Средневековый витраж
Средневековые витражи — это цветное и расписное стекло средневековой Европы с 10 по 16 века. На протяжении большей части этого периода витражи были основным видом изобразительного искусства, особенно в северной Франции , Германии и Англии , где окна, как правило, были больше, чем в южной Европе ( в Италии например, фрески были более распространены). В некоторых странах, например в Швеции и Англии, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество оригинальных витражей.
Витражи использовались преимущественно в церквях, но также были найдены в богатых домашних условиях и общественных зданиях, таких как ратуши, хотя сохранившиеся образцы светского стекла по сравнению с ними довольно редки. Витражи использовались в церквях, чтобы подчеркнуть их красоту и донести до зрителя информацию посредством повествования или символизма. В церквях тематика, как правило, была религиозной, хотя «портреты» и геральдика , а многие повествовательные сцены дают ценное представление о средневековом мире. часто включались

История
[ редактировать ]Ранний витраж
[ редактировать ]
Оконное стекло использовалось как минимум с I века нашей эры. [ нужна ссылка ] Цветное и окрашенное оконное стекло для использования в религиозных зданиях также производилось рано. [ когда? ] . Самым ранним сохранившимся примером церковного витража, возможно, является витраж из базилики Сан-Витале в Равенне , Италия — круг из прозрачного стекла с изображением Христа в Величестве, предположительно датируемый VI веком. [1] [2]
Некоторые из самых ранних известных примеров цветного оконного стекла, датируемые ок. 800–820 гг., были обнаружены при раскопках аббатства Сан-Виченцо в Вольтурно, Италия. [3] Стекло той же цветовой гаммы и аналогичной даты было также найдено в Англии, в монастырских стоянках Джарроу и Монквермаут , а также в других местах на севере Англии. [4] [5] Эти примеры не расписаны. Однако только с появлением монументальных кампаний по строительству соборов и церквей в 11 и 12 веках спрос на цветное стекло начал значительно возрастать, достигнув своего наивысшего уровня в 14 и 15 веках. Считается, что самыми старыми сохранившимися стеклянными окнами, которые все еще находятся на месте, являются «Окна Пророка» в Аугсбургском соборе в Германии , ок . 1065 .
Полезным источником XII века по средневековому производству стекла является De diversis artibus («О различных искусствах»), составленный Теофилом Пресвитером , бенедиктинским монахом, которого некоторые ученые считают Роджером из Хельмарсхаузена , ювелиром, который также занимался изготовлением металлического стекла и пигмента. рабочий конца XI — начала XII вв. [6] [7] В нем описывается ряд ремесленных процессов, включая производство стекла и обработку стекла.
В 9 веке или ранее (книги 1 и 2 трехтомного рукописи, завершенные другим в 12 веке, Ираклий в De coloribus et artibus Romanorum («О цветах и ремеслах римлян») дает описание методов для производства цветного стекла, хотя он, возможно, скопировал большую часть своего текста из « Естественной истории » Плиния Старшего ок . 77 г. н.э. [8] Сейчас считается «неточной» датой работ Ираклия. [9] Позже, в средневековый период, сын Антония Пизанского, художника и преподавателя Ченнино Ченнини , а в 1556 году — Георгиуса Агриколы. [10] также предоставил тексты по аспектам производства стекла и обработки стекла.
Состав, производство и распространение
[ редактировать ]До c. 1000 г. , большинство цветных стекол имело натриево-кальциево-кремнеземный состав. В Северной Европе натриевое стекло со временем было почти полностью вытеснено калийно-известково-силикатным стеклом ( лесное стекло ). Лесное стекло продолжало использоваться в витражах на протяжении всего средневекового периода. [11] до тех пор, пока в 16 веке снова не начали использовать натриевое стекло.
Поташ (K 2 O), обнаруженный в лесном стекле, был получен из древесной золы. В «De diversis artibus» Теофил описывает использование древесины бука в качестве предпочтительного источника золы. [12] Также использовались другие растительные вещества, такие как папоротник-орляк. [13] Помимо поташа, зола бука содержит ряд соединений, включая оксиды железа и марганца, которые особенно важны для придания цвета стеклу.
Средневековые витражи могли быть созданы методом выдувного цилиндрического листа или методом коронного стекла (окна) .
