Индо-сарацинская архитектура
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2018 г. ) |
Индо-сарацинская архитектура (также известная как индо-готика , мого-готика , неомогола , в 19 веке часто индо-исламский стиль) [1] ) — архитектурный стиль эпохи возрождения, который в основном использовался британскими архитекторами в Индии в конце 19 века, особенно в общественных и правительственных зданиях в британском владычестве , а также во дворцах правителей княжеских государств . Он черпал стилистические и декоративные элементы из местной индо-исламской архитектуры , особенно архитектуры Великих Моголов , которую британцы считали классическим индийским стилем. [2] Основная планировка и структура зданий, как правило, были близки к тем, которые используются в современных зданиях в других стилях возрождения, таких как готическое возрождение и неоклассицизм , с добавлением специфических индийских черт и украшений.
Стиль основан на западном воздействии на изображения индийских зданий примерно 1795 года, например, Уильяма Ходжеса и дуэта Дэниела ( Уильям Дэниел и его дядя Томас Дэниел ). Часто говорят, что первым индо-сарацинским зданием является дворец Чепаук , построенный в 1768 году в современном Ченнаи (Мадрас) для наваба Аркота . [3] В Бомбее и Калькутте (какими они тогда были), как главных центрах администрации Раджа, было построено множество зданий в этом стиле, хотя Калькутта также была бастионом европейской неоклассической архитектуры, смешанной с индийскими архитектурными элементами. Большинство крупных зданий в настоящее время отнесены к категории зданий наследия, установленной Археологической службой Индии (ASI), и находятся под охраной. [ нужна ссылка ]
Этот стиль пользовался определенной популярностью за пределами Британской Индии, где архитекторы часто смело смешивали исламские и европейские элементы из разных областей и периодов в преобладающей атмосфере эклектизма в архитектуре . Среди других британских колоний и протекторатов в регионе он был принят архитекторами и инженерами Британского Цейлона (современная Шри-Ланка ) и Малайских Федеративных Штатов (современная Малайзия ). Этот стиль иногда использовался, в основном для больших домов, в самом Соединенном Королевстве , например, в королевском Брайтонском павильоне (1787–1823 гг.) и Доме Сезинкот (1805 г.) в Глостершире .
Более широкая европейская версия, также популярная в Америке, представляет собой архитектуру мавританского возрождения , которая имеет тенденцию меньше использовать специфические черты Южной Азии, а вместо этого те, которые характерны для арабоязычных стран; Неомудехар — аналогичный стиль в Испании. В Индии более ранняя инверсия стиля произошла в Лакхнау до британского захвата власти в 1856 году, где индийские архитекторы «случайно привили европейские стилистические элементы в виде деталей и мотивов к скелету, заимствованному из индо-исламской школы». Это известно как «стиль наваби». [4] Сарацин — термин, использовавшийся в средние века в Европе для обозначения арабоязычных мусульман Ближнего Востока и Северной Африки , а термин «индо-сарацинский» впервые был использован британцами для описания более ранней индо-исламской архитектуры Моголы и их предшественники, [5] и часто продолжали использоваться в этом смысле. «Сарацинская архитектура» (без «Индо-») впервые была использована для обозначения архитектуры мусульманской Испании , самой знакомой исламской архитектуры большинству английских писателей начала XIX века.
Характеристики
[ редактировать ]За некоторыми исключениями из предыдущих, большинство индо-сарацинских общественных зданий были построены частями британского правительства в Индии между 1858 и 1947 годами, причем пиковый период начался примерно в 1880 году. Они частично отражали стремление британцев к Имперский стиль», намеренно представленный в большом масштабе, отражающий и продвигающий идею неприступной и непобедимой Британской империи . [6] Этот стиль был описан как «часть движения XIX века, направленного на то, чтобы стать естественными преемниками Великих Моголов». [7]
В то же время они были построены для современных функций, таких как железнодорожные станции, правительственные учреждения для все более обширной бюрократии и суды. Они часто использовали современные методы строительства и оборудование. Хотя обычно использовался камень, по крайней мере, в качестве облицовки, они включали в себя опорные конструкции, состоящие из железа, стали и заливного бетона , а затем из железобетона и сборных железобетонных элементов.
