Jump to content

Армида (Люлли)

Люлли Армида в оперном театре Пале-Рояль в 1761 году, акварель Габриэля де Сент-Обена.

Армида опера в пяти действиях Жана-Батиста Люлли . Либретто ( Филиппа Кино основано на Торквато Тассо поэме La Gerusalemme liberata « Освобожденный Иерусалим »). Произведение выполнено в форме музыкальной трагедии — жанра, придуманного Люлли и Кино.

Критики XVIII века считали «Армиду» шедевром Люлли. Он по-прежнему пользуется большим уважением, поскольку включает в себя некоторые из самых известных музыкальных произведений французской оперы в стиле барокко и, возможно, опережает свое время по своему психологическому интересу. В отличие от большинства своих опер, Армида концентрируется на устойчивом психологическом развитии персонажа - не Рено, который проводит большую часть оперы под чарами Армиды, а Армиды, которая неоднократно безуспешно пытается предпочесть месть любви.

История выступлений

[ редактировать ]

Впервые «Армида» была исполнена 15 февраля 1686 года Парижской оперой в Театре Пале-Рояль с декорациями Берена в присутствии Великого дофина . Сюжет для оперы для Люлли выбрал король Франции Людовик XIV . [1] Однако король не присутствовал ни на премьере, ни на одном из следующих представлений: [2] возможно, потому, что Люлли был замешан в гомосексуальном скандале. [3] Опера была хорошо принята парижанами и была возрождена Парижской оперой в 1703, 1713–14, 1724, 1746–47, 1761 и 1764 годах. [4] Между 1686 и 1751 годами «Армида» была смонтирована в Марселе , Брюсселе , Лионе , Люневиле и, возможно, Меце , а также ставилась за границей в Гааге , Берлине (с доработками Карла Генриха Грауна ) и, очевидно, в двух концертных исполнениях, в Риме . [5]

5 ноября 2005 года, почти 320 лет спустя, Оперное ателье Торонто представило «Армиды» североамериканскую премьеру под руководством дирижера Эндрю Пэррота и музыкального руководителя Дэвида Фэллиса . [6] [7]

Титульный лист первого издания партитуры, Париж, 1686 г.
Роль Тип голоса Премьерный состав, [2] [5] 15 февраля 1686 г.
(Дирижер: Паскаль Коллас )
Аллегорический пролог
Слава сопрано
Мудрость сопрано
Основной сюжет
Армида, волшебница, племянница Гидраота сопрано Мари Ле Рошуа
Рено, рыцарь высокий против Луи Голар Дюмень
Финика, доверенное лицо Армиды сопрано Мари-Луиза Дематен
Сидони, доверенное лицо Армиды сопрано Франсуаза Фаншон Моро , Кадетта
Хидраот, маг, царь Дамаска бас-хвост ( бас-баритон ) Жана Дана Отец [8]
Аронте, страж пленных рыцарей Армиды. малоэтажный
Артемидор, рыцарь Taille ( баритенор )
Ла Хейн [Ненависть] размер Мистер Брат
Убальде, рыцарь малоэтажный
Датский рыцарь, спутник Убальде высокий против
Демон в образе Водяной нимфы сопрано
Демон в образе Люсинды, возлюбленной датского рыцаря. сопрано
Демон в образе Мелиссы, возлюбленной Убальде. сопрано
Герои, следующие за Славой; нимфы, следующие за Мудростью; жители Дамаска; демоны, переодетые нимфами, пастухами и пастушками; летающие демоны, замаскированные под Зефиров;
последователи Ненависти, Фурий, Жестокости, Мести, Ярости и т. д.; демоны, замаскированные под деревенских жителей; Удовольствия; демоны, замаскированные под счастливых любовников
Ринальдо и Армида , Николя Пуссен , 1629 год.

Краткое содержание

[ редактировать ]
Один из эскизов Жана Берена к первой постановке « Армиды» , 1686 год.

