после того, как жизнь человека закончилась. Другими словами, на живых лежала ответственность соблюдать последние традиции, необходимые для того, чтобы мертвые могли быстро встретить свою окончательную судьбу. В конечном итоге поддержание высокой религиозной морали как живыми, так и мертвыми, а также соблюдение разнообразных традиций гарантировало умершим более плавный переход в подземный мир.
Египтяне надеялись выполнять свою работу и заниматься своими хобби в загробной жизни. [3] Считалось, что реки и природные места с плодородной почвой для фермеров существуют в загробной жизни, а рисунки на стенах гробниц с объектами, такими как лодки, как считалось, заставляли их появляться в загробной жизни для людей, которые использовали эти предметы перед смертью. [3]
Похоронные практики
[ редактировать ]Мертвым пришлось столкнуться со многими проблемами, прежде чем они смогли войти в заключительные этапы загробной жизни. Однако благодаря поддержке живых мертвые получили доступ к защите и знаниям, которые им понадобятся, чтобы переродиться в преисподней.
Гробницы
[ редактировать ]Дизайн и масштаб египетских гробниц менялись от периода к периоду, хотя их функции оставались прежними. Хотя большинство гробниц были построены при жизни человека, для которого они предназначались, египетские гробницы были построены для размещения тел умерших, но также служили и для передачи души в подземный мир. [4] Большая часть того, что было найдено в гробнице, зависела от статуса похороненного в ней человека. Однако, чтобы помочь умершим, большинство гробниц украшали текстами, призванными помочь душе умершего попасть в загробную жизнь, что было доступно всем. [5] Считалось, что ложная дверь представляла собой порог между мирами живых и мертвых и через который могло войти и выйти божество или дух умершего. [6] Гробницы фараонов были наполнены огромными богатствами. Погребальный инвентарь и сокровища обычно представляют собой личные вещи, припасы, облегчающие путешествие умершего в загробную жизнь, или подношения богам.
Тексты загробной жизни
[ редактировать ]На протяжении веков египтяне украшали свои гробницы и гробы религиозными заклинаниями и текстами, надеясь помочь умершим в загробной жизни. По мере развития египетской культуры эти тексты также развивались и становились все более сложными и обширными по своему характеру.
Тексты пирамид
[ редактировать ]Тексты пирамид были первыми религиозными заклинаниями, вырезанными на стенах царских древнеегипетских пирамид . Начиная с периода Древнего царства , эти тексты использовались исключительно египетскими фараонами для украшения стен своих гробниц. Однако вскоре египетские царицы и высокопоставленные правительственные чиновники также начали использовать Тексты пирамид в своих погребальных гробницах. Целью этих текстов было помочь фараону успешно завершить свое путешествие по загробной жизни, передав умершему знания о путях, по которым ему следует идти, и об опасностях, с которыми он может столкнуться на этом пути. [7]
Тексты из гроба
[ редактировать ]В период Среднего царства Тексты пирамид были заменены Текстами гробов . Тексты для гробов — это заклинания, которые были написаны на гробах умерших. Они предназначались для защиты умерших в загробной жизни и предоставления им магии трансформации, которая им понадобится в их путешествии. Эти тексты для гробов, как правило, были более достижимыми, предоставляя простым людям Египта возможность достичь надлежащей загробной жизни. Также важно отметить, что сборник «Текстов гробов», известный как «Книга двух путей», служил самым ранним руководством по загробной жизни. [8]
Книга Мертвых
[ редактировать ]Книга Мертвых представляла собой обширную коллекцию заклинаний, включавшую материалы как из «Текстов пирамид», так и из «Текстов гробов». В период Нового Царства Книга Мертвых обычно записывалась на папирусе . Однако его также можно было найти на стенах гробниц, гробах и обертках мумий. Как и «Тексты гробов», заклинания, проиллюстрированные в «Книге мёртвых», использовались всеми. Эти заклинания давали совет, защиту и знания мертвым, когда они путешествовали по загробному миру. [9]
