Персей (Люлли)

«Персея» ( «Персей» ) — лирическая трагедия на музыку Жана-Батиста Люлли и либретто Филиппа Кино , впервые исполненная 18 апреля 1682 года в театре Оперном Пале-Рояль в Париже.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса [ 1 ] | Премьера актерского состава, 18 апреля 1682 г. |
---|---|---|
Персей, сын Юпитера и Данаи | высокий против | Луи Голар Дюмень |
Андромеда, дочь Цефеи | сопрано | Мари Обри |
Финея , брат Сефеи | бас | Франсуа Бомавиль |
Меропа , сестра Кассиопы | сопрано | Мари Ле Рошуа |
Фронима, служительница добродетели | тенор ( размер ) | |
Мегатима, служительница добродетели | высокий против | |
Достоинство | сопрано | |
Удача | сопрано | |
Сефе , король Эфиопии | бас [ 2 ] | |
Кассиопа , королева Эфиопии | сопрано | Мисс Блюкетт |
Амфимедонт, эфиоп | баритон [ 3 ] | |
Корите, эфиоп | высокий против | |
Протенор, эфиоп | баритон [ 4 ] | |
Циклопу | баритон [ 5 ] | |
Нимфа-воин | сопрано | |
Адское божество | бас | |
Меркурий | высокий против | |
Медуза , Горгона | тенор (размер) | Клод Девуа |
Эвриала , Горгона | высокий против | |
Стеноне, Горгона | бас | |
Идас, брокер Céphée's | бас | |
Первосвященник Гименеи (свадебный священник) | тенор (размер) | |
Венера | сопрано | |
Л'Амур ( Купидон ) | сопрано | |
Гименея (Брак) | сопрано | |
Тритон | бас | |
Эфиопы (Акт 4) | высокий счетчик, тенор (размер) [ 6 ] | |
Последователи Добродетели и Фортуны, последователи Кассиопы, молодые люди, выбранные для игр, зрители, нимфы-воины, инфернальные божества, призраки, эфиопы, тритоны и нереиды, герои-победители (хор/балет) |
Краткое содержание
[ редактировать ]АКТ I: Дворец короля Сефеи и королевы Кассиопы Эфиопии.
[ редактировать ]Король Сефея выражает ужас, который его народ испытывает к Медузе со змеиными волосами: любой, кто смотрит на нее, превращается в камень. Богиня Юнона послала Медузу наказать королеву Кассиопу за ее дерзость, сравнившую свою красоту с красотой богини. Стремясь унять гнев Юноны, Кассиопа подготовила в ее честь праздник игр. Мы узнаем, что Меропа, сестра королевы, тайно любит Персею. Однако Персея любит и любима Андромедой, дочерью короля. Андромеда обручена со своим дядей Финеей, который в муках ревности обвиняет ее в том, что она не отвечает на его любовь, подозревая, что она любит другого. Андромеда уверяет его, что выполнит свой долг и полюбит его. В конце действия мы узнаем, что Юнона отвергла жертвы, принесенные в ее честь. Приходят посланники с ужасной новостью о том, что в Медузе стало больше жертв.
АКТ II: Дворцовые сады
[ редактировать ]Сефе объявляет, что Персе будет сражаться с Медузой, чтобы освободить Эфиопию от ее террора; в случае успеха он получит Андромеду как свою собственную. Фини возмущена. Андромеда и Меропа признаются в взаимной любви к Персе и молятся за его благополучное возвращение. Когда Андромеда и Персея прощаются, она не может удержаться от признания, что любит только его. Меркурий уверяет Персею в помощи всех богов (кроме Юноны). Труппа циклопов приносит Персе меч, выкованный Вулканом, нимфы-воины приносят алмазный щит Паллады, а огненные духи из подземного мира преподносят ему шлем Плутона.
АКТ III: Жилище Горгон
[ редактировать ]Когда-то Медуза была красивой женщиной, известной своими роскошными волосами, и рассказывает, как она была превращена в змееволосого монстра рукой богини Минервы, которая ей завидовала. Меркурий накладывает усыпляющее заклинание на Медузу и Горгон, которые пытаются, но не могут сопротивляться заклинанию. Используя щит Минервы как зеркало, чтобы не смотреть на Медузу, Персе обезглавливает ее. Используя шлем Плутона, чтобы стать невидимым, Персе спасается от гнева оставшихся Горгон, неся голову Медузы.