Во время Первого крестового похода Армида своими магическими заклинаниями заманивает в ловушку своего врага, христианского рыцаря Рено. В тот момент, когда она поднимает кинжал, чтобы убить его, она влюбляется в него. Она произносит заклинание, чтобы заставить его полюбить ее в ответ. Вернувшись в свой замок, она не может смириться с тем, что любовь Рено — всего лишь дело волшебства. Она призывает Богиню Ненависти восстановить ее ненависть к Рено, но не может спастись от чувства любви к нему. Богиня обрекает Армиду на вечную любовь. Прежде чем Армида сможет вернуться к Рено, двое его сослуживцев достигают Рено и разрушают чары Армиды. Рено удается сбежать от Армиды, которая остается в ярости, отчаянии и безнадежности.

Сцена из II действия, гравюра с партитуры, 1700 г.

История и анализ

[ редактировать ]

Примерно через восемь десятилетий после «Орфея» Монтеверди Жан-Батист Люлли поставил «Армиду» вместе со своим давним соратником, драматургом Жаном-Филиппом Кино. Вместе они разработали « tragédie en musique», или «tragédie lyrique», которая стала новой формой оперы, сочетающей в себе элементы классической французской драмы с балетом, французской песенной традицией и новой формой речитатива. «Армида» была одной из последних опер Люлли, и поэтому ее стиль чрезвычайно развит.

Инструментальная увертюра оперы разделена на две части, все с одинаковым высокопрофессиональным звучанием, словно сопровождающие выход весьма почитаемого авторитета. На самом деле, согласно « Антологии западной музыки Нортона», это «величие, подходящее королю Франции, чье появление в театре увертюра обычно сопровождала, когда он присутствовал». [9] Временами он игрив и подвижен, но всегда остается церемонным. Первая часть увертюры имеет двойной размер и звучит сравнительно медленнее, чем вторая часть, когда размер меняется на составной. Эти два разных стиля отключаются до завершения произведения (в двухметровом размере).

Гравюра композитора с фронтисписа партитуры.

Самый известный момент оперы - второй акт, сцена 5, монолог чародейки Армиды, считающийся «одним из самых впечатляющих речитативов во всех операх Люлли». [9] Армида, сопровождаемая только континуо, попеременно то прославляется своими силами, то поддается пронзительной тревоге. Сжимая кинжал, она выражает свое непреклонное желание убить рыцаря Рено, сорвавшего ее план по удержанию рыцарей Крестовых походов в плену. Несмотря на отсутствие тщательной оркестровки, приемы драматической интерпретации ритма, впечатляющее использование акцентов на сильных долях и преувеличенное использование пауз прекрасно усложняют это произведение.

Рено взял на себя героический и отважный долг по освобождению этих рыцарей, к большому неудовольствию Армиды, которая теперь планирует убить его так быстро и стремительно, как только сможет, пока он крепко спит под ее магическими чарами. Ее охватывает резкое чувство нерешительности, а ее голос становится мягче и полон сомнений, когда она неожиданно влюбляется в своего заклятого врага. Ее страсть к мести, которой она изначально была так привержена, уступает место вновь обретенной любви: «Давайте продолжим… Я дрожу! Давайте отомстим… Я вздыхаю! / Моя ярость гаснет, когда я приближаюсь к нему/ Кажется, он создан для любви». Преувеличенное использование пауз прекрасно иллюстрируется здесь, в тактах 38–42, среди ее ярости и мстительности. Армиду поражает ее противоречивое и запутанное чувство любви, а использование многоточий передает это драматическое колебание и внутреннее смятение.

Она принимает решение, гораздо более гуманное, чем убийство Рено, наложив еще одно заклинание, чтобы заставить его влюбиться в нее. Бас в этой части усиливается и становится гораздо более выразительным, а поддерживающая динамическая гармония обеспечивает более мелодичный стиль. Идея развита сопровождающей музыкой, вызывающей любовь и идеализм, по структуре напоминающей менуэт. Также распространено повторение: оркестр сначала представляет всю мелодию, а Армида повторяет ее настроение. Вариация начинается с меняющихся эмоций Армиды, что приводит к танцевальному ощущению, содержащему оркестровые прелюдии и пару речитативных стилей.

