Альцеста (Люлли)

«Альцеста, или Триумф Алсида» — трагедия в музыке в прологе и пяти действиях Жана-Батиста Люлли . Либретто на французском языке написано Филиппом Кино по мотивам Еврипида » « Алкестиды . Впервые он был исполнен 19 января 1674 года в Театре Пале-Рояль Парижской оперой .
Опера была представлена в честь победы короля Людовика XIV над Франш-Конте , а в прологе представлены нимфы, жаждущие его возвращения с битвы. Сама опера касается Альцесты, принцессы Иолка и царицы Фессалии , которая в первом акте похищена Ликомедом ( Ликомедом ), царем Скироса , с помощью его сестры Фетиды , морской нимфы; Эол , бог ветров; и другие сверхъестественные силы. В битве за ее спасение Алкид ( Геркулес ) побеждает, но муж Альцесты, Адмет ( Адмет ), получает смертельную рану. Аполлон соглашается оставить Адмета в живых, если кто-то умрет вместо него. Альцеста наносит себе удар, чтобы выполнить это требование, но Алсид спасает ее из Подземного мира, который любит ее. Опера заканчивается празднованием возвращения Альцесты из подземного мира и благородной храбрости Олси, вернувшей ее мужу и отказавшейся от каких-либо претензий к ней.
«Альцеста» Люлли — вторая музыкальная трагедия после «Кадма и Гермионы» . Он возрождался при дворе дважды в 1677 году и еще раз в 1678 году. [ 1 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса [ 2 ] | Бросать, 1678 (Дирижер: – ) |
---|---|---|
Нимфа Сены | сопрано | Мисс де Сен-Кристоф (или Сен-Кристофль) |
Слава | сопрано | Мисс де ла Гард |
Нимфа Тюильри | сопрано | Мисс Ребел |
Нимфа Марны | сопрано | Мисс Фердинанд |
Альцеста, принцесса Иолкоса | сопрано | Мисс де Сен-Кристоф |
Адмет, король Фессалии | высокий против | Бернар Кледьер |
Алкид ( Геркулес ), греческий герой | баритон | Жан Гайе [ 3 ] |
Ликомед, король Скироса и брат Фетиды | бас | Жак Годонеш |
Лихас, доверенное лицо Олси | высокий против | Франсуа Ланже |
Стратон, доверенное лицо Ликомеда | бас | Антуан Морель |
Кефиз, доверенное лицо Алкестиды | сопрано | Мисс Бокре |
Клеант, рыцарь Адмета | тенор | Свободная зона |
Ферес, отец Адмета | тенор | Миссис |
Харон , | баритон | Антуан Морель |
Плутон , | бас | Жак Годонеш |
Тетис, морская нимфа | сопрано | Мисс де Фронто (или Дефронто) |
Аполлон, | высокий против | Король |
Прозерпина , | сопрано | Мисс Бони |
Призрак Алкестиды, | немая роль | |
Алектон, Ярость | высокий против ( в перетаскивании ) | Король |
Отверженный призрак, | сопрано | |
Эоле, король ветров | баритон | Пувиньи |
Диана , | сопрано | Мисс Пише |
Меркурий ( Меркурий ) | немая роль |
Краткое содержание
[ редактировать ]Пролог
[ редактировать ]Нимфа Сены жаждет возвращения Людовика XIV с битвы. Сопрано уверяет ее, что он следует за Славой и вернется. Начинается чествование пастырских божеств.
Акт 1
[ редактировать ]Сцена показывает порт в Фессалии, где мы видим большой корабль, украшенный и подготовленный к празднику, стоящий на якоре рядом с несколькими военными кораблями.
В честь свадьбы Альцеста и Адмета, короля Фессалии, запланирован грандиозный праздник. Алсид, который тоже любит Альцесту, говорит своему спутнику Лихасу, что предпочел бы не присутствовать на свадьбе, чтобы не страдать без надобности. Лихас уговаривает его остаться до наступления темноты, чтобы не навлекать на себя сплетен.
