Гравированное стекло

Гравированное стекло — это тип декорированного стекла , который включает неглубокую гравировку поверхности стеклянного предмета, либо прижимая его к вращающемуся колесу, либо манипулируя «алмазным острием» в стиле гравировального резца . Это подгруппа искусства стекла , которая относится ко всему художественному стеклу, большая часть которого изготавливается «горячими» методами, такими как формование и выдувное плавление стекла, а также с другими «холодными» методами, такими как травление стекла , в котором используются кислотные, едкие или абразивные вещества для достижения художественных эффектов и граненое стекло , которое режется абразивным кругом, но более глубоко, чем гравированное стекло, где гравировка обычно врезается в поверхность достаточно глубоко, чтобы оставить след. Обычно выгравированную поверхность оставляют «матовой», чтобы была видна разница, тогда как в граненом стекле поверхность среза полируется для восстановления прозрачности. Некоторые произведения могут сочетать в себе две или более техники.

Существует несколько различных техник гравировки по стеклу. Это практиковалось с древних времен, в том числе и в римском стекле , а профессиональная гравировка на стекле всегда была дорогой роскошью, требующей огромного труда от высококвалифицированного мастера или художника. В последние столетия наиболее примечательные периоды и места производства начались в 16 веке, сначала в основном венецианского стекла , затем в Германии и богемского стекла . Примерно с 1645 года он использовался в Нидерландах , где к 1700 году производилась лучшая гравюра, к этому времени некоторая гравировка уже использовалась в большинстве центров изготовления стекла в Европе. Конец 17-го и начало 18-го веков были в некотором смысле периодом пика достижений и популярности. С 1730 года он получил некоторую конкуренцию со стороны нового геометрического стиля граненого стекла, разработанного в Англии. Эти родственные техники часто объединялись в одном произведении, но гравюре, как правило, отводилось менее заметное место.
В 19 веке хрустальное стекло продолжало доминировать, и новые методы травления стекла , более дешевые, чем гравировка, также частично взяли на себя роль, ранее занимаемую гравировкой. К концу столетия было разработано целое множество техник, многие из которых включали цветное стекло. Гравированное стекло сохранило некоторые ниши и иногда использовалось в художественном стекле , а затем и в студийном стекле , но больше не имело своего прежнего значения, хотя в Великобритании произошло возрождение, когда появилось множество общественных заказов на большие предметы размером с окно.
Много стекла остается в частных коллекциях, и многие музеи не выставляют большую часть своих фондов и зачастую выставляют их не в лучшем виде, обычно на темном фоне. Бокалы для вина предназначались для того, чтобы их можно было оценить, держа в руке, и когда они наполнены, любая отвлекающая гравировка на другой стороне бокала не была видна или тем более не была видна. [1]
Техники
[ редактировать ]
на стекле Гравировка имеет множество техник. Это форма глубокой печати с изображениями и надписями, вырезанными на поверхности стекла путем истирания ; но если резка не очень мелкая, она становится резкой стекла в обычной терминологии. Инструменты для гравировки стекла обычно представляют собой небольшие абразивные круги и сверла (очень похожие на те, что используются для граненого стекла), а также часто используются небольшие токарные станки . Гравировальные круги традиционно изготавливаются из меди, а льняного масла и мелкого наждачного порошка в качестве абразива используется смесь . Сегодня часто используются каменные колеса. Однако можно использовать любое острое острие, достаточно твердое, чтобы оставить след на стекле, и в прошлом часто использовалась гравировка «алмазным острием», особенно для надписей текста. Сегодня это часто называют «точечной гравировкой». [2] а кончик инструмента скорее всего будет из карбида вольфрама, чем из алмаза. Такая гравировка может быть нанесена на стекло (или окно) в любой момент после изготовления стекла, и, следовательно, ее трудно датировать. [3]
Другой вид гравировки — « пунктир », при котором изображение создается посредством большого количества мелких точек или коротких линий на поверхности стекла с помощью небольших инструментов с алмазными наконечниками. Царапины и маленькие точки, сделанные этим методом, в руках опытного художника могут быть использованы для создания изображений поразительной четкости и детализации. [4] В одном изделии можно использовать сочетание алмазного острия, круговой гравировки и пунктира, хотя в большинстве изделий один из них используется для большей части или всей работы. Обычно рисунок или, по крайней мере, основные контуры наносятся на стекло до начала гравировки.
