Jump to content

Лесное стекло

Немецкий стакан для питья 17 века.

Лесное стекло ( по-немецки Waldglas ) — это позднесредневековое стекло , производимое в северо-западной и центральной Европе примерно в 1000–1700 годах нашей эры с использованием древесной золы и песка в качестве основного сырья и изготавливаемое на фабриках, известных как теплицы в лесных районах. [1] Он характеризуется разнообразием зеленовато-желтых цветов, более ранние изделия часто имели грубый дизайн и низкое качество и использовались в основном для повседневной посуды и все чаще для церковных витражей . Его состав и производство резко контрастируют с римским и доримским производством стекла, сосредоточенным в Средиземноморье, и с современным византийским и исламским производством стекла на востоке.

Во время правления Рима сырье и методы производства в Северной Европе были такими же, как и римские традиции, с использованием минерального натрона . В течение нескольких столетий после падения Западной Римской империи , около 450 г. н. э., переработка римского стекла составляла основную часть местной промышленности, а навыки изготовления стекла снизились. Когда Каролингская империя расширилась на северо-запад Европы примерно в 800 году нашей эры, ее спрос на стекло увеличился, но поставки традиционного сырья были дорогостоящими и нерегулярными. Имперское желание превзойти качество продукции приходящей в упадок Византийской империи и сложной Исламской империи привело к экспериментам с новым сырьем и разработке новой технологии изготовления стекла. [1] [2]

Археологически многочисленные средневековые теплицы были найдены в Западной и Центральной Европе, особенно в горах Германии. Из-за более позднего повторного использования строительного материала большинство из них плохо сохранились, но есть свидетельства того, что и изготовление стекла, и обработка часто выполнялись на одном и том же месте. [3]

Производство стекла

[ редактировать ]

Важно различать производство стекла из сырья и обработку стекла, которая представляет собой производство готовых изделий путем плавления кусков необработанного стекла или стеклобоя , которые могли быть изготовлены где-либо еще, или путем переработки старого стекла. Стекло состоит из четырех основных компонентов:

  1. Первый – обеспечить сеть атомов, образующих матрицу стекла. [4] Это кремнезем (SiO 2 ), который в древности добавляли в виде дробленого кварца , [5] и с римских времен в виде песка.
  2. Щелочной . флюс – для снижения температуры плавления кремнезема, что позволяет достичь этого при использовании доступных в настоящее время рабочих температур В древние времена зола богатых натрием растений, растущих в засушливых районах восточного Средиземноморья, давала соду (Na 2 CO 3 ) в качестве флюса. минеральный натрон Во времена Римской империи использовался , природная смесь щелочных солей натрия , добываемая в районе Вади-эль-Натрун в Египте. Постримские исламские производители стекла вернулись к использованию богатой натрием растительной золы. [6] в то время как в Северной Европе был разработан метод использования древесной золы для получения поташа (K 2 CO 3 ) в качестве флюса. Оксид кальция (известь, CaO) также может выступать в роли флюса. [4]
  3. Стабилизатор – предотвращает растворение стекла в воде и повышает коррозионную стойкость. Наиболее эффективным является известь (CaO), но оксид алюминия (Al 2 O 3 ) и магнезия (MgO) могут добиться определенного эффекта. [4] Эти минералы уже могут присутствовать в песке в различных количествах.
  4. Краситель или глушитель . Они могут естественным образом присутствовать в стекле из-за примесей в сырье или могут быть намеренно добавлены в расплавленное стекло в виде минералов или шлака в процессах металлообработки. Наиболее важный вклад вносят железо , медь , кобальт , марганец , олово , сурьма и свинец . Непрозрачность может быть вызвана пузырьками в стекле или включением непрозрачных веществ, таких как олово и сурьма. Полученный цвет и непрозрачность данной композиции также можно контролировать с помощью температуры и окислительно-восстановительных условий внутри печи. [6] [7]

