Фаянсовая посуда


Фаянсовая посуда или фаянсовая посуда ( / f aɪ ˈ ɑː n s , f eɪ ˈ -, - ˈ ɒ̃ s / ; Французский: [fajɑ̃s] ) — общий английский термин, обозначающий прекрасную глазурованную керамику . Изобретение белой керамической глазури, для росписи, путем добавления оксида олова к шликеру свинцовой подходящей глазури, стало крупным достижением в истории гончарного дела . Изобретение, судя по всему, было сделано в Иране или на Ближнем Востоке до девятого века. , печь Для достижения этого результата, ставшего результатом тысячелетий утонченных традиций изготовления керамики, требовалась способная выдерживать температуру, превышающую 1000 ° C (1830 ° F). Этот термин теперь используется для обозначения широкого спектра керамических изделий из нескольких частей мира, включая многие виды европейских расписных изделий, часто производимых как более дешевые версии фарфора .
В английском языке обычно используются различные другие термины для обозначения известных подтипов фаянса. Итальянская фаянсовая посуда с оловянной глазурью, по крайней мере, ранние формы, по-английски называется майоликой , голландские изделия называются делфтскими изделиями , а их английские эквиваленты — английскими фаянсовыми изделиями , оставляя «фаянс» в качестве обычного термина в английском языке для французских, немецких, испанских, португальских изделий. и из других стран, не упомянутых (это также обычный французский термин и фаянс в немецком языке). Название «Фаянс» — это просто французское название Фаэнцы , расположенной в Романье недалеко от Равенны , Италия, где расписная майолика на чистом, непрозрачном белоснежном фоне производилась на экспорт еще в пятнадцатом веке.
Технически, глиняная посуда со свинцовой глазурью шестнадцатого века , такая как французская посуда Сен-Поршер , не может быть правильно квалифицирована как фаянс, но это различие обычно не сохраняется. Полустеклянный может быть глазурован , керамогранит как фаянс. Египетский фаянс на самом деле вовсе не фаянс или керамика, а сделан из стекловидной фритты и поэтому ближе к стеклу.
В английском языке XIX века слово «фаянс» часто использовалось для описания «любой глиняной посуды с рельефным моделированием, украшенной цветной глазурью». [1] в том числе много глазурованной архитектурной терракоты и викторианской майолики , что еще больше усложняет список значений этого слова.
История [ править ]
Западное Средиземноморье [ править ]
мавры с металлической Технику изготовления глазурованной фаянсовой посуды принесли в Аль-Андалус , где было усовершенствовано искусство изготовления люстры глазурью. По крайней мере, с 14 века Малага в Андалусии, а затем и Валенсия экспортировали эти « испанско-мавританские товары » напрямую или через Балеарские острова в Италию и остальную Европу. Позже эти отрасли продолжились под властью христианских лордов.
« Майолика » и « майолика » — это искаженные версии «Майорики». [2] остров Италию Майорка в , который был перевалочным пунктом для изысканной глиняной посуды, поставляемой в из королевства Арагон конце средневековья . Этот тип керамики во многом обязан своему мавританскому наследию.
В Италии местное производство глиняной посуды с оловянной глазурью, ныне называемой майоликой , начатое в четырнадцатом веке, достигло пика в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков. Примерно после 1600 года они потеряли свою привлекательность для элитных покупателей, а качество живописи ухудшилось: геометрические узоры и простые формы заменили сложные и изысканные сцены лучшего периода. Производство продолжается и по сей день во многих центрах, и изделия снова называются «фаянс» на английском языке (хотя на итальянском языке обычно все еще майолика ). В какой-то момент «фаянс» как термин для обозначения керамики из Фаэнцы на севере Италии стал общим термином, использовавшимся во французском языке, а затем достиг английского языка. [3]
североевропейский фаянс и Французский

