Jump to content

Джакомо Торелли

Джакомо Торелли
Портрет Джакомо Торелли. Неизвестный автор 17 века. Работы выставлены в гражданском музее Фано.
Рожденный ( 1608-09-01 ) 1 сентября 1608 г.
Умер 17 июня 1678 г. (1678-06-17) (69 лет)
Изображение
Занятия

Джакомо Торелли (1 сентября 1608 — 17 июня 1678) — итальянский сценограф , пейзажист, инженер и архитектор. [1] Его работы в области сценического дизайна, особенно его конструкции машин для создания впечатляющих смен декораций и других спецэффектов, были тщательно запечатлены и, следовательно, сохранились как наиболее полный отчет о сценографии середины семнадцатого века.

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и карьера в Италии

[ редактировать ]

Торелли родился в Фано коммуны , где он, возможно, впервые работал над постановками любительского театра в Палаццо делла Раджоне . [2] и, возможно, он также приобрел опыт театрального дизайна в близлежащих Пезаро или Урбино . Его первая задокументированная работа состоялась в январе 1641 года при открытии театра Новиссимо в Венеции, где он участвовал в разработке декораций и сценического оборудования для Франческо Сакрати оперы «La finta pazza» . За этим последовали проекты для двух других произведений Сакрати в том же театре: «Беллерофонте» в 1642 году и «Венере гелоза» в январе 1643 года. Возможно, он также работал над Франческо Кавалли » «Деидамией , поставленной в 1644 году, также в Театре Новиссимо. Последней работой Торелли в Венеции была опера Сакрати «L'Ulisse errante» , исполненная во время карнавального сезона 1644 года в Театре Санти Джованни и Паоло . [3]

Карьера во Франции

[ редактировать ]
Эскиз декорации к спектаклю «Безумная женщина» (Париж, 1645 г.)

итальянского происхождения Когда кардинал Мазарини сменил кардинала Ришелье на посту главного министра Франции в 1642 году, он решил представить итальянскую оперу в Париже. В июне 1645 года по просьбе регентши Анны Австрийской герцог Пармский отправил Торелли во Францию ​​для работы над постановкой «La finta pazza» , в которой Торелли во многом повторял его замыслы для Венеции. Мазарини нанял итальянских певцов из Флоренции , но, отвечая французскому вкусу, комические балетные интермедии в постановке Джамбаттисты Бальби заменили припевы в конце номеров, а часть речитатива скорее произносилась, чем пелась. Спектакль, представленный в большом зале Пти-Бурбона начиная с 14 декабря 1645 года, имел большой успех, а впечатляющие сценические эффекты, созданные Торелли, были встречены с энтузиазмом. [4]

Успех «La finta pazza» воодушевил амбиции Мазарини, и он приступил к постановке еще одной итальянской оперы, «Эджисто» . Хотя имя композитора точно не установлено, предполагается, что это был « Эджисто» на музыку Франческо Кавалли. Согласно воспоминаниям мадам де Мотвиль, опера была показана в меньшем театре Пале -Рояля , но сейчас считается, что она была представлена ​​в большом театре в восточном крыле , и что Торелли внес изменения для установки сцены. техника. «Эджисто» была исполнена в 1646 году, но не имела такого успеха, как «La finta pazza» . [5]

Тем не менее, Мазарини приступил к написанию недавно написанной итальянской оперы «Орфей» Луиджи Росси . Торелли работал с французским сценографом Шарлем Эрраром и его помощниками Ноэлем Куапелем и Жильбером де Севом над созданием декораций и сценических эффектов, а более обширные изменения для установки сценического оборудования были внесены в театр Пале-Рояль, где должна была идти опера. быть выполнено. Другая группа итальянских певцов была привезена во Францию, и после многих задержек, наконец, 2 марта 1647 года состоялась премьера «Орфея». К этому времени начало возникать сопротивление итальянской опере (и Мазарини), и произведение критиковали за то, что оно было слишком итальянским и слишком дорогим. , но даже в этом случае сценические эффекты Торелли были хорошо приняты. [6]

Эскиз декорации Торелли к пятому акту оперы Пьера Корнеля « Андромеда» в исполнении Пти-Бурбона в 1650 году.

