Жан Берен Старший

Жан Берен Старший (1640 – 24 января 1711) был рисовальщиком и дизайнером, художником и гравером орнаментов, художественной силой в королевском офисе Menus-Plaisirs du Roi , где все рисунки создавались для придворных зрелищ, от праздников до похорон. и множество дизайнов мебели, не вошедших в Bâtiments du Roi . [ 1 ] Беренский стиль легких арабесок и игривых гротесков был важным элементом стиля Режанс , который привел к французскому рокайлю и европейскому рококо .

Родился в Сен-Миеле , Маас, в Австрийских Нидерландах . [ 2 ] он был сыном мастера-оружейника, в чьей профессии гравировка занимала видное место. Свою карьеру он провел в Париже. Спустя много времени после его смерти знаток Пьер-Жан Мариетт писал о нем: «Ничего не было сделано, в каком бы жанре это ни было, если только это не было в его манере или там, где он дал для этого замыслы». [ 3 ] Благодаря его гравюрам и гравюрам его сына его стиль имел большое влияние за пределами двора и Парижа, особенно в Нидерландах, Германии и Лондоне. Его близкая дружба с Никодимом Тессином Младшим собственных нюансов Берена в стиле Людовика XIV обеспечила передачу в придворные круги Швеции .

Компания Berain была основана в Париже в 1663 году. [ 4 ] 28 декабря 1674 года он был назначен dessinateur de la Chambre et du Cabinet du Roi (дизайнер королевской палаты и кабинета) в Меню-Плезире (должность, которую он занимал до своей смерти), вслед за Анри де Жиссе , учеником которого он считается, что так оно и было. [ 5 ] С 1677 года у него были мастерские и квартира в Галерее Лувра рядом с квартирами Андре Шарля Буля , для которого он разработал множество проектов мебели. После смерти Шарля Ле Брюна Берену было поручено составить и контролировать всю внешнюю отделку королевских кораблей. [ 6 ] Его первые проекты королевских интерьеров датируются 1682–1684 годами.

Он был изобретательным и трудолюбивым и, начиная с интерьеров Отеля де Майи (1687–1688), ассимилировал и адаптировал рафаэлевский гротескный орнамент. [ 7 ] [ 2 ] на вкус того времени. Он предоставил арабески для изготовления гобеленов Бове . В Медоне для Луи, Великого Дофина , любимым дизайнером которого он оставался. [ 8 ] Декоры Берена, начиная с 1699 года, положили начало стилю Режанс, который был предшественником рококо .

Берен также проектировал для театра. К 1674 году он уже начал создавать костюмы для -Батиста Люлли Жана оперы , в том числе костюмы для танцоров в дивертисментах . 1684 года Для оперы Люлли «Амадис» , рассказа о рыцарском романе, Берен провел исследование стилей Средневековья и Возрождения , исторического подхода к дизайну костюмов, который был необычен для того времени. Люлли Помимо эскизов костюмов для музыкальных трагедий , Берен разработал костюмы для балетов Люлли «Триумф любви» (1681) и «Храм мира» (1685). [ 9 ]
В 1680 году он дополнительно взял на себя работу Карло Вигарани и декораций Оперы в качестве дизайнера сценического оборудования , а до 1707 года отвечал за постановку всех лирических произведений, созданных в Театре Пале-Рояль в Париже, а также в Королевском театре. резиденции. После смерти Люлли в 1687 году он создал эскизы первых оперных балетов : Паскаля Коласса » «Сезонов (1695) и Андре Кампра » «Галантной Европы (1697). В своих декорациях Берен продолжал использовать высокосимметричную одноточечную перспективу, следуя по стопам своих итальянских предшественников Джакомо Торелли и Вигарани, а также Джованни Франческо Гримальди и Джованни Бурначини . Он никогда не использовал проекты перспективы per angolo (наклонной), которые пробовали в Италии такие дизайнеры, как Галли-Бибиенас . [ 10 ]
В 1692 году именно Берен работал с королевской семьей по случаю свадьбы Филиппа Орлеанского с внебрачной дочерью короля Франсуазой-Марией де Бурбон, мадемуазель де Блуа . Берен спроектировал их украшенную драгоценными камнями свадебную одежду и частные апартаменты в Пале-Рояле в столице.
Его многочисленные рисунки были по большей части гравированы под его собственным наблюдением; их собрание было опубликовано в Париже в 1711 году его зятем Жаком Тюре , часовщиком короля с 1694 года. Это три книги: L'Œuvre de J. Berain , Ornements inventés par J. Berain и Œuvres de Ж. Берен, содержащий украшения архитектуры . [ 6 ] `
Дезире Гильмар в «Les Maîtres ornemanistes» приводит полный список своих опубликованных работ.
Его сын и ученик Жан Берен Младший (1678–1726) родился и умер в Париже. Он выполнял те же официальные функции после смерти своего отца и работал в очень похожих вкусах. [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Кимбалл отмечает, что Берен ни разу не получил ни одной оплаты за работу, выполненную для Bâtiments du Roi, за все время Мансара правления . (Кимбалл, стр. 62).
- ^ Jump up to: а б Стерджис, Рассел (1901). Словарь архитектуры и строительства, том I. Макмиллан. п. 293.
- ^ «Ничего не было сделано вообще, если бы это не было в его манере или в соответствии с его замыслами». Цитируется по Кимбаллу, стр. 40.
- ^ Его самые ранние известные работы показывают его как гравера двенадцати пластин из коллекции Diverses Pieces de serrurerie inventés par Hughes Brisville et graves par Jean Berain (Париж, 1663 г.), а в 1667 г. - десяти пластин с рисунками для использования оружейниками . ( Чизхолм, 1911 г.) )
- ↑ Современный документ под названием Гисси «Maistre de Berain» (Кимбалл, стр. 40).
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Фиске Кимбалл нашел вдохновение для Берена в арабесках, написанных под руководством Ле Брюна на панелях Галереи д'Аполлон во Дворце Лувр , ок. 1670 г., некоторые из которых были выгравированы Бераном в 1671–1672 гг., его первая работа для Короны (Кимбалл, примечание стр. 31, стр. 32, рис. 8 и 9)
- ^ дофина Фиске Кимбалл подробно обсуждает кабинет в Медоне.
- ^ Ла Горс 2004.
- ^ Ла Горс 2001.
Ссылки
[ редактировать ]
- Фиске Кимбалл, Создание рококо (Художественный музей Филадельфии), 1943 г.
- Жером де ла Горс , Берен, дизайнер «Короля-Солнца» , Париж, Хершер, 1986 г.
- Жером де Ла Горс, «Берен, Жан» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание, под редакцией Стэнли Сэди , Лондон, Макмиллан, 2001. ISBN 978-1-56159-239-5 (твердый переплет), OCLC 419285866 (электронная книга) и Grove Music Online .
- Жером де Ла Горс, «Берен, Жан», т. 1, стр. 425–426, в Международной энциклопедии танца под редакцией Сельмы Джин Коэн, Нью-Йорк, Oxford University Press, 2004 г.
- Роже-Арман Вейгерт, Жан I Берен, дизайнер Палаты и Королевского кабинета (1640–1711) , Париж, Les Éditions d'art et d'histoire, 1936 г.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Берен, Жан ». Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 761. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в