Португальская готическая архитектура
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( январь 2021 г. ) |
Португальская готическая архитектура — архитектурный стиль, распространенный в Португалии в эпоху позднего средневековья . Как и в других частях Европы, готический стиль постепенно вытеснил романскую архитектуру в период с конца 12 по 13 век. Между концом 15 и началом 16 веков готика была заменена архитектурой эпохи Возрождения через промежуточный стиль, называемый мануэлино .
Церкви и монастыри
[ редактировать ]Готическая архитектура была привезена в Португалию цистерцианским орденом . [1] Первым полностью готическим зданием в Португалии является церковь монастыря Алкобаса , великолепный пример ясных и простых архитектурных форм, предпочитаемых цистерцианцами. Церковь была построена между 1178 и 1252 годами в три этапа и, кажется, вдохновлена аббатством Клерво в Шампани . Его три нефа очень высокие и узкие, что создает исключительное впечатление высоты. Вся церковь покрыта ребристым сводом , а в главной часовне есть амбулатория и несколько сияющих часовен. Свод амбулатории поддерживается снаружи аркбутанами , типичными чертами готической архитектуры и новинкой того времени в Португалии.
После основания Алькобасы готический стиль был в основном распространен нищенствующими орденами (в основном францисканцами , августинцами и доминиканцами ). В течение 13 и 14 веков в городских центрах было основано несколько монастырей, важные примеры которых можно найти в Порту ( церковь Сан-Франциско ), Коимбре ( монастырь Санта-Клара-а-Велья ), Гимарайнше (Сан-Франциско, Сан-Домингуш). , Сантарен (Сан-Франциско, Санта-Клара), Элваш (Сан-Домингуш), Лиссабон ( руины монастыря Карму ) и многие другие места. Нищенствующие готические церкви обычно имели трехнефный неф, покрытый деревянной крышей, и апсиду с тремя часовнями, перекрытыми ребристыми сводами. Эти церкви также не имели башен и были по большей части лишены архитектурного декора, соответствующего нищенствующим идеалам. Нищенствующая готика также была принята в нескольких приходских церквях, построенных по всей стране, например, в Синтре (Санта-Мария), Мафре , Лориньяне и Лоле .
Многие романские соборы были модернизированы с использованием готических элементов. Так, романский неф собора Порту поддерживается аркбутанами, одними из первых, построенных в Португалии (начало 13 века). Апсида Лиссабонского собора была полностью реконструирована в первой половине XIV века, когда к ней пристроили готический амбулаторий, освещенный фонарем ( высоким рядом окон на верхнем этаже). Амбулатория имеет ряд сияющих часовен, освещенных большими окнами, контрастирующими с темным романским нефом собора. Важным переходным зданием является собор Эворы , построенный в 13 веке; хотя его план, фасад и фасад вдохновлены Лиссабонским собором, его формы (арки, окна, своды) уже готические. Многие готические церкви сохранили крепостной вид романских времен, например, уже упомянутый собор Эворы, церковь монастыря Леса-ду-Балиу (14 век) недалеко от Матозиньюша , и даже в 15 веке с Главным собором. Церковь Виана-ду-Каштелу .
Было построено несколько готических монастырей , которые до сих пор можно найти в соборах Порту, Лиссабона и Эворы (все с 14 века), а также в таких монастырях, как Алькобаса, монастырь Санто-Тирсо и монастырь Ордена Христа .
В начале 15 века строительство монастыря Баталья , спонсируемое королем Иоанном I , привело к обновлению португальской готики. После 1402 года работы были переданы мастеру Юге неизвестного происхождения, который привнес в проект стиль яркой готики. Все здание украшено готическими башенками ( крокетами ), рельефами, большими окнами с замысловатым узором и замысловатыми зубцами . Главный портал имеет ряд архивольтов, украшенных множеством статуй, а тимпан имеет рельеф с изображением Христа и евангелистов. Часовня Основателя и Дом Капитула имеют сложные своды со звездчатыми ребрами, до сих пор неизвестные в Португалии. Баталья оказал влияние на мастерские 15-го века, такие как собор Гуарда , собор Силвеш и монастыри в Бежа (Nossa Senhora da Conceição) и Сантарене ( Igreja da Graça ).
Другим вариантом готики была так называемая мудехар-готика, которая развилась в Португалии к концу 15 века, особенно в регионе Алентежу . Название Мудехар относится к влиянию исламского искусства в христианских королевствах Пиренейского полуострова, особенно в средние века. В Алентежу и других местах влияние мудехара в нескольких зданиях проявляется в профиле окон и порталов, часто с подковообразными арками и импостом , круглых башенках с коническими вершинами , исламскими зубцами и т. д., а также в отделке плиткой ( азулежу ). Примеры включают портик церкви Святого Франциска в Эворе , внутренний двор Королевского дворца Синтры и несколько церквей и дворцов в Эворе, Элваше, Аррайолосе , Беже и т. д. Мудехар в конечном итоге смешался со стилем мануэлино в начале 16 века.
Замки и дворцы
[ редактировать ]В эпоху готики пришлось либо построить, либо укрепить несколько замков, особенно вдоль границы с Королевством Кастилия . По сравнению с предыдущими замками, готические замки в Португалии, как правило, имели больше башен, часто круглого или полукруглого плана (для повышения устойчивости к снарядам), сторожевые башни имели тенденцию быть многоугольными, а ворота замка часто защищались парой фланговых башен. . Вторую, нижнюю стенную куртину ( барбаканы ) часто строили по периметру главных стен, чтобы не допустить приближения к замку военных машин. Также получили широкое распространение такие особенности, как механизация и улучшенные бойницы .
Начиная с 14 века, башни-крепости стали больше и сложнее, с ребристыми сводчатыми крышами и такими удобствами, как камины. Башни-крепости с улучшенными жилыми характеристиками можно найти в замках Бежа , Эштремош и Браганса , а некоторые более поздние замки (15 век) стали настоящими дворцами, как в Пенедоно , Оуреме и Порто-де-Моше . Самым значительным памятником является замок Лейрия , превращенный королем Иоанном I в королевский дворец. Некоторые помещения дворца украшены великолепными готическими лоджиями , с которых король и королева могли любоваться окружающим пейзажем.
Яркие примеры
[ редактировать ]- Клуатры и церковь монастыря Алкобаса
- Клуатры собора Порту (14 век)
- Амбулатория Лиссабонского собора (14 век)
- Трансепт и фонарная башня собора Эворы (13 век)
- Главный фасад собора Силвеш (15 век)
- Клуатры собора Эворы (14 век)
- Мудехар -готика: главный фасад церкви Святого Франциска Эворского (конец 15 века).
- Монастырь Леса-ду-Балио, Матозиньюш (14 век)
- Замок Оурен (15 век)
- Готическое крыльцо в Эштремош замке
- Муниципалитет Гимарайнша с готической галереей (начало 16 века)
- Звездчатый ребристый свод часовни Основателя монастыря Баталья (15 век)
- Национальный дворец Синтры (15-16 вв.)
- Входные башни замка Пенедоно (15 век)
- Готический мост Понте де Лима
- Портал монастыря Богоматери в Беже (15 век)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартинс, Ана Мария Таварес (2010). «Цистерцианцы в Португалии: от порядка к конгрегации с архитектурной точки зрения» (PDF) . Университет внутренних дел Бейры.