Jump to content

Кермская культура

Координаты : 19 ° 36'03 "N 30 ° 24'35" E  /  19,600802 ° N 30,409731 ° E  / 19,600802; 30.409731
Культура Кермы
в. 2500 г. до н.э. – ок. 1500 г. до н.э.
Крем
Крем
Капитал Крем
Правительство Монархия
хкꜣв  
История  
• Учредил
в. 2500 г. до н.э.
• Упразднено
в. 1500 г. до н.э.
Преемник
Новое царство Египта

Королевство Керма или культура Кермы было ранней цивилизацией, сосредоточенной в Керме , Судан. Он процветал примерно с 2500 г. до н.э. по 1500 г. до н.э. в древней Нубии . Культура Кермы базировалась в южной части Нубии, или « Верхней Нубии » (в некоторых частях современного северного и центрального Судана ), а позже распространила свое распространение на север до Нижней Нубии и границы Египта. [1] Похоже, что это государство было одним из многих государств долины Нила во времена Среднего царства Египта . На последнем этапе существования Королевства Керма, продолжавшемся примерно с 1700 по 1500 годы до нашей эры, оно поглотило суданское королевство Саи и превратилось в значительную и густонаселенную империю, соперничающую с Египтом. Около 1500 г. до н.э. он был включен в состав Нового Египетского царства , но восстания продолжались веками. К одиннадцатому веку до нашей эры возникло более египетское Королевство Куш , возможно, из Кермы, и восстановило независимость региона от Египта.

Курган из Кермы ок. 2450 г. до н.э., Национальный музей Судана.

Основной участок Кермы, который образует сердце Королевства Керма, включает в себя как обширный город, так и кладбище, состоящее из больших курганов . Уровень благосостояния этого места продемонстрировал мощь Королевства Керма, особенно во время второго переходного периода , когда керманы угрожали южным границам Египта. [2]

Экополитическая структура

[ редактировать ]

До недавнего времени цивилизация Кермы была известна только по городу и кладбищам ее столичного центра, а также по небольшим участкам в Керме, Судан. Однако недавние исследования и раскопки выявили множество новых участков к югу от Кермы, многие из которых расположены в руслах ныне высохшего Нила, лежащего к востоку от современного течения реки. Такая модель расселения указывает на значительную численность населения и впервые обеспечивает политический контекст для метрополии Кермы. Исследования перед плотиной Мерове на Четвертом пороге подтвердили наличие участков Кермы, по крайней мере, выше по течению до района острова Абу-Хамад /Мограт. [3] [4]

Керма, очевидно, была значительным политическим образованием — египетские записи говорят о ее богатых и густонаселенных сельскохозяйственных регионах. В отличие от Египта, Керма, похоже, была высокоцентрализованной страной. Он контролировал 1-й и 4-й водопады, а это означало, что его владения были такими же обширными, как Древний Египет. [5] [6]

Многочисленные деревенские общины, разбросанные вдоль посевных полей, составляли большую часть королевства, но, похоже, существовали также районы, где скотоводство (козье, овцеводческое и крупнорогатое) и обработка золота были важными отраслями промышленности. [7] Некоторые города Кермы служили для централизации сельскохозяйственной продукции и прямой торговли. Анализ черепов тысяч крупного рогатого скота, захороненного в королевских гробницах Кермы, позволяет предположить, что скот иногда привозился на огромные расстояния, из отдаленных районов, предположительно в качестве дани от сельских общин после смерти монархов Кермы. Это соответствует важности крупного рогатого скота как королевской собственности в других частях Африки в более поздние времена.

Свидетельства оседлого земледелия в регионе датируются периодом до Кермы, ок. 3500–2500 до н.э., [8] [9] в то время как металлургия меди засвидетельствована в Керме с ок. 2200–2000 гг . до н.э. [10]

Похоже, что только в центрах Кермы и острова Сай проживало значительное городское население. Возможно, дальнейшие раскопки откроют и другие региональные центры. В Керме и Сае есть много свидетельств существования богатой элиты и класса сановников, которые контролировали торговлю товарами, прибывающими из далеких стран, и которые контролировали поставки, отправляемые из административных зданий. Очевидно, Керма играла важную посредническую роль в торговле предметами роскоши из внутренних районов Центральной Африки в Египет. [11]

Сосуды с острова Сай, культура Кермы. Экспонируется в Лувре .
Кинжалы из кости и меди, 1750–1450 гг. до н.э., Керма, Британский музей EA55442.

