Армида (Люлли)

Армида — опера в пяти действиях Жана-Батиста Люлли . Либретто ( Филиппа Кино основано на Торквато Тассо поэме La Gerusalemme liberata « Освобожденный Иерусалим »). Произведение выполнено в форме музыкальной трагедии — жанра, придуманного Люлли и Кино.
Критики XVIII века считали «Армиду» шедевром Люлли. Он по-прежнему пользуется большим уважением, поскольку включает в себя некоторые из самых известных музыкальных произведений французской оперы в стиле барокко и, возможно, опережает свое время по своему психологическому интересу. В отличие от большинства своих опер, Армида концентрируется на устойчивом психологическом развитии персонажа - не Рено, который проводит большую часть оперы под чарами Армиды, а Армиды, которая неоднократно безуспешно пытается предпочесть месть любви.
История выступлений
[ редактировать ]Впервые «Армида» была исполнена 15 февраля 1686 года Парижской оперой в Театре Пале-Рояль с декорациями Берена в присутствии Великого дофина . Сюжет для оперы для Люлли выбрал король Франции Людовик XIV . [1] Однако король не присутствовал ни на премьере, ни на одном из следующих представлений: [2] возможно, потому, что Люлли был замешан в гомосексуальном скандале. [3] Опера была хорошо принята парижанами и была возрождена Парижской оперой в 1703, 1713–14, 1724, 1746–47, 1761 и 1764 годах. [4] Между 1686 и 1751 годами «Армида» была смонтирована в Марселе , Брюсселе , Лионе , Люневиле и, возможно, Меце , а также ставилась за границей в Гааге , Берлине (с доработками Карла Генриха Грауна ) и, очевидно, в двух концертных исполнениях, в Риме . [5]
5 ноября 2005 года, почти 320 лет спустя, Оперное ателье Торонто представило «Армиды» североамериканскую премьеру под руководством дирижера Эндрю Пэррота и музыкального руководителя Дэвида Фэллиса . [6] [7]
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьерный состав, [2] [5] 15 февраля 1686 г. (Дирижер: Паскаль Коллас ) | |
---|---|---|---|
Аллегорический пролог | |||
Слава | сопрано | ||
Мудрость | сопрано | ||
Основной сюжет | |||
Армида, волшебница, племянница Гидраота | сопрано | Мари Ле Рошуа | |
Рено, рыцарь | высокий против | Луи Голар Дюмень | |
Финика, доверенное лицо Армиды | сопрано | Мари-Луиза Дематен | |
Сидони, доверенное лицо Армиды | сопрано | Франсуаза Фаншон Моро , Кадетта | |
Хидраот, маг, царь Дамаска | бас-хвост ( бас-баритон ) | Жана Дана Отец [8] | |
Аронте, страж пленных рыцарей Армиды. | малоэтажный | ||
Артемидор, рыцарь | Taille ( баритенор ) | ||
Ла Хейн [Ненависть] | размер | Мистер Брат | |
Убальде, рыцарь | малоэтажный | ||
Датский рыцарь, спутник Убальде | высокий против | ||
Демон в образе Водяной нимфы | сопрано | ||
Демон в образе Люсинды, возлюбленной датского рыцаря. | сопрано | ||
Демон в образе Мелиссы, возлюбленной Убальде. | сопрано | ||
Герои, следующие за Славой; нимфы, следующие за Мудростью; жители Дамаска; демоны, переодетые нимфами, пастухами и пастушками; летающие демоны, замаскированные под Зефиров; последователи Ненависти, Фурий, Жестокости, Мести, Ярости и т. д.; демоны, замаскированные под деревенских жителей; Удовольствия; демоны, замаскированные под счастливых любовников |

Краткое содержание
[ редактировать ]Во время Первого крестового похода Армида своими магическими заклинаниями заманивает в ловушку своего врага, христианского рыцаря Рено. В тот момент, когда она поднимает кинжал, чтобы убить его, она влюбляется в него. Она произносит заклинание, чтобы заставить его полюбить ее в ответ. Вернувшись в свой замок, она не может смириться с тем, что любовь Рено — всего лишь дело волшебства. Она призывает Богиню Ненависти восстановить ее ненависть к Рено, но не может спастись от чувства любви к нему. Богиня обрекает Армиду на вечную любовь. Прежде чем Армида сможет вернуться к Рено, двое его сослуживцев достигают Рено и разрушают чары Армиды. Рено удается сбежать от Армиды, которая остается в ярости, отчаянии и безнадежности.

