Jump to content

Португальская готическая архитектура

Португальская готическая архитектура архитектурный стиль, распространенный в Португалии в эпоху позднего средневековья . Как и в других частях Европы, готический стиль постепенно вытеснил романскую архитектуру в период с конца 12 по 13 век. Между концом 15 и началом 16 веков готика была заменена архитектурой эпохи Возрождения через промежуточный стиль, называемый мануэлино .

Центральный придел церкви монастыря Алкобаса (12–13 века).

Церкви и монастыри

[ редактировать ]

Готическая архитектура была привезена в Португалию цистерцианским орденом . [1] Первым полностью готическим зданием в Португалии является церковь монастыря Алкобаса , великолепный пример ясных и простых архитектурных форм, предпочитаемых цистерцианцами. Церковь была построена между 1178 и 1252 годами в три этапа и, кажется, вдохновлена ​​аббатством Клерво в Шампани . Его три нефа очень высокие и узкие, что создает исключительное впечатление высоты. Вся церковь покрыта ребристым сводом , а в главной часовне есть амбулатория и несколько сияющих часовен. Свод амбулатории поддерживается снаружи аркбутанами , типичными чертами готической архитектуры и новинкой того времени в Португалии.

После основания Алькобасы готический стиль был в основном распространен нищенствующими орденами (в основном францисканцами , августинцами и доминиканцами ). В течение 13 и 14 веков в городских центрах было основано несколько монастырей, важные примеры которых можно найти в Порту ( церковь Сан-Франциско ), Коимбре ( монастырь Санта-Клара-а-Велья ), Гимарайнше (Сан-Франциско, Сан-Домингуш). , Сантарен (Сан-Франциско, Санта-Клара), Элваш (Сан-Домингуш), Лиссабон ( руины монастыря Карму ) и многие другие места. Нищенствующие готические церкви обычно имели трехнефный неф, покрытый деревянной крышей, и апсиду с тремя часовнями, перекрытыми ребристыми сводами. Эти церкви также не имели башен и были по большей части лишены архитектурного декора, соответствующего нищенствующим идеалам. Нищенствующая готика также была принята в нескольких приходских церквях, построенных по всей стране, например, в Синтре (Санта-Мария), Мафре , Лориньяне и Лоле .

Яркая готика в монастыре Баталья : фасад церкви (слева) и часовня Основателя (справа)

Многие романские соборы были модернизированы с использованием готических элементов. Так, романский неф собора Порту поддерживается аркбутанами, одними из первых, построенных в Португалии (начало 13 века). Апсида Лиссабонского собора была полностью реконструирована в первой половине XIV века, когда к ней пристроили готический амбулаторий, освещенный фонарем ( высоким рядом окон на верхнем этаже). Амбулатория имеет ряд сияющих часовен, освещенных большими окнами, контрастирующими с темным романским нефом собора. Важным переходным зданием является собор Эворы , построенный в 13 веке; хотя его план, фасад и фасад вдохновлены Лиссабонским собором, его формы (арки, окна, своды) уже готические. Многие готические церкви сохранили крепостной вид романских времен, например, уже упомянутый собор Эворы, церковь монастыря Леса-ду-Балиу (14 век) недалеко от Матозиньюша , и даже в 15 веке с Главным собором. Церковь Виана-ду-Каштелу .

Было построено несколько готических монастырей , которые до сих пор можно найти в соборах Порту, Лиссабона и Эворы (все с 14 века), а также в таких монастырях, как Алькобаса, монастырь Санто-Тирсо и монастырь Ордена Христа .

В начале 15 века строительство монастыря Баталья , спонсируемое королем Иоанном I , привело к обновлению португальской готики. После 1402 года работы были переданы мастеру Юге неизвестного происхождения, который привнес в проект стиль яркой готики. Все здание украшено готическими башенками ( крокетами ), рельефами, большими окнами с замысловатым узором и замысловатыми зубцами . Главный портал имеет ряд архивольтов, украшенных множеством статуй, а тимпан имеет рельеф с изображением Христа и евангелистов. Часовня Основателя и Дом Капитула имеют сложные своды со звездчатыми ребрами, до сих пор неизвестные в Португалии. Баталья оказал влияние на мастерские 15-го века, такие как собор Гуарда , собор Силвеш и монастыри в Бежа (Nossa Senhora da Conceição) и Сантарене ( Igreja da Graça ).

Другим вариантом готики была так называемая мудехар-готика, которая развилась в Португалии к концу 15 века, особенно в регионе Алентежу . Название Мудехар относится к влиянию исламского искусства в христианских королевствах Пиренейского полуострова, особенно в средние века. В Алентежу и других местах влияние мудехара в нескольких зданиях проявляется в профиле окон и порталов, часто с подковообразными арками и импостом , круглых башенках с коническими вершинами , исламскими зубцами и т. д., а также в отделке плиткой ( азулежу ). Примеры включают портик церкви Святого Франциска в Эворе , внутренний двор Королевского дворца Синтры и несколько церквей и дворцов в Эворе, Элваше, Аррайолосе , Беже и т. д. Мудехар в конечном итоге смешался со стилем мануэлино в начале 16 века.

Вид на замок Санта-Мария-да-Фейра . Крепость уникальна в мире: в главной башне расположены четыре вершины четырех башен.
Вид на замок Браганса . Большая донжонная башня была построена в 15 веке.

Замки и дворцы

[ редактировать ]

В эпоху готики пришлось либо построить, либо укрепить несколько замков, особенно вдоль границы с Королевством Кастилия . По сравнению с предыдущими замками, готические замки в Португалии, как правило, имели больше башен, часто круглого или полукруглого плана (для повышения устойчивости к снарядам), сторожевые башни имели тенденцию быть многоугольными, а ворота замка часто защищались парой фланговых башен. . Вторую, нижнюю стенную куртину ( барбаканы ) часто строили по периметру главных стен, чтобы не допустить приближения к замку военных машин. Также получили широкое распространение такие особенности, как механизация и улучшенные бойницы .

Начиная с 14 века, башни-крепости стали больше и сложнее, с ребристыми сводчатыми крышами и такими удобствами, как камины. Башни-крепости с улучшенными жилыми характеристиками можно найти в замках Бежа , Эштремош и Браганса , а некоторые более поздние замки (15 век) стали настоящими дворцами, как в Пенедоно , Оуреме и Порто-де-Моше . Самым значительным памятником является замок Лейрия , превращенный королем Иоанном I в королевский дворец. Некоторые помещения дворца украшены великолепными готическими лоджиями , с которых король и королева могли любоваться окружающим пейзажем.

Яркие примеры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мартинс, Ана Мария Таварес (2010). «Цистерцианцы в Португалии: от порядка к конгрегации с архитектурной точки зрения» (PDF) . Университет внутренних дел Бейры.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff6b31934e1072bd935bf3a3ac49c5e6__1692863940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/e6/ff6b31934e1072bd935bf3a3ac49c5e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Portuguese Gothic architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)