Лесное стекло производилось в Бургундии и Лотарингии близ Рейна ; во Фландрии ; и в Нормандии , в долинах Сены и Луары . Он был распространен по всей территории материковой Северо-Западной Европы и Британии в виде готовых листов. [14] Нанесение расписного декора и окончательная обработка листов осуществлялись в центрах обработки стекла, расположенных рядом с конечным пунктом назначения стекла. [15]
Цвет
[ редактировать ]
На цвет стекла может влиять множество факторов. Источники кремнезема часто были нечистыми, причем оксид железа одной из наиболее распространенных примесей был . Зеленоватый оттенок неокрашенного стекла обычно обусловлен присутствием смеси железа (Fe 2+ ) и железо (Fe 3+ ) ионы в матрице стекла. Также возможно, что «примеси» могут быть введены на этапе фриттинга в стекловаренной печи, что приведет к добавлению дополнительных оксидов алюминия, кремнезема и железа. [16]
Собственный цвет
[ редактировать ]Собственный цвет относится к цветам, которые могут быть сформированы в расплавленном стекле путем изменения условий печи. Теофил описывает, как расплавленное стекло приобретает «шафранно-желтый цвет», который при дальнейшем нагревании в конечном итоге превращается в красновато-желтый. Он также ссылается на «желто-коричневый цвет, подобный мякоти», который при дальнейшем нагревании становится «светло-фиолетовым», а позже становится «светло-фиолетовым». «красновато-фиолетовый и изысканный». [17]
Эти изменения цвета являются результатом поведения в окислительно-восстановительных условиях оксидов железа и марганца , которые естественным образом присутствуют в золе буковой древесины.
В расплаве стекла железо и марганец ведут себя следующим образом:
В окислительной среде ионы металлов (и некоторых неметаллов) теряют электроны. В оксидах железа Fe 2+ ионы (железа) превратятся в Fe 3+ ионы (железа). В расплавленном стекле это приведет к изменению цвета стекла с бледно-голубого на желто-коричневый. В восстановительной среде железо приобретет электроны, и цвет изменится с желтого/коричневого на бледно-голубой. Точно так же марганец будет менять цвет в зависимости от степени его окисления. Низшая степень окисления марганца (Mn 2+ ) имеет желтый цвет в обычном стекле, тогда как более высокие степени окисления (Mn 3+ или выше) фиолетовый. Сочетание двух состояний даст розовое стекло.
Поскольку марганец и железо могут находиться в разных степенях окисления, их комбинация может привести к появлению широкого спектра привлекательных цветов. Марганец в полностью окисленном состоянии, если он не присутствует в слишком большой массе, также будет действовать как обесцвечиватель стекла, если железо находится в желтой, трехвалентной форме. Два цвета фактически нейтрализуют друг друга, образуя прозрачное стекло.
Экспериментальное производство калийного стекла по рецептам Теофила привело к получению цветов от бесцветного до желтого, янтарного, коричневого, зеленого, синего, розового и фиолетового. [18] [19] [20] На изменение оттенка и глубины цвета, вероятно, также будет влиять источник золы буковой древесины, в зависимости от химического состава почвы, где росло буковое дерево, возраста дерева и климатических условий. [21] [22]
Некоторые из более ярких красных, синих и зеленых оттенков, характерных для средневековых витражей, основаны на добавлении оксидов меди .
Намеренно добавлены красители
[ редактировать ]Книга Ираклия De coloribus et artibus Romanorum включает инструкции по созданию зеленого и красного стекла путем добавления в смесь меди (вероятно, в виде руды или медных опилок) - метод, практикуемый с древних времен. (Главы о том, как делать красное, зеленое и синее стекло, отсутствуют в De diversis artibus .)Как и в случае с красками железа/марганца, цвета, образующиеся в результате добавления к стеклу оксида меди, зависят от различных степеней окисления добавленной меди. В окислительной среде синяя медь (Cu 2+ ) образуются ионы, в сильно восстановительной среде красная коллоидная медь (Cu 1+ ) образуется оксид, а при повторном окислении - зеленая медь (Cu 1+ ) оксидные результаты.
