Королевская опера Версаля
Общая информация | |
---|---|
Архитектор | Анж-Жак Габриэль |
Декоратор | Огюстен Пажу |
Даты строительства | 1763-1770 |
Дата инаугурации | 16 мая 1770 г. |
Торжественное открытие | Брак дофина (будущего Людовика XVI ) с эрцгерцогиней Австрийской Марией-Антуанеттой. |
Рассадка, как театр | 712 |
Размещение в качестве концертного зала | 1,200 |
Строительный материал |
|
Роспись центрального потолка | Аполлон готовит короны для выдающихся деятелей искусств Луи Жан-Жака Дюрамо (1733–1796) |
Королевская опера Версаля ( французский : Opéra royal de Versailles ) — главный театр и оперный театр Версальского дворца . Спроектированный Анж-Жаком Габриэлем , он также известен как Театр Габриэля . [ 2 ] Внутреннее убранство Огюстена Пажу почти полностью выполнено из дерева, окрашенного под мрамор в технике, известной как искусственный мрамор . Отличная акустика оперного театра, по крайней мере частично, обусловлена его деревянным интерьером. [ 3 ]
Дом расположен в северной оконечности северного крыла дворца. Доступ широкой публики в театр осуществляется через двухэтажный вестибюль. Некоторые части Оперы, такие как королевская ложа и королевский будуар, представляют собой одни из самых ранних выражений того, что впоследствии стало известно как стиль Людовика XVI . [ 4 ]
» Жана-Батиста Люлли , « Персея написанная в 1682 году, в год, когда Людовик XIV переехал во дворец, открыла Оперу 16 мая 1770 года в честь свадьбы дофина — будущего Людовика XVI — с Марией-Антуанеттой . [ 5 ]
Королевская Опера может служить либо театром для оперы, постановок или оркестровых мероприятий, когда он может вместить аудиторию в 712 человек, либо бальным залом , когда пол оркестрового уровня зала может быть поднят до уровня сцена. В таких случаях Опера может вместить 1200 человек.
Французское Просвещение
[ редактировать ]Во времена французского Просвещения театр стал местом, где политические и социальные идеи считались мифами, а суеверия подвергались проверке. По мере того, как все больше мыслителей Просвещения начали подвергать сомнению принципы религии, многие граждане восемнадцатого века начали заменять кафедру сценой и обращались к театру как для морального наставления, так и для развлечения. [ 6 ] Дворянство во многом способствовало развитию театра в это время. Людовик XIV , известный как «Король-Солнце» за роль аллегорического персонажа солнца в Королевском балете «Нуи» в 1653 году. [ 7 ] перенес свой королевский двор из столицы Парижа в Версаль, стремясь получить больший контроль над правительством. Однако Опера, построенная для Людовика XV , была построена позднее. Его любовница, мадам де Помпадур , покровительствовала художникам, актерам и музыкантам, одновременно разоряя Францию. Между тем аристократия и церковь не платили налогов, а буржуазия платила за вкусы монархии. [ 8 ] Однако строительство Оперы началось только после смерти любовницы Людовика. [ 9 ]
Значение раннего театра во французском обществе
[ редактировать ]Задолго до того, как стали мечтать о Королевской опере, театр стал важной частью французского общества. Начиная с правления Людовика XIII , частота и регулярность театральных представлений увеличились: представление считалось не только развлечением, но и выражением власти. [ 10 ] Идея о том, что это выражение власти, восходит к одному из министров Людовика XIII, кардиналу Ришелье . Ришелье хотел создать образ короля (и Франции), который бы демонстрировал всесторонность во всем, общества, которое увлекалось не только политикой или двором, но и музыкой, искусством и театром. Он представлял себе силу, которая будет лидером в культурном отношении. Посещение театральных представлений быстро становилось признаком высокого положения, и хотя в то время было создано мало постоянных театральных площадей, театр все равно исполнялся. Уместно отметить, что до окончательного устройства Версальского двора постановки опер и балетов, комедий и трагедий ставились преимущественно в садах. [ 11 ]
Однако вскоре помещения, которые часто использовались для представлений, стали особыми площадками для выступлений. Со временем королевские резиденции постепенно оборудовались стационарными театрами, хотя часто продолжали использовать временные конструкции и сооружения, которые можно было разбирать в разных местах: галереях, лестницах, гостиных, садах. [ 11 ] Эти постановочные постановки были важны по многим причинам. Небольшие развлечения для двора, они также иногда использовались членами королевской семьи в своих собственных целях. Людовика XIV Например, выступление во время Королевского балета де ла Нюи было заявлением о его власти, его совершеннолетии и том факте, что он был готов занять трон без регентов. Действительно, его игра в роли Аполлона принесла ему прозвище Король-Солнце. Сценические постановки, такие как оперы и балеты, были важны во время правления монархов Бурбонов во Франции. Людовик XIV, в частности, широко использовал эти и подобные формы искусства не только для развлечения дворян при своем дворе, но и для продвижения своего собственного имиджа и величия своей страны. Хотя он желал поставить оперу для своего любимого Версаля, во второй половине правления Людовика большинство опер, балетов и других постановочных дивертисментов для двора и публики появлялись в закрытых помещениях, в театрах или на других площадках, приспособленных для отдельных постановок. [ 12 ]
Временные театры 1664–1674 гг.
