Португальская учтивая архитектура

Português Suave — архитектурный стиль, продвигаемый португальским режимом Estado Novo , в основном в 1940-х и начале 1950-х годов. Официально продвигаемый португальским правительством в то время как Estilo Português («Португальский стиль»), он стал более широко известен как «Português Suave» в честь одноименной марки сигарет. Этот архитектурный стиль также известен как стиль Estado Novo , но это последнее наименование не очень правильно, поскольку во время Нового государственного режима Португалии в общественных зданиях применялись различные архитектурные стили.
История
[ редактировать ]
Português Suave стал результатом идей нескольких португальских архитекторов, которые с начала 20 века стремились создать «настоящую португальскую архитектуру». Одним из наставников этого стиля был архитектор Рауль Лино , создатель теории «португальского дома». Результатом этого течения стало создание архитектурного стиля, в котором использовались современные строительные технологии, оформленные с использованием смеси внешних эстетических элементов, заимствованных из древней и традиционной португальской архитектуры .
Португальский режим Estado Novo , авторитарный националистический режим, возникший в результате революции 28 мая и возглавляемый Оливейрой Салазаром , начал широкомасштабную политику общественных работ, начиная с 1930-х годов. Первоначально в новых общественных зданиях преобладал монументальный стиль модерн с чертами ар-деко . Однако после Всемирной выставки Португалии в 1940 году, главным архитектором которой был Хосе Коттинелли Тельмо , правительство Португалии начало отдавать предпочтение националистическому стилю для своих новых общественных построек. Этот стиль использовался во всех типах общественных зданий: от небольших сельских начальных школ до больших средних школ и университетских городков, военных казарм, судов, больниц, ратуш и так далее.
За пределами Португалии этот стиль также широко использовался в общественных зданиях португальских заморских территорий в Африке , Азии и Океании . Этот стиль также был очень популярен в частном секторе и использовался во всех типах зданий: от небольших семейных домов до многоквартирных домов, отелей, офисных зданий, коммерческих и промышленных зданий.
Этот стиль подвергся критике со стороны большого числа молодых архитекторов, обвинявших его в провинциальности и лишенности воображения. Его прозвище, под которым он был наиболее широко известен, «Португальский учтивый», было дано ему по иронии судьбы критиками, которые сравнили его с одноименной маркой сигарет . Самый большой удар по стилю был нанесен 1-м Португальским национальным архитектурным конгрессом в 1948 году , что означало, что от него постепенно отказались как для общественных, так и для частных работ. С середины 50-х годов в финансируемых государством общественных работах стали использовать более модернистские архитектурные стили.
Несмотря на критику со стороны многих интеллектуалов, архитектура Português Suave оказалась популярной и соответствовала вкусам определенной части португальского народа. Его характеристики, хотя и смягченные, вернулись, и их можно увидеть во многих частных зданиях, построенных с 1990-х годов.
Характеристики
[ редактировать ]В типичных зданиях португальского учтивого стиля использовались современные архитектурно-инженерные технологии с использованием бетонных конструкций высокого качества. Однако, в отличие от модернистских зданий, современные приемы и линии были скрыты под орнаментальными элементами.
Орнаментальные элементы стиля были заимствованы из архитектуры 17-18 веков и . региональных архитектурных стилей Португалии Обычно использовались декоративные элементы, такие как грубый камень, остроконечные черепичные крыши, башенки, пилястры, балконы и т. д. Многие, особенно более крупные здания, также имели арки и башни, увенчанные национальными символами, такими как армиллярные сферы .
Типы
[ редактировать ]Залы суда
[ редактировать ]
Этот тип зданий вместе с ратушами считается «благородным типом» Português Suave. Для них обычно характерны суровые формы, использование колоннад и больших портиков для придания монументальности. Существует символическая задача связать архитектуру этих зданий с идеей судебной власти (неразрывно связанной с государственной властью) в сочетании со строгим и классическим духом. Хорошим примером описанных характеристик является Дворец правосудия Порту (1961 г.), где колоннады играют фундаментальную роль с точки зрения глобальной идеологии, которую здание должно сделать видимым; почти жестокая строгость и монументальность делают это здание суда одним из наиболее представительных представителей этого функционального типа.
