Поддельный сумасшедший
Поддельный сумасшедший | |
---|---|
Работы Франческо Сакрати | |
![]() Плиточная страница либретто, напечатанного в 1644 году. | |
Перевод | Притворная сумасшедшая |
Либреттист | Джулио Строцци |
Язык | итальянский |
Премьера | 1641 (Карнавальный сезон) Театр Новиссимо , Венеция |
La finta pazza ( Притворная сумасшедшая ) — опера, написанная Франческо Сакрати на либретто Джулио Строцци . Его премьера в Венеции во время карнавала 1641 года открыла Театр Новиссимо . Она стала одной из самых популярных опер XVII века.
История
[ редактировать ]Венеция, 1641 г.
[ редактировать ]30 мая 1640 года было принято решение создать новый оперный театр в Венеции, чтобы составить конкуренцию трем существующим оперным театрам: Театру Сан-Кассиано , Театру Санти Джованни и Паоло и Театру Сан-Моизе . [ 1 ] Театр Новиссимо стал первым зданием, построенным специально для оперы. [ 2 ]
В начале 1641 года, еще до первого исполнения оперы, либретто уже было напечатано. Это было очень необычно и впервые для Венеции, но впоследствии стало стандартной практикой в Театре Новиссимо. [ 1 ] Джулио Строцци в то время уже был признанным автором либретто и в 1627 году сотрудничал с Клаудио Монтеверди над La finta pazzi Licori , прерванной оперой, к которой не сохранилось ни либретто, ни музыки. [ 1 ]
Франческо Сакрати не только написал музыку, но и аранжировал певцов: роль Деидамии, «сумасшедшей» из названия, была отдана молодой сопрано Анне Ренци , которая дебютировала в Риме только в прошлом году и теперь будет впервые выступить в Венеции. [ 1 ]
Декорации и визуальные эффекты были созданы Джакомо Торелли и описаны в 55-страничном буклете Cannocchiale per la finta pazza («Телескоп о притворной сумасшедшей»), который появился после оперного сезона. [ 1 ]
«La finta pazza» — десятая опера в Венеции, премьера которой состоялась в сезон карнавала, и отчасти благодаря хорошей рекламной кампании она имела большой успех: в Венеции было представлено 12 представлений за 17 дней. [ 1 ] Либретто было переиздано уже в том же месяце, и впервые в Венеции оперный театр вновь открылся после Пасхи, чтобы поставить еще несколько представлений произведения. [ 1 ]
Более поздние выступления
[ редактировать ]Опера была поставлена в Пьяченце в 1644 году Фебиармонической академией ; либретто было напечатано (с некоторыми изменениями, без имени Строцци и упоминаний о Венеции) в Кодоньо . В том же году Строцци в ответ на это снова переиздал либретто под своим именем. Версия Кодоньо была переиздана в Болонье в 1647 году. [ 1 ]
Дальнейшие выступления произошли в 1645 году во Флоренции и Париже (см. ниже).
В 1647 году были поставлены постановки в Болонье Академии Дискордати с вероятным участием Франческо Сакрати и в Генуе; в следующем году его можно было увидеть в Турине и Реджо-Эмилии , а в 1652 году он появился в Неаполе и Милане. [ 1 ]
В 1679 году он снова появился в Реджо-Эмилии, на этот раз под названием Gli Amori Sagaci . Во всех этих спектаклях использовалось одно и то же либретто, но неизвестно, использовалась ли в них одна и та же музыка Сакрати или другая музыка (одновременное наличие разной музыки для одного и того же либретто не было чем-то необычным). [ 1 ]
Опера считается одной из самых успешных опер XVII века и первым большим хитом этого жанра. [ 2 ]
Парижское производство 1645 года.
[ редактировать ]Парижская постановка 1645 года, предположительно вторая опера во Франции, была организована кардиналом Мазарини в декабре 1645 года и снова поставлена Джакомо Торелли. В него вошли дополнительные балеты Джована Баттисты Бальби . Представление в отеле du Petit-Bourbon посмотрели Анна Австрийская , королева-консорт Франции, и ее сын Людовик XIV . Торелли поручил Николасу Кочину выгравировать свои рисунки и опубликовал их в буклете с либретто и большим количеством информации о сценографии и драматургии. [ 2 ] [ 3 ]
Декорации Торелли для Парижа не были похожи на декорации для Венеции, поскольку опубликованные описания совсем другие, а для парижской постановки он ввел новую обстановку пролога, который теперь происходил в саду Флоры , а сцена ада была опущена. Надеясь польстить своим французским покровителям, Торелли включил в фон I акта сцены 1–2 (Порт Скирос ), вид на площадь Дофина и относительно новую конную статую Генриха IV на Новом мосту . Он не был уверен в восприятии этого набора, поскольку его могли счесть неуместным. Остальная часть этого дизайна была основана на том, который он использовал в Венеции в 1642 году на премьере «Беллерофонте Ченды » Сакрати, который, в свою очередь, был основан на «Эрмионе» , созданной в Падуе в 1636 году. Справа и слева были видны носы корабля, высокая городская стена с круглыми башнями, напоминающая Тур де Нель в Париже, а для Беллерофонте он использовал квадратные башни, подобные башням Арсенал в Венеции . [ 3 ]
- Эскизы декораций Джакомо Торелли для Парижа 1645 года, гравюры Николя Кочина.