Пескоструйная обработка — еще один метод гравировки по стеклу. Абразив распыляется через пескоструйный пистолет на стекло, замаскированное куском трафарета, с целью нанесения надписей или изображений. Это часто используется для гравировки больших площадей, таких как окна, и результат часто аналогичен тому, который достигается при травлении стекла кислотой. [5]
Гравер может быть нанят производителем стекла или полностью независимым, покупая стеклянные заготовки или готовые стаканы и другие детали для работы. Кажется, это восходит к римским временам. [6] Современная лазерная гравировка на стекле — это еще одна техника, обычно используемая механически только в декоративных целях, например, для воспроизведения изображений на зеркалах.
- Подробности, показывающие различные техники
- Голландское стекло с алмазной гравировкой, 1697 г.
- Бизнесмен с гравировкой на колесе, голландская гравюра на английском стекле, 1735–1750 гг.
- Голландское стекло с гравировкой «Дружба». Приписывается Дэвиду Вольфу, конец 18 века.
История
[ редактировать ]
К 16 веку
[ редактировать ]Гравировка на римском стекле представляла собой в основном орнаментальные узоры, но некоторые фигуративные изображения делались, по-видимому, начиная со II века нашей эры, чаще на чашах или тарелках, чем на чашках. Некоторые из них довольно сложны. [8] Сюда входили как языческие, так и иудео-христианские религиозные сюжеты. [9] Фрагменты были найдены от Уэльса до Афганистана . [10]
Было некоторое количество гравированного раннего исламского стекла , но, как и в случае с римлянами, глубокая резка (часто называемая резьбой) была гораздо более важной. [11] Средневековое венецианское стекло также использовало гравировку для украшения, но обычно она подчинялась сложным эффектам «горячей обработки» и работе с эмалированным стеклом . Большинство венецианских стекол стремились к чрезвычайной тонкости и деликатности, что делало рискованными попытки гравировки, которые выполнялись лишь с легкостью с помощью алмазного острия. [12] Этот вкус сохранялся и в эпоху Возрождения, и гравировка на круге фактически не использовалась в Венеции до восемнадцатого века, намного позже, чем где-либо еще. [13]
Ренессанс
[ редактировать ]Стекло с алмазной гравировкой, вероятно, в основном венецианского производства, хотя, возможно, гравированное позже и в других местах, постепенно стало более распространенным примерно . 1530 с года соглашение между Венецианской республикой и эрцгерцогом Фердинандом II . Как это было, по крайней мере, до Французской революции , гербы были центром многих декоративных схем, в том числе нескольких частей с гербом Папы Медичи Пия IV (годы правления 1559–1565). Груз корабля, потерпевшего крушение у берегов Хорватии в 1583 году, направлявшегося в Константинополь , включал в себя гравированные и другие типы стекла, фрагменты которых были обнаружены после повторного открытия затонувшего корабля в 1967 году. [14]
С 16 по 18 века также было много любительской гравюры на стекле, по большей части просто с надписями имени, а иногда и с изображениями. Этот период совпал с развитием огранки современных бриллиантов граненой огранки, что сделало незаменимый инструмент с алмазным острием доступным для многих богатых людей. Окна также подвергались этой обработке. Редко бывает трудно отличить даже лучшую любительскую работу от работы профессиональных мастерских. [15]

К концу 16 века попытки Венецианской республики удержать свою фактическую монополию в производстве роскошного стекла, главным образом за счет сохранения квалифицированных рабочих в республике, начали терпеть неудачу. Другие страны, часто возглавляемые своими монархами, стремились иметь собственную стекольную промышленность и соблазняли квалифицированных рабочих. Это привело к распространению венецианского стиля во многих центрах Европы. Стекло, изготовленное в этом направлении, называется « façon de Venise » («венецианский стиль»); качество обычно несколько ниже, чем у венецианских оригиналов, отчасти из-за трудностей с поиском подходящих материалов, а место производства часто трудно определить. Гравированное стекло было частью этого распространения и первоначально было особенно развито в Германии. [16]
