Джакомо Торелли
Джакомо Торелли | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 17 июня 1678 г. Изображение | (69 лет)
Занятия |
|
Джакомо Торелли (1 сентября 1608 — 17 июня 1678) — итальянский сценограф , пейзажист, инженер и архитектор. [1] Его работы в области сценического дизайна, особенно его конструкции машин для создания впечатляющих смен декораций и других спецэффектов, были тщательно запечатлены и, следовательно, сохранились как наиболее полный отчет о сценографии середины семнадцатого века.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера в Италии
[ редактировать ]Торелли родился в Фано коммуны , где он, возможно, впервые работал над постановками любительского театра в Палаццо делла Раджоне . [2] и, возможно, он также приобрел опыт театрального дизайна в близлежащих Пезаро или Урбино . Его первая задокументированная работа состоялась в январе 1641 года при открытии театра Новиссимо в Венеции, где он участвовал в разработке декораций и сценического оборудования для Франческо Сакрати оперы «La finta pazza» . За этим последовали проекты для двух других произведений Сакрати в том же театре: «Беллерофонте» в 1642 году и «Венере гелоза» в январе 1643 года. Возможно, он также работал над Франческо Кавалли » «Деидамией , поставленной в 1644 году, также в Театре Новиссимо. Последней работой Торелли в Венеции была опера Сакрати «L'Ulisse errante» , исполненная во время карнавального сезона 1644 года в Театре Санти Джованни и Паоло . [3]
Карьера во Франции
[ редактировать ]итальянского происхождения Когда кардинал Мазарини сменил кардинала Ришелье на посту главного министра Франции в 1642 году, он решил представить итальянскую оперу в Париже. В июне 1645 года по просьбе регентши Анны Австрийской герцог Пармский отправил Торелли во Францию для работы над постановкой «La finta pazza» , в которой Торелли во многом повторял его замыслы для Венеции. Мазарини нанял итальянских певцов из Флоренции , но, отвечая французскому вкусу, комические балетные интермедии в постановке Джамбаттисты Бальби заменили припевы в конце номеров, а часть речитатива скорее произносилась, чем пелась. Спектакль, представленный в большом зале Пти-Бурбона начиная с 14 декабря 1645 года, имел большой успех, а впечатляющие сценические эффекты, созданные Торелли, были встречены с энтузиазмом. [4]
Успех «La finta pazza» воодушевил амбиции Мазарини, и он приступил к постановке еще одной итальянской оперы, «Эджисто» . Хотя имя композитора точно не установлено, предполагается, что это был « Эджисто» на музыку Франческо Кавалли. Согласно воспоминаниям мадам де Мотвиль, опера была показана в меньшем театре Пале -Рояля , но сейчас считается, что она была представлена в большом театре в восточном крыле , и что Торелли внес изменения для установки сцены. техника. «Эджисто» была исполнена в 1646 году, но не имела такого успеха, как «La finta pazza» . [5]
Тем не менее, Мазарини приступил к написанию недавно написанной итальянской оперы «Орфей» Луиджи Росси . Торелли работал с французским сценографом Шарлем Эрраром и его помощниками Ноэлем Куапелем и Жильбером де Севом над созданием декораций и сценических эффектов, а более обширные изменения для установки сценического оборудования были внесены в театр Пале-Рояль, где должна была идти опера. быть выполнено. Другая группа итальянских певцов была привезена во Францию, и после многих задержек, наконец, 2 марта 1647 года состоялась премьера «Орфея». К этому времени начало возникать сопротивление итальянской опере (и Мазарини), и произведение критиковали за то, что оно было слишком итальянским и слишком дорогим. , но даже в этом случае сценические эффекты Торелли были хорошо приняты. [6]