Египта свидетельства Древнего Эпиграфические , а также свидетельства из Анибы указывают на контакты с ранней Нубией в то время (2700–2200 гг. до н.э.), а также на присутствие ранних нубийских региональных правителей. Похоже, что изначально они были лояльны царям Египта. [12]

Последнее упоминание в Судане о древнем египетском фараоне Нойсерре относится из Пятой династии к 2400 г. до н. э. Буэну и пустыне к западу от Тошки ; при последующей Шестой династии присутствие Египта не произошло . [13] : 77 

Региональные контакты

[ редактировать ]

Группа Гаш — неолитическая культура, процветавшая с 3000 по 1800 годы до нашей эры в Эритрее и Восточном Судане, имела контакты с Кермой на протяжении всего периода своего развития. Элементы Кермы встречаются по всей стратиграфической последовательности Махал Теглинос , основного памятника группы Гаш. [14]

На протяжении многих веков народ гаш был включен в контур обмена между Египтом и южными районами долины Нила, поэтому Махал Теглинос стал важным торговым партнером государства Керма. Эта торговая деятельность явно способствовала возникновению сложных обществ в регионе. [14]

К 2300 г. до н. э. культура ранней группы C также появилась в Нижней Нубии, скорее всего, прибыв из Предела Донгола (недалеко от Кермы). Таким образом, ко второму тысячелетию до нашей эры Керма была центром большого царства, вероятно, первого в Восточном Судане , соперничавшего с Египтом. [13]

Период египетского Среднего царства

[ редактировать ]
Древняя чаша Кермы хранится в Музее изящных искусств в Бостоне . «Чаша с орнаментом в виде бегущей спирали».

Период Средней Кермы, совпадающий со Срединным царством Египта, продолжался от правления Аменемхета I до Собехотепа IV ( ок. 1990–1725 гг. до н. э.). [12] Именно тогда Египет начал завоевание Нижней Нубии. Двенадцатая династия Египта, фараон Сенусрет I, основал форты в Иккуре, Кубане, Анибе , Буэне и Коре. Форт в Куббане защищал золотодобывающие предприятия вдоль Вади Аллаки и Вади Габгаба. [13] : 89, 91 

Долгая история египетской военной деятельности в Нижней Нубии может указывать на то, что Керма в разное время воспринималась как угроза фараонскому Египту. Основные египетские укрепления были построены в средней долине Нила во времена Среднего царства. [15] Они должны были защитить границу Верхнего Египта от набегов из Кермы и, что более вероятно, защитить ценные торговые пути между двумя регионами. [3] Как во времена Среднего, так и Нового царств, ресурсы, которыми обладал Керма — золото, скот, молочные продукты, черное дерево, благовония, слоновая кость и т. д. — были очень желанными Египтом. Его армия была построена вокруг лучников. [16]

Тем не менее, египетский контроль ослаб во время 13-й династии и 2-го переходного периода . Это стало периодом наибольшего развития Кермы и наибольшего ее расширения. В городском некрополе были построены массивные царские гробницы , в которых было совершено большое количество человеческих жертвоприношений и вторичных захоронений. Два больших кургана включают белого кварцита конусы . Кушитские столкновения также произошли с Египтом в Нижней Нубии. [13] : 94–96 

В период своего расцвета Керма заключила партнерство с гиксосами и попыталась сокрушить Египет. Открытия, сделанные в 2003 году в гробнице губернатора Эль-Каба (недалеко от Фив), показывают, что Керма вторглась в глубь Египта между 1575 и 1550 годами до нашей эры. Считается, что это было одно из самых унизительных поражений Египта, которое впоследствии фараоны стёрли из официальных исторических записей. Многие королевские статуи и памятники были разграблены из Египта и перевезены в Керму, очевидно, в знак триумфа правителя Кермы. [17]

