Jump to content

ставки

ставки
Бастет в своей поздней форме женщины с головой кошки (а не львицы), держащей анк и систрум.
Имя иероглифами
П2т
т
[1]
Главный культовый центр Ты был коровой
Символ львица, кот, баночка с мазью, систрум , солнечный диск
Генеалогия
Родители Ра и Исида
Братья и сестры Хорус и Анхур (сводные братья)
Супруга Птах (в некоторых мифах)
Потомство Маахес

Бастет или Баст ( древнеегипетский : bꜣstjt , коптский : Ⲟⲩⲃⲁⲥⲧⲉ , латинизированный: Oubaste [2] /ʔuːˈβastə/ , финикийский : 𐤀𐤁𐤎𐤕, [3] латинизировано: 'bst или 𐤁𐤎𐤕, [4] латинизировано: bst) — богиня древнеегипетской религии, возможно, нубийского происхождения, которой поклонялись еще во времена Второй династии (2890 г. до н. э.). Ее имя также переводится как Б'сст , Бааст , Убасте и Басет . [5] В древнегреческой религии она была известна как Айлурос ( греческий койне : αἴλουρος , букв. «кошка»).

Бастет поклонялись в Бубастисе в Нижнем Египте , первоначально как богине -львице , и эту роль разделяли и другие божества, такие как Сехмет . В конечном итоге Бастет и Сехмет стали характеризоваться как два аспекта одной и той же богини: Сехмет представляла аспект могущественного воина и защитника, а Бастет, которую все чаще изображали в виде кошки , представляла более мягкий аспект. [6]

Бастет, форма имени, которая сегодня чаще всего принимается египтологами из-за ее использования во времена более поздних династий, представляет собой современное соглашение, предлагающее одну из возможных реконструкций. В ранних египетских иероглифах ее имя, по-видимому, было bꜣstt . Джеймс Питер Аллен озвучивает первоначальную форму имени как buʔístit или buʔístiat , где ʔ представляет собой гортанную остановку . [7] В среднеегипетской письменности вторая буква t обозначает женское окончание, но обычно не произносится, а алеф ( ), возможно, переместился на позицию перед ударным слогом, ꜣbst . [8] Таким образом, к первому тысячелетию bꜣstt в египетской речи было бы чем-то вроде *Ubaste (< *Ubastat ), позже ставшим коптским Oubaste . [8]

Ваджет-Бастет с головой львицы, солнечным диском и коброй, олицетворяющей Ваджета.

Что означает имя богини, остается неясным. [8] Имена древнеегипетских божеств часто представлялись как отсылки к ассоциациям или с эвфемизмами, являясь культовыми тайнами. Одно из недавних предположений Стивена Квирка ( Древняя египетская религия ) объясняет, что Бастет означает «Она из кувшина с мазью». [9] Это связано с наблюдением, что ее имя было написано с помощью иероглифа, обозначающего банку с мазью ( bꜣs ), и что она, среди прочего, ассоциировалась с защитными мазями. [8] Название материала, известного как алебастр , возможно, в греческом языке произошло от имени богини. Однако эта ассоциация возникла намного позже, чем когда богиня была защитной богиней-львицей, и полезна только для расшифровки происхождения термина «алебастр». [ нужна ссылка ]

Вместо этого Джеймс П. Аллен получил это название как конструкцию нисбы от топонима «Басет» ( bꜣst ) со значением «она из bꜣst ». [7]

Роль в Древнем Египте

[ редактировать ]

Изначально Бастет была свирепой богиней-львицей-воином Солнца , которой поклонялись на протяжении большей части древнеегипетской истории. Позже она стала кошачьей богиней, знакомой сегодня. [10] Затем ее изображали дочерью Ра и Исиды и супругой Птаха , от которого у нее родился сын Маахес . [10]