Несмотря на то, что Торелли подвергался остракизму как иждивенец Мазарини во время Фронды (1648–1653), ему удалось остаться в Париже и спроектировать декорации для новой французской пьесы « Пьера Корнеля » Андромеда (на музыку Дассуси ). Его должна была исполнить Королевская труппа Отеля де Бургонь , но их обычная сцена была неподходящей для машин смены сцен и спецэффектов части машины . Первоначально запланированный для театра в Пале-Рояле, «Андромеда» была перенесена незадолго до первого спектакля в «Пти-Бурбон», который мог вместить более широкую аудиторию. Многие декорации Торелли, созданные для «Орфея», были перенесены и повторно использованы для «Андромеды» , премьера которой состоялась 1 февраля 1650 года. Франсуа Шово выгравировал серию из шести изображений декораций пролога и пяти актов, которые были опубликованы в Руане в 1651 году, оба по отдельности. и со вторым изданием пьесы. [7]
После возвращения короля Людовика XIV в Париж в 1653 году Торелли стал больше заниматься балетом, чем оперой, что отражало страсть короля к танцам. Ему традиционно приписывают дизайн « Ночного балета» , исполненного 23 февраля 1653 года в Пти-Бурбоне, хотя точных доказательств этому нет. [8] В 1659 году, с прибытием в Париж итальянской семьи театральных художников Гаспаре Вигарани и его сыновей Карло и Лодовико, Торелли вскоре потерял королевскую милость. Карьера Торелли во Франции окончательно подошла к концу в 1661 году, когда он работал над декорациями к опере Мольера « Les fâcheux» , представленной Николасом Фуке в рамках его великого праздника в Во-ле-Виконт в честь короля, — слишком показное зрелище. что в конечном итоге привело к тюремному заключению Фуке. [9]
Вернуться в Италию
[ редактировать ]Торелли вернулся в Фано, спроектировав театр « Театро делла Фортуна » и последнюю постановку «Триумфа воздержания» в 1677 году. Он умер в Фано в 1678 году. [9]
Достижения
[ редактировать ]Самым значительным нововведением Торелли была система сценического оборудования «Полюс и колесница», состоящая из подсценических тележек, соединенных веревками с центральным барабаном, что позволяло быстро менять несколько квартир на виду у публики высоко скоординированным образом. один помощник под сценой, а не медленно бригада из шестнадцати рабочих сцены. Это, среди прочего, не только экономило трудозатраты, но и создавало впечатляющие сценические эффекты, популярность которых привела к заметному увеличению количества смен декораций в опере. Торелли также разработал механизмы для полета персонажей по сцене, имитирующие погодные эффекты и т. д., и получил прозвище «великий стрегоне» (великий волшебник). [9] [10]
Торелли довел набор одноточечной перспективы до апогея, создав проекты, в которых использовалась перспектива, привлекающая взгляд к горизонту и за его пределы: театральная сцена, казалось, простиралась до бесконечности. Однако, несмотря на очевидную одержимость бесконечностью, Торелли также привнес на сцену «закрытое» пространство. Внутренние сцены стали более распространенными и часто были довольно поверхностными. Его инновации в сценической технике позволили изменить не только сцену, но и границы неба. Это позволило обмениваться внутренними и внешними декорациями, и Торелли часто чередовал открытые и закрытые декорации, чтобы создать новое чувство ритма в визуальном аспекте оперы. Его эксперименты с разными типами сценического пространства не ограничивались и контрастом интерьера и экстерьера. Торелли часто ограничивал передний план внешней декорации такой структурой, как холм или фонтан, позволяя зрителям лишь мельком увидеть перспективу на заднем плане. [ нужна ссылка ]
Когда в 1660 году Пти-Бурбон был снесен ради расширения Лувра на восток , Вигарани удалось приобрести сценические машины Торелли; он скорее уничтожил их, чем установил в своем новом Зале машин во Дворце Тюильри , но рисунки Торелли сохранились и были воспроизведены в Энциклопедии Дидро под статьей «Машины театра» в 1772 году. [11] Торелли также считается анонимным автором резкой критики театра Вигарани в Тюильри « Reflessioni sopra la Fabrica del Nuovo Teatro» . [12]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джон 1998; Бенезит 2006: «Художник театральных декораций».
- ↑ Позже Торелли переоборудовал его в Театр делла Фортуна (см. далее в этой статье).
- ^ Джон 1998; Уокер 1992.