АКТ IV: Скалистое побережье Эфиопии.
[ редактировать ]Эфиопы празднуют и ждут победоносного Персея на скалистом берегу моря. Поднимается шторм, и входит моряк Идас, чтобы сообщить, что разъяренная Юнона вместе с Нептуном полна решимости принести Андромеду в жертву морскому чудовищу. Финея говорит, что он предпочел бы видеть Андромеду мертвой, чем в объятиях своего соперника, признаваясь, что любовь умерла в его сердце. На глазах у отчаянного короля тритоны приковывают Андромеду к скале. В последний момент Персе летит к приближающемуся монстру и убивает его. Шторм заканчивается, и эфиопы празднуют победу.
АКТ V: Приемная, приготовленная к свадьбе Персеи и Андромеды.
[ редактировать ]Опустошенная Меропа жаждет смерти, но затем к ней присоединяется Фине. Эти двое сговариваются отомстить Персе с помощью Юноны. Однако, когда Первосвященник начинает свадебную церемонию, Меропа раскаивается в своем предательстве и предупреждает Персею, что убийцы Финеи приближаются. Гости свадьбы бегут. В завязавшейся битве Меропа поражена стрелой и убита. С помощью Юноны битва идет в пользу Финеи; однако Перси использует голову Горгоны, чтобы превратить своего врага в камень.
Сцена меняется на дворец Венеры. Венера спускается с небес, чтобы объявить, что Юнона умиротворена и теперь эфиопы могут жить в мире. Пока Сефея, Кассиопа, Персея и Андромеда парят на крыльях Меркурия, эфиопы празднуют это событие танцами и пением.
Релизы
[ редактировать ]DVD
[ редактировать ]Постановка Opera Atelier 2004 года, исполненная вживую в театре Элгин под руководством Маршалла Пинкоски и дирижером Эрве Нике в Торонто, стала первым домашним видео-выпуском оперы. В нем участвуют Сирил Овити (Персе), Мария Ленорман (Андромеда), Стефани Новачек (Кассиопа), Моника Уичер (Меропа), Оливье Лакер (Сефея/Медуза (последняя транспонирована с фа на ми-бемоль)), Ален Куломб (Фине). и Колин Эйнсворт (Mercure). Дизайнером был Жерар Гаучи , а хореографом - Жаннетт Зингг . Марк Стоун руководил телевизионным производством.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно Клелии Парвопассу (стр. 1008), если не указано иное.
- ^ На напечатанной партитуре партия записана как в баритоновом ключе (Акт 1 и частично Акт 5), так и в басовом ключе (Акты 2, 3, 4 и в начале Акта 5).
- ^ Согласно Парвопассу, это обычно «бас», но эта партия (называемая просто «первым эфиопом») записана в баритоновом ключе напечатанной партитуры (стр. 60).
- ↑ По словам Парвопассу, это обычно «бас», но эта партия (просто называемая «третий эфиопский») записана в баритоновом ключе напечатанной партитуры (стр. 60).
- ↑ Согласно Парвопассу, это обычно «бас», но эта партия записана в баритоновом ключе на напечатанной партитуре (стр. 109).
- ↑ Печатная партитура, стр. 193 и 251.
Источники
[ редактировать ]- Оригинальное либретто: Персе, Трагедия, представленная Королевской Музыкальной Академией семнадцатого апреля 1682 года , Париж, Баллард, 1682 год (доступно бесплатно онлайн на сайте Gallica - BNF )
- Печатная партитура: Персе, трагедия с музыкой, автор: месье де Люлли, Эскуйер, ... , Париж, Баллард, 1682 г. (доступно бесплатно в Интернете на сайте Gallica - BNF )
- Мастера французского барокко New Grove , изд. Грэм Сэдлер (Макмиллан, 1986)
- Путеводитель по опере викингов под ред. Холден (Викинг, 1993)
- Парвопассу, Клелия Персе , Джелли, Пьеро и Полетти, Филиппо (редактор), Dizionario dell'opera 2008 , Милан, Baldini Castoldi Dalai, 2007, стр. 1008-1009
- Журнал оперы в стиле барокко Жан-Клода Бренака (на французском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Persée : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур