Jump to content

Испано-мавританская посуда

Испано-мавританское блюдо диаметром около 32 см с христианской монограммой « IHS », украшенное синим кобальтом и золотым блеском. Валенсия, ок. 1430-1500 гг. Коллекция Баррелла .
Блюдо Манисес, 1430–1450 гг., Диаметр: 14 дюймов (35,56 см).

Испано-мавританская посуда — это стиль первоначально исламской керамики, созданный в Аль-Андалусе (мусульманская Испания), который продолжал производиться под христианским правлением в стилях, сочетающих исламские и европейские элементы. Это была самая сложная и роскошная керамика, производившаяся в Европе, пока в 15 веке итальянская майоликовая промышленность не разработала сложные стили и не экспортировала ее в большую часть Европы. Самым успешным периодом в отрасли были 14 и 15 века.

Около 711 года мавры завоевали часть Испании . В течение следующих столетий они представили две керамические техники Европе : глазурь и непрозрачной белой оловянной глазурью люстры , имитирующие металлическую отделку с переливающимися эффектами. В латино-мавританских изделиях используются оба процесса: краска наносится в виде надглазури , которую затем снова обжигают. [1] Люстровая посуда была особенностью исламской керамики, по крайней мере отчасти потому, что использование сосудов для питья и еды из золота и серебра, идеал в Древнем Риме и Персии, а также в средневековых христианских обществах, запрещено хадисами . [2] в результате мусульманская элита использовала керамику и стекло для изготовления посуды, в то время как христианская средневековая элита все еще обычно использовала металл как для посуды, так и для чашек.

Первоначально сосредоточенное в Малаге на юге и использующее типичные исламские украшения, к 15 веку крупнейшее производство располагалось в районе Валенсии , которая уже давно была отвоевана Короной Арагона . Товары из Манисеса и других городов Валенсии предназначались в основном для христианского рынка и очень широко экспортировались.

Центры производства

[ редактировать ]
Одна из множества больших ваз, сделанных для Альгамбры в Гранаде , высота 134 см.

андалузский

[ редактировать ]

Первым крупным центром тонкой керамики в Аль-Андалусе была Малага на юге Испании. [3] Это главный центр, самые известные товары которого производились в мусульманском королевстве, а не в рабочей силе, предположительно состоящей в основном из мусульман, или мориско , при христианском правлении. Он прославился своими золотыми украшениями еще в 14 веке и оставался под властью мусульман до 1487 года, незадолго до падения Гранады , последнего мавританского королевства. Мурсия , Альмерия и, возможно, сама Гранада также были ранними центрами производства. [4] Эта керамика оставалась намного ближе к стилям, наблюдаемым в других исламских странах, хотя большая часть ее экспортировалась на христианские рынки, о чем свидетельствуют гербы на многих изделиях.

Изделия из Малаги славились своим золотым блеском на белой эмали; они отличаются от люстр из Гранады наличием синей краски с золотым блеском поверх красной глины, характерной для этого региона. [3]

По крайней мере, один авторитетный специалист, Алан Кайгер-Смит , исключает эту керамику из термина «испано-мавританская», но большинство из тех, кто вообще использует этот термин, используют его для обозначения Малаги и других андалузских изделий исламского периода, а также валенсийской керамики. [5] Когда испанская средневековая керамика впервые изучалась в 19 веке, было известно о центрах Валенсии, но очень мало о центрах Аль-Андалуса, и происходило устойчивое переатрибуция типов керамики, ранее приписывавшихся Манисесу, Малаге и на юге, который продолжался и в 1980-е годы, после археологических открытий в Малаге и научного анализа использованных глин. [6]

Хотя другие виды расписной керамики, обычно не называемые испано-мавританскими изделиями, производились в Аль-Андалузе и раньше, убедительных доказательств производства люстровой посуды не обнаружено ранее начала или середины 13 века, когда оно, возможно, было начато египетскими гончарами, бежавшими из Египта. политические волнения. Его уже экспортировали, поскольку одним из самых ранних свидетельств являются чаши, установленные в качестве украшения на фасадах церквей в Пизе , когда они были построены. В 1289 году был зарегистрирован импорт из Малаги через Сэндвич, Кент в Англии, для королевы испанского происхождения Элеоноры Кастильской , состоящей из «42 мисок, 10 блюд и 4 глиняных кувшинов иностранного цвета ( extranei coloris )». [7] Малаганская посуда также экспортировалась в исламский мир и была найдена в Фустате (средневековый Каир ) и в других местах. [8]