История и анализ
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2021 г. ) |
Примерно через восемь десятилетий после «Орфея» Монтеверди Жан-Батист Люлли поставил «Армиду» вместе со своим давним соратником, драматургом Жаном-Филиппом Кино. Вместе они разработали « tragédie en musique», или «tragédie lyrique», которая стала новой формой оперы, сочетающей в себе элементы классической французской драмы с балетом, французской песенной традицией и новой формой речитатива. «Армида» была одной из последних опер Люлли, и поэтому ее стиль чрезвычайно развит.
Инструментальная увертюра оперы разделена на две части, все с одинаковым высокопрофессиональным звучанием, словно сопровождающие выход весьма почитаемого авторитета. На самом деле, согласно « Антологии западной музыки Нортона», это «величие, подходящее королю Франции, чье появление в театре увертюра обычно сопровождала, когда он присутствовал». [9] Временами он игрив и подвижен, но всегда остается церемонным. Первая часть увертюры имеет двойной размер и звучит сравнительно медленнее, чем вторая часть, когда размер меняется на составной. Эти два разных стиля отключаются до завершения произведения (в двухметровом размере).

Самый известный момент оперы - второй акт, сцена 5, монолог чародейки Армиды, считающийся «одним из самых впечатляющих речитативов во всех операх Люлли». [9] Армида, сопровождаемая только континуо, попеременно то прославляется своими силами, то поддается пронзительной тревоге. Сжимая кинжал, она выражает свое непреклонное желание убить рыцаря Рено, сорвавшего ее план по удержанию рыцарей Крестовых походов в плену. Несмотря на отсутствие тщательной оркестровки, приемы драматической интерпретации ритма, впечатляющее использование акцентов на сильных долях и преувеличенное использование пауз прекрасно усложняют это произведение.
Рено взял на себя героический и отважный долг по освобождению этих рыцарей, к большому неудовольствию Армиды, которая теперь планирует убить его так быстро и стремительно, как только сможет, пока он крепко спит под ее магическими чарами. Ее охватывает резкое чувство нерешительности, а ее голос становится мягче и полон сомнений, когда она неожиданно влюбляется в своего заклятого врага. Ее страсть к мести, которой она изначально была так привержена, уступает место вновь обретенной любви: «Давайте продолжим… Я дрожу! Давайте отомстим… Я вздыхаю! / Моя ярость гаснет, когда я приближаюсь к нему/ Кажется, он создан для любви». Преувеличенное использование пауз прекрасно иллюстрируется здесь, в тактах 38–42, среди ее ярости и мстительности. Армиду поражает ее противоречивое и запутанное чувство любви, а использование многоточий передает это драматическое колебание и внутреннее смятение.
Она принимает решение, гораздо более гуманное, чем убийство Рено, наложив еще одно заклинание, чтобы заставить его влюбиться в нее. Бас в этой части усиливается и становится гораздо более выразительным, а поддерживающая динамическая гармония обеспечивает более мелодичный стиль. Идея развита сопровождающей музыкой, вызывающей любовь и идеализм, по структуре напоминающей менуэт. Также распространено повторение: оркестр сначала представляет всю мелодию, а Армида повторяет ее настроение. Вариация начинается с меняющихся эмоций Армиды, что приводит к танцевальному ощущению, содержащему оркестровые прелюдии и пару речитативных стилей.

