Строительство готического собора

Строительство готических соборов было амбициозным, дорогостоящим и технически сложным аспектом жизни в позднем средневековье .
С конца 11 века до эпохи Возрождения , в основном в Западной Европе , строительство готических соборов требовало значительного финансирования, высококвалифицированных рабочих и инженерных решений сложных технических проблем. Завершение строительства нового собора часто занимало не менее полувека, однако многие требовали больше времени или были перестроены после пожаров или других повреждений. [1] Поскольку строительство могло занять очень много времени, многие соборы строились поэтапно и отражали различные аспекты готического стиля .
Мотивация
[ редактировать ]XI-XIII века принесли беспрецедентный рост населения и процветание Северной Европе, особенно крупным городам, и особенно тем городам, которые находились на торговых путях. [2] Старые романские соборы были слишком малы для населения, и городские лидеры хотели видеть видимые символы своего нового богатства и престижа. Частые пожары в старых соборах также были причиной строительства нового здания, как, например, Шартрский собор , Руанский собор , Буржский собор и многие другие. [2]
Финансы
[ редактировать ]
Епископы, такие как Морис де Сюлли из Нотр-Дама де Пари , обычно вносили значительную сумму. Состоятельным прихожанам предлагалось отдать процент от своего дохода или имущества в обмен на право быть похороненным под полом собора. В 1263 году папа Урбан IV предложил папские индульгенции , или прощение временных последствий греха на один год, богатым жертвователям, сделавшим крупные пожертвования. [3] Для менее богатых членов церкви приветствовались пожертвования в натуральной форме, такие как работа на несколько дней, использование волов для перевозки или пожертвования материалов. Священные мощи святых , хранящиеся в соборах, были выставлены для привлечения паломников, которым также было предложено сделать пожертвования. Иногда реликвии везли крестным ходом в другие города для сбора денег. [3]
Гильдии , часто делали пожертвования, а различных профессий в городе, такие как пекари , торговцы мехом и драпировщики взамен небольшие панели витражей в новых окнах собора иллюстрировали их деятельность. [4]
Мастера-строители и каменщики
[ редактировать ]
Ключевой фигурой в строительстве собора был мастер-строитель или мастер-каменщик, который отвечал за все аспекты строительства. Одним из примеров был Готье де Варенфруа, мастер-строитель собора Эвре . Его контракт, подписанный в 1253 году с магистром собора и капитулом Эвре, платил ему пятьдесят фунтов в год. От него требовалось жить в Эвре и никогда не отсутствовать на строительной площадке более двух месяцев. [5]
Мастера-каменщики были членами особенно влиятельной гильдии, Корпорации масонов, самой организованной и самой скрытной из средневековых гильдий. [6] Имена мастеров-каменщиков ранней готической архитектуры иногда неизвестны, но более поздние мастера-каменщики, такие как Годвин Гретисд, строитель Вестминстерского аббатства для короля Эдуарда Исповедника , и Пьер де Монтрей , работавший над Нотр-Дам де Пари и аббатством Сен-Дени , стал очень известным. Эд де Монтрей , мастер-каменщик французского Людовика IX , консультировал его по всем архитектурным вопросам и сопровождал короля в его катастрофическом Седьмом крестовом походе .
Мастерство каменщика часто передавалось от отца к сыну. Знаменитой семьей строителей соборов была семья Петра Парлера , родившегося в 1325 году, который работал на Пражском соборе , и за ним следовали его сын и внук. Работы Парлеров повлияли на европейские соборы даже в Испании. [6] Мастера-каменщики часто путешествовали, чтобы увидеть другие проекты и консультироваться друг с другом по техническим вопросам. Они также стали богатыми. В то время как зарплата среднего каменщика или плотника составляла двенадцать фунтов в год, мастер-каменщик Уильям Винфорд получал сумму, эквивалентную трем тысячам фунтов в год. [6]
Мастер-каменщик отвечал за все аспекты строительной площадки, включая подготовку планов, выбор материалов, координацию работы мастеров и оплату труда рабочих. Ему также требовались глубокие знания христианского богословия , поскольку ему приходилось регулярно консультироваться с епископом и канониками о религиозных функциях здания. Эпитафия мастера-каменщика Пьера де Монтрея из Нотр-Дама де Пари описывает его как «врача камней». Могила Хьюга Либержье , мастера-каменщика Реймсского собора , также изображает его в мантии доктора богословия. [7]
Планы
[ редактировать ]Мастера-каменщики обычно сначала изготавливали модель здания из папье-маше , дерева, гипса или камня, чтобы представить ее епископу и каноникам. Планы определенных частей иногда рисовались или вписывались в полном масштабе на полу склепа или другой части рабочей площадки, где с ними можно было легко ознакомиться. [8] [ нужна страница ] [9] Первоначальный план Пражского собора был заново открыт в 19 веке и использован для завершения строительства. [7]
Материалы
[ редактировать ]Для строительства собора потребовалось огромное количество камня, а также древесины для строительных лесов и железа для арматуры.