Период Нового Царства

[ редактировать ]

При Тутмосе I Египет совершил несколько походов на юг, [18] уничтожение Кермы. В конечном итоге это привело к аннексии Египтом Нубии (Керма/Куш) ок. 1504 г. до н. э., и установление южной границы в Каниса Кургусе , к югу от Четвертого порога. После завоевания культура Кермы все больше «египтизировалась», однако восстания продолжались в течение 220 лет (до г. до 1300 н. э.). Тем не менее, во времена Нового царства Керма/Куш стала ключевой провинцией Египетской империи — в экономическом, политическом и духовном плане. Действительно, главные церемонии фараонов проводились в Джебель-Баркале недалеко от Напаты. [19] который включал большой храм Амона . [13] : 78, 101–103 

Новое Египетское царство сохраняло контроль над Нижней и Средней Нубией под руководством наместника Куша , или «Королевского сына Куша». Египетские поселения были основаны на острове Сай , Седейнге, Солебе , Миргиссе и Сесиби . Куббан продолжал играть стратегическую роль в в Восточной пустыне . добыче золота [13] : 106 

Степень культурной/политической преемственности между Королевством Керма и хронологически последующим Королевством Куш определить сложно. Последнее государство начало возникать около 1000 г. до н. э., примерно через 500 лет после распада Королевства Керма. [13] : 75, 112  Первоначально кушитские цари продолжали использовать Керму для царских захоронений и особых церемоний, что наводит на мысль о некоторой связи. Более того, планировка королевских погребальных комплексов в Керме и Напате (столице Куша) спроектирована одинаково. Тайники со статуями фараонов Куша также были обнаружены в Керме, что позволяет предположить, что правители Напаты признавали историческую связь между своей столицей и Кермой.

Зеркало. Конец периода Кермы, 1700–1550 гг. до н.э.

Лингвистическая принадлежность культуры Кермы в настоящее время неизвестна, и членство как нило-сахарской, так и афро-азиатской было предложено языковой семьи.

По мнению Питера Беренса (1981) и Марианны Бешаус-Герст (2000), лингвистические данные указывают на то, что народы Кермы говорили на афроазиатских языках кушитской ветви . [20] [21] Они предполагают, что нило-сахарский язык нобиин сегодня содержит ряд ключевых заимствований , связанных с скотоводством и имеющих протогорное восточно-кушитское происхождение, включая термины, обозначающие овцу / козью шкуру, курицу / петуха, загон для скота, масло и молоко. Они утверждают, что это, в свою очередь, предполагает, что население Кермы, которое вместе с культурой группы C населяло долину Нила непосредственно перед прибытием первых нубийских носителей, говорило на афроазиатских языках. [20]

Клод Рилли (2010, 2016), с другой стороны, предполагает, что народы Кермы говорили на нило-сахарских языках восточно -суданской ветви, возможно, являющихся предками более позднего меройского языка , который, как он предполагает, также был нило-сахарским. [22] [23] Рилли также критикует предположения (Беренса и Бешаус-Герста) о значительном раннем афро-азиатском влиянии на нобиин и считает более убедительными доказательства субстратного влияния на нобиин со стороны ранее вымершего восточносуданского языка. [24]

Жюльен Купер (2017) также предполагает, что на нило-сахарских языках восточно-суданской ветви говорили жители Кермы, а также жители, живущие южнее вдоль Нила, на западе, и жители Саи (острова к северу от Керма), но что на афро-азиатских (скорее всего, кушитских) языках говорили другие народы Нижней Нубии (такие как меджаи и культура группы С), живущие в нубийских регионах к северу от Саи в направлении Египта и к юго-востоку от Нила в Пунт в восточном десерте. Основываясь частично на анализе фонологии топонимов и личных имен из соответствующих регионов, сохранившихся в древних текстах, он утверждает, что термины из «Куш» и «Ирем» (древние названия Кермы и региона к югу от нее соответственно) в Египетские тексты демонстрируют черты, типичные для восточно-суданских языков, в то время как тексты с севера (в Нижней Нубии) и востока более типичны для афро-азиатской семьи, отмечая: «Иремский список также предоставляет список, аналогичный Кушу, твердо устанавливая это в восточно-суданской зоне Эти списки Ирем/Куш отличаются от списков Вават, Меджай, Пунт и Ветенет, которые содержат звуки, типичные для афроазиатских языков». [25]

