Египетский фаянс
Египетский фаянс — это спеченный кварцевый керамический материал из Древнего Египта . Процесс спекания «покрыл [материал] настоящим стекловидным покрытием», поскольку кварц подвергался остекловыванию , создавая яркий блеск различных цветов «обычно в прозрачном синем или зеленом изотропном стекле». Его название на древнеегипетском языке было tjehenet , [1] и современные археологические термины для него включают спеченный кварц , глазурованную фритту и глазурованный состав . [2] Техенет отличается от кристаллического пигмента египетского синего . [3] для чего его иногда неправильно использовали как синоним. [2]
Это не фаянс в обычном понимании глазурованной керамики, и он отличается от огромного ассортимента глиняной древнеегипетской керамики , из которой изготавливались утилитарные сосуды. Он похож на более позднюю исламскую каменную пасту (или «посуду») с Ближнего Востока , хотя обычно включает больше глины. [2]
Египетский фаянс значительно более пористый, чем собственно стекло. Из него можно отливать формы для создания небольших сосудов, украшений и декоративных предметов. [3] Хотя египетский фаянс содержит основные компоненты стекла (кремнезем, известь) и не содержит глины вплоть до позднего периода, египетский фаянс часто обсуждается в обзорах древней керамики, поскольку в стилистическом и историко-художественном плане изделия из него ближе к гончарным стилям, чем к гончарному стилю. древнеегипетское стекло .
Египетский фаянс очень широко использовался для изготовления небольших предметов, от бус до небольших статуй, и встречается как в элитном, так и в популярном контексте. Это был наиболее распространенный материал для изготовления скарабеев и других форм амулетов и фигурок ушабти , а также он использовался в большинстве форм древнеегипетских украшений, поскольку глазурь делала его гладким по отношению к коже. Более крупные применения включали посуду, такую как чашки и миски, а также настенную плитку , которая в основном использовалась для храмов. [4] Известные фигурки синих бегемотов , помещенные в гробницы чиновников, могут достигать длины до 20 см (7,9 дюйма). [5] приближается к максимальному практическому размеру египетского фаянса, хотя в Музее Виктории и Альберта длиной 215,9 сантиметра (85,0 дюйма) в Лондоне есть скипетр , датированный 1427–1400 годами до нашей эры. [6]
Область применения термина
[ редактировать ]Его называют «египетским фаянсом», чтобы отличить его от фаянса , керамики с оловянной глазурью , название которой пришло из Фаэнцы на севере Италии. [7] центр производства майолики (один из видов фаянса) в позднем средневековье . Египетский фаянс широко экспортировался в древний мир и производился во многих местах на местном уровне. Его можно найти в Месопотамии , Средиземноморье и в Северной Европе, вплоть до Шотландии . Этот термин используется для обозначения материала, где бы он ни был изготовлен, и современный научный анализ часто является единственным способом установить происхождение простых предметов, таких как очень распространенные бусины. [7] [8]
Таким образом, этот термин неудовлетворителен в нескольких отношениях, хотя и ясен в контексте Древнего Египта, и все чаще отвергается в музейном и археологическом использовании. Британский музей теперь называет этот материал «глазурованной композицией» со следующей записью в базе данных своей онлайн-коллекции:
Этот термин используется для объектов, корпус которых состоит из мелкоизмельченных зерен кварца, сплавленных вместе с небольшим количеством щелочи и/или извести посредством частичного нагрева. Тела обычно бесцветны, но естественные примеси придают им коричневый или сероватый оттенок. Также можно добавить красители для придания искусственного цвета. Его можно моделировать вручную, бросать или формовать, он затвердевает при обжиге. Этот материал используется в контексте исламской керамики, где его называют каменной пастой (или фурнитурой). Глазурованный состав родственен стеклу, но стекло образуется путем полного сплавления ингредиентов в жидкости, расплавленной при высокой температуре. Этот материал также в народе называют фаянсом в контексте Древнего Египта и Древнего Ближнего Востока. Однако это неверное название, поскольку эти предметы не имеют никакого отношения к глазурованным керамическим сосудам, изготовленным в Фаэнце, от которых произошел термин «фаянс». Другие авторы используют термины спеченный кварц, глазурованная фритта, фритта, композиция, египетская синь, паста или (в XIX веке) даже фарфор, хотя последние два термина очень неуместны, поскольку они также описывают имитацию драгоценных камней и разновидность керамики. Фритта технически представляет собой флюс. [2]