Камень
[ редактировать ]Иногда камень из более ранних построек перерабатывался, как, например, в соборе Бове . [10] но обычно приходилось добывать новый камень , и в большинстве случаев карьеры находились на значительном расстоянии от места строительства собора. В некоторых случаях, например, в соборах Лиона и Шартра, карьеры принадлежали собору. В других случаях, таких как собор Тура и собор Амьена, строители приобретали права на добычу всего необходимого камня из карьера в течение определенного периода времени. [10] Камни обычно добывались и грубо обтачивались в карьере, а затем доставлялись по дороге или, предпочтительно, отправлялись на строительную площадку. Для некоторых ранних английских соборов камень доставлялся из Нормандии, в карьерах которой добывался исключительно прекрасный камень бледного цвета – Канский камень . [11]
Предпочтительным строительным камнем в Иль-де-Франс был известняк . Как только камни были огранены, на них постепенно образовался слой обжига , который их защитил. Камень был вырезан в карьере, чтобы он мог обжечься перед отправкой на строительную площадку. [12] Когда в 1960-х годах фасад Нотр-Дама де Пари очистили от сажи и грязи, был обнажён первоначальный белый цвет.
На суше камни часто передвигали волы; для некоторых поставок требовалось до двадцати упряжек по два быка в каждой. Волы сыграли особую роль при строительстве Лаонского собора , перенеся все камни на вершину крутого холма. За их труд они были удостоены чести статуй шестнадцати быков, установленных на башнях собора. [10]
На каждом камне на строительной площадке было три отметки каменщика , расположенные на той стороне, которая не была бы видна в готовом соборе. Первый указал место своего происхождения; второй указывал положение камня и направление, в котором он должен быть обращен; а третий был фирменным знаком резчика по камню, чтобы мастер-каменщик мог оценить качество. Эти отметки позволили современным историкам проследить работу отдельных резчиков по камню от собора к собору. [10]
Древесина
[ редактировать ]Огромное количество древесины использовалось в готическом строительстве для изготовления лесов, платформ, подъемников и балок. Часто использовались прочные твердые породы древесины, такие как дуб и орех , что приводило к нехватке этих деревьев и в конечном итоге привело к практике использования более мягкой сосны для строительных лесов и повторного использования старых строительных лесов с места работы на место. [10]
Железо
[ редактировать ]Железо также использовалось в ранней готике для укрепления стен, окон и сводов. Поскольку железо ржавело и пришло в негодность, что привело к разрушению стен, его постепенно заменили другими, более прочными формами поддержки, такими как контрфорсы. [13] Наиболее заметным применением железа было усиление стекол розеток и других больших витражей, что сделало возможным их огромный размер (четырнадцать метров в диаметре в Страсбургском соборе ) и их замысловатый дизайн. [14]
Стандартизация
[ редактировать ]С течением времени материалы постепенно становились более стандартизированными, и некоторые детали, такие как колонны, карнизы и строительные блоки, можно было производить серийно для использования на нескольких объектах. [15] Полноразмерные шаблоны использовались для создания сложных конструкций, таких как своды или части ребристых колонн, которые можно было повторно использовать на разных объектах. [16] Результатом этих усилий стала поразительная степень точности. Каменные колонны трифория апсиды Шартрского собора имеют максимальный разброс плюс-минус 19 мм (0,75 дюйма). [17] Лишние материалы и каменная крошка не были потрачены зря. Вместо того, чтобы строить стены из цельного камня, стены часто строили с двумя гладкими каменными гранями, заполненными изнутри каменным щебнем. [16]
Строительная площадка
[ редактировать ]Соборы традиционно строились с востока на запад. Если новое здание заменяло старый собор, сначала сносили хор в восточной части старого собора, чтобы начать строительство нового здания, а неф на западе оставляли для религиозных служб. После того как новый хор был завершен и освящен, остальная часть старого собора постепенно была снесена. Первыми были построены стены и колонны, деревянные леса и крыша. Когда крыша была установлена, а стены укреплены контрфорсами, можно было начинать строительство сводов. [18]
Одним из наиболее сложных этапов было строительство ребристых сводов , закрывавших неф и хор. Их тонкие ребра направляли вес сводов на тонкие колонны, ведущие вниз к большим опорным колоннам внизу. Первым шагом в строительстве свода было возведение деревянных лесов до уровня верха несущих колонн. Затем поверх лесов был построен точный деревянный каркас, повторяющий форму ребер. Затем каменные сегменты ребер были аккуратно уложены в раму и зацементированы. Когда все ребра были на месте, краеугольный камень был помещен в вершину, где они сходились. После того, как замковый камень был установлен на место, ребра могли стоять отдельно. Затем рабочие заполняли отсеки между ребрами тонким слоем небольших подогнанных кусков кирпича или камня. Рамка была удалена. После того, как отсеки были закончены, их внутреннюю поверхность, видимую снизу, оштукатурили, а затем покрасили, и свод был готов. [19]
- Дагобер посещает строительную площадку Сен-Дени «Большие хроники Франции». 15 век, Национальная библиотека Франции.