В следующей сцене Лихас и Стратон утверждают, что Сефиза призналась, что любит их, но ни один из них не верит другому, каждый считает себя ее единственным любовником. Затем Лихас покидает Стратона с Сефизой и подслушивает их. Сефиз признает свое непостоянство, но не извиняется. Стратон возмущается, будучи верен ей два года.
Входит Ликомед и прерывает диалог между Сефизом и Стратоном. Ликомед тоже любит Альцест, но, кажется, он более спокоен со своим отказом, чем Альцест, и даже берется помочь спланировать празднование дня.
Позже, во время праздника, Ликомед и Стратон ведут Сефизу и Альцеста на корабль Ликомеда, объясняя, что это часть развлечения. Но прежде чем Альсид и Адмет успевают подняться на борт, трап рушится в море. Затем лодка уходит и отправляется на Скирос с Сефизом и Альцестом на борту. Выясняется, что Ликомед с помощью Стратона планировал похитить Альцесту, чтобы отомстить Адмете. Фессалоникийцы пытаются сесть на свои корабли и преследовать их, но богиня Тетис, сестра Ликомеда, приказывает Северным ветрам создать сильный шторм, чтобы защитить бегство ее брата.
Но вскоре вмешивается бог Эол. Он успокаивает бурю и посылает нежные западные ветры вытеснить северные ветры, позволяя кораблям Адмета преследовать предателей вплоть до Скироса.
Акт 2
[ редактировать ]На острове Скирос. Сцена показывает главный город острова.
На Скиросе Сефиз находится в плену у Стратона, а Альцест - пленник у Ликомеда.
Надеясь вернуть себе свободу, Сефиза пытается успокоить Стратона, обещая быть ему верной. Скептически отнесшись к этому обещанию, Стратон соглашается освободить ее при условии, что она сначала выйдет за него замуж. Настороженно Сефиз говорит ему, что не выйдет за него замуж, пока не освободится.
Диалог прерывается прибытием Ликомеда и Альцесты. Альцеста пытается успокоить гнев своего похитителя, объясняя, что никого нельзя заставить любить и что он не должен принимать свой отказ на свой счет. Но ничего не помогает: разъяренного, отчаянного и безжалостного Ликомеда невозможно убедить отказаться от мести.
Затем Стратон идет предупредить Ликомеда, что к городу приближаются вражеские войска во главе с Адметом и Альсидом. Альцест в последний раз пытается урезонить Ликомеда и убеждает его сдаться, а не вызывать ненужное кровопролитие. Но король, отказываясь слушать ее мольбы, заставляет ее войти в укрепленный город и готовится к осаде.
Благодаря героизму Алсида и решительности Адмета, после бурной битвы, разрушившей укрепления, город наконец взят, а защитники сдаются или попадают в плен.
Альцест и Сефиз освобождены. Альсид возвращает принцессу в руки отца Адмета, Фереса, и они отправляются искать Адмету. Он немедленно уходит, чтобы больше не страдать, видя счастье молодой пары.
После ухода Алсида и Ликаса Альцест обнаруживает на земле Адмету, смертельно раненную Ликомедом. Видя слезы своей жены, король, сильно ослабленный и осознающий свое положение, говорит Альцесте не плакать и уверяет ее, что он был бы счастлив умереть за нее.
Аполлон выходит на сцену и объявляет царю, что позволил ему избежать смерти при условии, что кто-нибудь согласится умереть вместо него. При этой перспективе появляются Искусства и воздвигают памятник славе человека, который пожертвовал собой ради Адметы.
Акт 3
[ редактировать ]Сцена представляет собой великий памятник, воздвигнутый Искусствами. В середине находится пустой алтарь, на котором будет изображен человек, жертвующий своей жизнью ради Адметы.
Альцеста в слезах просит богов не отнимать у нее мужа, даже когда Адмета умирает. На данный момент никто не предложил занять его место, и каждый персонаж приводит вескую причину, почему ему не следует приносить такую жертву: Сефиза говорит, что она слишком молода, чтобы умереть; Ферес говорит, что он слишком стар.