Убальде и датский рыцарь Луи Жан Франсуа Лагрене

Отрывок из фильма-антологии 1987 года «Ария» во многом основан на сюжете Армиды . Режиссер Жан-Люк Годар , действие происходит в спортзале и использует подборку музыки из Филиппа Эрревеге первой записи оперы с Рэйчел Якар в главной роли. («Ах! Si la liberté...», «Enfin, il est en ma puissance», «Венеция, Венеция, Хейн неумолим»). [10]

Помимо двух записей Херревеге, упомянутых выше, есть еще две записи: бюджетная версия на Наксосе. [3] и аккаунт Кристофа Руссе, выпущенный на лейбле Aparté в 2017 году.

видеозапись постановки Кристи «Армиды» Уильяма в Театре Елисейских Полей 2008 года. На DVD выпущена [11]

В июне 2024 года звукозаписывающий лейбл Château de Versailles Spectacles выпустил запись с участием Le Poème Harmonique, хора Дижонской оперы, дирижера Винсента Дюместра и Стефани д'Устрак в главной роли.

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Андерсон, Николас (август 1993 г.). «Армида (запись-рецензия)» . Граммофон . Проверено 21 сентября 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б « Журнал оперы барокко (архивная копия)» . Архивировано из оригинала 1 марта 2014 года . Проверено 23 февраля 2011 г. .
  3. ^ Jump up to: а б Розоу, Лоис (2003). «Армида: окончательный триумф Люлли» . Архивировано из оригинала 10 августа 2016 года . Проверено 22 сентября 2015 г.
  4. ^ Лахарте , с. 52 ф.
  5. ^ Jump up to: а б Розов ( Гроув ).
  6. ^ Хаскелл, Ричард. «Оперное ателье» . Канадская энциклопедия . Оперное ателье. Оперная труппа Торонто, специализирующаяся на репертуаре в стиле барокко (17 и 18 веков), основанная в 1985 году... В состав художественного состава входят сценограф Жерар Гаучи, музыкальный руководитель Дэвид Фаллис ... Оперное ателье стало одной из выдающихся оперных трупп в стиле барокко в Северной Америке. .
  7. ^ Цитрон, Паула. «Североамериканская премьера « Люлли » Армиды ». Опера Канады . Том. 46, нет. 3 (осень 2005 г.). Это факт, что нынешний оперный репертуар движется назад во времени быстрее, чем вперед. Одним из генералов, возглавляющих, так сказать, отступление, является базирующееся в Торонто Opera Atelier. В ноябре этого года компания отмечает свой 20-летний юбилей североамериканской премьерой «Армиды» Жана-Батиста Люлли, шедевра французского барокко, написанного в 1686 году.[...] Хотя об оригинальной постановке известно очень много, поставив ее на 300 годы спустя все еще имеет свои проблемы. Постоянный музыкальный руководитель ОА Дэвид Фэллис является дирижера Эндрю Пэррота для «Армиды». руководителем репетиций
  8. По мнению Розова ( Гроув ), роль Гидраота мог исполнить либо Дун отец, либо Франсуа Бомавилль .
  9. ^ Jump up to: а б Антология западной музыки Нортона, с. 520.
  10. Херревеге сделал еще одну запись в 1990-х годах. Видеть Андерсон, Николас (август 1993 г.). «Армида (запись-рецензия)» . Граммофон . Проверено 21 сентября 2015 г.
  11. ^ Тим Эшли (8 декабря 2011 г.). «Люлли: Армида – обзор» . Хранитель . Проверено 22 сентября 2015 г.
Источники
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a11bf73d85e41e39f4376a9b4a4754b6__1717252620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/b6/a11bf73d85e41e39f4376a9b4a4754b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armide (Lully) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)