Этот стиль был описан уроженцем Калькутты: [ ВОЗ? ] Будучи наиболее распространенным в «Южной и Западной Индии», и из трех главных городов Раджа 19-го века, оно было и остается гораздо более очевидным в Мумбаи и Ченнаи , а не в Калькутте , где есть как государственные правительственные здания, так и особняки богатые индийцы имели тенденцию использовать версии европейской неоклассической архитектуры . [8] Мадрас (ныне Ченнаи) был особым центром стиля, но по-прежнему имел тенденцию использовать детали архитектуры Великих Моголов, которая раньше почти никогда не достигала Тамил Наду . Частично это произошло потому, что английские авторитеты, такие как Джеймс Фергюссон, особенно осуждали дравидийскую архитектуру . [9] который также было бы сложнее и дороже адаптировать к современным функциям здания.
Типичные обнаруженные элементы включают:
- луковичные (луковичные) купола
- Чхаджа , нависающий карниз , часто поддерживаемый заметными кронштейнами.
- заостренные арки, остроконечные арки или зубчатые арки
- подковообразные арки , на самом деле характерные для исламской Испании или Северной Африки, но часто используемые
- контрастные цвета вуссуаров вокруг арки, особенно красный и белый; еще одна особенность, более типичная для Северной Африки и Испании.
- изогнутые крыши в бенгальском стиле, например, чар-чала
- куполообразные киоски чхатри на линии крыши
- вершины
- башни или минареты
- открытые павильоны или павильоны с крышами Бангала
- джалис или ажурные ширмы
- Машрабия или Джарокха. Окна с решетками в стиле
- Иваны , в виде входов, отодвинутых от фасада, под арку.
Главными сторонниками этого стиля архитектуры были Роберт Феллоуз Чисхолм , сэр Сэмюэл Суинтон Джейкоб , Чарльз Мант , Генри Ирвин , Уильям Эмерсон , Джордж Виттет и Фредерик Стивенс , а также множество других квалифицированных специалистов и ремесленников по всей Европе и Америке.
Структуры, построенные в индо-сарацинском стиле в Индии и в некоторых близлежащих странах, представляли собой преимущественно величественные общественные здания, такие как башни с часами и здания суда . Точно так же гражданские, а также муниципальные и правительственные колледжи , а также ратуши по сей день считают этот стиль одним из самых высокопоставленных и ценных построек; по иронии судьбы, в самой Британии, например, Королевский павильон короля Георга IV в Брайтоне (который дважды за свою жизнь подвергался угрозе сноса, который некоторые очерняли как « карнавальную интермедию» и который угрожаемые националисты отвергали как «карнавальную интермедию») архитектурная глупость плохого дизайна», не меньше) и в других местах эти редкие и часто миниатюрные (хотя иногда, как уже упоминалось, грандиозные) жилые постройки, демонстрирующие этот колониальный стиль, очень ценны и ценятся сообществами, в которых они существуют. как-то «волшебный» на вид. [ нужна ссылка ]
Обычно в Индии деревни, поселки и города с некоторым достатком тратили значительные суммы на строительство таких архитектурных сооружений, когда составлялись планы строительства местных железнодорожных станций , музеев и художественных галерей .
Стоимость строительства зданий в этом стиле была высокой, включая всю присущую им индивидуальность, орнамент и мелочи декора, гениальное мастерство ремесленников (резьба по камню и дереву, а также изысканная лапидарная/инкрустация) и обычную доступность необходимого сырья, поэтому этот стиль применялся только на зданиях большого масштаба. Однако случайные жилые постройки такого типа (они были построены частично или полностью с использованием индо-сарацинских элементов/мотивов) действительно появлялись довольно часто, и такие здания становились все более ценными и высоко ценились местным и иностранным населением за их пышный дизайн. красота и элегантность сегодня. [ нужна ссылка ]
Такие жилые объекты уровня поместья, которым посчастливилось усилить присутствие индо-сарацинской структуры, проявляются либо в основной части объекта недвижимости, либо в любой из его пристроек, как правило, все еще можно увидеть там, где в некоторых случаях разрастание городов еще не преодолело их. ; часто их можно найти в эксклюзивных кварталах (или окруженных, как заветных выживших, огромными небоскребами в недавно заявленных урбанизированных районах на протяжении этой «техно»-движимой социально-экономической революционной эпохи, знаменующей последнее десятилетие истории Индии) и Местные жители часто называют их «мини-дворцами». Обычно их форм-факторы таковы: таунхаус, флигели и/или портики. Кроме того, чаще встречаются миниатюрные версии индо-сарацинского стиля, изначально построенные для меньших бюджетов, находящие свое, тем не менее, романтическое выражение в редких и безмятежно красивых хозяйственных постройках садовых павильонов по всему миру, особенно в Индии и Англии. [ нужна ссылка ]
Индийский контекст
[ редактировать ]Попытки слияния различных архитектурных стилей предпринимались и раньше, в основном в периоды тюрков , Делийского султаната и Великих Моголов . Вторжения тюрков и Великих Моголов на Индийский субконтинент привнесли новые концепции в архитектуру Индии. Преобладающим стилем архитектуры был трабеат , в котором использовались колонны, балки и перемычки , с меньшим акцентом на арки и купола, использовавшиеся в более ранние буддийские периоды. Тюркские захватчики привнесли дугообразный стиль строительства с большим упором на арки и балки, который процветал при Моголах и Талукдарах за счет строительства и включения индийской архитектуры, особенно храмовой архитектуры Раджастхана , а также императорской индийской дворцовой/фортовой/городской архитектуры.