Глазури
[ редактировать ]С момента появления фаянса в археологических записях Древнего Египта выбранные цвета глазурей варьировались в диапазоне сине-зеленых оттенков. Покрытый глазурью этих цветов, фаянс воспринимался как заменитель сине-зеленых материалов, таких как бирюза , найденная на Синайском полуострове , и лазурит из Афганистана . [7] По словам археолога Дэвида Фредерика Гроуза, стремление имитировать драгоценные камни «объясняет, почему большинство ранних стекол были непрозрачными и ярко окрашенными» и что самый глубокий синий цвет, имитирующий лазурит, вероятно, был самым востребованным. [9] Еще в додинастических могилах в Накаде , Бадаре, Эль-Амре, Матмаре, Хараге, Авадиеде и Эль-Герце находят глазурованные стеатитовые и фаянсовые бусины, связанные с этими полудрагоценными камнями. [10] Ассоциация фаянса с бирюзой и ляпис-лазурью становится еще более заметной в погребальном папирусе Кенну, где он получает титул руководителя надзирателя за изготовлением фаянса, используя слово, которое строго означает ляпис-лазурь, которое в Новом царстве также стало обозначать к «заменителю» - фаянсу. [7] Символика, заложенная в синее остекление, может напоминать как Нил воды , райские и дом богов , тогда как зеленый цвет может вызывать образы возрождения, возрождения и растительности. [11]
Отношения с медной промышленностью Египта
[ редактировать ]Открытие фаянсового остекления предположительно связано с медной промышленностью: обнаруживаются бронзовая окалина и продукты коррозии этилированных медных при изготовлении фаянсовых пигментов предметов . [12] Однако, хотя вероятность случайного развития глазурованных кварцевых камешков в следах медеплавильных печей из медной и древесной золы высока, регионы зарождения этих процессов не совпадают. [13]
Отношения со стекольной промышленностью Египта
[ редактировать ]Хотя кажется, что стекло не производилось намеренно в Египте до Восемнадцатой династии (поскольку возникновение стекольного производства обычно относят к правлению Тутмоса III ), вполне вероятно, что фаянс, фритта и стекло изготавливались в непосредственной близости или в одного и того же цехового комплекса, поскольку разработки в одной отрасли отражаются и в других. [10] Такое близкое родство отражается в заметном сходстве рецептур фаянсовой глазури и современных стеклянных композиций. [12] Несмотря на различия в пиротехнологии стекла и фаянса, поскольку фаянс обрабатывался в холодном виде, археологические данные свидетельствуют о том, что производство стекла и фаянса Нового царства осуществлялось в одних и тех же мастерских. [7]
Производство
[ редактировать ]Типичный состав и доступ к сырью
[ редактировать ]Фаянс был определен как первая высокотехнологичная керамика, чтобы подчеркнуть его статус искусственного материала и фактически превратить его в драгоценный камень. [14] Египетский фаянс — это керамика без глины, состоящая из измельченного кварца или песка с небольшим количеством кальцитовой извести и смеси щелочей поверхности , демонстрирующая остекловывание из- за натриево- силикатной глазури, часто содержащей медные пигменты для создания яркого сине-зеленого блеска. . [7] Хотя в большинстве случаев основная часть минеральных пигментов, по-видимому, обеспечивалась отечественными рудами, данные свидетельствуют о том, что в периоды процветания импортировалось сырье, недоступное на местном уровне, такое как свинец и медь. [12] Растительная зола от « галофитных » (солеустойчивых) растений, типичных для засушливых и морских районов, была основным источником щелочи до периода Птолемеев, когда щелочи на основе натрия почти полностью заменили предыдущий источник. [14] Хотя химический состав фаянсовых материалов меняется со временем и в зависимости от статуса мастерской, а также из-за изменения доступности сырья, материальный состав глазури всегда соответствует общепринятому варианту фаянсового остекления. . [12]
Технология работы с фаянсом
[ редактировать ]Типичная фаянсовая смесь тиксотропна , то есть сначала густая, а затем, когда начинает формироваться, становится мягкой и текучей. [15] Это свойство, вместе с угловатостью частиц кремнезема, объясняет песчанистые осадки, образующиеся при намокании материала, что делает фаянс материалом, с трудом сохраняющим форму. [16] При слишком сильном нажатии этот материал будет сопротивляться течению до тех пор, пока не начнет поддаваться и трескаться из-за ограниченной пластической деформации и низкого предела текучести. [14]
Технология связывания тела