Первыми северянами, которые подражали импортируемой из Италии фаянсовой посуде с оловянной глазурью, были голландцы. Делфтская посуда — это разновидность фаянса, изготовленная в гончарных мастерских Делфта в Нидерландах , с характерным декором в синем на белом фоне. Оно началось в начале шестнадцатого века в относительно небольших масштабах, имитируя итальянскую майолику, но примерно с 1580 года оно начало имитировать популярный бело-голубой китайский экспортный фарфор , который начал поступать в Европу, а вскоре за ним последовал японский экспортный фарфор . Во второй половине века голландцы производили и экспортировали очень большие количества фарфора, некоторые из которых были выполнены в узнаваемом голландском стиле, а также копировали восточноазиатский фарфор.
Во Франции первым известным художником-фаянсистом был Массо Абакен , живший в Руане в 1530-х годах. Неверский фаянс и Руанский фаянс были ведущими французскими центрами производства фаянса в 17 веке, оба могли поставлять изделия, соответствующие стандартам, требуемым двором и дворянством. Невер продолжал использовать итальянский стиль «историато майолика», расписанный фигуративными сюжетами, примерно до 1650 года. Многие другие центры развивались с начала 18 века, во главе с Кемпером в Бретани в 1690 году [1] , за которым следовали Мустье , Марсель , Страсбург и Люневиль , а также многие более мелкие. центры. Группа фабрик на юге, как правило, была самой инновационной, в то время как Страсбург и другие центры вблизи Рейна находились под сильным влиянием немецкого фарфора.
Изделия фаянсовых мануфактур идентифицируются обычными методами знатока керамики: характером глиняной массы, характером и палитрой глазури , стилем отделки, белого фаянса оставлением в недекорированной обожженной белой шликере. Фаянсовый парланте (особенно из Невера) часто имеет девизы на декоративных этикетках или баннерах. Аптекарские товары, в том числе альбарелли , могут иметь названия предполагаемого содержимого, как правило, на латыни и часто сокращенно, чтобы их можно было не узнать неискушенному глазу. Девизы товариществ и ассоциаций стали популярными в 18 веке, что привело к появлению патриотического фаянса , который был особенностью лет Французской революции .
« Английская фаянсовая посуда », производимая в Ламбете , Лондоне и других центрах с конца шестнадцатого века, снабжала аптекарей баночками для влажных и сухих лекарств, а также широким ассортиментом товаров. Для свадеб и других особых случаев производились большие расписные блюда с грубым декором, которые позже понравились коллекционерам английского народного искусства . Многие из первых гончаров Лондона были фламандцами. [4] Примерно к 1600 году начали производить сине-белые изделия, содержимое которых маркировалось декоративными рамками. Производство постепенно вытеснялось в первой половине восемнадцатого века с появлением дешевой посуды для крема .

Голландские гончары в северной (и протестантской) Германии основали немецкие центры фаянса: первые мануфактуры в Германии были открыты в Ханау (1661 г.) и Хойзенштамме (1662 г.), вскоре переехали в соседний Франкфурт . В Швейцарии в Zunfthaus zur Meisen возле церкви Фраумюнстер хранится коллекция фарфора и фаянса Швейцарского национального музея в Цюрихе .
К середине 18 века многие французские фабрики производили (а также более простые изделия) изделия, соответствующие стилю рококо французских фарфоровых фабрик, и часто нанимали и обучали художников, умеющих создавать работы качества, которое иногда приближалось к ним.
Изделия французских фаянсовых мануфактур, редко маркируемые, идентифицируются обычными методами знатока керамики: характером корпуса , характером и палитрой глазури , стилем отделки, фаянс-бланш остается в недекорированном обожженном белом шликере. . Фаянсовый парланте часто имеет девизы на декоративных этикетках или баннерах. Товары для аптек , в том числе альбарелло , могут иметь названия предполагаемого содержимого, обычно на латыни и часто настолько сокращенные, что их неузнаваемый глаз может быть неузнаваем. Девизы стипендий и ассоциаций стали популярными в 18 веке, что привело к появлению патриотического фаянса , который был особенностью лет Французской революции .