Купер (2017, 2020) предполагает, что на восточно-суданском языке (возможно, раннем меройском) говорили в Керме по крайней мере к 1800 г. до н.э. (время, начиная с которого доступны топонимические данные), чье прибытие и появление новой этнолингвистической группы Примерно в это же время, возможно, на это может указывать изменение топонимов Верхней Нубии, используемых в египетских текстах проклятий. Однако Купер также предполагает, что на аналогичном восточно-суданском языке, возможно, уже говорили в Верхней Нубии, как в Керме, так и в государстве Сай к ее северу, раньше (Керма Мойен, которое началось около 2050 г. до н. э.), а к северу от Саи, в В Нижней Нубии использовались кушитские языки, которые гораздо позже были заменены меройскими. Предполагается, что ранний меройский язык распространился, вытеснив восточносуданские и кушитские языки вдоль Нила. [26]

Археология

[ редактировать ]

археология 20 века

[ редактировать ]
Раскопки в Керме

Когда Керма была впервые раскопана в 1920-х годах, Джордж Эндрю Рейснер считал, что первоначально она служила базой или фортом египетского губернатора, и что эти египетские правители превратились в независимых монархов Кермы. Интерпретация Рейснера была основана на присутствии египетских статуй с надписями в больших захоронениях, которые, по его мнению, принадлежали названным лицам. Таким образом, ученые согласились с мнением, что Керма была торговым форпостом египтян, будучи слишком маленькой и удаленной от известных границ Древнего Египта, чтобы иметь с ним более прямую связь.

Лишь в середине 20-го века раскопки начали показывать, что город Керма был намного больше и сложнее, чем предполагалось ранее. [27] Также стало понятно, что материальная культура и погребальные практики здесь в подавляющем большинстве имеют местное керманское происхождение, а не египетское.

Швейцарский археолог Шарль Бонне был одним из первых ученых, бросивших вызов взглядам Рейснера, и, по его словам, египтологам потребовалось 20 лет, чтобы принять его аргументы. [27]

Археология 21 века и биологическая антропология

[ редактировать ]
Керамика, Музей Кермы , Керма, Судан

В 2003 году археолог Шарль Бонне, возглавлявший группу швейцарских археологов, проводившую раскопки недалеко от Кермы, обнаружил тайник с монументальными статуями фараонов двадцать пятой династии Египта из черного гранита , которые сейчас выставлены в музее Кермы . Среди скульптур были скульптуры, принадлежащие двум последним фараонам династии, Тахарке и Танутамону , чьи статуи описываются как «шедевры, которые входят в число величайших в истории искусства». [28]

Краниометрический анализ окаменелостей Кермы, сравнивающий их с различными другими ранними популяциями, населявшими долину Нила и Магриб, показал, что они были морфологически близки к додинастическим египтянам из Накады (4000–3200 до н. э.). Керманы также были более отдаленными родственниками династических египтян из Гизы (323 г. до н.э. – 330 г. н.э.) и додинастических египетских образцов из Бадари (4400–4000 гг. до н.э.), за которыми следовали древние гараманты Ливии (900 г. до н.э. – 500 г. н.э.), которые были обнаружены быть наиболее тесно связанными с неолитическими образцами Африки к югу от Сахары и египтянами римского периода , [29] и вторичны по отношению к современным тунисцам и марокканцам , а также к ранним остеологическим сериям из Алжира (1500 г. до н. э.), Карфагена в Тунисе (751 г. до н. э. – 435 г. н. э.), Солеба в Нубии (1575–1380 гг. до н. э.) и династии Птолемеев образцам эпохи из Александрии в Египет (323 г. до н. э. – 30 г. н. э.). [30]