[ редактировать ]ряд возможных связующих веществ, среди которых аравийская камедь , глина , известь , яичный белок и смола . Для облегчения процесса связывания был предложен [17] Хотя следы глины были обнаружены в большей части фараонского фаянса, эксперименты по реконструкции показали, что глина, органические камеди или известь, хотя и успешно улучшают характеристики мокрой обработки, не смогли улучшить прочность фаянса при обжиге или доказали, что камедь слишком липкая для удаления. предметов из форм. [7] [14] [17] Использование в качестве связующих щелочей в виде натрия или растительной золы дало в экспериментах соответствующие результаты. [7] Распыленное стекло или спеченный материал аналогичного состава также могут повысить прочность фаянсовых изделий при обжиге: состав таких стекол фактически сопоставим с опубликованными составами стекла Нового Королевства. [12] [18]
Технология работы с кузовом
[ редактировать ]Для формирования тела фаянсовых предметов предполагалось использовать три метода: моделирование, формование и истирание, причем последний используется в сочетании с первыми двумя. [7] Моделирование, скобление и шлифовка — это методы, наиболее широко используемые в прежние времена, что отражено в материальных качествах додинастических и протодинастических фаянсовых предметов. [10] Додинастическое изготовление бус — это, по сути, холодная технология, больше похожая на обработку камня, чем на стекло: моделируется общая форма фаянса, возможно, произвольно формованная вручную, затем сверлятся отверстия для создания бус. [10] В Среднем царстве используются методы литья и формирования сердцевины, иногда в сочетании с промежуточными слоями между глазурью и телом. [14] В этот период также появляется мраморизованный фаянс, полученный в результате совместной обработки фаянсовых тел разного цвета с целью создания однородного прилегающего тела. [12] [14] К концу Среднего царства появляются техники надрезания, инкрустации и сопротивления: они должны были стать все более популярными в Новом царстве. [14] В Новом царстве бусы, амулеты и перстни изготавливаются путем сочетания техник лепки и литья. [14] В этот период скульптурные детали создаются с использованием инкрустаций из фаянса разного цвета или путем соскабливания тела, чтобы обнажить рельефный белый промежуточный слой. [14] Формование впервые было применено при производстве фаянса в Среднем царстве путем формирования модели предмета или использования готового изделия из фаянса, отпечатка его во влажной глине, а затем путем обжига глины для создания прочной формы. [10] [19] Затем фаянсовую пасту можно было запрессовать в форму, а после высыхания подвергнуть повторной обработке путем истирания поверхности перед обжигом. [10] Формы могли бы облегчить массовое производство фаянсовых предметов, таких как кольца-амулеты и инкрустации, о чем свидетельствуют несколько тысяч небольших глиняных форм с открытым лицом, раскопанных в Телль-эль-Амарне. [13] Уровень стандартизации, производимый с использованием форм, варьировался: композиционное и морфологическое исследование фаянсовых ушабтис показало, что массовое производство представляет собой чрезмерное упрощение сложного процесса, который более точно можно описать как серийную обработку. [20]
Метание колес, возможно, возникшее начиная с Нового царства, определенно относится к греко-римскому периоду, когда к фаянсовому корпусу, по-видимому, добавлялось большое количество глины. [10] Из-за ограниченной пластичности фаянса, что делает метание чрезвычайно трудным, в археологических записях наблюдается постепенное увеличение содержания глины в фаянсовых телах, кульминацией которого стали кварцевые, глиняные и стеклянные фриттовые тела исламских времен. [14] [21]
Птолемеевский и римский фаянс типологически и технологически отличается от более раннего материала: для него характерно широкое использование литья и горельефа на сосудах. [22] Очень необычная и искусно выполненная группа фигурок божеств и соколов в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, по-видимому, представляющая собой иероглифы , являющиеся элементами королевской надписи, возможно, из деревянного святилища, украшена в форме выемчатого орнамента (обычно это техника эмали по металлу). Впадины в фаянсовом корпусе заполнялись цветными «стекловидными пастами» и подвергались повторному обжигу с последующей полировкой. [23]
Полихромные изделия обычно изготавливались путем наложения пасты разных цветов. [24]
Технология остекления
[ редактировать ]В технологии глазурования кремнеземистой массы натриево-силикатной глазурью используются различные методы, открытые с течением времени: аппликационная, выцветающая и цементационная глазурь.