Деталь двух газелей из вазы Альгамбры , ок. 1400

Самыми известными и наиболее впечатляющими примерами андалузских изделий являются вазы Альгамбры , ряд очень больших ваз, предназначенных для установки в нишах Альгамбры в Гранаде и, возможно, в других местах. Они очень нетипичны для исламской керамики, поскольку выполняют только декоративную функцию, не имея никакого практического назначения, и являются «безусловно» самыми крупными известными предметами декоративной посуды. Они основаны на традиционных формах, произошедших от древней амфоры , но их высота составляет от 115 до 170 см, что близко к росту человека. Считается, что они относятся к разным датам, охватывающим конец 14-го и 15-го веков, а украшение и точная форма тела в каждом сохранившемся экземпляре различны. По словам Алана Кейгер-Смита, «немногие другие горшки в мире производят такое сильное физическое впечатление». [9]

Все они сейчас находятся в музеях: пять в Испании и другие в Санкт-Петербурге , Берлине , Вашингтоне, Стокгольме и Палермо ; сохранились также различные крупные фрагменты. [10] В Альгамбре до сих пор сохранились блестящие плитки. [11] «Табличка Фортуни», уникальная мемориальная доска размером 90 х 44 см, имеет садовый дизайн, внутри каймы находится надпись, восхваляющая Юсуфа III, султана Гранады (годы правления 1408-1417). Его дизайн напоминает некоторые испанские ковры. [12]

После того, как трон Юсуфа унаследовал восьмилетний ребенок в 1418 году, королевство Насридов пришло в упадок перед его окончательным завоеванием, и производство прекрасной керамики, кажется, резко прекратилось примерно в 1450 году, хотя название obra de Malequa («Малага работа») долгое время после этого продолжали использоваться в Валенсии для изготовления люстр. [13]

Валенсия

[ редактировать ]
Кувшин с гербом Медичи , 1450–1460 гг.
Валенсийское блюдо начала XVI века с гербом Сицилийского королевства .
Тарелка Манисеса , около 1535 года. Фантастическая сова в короне - характерный дизайн Манисеса первой половины XVI века.
16 века Блюдо Манисес , качество которого начало падать.

Валенсия и ее пригороды Манисес и Патерна стали важными центрами после того, как гончары мигрировали туда с юга; город вернулся под христианское правление с 1238 года, а иммиграция квалифицированных гончаров продолжалась, по крайней мере, с середины 14 века. В 1362 году кардинал заказал напольную плитку «obra de Malicha» («Малагаская работа», что, вероятно, означает люстры) для Папского дворца в Авиньоне у двух мастеров из Манисеса, по крайней мере, у одного с арабским именем (хотя «Хуан» как его имя). В 1484 году немецкий путешественник упомянул сосуды, «изготовленные мавританскими гончарами». [14]

Похоже, что местные лорды Манисеса, семья Буилов, поощряли иммиграцию и, возможно, действовали как дистрибьюторы и агенты по продаже продукта; конечно, когда Мария Кастильская , королева Арагона , хотела заказать большую услугу в 1454 году, она написала сеньору Буйлу, чтобы он организовал ее. Несколько Буйлов служили послами как в Гранаде, так и при христианских дворах, что дало им контакты на многих рынках. Похоже, они брали 10% роялти со всех продаж керамики и получали от этого очень высокий доход. [15] Крупнейшее месторождение посуды Манисес, обнаруженное археологией, помимо самого Манисеса, происходит из Слуиса в Нидерландах , тогда входившего в состав территорий богатого герцогства Бургундского . [16] Рядом с Манисесом располагалась глина и пещера, где добывали особый песок, используемый в качестве сырья для глазурей. [17]