В частности, производство ярких красных и синих цветов было простым, поскольку добавление меди в смесь приводило к надежному созданию красного, синего и зеленого цветов. Доминирование красного и синего цветов в романском и готическом стекле очевидно. Однако, например, в Йоркском соборе было продемонстрировано, что 90% средневекового стекла было окрашено за счет содержания железа и марганца. [23]
Средневековое синее содовое стекло
[ редактировать ]
Раннесредневековое стекло изготавливалось на основе соды, и хотя использование натриевого стекла в Северной Европе было почти полностью вытеснено лесным стеклом после ок. 1000 г. , есть несколько примеров ярко окрашенного синего стекла (выявленного с помощью XRF- анализа), которое производилось в средневековый период с использованием соды в качестве щелочи. [24] В Великобритании значительное количество синего натриевого стекла было обнаружено в витражах из окна Пяти сестер в Йоркском соборе , а также при раскопках в Олд-Саруме и Винчестере. Во Франции в Шартрском соборе и Сен-Дени в Париже также было найдено содовое стекло. [25] и, без сомнения, должно быть много других примеров.
Свидетельства переработки римских тессеров для производства оконного стекла в 9 веке были обнаружены в бенедиктинском монастыре Сан-Винченцо, Молизе, Италия. [26] Феофил в XII веке также знал о такой практике. Он утверждает, что мозаичные тессеры: «маленькие квадратные камешки» из «древних языческих построек» вместе с «различными небольшими сосудами тех же цветов» могут быть использованы для производства стекла: «Они даже плавят синий цвет в своих печах, добавляя немного он чистый белый, и из него делают листы синего стекла, которые дороги и очень полезны для окон». [27] По словам Теофила, французы были особенно искусны в этом процессе.
Кокс предполагает, что примеры, проанализированные в Йорке, действительно могли быть «римскими, или чуть позже, стеклом, переплавленным во Франции и импортированным в Англию». [28]
Мигает
[ редактировать ]Известно, что стекло, состоящее из нескольких слоев прозрачного и (обычно) красного стекла, существовало в XII и XIII веках. Процесс изготовления не известен. [29] Мигание было разработано в 15 веке и представляет собой наложение тонкого слоя цветного стекла на другой лист цветного или неокрашенного стекла. Процедура могла включать погружение небольшой сферы расплавленного стекла в расплавленное неокрашенное стекло и выдувание его в форме цилиндра ( процесс выдувного листа цилиндра ), который затем разрезался на секции и расплющивался в печи для отжига. [30] Обычно используется красное или рубиновое стекло на основе меди, поскольку его цвет слишком плотный, чтобы его можно было использовать отдельно. Стекла других цветов также могут быть мигающими. Эти методы могут быть чрезвычайно сложными, как продемонстрировал 15thc. стекло из картезианского монастыря Павии, где многослойные стекла синего и фиолетового цвета; зеленый и неокрашенный; были идентифицированы красные и неокрашенные. [31]
Нанесенная краска и серебряная морилка
[ редактировать ]
Краска
[ редактировать ]Краска, наносимая на стекло, представляла собой разновидность эмали, обычно темно-коричневой или черной, образованной из смеси: молотой меди или оксида железа; порошковое стекло; вино, моча или уксус; и гуммиарабик. [32] другие рецепты могут включать сахар, патоку или растительное масло. [33] Эта «краска» наносилась серией размывок, мелкие детали добавлялись в последнюю очередь. Как внешнюю, так и внутреннюю поверхность стекла можно было раскрасить, добавив глубины общей композиции. Эмаль закреплялась путем «обжига» стекла в печи отжига.
Серебряное пятно
[ редактировать ]Получение яркого прозрачного желтого цвета в ранних витражах могло быть затруднено, поскольку оно зависело от тщательного контроля условий печи для создания соответствующей восстановительной или окислительной среды. [34] Введение серебряной морилки в начале 14 века не только решило эту проблему, но и позволило добиться большей гибкости в использовании цвета. Первый датируемый пример использования серебряного пятна находится в приходской церкви Ле-Мениль-Вильман, Манш, Франция (1313 г.). [35] Морилка серебром представляла собой комбинацию нитрата серебра или сульфида серебра, смешанную с трубочной глиной и нанесенную (обычно) на прозрачное стекло. [36] Эта техника позволила использовать более гибкий подход к росписи по стеклу, позволяя, например, рисовать волосы фигуры на том же стекле, что и голова. Его также использовали для выделения деталей балдахина или гризайли, а позже его добавляли к поверхности цветного стекла, чтобы создать более широкий спектр оттенков стекла. [37]
См. также
[ редактировать ]- Витражи во французской готике
- Английские готические витражи
- Консервация витражей
- Британские и ирландские витражи (1811–1918 гг.)
- Средневековые витражи в Швеции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Судорога 1975, 93.
- ^ Маркс 1993, 108.
- ^ Маркс 1993, 109.
- ^ Судорога 1975, 92.
- ^ Хендерсон 1992, 175.