Альцеста с грустью уходит, понимая, что не может рассчитывать ни на кого другого, чтобы спасти ее мужа. Сефиз следует за ней.
Клеант, друг короля, приходит предупредить Фереса, что Адмете осталось жить всего несколько минут. Внезапно радостная ритурнель раздается , и входит чудесно исцеленная Адмета. Счастлив, что выжил и вскоре сможет осушить слезы любимой жены, он просит богов открыть ему образ человека, отдавшего за него свою жизнь.
Занавески алтаря открываются, открывая образ Альцесты, наносящей себе удар, а Сефиза объявляет, что принцесса только что умерла, пожертвовав собой ради того, кого она любила.
Охваченный печалью, Адмет падает в объятия своего окружения. Группа грустных мужчин и еще одна группа женщин, несущих цветы и все украшения, украшавшие Альцест, входят и устраивают похоронную церемонию. Истерическая боль охватывает толпу: одни рвут на себе одежду, другие рвут на себе волосы, и каждый ломает у подножия изображения Альцеста украшения, которые он несет.
В это время входит Олсид. Заинтригованный плачем и похоронной церемонией, он отложил свой отъезд. Быстро ознакомившись с ситуацией, он разговаривает с Адметой и предлагает отправиться на поиски Альцесты в Аид, но при условии, что, когда он вернется с ней, она станет его собственной женой. Без колебаний король соглашается отказаться от любви к ней и призывает Алкида вырвать Альцесту из когтей смерти.
Появляется луна. Его глобус открывается, и на сияющем облаке изображена Диана. Она сообщает, что боги, тронутые такой прекрасной идеей, решили помочь Алсиду, открыв новый проход в Аид. Меркурий летит вниз и ударяется о землю своим кадуцеем . Проход открывается, и в него спускается Олсид.
Акт 4
[ редактировать ]В сцене изображена река Ахерон и ее мрачные берега. Несколько призраков ждут Харона. Он приезжает грести на своей лодке.
Харон берет в свою лодку тех призраков, которые могут ему заплатить, и переправляет их через Ахерон. Без угрызений совести и жалости он прогоняет души, которые не могут заплатить.
Олси выходит на сцену и прыгает в лодку, пока Харон прогоняет там призраков. Не обращая внимания на протесты и угрозы перевозчика, он приказывает ему без дальнейших споров отвезти его на Плутон.

Сцена меняется. Теперь на нем изображен дворец Плутона. Плутон восседает на своем троне. Вокруг него Прозерпина, последователи Плутона и призрак Альцеста.
Плутон и Прозерпина приветствовали призрак Альцесты и устроили вечеринку в ее честь. Но Алектон входит в большой спешке, прерывает празднование и сообщает Плутону, что Олсид спустился, чтобы напасть на Аида.
Плутон выпускает Цербера, чтобы преградить путь Олси, но Олси быстро подчиняет стража Подземного мира и заковывает его в цепи. Таким образом, Плутон признает поражение. Но Алсид успокаивает его: он пришел не покорять Царство мертвых, а просто искать Альцест.
Тронутая искренностью его любви, Прозерпина настаивает на том, чтобы муж поддержал поиски Олси. Плутон, также тронутый этой великой любовью, соглашается позволить Алсиду и Альцесте уйти. Чтобы облегчить их возвращение, Плутон предоставляет в их распоряжение свою колесницу и собственный эскорт. Призрак Алсида и Альцеста попадает в колесницу Плутона, которая летит в сопровождении летающего отряда последователей Плутона.
Акт 5
[ редактировать ]Сцена представляет собой триумфальную арку между двумя амфитеатром, где можно увидеть множество разных греческих народов, собравшихся, чтобы встретить Алсида в его триумфе из Подземного мира.