[ редактировать ]В первые годы правления Людовика XIV театры часто представляли собой временные сооружения, построенные для определенного события и разрушаемые после использования. праздника «Удовольствия Зачарованного острова который состоялся в 1664 году был построен для Первый такой театр » , . Элида дебютировала 8 мая. Во время этого праздника внутри замка был возведен дополнительный театр для представления трех других пьес Мольера: «Фашо» , «Сила свадьбы» и «Тартюф» , премьера которых состоялась в неполной, хотя и спорной форме. Ни один из этих театров не пережил этого праздника. [ 13 ]
Большой королевский дивертисмент 1668 года, посвященный окончанию Деволюционной войны , стал свидетелем строительства роскошного временного театра, построенного в садах на месте будущего Басена де Бахуса. Построенный из папье-маше , позолоченного или окрашенного под мрамор и лазурит , театр вмещал 1200 зрителей, присутствовавших на дебюте мольеровского « Жоржа Дандена или Маринского конфонду» 18 июля 1668 года. Как и в случае с «Удовольствиями зачарованного острова» , этот театр был разрушен вскоре после окончания праздника. [ 14 ]
Третий праздник или, точнее, серия из шести праздников — Les Divertissments de Versailles — проводились в июле и августе 1674 года в честь второго завоевания Франш-Конте . В рамках праздника был представлен ряд театральных постановок, которые были поставлены по всей территории во временных театрах. 4 июля Жана-Батиста Люлли ; «Альцеста» перед судом на Мраморном дворе была исполнена 11 июля Филиппа Кино опера «Версаль» была поставлена возле Фарфорового Трианона ; восемь дней спустя Грот Тети послужил местом действия «Мнимого инвалида» Мольера ; и Жана Расина » «Ифигения дебютировала 18 августа в театре, построенном в Оранжерее . [ 15 ]
Создание постоянных театров
[ редактировать ]Комеди-холл, 1681–1769 гг.
[ редактировать ]Несмотря на необходимость постоянного театра в Версале, постоянное здание было построено только в 1681 году. В том же году Comptes des Bâtiments du Roi зарегистрировали оплату за театр, который был построен на первом этаже замка между корпусом логистики и улицей Миди. Интерьер театра, известный как зал Комеди, представлял собой полукруг рядов сидений с лоджиями, установленными в нишах боковых стен. На южной стене театра, примыкающей к стене Эскалье де Пренс, находилась королевская трибуна, на которой находился восьмиугольный лодж в центральной комнате и две меньшие лоджии по обе стороны. [ 16 ] [ 17 ] Зал Комеди де-факто функционировал как постоянный театр в Версале до 1769 года, когда он был разрушен, чтобы обеспечить прямой доступ к садам из Королевского двора. [ 18 ]
Малый театр, 1688–1703 гг.
[ редактировать ]В 1688 году Людовик XIV приказал построить небольшой театр в северном крыле Большого Трианона . Это строение было разрушено в 1703 году для размещения новой квартиры короля.