- ^ Смедли и др. 1998, 146.
- ^ Фристоун 1992, 739.
- ^ Оксфордская энциклопедия искусств, отдельно К.С. Смит и Дж.Г. Хоторн, перевод Mappe Clavicula - введение, стр. 4, Transactions of the American Phil. Соц., ТОМ 64 ЧТ.4 1974 г.
- ^ Хейворт 1992, 169.
- ^ 1-е издание De Re Metallica, в переводе (президента) Герберта К. и (1-й леди) Лу Генри Гувера, The Mining Magazine, Лондон, 1912, перепечатано в 1950 году издательством Dover Press, Нью-Йорк.
- ^ Фристоун 1992, 739.
- ^ Хоторн и др. (ред.) 1979, 49.
- ^ Кокс и др. 1986, 57.
- ^ Маркс 2001, 266.
- ^ Маркс 2001, 267.
- ^ Смедли и др. 1998, 156.
- ^ Хоторн и др. (ред.) 1979, 55.
- ^ Стерн и др. 2004, 153.
- ^ Ньютон 1978, 59.
- ^ Дэвисон 2003, 7
- ^ Ройс-Ролл 1994, 76.
- ^ Стерн и др. 2004, 143.
- ^ Фристоун 1992, 740
- ^ Кокс и др. 1986 г.
- ^ Кокс и др. 1986, 58.
- ^ Фристоун 1992, 743.
- ^ Хоторн и др. (ред.) 1979, 59.
- ^ Кокс и др. 1986, 64.
- ^ Дэвисон 2003, 131.
- ^ Дэвисон 2003, 131.
- ^ Аццони и др. 2005 г.
- ^ Маркс 2001, 273.
- ^ Дэвисон 2003, 132.
- ^ Ройс-Ролл 1994, 74.
- ^ Маркс 1993, 38.
- ^ Дэвисон 2003, 133
- ^ Маркс 1993, 38.
Библиография
[ редактировать ]- Аццони, CB, Ди Мартино, Д., Маркези, В., Мессига. Б., Риккарди, член парламента (2005). Цветовые характеристики средневековых оконных стекол: электронный парамагнитный резонанс и зондовый микроанализ витражей из картезианского монастыря Павии. Археометрия 47/2, 381–388.
- Кокс, Дж.А., Гиллис, К.Дж.С., 1986. Рентгенофлуоресцентный анализ средневекового прочного синего натриевого стекла из Йоркского собора. Археометрия , 28/1, 57–68.
- Крамп, Р.Дж., 1975. Оконное стекло из монастырского комплекса Джарроу: проблемы интерпретации. Журнал исследований стекла , 17, 88–96.
- Дэвисон, С., 2003. Консервация и реставрация стекла . Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн.
- Фристоун, И. 1992. Теофил и состав средневекового стекла, Проблемы материалов в искусстве и археологии III , Питтсбург, Пенсильвания: Общество исследования материалов, 739–745.
- Хоторн, Дж.Г. , Смит, К.С. (редакторы), 1979. Теофил: О дайверском искусстве . Нью-Йорк: Дувр.
- Хендерсон, Дж. 1992. Раннесредневековая технология изготовления стекла: затишье перед бурей. В книге С. Дженнингса и А. Винса (ред.) Средневековая Европа, 1992: Том 3, технологии и инновации , 175–179.
- Хейворт, М., 1992. Свидетельства раннесредневековой обработки стекла. В книге С. Дженнингса и А. Винса (ред.) Средневековая Европа, 1992: Том 3, технологии и инновации , 169–174.
- Маркс, Р., 1993. Витражи в Англии в средние века . Лондон: Рутледж.
- Ньютон Р. и Дэвисон С., 1997, Сохранение стекла , Баттерворт-Хайнеманн, Оксфорд.
- Ройс-Ролл, Д., 1994. Цвета романского витража. Журнал исследований стекла , 36, 71–80.
- Смедли, Дж., В., Джексон, К.М., Бут, Калифорния, 1998. Назад к истокам: сырье, рецепты стекла и методы изготовления стекла Теофила. В: Маккрей, П. (ред.). Предыстория и история древнего стеклоделия , 145–165.
- Стерн В.Б. и Гербер Ю., 2004, Калийно-кальциевое стекло: новые данные и эксперименты. Археометрия 46/1, 137–156.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хейворд, Джейн (2003). Английские и французские средневековые витражи в коллекции Метрополитен-музея . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 1872501370 .