Применение остекления
[ редактировать ]По способу нанесения, который раньше считался единственным, используемым для фаянсового остекления; кремнезем, известь и щелочи измельчаются в сыром виде до мелкого размера частиц, смешиваются таким образом с водой и образуют суспензию, которую затем наносят на кварцевый сердечник. [10] [13] [17] Частичное фриттование суспензии способствует начальным стадиям стеклования, что, в свою очередь, снижает конечную температуру обжига. Затем суспензию можно нанести на тело кистью или окунанием, чтобы создать тонкое порошкообразное покрытие. [14] При обжиге вода из тающей глазури частично диффундирует в песчаном теле, спекая частицы кварца и создавая таким образом твердые мостики в теле. [14]
Выцветшее остекление
[ редактировать ]В процессе самоглазурования высолов глазурные материалы в виде водорастворимых щелочных солей смешиваются с необработанным дробленым кварцем ядра объекта. [15] [16] [25] По мере того как вода в организме испаряется, соли мигрируют к поверхности предмета и рекристаллизуются, создавая тонкую поверхность, которая блестит при обжиге. [14]
Цементное остекление
[ редактировать ]Цементное остекление, метод, открытый в Поднебесной, также является методом самоглазурования. [10] Возможность существования цементного остекления, также известного как « техника Кум », возникла после наблюдения за использованием этого метода в городе Кум в Иране в 1960-х годах. [26] В этом методе артефакт, погруженный в глазурный порошок с высоким содержанием флюса, нагревается внутри сосуда, вызывая сплавление объекта с цементом. При обжиге флюс мигрирует к кварцу и соединяется с ним, образуя стекловидное покрытие. [26]
Альтернативные методы
[ редактировать ]В качестве альтернативного процесса глазурования была предложена реакция паровой глазури, аналогичная соляной глазури. В этом процессе испарение или диссоциация солей приводит к переносу паров через обволакивающий порошок к кварцевому телу, где образуется глазурь. [27]
Знакомство с техникой остекления.