Книги преисподней
[ редактировать ]Книги преисподней содержали множество текстов, которые давали умершим описание подземного мира и служили путеводителем, помогающим мертвым во время их последнего путешествия. Поскольку умерших часто видели повторяющими цикл возрождения Ра , когда они путешествовали по загробной жизни, эти тексты в первую очередь фокусировались на второй половине путешествия бога Солнца, которое проходило через подземный мир ночью. Более ранние «Книги преисподней», к которым относятся «Амдуат» и « Книга Врат» , делили свои повествования на двенадцать частей, символизирующих двенадцать часов, которые бог Солнца провел в подземном мире. В более поздних книгах, таких как « Книга пещер» и « Книга Земли», при изложении своих повествований использовался более сегментированный подход. Все эти книги также содержали сложные иллюстрации загробного мира, которые часто можно было увидеть выгравированными на гробах и стенах гробниц. [10]
Книги Неба
[ редактировать ]«Книги Неба» состояли из трех текстов о загробной жизни: « Книга Нут» , «Книга дня» и «Книга ночи». Эти тексты, вырезанные на потолке гробниц, подчеркивали роль богини Нут в загробной жизни египтян. [11]
Гробы
[ редактировать ]Гробы в египетской культуре восходят к Древнему царству. В то время гробы были относительно простыми; это были равносторонние конструкции с мелкими деталями. Среди них было три отверстия: одно, через которое должен был пройти Ка, и два, изображавшие глаза. Однако со временем гробы и их конструкции изменились. К моменту Нового Королевства гробы не только стали более популярными в этом районе, но и стали продаваться. Тело умершего теперь было представлено гробом, поскольку оно имело форму и было украшено чертами, напоминающими человека внутри него. [12] Умерших также часто изображали в белой одежде, поскольку она олицетворяла чистоту души после того, как она прошла через суд, в Зале Маат . [13] Кроме того, ориентация умершего была очень важна для древних египтян. В ранние периоды тело сразу же лежало на боку, головой на юг. Позже ситуация изменилась, и когда тело лежало на спине, север стал более удобным положением для головы мертвого. [14]
Процесс мумификации
[ редактировать ]Мумификация — это практика, которую приняли древние египтяне, поскольку они считали, что тело необходимо сохранить, чтобы мертвые могли возродиться в загробной жизни. [15] Первоначально египтяне думали, что, как и Ра , их физические тела, или Кхат, пробудятся после того, как они завершат свое путешествие по подземному миру. [16] Как только египтяне поняли, что тела умерших со временем разлагаются, они начали рассматривать останки умерших как сосуд для духа умершего. Тело расчленяли и обматывали бинтами, чтобы уберечь его, если душа решит вернуться. [17] Сердечный скарабей был амулетом, который использовался в качестве погребального инвентаря или украшения, которое носил умерший фараон. Функция сердечного скарабея заключалась в том, чтобы заставить сердце молчать во время его взвешивания в подземном мире, чтобы гарантировать, что сердце не даст ложного свидетельства против умершего. [18] Сердечного скарабея часто помещали на сердце и связывали под повязками мумии. Это было сделано для того, чтобы его нельзя было физически удалить от человека. [19]
Похоронные предложения
[ редактировать ]Многие египтяне считали гробницу домом для умерших, поэтому возле тела умершего было принято оставлять подношения. [20] Египтяне верили, что даже после смерти дух человека будет жить, потому что жизненная сила была отдельной сущностью, которая могла отделиться от тела. Эта жизненная сила называлась Ка и считалась частью того, что египтяне считали бессмертной душой. Ба . была еще одной частью души, которая обладала повышенной подвижностью и обитала внутри Ка [21] Подношения, оставленные мертвым, включали одежду и ценные украшения; однако самым важным подношением была еда, [22] потому что, даже несмотря на то, что Ка была отделена от тела, она все равно могла голодать. [21]
Путешествие в загробную жизнь