В конце 18 века более дешевый фарфор и изысканная глиняная посуда, впервые разработанная в Стаффордшире, керамика , такая как кремовая посуда, захватили рынок изысканного фаянса. Французской промышленности был нанесен почти смертельный удар торговым договором с Великобританией в 1786 году, который активно лоббировал Джозайя Веджвуд , который установил импортную пошлину на английскую фаянсовую посуду на номинальном уровне. [5] В начале 19-го века изящная керамика , обожженная так сильно, что неглазурованное тело остекловывалось , закрыла последнюю из традиционных мастерских производителей даже пивных кружек . В нижнем сегменте рынка местные мануфактуры продолжали поставлять на региональные рынки грубые и простые изделия, а многие местные сорта продолжали производиться в версиях старых стилей как форма народного искусства , а сегодня и для туристов.
Возрождение [ править ]
В XIX веке глазурования возродил две техники Минтон : 1. Оловянная керамика в стиле итальянской майолики эпохи Возрождения и 2. Керамика с декором цветной глазури на неглазурованной глиняной посуде, отлитой в виде низкого рельефа. На Большой выставке 1851 г. и на Международной выставке 1862 г. [6] оба были выставлены. Оба известны сегодня как викторианская майолика . [7] Изделия из майолики с цветной глазурью позже также производились Веджвудом и многочисленными более мелкими гончарными мастерскими Стаффордшира в окрестностях Берслема и Сток-он-Трент . В конце девятнадцатого века Уильям де Морган заново открыл технику полированного фаянса «на чрезвычайно высоком уровне». [8]
Древние фриттовые изделия под названием «фаянс» [ править ]

Термин «фаянс» широко охватывал мелко глазурованные керамические бусины, фигурки и другие мелкие предметы, найденные в Египте еще в 4000 году до нашей эры, а также на Древнем Ближнем Востоке , в цивилизации долины Инда и в Европе. Однако этот материал вовсе не керамика, не содержащая глины, а стекловидная фритта , либо самоглазурованная, либо глазурованная. В Метрополитен-музее выставлено произведение, известное как « Фаянсовый бегемот Вильгельм » из Меира, Египет , датированное Двенадцатой династией Египта , ок. 1981 –1885 гг. до н.э. [10] В отличие от артефактов Древнего Египта по тематике и композиции, артефакты Нубийского королевства Керма характеризуются большим количеством голубого фаянса, который был разработан уроженцами Кермы независимо от египетских технологий. [11] [12] [13] Образцы древнего фаянса также встречаются на минойском Крите , который, вероятно, находился под влиянием египетской культуры. Например, фаянсовый материал был обнаружен на в Кноссе . археологических раскопках [14]
Типы [ править ]

Известны многие центры традиционного производства, а также некоторые отдельные ателье . Ниже приводится неполный список.
Франция [ править ]
- Неверский фаянс
- Лионский Фаянс
- Руанский фаянс
- Марсель: Вдова Перрен , Гаспар Робер , Жозеф Фошье , Оноре Сави и другие фабрики.
- Кемпер глиняная посуда
- Нидервиллерская керамика
- Апрей Фаянс
- Мустье-фаянс от Ateliers Clérissy.
- Страсбургский фаянс
- Люневиль Фаянс
- Жьенский фаянс , в том числе Faïencerie de Gien
- Фаянсовая посуда Creil-Montereau
- Фаянсовая посуда Mesves sur Loire
- Монпелье фаянс
- Посуда Сен-Поршер , для сравнения
Италия [ править ]