В постримские времена политические проблемы в районе Вади-эль-Натрун нарушили поставки натрона, поэтому пришлось разрабатывать альтернативы. [8] Восточные производители стекла вернулись к использованию растительной золы, богатой натрием, и какое-то время снабжали Южную Европу, используя существующие римские торговые пути. [1] Венецианские стеклодувы , унаследовавшие римские навыки стеклоделия, монополизировали торговлю растительной золой и запретили мастерам работать за пределами города. [7] Остальная часть Европы, к северу от Альп, должна была найти другой способ производства стекла. Формирователи и стабилизаторы стекла встречаются во всех регионах в виде песка или кварца, а также извести различных форм. Северные европейцы экспериментировали с золой деревьев, папоротников и папоротников-орляков в качестве источника щелочного потока. [9] На пике своего развития римская стекольная промышленность производила высококачественное, тонкое, бесцветное и прозрачное стекло постоянного состава. [1] Более ранние сохранившиеся сосуды из лесного стекла характеризуются большим разнообразием составов и более низким качеством, часто имеют зеленоватый или коричневатый цвет, толстостенные, с включениями и пузырьками в ткани. Это говорит о том, что использование древесной золы было не просто сменой сырья, но потребовало совершенно новой технологии с сопутствующими проблемами развития.

В то время как римское и более раннее стекло (состава Si/Na/Ca) отличалось заметной однородностью на обширной территории и на протяжении столетий, [5] средневековое стекло (состава Si/K/Ca) характеризуется разнообразием составов. В некоторой степени это можно объяснить, рассмотрев, как температура плавления стекла зависит от относительных пропорций его компонентов, которые для простоты сведены к трем. [5] На практике стекло содержит гораздо больше компонентов, усложняющих систему. Изучение таких тройных систем вместе с анализом микроэлементов полезно археологам для установления происхождения стекла.

Считается, что в досредневековые времена партию сырья нагревали до температуры, при которой оно частично плавилось, нерасплавленные части удаляли, отмывали от нереактивных компонентов и добавляли в следующую партию. [5] Из-за сильного влияния составов Si/Na/Ca на температуру плавления полученное стекло имело довольно однородный состав независимо от рецептуры используемого сырья. [5] На температуры плавления стекол Si/K/Ca не так сильно влияет состав, в результате чего получаются стекла более разнообразного состава, поэтому самоограничивающиеся свойства системы Na, которые позволяли традиционному частичному методу производить последовательные составы, перестал применяться, и пришлось разработать новый способ контроля последовательности. [5] Широкое разнообразие композиций, а также исторические сведения о стеклоделии, [10] [11] предполагают, что новый метод включал плавление всей партии сырья с удалением нереактивных компонентов в виде накипи. [5]

Примерно с 1400 года нашей эры, стремясь конкурировать с качеством венецианского стекла, было обнаружено, что оксид кальция (CaO), добавленный в качестве флюса в песчано-калийную смесь в виде ракушек, известняка или мрамора, давал более прозрачное стекло. за счет уменьшения количества необходимого поташа и сопутствующих ему красителей. [2] [12]

Сравнительные составы

[ редактировать ]
Египетский
пятнадцатый век до нашей эры
Роман
первый век нашей эры
Европейский
тринадцатый век нашей эры
Сирийский
четырнадцатый век нашей эры
Современный
Кремнезем, SiO 2 65 68 53 70 73
Сода №2 О 20 16 3 12 16
Поташ, К 2 О 2 0.5 17 2 0.5
Известь, СаО 4 8 12 10 5
Магнезия, MgO 4 0.5 7 3 3
Пакетные материалы Растительная зола
кварц
пищевая сода
песок
древесная зола
песок/кварц
Растительная зола
песок/кварц
синтетический
компоненты

Типичные составы некоторых исторических и старинных стаканов - компоненты даны в весовых процентах; Помимо перечисленных, древние стекла также содержали до одного процента оксида железа и до трех процентов оксида алюминия, а также любые красители и замутнители. [7]

Контроль цвета

[ редактировать ]

