Александр Томсон
Александр «Греческий» Томсон | |
---|---|
![]() в. 1850 г. | |
Рожденный | |
Умер | 22 марта 1875 г. | (57 лет)
Национальность | шотландский |
Гражданство | шотландский |
Занятие | Архитектор |
Родители) | Элизабет Купер Джон Томсон |
Здания | Церковь Каледония-Роуд , Объединенная пресвитерианская церковь Куинс-Парк, Церковь Сент-Винсент-Стрит , Дом Холмвуд , Замок Крейгроуни и другие в Коуве, Аргайл |

Александр «Греческий» Томсон (9 апреля 1817 – 22 марта 1875) был выдающимся шотландским архитектором и теоретиком архитектуры , пионером в области устойчивого строительства . Хотя его работы были опубликованы в архитектурной прессе того времени, при его жизни они мало ценились за пределами Глазго . Лишь с 1950-х и 1960-х годов его критическая репутация возродилась — не в последнюю очередь в связи с его вероятным влиянием на Фрэнка Ллойда Райта . [3]
Генри-Рассел Хичкок писал о Томсоне в 1966 году: «За последние 150 лет в Глазго жили два величайших архитектора западного мира. Ч.Р. Макинтош не был очень продуктивным, но его влияние в Центральной Европе было сравнимо с влиянием таких американских архитекторов, как Луи Салливан. и Фрэнк Ллойд Райт Еще более великим и, к счастью, более продуктивным архитектором, хотя влияние которого можно проследить лишь изредка в Америке, в Милуоки и в Нью-Йорке , и совсем не, насколько мне известно, в Европе , был Александр Томсон». [4]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Томсон родился в деревне Балфрон в Стерлингшире . Сын Джона Томсона, бухгалтера , и Элизабет Купер Томсон, он был девятым из двенадцати детей. Его отец, у которого уже было восемь взрослых детей от предыдущего брака, умер, когда Александру было семь лет.
Семья впоследствии переехала на окраину Глазго, но случилась трагедия, когда старшая дочь Джейн и трое ее братьев умерли между 1828 и 1830 годами, в год смерти матери Александра. Остальные дети переехали вместе с одним из старших братьев, Уильямом, учителем, его женой и ребенком в Хангингшоу, к югу от Глазго.
Все мальчики Томсона работали с юных лет, но дети также обучались на дому. Старший брат Александра, Эбенезер, работал бухгалтером в адвокатской конторе, возможно, Уилсона, Джеймса и Кейса, а позже стал партнером в бизнесе. [ нужна ссылка ]
Карьера
[ редактировать ]Александр Томсон начал работу в 1834 году клерком в адвокатской конторе в Глазго. Одним из их клиентов был архитектор Роберт Фут, который был впечатлен рисунками Томсона и взял его в качестве опытного ученика . Он многому научился, получив доступ к обширной библиотеке Фута и коллекции классических слепков , но в 1836 году Футу пришлось уйти на пенсию из-за болезни. Для завершения своих статей Томсон поступил в ученики к архитектору Джону Бэрду сначала в качестве помощника, а позже стал главным рисовальщиком . Младший брат Томсона Джордж поступил в ученики к Бэрду в начале 1840-х годов. [5] [6]
В сентябре 1847 года Томсон женился на Джейн Николсон, и в тот же день ее сестра вышла замуж за другого архитектора, Джона Бэрда (не имеющего отношения к работодателю Томсона и которого биографы называют Джоном Бэрдом II), который поссорился со своим предыдущим партнером. В 1848 году Томсон присоединился к нему в новом партнерстве — практике Baird & Thomson. [5]
В 1857 году, как «восходящая архитектурная звезда Глазго», [7] он начал заниматься практикой вместе со своим братом Джорджем , где ему предстояло провести самые продуктивные годы своей жизни. Он был президентом Архитектурного общества Глазго и Института архитекторов Глазго. Томсон был старейшиной Объединенной пресвитерианской церкви Шотландии , и его глубокие религиозные убеждения определяли его работу. Есть сильное предположение, что он тесно отождествлял Храм Соломона с возвышающейся базиликой той же формы, что и три его основные церкви. [8]

Он создал разнообразные постройки, включая виллы, замок, городские террасы, коммерческие склады, многоквартирные дома и три необычные церкви. Из них церковь Каледония-роуд (1856–1857 гг.) Сейчас представляет собой руины. Объединенная пресвитерианская церковь Куинс-Парк (1869 г.) была разрушена во время Второй мировой войны, а церковь на Сент-Винсент-стрит (1859 г.) является единственной уцелевшей. Хичкок однажды заявил: «[Томсон построил] три из лучших романтических классических церквей в мире ». [9] Томсон разработал свой собственный весьма своеобразный стиль на основе греческих , египетских и левантийских источников и свободно адаптировал их к потребностям современного города.


