Дедушка
Джед : , djt ( древнеегипетский , ḏd 𓊽 также коптский ϫⲱⲧ jōt "столб", англизированный /dʒɛd/) [1] является одним из наиболее древних и часто встречающихся символов в древнеегипетской религии . Это столбообразный символ египетских иероглифов, олицетворяющий стабильность. Он связан с богом-творцом Птахом и Осирисом , египетским богом загробной жизни, подземного мира и мертвых. Обычно считается, что он представляет собой его позвоночник .
Миф
[ редактировать ]В мифе об Осирисе Осирис был убит Сетом , когда его обманом поместили в гроб, точно подходящий Осирису. Затем Сет приказал бросить гроб с ныне умершим Осирисом в Нил . Гроб был перенесен по Нилу к океану и далее в город Библос в Ливане . Он сел на мель, и священное дерево пустило корни и быстро выросло вокруг гроба, заключая гроб в свой ствол. Царь страны, заинтригованный быстрым ростом дерева, приказал срубить его и установить в качестве столба в своем дворце, не подозревая, что в дереве находится тело Осириса.
Тем временем Исида искала Осириса с помощью Анубиса и обнаружила местонахождение Осириса в Библосе. Исида сумела добиться расположения короля и королевы и получила дар. Она попросила колонну в зале дворца и, получив ее, извлекла гроб из колонны. Затем она освятила столп, помазав его миром и обернув льняной тканью . Этот столб стал известен как столб джеда . [2]
Происхождение и развитие
[ редактировать ]Джед , возможно, изначально представлял собой столб, связанный с культом плодородия, сделанный из тростника или снопов. [3] или тотем , к которому подвешивались снопы зерна [4] или вокруг было сложено зерно. [5] Эрих Нейман отмечает, что столб джед дерева — это фетиш , что важно, учитывая, что в Египте в основном не было деревьев. Он указывает, что этот миф может отражать важность ввоза деревьев Египтом из Сирии. [6] Джед , богом - стал ассоциироваться с Секером соколом Мемфисского некрополя , затем с Птахом, мемфисским богом-покровителем ремесленников. [7] Птаха часто называли «благородным джедом », и он держал скипетр, который представлял собой комбинацию символа джеда и анха , символа жизни. [3] Птах постепенно стал ассимилироваться с Осирисом. Ко времени Нового царства джед . прочно ассоциировался с Осирисом [3]
В своей книге 2004 года «Быстрые и мертвые: биомедицинская теория в Древнем Египте » [8] Эндрю Хант Гордон и Кэлвин В. Швабе предположили, что символы анк, джед и ва имеют биологическую основу, заимствованную из древней культуры крупного рогатого скота (связанной с египетской верой в то, что семя создается в позвоночнике), таким образом:
- анк ) , символ жизни, грудной позвонок быка ( разрезе в
- джед . , символ стабильности, основание на крестце бычьего позвоночника
- скипетр . , символ власти и владычества, посох с изображением головы и хвоста бога Сета, «великого силы»
Иероглифическое использование
[ редактировать ]
| ||
ḏд в иероглифах | ||
---|---|---|
Шторы : R11 | ||
Иероглиф джед представлял собой столбообразный символ, олицетворявший стабильность. Иногда его также использовали для обозначения самого Осириса, часто в сочетании «с парой глаз между перекладинами и держащим посох и цеп». [9] Иероглиф джед часто встречается вместе с иероглифом тиет (также известным как узел Исиды), который переводится как жизнь или благосостояние. Джед и тиет , используемые вместе, могут изображать двойственность жизни. Иероглиф тиет, возможно, стал ассоциироваться с Исидой из-за его частого сочетания с джедом . [10]
Церемониальное использование
[ редактировать ]Джед джеда был важной частью церемонии под названием «поднятие » , которая была частью празднования фестиваля Сед , празднования египетского юбилея . Акт поднятия джеда был объяснен как символ триумфа Осириса над Сетом. [11] Описаны церемонии в Мемфисе, где фараон с помощью жрецов поднимал с помощью веревок деревянную колонну джеда . Церемония проводилась в период, когда были засеяны поля и начинался сельскохозяйственный сезон, соответствующий месяцу Кояк , четвертому месяцу Сезона Наводнения . Эта церемония была частью одного из самых популярных праздников и торжеств того времени, более крупного фестиваля, посвященного Осирису, который проводился с 13 по 30-й день койака. Праздник и его церемонии, отмечаемые в то время года, когда почва и климат были наиболее пригодны для земледелия, можно рассматривать как обращение к Осирису, богу растительности, с просьбой способствовать росту посеянных семян. , параллельно его собственному воскрешению и обновлению после его убийства Сетом. [7]