Местные влияния также привели к появлению различных «порядков» индо-исламского стиля. После распада тюркского Делийского султаната правители отдельных государств установили свое собственное правление и, следовательно, свои собственные архитектурные стили, которые были имитацией местных/региональных индийских архитектурных школ. Примерами таких школ являются «Бенгальская» и «Гуджаратская» школы. Такие мотивы, как чхаджа (навес или карниз, положенный на консольные кронштейны, прикрепленные к стенам и выступающие из них), консольные кронштейны с богато резным «сталактитом». [ нужна ссылка ] подвесные украшения, балконы, киоски или чхатри и минары (высокие башни) были характерны для архитектурного стиля, имитирующего моголов, который должен был стать непреходящим наследием почти четырехсотлетнего присутствия Великих Моголов в этих областях.
стиль Великих Моголов
[ редактировать ]Архитектура Великих Моголов развила индо-исламскую архитектуру Делийского султаната с дальнейшим добавлением тимуридских и персидских элементов. Пика своего развития стиль, возможно, достиг при Акбаре , третьем императоре Великих Моголов . Некоторые из значительных архитектурных произведений Великих Моголов — Могила Хумаюна , Тадж-Махал , Форты Агры и Лахора , город Фатехпур-Сикри , Могила Акбара .
Упадок и возрождение
[ редактировать ]Шаху Джахану наследовал его сын Аурангзеб , который мало интересовался искусством и архитектурой. В результате пострадала архитектура, построенная по заказу Великих Моголов: большинство инженеров, архитекторов и ремесленников мигрировали на работу под патронажем местных правителей. К началу 19 века Британская Ост-Индская компания (EIC) контролировала значительную часть Индийского субконтинента . В 1803 году их контроль еще больше усилился после победы над Империей маратхов , которую возглавлял Даулат Рао Синдия . EIC узаконила свое правление , взяв под свою защиту императора Великих Моголов Шах Алама II и управляя совместно с ним. Однако их власти снова был брошен вызов, когда в 1857 году индийские солдаты, находившиеся у них на службе , вместе с мятежными принцами, в том числе Рани Джханси , начали Индийское восстание 1857 года . Однако это восстание было подавлено в течение года и ознаменовало конец Империи Великих Моголов , которая была формально распущена британцами. После восстания территории EIC в Индии были официально переданы Британское правительство под властью Короны ; Вскоре после этого EIC распалась. В 1861 году новая британская колониальная администрация учредила Археологическую службу Индии , постепенно восстанавливая несколько важных индийских памятников (таких как Тадж-Махал ) в течение следующих десятилетий. [ нужна ссылка ]
Чтобы возвестить новую эру британского «раджа», была создана новая архитектурная традиция, сочетающая существующие стили Индии с импортированными стилями с Запада, такими как готика (с ее подстилями французской готики , венецианско-мавританского), Неоклассика , а позже и новые стили, такие как ар-деко . В результате было построено несколько зданий со смешанным влиянием. При этом они сохранили индийскую архитектуру , добавив при этом элементы британской и европейской архитектуры ; это, в сочетании с тем, что британцы разрешили региональным индийским принцам оставаться у власти в соответствии с различными соглашениями, сделало их присутствие более «приемлемым» для индийцев. Британцы попытались воплотить прошлое Южной Азии в своих новых индийских зданиях и таким образом представить британское владычество как законное для индийской общественности. [ нужна ссылка ]
Главное здание колледжа Мэйо , построенное в 1885 году, было построено в индо-сарацинском стиле. Примеры в Ченнаи включают Общественный зал Виктории , Высокий суд Мадраса , Сенат Мадрасского университета и Центральный железнодорожный вокзал Ченнаи . Строительство Нью-Дели как новой имперской столицы, которое в основном происходило между 1918 и 1931 годами под руководством сэра Эдвина Лютьенса , принесло последний расцвет стиля, используя более глубокое понимание индийской архитектуры. Раштрапати Бхаван (Дворец вице-короля, затем президента) использует элементы индийской архитектуры буддийской эпохи, а также элементы более поздних периодов. Это можно увидеть в капителях колонн и экране вокруг барабана под главным куполом, опираясь на перила, расположенные вокруг древних ступ . [ нужна ссылка ]