Поскольку зал Комеди был предназначен для театральных постановок, в Версале не было театра, в котором можно было бы ставить более сложные постановки. Для более крупных постановок Большой Манеж (крытый манеж) в Гранд Экюри был переоборудован для более изысканных развлечений, но пространство имело ограничения. В 1685 году Людовик XIV утвердил планы строительства более крупного постоянного театра, в котором можно было бы ставить более сложные постановки, например пьесы-машины. [ 19 ]
Пьесы-машины представляли собой театральные представления с использованием балета, оперы и специальных постановочных эффектов, для которых требовался театр, способный вместить сложное оборудование, используемое при постановке этих пьес. Зал машин во дворце Тюильри в Париже, спроектированный Карло Вигарани , был самым близким к Версалю. Однако из-за неприязни Людовика XIV к Парижу – во многом из-за его бегства из Тюильри в 1651 году – и его растущего желания сохранить свой двор в Версале, король одобрил строительство более крупного театра в 1685 году. План был более грандиозным. чем театр Тюильри, строительство этого нового театра получило большую похвалу в современных описаниях Версаля. [ 20 ]
Строительство планировалось в северной части Дворянского дворца и шло полным ходом, когда война Аугсбургской лиги , начавшаяся в 1688 году, окончательно остановила строительство. только во время правления Людовика XV . Строительство на этом месте возобновилось [ 19 ]
Возвращение во временные театры и преобразования, 1729–1770 гг.
[ редактировать ]С возвращением двора в Версаль в 1722 году помещения, использовавшиеся Людовиком XIV, снова были использованы для нужд двора. В 1729 году в рамках торжеств по случаю рождения дофина Людовика на Мраморном дворе был построен временный театр. Зал Комеди и Манеж Большой выставки продолжали использоваться, как и во времена правления Людовика XIV.
Однако из-за склонности Людовика XV несколько временных театров, известных как театры кабинетов к более интимному театру было создано . Эти театры чаще всего строились в одной из комнат petit appartement du roi , причем с 1746 года наиболее часто использовалась маленькая галерея. В 1748 году лестница послов была преобразована в театр, в котором мадам де Помпадур ставила и сыграл в ряде пьес. Два года спустя театр был демонтирован, когда лестница послов была разрушена для строительства апартаментов мадам Аделаиды . [ 21 ]
Остро осознавая необходимость более крупного и постоянного театра, еще в 1740-х годах Людовик XV серьезно задумался о возрождении планов Людовика XIV по строительству постоянного зала спектаклей в северном конце Дворянского дворца. Однако из-за Семилетней войны строительство не могло начаться почти 20 лет. Когда пожар уничтожил Большую школу и театр Манежа в 1751 году, а зал Комедии стал непригодным местом для театральных постановок из-за его размера, Людовик XV наконец уполномочил Анж-Жака Габриэля спроектировать Оперу в 1763 году. [ 22 ]
Строительство Оперы, 1765–1770 гг.
[ редактировать ]Строительные работы над Оперой начались всерьез в 1765 году и были завершены в 1770 году. Анж-Жак Габриэль вернулся к старому проекту Жюля Ардуэна-Мансара и Гаспара Вигарани: Залу балета в дальнем северном конце замка, который был заброшен с началом войны за испанское наследство . Предназначавшийся для этого конечный павильон северного крыла был поднят на полную высоту только со стороны сада; со стороны улицы он не продвинулся дальше фундамента. [ 23 ] В то время он представлял собой лучший образец театрального дизайна, имел 712 мест и был самым большим театром в Европе. Сегодня это один из немногих театров XVIII века, сохранившихся до наших дней.
Проект Габриэля Оперы был исключительным для своего времени, поскольку имел овальный план. В целях экономии пол уровня оркестра можно поднять до уровня сцены, тем самым увеличив площадь вдвое. Переход от зрительного зала к сцене осуществляется за счет введения гигантского ордера связанных коринфских колонн с карнизом, охватывающим весь ионический антаблемент . Авансцену . образуют две пары колонн, соединенных по глубине, с их антаблементом По обе стороны еще две пары, более широко расставленные, заключенные в три яруса ящиков. [ 24 ] В отличие от традиционных театров в итальянском стиле, в которых многоярусные коробки расположены, как курятники, дом окружают два балкона, увенчанные обширной колоннадой, которая, кажется, уходит в бесконечность благодаря игре зеркал. [ 25 ] Планировалось, что опера будет служить не только театром, но и бальным или банкетным залом. [ 26 ] В театре за один раз сжигалось десять тысяч свечей, поэтому сдавать помещения в аренду было очень дорого. [ нужна ссылка ]