Как защитница Нижнего Египта , она считалась защитницей царя и , следовательно, бога Солнца Ра. Наряду с другими божествами, такими как Хатор , Сехмет и Исида, Бастет ассоциировалась с Оком Ра . [11] Она была изображена сражающейся со злой змеей по имени Апеп , врагом Ра. [12] Помимо своих солнечных связей, она также была связана с Ваджет , одной из старейших египетских богинь из Южной Дельты , которую прозвали «глазом луны». [13]

Бастет также была богиней беременности и родов, возможно, из-за плодовитости домашней кошки. [14]

Изображения Бастет часто создавались из алебастра . Иногда богиню изображали с церемониальным систрумом в одной руке и эгидой в другой — эгида обычно напоминала воротник или воротник , украшенный головой львицы.

Бастет также изображалась как богиня защиты от заразных болезней и злых духов . [15]

Статуя Бастет, в руках она держит систр.

Бастет впервые появляется в третьем тысячелетии до нашей эры, где она изображается либо в виде свирепой львицы, либо в виде женщины с головой львицы. [16] Две тысячи лет спустя, во время Третьего промежуточного периода Египта ( ок. 1070–712 до н. э.), Бастет стали изображать в виде домашней кошки или женщины с кошачьей головой. [17]

Писцы Нового царства и более поздних эпох начали называть ее с дополнительным женским суффиксом , как Бастет . Считается, что изменение имени было добавлено, чтобы подчеркнуть произношение окончания звука t , которое часто оставляют без звука. [ нужна ссылка ]

Кошки в Древнем Египте пользовались большим уважением, отчасти из-за их способности бороться с такими вредителями , как мыши, крысы (которые угрожали основным запасам пищи) и змеи, особенно кобры . В некоторых случаях королевские кошки были одеты в золотые украшения, и им разрешалось есть с тарелок своих владельцев. Деннис К. Тернер и Патрик Бейтсон подсчитали, что во время Двадцать второй династии ( ок. 945–715 до н. э. ) поклонение Бастет превратилось из божества-львицы в преимущественно главное кошачье божество. [6] Поскольку домашние кошки, как правило, нежны и защищают свое потомство, Бастет также считалась хорошей матерью и иногда изображалась с многочисленными котятами .

Коренные египетские правители были заменены греками во время оккупации Древнего Египта династией Птолемеев , которая длилась почти 300 лет. Греки иногда приравнивали Бастет к одной из своих богинь Артемиде . [14] Бастет изображалась египтянами с головой кошки и стройным телом женщины. Иногда Бастет почитали просто как кошачью голову.

Бастет, Музей Альберт-Холл , Джайпур, Индия

Ты был коровой

[ редактировать ]

Бастет был местным божеством, чья религиозная секта была сосредоточена в городе в дельте Нила, позже названном Бубастис . Он находился недалеко от места, известного сегодня как Загазиг . [16] [18] Город, известный по- египетски как pr-bꜣstt (также транслитерируется как Пер-Бастет ), носит ее имя, что буквально означает «Дом Бастет» . На греческом оно было известно как Бубастис ( Βούβαστις ) и переведено на иврит как Пи-бесет , написанное без начального звука «т» в последнем слоге. [8] В библейской Книге Иезекииля 30:17 город появляется в еврейской форме Пибесет . [16]

Погребальный артефакт XVIII династии из гробницы Тутанхамона ( ок. 1323 г. до н.э. ), алебастровая косметическая банка, увенчанная львицей, изображающей Бастет - Каирский музей.

Геродот , древнегреческий историк, путешествовавший по Египту в пятом веке до нашей эры, описывает храм Бастет: довольно подробно [19]

За исключением входа, он стоит на острове; два отдельных канала подходят к нему со стороны Нила и, подойдя к входу в храм, огибают его с противоположных сторон; каждый из них шириной в сто футов и затенен деревьями. Храм находится посреди города, и со всей округи открывается вид на него; ибо уровень города поднялся, а уровень храма остался таким, каким он был с самого начала, так что его можно было увидеть снаружи. Вокруг него окаймлена каменная стена, украшенная резными фигурами; внутри находится роща очень высоких деревьев, растущая вокруг великого святилища, в котором находится изображение богини; Храм представляет собой квадрат, каждая сторона которого имеет длину фарлонг . Ко входу ведет вымощенная камнем дорога длиной около трех стадий, идущая на восток через рыночную площадь к храму Гермеса ; эта дорога имеет ширину около 400 футов и окаймлена деревьями, достигающими небес.