В возрасте 34 лет Томсон спроектировал свой первый и единственный замок Крейгроуни, который стоит на оконечности полуострова Роснит в бухте , с видом на озеро Лох-Лонг . Шестиэтажное строение выполнено в стиле шотландского барона и включает центральную башню с зубчатыми стенами , крутыми фронтонами и эркерными окнами , а также часовню и коттедж с конюшнями .
Проекты вилл Томсона были реализованы в Лэнгсайде , Поллокшилдсе , Хеленсбурге , Коуве, устье реки Клайд и на острове Бьют . Его «зрелые виллы выполнены в греческом стиле, но не похожи ни на какие другие дома эпохи греческого возрождения … [и в них] преобладают горизонтальные линии, и они опираются на прочный подиум». [10] По словам Гэвина Стэмпа , «Томсон тщательно проектировал свои виллы с симметрией внутри общей асимметрии на личном языке, в котором горизонтальная дисциплина непрерывного управляющего порядка – будь то выраженная или подразумеваемая – никогда не оставлялась. [10] Что касается сходства с Фрэнком Ллойдом Райтом, Стэмп заявляет: «Часто отмечалось, что существует явное сходство между ранними домами Прерийской школы и горизонтально-массивным дизайном Томсона с его низкими фронтонами и широкими карнизами, а также соединительным сад." Как заметил сэр Джон Саммерсон : «В Томсоне есть что-то дико «американское» — отношение к «Новому Свету». Вы можете увидеть это на виллах… своего рода примитивизм, ультратосканский » . [10]

Позже в своей карьере он отказался от своего эклектизма и принял чисто ионический греческий стиль, которым он наиболее известен, поэтому он, возможно, последний в непрерывной традиции британских греческого возрождения архитекторов . Нападая на готику , он «настаивал на том, что « Стоунхендж действительно построен более научно, чем Йоркский собор »… [ссылаясь на] комментарий Пугина о том, что в своих храмах «греки воздвигали колонны, подобные стойкам Стоунхенджа». [11] Другие важные объекты, которые до сих пор сохранились, включают Морей-Плейс, Грейт-Вестерн-Террас, Египетские залы на Юнион-стрит, здание Гросвенор, здание Бакс-Хед на Аргайл-стрит, греческие здания на Сошихолл-стрит , Уолмер и Милбрэй-Кресентс , а также его виллу Холмвуд-хаус в Кэткарте .

К могильным памятникам, спроектированным Томсоном и заслуживающим изучения, относятся памятники преподобному. АО Битти и преподобный. ГМ Миддлтон, а также Джон Макинтайр на старом приходском кладбище Кэткарта .
Томсон был провидцем , который ввел в наш словарный запас некоторые основные элементы устойчивого жилищного строительства . Этот аргумент основан на нереализованном проекте, который Томсон подготовил в 1868 году для Фонда благоустройства города Глазго, агентства городского совета, которому было поручено перепланировать большую территорию трущоб, сосредоточенную в средневековом Старом городе. Фонд пригласил Томсона и пять других выдающихся архитекторов предложить проекты реконструкции различных земельных участков вдоль главной улицы Глазго . Томсон предложил построить в центральном дворе близко расположенные параллельные многоквартирные дома, концы которых будут открыты для облегчения вентиляции . Он также предложил застеклить альтернативные улицы, чтобы жильцам было тепло и безопаснее. Хотя идеи Томсона в то время не прижились, новые исследования и методы САПР помогли показать, насколько революционным было его предложение по улучшению жилищных условий рабочих.
Сочинения
[ редактировать ]Опубликованные труды Томсона включают лекции Холдейна по истории архитектуры (1874 г.) и «Исследование о целесообразности готического стиля для предлагаемого здания Университета Глазго» (1866 г.), в котором пытались опровергнуть утверждения Раскина и Пуджина о превосходстве Готика.