В Британской Малайе
[ редактировать ]По словам Томаса Р. Меткалфа, ведущего исследователя этого стиля, «индо-сарацинский стиль, с его воображаемым прошлым, обращенным к целям британского колониализма, сформировался за пределами Индии [т.е. субконтинента] наиболее полно только в Малайе». Британская Малайя была преимущественно мусульманским обществом, где почти не существовало в последнее время традиций строительства из кирпича или камня, и даже мечети и дворцы местных правителей были построены из обильных местных лиственных пород . Куала-Лумпур был всего лишь небольшим поселением, когда в 1895 году британцы решили сделать его столицей своих новых Малайских Федеративных Штатов ; требовалось несколько крупных общественных зданий. Британцы решили использовать исламский стиль, к которому они привыкли из Индии, несмотря на то, что он имеет мало общего с существующими местными архитектурными стилями. [11]
В отличие от Индии, британцы также построили несколько дворцов для султанов нескольких штатов, на которые по-прежнему разделена современная Малайзия , а в некоторых местах, где население значительно увеличилось, мечети . [12] такие как мечеть Джамек и мечеть Убудия . Оба они были спроектированы Артуром Бенисоном Хаббаком , ведущим архитектором этого стиля с момента его прибытия в 1895 году до выхода на пенсию в 1917 году, когда он пережил пик своей популярности. [13] Отсутствие местных прецедентов позволило английским архитекторам создать «архитектуру, определяемую исключительно ориенталистской фантазией», по словам Меткалфа, который говорит, что мечеть Убудия Хаббака ( Куала Кангсар , 1913) «вызывает в воображении не что иное, как фантазию викторианского иллюстратора из «Тысячи и одной ночи». ". [14]
Вопреки тому, что иногда утверждают, ведущими фигурами были английские профессиональные архитекторы (тогда как в Индии часто использовались бывшие солдаты или военные инженеры), которые никогда не работали в Индии. Обычно они могли проектировать как в индо-сарацинском, так и в европейском стилях. Например, основные здания регента Альфреда Джона Бидуэлла , который оставил свою карьеру в Лондоне в возрасте 34 лет в 1893 году, чтобы занять государственную должность в Малайзии, включают здание Султана Абдул Самада в Куала-Лумпуре (первоначально «Правительственные учреждения», 1894 г.) , в свободном исламском стиле, возможно, более египетском, чем могольский, и со множеством подковообразных арок. Перейдя к частной практике в Сингапуре , Бидвелл спроектировал полностью европейский отель Raffles (1899 г.). В Сингапуре европейские стили были нормой со времени первого британского общественного здания в 1827 году, копируя Калькутту и отражая меньшую долю малайцев- мусульман в населении, а также роль города как военной и торговой базы. Меткалф отмечает, что, несмотря на большое китайское население, ни в Сингапуре, ни в Гонконг был общественными зданиями с влиянием китайской архитектуры, построенными в этот период. [15]
Правительственные учреждения были первой крупной британской комиссией в Малайе, и Бидвелл предложил европейский стиль, но его отверг К.Э. Спунер , тогдашний государственный инженер Департамента общественных работ, военный инженер с многолетним опытом работы на Цейлоне , который рассказал собравшиеся на церемонию открытия: «Тогда я остановился на магаметанском стиле». Он не проектировал здания сам, но был ключевой фигурой в утверждении проектов. В комиссию вошли Спунер, А. С. Норман , Бидвелл и недавно прибывший Хаббек (с 1895 г.). [16] [17] Строительство здания вдохновило на строительство дополнительных гражданских зданий в окрестностях в аналогичном стиле, в то время как элементы этого стиля получили более ограниченное распространение среди частных зданий в Малайе. Каким бы искусственным ни было малайско-британский исламский стиль, примечательно, что большинство крупных общественных зданий сохранились еще долгое время после обретения независимости в 1957 году и образования Малайзии Малайей в 1963 году, оставаясь ухоженными на своих главных городских объектах, многие из которых были перепрофилированы под их первоначальные функции теперь выполняются в более современных зданиях в других местах.