Экспериментируя с новой технологией, лесным производителям стекла было трудно достичь высоких стандартов прозрачности и цвета, присущих римским методам, главным образом из-за большой изменчивости элементов, контролирующих цвет в сырье. Европейский песок и почва, как правило, содержат больше железа и марганца. Железо придает стеклу сине-зеленый оттенок в обычных условиях печи, но также может придавать желтый цвет. Марганец имеет свой собственный фиолетовый цвет, который может сбалансировать цвет железа и сделать стекло бесцветным. [13] Например, стекло, изготовленное из древесины бука, выращенного на скудной, богатой известью почве (например, Кляйнлуцель , Юра), имеет высокое содержание марганца и, следовательно, почти бесцветно, в то время как стекло в богатых глиной районах (например, Корт-Чалве, Юра) имеет оливково-зеленый цвет. [12] Таким образом, можно было получить различные цвета, а эксперименты позволили производителям стекла перейти от ранних мутных зелено-желто-коричневых цветов к прозрачному и бесцветному стеклу. Местные условия позволили некоторым районам производить более тонкое стекло на более раннем этапе. В Чехии в конце 16 века обесцвечивающие свойства марганца использовались для изготовления прозрачного стекла, пригодного для гравировки . [1] Количество углерода, оставшегося в древесной золе, также может повлиять на цвет стекла, изменяя атмосферу в печи. [12] стекло в Йоркском соборе на 90% имеет натуральный цвет, без добавления красителей. Было доказано, что [14]

Другие чистые цвета были получены путем преднамеренного добавления оксидов металлов, часто являющихся побочными продуктами местной металлообработки; оксид меди для придания зеленого или бирюзового цвета, кобальт для насыщенного синего цвета. Красный было особенно сложно получить, используя частицы меди в тщательно контролируемых окислительно- восстановительных условиях. [4] Имеется мало свидетельств использования глушителей на основе сурьмы или олова. [13] или использование свинца для изменения других цветов.

Эксплуатация теплицы

[ редактировать ]

Есть только два исторических описания европейского стеклоделия в средневековье. В 1120 году Теофил Пресвитер , писавший в Германии, дал подробные рецепты и инструкции, а в 1530 году Георгий Агрикола написал о современном производстве стекла. [10] [11] Другая полезная информация поступает из археологических находок, экспериментальных и теоретических реконструкций.

Поиск и сбор сырья

[ редактировать ]

Песок, вероятно, был собран в руслах рек, где он был относительно чистым и имел более однородный размер частиц. [15] Рубка, транспортировка, сушка и хранение древесины как для получения золы, так и в качестве топлива для печей были трудоемкими и требовали высокой организации. [15] [16] [17]

Приготовление золы

[ редактировать ]

Теофил рекомендует использовать бревна бука , [10] анализ показал, что он имеет высокую долю CaO при выращивании на известковой почве. [17] Какая бы древесина ни использовалась, количество содержащегося в ней поташа и CaO, а также других компонентов, которые могут повлиять на цвет и непрозрачность, значительно варьируется в зависимости от возраста и части дерева, химического состава почвы, климата, времени года, когда дерево было высажено. резка и сухость древесины при обжиге - факторы, на которые стеклодув не имел особого контроля. [12] Эта изменчивость объясняет проблемы, с которыми столкнулись производители стекла, пытаясь производить стекло стабильного качества. Необходимо подготовить и смешать большое количество золы, чтобы обеспечить однородность, необходимую для получения предсказуемого состава стекла. [12] Типичный выход золы из бука составляет всего около 1%, поэтому использование рецепта Теофила, состоящего из двух частей песка на одну часть золы, означает, что для производства одного килограмма стекла потребуется 63 кг древесины бука. [17] Подсчитано, что, включая топливо, на килограмм стекла потребуется 150–200 кг древесины. [15]

Фриттинг

[ редактировать ]

Затем подготовленную золу и песок вместе нагревали, но не плавили, при относительно низкой температуре (приблизительно до 900 °C или 1650 °F) в процессе, известном как фриттинг . Теофил указывает «на протяжении дня и ночи». [10] [17] Этот процесс, который можно было отслеживать по изменению цвета при повышении температуры, вызывал уменьшение объема перед загрузкой тиглей для финальной стадии плавления, тем самым сводя к минимуму количество раз, которое необходимо будет открывать печь, а также консолидируя легкая порошкообразная зола, которая может разлетаться в печи, вызывая загрязнение. [17]