Семья
[ редактировать ]21 сентября 1847 года Томсон женился на Джейн Николсон, внучке архитектора Питера Николсона , на двойной свадебной церемонии со своей сестрой Джесси, которая вышла замуж за Джона Бэрда II. Всего у них было двенадцать детей, и позже они потеряли пятерых из них во время эпидемии .
Один брат, Джордж Томсон (1819–1878), стал баптистским миссионером в Лимбе, Камерун (тогда известный как «Виктория» ). [12] где он совмещал свою религиозную деятельность со страстью к ботанике . орхидею В его честь эпифитную рода Pachystoma назвали Pachystoma thomsonianum . [13] Сейчас он известен как Ancistrochilus thomsonianus .
Его племянник, [12] Преподобный Уильям Купер Томсон (1829-1878) был миссионером в Нигерии , в честь первой жены которого была названа виноградная лоза Clerodendrum thomsoniae . [14] [15]
Смерть
[ редактировать ]Томсон умер 22 марта 1875 года в своем доме на Морей-Плейс в Стратбанго , Глазго, в одном из своих собственных творений. Архитектор был похоронен в логове, примыкающем к тому, в котором были похоронены пятеро его умерших детей, в Южном некрополе Горбальса 26 марта 1875 года, а в 1889 году к нему присоединилась его вдова Джейн.
Его некролог появился в журнале Building News 26 марта 1875 года и был написан его другом Томасом Гилдардом , который также написал его биографию . [16]
Наследие
[ редактировать ]
Институт архитекторов Глазго установил Мемориал Александра Томсона сразу после его смерти. Мраморный бюст архитектора Джона Моссмана был подарен Галереям Корпорации на Сошихолл-стрит и сейчас выставлен в Художественной галерее и музее Келвингроув . Стипендия Александра Томсона, вторым победителем которой стал Чарльз Ренни Макинтош, была учреждена в его честь «с целью предоставления странствующей студенческой стипендии для дальнейшего изучения древней классической архитектуры с особым упором на принципы, проиллюстрированные в Работы г-на Томсона». [17]
Томсон был выдающимся архитектором своего времени в Глазго, однако до недавнего времени его здания и его репутация в городе, украшенном его работами, в значительной степени игнорировались.
Холмвуд-хаус обычно считается лучшим и самым оригинальным жилым объектом Томсона. Холмвуд , находящийся в собственности Национального фонда Шотландии , был восстановлен в своем первоначальном состоянии и открыт для широкой публики. Во время ремонта под слоями краски и обоев были обнаружены девятнадцать панелей классического фриза Гомера , изображающих сцены из «Илиады» , что сделало прозвище Томсона еще более подходящим.
В 1999 году ретроспектива под названием «Александр Томсон: Неизвестный гений» прошла в Маяке , напомнившая жителям Глазго о необходимости сохранить оставшиеся примеры вклада этого уникального архитектора в их город.
Британский архитектор-эмигрант Джордж Эшдаун Одсли внимательно следил за орнаментом Томсона в нескольких его светских зданиях. Самый известный сохранившийся пример - его офисы Боулинг-Грин (завершены в 1896 году) в Нью-Йорке. Гранитное основание этого высокого офисного здания с богатой резьбой выполнено в стиле Томсона, а наверху — кирпичные полы в стиле Чикагской школы .
Томсон был изображен на аверсе памятной банкноты номиналом 20 фунтов стерлингов 1999 года от Clydesdale Bank of Scotland, датированной его днем рождения 9 апреля, что ознаменовало награду Глазго в том же году как города архитектуры и дизайна Великобритании. Основной мотив оборотной стороны - внутренний вид купола Холмвуд-хауса, спроектированного Томсоном. Было выпущено пять миллионов банкнот.
Библиография
[ редактировать ]
- «Александр Томсон: архитектоника и идеалы классического Глазго», Джон Маккин, AA Files (Архитектурная ассоциация, Лондон), № 9, лето 1985 г.
- Достоинство и упадок , Ричард Дженкинс, издательство Гарвардского университета , 1991.
- «Греческий» Томсон , Ред. Гэвин Стэмп и Сэм МакКинстри, Эдинбург, UP, 1994 г.
- «Город Томсона: Глазго XIX века», Джон Маккин, в «Места: Форум экологического дизайна», Калифорнийский университет (Кембридж, Массачусетс), том 9, номер 1, зима 1994 г., стр. 22–33. Он доступен по адресу: "?" (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 июля 2011 года.