- Национальный музей текстиля в Куала-Лумпуре, построенный Хаббаком, 1905 год. Первоначально служил офисом железных дорог Федеративных Малайских Штатов .
- Старое здание Высокого суда в Куала-Лумпуре
- Старая ратуша Куала-Лумпура , Хаббак, 1896–1904 гг.
- Мечеть Джамек в Куала-Лумпуре, автор Хаббак
- Здание администрации железной дороги, Куала-Лумпур
- Замок Келли , Бату Гаджа , Перак
Примеры
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]- Отель Тадж Махал Палас в Мумбаи
- ГПО Мумбаи , напоминающее Гол Гумбаз
- Радж Бхаван (обзор сзади), Калькутта
- Дворец Ковдиар , Керала
- Музей Нейпира , Керала
Бангладеш
[ редактировать ]- Масджид-э-Девания в Читтагонге
Пакистан
[ редактировать ]- Здание Карачи Метрополитен Корпорейшн , Карачи, 1927–30 гг.
- Университет Пенджаба , Лахор
- Блок Патиала Медицинского университета короля Эдуарда , Лахор
- Здание Торговой палаты Карачи
- Дарбар Махал , Бахавалпур
Великобритания
[ редактировать ]- Дом Сезинкот , Глостершир , 1805 г.
- Королевский павильон в Брайтоне , 1815–1823 гг.
- Западный павильон в Брайтоне, 1828 год, спроектированный Амоном Генри Уайлдсом как его собственный дом.
- Слоновьи чайные комнаты , Сандерленд , 1877 год.
- Мавзолей Сассуна , ныне шикарный Брайтонский клуб ужинов, 1892 год.
Шри-Ланка
[ редактировать ]- Мечеть Джами Уль-Альфара в Коломбо
- Публичная библиотека Джафны в Джафне
- Часовая башня Джафны в Джафне
В другом месте
[ редактировать ]- Оригинал Хонкан , Токийский национальный музей , работа Джозайи Кондера , в значительной степени разрушенный землетрясением в 1923 году.
- Дворец Бардо, парк Монсури, Париж
Примечания
[ редактировать ]- ^ Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры . ISBN 978-0-19-860678-9 .
- ^ Это, 98
- ^ Это, 95, 102.
- ^ Джаевардене-Пиллаи, 10
- ^ Джаевардене-Пиллаи, 14 лет.
- ^ Джаевардене-Пиллаи, 6, 14.
- ^ Это, xi
- ^ Дас, xi, xiv, 98, 101
- ^ Это, 101–104.
- ^ «Судха: история о поте и тяжелом труде» . Деканская хроника . 31 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2010 г. Проверено 11 ноября 2010 г.
- ^ Меткалф
- ^ Меткалф
- ^ Мизан Хашим, Дэвид (1998). «Влияние Индии и Моголов на мечети», Энциклопедия Малайзии (Архитектура), стр. 84–85.
- ^ Меткалф
- ^ Меткалф
- ^ Меткалф
- ^ Галлик, Джон Майкл (1998). «Британский стиль Раджа», Энциклопедия Малайзии (Архитектура), стр. 82–83.
Ссылки
[ редактировать ]- Дас, Прадип Кумар, Генри Ирвин и пересмотр индо-сарацинского движения , 2014 г., ISBN 1482822695 , 9781482822694, книги Google
- Джаевардене-Пиллаи, Шанти, Имперские беседы: индобританцы и архитектура Южной Индии , 2007, ISBN 8190363425 , 9788190363426, книги Google
- Манн, Майкл, Глава 2 «Искусство, артефакты и архитектура» в «Цивилизаторских миссиях в колониальной и постколониальной Южной Азии: от улучшения к развитию », Редакторы: Кэри Энтони Уотт, Майкл Манн, 2011, Anthem Press, ISBN 1843318644 , 9781843318644, книги Google
- Меткалф, Томас Р., Имперские связи: Индия на арене Индийского океана, 1860–1920 , 2007, University of California Press, ISBN 0520933338 , 9780520933330, книги Google
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Меткалф, Томас Р., Имперское видение: индийская архитектура и британское владычество , 1989, University of California Press, ISBN 0520062353 , 9780520062351