[ редактировать ]Хотя составы глазури различаются в зависимости от региона и хронологии, в зависимости от формирования тела и используемого процесса глазурования, предметы, изготовленные с использованием различных технологий глазурования, не демонстрируют немедленных диагностических химических изменений в своем составе. [12] [28] Распознавание различных методов глазурования на основе микроскопических наблюдений за степенью спекания и стекловидной фазой кварцевого тела также неоднозначно. Например, предметы с нанесенной глазурью и предметы, которые могли быть покрыты высолами, имеют перекрывающиеся характерные черты. [12] [29] Следующие предложенные критерии могут изменяться в зависимости от увеличения концентрации флюса, температуры обжига и времени достижения пиковых температур. [14]
Распознавание аппликационной глазури . Макроскопически нанесенная глазурь различается по толщине по телу, при этом на основе наблюдается более толстая глазурь. [29] Следы опор печи, а также характерная тенденция стекать и капать, приводящая к скоплению, могут указывать на ориентацию объекта во время обжига. [14] При наблюдениях с большим увеличением граница раздела тела и глазури выглядит четко определенной. [14] Отсутствие промежуточного стекла в сердцевине характерно для аппликационного остекления: однако возможность добавления глазировочной смеси в тело кварцевого песка, а также использование предварительно расплавленных глазурей в более поздние сроки позволяют прогнозируемо повысить степень спекания. ядра. [22] [29]
Распознавание цементации . Предметы, глазурованные посредством цементации, имеют тонкую равномерную глазурь по всему телу, без следов высыхания или обжига, и представляют собой довольно рыхлую и мягкую массу. [25] [29] Микроскопически концентрация меди характерно снижается от поверхности: слой взаимодействия тонкий и четко выраженный, межузельное стекло отсутствует, за исключением окрестности пограничного слоя. [14] [29]
Распознавание глазури с высолами . На изделиях, глазурованных высолами, могут быть следы пятен: глазурь кажется толстой и склонной к растрескиванию, утончаясь к краю изделия и вогнутых участках. [29] При большом увеличении промежуточное стекло обширно; непрореагировавшие соли, не достигшие поверхности расплава тела, накапливаются в ядре, создавая мостики между частицами кварца. [29]
Типологии
[ редактировать ]Накоплена обширная литература, пытающаяся объяснить обработку египетского фаянса и разработать адекватную типологию, охватывающую как технологические решения, так и химические вариации фаянсовых тел. [10] [17] [29] [30] Цвет тела, плотность и блеск легли в основу первой типологии, разработанной для фаянса: семь вариантов были предложены Лукасом и Харрисом и до сих пор позволяют археологам различать фаянсовые предметы во время полевой сортировки. [17]
Классификация вариантов кузова
[ редактировать ]Большинство из семи вариантов, представленных Лукасом, не учитывают используемую технологию остекления или не предлагают стилистический и технологический выбор, заложенный в производство фаянсового предмета. Однако вариант А представляет собой технологически уникальный продукт и как таковой до сих пор применим: он имеет тонкоизмельченную подглазурную основу, состоящую из частиц кварца в стеклянной матрице, часто обнаруживаемую надрезами или углублениями, вырезанными в покрывающей глазури. [12] [22] Стеклянный фаянс, вариант E, не имеет четкого внешнего слоя от внутреннего, поэтому было высказано предположение, что термин «фаянс» является неправильным, и было предложено альтернативное название «несовершенное стекло». [12] Что касается образцов варианта F, Лукас предлагает использовать свинцовую глазурь, однако, похоже, свинцовая глазурь никогда не практиковалась в Древнем Египте. [12] [29]
Доказательства семинара
[ редактировать ]В ходе раскопок, проведенных Петри в Телль-Амарне и Навкратисе, были обнаружены свидетельства мастерских. [13] Николсон, однако, объясняет, что, хотя квадратная конструкция, похожая на печь, в Амарне может быть связана с производством фаянса, Петри не обнаружил на этом месте ни одной настоящей печи для обжига фаянса. [31] Лукас задокументировал большое количество форм на территории дворца Аменхотепа III в Кантире , с 19 по 20 династии, а также на территории дворца Навкратиса, также описанного в различных источниках как фабрика по изготовлению скарабеев и фаянса. [13] [17] Однако ввиду отсутствия тщательно документированных археологических свидетельств о природе стоянок фаянсовых заводов прямых сведений о процессе глазурования не существует.
Хотя недавние раскопки на археологических памятниках Абидоса и Амарны дополнили наши знания о древнем производстве фаянса, полученные из более ранних раскопок в Лиште, Мемфисе и Наукратисе, отличие стекловаренных печей от фаянсовых печей по-прежнему остается проблематичным. [10] Эксперименты по воспроизведению с использованием современных печей и копий фаянсовых паст показывают, что фаянс обжигается при температуре 800–1000 ° C. [32] [33]
Текущее использование
[ редактировать ]Ряд керамистов экспериментируют с египетским фаянсом. [34] хотя некоторые композиции имеют лишь мимолетное сходство с оригинальными египетскими формулами. В последнее время также наблюдается интерес к использованию египетского фаянса в технологии 3D-печати . [35] Материалы, похожие на фаянс, можно обжечь в микроволновой печи. [35]
Галерея
[ редактировать ]- Цветочная инкрустация на фрагменте плитки
- ок. 1539-1070 гг. до н.э., 33.578, Бруклинский музей . Инкрустированная фаянсовая плитка с ребусом "Все люди мира поклоняющиеся". Вероятно, из дворца Рамсеса II или III. Высота: 11,5 см.