Это описание Геродота и несколько египетских текстов позволяют предположить, что вода окружала храм с трех (из четырех) сторон, образуя тип озера, известного как ишеру , не слишком отличающегося от того, что окружало храм богини-матери Мут в Карнаке в Фивах . [16] Эти озера были типичными компонентами храмов, посвященных множеству богинь-львиц, которые, как говорят, представляют собой одну изначальную богиню, Бастет, Мут , Тефнут , Хатхор и Сахмет . [16] и стал ассоциироваться с богами Солнца, такими как Гор и Ра, а также с Глазом Ра . Каждого из них нужно было умилостивить с помощью определенного набора ритуалов. [16] Один миф повествует о том, что львица, пылкая и гневная, однажды была охлаждена водой озера, превратилась в нежную кошку и поселилась в храме. [16]

В храме Бубастиса было обнаружено, что некоторые кошки были мумифицированы и похоронены рядом со своими хозяевами. храма Бастет было обнаружено более 300 000 мумифицированных кошек При раскопках . Тернер и Бейтсон предполагают, что статус кошки был примерно равен статусу коровы в современной Индии . Смерть кошки могла оставить семью в великом трауре, и те, кто мог, бальзамировали ее или хоронили на кошачьих кладбищах, что указывало на широкую распространенность культа Бастет. Обширные захоронения кошачьих останков были обнаружены не только в Бубастисе, но и в Бени-Хасане и Саккаре . место захоронения многих сотен тысяч кошек В 1888 году фермер обнаружил в Бени-Хасане . [6]

Фестиваль

[ редактировать ]