[ редактировать ]Древние египтяне теоретизировали переход в загробную жизнь в несколько этапов. Считалось, что первая фаза включает в себя транспортное средство, которое в конечном итоге направит их ушедшие души к бессмертию. Отдельные люди подвергались множеству проходов; но выбор маршрута был не их, он зависел от их статуса. Аспектом, который оказал наибольшее влияние на определение того, какой проход будет принят, было положение человека среди их лидеров. Несмотря на различия между путешественниками, представления о загробной жизни во многом зависели от религиозных идеологий. Например, древние люди часто использовали религию, чтобы понимать природные явления и относиться к ним, поскольку наука еще не дала определения повседневным происшествиям. Чтобы продемонстрировать, что не было никакого оправдания орбите Солнца, поэтому религиозные мифы дали новое определение и ответили на вопросы, которые интересовали доисторических людей. Однако, поскольку естественные явления объяснялись религиозными верованиями, другие сферы вероучения имитировали естественные закономерности жизни. Например, общая идеология, связанная с путем в подземный мир, считала, что, когда ночь окутает землю, умерший начнет свое путешествие. А с восходом солнца считалось, что начался не только новый день, но и новая жизнь. [23]
Лодочные переходы в подземный мир были предназначены исключительно для умерших фараонов. Считалось , что египетский бог Солнца Ра путешествовал в подземный мир на лодке после захода солнца. Чтобы имитировать ежедневную экспедицию Ра, древние жители Египта строили модели лодок разных размеров, в которых они хоронили рядом со своими фараонами. Например, рядом с пирамидой Хуфу исследователи обнаружили корабль Хуфу , лодку размером с традиционные корабли, которая демонстрировала не только чрезвычайную преданность египтян своему лидеру, но и их стремление обрести вечность для всех. Другими словами, большая часть требований, предъявляемых умершим к правильному попаданию в подземный мир, возлагалась на живых. Чтобы фараон прибыл в конечный пункт назначения, его народу пришлось построить множество лодок, чтобы обеспечить его отбытие. В результате сообществам пришлось объединиться, чтобы поддержать друг друга, иначе их представления о бессмертии, а также их убеждения, исчезнут на неопределенный срок. Поэтому стремление помочь другим достичь вечности было жизненно важным компонентом египетской культуры, о чем свидетельствуют доблестные лодки, похороненные вместе с их правителями. [24]
Кроме того, альтернативным средством входа в подземный мир был гроб. В то время как короли часто использовали гробы в дополнение к вере в лодку или вместо нее, у обычных граждан был меньший выбор. Следовательно, этот метод был более универсальным, хотя и намекал на другой, более частый путь входа. Для сравнения: в то время как перевозки на лодках направляли умершего к богу Солнца Ра, считалось, что гробы ведут людей к богине неба Нут. Каждый гроб однозначно приписывался человеку, который в нем покоился. Другими словами, каждый гроб подвергался множеству толкований, все из которых были призваны способствовать обретению усопшим вечности. [24]
Путь в загробный мир для умершего был трудным. различные ворота, двери и пилоны . В Дуате располагались [26] который должен был пройти умерший. У этих ворот были божества , отвечающие за их охрану, иногда перечисляется более 1000 божеств-хранителей. [27] согласно древним погребальным текстам. Каждые ворота охраняло второстепенное божество, обычно изображаемое в виде зооантропоморфного существа, украшенного огромными угрожающими ножами. [27] который разрешал доступ только душам, способным произнести тайное имя самого божества, как своего рода «пароль». [27] Поэтому умершего хоронили с надписями, содержащими имена этих божеств. Многим из этих божеств были даны имена, которые внушали ужас и, прежде всего, отражали их устрашающую силу. Имена этих божеств время от времени вызывают тревогу, например, «Тот, кто танцует в крови» и «Хозяйка гнева», или столь же безобидные, как «Хозяйка алтаря».