- Архитектура Глазго , Андор Гомм и Дэвид Уокер, Лунд, 1987, 2-й. ред.
- Ранняя викторианская архитектура в Великобритании Генри-Рассел Хичкок, Йель, 1954 г.
- Жизнь и работа Александра Томсона , Рональд Макфадзин, Лондон, 1979 г.
- Александр «Греческий» Томсон , Гэвин Стэмп , 1999 год.
- Греческое возрождение , Дж. Мурдан Крук, 1972.
- «Глазго: от «универсального» к «регионалистскому» городу и за его пределами - от Томсона до Макинтоша», Джон Маккин, в «Источниках регионализма в архитектуре, искусстве и литературе XIX века», изд. ван Сантворт, Вершаффель и Де Мейер, Левен, 2008 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Косгроув, Д.; Дэниелс, С. (1988). Иконография пейзажа: очерки символического изображения, дизайна и использования среды прошлого . Кэмб. Studs.in Историческая геог. Издательство Кембриджского университета. стр. 245, 247. ISBN. 978-0-521-38915-0 . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Керл, Дж.С.; Уилсон, С. (2015). Оксфордский словарь архитектуры . Оксфордский краткий справочник. ОУП Оксфорд. п. 765. ИСБН 978-0-19-105385-6 . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Эндрю Макмиллан в «Греческом» Томсоне , Стэмп и др., стр.207
- ↑ Письмо Хичкока, опубликованное в Glasgow Herald , 4 марта 1966 года, по случаю предложенного городским советом сноса церкви Каледония-Роуд.
- ^ Jump up to: а б Гулд, Дэвид (2016). «Биографический отчет архитектора DSA; Александр Томсон» . Словарь шотландских архитекторов . Архивировано из оригинала 22 сентября 2020 года . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ «Словарь шотландских архитекторов - Биографический отчет архитектора DSA» . www.scottisharchitects.org.uk . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Штамп, Гэвин. «Одновременно классическое и живописное...»: Холмвуд Александра Томсона. Журнал Общества историков архитектуры 57.1 (1998): 46-58.
- ^ Дж. Стивенс Керл, «Церковь на Сент-Винсент-стрит как мнемоника Храма Соломона», стр.6 и далее, Информационный бюллетень Общества Александра Томсона, № 12, январь 1995 г.
- ^ HR Хичкок, Архитектура: девятнадцатый и двадцатый века , 1963, стр.63
- ^ Jump up to: а б с Штамп, Гэвин. «Одновременно классическое и живописное...»: Холмвуд Александра Томсона. Журнал Общества историков архитектуры 57.1 (1998): 46.
- ^ Штамп, Гэвин. «Одновременно классическое и живописное...»: Холмвуд Александра Томсона. Журнал Общества историков архитектуры 57.1 (1998): 50.
- ^ Jump up to: а б Рэй Десмонд и Кристин Эллвуд (1994). Словарь британских и ирландских ботаников и садоводов . ЦРК Пресс . п. 681. ИСБН 0-85066-843-3 .
- ^ Джеймс Герберт Вейч (2006). Хортус Вейч (переиздание). Карадок Дой . п. 70. ИСБН 0-9553515-0-2 .
- ^ Бальфур, Дж. Х. Описание нового вида клеродендрон... Edinburgh New Philosophical Journal ns, 15 (2): 233–235, t. 2. 1862.
- ^ Умберто Кватрокки (2000). Всемирный словарь названий растений CRC . ЦРК Пресс . п. 560. ИСБН 0-8493-2675-3 .
- ^ Словарь шотландских архитекторов: Гилдард
- ^ «Мемориал Александра Томсона» . www.greekthomson.com . Архивировано из оригинала 2 февраля 2009 года . Проверено 8 сентября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- Общество Александра Томсона
- Александр Грек Томсон - архитектор
- Фотопутеводитель по некоторым из самых известных зданий Томсона. Архивировано 14 января 2013 г. на archive.today.
- Список зданий Томсона
- Веб-страница о Холмвуд-хаусе
- Свободная церковь Шотландии на Сент-Винсент-стрит, Глазго
- Вилла Крейга Эйли, бухта, Ферт-оф-Клайд
- Страница Кэнмора с фотографиями интерьера и экстерьера церкви Каледония-Роуд.