Люлли Он открылся 16 мая 1770 года «Персеем» . [ 27 ]
1 октября 1789 года королевские стражи устроили банкет в честь Фландрского полка , который только что прибыл, чтобы усилить защиту королевской семьи от революционных волнений, раздавшихся в Париже. На этом банкете Людовик XVI , Мария-Антуанетта и дофин получили от этих гвардейцев клятву верности. Революционный журналист Жан-Поль Марат описал банкет как контрреволюционную оргию, когда солдаты срывают сине-бело-красные кокарды, которые они носили, и заменяют их белыми — цветом, который символизировал монархию Бурбонов . По правде говоря, нет никаких доказательств этого акта, и реальные очевидцы и участники, такие как камеристка королевы мадам Кампан , не зафиксировали такого разрушения кокарды. Это было последнее мероприятие, проведенное в Опере во времена Ancien Régime . [ 28 ]
Построенный полностью из дерева, окрашенного в искусственный мрамор, имитирующий камень, Оперный театр имеет прекрасную акустику и представляет собой один из лучших образцов неоклассического декора. Тематика украшения связана с Аполлоном и олимпийскими божествами . Оформлением Оперы руководил Огюстен Пажу , который выполнил барельефы, украшающие фасад лож. На потолке — полотно Луи Жан-Жака Дюрамо, на котором Аполлон и Музы . изображены [ 29 ]
Несмотря на прекрасную акустику и роскошную обстановку, во времена правления Людовика XVI опера использовалась нечасто, в основном из-за стоимости. Однако те случаи, когда использовалась Опера, становились событиями дня. Некоторые из наиболее запоминающихся случаев использования Оперы во время правления Людовика XVI включали:
- 5 мая 1777 года: Возрождение Жана-Филиппа Рамо картины «Кастор и Поллукс» к визиту Иосифа II, императора Священной Римской империи , Марии-Антуанетты . брата
- 23 мая 1782 года: «Возрождение Алины, королевы де Голконды» Мишеля -Жана Седена ;
- 29 мая 1782 года: возрождение Кристофа Виллибальда Глюка оперы «Ифигения в Авлиде» и возрождение Максимилиана Гарделя балета «Нинетт а ля Кур» ;
- 8 июня 1782 г.: Парадный бал в честь визита графа и графини Дю Нор, цесаревича Павла и цесаревны Марии Федоровны , путешествовавших инкогнито. [ 30 ] [ 31 ]
- Глюка 14 июня 1784 г.: Возрождение «Армиды» к визиту шведского Густава III . [ 32 ]
Опера после революции
[ редактировать ]Первоначально использовался только для королевских церемоний и необычных представлений. [ 33 ] эта вершина творчества семьи Габриэль стала использоваться все меньше и меньше из-за огромных затрат на постановку там постановок. Однако в период его использования он был прекрасным примером королевской щедрости и любви к театральным представлениям, а также тому факту, что посещение оперы снова стало модным занятием для высшего класса, отчасти благодаря покровительству королевы Марии-Антуанетты. , не следует недооценивать. [ 34 ]
Когда королевская семья покинула Версаль в октябре 1789 года, замок и Опера были закрыты. Хотя в замке действительно наблюдалась определенная деятельность при Наполеоне I (косметический ремонт частей апартаментов королевы для императрицы Марии Луизы ) и Людовика XVIII , Опера не открывалась вновь до 1837 года, когда Луи-Филипп отремонтировал театр и представил пьесу Мольера . Ле Мизантроп . Во время государственного визита королевы Виктории и принца Альберта Королевская опера была преобразована в банкетный зал для торжественного ужина 25 августа 1855 года. [ 35 ] Это должно было стать одним из самых сложных мероприятий, организованных в Версале во время Второй Империи .
В 1872 году, во время Парижской коммуны переоборудовал Оперу , Эдмон де Жоли для использования Национальной ассамблеей , которая использовала Оперу до 1876 года; между 1876 и 1879 годами здесь собирался Сенат . [ 36 ]
Королевская опера с 1950 года.
[ редактировать ]В 1952–1957 годах произошла масштабная реставрация Оперы, которая обычно считается одним из лучших реставрационных проектов, предпринятых в Версале, когда под руководством Андре Жапи она была восстановлена до состояния 1770 года (Верле, стр. 384). Опера официально открылась 9 апреля 1957 года в присутствии королевы Елизаветы II Великобритании Рамо представлением второго акта оперы « Галантные Индии» . С момента восстановления Опера использовалась для государственных функций, а также для проведения различных оперных и музыкальных мероприятий (Ланглуа, 1958).