Дальнейшие празднования, связанные с возведением джеда, описаны на рельефе в Аменхотепа III Луксорском храме . В гробнице в храме сцена показывает подъем колонны джед , происходящий утром третьего праздника Сед Аменхотепа III, который состоялся на тридцать седьмом году его правления. Эту сцену описывает Сигрид Ходель-Хенес:
Антропоморфный столб стоит в центре слева в святилище. Он принял форму человеческого тела с колонной джед в качестве головы; глаза уджат-глаза. Руки держат посох и цеп — обычные знаки отличия Осириса, бога мёртвых. На голове высокая корона из перьев с солнечным диском. Столб находится на высоком основании, напоминающем платформы, видимые сегодня во многих храмах, на которых когда-то стояли культовые коры. Спереди и позади него — цветы лотоса и папируса. Под большой плитой основания расположены две высокие подставки для подношений: на одной стоит сосуд для возлияния, а на другой возложены цветы. Справа — сам король, представляющий щедро накрытый стол. На верхнем коврике лежат птица, огурцы, цветы, хлеб, а также головы и говяжьи ребрышки, а на нижнем можно увидеть корову и антилопу. Под этими циновками стоят четыре высоких сосуда с мазями и маслом, среди которых торчат пучки салата. Богиня-стервятник Ваджит, Хозяйка святилища Пер-ну, распростерла свои защитные крылья над государем, с синей короной на его голове. [11]
- Сигрид Ходель-Хоэнс, Жизнь и смерть в древнем Египте: сцены из частных гробниц в новом царстве Фив , с. 222
Справа от вышеупомянутой сцены в гробнице изображена сцена, которая сохранилась плохо. Ходель-Хенес объясняет, что однажды на нем изображен фараон в сопровождении своей царицы, использующий веревку, чтобы поднять колонну джед . В этом ему помогают трое мужчин, вероятно, священники храма Мемфиса. Был замечен четвертый священник, поддерживающий столб. Перед колонной под веревками были поднесены различные подношения. Фараона и его царицу сопровождают четыре пары молодых женщин, напоминающих тех, что присутствовали на фестивале Сэд. Каждая из этих женщин гремит на Хатхор- систру , музыкальном ударном инструменте с U-образной ручкой и рамкой, напоминающей лицо и рога богини-коровы Хатхор, держа в руках менат , защитный амулет, связанный с Хатор. другая рука. Линия иероглифов, проходящая прямо над головами девушек в каждом ряду женщин, гласит: «Дети короля восхваляют (или очаровывают) благородный столб джед ». Ходель-Хенес интерпретирует это как идентификацию девочек как дочерей Аменхотепа III. [11]
Под этими двумя рельефами есть три дополнительных рельефа. На них изображены дальнейшие церемонии, сопровождающие возведение столба джеда , особенно игры и танцы. В одном из них носители еды с едой лавируют между танцующими мужчинами тяжелыми шагами. Ряд певцов в крайнем левом углу, кажется, поет короткий гимн Птаху, текст которого написан рядом с строкой. На следующем рельефе можно увидеть поющих и танцующих девушек, хотя Ходель-Хоэнс комментирует их кажущееся отсутствие грации, говоря: «только поднятые руки и покачивающаяся в воздухе нога намекают на движения танца». На рельефе также изображены мужчины, участвующие в боксерском поединке и танце с палкой , спортивные состязания и танцы, которые до сих пор можно увидеть в Египте. [11]
Фестиваль поднятия джеда также включал в себя реконструкции, проводимые в Дендере , Эдфу , Бусирисе , Мемфисе и Филах . Но самое тщательное и грандиозное празднование произошло в Абидосе, культовом центре Осириса. Примерно с конца третьего тысячелетия до нашей эры, в начале XII династии и, возможно, уже в VI династии, на триста лет раньше, происходят реконструкции мифа об Осирисе - обман и убийство Осириса Сетом, поиски Осириса Исидой. и были осуществлены мумификация Осириса, его похороны и его воскрешение. чтение «Плача Исиды и Нефтиды С конца четвертого века до нашей эры к церемонии 25-го дня Койака было добавлено », стихотворения, описывающего поиски Исиды и Нефтиды Осириса. В храме Осириса в Абидосе в этих реконструкциях участвуют сотни жрецов и жриц в роли богов и богинь, 34 тростниковых лодки, перевозящих богов, скульптура Осириса внутри искусного сундука, 365 декоративных ламп и 365 декоративных ламп. благовония и десятки дедушкины амулеты. [7]
Использование в качестве амулетов
[ редактировать ]Джед для часто использовался как оберег живых и мертвых. Его клали как амулет возле хребтов мумифицированных тел, что должно было обеспечить воскрешение мертвых, позволяя умершим жить вечно. [5] В Книге Мертвых перечислено заклинание, которое, произнесенное над золотым амулетом, висящим на шее мумии, гарантирует, что мумия снова сможет пользоваться своим позвоночником и сможет сидеть. Его также рисовали на гробах. [3]
- Амулет с изображением столба джеда, египетского фаянса , между 722 и 332 годами до нашей эры. Поздний период . Музей Эджицио , Турин.