-
Фронтиспис
-
Пролог
-
Акт I 1–2
-
Акт I 3 – Акт II 7
-
Акт II 8 – Акт III 4
-
Акт III 5–8
Последствия и влияние
[ редактировать ]Строцци вернулся в Театр Санти Джованни и Паоло , для которого он поставил еще две оперы, «La finta savia» и «Romolo e Remo» , которые, как полагают, образуют трилогию с «La finta pazza» с историями о происхождении Венеции (которая, как говорили, была в связи с падением Трои). Сакрати, Торелли и Ренци остались в Театре Новиссимо для постановки новых опер в 1642 году, но последовали за Строцци в «Джованни и Паоло» в 1643 году. Новиссимо закрылся в 1646 году. [ 1 ]
Говорят, что именно La finta pazza стала причиной использования маскировки в качестве центрального элемента сюжета во многих более поздних операх, хотя в более поздних произведениях ее тема «мужчины, замаскированные под женщину» обычно менялась на противоположную. Другие аспекты работы, которые оказали большое влияние, включают использование песни (с персонажем-певцом), сюжетный элемент сна и особенно использование безумия. Настоящее или притворное безумие использовалось во многих операх в последующие пятнадцать лет, начиная уже в 1641 году с «Дидоне» Франческо Кавалли , и с окончанием повального увлечения в 1657 году с Le Fortune di Rodope e Damira» « Аурелио Аурели и Пьетро Андреа Зиани , которые была также последней ролью Анны Ренци в Венеции. [ 1 ]
Хотя история Ахилла на Скиросе была известна с древних времен, это был первый случай, когда она была превращена в оперу. Опера оставалась влиятельной и в следующем столетии, когда Пьетро Метастазио создал в 1736 году свое чрезвычайно популярное либретто «Ахилле в Широ» , которое в течение следующих ста лет было положено на музыку более шестидесяти раз. Метастазио противопоставил более комичному и женскому подходу Строцци гораздо более серьезный текст, в котором вместо Дейдамии в главной роли использовался Ахиллес. [ 2 ]
История
[ редактировать ]La finta pazza — это вариация истории Ахилла на Скиросе с Деидамией и Ахиллом в качестве главных героев, а также с Ликомедом, Улиссом, Каронте и Диомедом в главных ролях. Действие происходит на острове Скирос за несколько месяцев до начала Троянской войны. Деидамия — тайная возлюбленная Ахилла, и вместе у них рождается сын Пирр. Мать отправила Ахилла на остров, чтобы он не был вовлечен в Троянскую войну, и он живет там под прикрытием, замаскированный под принцессу. Улисс и Диомед, ища союзников в войне, прибыли на остров; когда Ахиллес хочет присоединиться к войне, Деидамия симулирует безумие, чтобы удержать его на острове. В конце концов они женятся и уезжают вместе.
Записи
[ редактировать ]Аудио
[ редактировать ]- 2021: Cappella Mediterranea под управлением Леонардо Гарсиа Аларкона ; Мариана Флорес (Деидамия), Поль-Антуан Бенос-Джиан (Ахиллес), Карло Вистоли (Улисс), Валерио Контальдо (Диомед), Алехандро Мирапфель (Ликомед), Каспер Шелонжек (Евнух), Марсель Бекман (Нодрис), Сальво Витале (капитан) ), Жюли Розе (Аврора/Юнона), Фиона МакГаун (Тетис/Виктория), Александр Миминошвили (Вулкан/Юпитер), Норма Нахун (Фама/Минерва), Орели Маржо (Донзелла 1), Анна Пироли (Донзелла 2), Сара Хаусс (Девица 3). Записано с 9 по 13 июня 2021 года в Королевской опере Версаля . Очки «Шато де Версаль», 3 компакт-диска.
Видео
[ редактировать ]- 2022: Оркестр Королевской оперы под управлением Леонардо Гарсиа Аларкона; Мариана Флорес (Дейдамия), Филиппо Минечча (Ахиллес), Габриэль Джублин (Улисс), Валерио Контальдо (Диомед), Алехандро Мирапфель (Ликомед), Норма Нахун (Минерва/Ла Фама), Кацпер Шелонжек (Евнух), Марсель Бекман (Нодрис) , Сальво Витале (капитан), Джули Розе (Аврора/Юнона), Фиона МакГаун (Тетис/Победа), Рубен Руф (Пирр). Жан-Ив Руф (режиссёр-постановщик); совместное производство Château de Versailles Spectacles/Ozango. Записано в Королевской опере Версаля. Потоковое видео HD (2 часа 48 минут): Medici.tv [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Розанд, Эллен (1990). «4. La finta pazza : Зеркало публики» . Опера в Венеции семнадцатого века: создание жанра . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520934566 .
- ^ Jump up to: а б с д Хеслин, П.Дж. (2005). Трансвестит Ахиллес: пол и жанр в «Ахиллеиде» Статиуса . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139446730 .
- ^ Jump up to: а б Бьюрстрем 1962, стр. 134–145, «Обстановка Торелли в Париже. La Finta pazza ».
- ^ "Ла Финта Пацца Сакрати" , medici.tv.
Библиография
[ редактировать ]- Бьюрстрем, Пер (1962). Джакомо Торелли и сценография в стиле барокко , второе исправленное издание. Стокгольм: Алмквист и Викселл. OCLC 515763843 .
- Строцци, Джулио (1641). Фальшивый сумасшедший . Венеция: Джованни Баттиста Суриан. (Оригинальное либретто 1641 года)