- Беговая дорожка крана (13 век)
- «Реконструкция Храма в Иерусалиме», Руан, 15 век.
Для этого процесса требовалась команда специализированных рабочих. Сюда входили каменщики, обрезавшие камень, позеры, устанавливавшие камни на место; и слои, которые скрепляли кусочки вместе. Эти мастера работали вместе с плотниками, строившими сложные леса и модели. [19]
Работа продолжалась шесть дней в неделю, от восхода до захода солнца, кроме воскресенья и религиозных праздников. [18]
Камни были обработаны на месте и уложены на место по рисункам мастера-каменщика, выставленным в его мастерской на этом месте, а иногда и начертанным на полу самого собора. Некоторые из этих планов до сих пор можно увидеть на полу Лионского собора . [14]
Поскольку готические соборы были самыми высокими зданиями, построенными в Европе со времен Римской империи, требовались новые технологии, чтобы поднять камни на самые высокие уровни. Были разработаны разнообразные краны. В их число входил кран для беговой дорожки , тип подъемника, приводимый в движение одним или несколькими мужчинами, идущими внутри большой беговой дорожки ( французский : ecureuil , букв. «белка»). Размер колеса варьировался от 0,5 до 8 м (от 1 фута 8 дюймов до 26 футов 3 дюйма) и позволял одному человеку поднимать вес до 600 кг (1300 фунтов). [14]
Зимой строительство на объекте обычно прекращалось. Чтобы дождь или снег не повредили незавершенную кладку, ее обычно засыпали удобрениями. Только скульпторы и камнерезы в своих мастерских смогли продолжить работу. [18]
- Подъемники и камнерезы (15 век)
- Строительная площадка Сантьяго-де-Компостела (16 век)
- Подмости и подъемники фламандские (ок. 1541 г.)
Рабочие
[ редактировать ]Каменщики, строители строительных растворов, плотники и другие рабочие были высококвалифицированными, но обычно неграмотными. Управляли ими мастера, подчинявшиеся мастеру-каменщику. Бригадиры использовали такие инструменты, как компас, чтобы измерить и увеличить планы до полного размера, а также уровни, используя свинец в стеклянных трубках, чтобы гарантировать, что блоки были ровными. Обработчики камня использовали аналогичные инструменты, чтобы убедиться, что поверхности плоские, а края находятся под точным прямым углом. [20] Их инструменты часто изображались на средневековых миниатюрных рисунках того периода (см. галерею).
- Носильщики несут камень в окне Буржского собора.
- Каменщик, Нюрнберг, (1425 г.)
- Каменщик и его инструменты, Нюрнберг (1585 г.)
- Каменщик, Нюрнберг (1457 г.)
Склеп
[ редактировать ]Склепы с подземными сводами обычно были частью фундамента здания и строились первыми. Многие готические соборы, такие как Нотр-Дам де Пари и Шартр, были построены на месте романских соборов и часто использовали тот же фундамент и склеп. В романские времена склеп использовался для хранения священных реликвий и часто имел собственные часовни и, как в склепе 11-го века первого Шартрского собора , глубокий колодец. Романский склеп Шартрского собора был значительно расширен в 11 веке; он имеет U-образную форму и длину 230 м (750 футов). Он пережил пожар XII века, уничтоживший романский собор, и был использован в качестве фундамента для нового готического собора. Стены часовен-криптов были расписаны готическими фресками. Имена мастеров-каменщиков часто писались на стенах склепов соборов. [21]
- Часовня с фресками в романско-готическом склепе Шартрского собора (11–13 века).