Каталония

[ редактировать ]

Барселона в Каталонии на северо-востоке Испании, которая находилась под властью мусульман с 718 по 801 год, стала центром гончарного дела намного позже, вероятно, принимая иммигрантов-христианских гончаров из Аль-Андалуса, особенно Валенсии, во время позднего периода Реконкисты . Сначала это было важно для изделий, напоминающих керамику Патерны с коричневым и зеленым декором, а в 16 веке - для люстр в «теплом серебристо-золотом цвете», отражающем либо различные доступные материалы, либо намеренное изменение стиля. В тот же период несколько других городов начали производить люстры. [18]

Большая часть керамики, особенно в Валенсии, явно была изготовлена ​​для христианского рынка, поскольку присутствуют гербы в ее декоре и другие западные элементы. Как и христианская монограмма IHS в центре, натуралистическое украшение блюда, показанного вверху, в виде виноградных листьев, заимствовано из готического искусства , вероятно, через украшение границ иллюминированных рукописей . [19] До сих пор не обнаружено никаких подписанных изделий (как и многие изделия из других исламских регионов), и они почти не датированы, поэтому геральдика , особенно когда предполагается, что изделия были заказаны для празднования свадьбы, является важным доказательством для датировки. Предметы «должны были быть впечатляющими и элегантными, однако каждая категория сосудов имела свое особое применение», и в торжественных случаях можно было использовать все, даже несмотря на то, что самые большие блюда проводили большую часть времени на витрине, подпертые вертикально на буфетах, как показано на рисунке. в некоторых современных картинах. [20]

В андалузских узорах используется целый ряд геометрических мотивов, многие из которых, вероятно, имели религиозное значение, о котором христианские покупатели не подозревали. Обычно они содержатся в окрашенных отсеках. псевдокуфическое Используется письмо, а также надписи на правильном арабском языке. Доминирующие цвета золота и синего, возможно, олицетворяют солнце и небо; другие доступные цвета, такие как коричневый, зеленый и желтый, используются гораздо реже. Примерно с 1400 года некоторые элементы, в том числе изображения животных, которые, вероятно, впервые использовались для экспорта товаров, по-видимому, стали популярными и среди местных покупателей-мусульман; На двух из более поздних «ваз Альгамбры», описанных выше, изображены пары газелей . [21] К тому времени насридские короли Гранады обзавелись геральдическим гербом по-христиански, который также можно увидеть на керамике. [22]

Многие крупные валенсийские блюда с типичным сложным орнаментом, в центре которого находится герб, также украшены с нижней стороны ярко нарисованными фигурами животных, занимающими все пространство, часто также взятыми из геральдики. [23] Что касается посуды Манисеса, Алан Кайгер-Смит писал: «Постоянное производство прекрасных изделий в Манисесе в 1380–1430 годах не имеет аналогов в истории керамики. Многие из этих сосудов навсегда сохранят свое место среди лучших керамических изделий в мире. ; независимо от изменений и перспектив». [24]

Испано-мавританские формы пятнадцатого века включали альбарелло (высокий кувшин), большие сервировочные блюда с гербами, изготовленные для богатых людей по всей Европе, кувшины (некоторые на высоких ножках, цитры и греалет ) , глубокую тарелку. гарнир ( лебрильо де ало ) и ушастая миска ( куэнко де ореха ). Испано-мавританские изделия оказали значительное влияние на раннюю итальянскую майолику . [25] действительно, с ним связаны два возможных происхождения названия. К концу века дизайны стали включать рельефные элементы, имитирующие формы европейских столовых приборов, такие как гадрунинг . [17] Плитка изготавливалась во всех центрах, а небольшое керамическое надгробие андалузского студента, умершего в 1409 году, является одним из немногих произведений, которые можно точно датировать. [26]

Альберт Ван де Пут делит декоративные мотивы на десять категорий: большой псевдоарабский иероглиф, маленький псевдоарабский иероглиф, полоса и перекрестная штриховка, цветок и лист на пунктирном фоне, большой виноградный лист и маленький цветок (два размера). , листва, лист и маленький цветок моховицы, меньший округлый виноградный лист, а также пеленание точек и стеблей, полученных от предшествующих, и гадрунов. [27]