- Бегемот, ок. 1938–1539 гг. до н.э., Бруклинский музей . Длина: 10,8 см, Династия XII.
- Корзина Шавабти, ок. 1400-1390 до н.э., 59.33, Бруклинский музей . Корзина из темно-синего фаянса для шабти , с надписью имени «Великой королевской жены Тиа», царицы Аменхотепа II .
- Игровая доска Senet со жетонами и выдвижным ящиком для них, ок. 1390–1353 гг. до н. э., Бруклинский музей . Синий фаянс с орнаментом и маркировкой черного цвета. Написано имя Гора царя Аменхотепа III .
- Фаянсовая ваза, частично изготовленная из натрона , датируемая Новым Египетским царством (ок. 1450–1350 до н.э.).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уилкинсон, Тоби (2008). Словарь Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 78. ИСБН 978-0-500-20396-5 .
- ^ Jump up to: а б с д «глазурованная композиция» . Британский музей . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гроуз, Дэвид Фредерик (1999). Художественный музей Толедо, Раннее древнее стекло: сердцевинные, стержневые и литые сосуды и предметы от позднего бронзового века до ранней Римской империи, 1600 г. до н.э. - 50 г. н.э. Манчестер: Hudson Hills Press. п. 29.
- ^ Пек, Уильям Х. (2013). Материальный мир Древнего Египта . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-27638-3 .
- ^ Лувр: фигурка бегемота, Отдел египетских древностей : от позднего доисторического периода до позднего Среднего царства (около 3800–1710 до н.э.)
- ^ «Скипетр | Виктория и Альберта Поиск в коллекциях» . Collections.vam.ac.uk. 04.11.2013 . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Николсон П.Т. и Пельтенбург Э. (2000). Египетский фаянс. Николсон П.Т. и Шоу И. (ред.) Древнеегипетские материалы и технологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 177–194.
- ^ Стоун, JFS; Томас, LC (1957). «Использование и распространение фаянса на Древнем Востоке и в доисторической Европе» . Труды Доисторического общества . 22 : 37–84. дои : 10.1017/S0079497X00017175 . ISSN 0079-497X . S2CID 130436039 .
- ^ Гроуз, Дэвид Фредерик (1999). Художественный музей Толедо, Раннее древнее стекло: сердцевинные, стержневые и литые сосуды и предметы от позднего бронзового века до ранней Римской империи, 1600 г. до н.э. - 50 г. н.э. Манчестер: Hudson Hills Press. п. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Николсон, 1998. Николсон, PT1993. Египетский фаянс и стекло. Эйлсбери: Шир-Египтология.137–142.
- ^ Фридман, Ф.Д. (ред.). 1998. Дары Нила-древнеегипетского фаянса. Лондон: Темза и Гудзон. 177-194.137–142.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Качамрцыз А. и Хеджес. РЭМ 1983. Древнеегипетский фаянс. Уорминстер: Арис и Филлипс.137–142.
- ^ Jump up to: а б с д и Петри, WMF1909. Мемфис I, Лондон: Британская школа археологии в Египте.137–142.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Вандивер, PBF1983. Технология египетского фаянса, Приложение A. В: А. Качмарчик и РЭМ Хеджес, редакторы, «Древний египетский фаянс», Уорминстер: Арис и Филлипс, A1 – A14.
- ^ Jump up to: а б Кифер К. и Аллиберт А. 2007. Фарановая синяя керамика: процесс самоглазурования. Археология 24, 107–117.
- ^ Jump up to: а б Нобл, СП 1969. Техника египетского фаянса. Американский журнал археологии 73, 435–439.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лукас, А.; Харрис, младший (1962). Древнеегипетские материалы и промышленность . Лондон: Эдвард Арнольд. стр. 435–439.