Последний раз Опера была закрыта в июне 2007 года на обширную двухлетнюю реконструкцию, призванную привести закулисные и производственные помещения в соответствие со стандартами безопасности. В ходе последней реконструкции, проведенной под руководством главного архитектора Исторического памятника Фредерика Дидьеры , была установлена новая межсетевая перегородка, лестница с деревянным каркасом на нижней сцене была восстановлена до первоначального назначения, модернизирована сцена и осветительное оборудование, переделана техническая сеть, перенесены гримерные и приведен в соответствие с современными стандартами, а прилегающие помещения, ранее отданные Сенату, в том числе Дом актера, были возвращены под нужды артистов, мастерских и офисов. Опера вновь открыла свои двери в сентябре 2009 года и с тех пор проводит расширенную и амбициозную регулярную серию оперных, балетных и концертных представлений, особенно посвященных произведениям периодов барокко и классицизма, наиболее тесно связанных с Оперой и Дворцом искусств. Версаль .
Сегодня опера с великолепной акустикой и великолепным декором представляет собой один из лучших оперных театров 18 века в Европе. Важность Королевской оперы напрямую связана с историей многих театров Версаля и историей театральных постановок во Франции 17 и 18 веков.
Галерея изображений
[ редактировать ]Les Plaisirs de l'Ile Enchantée , Мольера временный театр, построенный для постановки «Принцессы Элиды» (8 мая 1664 г.). Сильвестр Исраэль Сильвестр , 1621–1691. | Большой королевский дивертисмент , временный театр, построенный для постановки « Жоржа Дандена или Марийского конфуза» Мольера (15 июля 1668 г.) Жан Ле Потр , 1618–1682. | Les Divertissments de Versailles , Мраморный двор, служащий театром для постановки « » Филиппа Кино и Жана-Батиста Люлли ( Альцесты 4 июля 1674 г.). | Les Divertissments de Versailles , временный театр, построенный перед Гротом Тети для возрождения мольеровского «Мнимого инвалида» . (18 июля 1674 г.). Жан Ле Потр, 1618–1682. |
«Презентация комедии-балета «Принцесса Наваррская» в манеже Большой школы Версаля по случаю свадьбы дофина с инфантой Марией Терезой Рафаэлой из Испании (23 февраля 1745 г.)». Шарль Николя Кошен (Жён), 1715–1790. | « Acis et Galatée» , представленный на сцене театра, построенного на лестнице послов в Версале (23 января – 10 февраля 1749 г.). Адольф Лалоз , 1838–1906 (около 1890 г. по проекту Кочина). | «Маскарадный бал, устроенный королем в манеже Большой выставки Версаля по случаю свадьбы дофина с инфантой Марией-Терезой-Рафаэль Испанской (24 февраля 1745 г.)». Шарль Николя Кошен (Жён), 1715–1790. |
«Открытие Оперы 16 мая 1770 года». Жан-Мишель Моро (1741–1814). |
Потолок Королевской оперы Версаля. «Аполлон готовит короны для выдающихся деятелей искусств», ок. 1770. Луи Жан-Жак Дюрамо (1733–1796). |
Зрительный зал Версальской оперы во время празднования свадьбы дофина и Марии-Антуанетты в 1770 году. Жан-Мишель Моро (1741–1814). |
«Банкет корпусной гвардии в Версальской опере 1 октября 1789 года». Жан-Луи Приер (1759–1795). |
Банкет, устроенный Наполеоном III королеве Виктории и принцу Альберту Саксен-Кобург-Готскому в Версальской опере, 25 августа 1855 года. Юджин Лами (1800–1890) |
Версальская опера, переоборудованная для использования Сенатом Третьей республики , ок. 1876. |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Перуз де Монкло 1991, с. 116.
- ^ Гивхан 2015, с. 129 .
- ^ Айерс 2004, с. 340.
- ^ Мари, 1984
- ^ Верле, с. 382
- ^ «Библиотеки UCB | Специальные коллекции | Просвещение». Архивировано 4 апреля 2012 г. в библиотеках Wayback Machine UCB | Домашняя страница. Np, nd Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ Галло, Макс, «Людовик XIV: Король-Солнце — французская фантастика Макса Галло» . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 г. Проверено 28 марта 2012 г. «Людовик XIV: Король-Солнце — французская фантастика Макса Галло». Издания XO: Lire pour le plaisir. Нп и Интернет. 28 февраля 2011 г.
- ^ Куриц, Пол, «Создание истории театра» Google Книги. Проверено 27 февраля 2011 г.
- ^ Брэм, Аллан. Архитектура французского Просвещения. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1980. Печать.
- ^ Гуссе, Жан-Поль и Рафаэль Массон. Версаль: Королевская опера. Париж: Artlys, 2010. Печать.