В Англии Якобу Верзелини, венецианскому стеклодуву, уже работавшему в Лондоне, в 1574 году была предоставлена монополия на 21 год на производство сосудистого стекла в венецианском стиле. В его мастерской был разработан стиль с большим количеством простых, но привлекательных гравюр, в основном цветочных, с формами, заполненными параллельными линиями. Гравером, судя по всему, был француз Антони де Лиль. [17]
Именно немцы первыми возродили гравировку на стекле; его по-прежнему использовали для резьбы по твердому камню и гравировки драгоценных камней , которые в большинстве случаев тверже стекла. Каспар Леманн , огранщик драгоценных камней, возможно, родом из Мюнхена , обычно считается первым, кто начал гравировать стекло таким способом после прибытия в Прагу в 1588 году. [18] В Праге находился двор Рудольфа II, императора Священной Римской империи , покровителя северного маньеризма в некоторых искусствах. Двор Габсбургов переехал в Вену после смерти Рудольфа, но чешская стекольная промышленность продолжала набирать силу, достигнув пика своего значения в 18 веке. [19]
17 и 18 веков
[ редактировать ]Гравировка на стекле продолжалась в Германии и быстро росла в Богемии и Силезии, а ее обнажения появились в ряде других стран. Примерно к 1645 году гравюра на стекле распространилась из Германии в Нидерланды. [20] крупный центр гравюры и гравюры , переживающий огромный экономический бум Золотого века Голландии . К концу века голландская гравюра стала лучшей в Европе. [21]
Германия и Центральная Европа
[ редактировать ]В 17 веке произошли значительные технические усовершенствования в производстве стекла, некоторые из которых помогли граверам. В Богемии мел -известковое стекло добавляли в основное калийно , повышая его прочность, обрабатываемость и показатель преломления . Стекольные заводы там часто открывались или продвигались владельцами крупных поместий; потребность в большом количестве древесины для печей способствовала вырубке лесов под сельскохозяйственные угодья. Энергию для привода шлифовальных кругов обычно производили водяные мельницы, расположенные рядом с мастерской. [22]

Ученик Каспара Лемана Георг Шванхардт переехал из Праги в свой родной город Нюрнберг в 1622 году и основал мастерскую, которая просуществовала более века и продолжилась его семьей и другими людьми. В отличие от богемских граверов, нюрнбергцы часто подписывали свои работы. Наиболее распространенными формами были кубки с крышками и мензурки на ножках в форме «булочки». Гравированный декор, обычно ограничивавшийся чашей и верхней частью крышки, включал в себя широкий спектр сюжетов, заимствованных из современных гравюр, но не копирующих их в точности. Найдены портреты правителей, гербы, сцены из классической мифологии и Библии, эмблемы и аллегории, а «сцены битвы в лесной местности» были фирменным блюдом. [23]
В других частях Германии «патриотическое украшение, как правило, было нормой», а гравировка на стекле, как правило, была сосредоточена во многих княжеских дворах, во многих из которых был Хофкристалшнайдер или придворный гравер по стеклу, а его мастерская работала в основном для обслуживания двора, включая изготовление очков. , на котором часто выгравирован его портрет, чтобы принц мог подарить его. [24] Точное использование типичной закрытой чашки ( покале ) не совсем точно; неясно, как часто их готовили наборами и часто ли они использовались или предназначались для очень официальных застолий и тостов . [25]
В Богемии и Силезии , которые в 17 веке стали центром гравюры по стеклу, граверы больше производили продукцию для общих коммерческих продаж. Растущее процветание и расширение производства сделали гравированное стекло доступным для гораздо более широкой публики, и в течение первой половины 18 века богемная промышленность создала большую сеть разносчиков, в том числе стажеров-граверов, которые часть года продавали гравированное стекло. по всей Европе стажеры могут предлагать клиентам дополнительные надписи в виде ромба. Через Испанию гравированное стекло могло попасть в Мексику и Черное море . [26]