Анализ стоматологических особенностей окаменелостей Кермы выявил сходство с различными популяциями, населявшими долину Нила , Африканский Рог и Северо-Восточную Африку , особенно с другими древними популяциями из центрального и северного Судана. Среди отобранных популяций люди Кермы были в целом ближе всего к популяциям Куша в Верхней Нубии , носителям культуры группы А в Нижней Нубии и к эфиопам , за ними следовали меройты , X-группы жители и христианского периода в Нижней Нубии, и затем к скелетам C-группы и эпохи фараонов, раскопанным в Нижней Нубии и у древних египтян ( Накада , Бадари , Иераконполис , Абидос и Харга в Верхнем Египте ; Хавара в Нижнем Египте ). [31]

Клод Рилли, цитируя антрополога Кристиана Саймона, сообщает, что население Королевства Керма было морфологически неоднородным, с тремя основными кластерами с точки зрения морфологических тенденций (A, B, C): «Кластер A похож на образец современных кенийских скелетов Кластер C похож на образец скелетов Средней Империи из региона Ассуан, а кластер B, хотя и отличается от кластера C, имеет с ним много общих черт. Он отмечает, что кластеры A и B присутствовали в ранней Керме в (. «Kerma ancien»), но стал большинством в следующей Средней Керме («Kerma moyen»), и что кластер C в основном присутствовал в ранней Керме и «возможно, представляет собой потомков пре-кермского населения, основавшего Керму в 4 км от первоначальное поселение, когда русло реки Нил сжалось...» Рилли продолжает: «Однако тот факт, что их кладбище осталось на месте предков, может указывать на культурную и этническую преемственность между Пре-Кермой и новым городом. Кластеры A и B уже присутствовали в Kerma ancien, но на следующем этапе стали преобладающими». [22]

СОЙ Кейта провел антропологическое исследование, в ходе которого были изучены черепа групп населения в североафриканском регионе, включая образцы из Кермы, около 2000 г. до н.э., региона Магриба, около 1500 г. до н.э., и черепов 1-й династии из царских гробниц в Абидосе, Египет. Результаты исследования определили, что преобладающим рисунком египетских черепов Первой династии был «южный» или « тропический африканский вариант» (хотя наблюдались и другие), которые имели сходство с кушитами Кермы. Общие результаты демонстрируют большее сходство с группами долины Верхнего Нила, но также предполагают явное отличие от более ранних краниометрических тенденций: многочисленные черепа первой династии из Абидоса классифицируются в серию «Северный Египет-Магриб». Поток генов и переезд северных чиновников в важный южный город могут объяснить эти выводы. [32] [33]

См. также

[ редактировать ]