Фильм
[ редактировать ]Отрывок из фильма-антологии 1987 года «Ария» во многом основан на сюжете Армиды . Режиссер Жан-Люк Годар , действие происходит в спортзале и использует подборку музыки из Филиппа Эрревеге первой записи оперы с Рэйчел Якар в главной роли. («Ах! Si la liberté...», «Enfin, il est en ma puissance», «Венеция, Венеция, Хейн неумолим»). [10]
Записи
[ редактировать ]Помимо двух записей Херревеге, упомянутых выше, есть еще две записи: бюджетная версия на Наксосе. [3] и аккаунт Кристофа Руссе, выпущенный на лейбле Aparté в 2017 году.
видеозапись постановки Кристи «Армиды» Уильяма в Театре Елисейских Полей 2008 года. На DVD выпущена [11]
В июне 2024 года звукозаписывающий лейбл Château de Versailles Spectacles выпустил запись с участием Le Poème Harmonique, хора Дижонской оперы, дирижера Винсента Дюместра и Стефани д'Устрак в главной роли.
См. также
[ редактировать ]- Ринальдо , опера Генделя 1711 года на родственное либретто
- Армида , опера Глюка 1777 года на либретто Кино с некоторыми внесенными изменениями
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Андерсон, Николас (август 1993 г.). «Армида (запись-рецензия)» . Граммофон . Проверено 21 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б « Журнал оперы барокко (архивная копия)» . Архивировано из оригинала 1 марта 2014 года . Проверено 23 февраля 2011 г. .
- ^ Jump up to: а б Розоу, Лоис (2003). «Армида: окончательный триумф Люлли» . Архивировано из оригинала 10 августа 2016 года . Проверено 22 сентября 2015 г.
- ^ Лахарте , с. 52 ф.
- ^ Jump up to: а б Розов ( Гроув ).
- ^ Хаскелл, Ричард. «Оперное ателье» . Канадская энциклопедия .
Оперное ателье. Оперная труппа Торонто, специализирующаяся на репертуаре в стиле барокко (17 и 18 веков), основанная в 1985 году... В состав художественного состава входят сценограф Жерар Гаучи, музыкальный руководитель Дэвид Фаллис ... Оперное ателье стало одной из выдающихся оперных трупп в стиле барокко в Северной Америке. .
- ^ Цитрон, Паула. «Североамериканская премьера « Люлли » Армиды ». Опера Канады . Том. 46, нет. 3 (осень 2005 г.).
Это факт, что нынешний оперный репертуар движется назад во времени быстрее, чем вперед. Одним из генералов, возглавляющих, так сказать, отступление, является базирующееся в Торонто Opera Atelier. В ноябре этого года компания отмечает свой 20-летний юбилей североамериканской премьерой «Армиды» Жана-Батиста Люлли, шедевра французского барокко, написанного в 1686 году.[...] Хотя об оригинальной постановке известно очень много, поставив ее на 300 годы спустя все еще имеет свои проблемы. Постоянный музыкальный руководитель ОА Дэвид Фэллис является дирижера Эндрю Пэррота для «Армиды». руководителем репетиций
- ↑ По мнению Розова ( Гроув ), роль Гидраота мог исполнить либо Дун отец, либо Франсуа Бомавилль .
- ^ Jump up to: а б Антология западной музыки Нортона, с. 520.
- ↑ Херревеге сделал еще одну запись в 1990-х годах. Видеть Андерсон, Николас (август 1993 г.). «Армида (запись-рецензия)» . Граммофон . Проверено 21 сентября 2015 г.
- ^ Тим Эшли (8 декабря 2011 г.). «Люлли: Армида – обзор» . Хранитель . Проверено 22 сентября 2015 г.
- Источники
- Лажарт, Теодор (1878). Музыкальная библиотека Театра Оперы , том 1 [1671–1791]. Париж: Librairie des Bibliophiles ( онлайн в Google Books ).
- Розоу, Лоис, «Армида (i)», в Стэнли Сэди (редактор), Оперный словарь Нью-Гроув (Oxford University Press, Нью-Йорк, 1997), ISBN 978-0-19-522186-2 , I, с. 200-02
- (на французском языке) Оперный магазин в стиле барокко
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Армида : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Либретто