- ^ Пауэлл 2000, с. 22; Ховарт 1997, с. 204; Уэнэм, 1992 год; Джон 1998.
- ^ Пауэлл 2000, с. 22.
- ^ Пауэлл 2000, стр. 22–23; Койман 1998, стр. 44, 63; Джон 1998; Мурата 1992; Ховарт 1997, стр. 204–205.
- ^ Пауэлл 2000, с. 25; Джон 1998; Койман 1998, с. 63; Ховарт 1997, стр. 205–209.
- ^ Бьюрстрем 1962, стр. 157–159.
- ^ Jump up to: а б с Аронсон, 1995 г.; Джон 1998.
- ^ Брайан 1889, том. 2, с. 580 (итальянское прозвище).
- ^ Аронсон 1995.
- ^ Лоуренсон 1986, с. 248.
Библиография
[ редактировать ]- АА.ВВ. (под редакцией Массимо Пулиани) (1996). Джакомо Торелли: сценограф и архитектор античного театра делла Фортуна (с материалами международной конференции, состоявшейся в Фано в 1996 году), Edizioni Centro Teatro.
- Аронсон, Арнольд; Рой, Дональд (1995). «Торелли, Джакомо» в Banham 1995, стр. 1116–1117.
- Банхэм, Мартин (1995). Кембриджский путеводитель по театру , второе издание. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521434379 .
- Бенезит 2006. «Торелли, Джакомо Кавалейн», том. 13, с. 1074 , в Словаре художников Бенезит . Париж: Грюнд.
- Бьюрстрем, Пер (1962). Джакомо Торелли и сценография в стиле барокко , 2-е исправленное издание. Стокгольм: Альмквист и Викселл. OCLC 10226792 .
- Брайан, Майкл (1889). Словарь художников и граверов, биографический и критический . Том. II: LZ, новое издание, исправленное и дополненное, под редакцией Уолтера Армстронга и Роберта Эдмунда Грейвса. Лондон: Джордж Белл и сыновья. Посмотреть в Интернет-архиве . Посмотреть в Google Книгах .
- Койман, Барбара (1998). «Опера и балет во французских театрах семнадцатого века: примеры Зала машин и театра Пале-Рояль» в Радиче, 1998, стр. 37–71.
- Ховарт, Уильям Д., редактор (1997). Французский театр в эпоху неоклассицизма, 1550–1789 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521100878 .
- Джон, Ричард (1998). «Торелли, Джакомо» в книге Тернера, 1998 г., вып. 31, с. 165–166.
- Лоуренсон, TE (1986). Французская сцена и театр в XVII веке: исследование эпохи итальянского ордена , второе издание, переработанное и дополненное. Нью-Йорк: AMS Press. ISBN 9780404617219 .
- Милези, Франческо (2000). Джакомо Торелли: сценическое изобретение в Европе в стиле барокко (каталог выставки, проходившей в Фано, Италия, 8 июля – 30 сентября 2000 г., на итальянском языке). Фано: Фонд сберегательного банка Фано . OCLC 45215348 .
- Мурата, Маргарет (1992). « Орфей (ii)» в Сэди, 1992, вып. 3, с. 743.
- Пауэлл, Джон С. (2000). Музыка и театр во Франции 1600–1680 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198165996 .
- Радиче, Марк А., редактор (1998). Опера в контексте: очерки исторических постановок от позднего Возрождения до времен Пуччини . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 9781574670325 .
- Сэди, Стэнли , редактор (1992). Оперный словарь Нью-Гроув (4 тома). Лондон: Макмиллан. ISBN 9781561592289 .
- Тернер, Джейн, редактор (1998). «Словарь искусств» , переизданный с небольшими исправлениями, в 34 томах. Нью-Йорк: Гроув. ISBN 9781884446009 .
- Уокер, Томас; Бранкони, Лоренцо (1992). «Сакрати, Франческо» в Сэди, 1992, вып. 4, с. 117–118.
- Уэнэм, Джон (1992). «Строцци, Джулио» в Сэди, 1992, том. 4, с. 586–587.