Испания [ править ]
- Манисес (фаянсовая мануфактура)
- Королевская фабрика фаянса Алькора
- Королевская фабрика Ла Монклоа
- Королевская фабрика Саргаделоса
- Керамика Талавера де ла Рейна
Германия [ править ]
- Абтсбессингенский фаянс
- Ханауский фаянс (1661–1810) – первый производитель в Германии.
- Нюрнбергский фаянс
- Фаянс Эттинген-Шраттенхофен
- Поппельсдорфский фаянс – Kurfürstliche Fayencerie Poppelsdorf (1755–1829)
- Проскауский фаянс – крупнейший силезский производитель (1763–1853).
- Шлезвигский фаянс
- Штокельсдорфский фаянс
- Штральзундский фаянс (закрыт в 1792 г.)
Англия [ править ]
Английская фаянсовая посуда - это термин для обозначения английского фаянса, в основном 17-го и начала 18-го веков. Не все из них имитировали голландские фаянсовые изделия, хотя многое из них имитировало. На смену ему пришла гораздо лучшая посуда для крема и другие виды изысканной глиняной посуды Стаффордширской керамики, разработанной в 18 веке, многие из которых не нуждались в оловянной глазури для достижения белого цвета. Они имели огромный успех и экспортировались в Европу и Америку. На английском языке они не называются «фаянсовыми», но могут быть и на других языках, например, изделия из крема во Франции были известны как фаянсовые изделия .
Дания [ править ]
Нидерланды [ править ]
- Беренбонт
- Фаянсовая посуда
- Гауда (керамика)
- Роял Порселейн Флес
- Лоосдрехт Фарфор
- Регина (гончарное дело)
- Роял Тичелаар
- Весп Фарфор
Норвегия [ править ]
Швеция [ править ]
Австрия
- Гмунден (керамика)
Мексика [ править ]
Канада [ править ]
США [ править ]
- Калифорнийский Фаянс (Беркли)
- Ефремова Фаянсовая Керамика
- Герман Карл Мюллер , Mueller Mosaic Company, Трентон, Нью-Джерси
- Гончарная компания Лонхуда
- Веллерская керамика
- Флоридский фаянс, Мартин Кушман (Маунт-Плимут, Флорида)
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Петри, Кевин; Ливингстон, Эндрю, ред., The Ceramics Reader , стр. 98, 2017, Издательство Блумсбери, ISBN 1472584430 , 9781472584434, книги Google
- ^ «большой» на средневековой латыни и итальянском языке, в отличие от Менорки , «меньшего» Балеарских островов.
- ^ Алан Кайгер-Смит, 1973. Глазурованная керамика (Лондон: Фабер и Фабер).
- ^ (Королевское фармацевтическое общество) «Английские банки для хранения фаянсовой посуды». Архивировано 6 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Куттс, Ховард, Искусство керамики: европейский дизайн керамики, 1500-1830 , стр. 220, 2001, издательство Йельского университета, ISBN 0300083874 , 9780300083873, книги Google
- ^ 1862 , Редакция, Каталог художественного журнала, Выставленный класс XXXV, № 6873, D78. , страница №:8 https://archive.org/details/artjournalillust1863lond/page/n25?q=1862+Art+journal+Catalogue «Итальянская ваза [вверху, слева, стр. 8] — это майолика, […] роспись выполнена методом, который до сих пор не применялся. […] Кувшин [ внизу, в середине, стр. 8] — это ваза Палисси .
- ^ 1999 , Пол Аттербери и Морин Бэткин, Словарь Минтона , ACC Art Books (2-е исправленное издание, 1 января 1999 г.), страница №: 124«[…] цветная глазурь украшала изделия , которые мы теперь называем майоликой, но которые Минтон называл изделиями Палисси ».
- ^ Карнеги, стр.65
- ^ «Объединенные передние части льва и быка Аписа» . Художественный музей Уолтерса .
- ^ Путеводитель Метрополитен-музея, 2012 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Джулиан Хендерсон, Наука и археология материалов, Лондон: ROutledge 200: 54)
- ^ W SS, «Глазурованные фаянсовые плитки, найденные в Керме в Судане», Музей изящных искусств, Vol.LX:322, Бостон, 1962, стр. 136
- ^ Питер Лаковара, «Нубийский фаянс», в изд. Флоренс Д. Френдман, Дары Нила - древнеегипетский фаянс, Лондон: Thames & Hudson, 1998, 46-49)
- ^ К. Майкл Хоган, Полевые заметки Кносса , Современный антиквар (2007)
Библиография [ править ]
- (Королевское фармацевтическое общество) «Английские банки для хранения фаянсовой посуды»
- Немецкие фаянсовые пивные кружки
- «Поливная глиняная посуда из Порт-Ройала, Ямайка» Археология обнаруживает английские, русские и голландские изделия.
- Русское национальное фаянсовое ремесло.
- Русский Фаянсовый завод.
Внешние ссылки [ править ]

- Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). 1911. с. 126. .
- Мустье Франция
- Жьен Франция
- Галерея русского фаянса