Французский стиль Régence , более легкая версия раннего французского барокко, достиг Германии и Центральной Европы после 1710 года, в основном через орнаментальные принты французских дизайнеров, таких как Жан Берен Старший и его сын , и немец Поль Декер, работавшие в аналогичном стиле. Немецкий стиль ремешков , известный как Laub- undbandelwerk, стал обычным явлением, как и в фарфоре из Мейсена и Вены примерно с 1730-х годов, но имел тенденцию становиться чрезмерно сложным. [27]
Нидерланды
[ редактировать ]
«Любительская» гравюра алмазным наконечником, иногда второстепенная для художников- гравюристов , была особенно сильна в Нидерландах, некоторые из них включали прекрасную каллиграфию , и среди самых знаменитых художников были женщины. Зажиточные сестры Мария и Анна Вишер создавали работы такого типа, а Анна Мария ван Шурман была еще одной голландской интеллектуалкой, которая также была опытной художницей. [28] В XVIII веке сборщик налогов Франс Гринвуд первым применил технику пунктирной гравюры для изготовления практически всех своих изображений, которые в основном представляли собой фигурные сюжеты, нарисованные с гравюр. [29] В 2002 году бокал для вина 1742 года с подписью Гринвуда был продан на аукционе Christie's за 44 650 евро . [30]
Немец Якоб Санг из семьи стеклоделов из Веймара работал в Амстердаме с 1752 по 1762 год. [31] Он был одним из самых выдающихся профессионалов, создававших чрезвычайно подробные сцены, гравированные на колесах. Как и многие голландские граверы, он предпочитал использовать чуть менее хрупкий «английский» тип свинцового стекла, разработанный Джорджем Равенскрофтом несколько десятилетий назад, хотя теперь выясняется, что в его время его также производили на континенте, в Мидделбурге и в других местах. К концу XVIII века, как и в некоторых других центрах, гравировка на стекле практически вышла из моды. [32]
Возможно, величайший голландский гравер Дэвид Вольф (1732–1798) пришел в конце этого периода и полностью работал пунктиром. Его необычная техника заключалась в постукивании по инструменту небольшим молотком, чтобы оставить каждую отметку. Его отдельные следы обычно можно увидеть только при увеличении, а его фон «довольно темный и загадочный», так что кажется, будто «его субъекты вышли на свет». [33] Многие работы, когда-то подаренные ему, теперь приписаны трем неизвестным граверам, возможно, составившим мастерскую. [34] Один прекрасный гравер, работающий пунктиром, известен только как «Алиус». [35] и еще один - Аэрт Шуман (1710–1792), ученик Гринвуда. [36]
Больше, чем где-либо в Европе, голландские изделия, как правило, посвящены определенному событию, в основном с помощью гравировки на круге. На стакане, выгравированном в Утрехте в честь рождения Вильгельма V, принца Оранского в 1748 году, изображено апельсиновое дерево с новым побегом, использован английский бокал для вина, изготовленный примерно 30 лет назад. [37] Помимо сюжетов, часто встречающихся в других местах, голландцы часто гравировали корабли, множество фигурок с надписями, посвященными поджариванию конкретного судна, новые деловые партнерства и довольно стандартную сцену «материнской палаты» ( краамкамера ) с матерью в ее занавешенной кровати. с новорожденным ребенком или без него, а также надпись, обычно направленная в первую очередь на мать, по краю вверху. [38]
- Голландская тематика на бокалах
- Сцена Краамкамера с надписью «Наилучшие пожелания будущей матери и младенцу», гравировка на круге, 1725-1750 гг.
- «Наилучшие пожелания Сипарипабо», колониальной плантации в голландском Суринаме , выгравировано на круге, 1725-1750 гг.
- Патриотическая сцена с Батавским львом , Шапкой Свободы и путто с рогом изобилия с надписью « Батавское Содружество », ок. 1765 год, пунктирная гравюра Дэвида Вольфа.
- Портрет корабля, выгравированный на колесе, с гербом на другой стороне, 1750–1770 гг., Возможно, на английском стекле.