плавление

[ редактировать ]

Завершающим этапом было плавление фриттированного материала в тиглях в закрытой печи с получением расплавленного стекла. Печь должна была работать при как можно более высокой температуре, поскольку быстрое плавление и необходимость меньшего количества флюса улучшали качество стекла. Переход от натрона к поташу потребовал увеличения температуры плавления примерно с 200 °C до примерно 1350 °C, что вызвало необходимость фундаментального изменения технологии печей и разработки высокотемпературной керамики . [5] При такой более высокой температуре обычная глина вступит в химическую реакцию со стеклом. [18]

Работающий

[ редактировать ]

После плавления стекло выдувалось в сосуды или цилиндры, которые затем открывались в листы для оконного стекла . Заключительный этап — отжиг готового стекла, чтобы избежать повреждений из-за усадочных напряжений. [1]

Конструкция печи

[ редактировать ]
Печь конструкции «бабочка»
Конструкция печи «Улей»

Помимо описаний Теофила и Агриколы, единственное изображение ранней лесной теплицы происходит из Богемии примерно в 1380 году ( «Мандевильская миниатюра »). [3] Здесь изображена печь, в которой все высокотемпературные процессы изготовления стекла выполнялись в одной конструкции, содержащей несколько печей, переменную температуру которых можно было контролировать в необходимой степени постоянным вниманием. Сырье смешивается в яме неподалеку и разливается по лоткам для обжига в одной из печей, оптимальная температура до 1100°C. Фритту плавят при высокой температуре до 1400 °С в тиглях во второй печи, а по готовности стекло выдувают на предметы. Их помещают в печь для отжига для охлаждения. Вся конструкция заключена в деревянное здание, и вполне вероятно, что древесину хранили и сушили над печью. [15] [16] Остатки аналогичного сооружения конца 15 века были найдены в Айхсфельде в Германии. [3] Еще одна конструкция, найденная археологами 17 века, — это «печь-бабочка». Эти печи делались из камня, а тигли — из привозной высокоогнеупорной глины . [15] По стилю они отличаются от исламских печей Востока и Южной Европы, от стиля «улья», в котором камера отжига находится над основной печью, а не на одном уровне. [1]

Цикл обжига печи будет оптимизирован с точки зрения расхода топлива, производительности и рабочей силы, а по мере совершенствования технологии более крупные теплицы будут работать практически непрерывно. [15] [16] Подсчитано, что большая теплица обычно может использовать 67 тонн древесины в неделю, работая 40 недель в году. [15]

Расположение теплиц

[ редактировать ]
Лесная теплица восемнадцатого века
Собор Сен-Дени, Париж

Огромное количество древесины, необходимое для производства стекла таким способом, требовало, чтобы теплицы располагались в лесных районах и чтобы лесные массивы тщательно обрабатывались путем вырубки и вырубки, чтобы максимально использовать древесные ресурсы и оптимизировать размер используемых кусков древесины. [15] [16] Тем не менее, периодически теплице приходилось переезжать, поскольку лесной массив истощался. Стекольной промышленности пришлось конкурировать за поставки древесины с другими отраслями, такими как горнодобывающая промышленность и внутренний спрос. В Англии XVI века было введено эмбарго на использование древесины в качестве топлива для производства стекла. [19] Теплицы часто располагались в лесах, принадлежавших церкви. Одним из основных применений лесного стекла было изготовление церковных витражей .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Тейт, Х., 1991.
  2. ^ Jump up to: а б Ведеполь 2000
  3. ^ Jump up to: а б с Сейбель 2000
  4. ^ Jump up to: а б с д Поллард и Херон, 1996 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ререн 2000
  6. ^ Jump up to: а б Шальм и др. 1994 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Фристоун 1991 г.
  8. ^ Шортленд и др. 2006 г.
  9. ^ Ведеполь, 2005 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Сочинение Феофила в начале XII века нашей эры.
  11. ^ Jump up to: а б Агрикола, писавший в середине 16 века.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Стерн и Гербер, 2004 г.
  13. ^ Jump up to: а б Фристоун 1992 г.
  14. ^ Ньютон 1978
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кейбл 1998 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д Кроссли 1998 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Смедли и др. 1998 год
  18. ^ Мы были в 2006 году.
  19. ^ Хаммерсл 1973

