Исида (Люлли)
«Исида» — французская опера ( tragédie en musique ) в прологе и пяти действиях на музыку Жана-Батиста Люлли и либретто Филиппа Кино Овидия по мотивам «Метаморфоз» . Пятая совместная работа Люлли с Кино, она была впервые исполнена 5 января 1677 года перед королевским двором Людовика XIV в замке Сен-Жермен-ан-Ле , а в августе получила серию публичных представлений в Театре дю Пале-Рояль. . [ 1 ] Это была первая опубликованная партитура Люлли (партитуры 1677 года); [ 2 ] полная партитура была опубликована в 1719 году.
История выступлений
[ редактировать ]Исида была возрождена только один раз за оставшиеся 38 лет правления Людовика XIV, 14 февраля 1704 года. Снова она возрождалась в 1717–1718 и 1732–1733 годах. [ 1 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса [ 3 ] | Премьерный состав [ 4 ] 5 января 1677 г. |
---|---|---|
Пролог | ||
Слава | сопрано | Мари Вердье |
Нептун | бас | М Форестер |
Первый Тритон | размер ( баритенор ) | Луи Голар Дюмень [ 5 ] |
Второй Тритон | высокий против [ 6 ] | М Новый |
Аполлон | высокий против | Доминик де Ла Гриль, |
Клио | [ 7 ] | М Ренье |
Каллиопа | сопрано | Мисс Де Фронто |
Мельпомена | сопрано | Мисс Клот |
Талия | сопрано | Мисс Пише |
Урания | [ 7 ] | М Датис |
Эрато | флейтист ( верхняя часть флейты ) | М Филберт |
Эвтерпа | флейтист ( верхняя часть флейты ) | М Пише |
Терпсикора | скрипач ( верх скрипки ) | М Фавр |
Полимние | скрипач ( верх скрипки ) | М Жубер |
Деяния 1–5 [ 8 ] | ||
Иеракс | баритон [ 9 ] | Жан Гайе |
Пиранте | высокий против | Франсуа Ланже |
Я / Исида | сопрано | Мари Обри |
Микен | сопрано | Мисс Сент-Коломб |
Меркурий | высокий против | Бернар Кледьер |
Юпитер | бас | Франсуа Бомавиль |
Ирис | сопрано | Мисс Бокре |
Юнона | сопрано | Мисс Сен-Кристоф |
Иметь | сопрано | Мари-Мадлен Бригонь |
Аргус | баритон [ 9 ] | Антуан Морель |
Нимфа , олицетворяющая Сиринкс. | сопрано | Мадемуазель Вердье |
Сильван, представляющий Пана | бас | М. Годонеше |
Ярость | высокий против | Бенуа-Гиацинт Рибон |
Первая судьба | сопрано | Мисс Бони |
Вторая судьба | высокий против [ 6 ] | Франсуа Ланже |
Третья судьба | бас [ 10 ] | М Форестер |
Балеты танцевали Пьер Бошан , Луи Пекур , Маньи, Бутвиль.
Краткое содержание
[ редактировать ]Пролог
[ редактировать ]Пролог, включающий обычную песнь Людовику XIV , происходит во дворце Славы ( La Renommée ) под звуки Слухов ( Rumeurs ) и Шумов ( Bruits ), танцующих в честь богини. Когда Слава воспевает «славу и триумфальную доблесть величайшего из героев», она имеет в виду Людовика XIV. Ее посещают Аполлон со своей свитой Муз , пришедших с неба, и Нептун со своей свитой Тритонов , прибывших с моря. Обе группы оснащены скрипками , лютнями и трубами . Когда Нептун поет о недавних морских приключениях завоевателя, он имеет в виду победу французского флота над голландцами и испанцами в 1676 году во франко-голландской войне . [ 11 ]
Деяния 1–5
[ редактировать ]Сюжет трагедии « Исида» во многом адаптирован из одного из эпизодов Овидия » «Метаморфоз . Ее сюжет аналогичен сюжету предыдущей оперы Люллия « Атис» (в которой Сангарида, обещанная Келоену, преследуется другим и приобретает в качестве соперницы богиню). Исида сосредоточена вокруг любви бога Юпитера к нимфе Ио и ревности Юноны .
Ио, дочь Инаха , обещана замуж за Гиеракса, но ее преследует Юпитер, и она уступает этой любви, несмотря на свое чувство вины.