Несмотря на то, что Торелли подвергался остракизму как иждивенец Мазарини во время Фронды (1648–1653), ему удалось остаться в Париже и спроектировать декорации для новой французской пьесы « Пьера Корнеля » Андромеда (на музыку Дассуси ). Его должна была исполнить Королевская труппа Отеля де Бургонь , но их обычная сцена была неподходящей для машин смены сцен и спецэффектов части машины . Первоначально запланированный для театра в Пале-Рояле, «Андромеда» была перенесена незадолго до первого спектакля в «Пти-Бурбон», который мог вместить более широкую аудиторию. Многие декорации Торелли, созданные для «Орфея», были перенесены и повторно использованы для «Андромеды» , премьера которой состоялась 1 февраля 1650 года. Франсуа Шово выгравировал серию из шести изображений декораций пролога и пяти актов, которые были опубликованы в Руане в 1651 году, оба по отдельности. и со вторым изданием пьесы. [7]

Эскиз театральной декорации, созданной Джакомо Торелли да Фано для балета «Свадебка Тетиса» из «Декорации и машины aprestées aux nopces de Tétis, Ballet Royal» 1654 г.

После возвращения короля Людовика XIV в Париж в 1653 году Торелли стал больше заниматься балетом, чем оперой, что отражало страсть короля к танцам. Ему традиционно приписывают дизайн « Ночного балета» , исполненного 23 февраля 1653 года в Пти-Бурбоне, хотя точных доказательств этому нет. [8] В 1659 году, с прибытием в Париж итальянской семьи театральных художников Гаспаре Вигарани и его сыновей Карло и Лодовико, Торелли вскоре потерял королевскую милость. Карьера Торелли во Франции окончательно подошла к концу в 1661 году, когда он работал над декорациями к опере Мольера « Les fâcheux» , представленной Николасом Фуке в рамках его великого праздника в Во-ле-Виконт в честь короля, — слишком показное зрелище. что в конечном итоге привело к тюремному заключению Фуке. [9]

Театр Фано
(дизайн Торелли)

Вернуться в Италию

[ редактировать ]

Торелли вернулся в Фано, спроектировав театр « Театро делла Фортуна » и последнюю постановку «Триумфа воздержания» в 1677 году. Он умер в Фано в 1678 году. [9]

Достижения

[ редактировать ]

Самым значительным нововведением Торелли была система сценического оборудования «Полюс и колесница», состоящая из подсценических тележек, соединенных веревками с центральным барабаном, что позволяло быстро менять несколько квартир на виду у публики высоко скоординированным образом. один помощник под сценой, а не медленно бригада из шестнадцати рабочих сцены. Это, среди прочего, не только экономило трудозатраты, но и создавало впечатляющие сценические эффекты, популярность которых привела к заметному увеличению количества смен декораций в опере. Торелли также разработал механизмы для полета персонажей по сцене, имитирующие погодные эффекты и т. д., и получил прозвище «великий стрегоне» (великий волшебник). [9] [10]

Торелли довел набор одноточечной перспективы до апогея, создав проекты, в которых использовалась перспектива, привлекающая взгляд к горизонту и за его пределы: театральная сцена, казалось, простиралась до бесконечности. Однако, несмотря на очевидную одержимость бесконечностью, Торелли также привнес на сцену «закрытое» пространство. Внутренние сцены стали более распространенными и часто были довольно поверхностными. Его инновации в сценической технике позволили изменить не только сцену, но и границы неба. Это позволило обмениваться внутренними и внешними декорациями, и Торелли часто чередовал открытые и закрытые декорации, чтобы создать новое чувство ритма в визуальном аспекте оперы. Его эксперименты с разными типами сценического пространства не ограничивались и контрастом интерьера и экстерьера. Торелли часто ограничивал передний план внешней декорации такой структурой, как холм или фонтан, позволяя зрителям лишь мельком увидеть перспективу на заднем плане. [ нужна ссылка ]