Ратуши
[ редактировать ]
Ратуши относятся к «благородному типу» португальского учтивого наряду с примерными. Сравнивая две типологии, ратуши более эклектичны и имеют более свободную форму, не так привязаны к идеям власти и строгости судебных зданий (несмотря на то, что они тесно связаны с этими выражениями). С ними также связана более историческая и националистическая тема; иногда на фасадах или портиках имеются иллюстративные панно, относящиеся к различным аспектам жизни города, например, его работе или его истории. Примером ратуши такого стиля, хотя и не очень репрезентативным, является здание ратуши Повуа-де-Ланьозо; это здание соединено с залом местного суда, прагматично объединяя два благородных здания деревни.
Банки: Caixa Geral de Depósitos e Créditos e Providência.
[ редактировать ]Этот тип зданий имел основополагающее значение для экономики городов и поселков страны. Обычно они располагались в центре города, чтобы любой житель района мог легко добраться до них. Они были построены с целью выглядеть достаточно прочными и устойчивыми, чтобы донести до населения, что их деньги и операции в безопасности. На территории Португалии существует несколько типологий; от городского вида усадеб до типичного классического здания с большими башенками, увенчанными высокими шпилями. Здание Caixa Geral de Depósitos в Сантарене демонстрирует строгий, но сдержанный характер этого функционального типа. Башня и высокие окна дают публике столь необходимое чувство безопасности, которое всегда должно ассоциироваться с таким зданием.
Почтовые отделения
[ редактировать ]Особый случай представляют собой здания почты, телефона и телеграфа. Тот факт, что на протяжении 30-х и 40-х годов за проектирование этих работ отвечал один-единственный архитектор Аделино Нуньес, оставлял мало места для серьезных технических и формальных инноваций, что отражается в их небольшом разнообразии. Этот факт позволяет разделить различные объекты, построенные по всей стране, на 3 уровня застройки:
Просто – для более скромных деревень, в более историко-регионалистском стиле. Примером этого является почтовое отделение Фафе.Средний — для крупных городов или небольших городов в более современном и инновационном стиле. Север характеризуется гранитом, а юг - побеленными стенами. Два примера, по одному на каждый случай, — это почтовое отделение Валенсы на севере и почтовое отделение в Эворе на юге.Почтовые дворцы – для крупных городов, в стиле эклектики, сочетающем регионализм, современность и монументальность. Наиболее ярким примером здания этого типа является Palacio dos Correios («Дворец почты») в Лиссабоне.
Школы
[ редактировать ]Начальные школы этого периода были частью проекта, известного как Escolas dos Centenários Рожерио де Азеведо. Архитектор составил типовой план, описывающий порядок строительства подобных учебных заведений. Были небольшие варианты, пытавшиеся вписать здания в архитектурную панораму места, где они располагались; школы на юге характеризовались арками и побеленными стенами, а на севере - крыльцами и использованием гранита.
Средние школы были основаны на совершенно иной идее, чем начальные школы. Они были установлены в больших домах 17 и 18 веков с большими галереями и черепичными крышами. Как и в случае с начальными школами, большинство этих зданий предназначались для смешанного обучения; поэтому и по представлениям того времени мальчики и девочки посещали разные крылья построек, делая их симметричными. Некоторые из этих школ были связаны с районами, например школа в районе Ажуда. Что касается университетов, то, поскольку они предполагали гораздо больший размер, к ним относились как к городским ансамблям.
Религиозные произведения
[ редактировать ]Святилище Фатимы было величайшим религиозным сооружением режима. В целом церкви, построенные в этом стиле, были стилизованы под бетон. Работа, которая до сих пор выделяется, — это статуя Христа-Царя в Алмаде.