Упадок и возрождение

[ редактировать ]

Реконкиста захватила Валенсию в третий и последний раз в 1238 году, и Малага стала одним из последних городов, павших после осады Малаги (1487 г.) . Оставшееся исламское население мудехар и обращенное население мориско было изгнано из Испании в 1496 и 1609 годах соответственно, причем последнее изгнание мориско охватило треть населения провинции Валенсия. Но в любом случае многие мастера уже давно были христианами, а испано-мавританский стиль сохранился в провинции Валенсия, хотя и продемонстрировал немедленное снижение качества. [28] Более поздние изделия обычно имеют грубую красновато-желтую основу, темно-синий декор и блеск; к настоящему времени их позиция как самой престижной европейской керамики была потеряна для итальянских и других производителей.

Алан Кейгер-Смит описывает валенсийскую промышленность как жертву собственного успеха; поскольку товары, первоначально производившиеся для самых верхушек общества, обычно в виде заказных заказов с персонализированной геральдикой, были востребованы растущей мелкой знатью и буржуазией , размер изделий и качество их украшения снизились, а живопись стала более рутинным повторением простых мотивы. [29] Итальянская промышленность майолики, во многом развивавшаяся по образцу испанской, развивалась в направлениях, которым Валенсия могла или не хотела следовать. То, что итальянская фигуративная живопись эпохи Возрождения не была предпринята в Испании, возможно, не удивительно, но Валенсия лишь присоединилась к итальянцам в копировании более простых форм из металлических изделий, причем итальянцы были более амбициозными. [17]

Производство товаров продолжало медленно сокращаться, теперь опираясь на относительно местный спрос на плитку и другие декорированные предметы, включая вотивные подношения . Говорят, что около 1800 года в Манисесе все еще было тридцать работающих печей, и к этому времени уже были предприняты первые попытки возродить былую славу отрасли. Секреты технологий изготовления высококачественных изделий были в значительной степени утеряны, и после того, как Карлос III Испанский проявил личный интерес, в 1785 году был заказан отчет, в котором были описаны методы, которые тогда использовались, чтобы не потерять еще больше. К 1870-м годам сформировался рынок изделий, максимально приближенных к ранним работам, и был создан ряд новых фирм, некоторые из которых продолжают работать и сегодня, хотя оригинальных работ в традициях мало. [30]

Другие варианты использования термина

[ редактировать ]