Дукки гель

  1. ^ Хафсаас-Цакос, Генриетта (2009). «Королевство Куш: африканский центр на периферии мировой системы бронзового века» . Норвежский археологический обзор . 42 (1): 50–70. дои : 10.1080/00293650902978590 . S2CID   154430884 .
  2. ^ Хафсаас-Цакос, Х. (2010). Между Кушем и Египтом: народы группы С Нижней Нубии . стр. 393-394.
  3. ^ Jump up to: а б Эдвардс, Дэвид Н. «Археология в Судане» . Архивировано из оригинала 28 октября 2019 года . Проверено 21 марта 2012 г.
  4. ^ Уэлсби, Дерек (2003). Обзор над Четвертым порогом Нила .
  5. ^ Андерсон, младший (2012). «Керма». Энциклопедия древней истории . Энциклопедия древней истории. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah15224 . ISBN  9781444338386 . Она заявляет: «На сегодняшний день культура Кермы обнаружена в районе Первого порога и выше по течению от Четвертого порога».
  6. ^ Бюзон, Мишель (2011). «Нубийская идентичность в бронзовом веке. Закономерности культурных и биологических вариаций» . Проверено 30 марта 2017 г.
  7. ^ Персонал (19 июня 2007 г.). «Центр обработки золота обнаружен в древнем царстве Куш» . Культурный киоск . Архивировано из оригинала 15 мая 2013 года . Проверено 7 ноября 2013 г.
  8. ^ Онеггер, Мэтью (2014). У истоков черных фараонов, 10 000 лет археологии в Нубии . Латениум. п. 50. ISBN  978-2-9700394-7-1 . это из 3000 г. до н.э. с докермской культурой, о которой мы снова имеем информацию благодаря раскопкам нескольких сооружений. … Обмены с Египтом все еще редки в этом обществе, которое начинает практиковать более интенсивное сельское хозяйство, требующее использования ирригации, сохраняя при этом свои пасторальные традиции, унаследованные от неолита » . что у нас снова есть информация, благодаря раскопкам нескольких заведений. ... Обмены с Египтом все еще были редкостью в этом обществе, которое начинало практиковать более интенсивное сельское хозяйство, требующее использования ирригации, сохраняя при этом свои пасторальные традиции, унаследованные от неолита.
  9. ^ Ле Мойн, К.; и др. (2023). «Экологическая гибкость и адаптация к прошлым изменениям климата в долине Среднего Нила: мультипрокси-исследование диетических сдвигов между периодами неолита и Кермы в Кадруке 1 и Кадруке 21» . ПЛОС ОДИН . 18 (2): e0280347. Бибкод : 2023PLoSO..1880347L . дои : 10.1371/journal.pone.0280347 . hdl : 10072/428846 . ПМЦ   9894462 . ПМИД   36730175 . Убедительные свидетельства местного сельскохозяйственного производства связаны с более поздним периодом до Кермы (3500–2500 гг. До н. э.), когда участок 8-B-52A на острове Сай состоял из многочисленных ям для хранения, в которых иногда сохранялись остатки макроботанических культур.
  10. ^ Чирикуре, Шадрек (2015). Металлы в обществах прошлого . SpringerBriefs по археологии. Спрингер. п. 19. дои : 10.1007/978-3-319-11641-9 . ISBN  978-3-319-11640-2 .
  11. ^ Бонне, Чарльз (2003). Нубийские фараоны . Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press. стр. 16–26. ISBN  978-977-416-010-3 .
  12. ^ Jump up to: а б П. ДеМола (2013), Взаимоотношения Кермы и Египта фараонов. worldhistory.org
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Эдвардс, Дэвид (2004). Нубийское прошлое: археология Судана . Оксон: Рутледж. стр. 2, 75, 77–78. ISBN  9780415369886 .
  14. ^ Jump up to: а б РОДОЛЬФО ФАТТОВИЧ (1993), Группа Гаш в Восточном Судане: очерк. Архивировано 29 января 2023 г. на Wayback Machine uni-heidelberg.de.
  15. ^ Де Мола, Пол Дж. «Взаимоотношения Кермы и Египта фараонов». Энциклопедия древней истории . https://www.worldhistory.org/article/487/ .
  16. ^ «Кермская культура» . Восточный институт Чикагского университета .
  17. ^ «Гробница раскрывает унизительные тайны Древнего Египта» . Ежедневные Таймс . 29 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 г.
  18. ^ Де Мола, Пол Дж. «Взаимоотношения Кермы и Египта фараонов». Энциклопедия древней истории: https://www.worldhistory.org/article/487/
  19. ^ «Джебал Баркал: история и археология древней Напаты» . Архивировано из оригинала 2 июня 2013 года . Проверено 21 марта 2012 г.
  20. ^ Jump up to: а б Бленч, Роджер; Макдональд, Кевин, ред. (2014). Происхождение и развитие африканского животноводства: археология, генетика, лингвистика и этнография - «Лингвистические свидетельства предыстории домашнего скота в Судане» (2000) . Рутледж. п. 453. ИСБН  978-1135434168 . Проверено 15 сентября 2014 г.