Памятники и инфраструктура
[ редактировать ]Возник запрос со стороны государства на широкое самоутверждение, связанный с необходимостью проведения крупных работ по основному оборудованию (водоснабжение, канализация, электроснабжение, дорожная сеть). В качестве примера памятников можно привести Фонте Люминоза в Лиссабоне. С точки зрения инфраструктуры, здесь находится плотина Кастело-де-Боде.
Жилье
[ редактировать ]Жилье составляло одну из самых больших проблем режима Салазара в столице. Население Лиссабона увеличивалось из года в год, и возникла необходимость построить места для размещения всех этих людей. Лечили этот процесс по-разному. Жилье делится на три категории: доходные дома, односемейные или двухквартирные дома и социальное жилье.
Доходные дома имеют симметричные формы, в которых использованы традиционные материалы, с небольшими выступами и гладкими фасадами. В то же время здания этого типа были прогрессивными по использованной технологии (железобетон, столбчато-балочная система), но традиционными по своему облику. Характеризуется каменным фундаментом, окнами в рамах, эркерами с декоративным кованым балконом, черепичными крышами (иногда с использованием шпилей) и каменными колоннадами на фасаде.
Дома на одну семью обычно состоят из широкой черепичной крыши с карнизом, фасада, окрашенного в белый или светлый цвет, использования камня в проемах, деревянных ставен, обычно окрашенных в зеленый цвет, и крытой веранды или террас с черепичной крышей. Иногда встречаются работы из плитки или керамики с традиционными мотивами, изделия из кованого железа (цветы, флюгера и ворота).
Социальные кварталы (или жилые комплексы) представляли собой большие скопления «экономического жилья» (или «экономического дохода»), состоящие из домов на одну семью или, чаще, двухквартирных домов. Социальные кварталы были построены в самых неблагополучных районах города. Первым районом, послужившим прообразом кварталов, включенных в проект Дуарте Пачеко, Новос Байррос, был Байрру Салазар, более известный как Байрру-ду-Алвиту (1938 г.). Помимо экономических жилых кварталов, также возникли элементарные кварталы, такие как Байрру-ду-Алту-да-Серафина; а также были достроены районы сборных домов, такие как Байрру-де-Каселас, и районы, которые остались незавершенными во время Первой республики, такие как Байрру-ду-Арку-ду-Сего.
Архитекторы
[ редактировать ]
- Аделино Нуньес
- Карлос Рамос
- Карлос Ребелло де Андраде
- Кассиано Бранко
- Коттинелли Тельмо
- Кристину да Силва
- Гильерме де Ребелло Андраде
- Жоау Симойнс
- Хорхе Сегурадо
- Кейл ду Амарал
- Пардаль Монтейро
- Паулино Монтез
- Рауль Родригес Лима
- Рожерио де Азеведо
- Васко Регалейра
- Велосо Рейс Камело
Галерея
[ редактировать ]В Португалии
[ редактировать ]- Бывшая начальная школа в Фафе.
- Банк в Фару
- Здание филиала банка в Сантарене
- Театральный дом Teatro Micaelense в Сан-Мигеле, Азорские острова.
- Жилой квартал в Арейру, Лиссабон.
- Ряд элитных жилых домов в Лиссабоне.
- Бывшие промышленные склады превращены в музей.
- Банк Португалии в Фуншале.
- Casa dos Patudos, жилой дворец.
- Дворец связи, арх. Аделино Лима.
- Отличный отель Лусо.
- Муниципальный кинотеатр Мессиас, Меальяда.
- Церковь на Кампо-де-Орике, Лиссабон.
- Почтовое отделение Эшторила.
- Мэрия Виейра-ду-Миньо.
- Источник света в Лиссабоне.
- Бывший отель Turismo в Гуарде.
На бывших заморских территориях
[ редактировать ]- Национальный банк Анголы
- Военно-морской док-станция в Луанде
- Жилой дом в Сан-Томе и Принсипи
- Поместье приморский в Мозамбике
- Здание в Луанде, Ангола.
- Здание телекоммуникаций в Мапуту, Мозамбик
- Здание федерации футбола Мозамбика.