Термин «испано-мавританский» также используется для описания фигурного шелкового текстиля с геометрическими узорами, сотканного в Аль-Андалусе, [31] а иногда и для обозначения мудехара или других работ в других средствах массовой информации, таких как производство ковров, индустрия, которая следовала той же схеме, что и гончарное дело в Испании. Метрополитен -музей использует этот термин для описания позолоченного парадного шлема из своей коллекции. [32]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Caiger-Smith, 1985, главы 12–14 дают очень полное описание используемых материалов, методов и научных данных. Норман, стр. 2–3 гораздо короче.
  2. ^ Хадисные тексты против золотых и серебряных сосудов ; также в Коране уточняется, что «в этой жизни те, кто пьет из серебряных и золотых сосудов, почувствуют, однако, огонь (см.) ада (см.) в своих желудках (Муслим, Сахих, VI, 135)»; однако Коран утверждает, что золотые блюда в раю содержат «все, что пожелают души» (Вопрос 43:71). Золото , Шёниг, Ханнелор, 2002, электронные книги ГЕЙЛ
  3. ^ Перейти обратно: а б Фротингем, Элис Уилсон, автор. (1936). Каталог испано-мавританской керамики в коллекции Латиноамериканского общества Америки . Испаноязычное соц. Америки. OCLC   491729845 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Насрид; например, плитка в Альгамбре могла быть изготовлена ​​на месте – см. Jones & Michell, стр. 271, нет. 424
  5. ^ Caiger-Smith, 1985, имеет последовательные главы, названные 6 «Мавританский блеск Андалусии» и 7 «Испано-мавританский блеск», но большинство источников не проводят такого различия, что связано с трудностью надежного различения этих двух и перераспределением некоторые типы от одного к другому, кажется разумным.
  6. ^ Кайгер-Смит, 1985, стр. 95 и 100; Джонс и Мичелл, с. 272, нет. 426
  7. ^ Кайгер-Смит, 1985, стр. 84-86; цитата со стр. 86
  8. ^ Джонс и Мичелл, с. 271, нет. 423
  9. ^ Кайгер-Смит, 1985, стр. 89-93; цитаты на стр. 90 и с. 89
  10. ^ Кайгер-Смит, 1985, стр. 90-92; Кенессон, 113 n.1 имеет более полную информацию
  11. ^ Джонс и Мичелл, с. 271, нет. 424
  12. ^ Кайгер-Смит, 1985, стр. 96-99.
  13. ^ Кайгер-Смит, 1985, с. 99
  14. ^ Кайгер-Смит, 1985, стр. 100-101.
  15. ^ Кайгер-Смит, 1985, стр. 101-103.
  16. ^ Кайгер-Смит, 1985, с. 109
  17. ^ Перейти обратно: а б с Норман, 2
  18. ^ Кайгер-Смит, 1985, стр. 121-123.
  19. ^ Джонс и Мичелл, с. 272, нет. 425
  20. ^ Кайгер-Смит, 1985, стр. 89, 105-109, 111, 113; п. 105 цитируется. О подписанных произведениях из других регионов см. Jones & Mitchell, 206–207 и экспонаты.
  21. ^ Quantara. Архивировано 7 июля 2010 г. в Wayback Machine , «Большая банка, украшенная газелями», теперь Альгамбра.
  22. ^ Кайгер-Смит, 1985, стр. 86-99.
  23. ^ Норман иллюстрирует обе стороны чисел C1-C3; Кайгер-Смит, 1985, с. 116
  24. ^ Кайгер-Смит, 1973, стр.65.
  25. ^ Насрид
  26. ^ Джонс и Мичелл, с. 272, нет. 427; Кайгер-Смит, 1985, с. 89
  27. ^ Вандепут, А. (1904). Испано-мавританская посуда XV века: вклад в ее историю и хронологию по образцам гербов . Переулок. OCLC   311876096 .
  28. ^ Кайгер-Смит, 1985, с. 125
  29. ^ Кайгер-Смит, 1985, с. 121
  30. ^ Кайгер-Смит, 1985, с. 166-168
  31. ^ Моннас, Лиза. Купцы, принцы и художники: шелковые ткани в итальянской и северной живописи 1300-1550 гг . Лондон и Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 2008, стр. 63
  32. ^ Парадный шлем музея Метрополитен в испано-мавританском стиле
  • Кайгер-Смит, Алан , Глянцевая керамика: техника, традиции и инновации в исламе и западном мире (Фабер и Фабер, 1985) ISBN   0-571-13507-2
  • Кайгер-Смит, Алан, Глазурованная керамика в Европе и исламском мире: 1000-летняя традиция майолики, фаянса и фаянсовой посуды (Фабер и Фабер, 1973) ISBN   0-571-09349-3
  • Джонс, Далу и Мичелл, Джордж (редакторы); Искусство ислама , Совет искусств Великобритании , 1976, ISBN   0-7287-0081-6
  • Кенессон, Саммер С. (1992), «Люстровая керамика Насрида: Вазы Альгамбры», Мукарнас , 9 , BRILL: 93–115, doi : 10.2307/1523138 , JSTOR   1523138
  • «Насрид». Искусство периода Насридов (1232–1492) на Хронологии истории искусств Хайльбрунна. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. онлайн (октябрь 2002 г.)
  • Норман, AVB, Коллекция Уоллеса, Каталог керамики I , Коллекция Уоллеса , Лондон, 1976.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3af79e094cf483708ae243d0d47b95e0__1709661180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/e0/3af79e094cf483708ae243d0d47b95e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hispano-Moresque ware - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)