Древние египтяне считали Вепвавета тем, кто открыл пути в Дуат и через него духам мертвых. Однако не всем погибшим была предоставлена возможность путешествовать в подземный мир. Поскольку живые были обязаны гарантировать, что умерший сможет отправиться в загробную жизнь, в их власти также было исключить шанс человека на достижение вечности. Таким образом, у живых было множество вариантов, которые предотвратили вторую жизнь умершего недостойного человека. Самым известным из них было обезглавливание, при выполнении которого «человека убивали дважды». В результате предполагалось, что вторая смерть, связанная с обезглавливанием, уничтожила шанс на другую жизнь. Как отмечается в египетских текстах, этого случая невероятно боялись, но чаще всего он случался с теми, кто восставал или не подчинялся царю. [28]
Суд над мертвыми
[ редактировать ]Для древних египтян суд над мертвыми был процессом, который позволял египетским богам судить о достоинстве душ умерших. Суд, глубоко укоренившийся в египетской вере в бессмертие, был одной из важнейших частей путешествия по загробной жизни. Таким образом, в египетских текстах о загробной жизни появляется множество вариаций сцен суда. Во время суда с каждой душой, вошедшей в загробную жизнь, обращались индивидуально. Когда умершие завершили свое путешествие по подземному миру, они прибыли в Зал Маат . Здесь их чистота станет определяющим фактором в том, будет ли им разрешено войти в Царство Осириса. [29]
Первой задачей умершего было правильно обратиться к каждому из сорока двух заседателей Маат по имени, перечислив при этом грехи, которые они не совершили при жизни. [30] Этот процесс позволил мертвым продемонстрировать, что они знали имена каждого судьи или Рена, и установил, что они чисты и свободны от греха. После подтверждения своей безгрешности умершему поднесли весы, на которых можно было взвесить его сердце и перо Маат . [31] Анубис был богом, которого часто видели проводящим это испытание. Если сердце умершего уравновешивалось пером Маат, Тот записывал результат, и они представлялись Осирису, который допускал их в Сехет-Аару. Однако если их сердце было тяжелее пера, его должна была поглотить Богиня Аммит , навсегда уничтожив душу умершего, прекратив свое существование. [32]
Озеро огня
[ редактировать ]Огненные реки и озера в подземном мире упоминаются в таких произведениях, как «Тексты гробов» и « Книга мёртвых» . По краям их сидят пылающие жаровни или бабуины. Ра проезжал через это озеро во время своего путешествия через Дуат, обновляя свою лодку. [33] [34] С этой виньеткой связана глава 126 Книги Мертвых , текст которой адресован «четырём павианам, сидящим на носу барки Ре». [35] Озеро было одной из опасностей, встречавшихся на пути через Дуат, и имело двойственную природу. Бабуины, охранявшие бассейн, были силой, которая могла освежить и защитить умершего, если они знали правильное чтение, или уничтожить его, если они этого не сделали. Во времена 21-й династии в озерах изображались человеческие фигуры. Они представляют собой врагов короля или богов, и их включение в пулы гарантирует их окончательное уничтожение. Таким образом, умерший мог избежать подобной участи и одержать победу над силами хаоса, такими как Ра. [36] Ам-хе , чье имя означает «пожиратель миллионов» или «пожиратель вечности». [37] — бог с головой охотничьей собаки из подземного мира, живший в огненном озере. [38]
Возрождение
[ редактировать ]У египтян было множество способов обеспечить свою судьбу. Многие действия египтян после смерти должны были повлиять на решение бога разрешить новую жизнь.
Считалось, что после вынесения приговора сущности возвращаются в лоно Богини-Матери. На этом этапе душа встречает свое прежнее тело, которое восстанавливается. Чтобы продемонстрировать это, в «Книге Мертвых» есть ряд строк, которые читаются следующим образом: «Я объединяю ваши члены, я скрепляю ваши выделения, я окружаю вашу плоть, я отгоняю жидкости вашего распада, я сметаю ваш живот. Я вытираю твои слезы, я исцеляю все твои члены, соединенные друг с другом, я окружаю тебя работой ткацкой богини, я завершаю тебя и формирую тебя как Ра». [39] Вера продолжается, когда обнаженное существо приближается к Богине и входит в ее утробу как ее сын. Для сравнения, этот догмат глубоко связан с рождением бога Солнца Ра, который каждую ночь входит в лоно богини и возрождается с восходом солнца. [40] Отношение Ра к загробной жизни тесно связано с религиозными компонентами, оправдывающими восход и заход солнца. [23]
В конечном итоге бессмертие, которого желали древние египтяне, нашло отражение в бесконечных жизнях. Совершив достойные дела в своей нынешней жизни, им будет дарована вторая жизнь на всю вечность.