- Романско-готический склеп Рочестерского собора (12 век)
- Склеп Кельнского собора
- Крипта Страсбургского собора
Окна и витражи
[ редактировать ]Витражи были важнейшим элементом собора, наполняя интерьер цветным светом. В течение готического периода они становились все больше и больше, пока не заполнили все стены под сводами. В период ранней готики окна были относительно небольшими, а стекла толстыми и густо окрашенными, что придавало свету загадочность, которая сильно контрастировала с темными интерьерами. В более поздний период строители установили окна гораздо большего размера и часто использовали стекло серого или белого цвета или гризайль , что делало интерьер намного светлее.
Сами окна изготавливались двумя разными группами мастеров, обычно в разных местах. Цветное стекло изготавливали в мастерских, расположенных вблизи лесов, поскольку для плавки стекла требовалось огромное количество дров. Расплавленное стекло окрасили оксидами металлов, а затем выдули в пузырь, который разрезали и расплющили на небольшие листы. [22]
Затем листы стекла переносили в мастерскую оконника, обычно расположенную недалеко от собора. Там на большом столе был сделан точный чертеж окна в натуральную величину с указанием цветов. Мастера откололи небольшие кусочки цветного стекла, чтобы заполнить рисунок. Когда все было готово, кусочки стекла вставлялись в пазы тонких свинцовых полосок, а затем полоски спаивались вместе. Лица и другие детали были нарисованы на стекле стекловидными эмалевыми красками, которые обожжены в печи для приваривания краски к стеклу. Секции были закреплены в каменных стойках окна. и укреплен железными прутьями. [22]
В период поздней готики окна были больше и расписаны более сложной техникой. Иногда их покрывали тонким слоем цветного стекла, и этот слой тщательно процарапывали, чтобы добиться более тонкой растушевки, придающей изображениям большей реалистичности. Это называлось блестящим стеклом . Постепенно окна все больше напоминали картины, но утратили часть яркого контраста и насыщенности цвета раннеготического стекла. [22]
- Деталь Дерева Иессея из Йоркского собора (ок. 1170 г.), старейшего витража в Англии.
- Окно Шартрского собора XIII века . Кобальтово-синий и окантовка красного мерцающего стекла.
- Лучистое стекло из Сент-Шапель (13 век)
Скульптура
[ редактировать ]Скульптура была важнейшим элементом готического собора. Его целью было проиллюстрировать персонажей, истории и послания Библии обычным прихожанам церкви, подавляющее большинство которых было неграмотно. [23] Фигуративная скульптура была распространена на тимпанах романских церквей, но в готической архитектуре она постепенно распространилась на весь фасад и трансепты и даже на внутреннюю часть фасада.
Скульпторы не выбирали тематику своих работ. Церковная доктрина предусматривала, что темы будут определяться отцами церкви, а не художниками. [24] Тем не менее, готические художники со временем стали добавлять фигуры со все более реалистичными чертами и выразительными лицами, и постепенно статуи становились более реалистичными и отделялись от стен.
Ранней инновационной особенностью, использованной готическими скульпторами, была статуя-колонна. В Сен-Дени двадцать статуй апостолов поддерживали центральный портал, буквально изображая их « столпами церкви ». [25] Оригиналы были уничтожены во время Французской революции, и остались только фрагменты. Идея была адаптирована для западного крыльца Шартрского собора (около 1145 г.), возможно, теми же скульпторами. [25]
Следы краски на скульптурах порталов готических соборов указывают на то, что изначально они, вероятно, были окрашены в яркие цвета. Этот эффект был воссоздан в Амьенском соборе с использованием проецируемого света. [26]
- Статуи-колонны ветхозаветных фигур, западное крыльцо Шартрского собора (1145–1155 гг.)
- Порталы Амьенского собора с цветной подсветкой, демонстрирующие первоначальный вид.
- Высокая готика – высокоиндивидуализированные лица на фасаде Амьенского собора.