Англия
[ редактировать ]
Английская гравюра не достигла художественных высот, и величайшим вкладом Англии в гравюру на стекле стал улучшенный тип свинцового стекла Равенскрофта, который экспортировался, а затем имитировался, по крайней мере, в Северной Европе. [39] Первоначально большая часть лучших гравюр делалась на английском стекле, отправленном для гравировки в Нидерланды, или иностранными граверами в Англии. Более изысканные виды английских бокалов, пока в 1730-х годах не появился стиль граненого стекла, для украшения в значительной степени полагались на спирали («завитки») воздуха, удерживаемого внутри ножки. Английское изобретение гораздо более глубокого стиля граненого стекла часто включало выгравированный орнамент, в основном геометрический или цветочный, на второстепенной роли, особенно возле края. Позднее самой распространенной гравировкой стала полоса цветочного декора высоко на чаше. [40]
На более раннем стекле было много простых надписей, некоторые политические, как на « якобитском стекле» с тостами за изгнанный дом Стюартов , или якобитские эмблемы, некоторые довольно тайные. Некоторые сохранившиеся образцы, особенно так называемого типа «Аминь», вероятно, представляют собой гравюру 19 века, добавленную к очкам 18 века. [41] Стаканы «Аминь» имеют длинные и довольно стандартные надписи, заканчивающиеся на «Аминь», короной, английской розой или простой королевской монограммой или гербом. Один пример гласит (частично): [42]
- Окажи нам еще одну услугу
- Король для восстановления
- Как Ты делал раньше
- Семья.
- Боже, благослови церковь, о которой я молюсь
- Боже, храни церковь, я молюсь
- Чистый, чтобы остаться
- Против всей ереси
- И лицемерие вигов
- Кто стремится злонамеренно
- Ее опорочить.
- Да благословит Бог всех субъектов,
- И спаси и великих, и малых,
- На каждой станции:
- Это вернет домой Короля
- У кого больше прав на царствование
- Это единственная вещь
- Может спасти нацию
Богемский гравер и фальсификатор Франц Тизе (умер в 1932 году), работавший в Ирландии, специализировался на другой стороне политического раскола, активно добавляя вильямитскую гравюру на старое стекло. Позже выяснилось, что очень большая часть гравюр вильямитов была поддельной. [43]
Семейная мастерская Бейлби , действовавшая в Ньюкасле-на-Тайне между 1757 и 1778 годами, славится своим эмалированным стеклом , в котором в большинстве случаев используется только белый цвет, что позволяет достичь эффекта, аналогичного гравюре. [44] Им обычно приписывают высокую и элегантную форму стекла «Ньюкасл», хотя на самом деле многие из них, вероятно, были изготовлены в Нидерландах . [45]
19 век
[ редактировать ]
Фигуративные изображения, выгравированные на стекле, как основной декоративный элемент на конкретном предмете, были менее распространены в большей части западного мира, чем раньше, за исключением Богемии. Однако в качестве второстепенной техники использовалось достаточно гравюры, чтобы занять большое количество обученных граверов. Помимо светового орнамента, портретов и пейзажей, часто наиболее популярными сюжетами были сцены охоты, и к 1850 году «большинство граверов... кажется, застряли в бесконечной колеи создания оленей в пейзажах и тому подобное». [46] Поскольку во второй половине века американская стекольная промышленность быстро развивалась, свою роль сыграла гравировка, которую первоначально возглавляли импортированные опытные граверы. [47]
Во второй половине века различные тенденции оживили украшение стекла, некоторые из которых использовали гравировку. В викторианском камео-стекле использовалось кислотное травление для создания двух цветов на корпусном стекле или стекле-вспышке , но для подобных эффектов иногда использовалась гравировка, особенно в Богемии и Америке. [48] Развитие стекла в стиле модерн , художественного стекла и движения искусств и ремесел с большим упором на скульптурные формы и яркие цвета не имело большого места для гравюры. [49]
20 век
[ редактировать ]

Несколько неожиданно с середины 1930-х годов в Великобритании произошло возрождение гравюры на стекле. Первоначально большая часть его была сосредоточена на пейзажных сюжетах в пасторальном и слегка романтическом настроении, на которое повлиял художник и гравер Сэмюэл Палмер (1805–1881), ранние работы которого открывались заново. Многие использовали технику пунктира, в том числе ведущий деятель Лоуренс Уистлер (1912–2000). [50] Уистлер, наряду с Дэвидом Писом и Уильямом Уилсоном, считается одновременно возродившим ремесло гравюры на стекле в 1930-х годах. [51] [52]
Впервые Уистлер выгравировал на стекле в 1934 году, в истинном стиле 17-го века, выгравировав сонет и цветочный декор на окне дома, в котором он остановился. Инновационный стиль, который он позже разработал, включал гравировку как внутренней, так и внешней стороны стекла, придавая ощущение глубины. [53] С 1955 по 1980-е годы он изготовил нетипично большой набор окон для церкви Святого Николая в Мортоне в Дорсете . [54]
В Америке стекольный завод Штойбена продолжал производить гравированное стекло, как с круговой, так и с алмазной гравировкой; [55] это оказалось очень совместимым ар-деко , в частности, со стилем .