Библиография

[ редактировать ]
  • Агрикола, G. 1556, De Re Metallica, Книга XII, Базель, (перевод Х.К. и Л.Х. Гувера), переиздание в Дувре, 1950 г.
  • Кабель М., 1998, Эксплуатация дровяных стекловаренных печей. В: П. Маккрей и Д. Кингери (ред.), Предыстория и история технологии изготовления стекла, 315–330.
  • Кроссли, Д., 1998, Английский производитель стекла и его поиски сырья в 16 и 17 веках. В: П. Маккрей и Д. Кингери (ред.), Предыстория и история технологии изготовления стекла, 167–179.
  • Эрамо, Г., 2006, Стекольные тигли Деррьера-Сайроша (1699-1714 гг., Коннектикут Берн, Швейцария): петрологический подход. Журнал археологической науки 33, 440–452.
  • Фристоун И., 1992, Теофил и состав средневекового стекла. В: П. Вандивер и др. (ред.), Проблемы материалов в искусстве и археологии III, 739–745.
  • Хаммерсли, Г., 1973, Угольная металлургическая промышленность и ее топливо. Обзор экономической истории, серия 2,26,593–613.
  • Ньютон, Р.Г., 1978, Красители, используемые средневековыми мастерами по стеклу. Технология стекла 19, 59–60.
  • Поллард А.М. и Херон К., 1996, Археологическая химия. Королевское химическое общество.
  • Ререн, Т., 2000, Обоснование составов базового стекла Старого Света. Журнал археологической науки 27, 1225–1234 гг.
  • Шальм О., Каллюве Д., Воутерс Х., Янссенс К., Верхаге Ф. и Питерс М., 2004, Химический состав и разрушение стекла, раскопанного в рыбацком городке Раверсейде 15-16 веков. (Бельгия), Spectrochimica Acta Part B 59, 1647–1656.
  • Сейбел Ф., 2000, Миниатюра Мандевиля: правильно или ошибочно? В: Анналы 14-го конгресса Международной ассоциации истории стекла, 2000, 208–209.
  • Шортленд А., Шахнер Л., Фристоун И. и Тайт М., 2006, Натрон как поток в ранней индустрии стекловидных материалов: источники, начало и причины упадка. Журнал археологической науки 33, 521–530.
  • Смедли, Дж., Джексон, К.М., и Бут, Калифорния, 1998, Назад к истокам: сырье, рецепты стекла и методы изготовления стекла Теофила. В: П. Маккрей и Д. Кингери (ред.), Предыстория и история технологии изготовления стекла, 145–165.
  • Стерн В.Б. и Гербер Ю., 2004. Калийно-кальциевое стекло: новые данные и эксперименты. Археометрия 46, 137–156.
  • Тейт, Х., 1991. Пять тысяч лет стекла. Издательство Британского музея, Лондон.
  • Феофил, О различных искусствах. Отредактировано и переведено (1963) Дж. Хоторном и CSSmith (Dover Publications, Нью-Йорк).
  • Ведеполь, К.Х., 2000, Изменение состава средневековых типов стекла, происходящее в раскопанных фрагментах из Германии. В: Annales du 14e Congres de l'Association pour l'histoire du Verre, 1998, 253–257.
  • Ведеполь, К.Х., 2005. Изменение состава средневековых типов стекла, происходящее в раскопанных фрагментах из Германии. В: Annales du 16e Congres de l'Association pour l'histoire du Verre, 2003, 203–206.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1dc8e8b879f91de82740e1f5a616f8c9__1717556280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/c9/1dc8e8b879f91de82740e1f5a616f8c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Forest glass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)