- ^ Кюне, К. 1974 «Ранние исторические материалы на основе силиката», Das Altertum 20, 67–80.
- ^ Заметки об изготовлении и использовании фаянсовых колец в Амарне. В: Кемп, Б. Дж. Амарна сообщает V. Лондон: Общество исследования Египта. 160–168, 160–168
- ^ Уитфорд, Мишель Ф.; Вятт-Спратт, Саймон; Гор, Дамиан Б.; Джонсон, Маттиас Т.; Пауэр, Роника К.; Рампе, Майкл; Ричардс, Кэндис; Уитфорд, Майкл Дж. (октябрь 2020 г.). «Оценка стандартизации египетского производства шабти с помощью морфологии и элементного анализа» . Журнал археологической науки: отчеты . 33 : 102541. Бибкод : 2020JArSR..33j2541W . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102541 . S2CID 224873688 .
- ^ Кифер, К. 1968 Блюз, керамика фараона и их революционный процесс глазурования. Керамическая промышленность. Май, 395–402 гг.
- ^ Jump up to: а б с Шортленд, А.Дж. и Тите М.С. 2005. Технологическое исследование Птолемея – раннего римского фаянса из Мемфиса, Египет. Археометрия 47/1, 31–46 31–46.
- ^ Египет и Древний Ближний Восток , 1987, с. 82, Метрополитен-музей, ISBN 0870994131 , 9780870994135, книги Google
- ^ Риккарделли, Кэролайн; Масс, Дженнифер; Торнтон, Джонатан (2002). «Техника инкрустации египетского фаянса: процесс получения деталей и четкости путем повторного обжига» . Дело МРС . 712 : II10.7. дои : 10.1557/PROC-712-II10.7 .
- ^ Jump up to: а б Биннс. 1932. Эксперимент с египетской голубой глазурью. Журнал Американского керамического общества 31–46.
- ^ Jump up to: а б Вульф, HE; Вульф, HS; Кох, Л. (1968). «Египетский фаянс – возможное выживание в Иране». Археология . 21 : 98–107.
- ^ Уильямсон, RS1942. График Саккары. Природа 150, 607–607
- ^ Тайт, М.С., Фристоун IC и Бимсон. М. 1983. Египетский фаянс: исследование методов производства, Археометрия 25, 17–27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тит, М.С. и Бимсон, М. 1986. Фаянс: исследование микроструктур, связанных с различными методами остекления, Археометрия 28, 69–78.
- ^ Брилл, Р.Х. 1999. Химический анализ ранних стекол: Том 1 (таблицы) и Том 2 (каталог), Корнинг, Нью-Йорк: Музей стекла Корнинга, 69–78.
- ^ Николсон, Египетский фаянс и стекло, 30.
- ^ Verges, FB 1992. Египетский блюз. Париж: Лувен. 69–78
- ^ Акции, DA1997. Происхождение древнеегипетского фаянса и материалов для глазури. Античность 71/271, 179–182.
- ^ Торнтон, Тим. «Египетский Фаянс» . Проверено 21 октября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б Хоскинс, Стивен. «Можно ли использовать технику египетской пасты (фаянс) для изготовления твердой керамики произвольной формы с помощью 3D-печати?» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2017 года . Проверено 21 октября 2012 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биннс. 1932. Эксперимент с египетской голубой глазурью. Журнал Американского керамического общества.
- «BM»: «глазурованная композиция» , примечание к термину Британского музея.
- Бойс, А. 1989. Заметки о производстве и использовании фаянсовых колец в Амарне. В: Кемп, Б. Дж. Амарна сообщает V. Лондон: Общество исследования Египта. 160–168.
- Брилл, Р.Х. 1999. Химический анализ ранних стекол: Том 1 (таблицы) и Том 2 (каталог), Корнинг, Нью-Йорк: Музей стекла Корнинга,
- Кларк, Робин Дж. Х. и Питер Дж. Гиббс. 1997. «Неразрушающее исследование древнеегипетского фаянса in situ с помощью рамановской микроскопии». «Журнал рамановской спектроскопии» 28 (2–3): 99–103.