Параллели в других культурах
[ редактировать ]Также были проведены параллели между колонной джед и различными предметами других культур. Сидней Смит в 1922 году впервые предложил параллель с ассирийским «священным деревом», когда обратил внимание на наличие четырех верхних полос столба джед и полос, находящихся в центре вертикальной части дерева. Он также предположил общее происхождение Осириса и ассирийского бога Ассура, с которым, по его словам, могло быть связано священное дерево. Коэн и Кангас предполагают, что дерево, вероятно, связано с шумерским богом мужского плодородия Энки и что как для Осириса, так и для Энки под небесным символом стоит прямой столб или похожий на шест символ. Они также указывают, что ассирийский царь изображен рядом со священным деревом, что аналогично изображению фараона во время церемонии поднятия джеда . Кроме того, священное дерево и ассирийский крылатый диск, которые обычно изображаются отдельно, сочетаются в определенных рисунках, подобных столб джед , который иногда увенчивается солнечным диском. [13] Кэтрин Харпер и Роберт Браун также обсуждают возможную тесную связь между колонкой джед и концепцией кундалини в йоге . [14]
Фотогалереи
[ редактировать ]Египетские примеры
[ редактировать ]- Амулет в форме Джеда
- Антропоморфный пример
- Кольцо со скарабеем с символом Джеда на печати.
- Пример в нотоносцах и иероглифах
- Бронзовый Сфинкс Тутмоса III, возлежащий над Девятью луками ; колонны Джеда Доминиона изображены сбоку от цоколя.
- Гробница 1 Бир-эль-Шагала, джед-колонна, увенчанная человеческой головой, в знак почитания Осириса.
- Крылатый столб джед позади Осириса (Храм Рамзеса II в Абидосе)
- Амулет Джед, Гебель Баркал , 25-я династия . Анк-Джед-Уас (Британский музей, EA 54412)
См. также
[ редактировать ]- Свет Дендеры , надпись, включающая столб джеда, иногда утверждается, что изображает электрическое освещение.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Коптский онлайн-словарь» . corpling.uis.georgetown.edu . Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ Маккензи, Дональд Александр (2007). Египетские мифы и легенды: с историческим повествованием, заметками о расовых проблемах, сравнительных убеждениях и т. д . Забытые книги. п. 43. ИСБН 978-1-60506-002-6 . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пинч, Джеральдин (2002). Справочник по египетской мифологии . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 127. ИСБН 978-1-57607-242-4 . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ Ремлер, Пэт (2010). Египетская мифология, от А до Я (3-е изд.). Нью-Йорк: Дом Челси. стр. 51–52. ISBN 978-1-60413-926-6 . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон, Фелиситас Х. (2008). Талисманы и амулеты . Нью-Йорк: Стерлинг. п. 25. ISBN 978-1-4027-4625-3 . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ Нойманн, Эрих (1999). Истоки и история сознания . Лондон: Рутледж. п. 70. ИСБН 978-0-415-20944-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Найовиц, Симсон (2004). Египет, ствол дерева: современный обзор древней земли . Нью-Йорк: Паб Алгора. п. 18 . ISBN 978-0-87586-256-9 .
- ^ Гордон, Эндрю Хант; Швабе, Кэлвин В. (2004). Быстрый и мертвый: биомедицинская теория в Древнем Египте, первое издание . Брилл/Стикс. ISBN 90-04-12391-1 .
- ^ Руссманн, Эдна Р.; Джеймс, Томас Гарнет Генри; Дэвис, Западная Вирджиния (2001). Вечный Египет: шедевры древнего искусства из Британского музея . Беркли: Univ. из Калифорнии Пресс. п. 126. ИСБН 978-0-520-23086-6 . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ «Древний Египет – Мифология» . Проверено 19 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ходель-Хенес, Сигрид (2000). Жизнь и смерть в Древнем Египте: сцены из частных гробниц в новом царстве Фив . Пер. Уорбертон, Дэвид. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 222. ИСБН 978-0-8014-3506-5 . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ «Столп Джеда» . Художественный музей Уолтерса.
- ^ Кангас, Ада (2010). Коэн, Стивен Э. (ред.). Ассирийские рельефы из дворца Ашурнасирпала II: культурная биография . Ганновер, Нью-Гэмпшир: Художественный музей Худа, Дартмутский колледж. п. 169. ИСБН 978-1-58465-817-7 . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ Харпер, Кэтрин Энн; Браун, Роберт Л. (2002). Корни Тантры . СУНИ Пресс. п. 97. ИСБН 978-0-7914-5305-6 . Проверено 2 июля 2012 года .