Пол
[ редактировать ]По словам египтолога Кэтлин М. Куни, [41] древнеегипетские женщины были вынуждены переопределить свой пол, включив в него больше мужских черт. Осирису, который был верховным правителем подземного мира, аплодировали за его невероятное превосходство, обусловленное его мужественностью. Кроме того, общая тема, связанная с богами, связывала их мужские качества с воскрешением, а богини были гораздо более бдительными. Эта идеология возникла на основе первоначальных доктрин, в которых главным создателем был мужчина. Статуи и другие формы демонстрации уделяли большое внимание мужским качествам их создателя, в частности указывая на его эрегированный пенис. Поэтому, чтобы удовлетворить предпочтения своего бога, женские гробницы и гробы отображали мужские качества. Примеры мужских модификаций включали комбинации имен, в которых женщины гравировали «Осирис» перед своим именем на своих гробах. Это продемонстрировало сотрудничество женщин с богом, способным к возрождению, поскольку только их пол ограничивал их. [41]
Сехет-Аару
[ редактировать ]Сехет-Аару, «Поле камыша», было конечным пунктом назначения для всех душ, которым было даровано перерождение. Эта концепция развилась во времена Пятой династии . [42] По сути, Сехет-Аару считался раем и включал в себя эту визуализацию. Тростниковое поле визуализировалось как очень пышная местность, наполненная водопадами и другими чудесами природы. [43] Египетские изображения, такие как Папирус Небсени, изображали землю разделенной на множество частей. Каждая дивизия должна была напоминать островные сооружения, по которым необходимо передвигаться на лодке. [44]
Среди тех, кому был предоставлен доступ на Тростниковое поле, были как боги, так и праведные души. Большое внимание уделялось плодородию земли, поскольку оно давало две главные награды в обретении бессмертия: доступ к Нилу и возможность выращивать продукты питания. В результате умершие ели и пили те же деликатесы, которые пожирали их боги. В свою очередь, это способствовало появлению убеждения, что, обретя бессмертие, люди также накапливают аспекты, напоминающие богов. Кроме того, третьей выдающейся честью проживания в Сехет-Аару были средства связи. Умершие могли передавать мысли друг другу, богам и тем, кого они ранее потеряли. [42]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Египетская книга мертвых» . Egyptartsite.com. Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 г. Проверено 18 августа 2012 г.
- ^ Мойсов, Бояна (2001). «Древнеегипетский подземный мир в гробнице Сети I: Священные книги вечной жизни». Обзор Массачусетса . 42 (4): 489–506. JSTOR 25091798 .
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Энн Р., изд. (2022). Сокровища Египта: наследие в фотографиях от пирамид до Клеопатры . Предисловие Фредрика Хиберта. Вашингтон, округ Колумбия: National Geographic . п. 109. ИСБН 978-1-4262-2263-4 .
- ^ Моренц, Зигфрид (1960). Египетская религия . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 194–201.
- ^ Амента, Алессия (2002). «Египетская гробница как дом жизни для загробной жизни» . Египтологические очерки о государстве и обществе : 18–26.
- ^ Бард, К.А. (1999). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Хорнунг, Эрик (1999). Древнеегипетские книги о загробной жизни . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 1–6.
- ^ Хорнунг, Эрик (1999). Древнеегипетские книги о загробной жизни . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 7–11.
- ^ Хорнунг, Эрик (1999). Древнеегипетские книги о загробной жизни . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 13–22.
- ^ Хорнунг, Эрик (1999). Древнеегипетские книги о загробной жизни . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 26–111.
- ^ Хорнунг, Эрик (1999). Древнеегипетские книги о загробной жизни . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 112–135.
- ^ «Артефакты: футляры для мумий, гробы и саркофаги, мумификация, онлайн-экспонаты, экспонаты, Музей Сперлока, Университет I» . www.spurlock.illinois.edu . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ Куни, Кэтлин М. (2010). «ГЕНДЕРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИ СМЕРТИ: пример гробов Египта периода Рамессидов». Ближневосточная археология . 73 (4): 230. doi : 10.1086/NEA41103940 . JSTOR 41103940 . S2CID 166450284 .
- ^ Рэйвен, Мартен Дж. (2005). «Египетские представления об ориентации человеческого тела». Журнал египетской археологии . 91 : 37–53. дои : 10.1177/030751330509100103 . JSTOR 3822392 . S2CID 162109010 .
- ^ Бадж, Уоллис. Египетская религия: египетские представления о будущей жизни . Нью-Йорк: Издательская компания Bell. стр. 188–189.
- ^ Бадж, Уоллис. Египетская религия: египетские представления о будущей жизни . Нью-Йорк: Издательская компания Bell. п. 194.
- ^ Бадж, Уоллис. Египетская религия: египетские представления о будущей жизни . Нью-Йорк: Издательская компания Bell. стр. 188–200.
- ^ Эндрюс, Кэрол (2007). «Амулеты» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Лишка, Кейт (2015). «Амулеты-скарабеи в египетской коллекции Художественного музея Принстонского университета» . Отчет Художественного музея Принстонского университета . 74 : 4–19. ISSN 0032-843X . JSTOR 26388759 .