Юнона заключила Ио в тюрьму и подвергла пыткам, что заставило Ио взывать к Юпитеру о помощи. Он клянется в верности Юноне, если она пощадит Ио, и Юнона превращает Ио в богиню: Исиду , египетскую богиню.
Скандал
[ редактировать ]Современники Люлли интерпретировали эту историю как изображение нестабильной ситуации между двумя любовницами короля. Персонаж Ио приравнивался к мадам де Людрес , новой фаворитке Людовика XIV при дворе, которой он делал щедрые подарки. Его давняя любовница, мадам де Монтеспан , «была в ярости и делала все возможное, чтобы унизить ее». [ 12 ] Последующий скандал , связанный с премьерой, на время положил конец сотрудничеству Люлли и Кино и привел к увольнению ряда членов творческого круга Люлли.
Записи
[ редактировать ]- Солисты Исиды , Симфония Марэ , дирижёр Уго Рейн (Accord, 3 компакт-диска, 2005)
- Солисты Isis , Les Talens Lyriques , дирижер Кристоф Руссе (Aparte, 2 компакт-диска, 2019)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б В основном 1983, с. 239–241; Лахарте 1878, стр. 31–32 .
- ^ Розов 1992, стр. 827.
- ↑ Согласно Парвопассу, если в сноске не указано иное.
- ↑ Согласно оригинальному либретто 1677 года.
- ↑ Этот певец, позже ставший ведущим haute contre, дебютировал в этом спектакле в Опере в партии « taille », интерпретируя второстепенную роль Тритона ( Оперный словарь New Grove , I, статья: «Дюмениль, [Дюмениль) , Дюмени, Дю Месни, дю Мени]", стр. 1273)
- ^ Jump up to: а б Эта партия haute-contre необычно записана в ключе меццо-сопрано на печатной партитуре того периода, указанной ниже в качестве внешней ссылки .
- ^ Jump up to: а б Ни одна часть этого персонажа -травести не написана в партитуре того периода, указанной ниже в качестве внешней ссылки , а сам персонаж не упоминается Парвопассу.
- ↑ По словам Парвопассу, в трагедии также участвуют еще четыре персонажа (не упомянутые в оригинальном либретто): Голод (верхний контр), Война (бас), Потоп (верхний контр), Пламя (бас).
- ^ Jump up to: а б Эта партия указана Парвопассу как басовая, но она отмечена в баритоновом ключе на напечатанной партитуре того периода, указанной ниже в качестве внешней ссылки .
- ^ По словам Парвопассу, третья партия Fate - это партия haute-contre, но она записана в басовом ключе на напечатанной партитуре того периода, указанной ниже в качестве внешней ссылки , и была исполнена месье Форестье, тем же артистом, который также исполнил бас-гитару Пролога. роль Нептуна.
- ^ В основном 1983, с. 240.
- ^ В основном 1983, с. 241.
Источники
- Мастера французского барокко New Grove , изд. Грэм Сэдлер (Макмиллан, 1986)
- Путеводитель по опере викингов под ред. Холден (Викинг, 1993)
- Журнал оперы в стиле барокко Жан-Клода Бренака (на французском языке)
- Парвопассу, Клелия Исида , Джелли, Пьеро и Полетти, Филиппо (редактор), Dizionario dell'opera 2008 , Милан, Baldini Castoldi Dalai, 2007, стр. 671–672
- Питу, Шпиль (1983). Парижская опера: энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей. Бытие и слава, 1671–1715 гг . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 9780313214202 .
- Розоу, Лоис (1992). « Исида (ii)», т. 2, с. 827, в Оперном словаре New Grove (4 тома) под редакцией Стэнли Сэди . Лондон: Макмиллан. ISBN 9781561592289 .
- Сэди, Стэнли (редактор), Оперный словарь Нью-Гроув , Гроув (издательство Оксфордского университета), Нью-Йорк, 1997 ( ISBN 978-0-19-522186-2 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Либретто «Исиды» 1677 года , другое издание либретто 1677 года (с упоминанием имен исполнителей), печатные тетради 1677 года (для выступлений в Пале-Рояле), старинная печатная партитура, SD (но 1700 по Галлике) и партитура 1719 год в Галлике
- Исида : изображения рукописной копии Исиды 1677 года в высоком разрешении.
- Исида : изображения первого издания Исиды (1719 г.) в высоком разрешении.
- Isis : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исида : Либретто