Когда в 1660 году Пти-Бурбон был снесен ради расширения Лувра на восток , Вигарани удалось приобрести сценические машины Торелли; он скорее уничтожил их, чем установил в своем новом Зале машин во Дворце Тюильри , но рисунки Торелли сохранились и были воспроизведены в Энциклопедии Дидро под статьей «Машины театра» в 1772 году. [11] Торелли также считается анонимным автором резкой критики театра Вигарани в Тюильри « Reflessioni sopra la Fabrica del Nuovo Teatro» . [12]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джон 1998; Бенезит 2006: «Художник театральных декораций».
  2. Позже Торелли переоборудовал его в Театр делла Фортуна (см. далее в этой статье).
  3. ^ Джон 1998; Уокер 1992.
  4. ^ Пауэлл 2000, с. 22; Ховарт 1997, с. 204; Уэнэм, 1992 год; Джон 1998.
  5. ^ Пауэлл 2000, с. 22.
  6. ^ Пауэлл 2000, стр. 22–23; Койман 1998, стр. 44, 63; Джон 1998; Мурата 1992; Ховарт 1997, стр. 204–205.
  7. ^ Пауэлл 2000, с. 25; Джон 1998; Койман 1998, с. 63; Ховарт 1997, стр. 205–209.
  8. ^ Бьюрстрем 1962, стр. 157–159.
  9. ^ Jump up to: а б с Аронсон, 1995 г.; Джон 1998.
  10. ^ Брайан 1889, том. 2, с. 580 (итальянское прозвище).
  11. ^ Аронсон 1995.
  12. ^ Лоуренсон 1986, с. 248.

Библиография

[ редактировать ]
  • АА.ВВ. (под редакцией Массимо Пулиани) (1996). Джакомо Торелли: сценограф и архитектор античного театра делла Фортуна (с материалами международной конференции, состоявшейся в Фано в 1996 году), Edizioni Centro Teatro.
  • Аронсон, Арнольд; Рой, Дональд (1995). «Торелли, Джакомо» в Banham 1995, стр. 1116–1117.
  • Банхэм, Мартин (1995). Кембриджский путеводитель по театру , второе издание. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN   9780521434379 .
  • Бенезит 2006. «Торелли, Джакомо Кавалейн», том. 13, с. 1074 , в Словаре художников Бенезит . Париж: Грюнд.
  • Бьюрстрем, Пер (1962). Джакомо Торелли и сценография в стиле барокко , 2-е исправленное издание. Стокгольм: Альмквист и Викселл. OCLC   10226792 .
  • Брайан, Майкл (1889). Словарь художников и граверов, биографический и критический . Том. II: LZ, новое издание, исправленное и дополненное, под редакцией Уолтера Армстронга и Роберта Эдмунда Грейвса. Лондон: Джордж Белл и сыновья. Посмотреть в Интернет-архиве . Посмотреть в Google Книгах .
  • Койман, Барбара (1998). «Опера и балет во французских театрах семнадцатого века: примеры Зала машин и театра Пале-Рояль» в Радиче, 1998, стр. 37–71.
  • Ховарт, Уильям Д., редактор (1997). Французский театр в эпоху неоклассицизма, 1550–1789 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   9780521100878 .
  • Джон, Ричард (1998). «Торелли, Джакомо» в книге Тернера, 1998 г., вып. 31, с. 165–166.
  • Лоуренсон, TE (1986). Французская сцена и театр в XVII веке: исследование эпохи итальянского ордена , второе издание, переработанное и дополненное. Нью-Йорк: AMS Press. ISBN   9780404617219 .
  • Милези, Франческо (2000). Джакомо Торелли: сценическое изобретение в Европе в стиле барокко (каталог выставки, проходившей в Фано, Италия, 8 июля – 30 сентября 2000 г., на итальянском языке). Фано: Фонд сберегательного банка Фано . OCLC   45215348 .
  • Мурата, Маргарет (1992). « Орфей (ii)» в Сэди, 1992, вып. 3, с. 743.
  • Пауэлл, Джон С. (2000). Музыка и театр во Франции 1600–1680 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   9780198165996 .
  • Радиче, Марк А., редактор (1998). Опера в контексте: очерки исторических постановок от позднего Возрождения до времен Пуччини . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN   9781574670325 .
  • Сэди, Стэнли , редактор (1992). Оперный словарь Нью-Гроув (4 тома). Лондон: Макмиллан. ISBN   9781561592289 .
  • Тернер, Джейн, редактор (1998). «Словарь искусств» , переизданный с небольшими исправлениями, в 34 томах. Нью-Йорк: Гроув. ISBN   9781884446009 .
  • Уокер, Томас; Бранкони, Лоренцо (1992). «Сакрати, Франческо» в Сэди, 1992, вып. 4, с. 117–118.
  • Уэнэм, Джон (1992). «Строцци, Джулио» в Сэди, 1992, том. 4, с. 586–587.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd44bc5c40609e6a6f98a453a3769f19__1698132180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/19/fd44bc5c40609e6a6f98a453a3769f19.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giacomo Torelli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)