  21. ^ Беренс, Питер (1986). Ливия Antiqua: Отчет и документы симпозиума, организованного ЮНЕСКО в Париже, 16-18 января 1984 г. - «Язык и миграции ранних сахарских скотоводов: формирование берберской ветви» . ЮНЕСКО. п. 30. ISBN  978-9231023767 . Проверено 14 сентября 2014 г.
  22. ^ Jump up to: а б Рилли С. (2010). «Недавние исследования меройского языка, древнего языка Судана» (PDF) . стр. 18–19.
  23. ^ Рилли С. (январь 2016 г.). «Диаспора Вади-Ховар и ее роль в распространении восточносуданских языков с четвертого по первое тысячелетия до нашей эры». Faits de Langues . 47 : 151–163. дои : 10.1163/19589514-047-01-900000010 . S2CID   134352296 .
  24. ^ Рилли С. (2008). "Братья-враги. Родство и взаимоотношения мероитов и нубийцев (ноба)" . Польский центр средиземноморской археологии . дои : 10.31338/uw.9788323533269.pp.211-226 . ISBN  9788323533269 .
  25. ^ Купер Дж (2017). «Топонимические пласты в древних нубийских топонимах в третьем и втором тысячелетии до нашей эры: взгляд из египетских записей» . Дотаво: Журнал нубийских исследований . 4 : 201–202, 204. Архивировано из оригинала 23 мая 2020 г.
  26. ^ Купер, Жюльен (2020). «Египетский среди соседних африканских языков». Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе .
  27. ^ Jump up to: а б Исмаил Кушкуш (2020), В стране Куш. Удивительная цивилизация процветала в Судане почти 5000 лет назад. Почему это забыли? smithsonianmag.com
  28. ^ «Копая в прошлое Африки» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2008 г. Проверено 26 апреля 2008 г.
  29. ^ Лар, Марта Миразон. «Останки человеческого скелета, Фаззан, Ливия» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  30. ^ Никита Ефтимия; Дэвид Мэттингли; Марта Мирасон Лар (2012). «Трехмерный анализ формы черепа и поток генов в Северной Африке в период от среднего до позднего голоцена» (PDF) . Журнал антропологической археологии . 31 (4): 564–572. дои : 10.1016/j.jaa.2012.06.001 . Проверено 24 июня 2017 г. [ мертвая ссылка ] - ср. Таблица 6
  31. ^ Хэддоу, Скотт Дональд. «Дентально-морфологический анализ захоронений римской эпохи в оазисе Дахле, Египет» (PDF) . Институт археологии Университетского колледжа Лондона . Проверено 2 июня 2017 г.
  32. ^ Кейта, СОЙ (1992). «Дальнейшие исследования черепов из древней Северной Африки: анализ черепов из египетских гробниц Первой династии с использованием нескольких дискриминантных функций» . Американский журнал физической антропологии . 87 (3): 245–254. дои : 10.1002/ajpa.1330870302 . ISSN   1096-8644 . ПМИД   1562056 .
  33. ^ Кейта, СОЙ (1992). «Дальнейшие исследования черепов из древней Северной Африки: анализ черепов из египетских гробниц Первой династии с использованием нескольких дискриминантных функций» . Американский журнал физической антропологии . 87 (3): 245–254. дои : 10.1002/ajpa.1330870302 . ISSN   0002-9483 . ПМИД   1562056 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Рейснер, Джорджия, 1923 г., Раскопки в Керме I-III/IV-V . Том V Гарвардских исследований Африки. Музей Пибоди Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс.
  • Хафсаас-Цакос, Х. 2009, Королевство Куш: африканский центр на периферии мировой системы бронзового века . Норвежское археологическое обозрение, 42/1: 50–70.
  • Бонне, Чарльз и др., 2005, Фараоны из Африки: Тайник Кермы . Цитадели и Мазенод.
  • Бонне, Шарль, 1986, Керма, территория и мегаполис , Французский институт восточной археологии в Каире.
  • Бонне, Шарль, 2014, Город Керма , Фавр.
  • Кендалл, Тимоти 1997. Керма и Королевство Куш . Национальный музей африканского искусства, Смитсоновский институт. Вашингтон, округ Колумбия
  • Бешаус-Герст, Марианна, 2000, «Происхождение и развитие африканского животноводства: археология, генетика, лингвистика и этнография» , «Лингвистические свидетельства предыстории домашнего скота в Судане». Рутледж.
[ редактировать ]

19 ° 36'03 "N 30 ° 24'35" E  /  19,600802 ° N 30,409731 ° E  / 19,600802; 30.409731

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e899a240a7489be6471850d9ab7a02c__1720546740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/2c/2e899a240a7489be6471850d9ab7a02c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kerma culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)