- Дейтон, JE Минералы, металлы, глазурь и человек. Эдинбург: Издательство Harrap. 1978.
- Фридман, Ф.Д. (ред.). 1998. Дары Нила-древнеегипетского фаянса. Лондон: Темза и Гудзон.
- Хендерсон, Джулиан, Роберт Моркот, Э. Дж. Пельтенбург, Стивен Квирк, Маргарет Серпико, Джон Тейт и Рэймонд Уайт. 2000. «Древнеегипетские материалы и технологии». Издательство Кембриджского университета.
- Лукас А. и Харрис-младший, 1962, Древнеегипетские материалы и промышленность. Лондон: Эдвард Арнольд.
- Качмарчик А. и Хеджес. РЭМ 1983. Древнеегипетский фаянс. Уорминстер: Арис и Филлипс.
- Кифер К. и Аллиберт А. 2007. Фарановая синяя керамика: процесс самоглазурования. Археология 24, 107–117.
- Кифер, К. 1968. Блюз, керамика фараона и их революционный процесс глазурования. Керамическая промышленность. Май 395-402.
- Кюне, К. 1974 «Ранние исторические материалы на основе силиката», Das Altertum 20, 67-80.
- Николсон, PT1993. Египетский фаянс и стекло. Эйлсбери: Шир-Египтология.
- Николсон П.Т. и Пельтенбург Э. 2000. Египетский фаянс. В: Николсон П.Т. и Шоу И. Древнеегипетские материалы и технологии. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 177–194.
- Нобл, СП 1969. Техника египетского фаянса. Американский журнал археологии 73, 435–439.
- Ререн, Т. 2008. «Обзор факторов, влияющих на состав раннего египетского стекла и фаянса: оксиды щелочных и щелочноземельных металлов». «Журнал археологической науки» 35 (5): 1345–54.
- Шортленд, А.Дж. и Тите М.С. 2005. Технологическое исследование Птолемея – раннего римского фаянса из Мемфиса, Египет. Археометрия 47/1, 31–46.
- Стоун, Дж.Ф.С. и Томас, Л.К. 1956. Использование и распространение фаянса на Древнем Востоке и в доисторической Европе, Труды Доисторического общества, Лондон 22, 37–84.
- Акции, DA1997. Происхождение древнеегипетского фаянса и материалов для глазури. Античность 71/271, 179–182.
- Петри, WMF1909. Мемфис I, Лондон: Британская школа археологии в Египте.
- Тит, М.С. и Бимсон, М. 1986. Фаянс: исследование микроструктур, связанных с различными методами остекления, Археометрия 28, 69–78.
- Тайт, М.С., Фристоун И.С. и Бимсон. М. 1983. Египетский фаянс: исследование методов производства, Археометрия 25, 17–27.
- Вандивер П.Б. 1983. Технология египетского фаянса, Приложение A. В: А. Качмарчик и РЭМ Хеджес, редакторы, «Древний египетский фаянс», Уорминстер: Арис и Филлипс, A1 – A144.
- Вандивер П. и Кингери В.Д. 1987. Египетский фаянс: первая высокотехнологичная керамика. В Кингери, изд. WD, Керамика и цивилизация 3, Колумбус, Огайо: Американское керамическое общество, 19–34.
- Вержес, FB 1992. Египетский блюз. Париж: Левен
- Вульф, Х.Э., Вульф, Х.С. и Кох, Л., 1968. Египетский фаянс – возможное выживание в Иране. Археология 21, 98–107. www.qomtechnique.com
- Уильямсон, RS1942. График Саккары. Природа 150, 607-607.
- Уитфорд, Мишель Ф.; Вятт-Спратт, Саймон; Гор, Дамиан Б.; Джонсон, Маттиас Т.; Пауэр, Роника К.; Рампе, Майкл; Ричардс, Кэндис; Уитфорд, Майкл Дж. (01 октября 2020 г.). «Оценка стандартизации египетского производства шабти с помощью морфологии и элементного анализа». Журнал археологической науки: отчеты . 33 : 102541. doi : 10.1016/j.jasrep.2020.102541. ISSN 2352-409Х. S2CID 224873688.