- ^ Моренц, Зигфрид (1960). Египетская религия . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 202.
- ^ Jump up to: а б Бадж, Уоллис. Египетская религия: египетские представления о будущей жизни . Нью-Йорк: Издательская компания Bell. п. 190.
- ^ Моренц, Зигфрид (1960). Египетская религия . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 201.
- ^ Jump up to: а б Янак, Иржи (2003). «Путешествие к Воскресению. Глава 105 Книги Мертвых в Новом Царстве». Studien zur Altägyptischen Kultur . 31 : 193–210. JSTOR 25152890 .
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Джон Х. (2001–2004). Смерть и загробная жизнь в Древнем Египте . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226791647 .
- ^ Тейлор 2010, стр.143
- ^ «Малые божества преисподней Древнего Египта» . www.touregypt.net (на русском языке) . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Уилкинсон 2003, стр. 81–2.
- ^ Пикардо, Николас С. (2007). « «Семантическое убийство» и так называемые главы резервов: тема обезглавливания в египетской погребальной религии и некоторые последствия для Древнего царства». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 43 : 221–252. JSTOR 27801614 .
- ^ Бадж, Уоллис. Египетская религия: египетские представления о будущей жизни . Нью-Йорк: Издательская компания Bell. стр. 136, 152.
- ^ Куган, Майкл Д. (2013). Читатель древних ближневосточных текстов: Источники для изучения Ветхого Завета, «Негативные исповеди» . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 149–150.
- ^ Бадж, Уоллис. Египетская религия: египетские представления о будущей жизни . Нью-Йорк: Издательская компания Bell. стр. 161–162.
- ^ Куган, Майкл Д. (2013). Читатель древних ближневосточных текстов: Источники для изучения Ветхого Завета, «Взвешивание сердца» . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 150–154.
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (1992). Чтение египетского искусства: иероглифический путеводитель по древнеегипетской живописи и скульптуре (изд. 1998 г.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 161. ИСБН 0-500-27751-6 . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Фолкнер, Раймонд О.; Гоэлет, Огден младший; Эндрюс, Кэрол А.Р. (1994). Дассов, Ева фон (ред.). Египетская Книга Мертвых: Книга выхода днем . Сан-Франциско: Книги хроник. п. 168. ИСБН 978-0-8118-0767-8 . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Фолкнер, Р.О. (1985). Эндрюс, Кэрол (ред.). Древнеегипетская Книга Мертвых (изд. 1993 г.). Лондон: Издательство Британского музея. п. 115. ИСБН 0-7141-0946-0 .
- ^ Бойшу, Мелисса (2011). Разрушение огнем: интерпретация виньетки «Огненное озеро» из двух погребальных папирусов двадцать первой династии (Массачусетс). Университет Мемфиса. стр. V, 61–64.
- ^ Бадж, Э. А. Уоллис (1911). Иероглифический словарь фиванской редакции Книги Мертвых . АМС Пресс. ISBN 9780404113353 .
- ^ «gizmodo.com» . Гизмодо . 17 февраля 2015 года . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Хейс, Кристофер Б. (2012). « Сын Мой Возлюбленный, приди и успокойся во Мне»: Возвращение Иова во чрево Матери Своей (Иов 1:21а) в свете египетской мифологии». Ветус Заветум . 62 (4): 607–621. дои : 10.1163/15685330-12341088 . JSTOR 23496681 .
- ^ Бадж, сэр Эрнест Альфред Уоллис (1901). Книга мертвых: английский перевод глав, гимнов и т. д. фиванской редакции с введением, примечаниями и т. д . Паб «Открытый суд».
мать.
- ^ Jump up to: а б Куни, Кэтлин (Кара). «Гендерная трансформация после смерти: пример гробов Египта периода Рамессидов» .
- ^ Jump up to: а б Бадж, Э. А. Уоллис (20 февраля 2013 г.). Египетские представления о загробной жизни . Курьерская корпорация. ISBN 9780486158679 .
- ^ Бонакер, Вильгельм (1950). «Египетская «Книга двух путей» ». Имаго Мунди . 7 :5–17. дои : 10.1080/03085695008591952 . JSTOR 1149949 .
- ^ Бадж, Э. А. Уоллис (1908). Египетские представления о будущей жизни .