Геродот также сообщает, что из многих торжественных праздников, проводившихся в Египте, самым важным и самым популярным был тот, который отмечался в Бубастисе в честь этой богини. [20] [21] Говорят, что каждый год в день ее фестиваля город привлекал около 700 000 посетителей, как мужчин, так и женщин (но не детей), которые прибывали на многочисленных переполненных кораблях. По пути к месту женщины занимались музыкой, песнями и танцами. Были принесены большие жертвы и выпито огромное количество вина — больше, чем в течение всего года. [22] Это хорошо согласуется с египетскими источниками, которые предписывают ублажать богинь-львиц «праздниками пьянства». [8] Известно, что во время Нового царства в Бубастисе отмечался фестиваль Бастет. Блочная статуя восемнадцатой династии ( ок. 1380 г. до н. э. ) Нефер-ки, ваб-жреца Сехмета, [23] предоставляет об этом письменные доказательства. Надпись предполагает, что царь Аменхотеп III присутствовал на мероприятии и сделал божеству большие подношения.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Геродот , изд. Х. Штейн (и др.) и тр. А.Д. Годли (1920), Геродот 1. Книги 1 и 2 . Классическая библиотека Леба. Кембридж, Массачусетс
  • Э. Бернхауэр, « Блочная статуя Нефер-ки », в: М. И. Бакр, Х. Брандл, Фэй Каллониатис (ред.): Египетские древности из Куфура Нигма и Бубастиса. Берлин, 2010 г., стр. 176–179. ISBN   978-3-00-033509-9 .
  • Вельде, Герман те (1999). «Бастет». У Карела ван дер Торна; Боб Бекинг; Питер В. ван дер Хорст (ред.). Словарь демонов и божеств в Библии (2-е изд.). Лейден: Брилл Академик. стр. 164–5. ISBN  90-04-11119-0 .
  • Серпелл, Джеймс А. (8 июня 2000 г.). «Одомашнивание и история кошки» . У Денниса К. Тернера; Пол Патрик Гордон Бейтсон (ред.). Домашняя кошка: биология ее поведения . стр. 177–192. ISBN  9780521636483 .
  1. ^ Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа, второе издание , стр. 45
  2. ^ «Коптский онлайн-словарь» . corpling.uis.georgetown.edu .
  3. ^ КАИ 17, 37, 49 (34), 49 (37); СНГ I 1988; СЛОТ 367
  4. ^ СНГ I 1988, 2082
  5. ^ Бадави, Черин. След Египет . Путеводители по следам, 2004.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Серпелл, «Одомашнивание и история кошки», с. 184.
  7. ^ Перейти обратно: а б Джеймс П. Аллен (2013). Древний египетский язык: историческое исследование . Издательство Кембриджского университета. п. 74.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Те Вельде, «Бастет», с. 165.
  9. ^ Квирк, Стивен (1 августа 1992 г.). Религия Древнего Египта . Лондон: Издательство Британского музея. АСИН   B01K2D7BYM .
  10. ^ Перейти обратно: а б Пинч, Джеральдин (2002). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 115.
  11. ^ Дарнелл, Джон Коулман (1997). «Апотропаическая богиня в глазу». Исследования древнеегипетской культуры . 24 :35–48. JSTOR   25152728 .
  12. ^ Пинч, Джеральдин (2002). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 130.
  13. ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 176
  14. ^ Перейти обратно: а б Делия, Диана (1999). «Исида, или Луна». У В. Кларисса, А. Шорса, Х. Виллемса. Египетская религия: последняя тысяча лет. Этюды, посвященные памяти Яна Квегебера . Питерс. стр. 545–546.
  15. ^ Марк, Джошуа Дж. (24 июля 2016 г.). «Бастет» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Те Вельде, «Бастет», с. 164.
  17. ^ Робинс, Гей (2008). Искусство Древнего Египта: исправленное издание . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 197. ИСБН  978-0-674-03065-7 .
  18. ^ «Бастет» . Музей египетских древностей . Египетский музей .gov.eg . Каир, Египет : Государственное министерство древностей . Архивировано из оригинала 3 июля 2008 года.
  19. Геродот, Книга 2, глава 138.
  20. Геродот, Книга 2, глава 59.
  21. Геродот, Книга 2, глава 137.
  22. Геродот, Книга 2, глава 60.
  23. ^ «реставрация» . проект-min.de . Проверено 19 марта 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Малек, Яромир (1993). Кот в Древнем Египте . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN  0812216326 .
  • Отто, Эберхард (1972–1992). «Бастет». У В. Хелка; и др. (ред.). Лексикон египтологии . Том 1. Висбаден. стр. 628–30. ОЛ5376028М   . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Квегебер, Дж. (1991). «Культ Бубастиса-Бастета в греко-римском Египте». В Дельво, Л.; Варменбол, Э. (ред.). Божественные кошки Египта . Левен. стр. 117–27. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Квирк, Стивен (1 августа 1992 г.). Религия Древнего Египта . Лондон: Издательство Британского музея. АСИН   B01K2D7BYM .
  • Бакр, Мохамед И. и Брандл, Хельмут (2010). «Бубастис и храм Бастет». В М.И. Бакр; Х. Брандл и Ф. Каллониатис (ред.). Египетские древности из Куфур-Нигма и Бубастиса . Каир/Берлин. стр. 27–36. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: location missing publisher (link) ISBN   978-3-00-033509-9
  • Бернхауэр, Эдит (2014). «Фрагмент стелы (Бастет)» . В М.И. Бакр; Х. Брандл; Ф. Каллониатис (ред.). Египетские древности из восточной дельты Нила . Каир/Берлин. стр. 156–157. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: location missing publisher (link) ISBN   978-3-00-045318-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 842d9ec45a9b0714289684909f256dcc__1721431140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/cc/842d9ec45a9b0714289684909f256dcc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bastet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)