Среди людей, собравшихся поприветствовать Альсида, есть Адмет, которая радуется мысли, что снова увидит Альцеста живым. И все же он помнит свое соглашение с Олси. Альцеста вернет себе жизнь, но ее жизнь больше не будет посвящена ему. Адмет подавляет эти сожаления, говоря себе, что увидеть Альцеста живым — это самое главное. Запрещая себе жалеть себя, он берет себя в руки и присоединяется к ликующей толпе, чтобы иметь возможность свободно отпраздновать триумф Ацида.
По случаю празднования Лихас решил освободить Стратона (прикованного цепями с конца второго акта) и помириться с ним. Увидев прибытие Сефизы, они оба просят ее выбрать, кого из них она хочет иметь в качестве своего будущего мужа. Но девушка отказывается выбирать и сообщает, что замуж выходить не собирается. Двое женихов, кажется, принимают это, и все трое участвуют в праздновании.
Входят Альсид и Альцеста. Альсид обвиняет Альцесту в том, что она смотрит только на Адмету, и напоминает ей, что, несмотря на это, она принадлежит ему. Альцеста уверяет его, что она не намерена предавать обязательства Адметы, но добавляет, что было бы невозможно вернуть ее жизнь, не вернув при этом и ее чувства.
Альцеста и Адмета трогательно прощаются, потому что для них долг должен быть сильнее любви.
Адмета уходит, и Альцеста предлагает свою руку замуж за Алсида. Но Олси, тронутый глубиной их чувств, останавливает ее и отклоняет ее предложение. Таким образом, Олси, одержав победу над монстрами Подземного мира, наконец учится «победить над самим собой».
Аудиозаписи
[ редактировать ]- 1974: дирижер Жан-Клод Мальгуар ; В ролях: Фелисити Палмер (Альцеста), Брюс Брюэр (Адмет), Макс ван Эгмонд (Алсид), Франсуа Лу (Карон и Ликомед) — студийная запись 1974 года для CBS
- 1992: дирижёр Жан-Клод Мальгуар ; в ролях: Колетт Аллио-Лугаз (Альцеста), Ховард Крук (Адмет), Жан-Филипп Лафон (Алсид), Грегори Рейнхарт (Карон), Франсуа Лу (Ликомед); актерский состав второго плана: Вероник Жанс , Жан-Франсуа Гардей , Оливье Лалуэтт , Жиль Рагон и Софи-Марен Дегор ; хор и оркестр: La Grande Écurie и La Chambre du Roy — концерт в Париже, 4–8 января. 1992, Disques Montaigne (позже выпущенный на Astrée Auvidis)
- 2017: дирижер Кристоф Руссе ; в ролях: ван Ванрой (Альцест), Гонсалес Торо (Адмет), Кроссли-Мерсер (Алсид), Уильямс (Карон и Ликомед); Намюрский камерный хор; Лирические таланты; 13–16 июля 2017 г.; студийная запись для Aparté; Грэмми номинирован на
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Питу ( статья об Альцесте ), с. 144.
- ^ По словам Розова.
- ^ Согласно Spire Pitou (статья Бомавилль, Франсуа , стр. 177) и журналу Le Magazine de l'opéra baroque , роль Альсида первоначально исполнялась Франсуа Бомавилем на премьере 1674 года.
- Источники
- Розоу, Лоис (2001). «Альцеста (я)». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Журнал Baroque Opera Magazine (по состоянию на 29 декабря 2009 г.)
- Питу, Шпиль (1983). Парижская опера: энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей. Бытие и слава, 1671–1715 гг . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 9780313214202
- Французскоязычные оперы
- Трагедии в музыке
- Оперы Жана-Батиста Люлли
- Оперы
- 1674 оперы
- Оперы по мотивам классической мифологии
- Мировые оперные премьеры в Парижской опере
- Оперы по произведениям Еврипида
- Произведения по мотивам «Алкестиды» (пьеса)
- Людовик XIV
- Фетида
- Аполлон
- Геркулес
- Аид
- Прозерпина
- Меркурий (мифология)
- Диана (мифология)
- Либретти Филиппа Кино