Особенно после Второй мировой войны в Британии появилось множество более крупных архитектурных гравюр, часто с фигурами почти в натуральную величину, выполненными на окнах или стеклянных перегородках. В их число входили работы Джона Хаттона (1906–1978) для нового собора Ковентри (завершены в 1962 году). Другие заказы Хаттона на монументальное стекло включали работы в Гилфордском соборе , Национальной библиотеке и архивах Канады и многих других объектах по всей Великобритании и по всему миру. Набор фигурок населения римского Лондона , завершенный в 1960 году для ныне снесенного офисного здания, был перенесен на станцию метро Bank . [56] Он разработал новую технику обработки больших деталей с помощью угловой шлифовальной машины . [57]
Энн Дыбка (1922–2007), родившаяся и получившая образование в Англии, эмигрировала в Австралию в 1956 году и продолжила там карьеру. [58] Элисон Киннэрд (род. 1949) всегда проживала в Шотландии, а Жозефина Харрис (1931–2020) работала в Лондоне. [59]
21 век
[ редактировать ]Есть еще много граверов по стеклу, которые создают смелые, динамичные и эстетически сложные произведения искусства, но граверы по стеклу чувствуют себя несколько отодвинутыми в сторону студийным движением последних лет, и открыто выражают тревогу по поводу будущего их техники. [60] Джеймс Денисон-Пендер, в основном гравер пунктирной печати, отметил в интервью, что традиционные кубки сейчас очень трудно продать, в то время как рынок отдает предпочтение работам на плоском стекле. [61]
Британская гильдия граверов по стеклу была основана в 1975 году и базируется в Лондоне. В ее состав входят ряд художников по стеклу, в том числе Рональд Пеннелл . У него есть онлайн-галерея работ участников с контактными данными комиссий и занятий для людей, которые хотят узнать об этом искусстве. Общая выставка проводится каждые два года, последняя из которых проходит в Музее Фицуильяма в Кембридже. [62]
См. также
[ редактировать ]- пузырьграмма
- Гравюра на стекле Пепиты из Мексики.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Норман, 50 лет.
- ^ Коулман
- ^ Осборн, 395
- ^ Норман, 51–53.
- ^ Осборн, 395
- ^ Кэрон, 21 год.
- ^ «Кубок с вырезанным узором» , Метрополитен-музей.
- ^ Кэрон, 19 лет и далее
- ^ Кэрон, 22, 30–34.
- ^ Кэрон, 46 лет, примечание 10.
- ^ Осборн, 396–397.
- ^ Осборн, 398
- ^ Бэтти и Коттл, 68 лет.
- ^ Бэтти и Коттл, 67–68.
- ^ Бэтти и Коттл, 67 лет; Осборн, 395 лет.
- ^ Бэтти и Коттл, 68, 71–77.
- ^ Норман, 51 год.
- ^ Бэтти и Коттл, 78 лет.
- ^ Бэтти и Коттл, 78 лет.
- ^ Ван Эйк, 101
- ^ Бэтти и Коттл, 78–79.
- ^ Бэтти и Коттл, 82–84; Осборн, 400
- ^ Бэтти и Коттл, 82–84, цитирование 82; Осборн, 400
- ^ Бэтти и Коттл, 86–87.
- ^ Бэтти и Коттл, 85 лет.
- ^ Бэтти и Коттл, 83–85.
- ^ Бэтти и Коттл, 84–85; Осборн, 400
- ^ Бэтти и Коттл, 90 лет.
- ^ Норман, 51–53; Бэтти и Коттл, 90 лет
- ↑ Christie's, лот 1279, живой аукцион 2542 (КОЛЛЕКЦИЯ Д-РА АНТОНА К.Р. ДРИСМАНА: ГОЛЛАНДСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И WOA), апрель 2002 г. , описание из каталога: «Круглая воронкообразная чаша, на которой выгравирован поясной портрет продавщицы сельди. держа в левой руке наполовину полный ремер, а в правой - селедку за хвост, в арочной оконной раме с плодоносящими лозами по бокам, драпировкой на заднем плане справа и скатертью, накинутой на подоконник. , реверс подписан и датирован ромбовидным острием: Ф. Гринвуд Fecit 1742...» Также см. лоты 1237 и далее, где представлены другие очки с голландской гравировкой.
