Трагедия в музыке
Трагедия в музыке ( Французский: [tʁaʒedi ɑ̃ myzik] , музыкальная трагедия), также известный как tragédie lyrique ( французский: [tʁaʒedi liʁik] , лирическая трагедия) — жанр французской оперы, введенный Жаном-Батистом Люлли и использовавшийся его последователями до второй половины восемнадцатого века. Оперы этого жанра обычно основаны на сюжетах классической мифологии или итальянских романтических эпосах Тассо и Ариосто . Истории не обязательно имеют трагический конец (на самом деле, у большинства его нет), но атмосфера произведений повсюду пронизана аффектом благородства и величия. Стандартная музыкальная трагедия состоит из пяти действий. Ранним произведениям этого жанра предшествовал аллегорический пролог, и при жизни Людовика XIV они обычно прославляли благородные качества короля и его военное мастерство. Каждое из пяти действий обычно следует основному образцу, начиная с арии, в которой один из главных героев выражает свои чувства, за которым следует речитативный диалог с вкраплениями коротких арий ( petits airs ), в которых и происходит основная суть сюжета. Каждое действие традиционно заканчивается дивертисмент , открывающий большие возможности для хора и балетной труппы. Композиторы иногда меняли порядок этих черт в акте по драматическим причинам.
Яркие образцы жанра
[ редактировать ]Помимо Люлли, самым значительным автором музыкальных трагедий является Рамо , пять произведений которого считаются высшими шедеврами жанра. Путеводитель по опере викингов называет Марка-Антуана Шарпантье « трагедию «Меде» возможно, лучшей французской оперой семнадцатого века». В восемнадцатом веке Жана-Мари Леклера единственная трагедия «Сцилла и Главк» такую же похвалу получила . Другими высокопоставленными представителями являются Андре Кампра ( Танкред , Идомене ), Марин Марэ ( Алкион , Семеле) и Мишель Пиньоле де Монтеклер ( Джефте ).
Список произведений этого жанра (эпоха барокко)
[ редактировать ]- Кадм и Гермиона (1673)
- Альцеста (1674 г.)
- Тесей (1675)
- Атис (1676 г.)
- Исида (1677)
- Психея (1678)
- Беллерофонт (1679 г.)
- Прозерпина (1680)
- Персей (1682 г.)
- Фаэтон (1683 г.)
- Амадис (1684 г.)
- Роланд (1685)
- Шрамы (1686)
- Ахиллес и Поликсен (1687, завершено Паскалем Коллассом )
Работы сыновей Люлли
[ редактировать ]- Оронтея (1688)
- Фетида и Пелей (1689)
- Эней и Лавиния (1691)
- Астрея (1691)
- Джейсон, или Золотое руно (1696)
- Пение (1700)
- Поликсена и Пирр (1706 г.)
- Дэвид и Джонатан (1688 г.)
- Цельс Мученик (1687, потерян)
- Филомель (проиграла)
- Артаксерс (проиграл)
- Медея (1693 г.)
- Дидона (1693)
- Цирцея (1694)
- Феаген и Хариклея (1695)
- Венера и Адонис (1697)
- Ифигения в Таврии (1704, завершен Кампра )
- Рено или продолжение Армиды (1722 г.)
- Олси (1693) (с сыном Люлли, Луи)
- Ариана и Вакх (1696)
- Зимородок (1706 г.)
- Семела (1709 г.)
- Цефал и Прокрис (1694 г.)
- Медуза (1697)
- Гипермнестра (1716 г.)
- Амадис Греции (1699 г.)
- Мартезия, королева амазонок (1699)
- Омфала (1701 г.)
- Каллироэ (1712 г.)
- Телемах (или Телемах и Калипсо ) (1714 г.)
- Семирамида (1718 г.)
- Гесиона (1700 г.)
- Танкред (1702 г.)
- Телемах (1704 г.)
- Альсин (1705 г.)
- Гипподамия (1708 г.)
- Идоменея (1712 г.)
- Телефе (1713 г.)
- Камилла, королева вольсков (1717 г.)
- Ахиллес и Деидамия (1735 г.)
- Сцилла (1701 г.)
- Улисс (1703)
- Мед, царь Мидии (1702 г.)
- Филомела (1705 г.)
- Брадаманте (1707 г.)
- Крез Афинянин (1712 г.)
- Телегон (1725)
- Орион (1728 г.)
- Библис (1732 г.)
- Медея и Ясон (1713)
- Теоноэ (1715)
- Арион (1714 г.)
- Пирам и Фисба (1726)
- Тарсис и Зели (1728)
- Скандерберг (1735 г.)
- Пирр (1730 г.)
- Иеффай (1732 г.)
- Ипполит и Ариция (1733)
- Кастор и Поллукс (1737)
- Дардан (1739 г.)
- Зороастр (1749 г.)
- Бореады (1764)
- Нитетис (1741 г.)
- Юпитер-покоритель титанов (1745) (с Бернаром де Бюри )
- Сцилла и Главк (1746 г.)
- Леандер и Герой (1750)
- Эней и Лавини (1758)
- Пение (1760)
- Геракл умирает (1761 г.)
- Поликсены (1763 г.)
- Исмена и Исмения (1763 г.)
- Тесей (1765)
- Амадис Галльский (И. К. Бах) (1779)
Ссылки
[ редактировать ]- Варрак, Джон и Уэст, Юэн (1992), Оксфордский оперный словарь , 782 страницы, ISBN 0-19-869164-5