- ^ Jump up to: а б Гуссе и Массон, стр. 17
- ^ Койман, Барбара. «Театры оперы и балета во времена правления Людовика XIV и Людовика XV». Старинная музыка 18.1 (1990): 22-37. ДЖСТОР. Веб. 12 января 2012 г.
- ^ Верле, стр. 54-59
- ^ Верле, стр. 70-72
- ^ Верле, стр. 117-119
- ^ Верле, с. 281
- ^ Койман, «Театры оперы и балета во времена правления Людовика XIV и Людовика XV», стр. 22-37.
- ^ Верлет, стр. 361-362
- ^ Jump up to: а б Верле, с. 283
- ^ Фелибьен, с. 208
- ^ Верле, стр. 366-369
- ^ Верле, с. 377
- ^ Калнейн, Венд фон. Архитектура Франции XVIII века. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1995. Печать.
- ^ Уорд 1926, с. [ нужна страница ] .
- ^ «Франция — Париж — Версаль». Архивировано 20 июня 2011 г. в Wayback Machine , Нора Белой Мыши. White Mouse, RU, дата обращения 23 января 2011 г.
- ^ Верле, с. 378
- ^ Префке, Андреас, «Карталия - Версаль: Театр Габриэль» , Домашняя страница. Np, nd Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Верле, с. 559
- ^ Верлет, стр. 379-380
- ^ Верле, с. 555
- ↑ На торжества, устроенные во время визита цесаревича Павла и цесаревны Марии, Меню-Плезиры записали расходы в более чем 200 000 ливров за второй квартал 1782 года.
- ^ Верлет, стр. 554-555
- ^ Гуссе и Массон, стр. 59
- ^ Бойд, стр. 107.
- ^ Верле, с. 668
- ↑ Сегодня, когда Национальное собрание Франции и Сенат собираются на совместное заседание, они делают это в Версале, а не в Париже. В этих случаях Версаль становится фактической столицей Франции. Для размещения членов Сената в северном крыле замка, в той части, которая обращена к городу Версаль, было отведено более 300 квартир для частного использования членами верхней палаты французского парламента.
Источники
- Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа . Штутгарт; Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN 9783930698967 .
- Бенуа, Люк, История Версаля , Париж: Presses Universitaires de France, 1973.
- Бойд, Малькольм, Музыка и Французская революция , Кембридж, Англия: Cambridge UP, 1992.
- Койман, Барбара, «Места музыкальных и театральных постановок в Версале», « Жизнь восемнадцатого века » , том. 17 н.с., 2 мая 1993 г.
- Койман, Барбара, «Театры оперы и балета во времена правления Людовика XIV и Людовика XV», Старинная музыка , Vol. 18, № 1, февраль 1990 г.
- Фелибьен, Жан-Франсуа, Краткое описание старого и нового Версаля , Париж: А. Кретьен, 1703 г.
- Гивхан, Робин (2015). Версальская битва: ночь, когда американская мода оказалась в центре внимания и вошла в историю . Нью-Йорк: Flatiron Books. ISBN 9781250052902 .
- Гуссе, Жан-Поль и Рафаэль Массон, Версаль: L'opéra Royal , Париж: Artlys, 2010
- Ланглуа, Роз-Мари, Версальская опера , Париж: ??, 1958 г.
- Мария, Альфред и Жанна, Версаль во времена Людовика XV , Париж: Imprimerie Nationale, 1984.
- Нольак, Пьер де, История Версаля , Vol. 3, Париж: Андре Марти, 1911–1918 гг.
- Перуз де Монкло, Жан-Мари (1991). Версаль , перевод с французского Джона Гудмана. Нью-Йорк: Издательство Abbeville Press. ISBN 9781558592285 .
- Пиганьоль де ла Форс и Жан-Эмар, Новое описание замков и парков Версаля и Марли , Париж: Chez Florentin de la lune, 1701 г.
- Верле, Пьер, Версальский дворец , Париж: Librairie Arthème Fayard, 1985
- Уорд, Уильям Генри ([1926]). Архитектура Возрождения во Франции (2 тома). Нью-Йорк: К. Скрибнер и сыновья. OCLC 66124547 . Нью-Йорк: Хакерские книги OCLC 888908800 (переиздание 1976 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]48 ° 48'21,5 "с.ш. 2 ° 7'22" в.д. / 48,805972 ° с.ш. 2,12278 ° в.д.