- ^ «Бокал для вина с гравировкой Джейкоба Санга» . Мет . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Бэтти и Коттл, 90–91; Норман, 26–28 лет.
- ^ Норман, 52–53 (цитата); Лоты Boham's 71, 72 и 75 работы Вольфа.
- ^ Бэтти и Коттл, 90 лет.
- ^ Бонэмс, лоты 73, 74
- ^ Бэтти и Коттл, 90 лет.
- ^ "Бокал", номер V&A C.163-1956.
- ^ Бэтти и Коттл, 91 год.
- ^ Норман, 26–28.
- ^ Бэтти и Коттл, 98 лет.
- ^ Бэтти и Коттл, 98; Норман, 53 года
- ^ "Якобитское стекло "аминь"" , Метрополитен-музей.
- ^ Фрэнсис, Питер (23 октября 1994 г.). «Франц Тизе (1842–1932) и новое изобретение истории на стекле». Журнал Берлингтон . 136 (1094): 291–302. JSTOR 885911 .
- ↑ Коттл, Саймон, «Воспоминания о Бейлби Глассе», в Bonham's, 16 лет.
- ^ Бэтти и Коттл, 96 лет.
- ^ Бэтти и Коттл, 131–133, цитирование 132.
- ^ Бэтти и Коттл, 125
- ^ Бэтти и Коттл, 131.
- ^ Бэтти и Коттл, 144–147.
- ^ Бэтти и Коттл, 186; Норман, 53–54.
- ^ Полномочия. А (12 марта 2003 г.). «Некрологи - Дэвид Пис» . Хранитель .
- ^ «Дэвид Пис» . Таймс . 19 февраля 2003 г.
- ^ Грин, Джанет (6 января 2001 г.). «Некролог: сэр Лоуренс Уистлер» . Хранитель . Проверено 21 мая 2021 г.
- ^ Кеннеди, Маев (18 апреля 2014 г.). «Окно Иуды, установленное в церкви Дорсета через 14 лет после смерти художника» . Хранитель . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Норман, 54 года.
- ^ «Банковская станция: начинаются работы над новым входом», 5 ноября 2015 г. , «Транспорт Лондона». пресс-релиз
- ^ Коулман
- ^ «Надежное прикосновение к одному из самых тонких искусств» . Сидней Морнинг Геральд . 05.06.2007 . Проверено 20 мая 2021 г.
- ^ Пауэрс, Алан (17 ноября 2020 г.). «Жозефина Харрис, ведущая фигура в мире гравюры на стекле – некролог» . Телеграф . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Коулман
- ^ Профиль специальности JDP , Гильдия граверов по стеклу
- ^ «Гравированное стекло XXI века; выставка Гильдии граверов по стеклу» , Музей Фицуильяма; Коулман
Ссылки
[ редактировать ]- Бэтти, Дэвид и Коттл, Саймон, ред., Краткая энциклопедия стекла Sotheby's , 1991, Conran Octopus, ISBN 1-85029-654-5
- Bonham's , « Изысканное стекло и британская керамика» , каталог распродаж Bonham's, Найтсбридж, Лондон, среда, 15 ноября 2017 г.
- Кэрон, Бодуан, «Стекло с гравировкой римских фигур в Метрополитен-музее», Журнал Метрополитен-музея , том. 32, 1997, стр. 19–50, JSTOR.
- Коулман, Кэтрин Коулман MBE: Весенняя лекция Гильдии граверов по стеклу 2015 г. «Будущее гравировки по стеклу»
- «ГГЭ»: «Что такое гравировка по стеклу?» , Гильдия граверов по стеклу
- Норман, Барбара, Гравировка и декорирование стекла: методы и техники , 2012, Dover Publications, ISBN 978-0-486-14414-6 , книги Google
- Осборн, Гарольд (редактор), Оксфордский компаньон декоративного искусства , 1975, OUP, ISBN 0-19-866113-4
- Ван Эк, Питер К. Ритсема. «Ранняя гравировка колес в Нидерландах», Журнал исследований стекла , том. 26, 1984, стр. 86–101, JSTOR.