Башни и колокола
[ редактировать ]Башни были важной особенностью готического собора; они символизировали стремление к небесам. [27] Традиционное готическое расположение, последовавшее за Сен-Дени под Парижем, представляло собой две башни одинакового размера на западном фасаде, обрамляющие крыльцо с тремя порталами. В Нормандии и Англии центральную башню часто добавляли над местом встречи трансепта и основной части церкви, как в Солсберийском соборе . [27]
Поскольку башни обычно строились последними, иногда намного позже других частей здания, их часто полностью или частично строили в разных стилях. Южная башня Шартрского собора по большей части до сих пор представляет собой первоначально романскую башню, построенную в 1140-х годах. Северная башня, построенная в то же время, была поражена молнией и была перестроена в 16 веке в Ярком стиле . [27]
Башни имели практическое назначение: служить сторожевыми башнями и, что более важно, содержать колокола, которые отбивали час и звонили, чтобы отпраздновать важные события, когда присутствовал король, или во время похорон и траура. Изначально собор Парижской Богоматери имел десять колоколов: восемь в северной башне и два, самые большие, в южной башне. [28] Главный колокол, или бурдон , по имени Эммануэль, был установлен в северной башне в 15 веке и находится на месте до сих пор. Чтобы позвонить в этот единственный колокол, потребовалась сила одиннадцати человек, которые тянули веревки из комнаты внизу. Звон колоколов был настолько громким, что звонари на несколько часов после этого оглохли. [28]
- Средневековая иллюстрация строительства Вавилонской башни (Германия, ок. 1370 г.)
- «Строящаяся Вавилонская башня» со средневековыми кранами, Немецкий национальный музей (1590-е гг.)
- Шартрский собор : яркая готическая северная башня (завершена в 1513 г.) (слева) и романская южная башня (1144–1150 гг.) (справа).
- Бурдон Эммануэль (1686 г.), самый старый сохранившийся колокол Нотр-Дам де Пари.
См. также
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ «Пожары были бичом средневековых соборов. Но они были восстановлены из пепла. — The Washington Post» . www.washingtonpost.com . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Венцлер 2018 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Венцлер 2018 , с. 48.
- ^ Макнамара 2017 , с. 228.
- ^ Мило 2015 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Харви 1974 , с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б Венцлер 2018 , с. 51.
- ^ Блондель 2018 .
- ^ Бехманн 2017 , стр. 252.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Венцлер 2018 , с. 62.
- ^ Уоткин 1986 , стр. 143–144.
- ^ Бехманн 2017 , стр. 261.
- ^ Бехманн 2017 , стр. 252–254.
- ^ Перейти обратно: а б с Венцлер 2018 , с. 65.
- ^ Венцлер 2018 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Бехманн, 2017 , стр. 254–257.
- ^ Бехманн 2017 , стр. 257.
- ^ Перейти обратно: а б с Миньон 2015 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Бехманн 2017 , стр. 206.
- ^ Бехманн 2017 , стр. 252–253.
- ^ Houvet 2019 , стр. 17–.
- ^ Перейти обратно: а б с витражи в Британской энциклопедии
- ^ Венцлер 2018 , с. 15.
- ^ Венцлер 2018 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Частель 2000 , с. 130.
- ^ «Световые проекции воссоздают яркие цвета древних соборов» . Хранитель . 24 ноября 2013 г. Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Макнамара 2017 , с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б Тританьяк и Колони, 1984 , стр. 249–255.
Библиография
[ редактировать ]- Бехманн, Роланд (2017). Корни соборов (на французском языке). Пайот. ISBN 978-2-228-90651-7 .
- Блондель, Жан-Франсуа (2018). Собор – его строительство, его легенды, его загадки . Париж: Жан-Сирил Годфруа. ISBN 978-2-86553-298-8 .
- Частель, Андре (2000). Французское искусство досредневековья Средневековья (на французском языке). Фламмарион. ISBN 2-08-012298-3 .
- Харви, Джон (1974). Замки и соборы - Искусство строителей, Энциклопедия цивилизации (на французском языке). Лондон: Темза и Гудзон.
- Уве, Э (2019). Миллер, Малкольм Б. (ред.). Шартр - Путеводитель по собору . Издания Уве. ISBN 978-2-909575-65-0 .
- Джеймс, Джон (1979). Подрядчики Шартра . Вест Гринстед. ISBN 0959600523 .
- Макнамара, Денис (2017). Понимание церковного искусства (на французском языке). Ларусс. ISBN 978-2-03-589952-1 .
- Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5 .
- Тританьяк, Андре; Колони, Мари-Жанна (1984). Откройте для себя Нотр-Дам де Пари . Париж: Les Éditions de Cerf. ISBN 2-204-02087-7 .
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3 .
- Венцлер, Клод (2018). Готические соборы – вызов средневековья (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-2-7373-7712-9 .